Полномочия главы государства в системе государственного управления

АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯКафедра теории и практикигосударственного управленияКурсовая работа
на тему: «Полномочия главы государства в системегосударственного управления»
Студентки
4 курс, ПРСОГУ-3 О.И. Николаёнок
Научный руководитель: С.В. Ананьева
Минск 2009

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Полномочия Президента РеспубликиБеларусь в нормотворческой сфере
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
 
Шарль де Голль так излагал свою доктринуконституционного строительства: «По моему мнению, необходимо, чтобыгосударство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видетьстоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта еесудеб». В этой связи обычно утверждается пост главы государства. В отличиеот ”классических” ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)фактическое и юридическое положение главы государства однозначно определитьневозможно. В каждой стране место этого должностного лица очень своеобразно иесть своя специфика (это зависит от исторических традиций, формы правления и т.д.).
При этом следуетотметить, что во многих конституциях термин «глава государства» прямоне упоминается. В литературе обычно под ним понимается монарх либо президентстраны. Именно глава государства обеспечивает высшее представительство страны,часто он является символом государства, единства нации.
Объектом исследования вданной курсовой работе являются полномочия главы государства в системегосударственного управления.
Предметом исследования являетсяпонятие главы государства, анализ полномочий Президента Республики Беларусь.
Цель данного исследования– определить полномочия главы государства в системе государственного управленияна примере Республики Беларусь.
Для этого в работепоставлены следующие задачи:
1.        рассмотретьпонятие «глава государства»;
2.        рассмотретьполномочия Президента Республики Беларусь.
Выяснив всевышеизложенное, мы сможем составить представление о полномочиях главыгосударства в системе органов государственного управления.
При написании курсовойработы мной были использованы следующие методы научного исследования: формально– юридический метод, метод исторического анализа и сравнительно – правовойметод.
Структура работы: работасостоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Работа написана на 33листах компьютерного текста.

/>1.ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
В отличие от «классических»ветвей власти – парламента, правительства, суда (законодательной,исполнительной и судебной власти) – фактическое и юридическое положение главыгосударства однозначным образом определить невозможно. Глава государства – этолицо, которое занимает самый важный пост в стране, юридически занимает первоеместо.
В каждой стране местоэтого должностного лица очень своеобразно, и в каждой стране есть свояспецифика. Однако можно выделить наиболее общие черты, характеризующие институтглавы государства.
На наш взгляд, А.М. Осавелюкдостаточно лаконично инаиболее точно определяет понятие главы государства. Это должностное лицо илиорган, занимающий высшее место в системе органов государства, высший егопредставитель внутри и вне страны, символ единства нации, государства (народа игосударства) [4, с. 58].
Следует отметить, чтоглава государства может выступать либо в виде монарха, либо в виде президента,либо (крайне редко) в виде коллегиального органа. Например, в Японии Главойгосударства является Император. И Конституция определяет его как «символа государстваи единства народа, его статус определяется волей всего народа, которомупринадлежит суверенная власть». Согласно ст.56 испанской конституции: «Корольявляется главой испанского государства, символом его единства и постоянства. Он– гарант правильного функционирования государственных институтов, осуществляетвысшее представительство Испании в международных отношениях, особенно снациями, с которыми она связана исторически. А также осуществляет функции,которые предоставлены ему конституцией и законами».
Во Франции высшимгосударственным органом является Президент республики, который следит за соблюдениемконституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционированиегосударственных органов, а также преемственность государства. Он являетсягарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдениясоглашений сообщества и договоров.
Правовой и реальныйстатус главы государства, его роль в процессе осуществления государственнойвласти зависят от формы правления, существующей в данном государстве, характераполитического режима, от ряда иных обстоятельств, в том числе – от сложившихсяв стране традиций, обычаев и судебных прецедентов.
В странах, где главагосударства обладает реальной правительственной властью – возглавляетисполнительную власть, возглавляет формально юридически или фактически правительство– он осуществляет реальное руководство государственными делами, определяет инаправляет политический курс страны, обеспечивает выполнение этого курса. Вэтом случае глава государства – это лидер страны.
При парламентарных формахправления, т.е. при парламентской республике либо парламентской монархии, главагосударства какого–либо реального участия в управлении делами государства, какправило, не принимает. Это, так называемый, номинальный глава государства.Однако при всей своей номинальности он также оказывает важное влияние наполитический процесс, на работу государственного механизма. При возникновениикаких–то нестандартных ситуаций, при возникновении разного рода кризисов иличрезвычайных положений, роль и степень его вовлеченности в политическиепроцессы сильно возрастает.
Глава государства можетбыть легитимным главой государства – заняв свой пост, пройдя определенныепроцедуры на основании определенных законов, признаваемый в этом качестве своимгражданами и другими государствами. Глава государства может быть и нелегитимным – т.е. захватившим эту должность, узурпировавшим ее, но реально выполняющимфункции главы государства и подчинившим себе остальные звенья государственноймашины. Способы легитимизации могут быть самыми различными: если этореспублика, то главой государства является избранный президент, если этомонархия, то это монарх, получающий свою должность по наследству. Нелегитимныйглава государства — это, как правило, диктатор, глава военной хунты,захвативший власть при помощи насилия.
Часто главу государстваотносят к исполнительной власти. Ст.2 Конституции США гласит, чтоисполнительная власть принадлежит президенту США. Для того чтобы определить основныероли, функции главы государства следуетвыделить две модели главыгосударства, за которыми стоят два основных понятия.
Первая модель и перваяфункция – это главагосударства – лидер страны. Лидер может быть формальным и фактическим. Он можетсочетать оба эти качества, может быть главой «де юре» и «де факто», но этоможет и не совпадать. Примером фактического лидера является абсолютный монархлибо президент президентской республики, избираемый народом. Это лидер страны,причем лидер легитимный, получивший свою власть по установленным правилам ипризнаваемый в этом качестве народом.
Вторая модель и втораяосновная функция,понимаемая и признаваемая большинством граждан, это символ власти, государства.То есть это лицо, которое олицетворяет, персонифицирует государственную властьи представляет ее в отношениях с другими государственными структурами и вотношениях с иностранными государствами.
Самый яркий символгосударственной власти – это монарх, причем любой монарх – и в абсолютноймонархии, и в дуалистической, и в конституционной./>/>
В целом можно выделитьсемь видов Глав государства.
1. Глава государства влице монарха. Есть триспособа посредством которых, монарх занимает престол:
а) монарх, унаследовавший своюдолжность (абсолютное большинство монархий – Великобритания, Нидерланды, Бельгия,Япония, Таиланд и т.д.);
б) монарх, который либоназначен, либо избран своей семьей, старейшинами династий (например, СаудовскаяАравия, африканское королевство Свазиленд, государство Катар);
в) монарх, избираемыйдругими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций.Это периодически избираемый глава монархической федерации. (например, Малайзия,где главы султанатов выбирают верховного правителя на 5 лет). Можно привестиеще один пример — Объединенные Арабские Эмираты, но там главы семи эмиратов разв 5 лет избирают не главного эмира, а президента.
2. Глава государства –президент. Есть триспособа:
а) президент, избранный народом,гражданами;
б) президент, избранныйпарламентом;
в) президент, избираемыйспециальными коллегиями. Коллегии могут быть различными, составленными изчленов парламента, плюс представители местных органов власти.
3. Глава государства ввиде коллегиального органа, избираемого парламентом на определенный срок. Например,Куба. Отмечается, что, поскольку коллегиальный орган не может выполнять рядфункций, присущих главе государства, в силу того, что они должны выполнятьсяиндивидуально, то определенные полномочия передаются одному из представителейэтого органа. Например, одним человеком – членом (или главой) коллегиальногооргана подписываются документы, принимаются верительные грамоты от иностранныхпослов и т.д.
4. Глава государства посовместительству. Такую функцию выполняет глава правительства – премьер-министрв землях ФРГ. Там каждый субъект федерации – Земля – имеет парламент иправительство, но главы этого государственного образования не имеется. Главыземельных правительств осуществляют одновременно с этим функции глав тринадцатиземель.
5. Главой государства«как бы является» генерал-губернатор – представитель британского монарха вгосударствах – бывших доминионах, а ныне именующихся членами Сообщества там,где нет своего главы государства. Генерал-губернаторы имеются в Канаде,Австралии, Новой Зеландии, Барбадосе, Ямайке и т.д., генерал-губернатор – неглава государства, это представитель главы государства.
6. Единоличный иликоллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно – путемузурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, это главывоенных хунт, провозгласившие себя главами государств, верховными начальникамии т.д.
7. Наиболее экзотический,но вполне легитимный вариант. Глава государства в виде племенного вождя,который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляетгосударство. Это, например, пожизненный глава государства – вождь самоанцев,возглавляющий государство Западная Самоа Маметоа Танумафили 2-й. После егосмерти будет избран президент, но пока, в силу его заслуг перед народом истраной, он выполняет свою функцию главы государства пожизненно[3, с.184].

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
Президент обладает широкимиполномочиями в сфере государственного управления. В одних случаях такиеполномочия принадлежат исключительно ему, т.е. имеют прерогативный характер, вдругих — являются совместными с иными органами государственной власти — Палатойпредставителей и Советом Республики, Советом Министров, т.е. полномочиямисовместного ведения [1, с.604].
В рядеизданий полномочия Президента Республики Беларусь представлены в видефункциональных групп:
Организационная функциональнаягруппа.
В целях реализацииорганизационной функцииисключительно Президенту принадлежит право:
— осуществлять образование,упразднение и реорганизацию Администрации Президента;
— осуществлять образование, упразднение и реорганизацию иных органов государственногоуправления;
— осуществлять образование, упразднение и реорганизацию консультативно-совещательныхи иных органов при Президенте;
— определятьструктуру Правительства,
— принимать решение об отставке Правительства и его членов;
— назначать на должность иосвобождать от должности Председателя Комитета государственного контроля;
— назначать на должность и освобождать от должности Председателя Национальнойгосударственной телерадиокомпании и его заместителей;
— назначать представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц,должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное непредусмотрено Конституцией;
— формироватьи возглавлять Совет Безопасности;
— назначать на должность и освобождать от должности Государственного секретаряСовета Безопасности;
— назначать на должность и освобождать от должности высшее командованиеВооруженных сил;
— назначать на должность и освобождать от должности ректора Академии управленияпри Президенте Республики Беларусь, директора Института социально-политическихисследований при Администрации Президента, директора Национального центразаконопроектной деятельности при Президенте, директора Национального центраправовой информации, директора Республиканского унитарного предприятия «Белорусскоетелеграфное агентство[7, с.287].
Также Президент назначаетПремьер-министра и его заместителей, руководителей республиканских органовгосударственного управления, руководителей местных исполнительных ираспорядительных органов и некоторых других органов.
Можно выделить полномочиясовместного ведения. Это полномочия, осуществление которых инициируют (даютсогласие или утверждают) другие органы или лица.
ЗаместителиПремьер-министра назначаются на должность и освобождаются от должностиПрезидентом на основании внесенного предложения Премьер-министра. Раньше такоеправо принадлежало исключительно Президенту. Подобное относится и круководителям республиканских органов государственного управления. Министры(кроме Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайнымситуациям), Председатель Государственного комитета по авиации и др. назначаютсяна должность и освобождаются от должности Президентом по предложению СоветаМинистров. Назначение на должность и освобождение от должности Министравнутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям,Председателя Комитета государственной безопасности, ПредседателяГосударственного комитета пограничных войск, Председателя Государственноготаможенного комитета и их заместителей осуществляет Президент по предложениюСовета Министров, Государственного секретаря Совета Безопасности.
Президентназначает на должность и освобождает от должности руководителей областногозвена органов КГБ, внутренних дел, военных организаций, подчиненных Министерствуобороны[7, с.288-289].
УказомПрезидента РеспубликиБеларусь от 3 февраля 2003 г. №56 «О некоторых вопросах Национальной академии наук Беларуси» установлено, что ПредседательПрезидиума Национальной академии наук Беларуси назначается на должность иосвобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложениюСовета Министров Республики Беларусь, Главы Администрации Президента РеспубликиБеларусь [ 11, п.50].
Кандидаты для занятия ряда должностейтребуют предварительного согласования с Президентом Республики Беларусь.Например, Председатель Правления Белорусского республиканского союзапотребительских обществ, заместителей министров( кроме заместителей Министравнутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям,Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственногокомитета пограничных войск и Председателя Государственного таможенногокомитета), руководители государственных организаций, подчиненных Совету Министров(кроме начальника Белорусской железной дороги), Генеральные консулы РеспубликиБеларусь и т.д.
Президентучаствует соответствующим образом в назначении заместителей руководителейместных исполнительных и распорядительных органов. В части 4 статьи 9 Закона “Оместном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь” установлено, что“первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий деламии члены областного(Минского городского) исполнительного комитета назначаются надолжность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитетапо согласованию с Президентом Республики Беларусь” [9]. Президент вправе несогласиться с предложением руководителя соответствующего исполнительногокомитета, в таком случае, предложенная кандидатура не может быть назначена надолжность заместителя председателя, управляющего делами или члена исполнительногокомитета. Согласование предполагает получение согласия Президента.
Соответствующийпорядок установлен Президентом и для занятия должности председателяисполнительного комитета базового уровня, т.е. городского (городов областногоназначения) и районного исполнительных комитетов, а также главы администрациирайонов в городах. Только в данном случае Президент выражает не согласие, адает разрешение на назначение. Разрешениевыражается в том, чтоПрезидент предоставляет облисполкому право назначения председателя исполкомабазового уровня. Согласно статье 119 Конституции руководители местныхисполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентомили в установленном порядке [5]. Следовательно, назначение соответствующейкандидатуры после получения согласия и после разрешения имеет существенныеразличия.
В первом случае правом на назначениеобладает то лицо, которому принадлежит обязанность согласования, т.е.председателю исполнительного и распорядительного органа, а Президент имеетправо дать или не дать согласие. У Президента отсутствует право на назначениепервого заместителя председателя, заместителя председателя, управляющего деламии членов областного (Минского городского) исполнительного комитета. Поотношению к ним Президент наделен правом согласовывать.
Вовтором случае правом назначения обладает то лицо, которое имеет право разрешатьосуществление назначения. Названные полномочия принадлежат только Президенту.Президент может передать свое право на назначение другому органу (лицу), вчастности облисполкому, в форме разрешения, а может и не передать — в зависимостиот того, соответствует ли предлагаемая кандидатура всем требованиям,предъявляемым Президентом, или не соответствует им. Президент вправе отойти отустановленного им же порядка и самостоятельно назначить председателягородского, районного исполнительного комитета.
Следуетположительно оценить передачу Президентом Республики Беларусь ряда своихполномочий по кадровым вопросам другим органам. При этом необходимо отметить,что у него остались значительные возможности воздействовать на подбор ирасстановку руководящих кадров органов исполнительной власти как в центре, таки на местном уровне.
Взаконодательстве нечетко урегулирован вопрос о полномочиях Президента поосвобождению от должности Премьер-министра, в отличие от аналогичного вопроса вотношении его заместителей и других членов Правительства. Так, в пункте 7статьи 84 Конституции записано, что Президент назначает на должность иосвобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и другихчленов Правительства [5]. В пункте 6 этой же статьи установлено лишь полномочиеПрезидента на назначение Премьер-министра. При этом Премьер-министр может уйтив отставку вместе с Правительством или индивидуально, если считает невозможнымдальнейшее осуществление возложенных на него обязанностей [5, ч.8 ст.106].Президент имеет право и по собственной инициативе отправить Правительство вотставку, а вместе с ним и Премьер-министра. В части 10 статьи 106 определено,что Президент наделен правом освободить от должности любого члена Правительства[5]. Вероятно, это правило можно распространить и на Премьер-министра. Разумнымбыло бы норму об освобождении от должности Премьер-министра записать отдельно иопределить причины, которые служат основанием для такого освобождения, а такжеустановить порядок освобождения.
В части2 статьи 107 Конституции 1994 г. было четко определено, что «Премьер-министр,его заместители назначаются на должность и освобождаются от должностиПрезидентом с согласия Верховного Совета».
Положениями пункта 5статьи 84 Конституции (в редакции 1996 г.) Президенту предоставлено право образовывать, упразднять и реорганизовывать любые органы государственногоуправления [4]. Руководствуясь действующим законодательством, которое издано вразвитие этого положения, можно сказать, что названное полномочие в первуюочередь относится и реализуется в отношении органов государственного управленияреспубликанского значения (характера). Такое право принадлежит толькоПрезиденту, поэтому его можно назвать исключительным. Оно одновременно являетсяи его обязанностью.
Президентимеет право образовывать, упразднять и реорганизовывать консультативно-совещательныеи иные органы при Президенте. Таких органов немало, и они разнообразны.Например, при Президенте Республики Беларусь образован Совет по развитиюпредпринимательства, Совет специального фонда Президента Республики Беларусь,Президентский совет, Совет руководителей местных органов исполнительной властии др. [7, с.294-295].
Руководящаяфункциональная группа.Включает полномочия Президента в сферегосударственного управления, является функцией руководства.
Президентв первую очередь осуществляет руководство органами исполнительной власти, емуподчиненными. Руководить деятельностью подчиненных — это право и обязанностьПрезидента. Такое полномочие вытекает из организационного построенияуправленческой системы и основано на принципах централизации и децентрализации [19, с.115].
Соблюдениеназванных принципов необходимо для всестороннего учета и правильного сочетанияобщегосударственных и ведомственных интересов и местных задач и интересов. Пообщему правилу в процессе руководства подчиненными органами не должныограничиваться их права (компетенция) и сковываться инициатива руководимых.Цель руководства состоит в том, чтобы направить подчиненных на решениеважнейших задач, содействовать более успешному их выполнению, большемупроявлению творчества, инициативы, предприимчивости в решении своих вопросов,оказать помощь в более полном осуществлении их полномочий и возможностей.
Взаконодательстве не раскрывается сущность руководства.
Разнообразиеподчиненных Президенту органов не позволяет назвать четкие критерии, которымдолжно отвечать такое руководство. Общие критерии состоят в том, что в процессеруководства Президент стремится, чтобы подчиненные, во-первых, строго проводилив жизнь политику государства, акты Президента, законы и акты вышестоящихорганов государственного управления; во-вторых, соблюдали законность в своейдеятельности; в-третьих, следили за соблюдением законности в подведомственныхим организациях; в-четвертых, эффективно осуществляли руководство; в-пятых,эффективно использовали свои полномочия (компетенцию).
Вруководстве Президента подчиненными органами государственного управленияимеются определенные границы. Например, президент не может решать вопросы,отнесенные к компетенции подчиненных. В противном случае это было бы неруководство, а подмена подчиненных.
Составнойчастью руководства является подчинение руководимых воле, требованиямПрезидента. Подчинение свидетельствует о том, что руководитель занимает болеевысокое положение по отношению к руководимым [5, с.299-298].
Президентимеет право отменять акты Совета Министров по любым основаниям [11, п.25 ст.84],председательствовать на его заседаниях [11, п.15 ст.84], определять структуру,назначать на должность и освобождать от должности заместителейПремьер-министра, министров и других членов Правительства, принимать решение оботставке Правительства или его членов [5, п.7 ст.84]. Кроме того, Правительствоподотчетно Президенту по вопросам всей своей деятельности. Подотчетность — этообязанность Правительства отчитываться перед Президентом, докладывать ему освоих действиях, результатах работы. Подотчетность представляет собой форму илиодин из видов контроля.
Такимобразом, руководимые находятся в определенной зависимости от Президента, азависимость определяется подчиненностью.
Функция руководства занимаетсущественное место в деятельности Президента Республики Беларусь.
Контрольнаяфункциональная группа включает полномочия Президента Республики Беларусь,связанные с контролем в сфере государственного управления.
Функцияконтроля реализуется Президентом как непосредственно, так и через образуемые иморганы государственного управления.
НепосредственноПрезидент осуществляет контроль в форме заслушивания отчетов, а также привыезде на места и ознакомлении с работой той или иной организации (органагосударственного управления).
Второйвид контроля Президент осуществляет в первую очередь через Комитетгосударственного контроля, Администрацию Президента, Управление деламиПрезидента, Совет Безопасности. Каждый из названных государственных органовимеет право давать собственную оценку по результатам контроля, информировать обэтом Президента или передавать ему для рассмотрения материалы контроля сосвоими выводами[7, с.301].
ПолномочияПрезидента по осуществлению контроля в сфере государственного управленияустановлены Конституцией, Законом «О Президенте Республики Беларусь» и другимизаконодательными актами.
Президент является гарантом прав исвобод человека и гражданина [5, ст.79]. Следовательно, он должен иметьинформацию о соблюдении указанных прав и свобод. Названная информация можетбыть получена разными путями, в том числе и в процессе осуществления контроля.В этой связи в Законе «О Президенте Республики Беларусь» целесообразнее было бызаписать, что «Президент осуществляет контроль по всем вопросам своейдеятельности».
Мотивационнаяфункциональная группа включает полномочия Президента Республики Беларусь,связанные с поощрением и порицаем в процессе государственного управления. Всоответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 13 апреля 1995 г. ”О Государственных наградах Республики Беларусь” звание «Герой Беларуси», ордена,медали и почетные звания устанавливаются Национальным собранием РеспубликиБеларусь [8].
Положения огосударственных наградах утверждаются Национальным собранием РеспубликиБеларусь, а образцы, описание орденов, медалей, нагрудных знаков к почетнымзваниям, порядок представления к наградам, другие правила и документы — Президентом Республики Беларусь. Например,Указ Президента Республики Беларусь от 18.08.1995 №315 «Об утверждении Положенияо порядке представления к награждению государственными наградами РеспубликиБеларусь и образца удостоверения к государственным наградам» описываетпроцедуру представления к награждению государственными наградами[10].
Функциональнаягруппа, включающая полномочия, связанные с принятием решений в процессегосударственного управления Президент на основе и в соответствии с КонституциейРеспублики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательнуюсилу на всей территории Республики Беларусь; ведет переговоры и подписываетмеждународные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителейРеспублики Беларусь в иностранных государствах и при международныхорганизациях, устанавливает государственные праздники и праздничные дни,награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания,вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностяхчрезвычайное положение; вводит на территории Республики Беларусь в случаевоенной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичнуюмобилизацию; подписывает законы; имеет право в порядке, установленномКонституцией Республики Беларусь, возвратить закон или отдельные его положениясо своими возражениями в Палату представителей; Президент вправе обратиться вКонституционный Суд Республики Беларусь за заключением о соответствии нормативныхправовых актов, международных договоров, актов межгосударственных образований,в которые входит Республика Беларусь; назначает республиканские референдумы пособственной инициативе; направляет в Палату представителей проекты законов ипостановлений, вносит предложения о необходимости разработки и принятиязаконов, о дополнении или изменении законов, предлагает поправки к внесеннымзаконопроектам, осуществляет помилование осужденных; в случаях, предусмотренныхзаконодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее,но не более чем на трехмесячный срок [5, ст.84].
Коммуникативнаяфункциональная группа, включает полномочия Президента Республики Беларусь,связанные с получением и распространением информации в процессегосударственного управления. Президент вправе запрашивать любую информацию,если это не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан, направлятьв средства массовой информации тексты для опубликования. Президентупредоставляется время для выступления по республиканскому радио и телевидению.По требованию Президента ему должно быть предоставлено время, непредусмотренное в программах радио и телевидения, Президент обращается спосланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основныхнаправлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиямик Парламенту Республики Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения назаседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать вработе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью илисообщением.
Функциональнаягруппа, включающая полномочия, связанные с прогнозированием и планированием впроцессе государственного управления. Президент обладает полномочиями и пореализации функций прогнозирования и планирования, которые он используетдостаточно часто. Например, Указом от 14 мая 1998 г. № 246 утверждена концепция и программы развития промышленного комплекса Республики Беларусьна 1998—2015 гг.
Президентобладает особыми полномочиями при возникновении чрезвычайных ситуаций. Онвправе вводить на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностяхчрезвычайное положение в случаях стихийного бедствия, катастрофы, а такжебеспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группылиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровьюлюдей, территориальной целостности и существованию государства [5, п.22 ст.84].Президент может вводить на территории Республики Беларусь военное положение,объявлять полную или частичную мобилизацию в случае военной угрозы илинападения [5, п.29 ст.84]. Такие решения должны быть в трехдневный срок внесенына утверждение Совета Республики.
Такимобразом, Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями поосуществлению разнообразных функций.
2.1 ПолномочияПрезидента Республики Беларусь в нормотворческой сфере
 
Президент как реальный Глава государства обладает достаточноширокими полномочиями в нормотворческой сфере.
Новая редакция Конституции не содержит прямого указания нато, что Глава государства одновременно является и главой исполнительной власти.Президент ныне как бы возвышается над всеми иными властными структурами. В этомкроется и его потенциал как субъекта нормотворчества. Кроме того ПрезидентРеспублики Беларусь уполномочен согласовывать проекты практически всех правовыхактов, законов и постановлений Совета Министров, а также иных актов по егозапросу.
КонституциейРеспублики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента —декреты, указы, распоряжения.
Декретыявляются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являютсяактами нормативного характера.
Определениенормативности акта Президента имеет огромное значение. Во-первых, правильныйвыбор формы акта (например, указа или распоряжения) влияет на его легитимность;во-вторых, имеет значение для определения подведомственности рассмотренияжалобы в связи с принятием такого акта[1, с.638].
ВКонституции и Законе о Президенте Республики Беларусь определяется, когда Главагосударства вправе издавать декреты.
Согласност. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятымбольшинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могутделегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силузакона [6].Этот закон должен определять предмет регулирования и срокполномочий Президента на издание декретов.
Недопускается делегирование полномочий Президенту на: издание декретов,предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменениеи дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетао его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента,ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегированиизаконодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этогозакона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Всилу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложениюПравительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такиедекреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписьюПремьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представленыдля последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем СоветомРеспублики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством неменее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могутрегулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.
Такимобразом, декреты Президента могут быть двух видов -декреты, издаваемые наосновании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, ивременные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.
Еслиранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом,который по Конституции от 15 марта 1994 г. являлся высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти РеспубликиБеларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренныхКонституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.
По мнению автора, необходимо определить, в какихслучаях должна избираться та или иная форма акта Президента — декрета, указа,распоряжения. Предоставление полномочия издания декретов в принципе вполнеобъяснимо. Оно позволяет действовать оперативно, когда Парламент по каким-топричинам не может столь же быстро реагировать на ситуацию. Было бы полезнопрактиковать издание декретов после запроса мнения Правительства, высшихорганов судебной власти. Нельзя забывать и о том, что передача Парламентомчасти своих полномочий Президенту является ограничением прав Национального собрания.Часто это может быть обусловлено и нежеланием Президента, чтобы Парламент занималсязаконодательной деятельностью в той или иной сфере. В то же время довод обоперативности принятия Президентом декретов может быть решающим.
ОтличиемКонституции Республики Беларусь от конституций других стран является то, что вней предусмотрен своеобразный подход к оформлению и сохранению действияпринятых Президентом временных декретов, которые на основании ст. 101Конституции могут издаваться Президентом как по его собственной инициативе, таки по предложению Правительства. В последнем случае декреты должны скреплятьсяподписью Премьер-министра. Таким образом, при этом действует принципконтрассигнирования со стороны Главы правительства. В остальных случаях Конституцияи законодательство не предусматривают совместных полномочий Президента и другихорганов, как это имеет место в деле с контрассигнированием временных декретов.
Необходимоуяснить цель подписания Премьер-министром временных декретов, предложенных Президенту.Видимо, это сделано для того, чтобы подчеркнуть ответственность Правительства.В то же время здесь нельзя говорить о совместных полномочиях, так как Президентможет и самостоятельно издать временный декрет.
Взаконодательстве не установлено, в какой форме Президент должен закреплять тоили иное принятое им решение — в форме декрета, указа или распоряжения.Необходимо определить, в каких случаях должна избираться та или иная форма актаПрезидента — декрета, указа, распоряжения В статье 14 Закона «О нормативныхправовых актах Республики Беларусь» установлено, что «декреты ПрезидентаРеспублики Беларусь принимаются по любым вопросам, за исключением случаев,предусмотренных Конституцией Республики Беларусь»[12]. При этом не определено,по каким вопросам издаются указы и распоряжения. Подобная регламентацияуказанного Закона свидетельствует об отсутствии необходимости в наличии иныхвидов актов Президента, и в первую очередь указов, если декреты можно издаватьпо любым вопросам. Таким образом, если Президенту предоставлено право издаватьнесколько видов актов, то хотя бы в общих чертах следовало бы обозначитьпредметы регулирования каждого из названных видов правовых актов. Это позволитуяснить надобность каждого вида акта и его место в системе правовых актовПрезидента.
Взаконодательстве не определена иерархия рассматриваемых правовых актов. По этойпричине неизвестно, какой из названных трех видов правовых актов, издаваемыхПрезидентом, обладает большей юридической силой, или все они одинаковы.
Статья 5Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» посвящена системенормативных правовых актов[12]. Между тем, система в ней не установлена. Наосновании статьи 137 Конституции статьи 2 названного выше Закона, в которыхдаетсяперечень нормативных правовых актов и сначала называютсядекреты, а затем указы, можно предположить о превалировании декретов надуказами [5]. Кроме того, сделана попытка показать большую юридическую силудекретов над указами в частях 5 и 6 статьи 2 данного Закона[12]. Формулировкаже этих частей такова, что создается впечатление о превосходстве указов наддекретами.
В части5 статьи 2 указанного Закона установлено, что декретами регулируются наиболееважные общественные отношения, а указами устанавливаются, изменяются и отменяютсяопределенные правовые нормы [12, ч.6 ст.2].
По этойпричине нормы, содержащиеся в декретах, могут быть отменены или измененыуказами.
В то жевремя изменить или отменить указ декретом невозможно. Подобное положение неспособствует установлению иерархии правовых актов Президента. Иерархияпрезидентских правовых актов должна быть обязательно. В ней декреты должнынаходиться на верхней ступени, т.е. иметь значительно большую юридическую силупо сравнению с указами и распоряжениями. Такое их положение определяется частью3 статьи 101 Конституции. В ней записано, что «в силу особой необходимостиПрезидент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издаватьвременные декреты, имеющие силу закона»[11]. Только в таком случае декретыдолжны иметь силу законов. Для иных целей существуют указы и распоряжения.
Указыдолжны издаваться в целях реализации обычных полномочий Президента. Декретыправильнее было бы утверждать палатами Национального собрания. В настоящеевремя принимается постановление о принятии их к сведению. Такая практикапозволяет Национальному собранию быть информированным о решении Президента потому или иному вопросу. При этом Национальное собрание может и не согласиться срешением Президента и отменить декрет большинством (не менее двух третей)голосов от полного состава каждой из палат [5, ч.3 ст.101].
Нынешнийстатус декретов не позволяет отменять законы, хотя на практике такой случайимел место (Декрет Президента Республики Беларусь от 13 октября 1997 г. № 19 «О признании утратившим силу Закона Республики Беларусь от 15 июня 1997 г. «О предоставлении закрытому акционерному товариществу «Форд Юнион» налоговых итаможенных льгот»»). Правда, издание декрета нередко вызывает необходимостьвнесения соответствующих изменений в законы, т.е. приведения положений законовв соответствие с декретом.
УказыПрезидента Республики Беларусь в ряде случаев по юридической силе оказываютсявыше и декретов, и законов. Необходимо закрепить в законодательстве иерархиюрассматриваемых правовых актов. А также поставить вопрос об их юридическойсиле.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Систему правления РеспубликиБеларусь, также, как и Российской Федерации, можно охарактеризовать какпрезидентскую «смешанную» систему, или как «смешанную» системус сильным Президентом, поскольку конституциями этих стран предусматриваетсядвойная ответственность правительства — перед Президентом и Парламентом, что являетсяхарактерной чертой «смешанной» системы правления. В то же времяпрезиденты двух стран обладают широким кругом прерогатив высшей исполнительнойвласти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствуетоб их близости к президентской республике.
Оценку места и ролиинститута президентства в политической системе общества необходимо проводить с учетоманализа: во-первых, конституционных норм, регулирующих правовой статус и объем полномочийинститута президентства; во-вторых, происходящих в стране политическихпроцессов и расстановки политических сил в системе государственной власти; в-третьих,индивидуальных характеристик лица, занимающего президентский пост.
Объем полномочий Президентав системе разделения властей является производным от существующей системы правления.Вместе с тем в рамках каждой системы существуют различные вариации. Наибольшим динамизмомотличается «смешанная» система, поскольку представляет собой различныекомбинации набора элементов основных систем — президентской и парламентарной.
В 90-х годах XX столетия появиласьновая модель президентства — восточноевропейская, которая характеризуется: во-первых,наделением Президента рядом полномочий, которые позволяют ему оказывать фактическиравное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти;во-вторых, вынесением института президентства за рамки привычной триадывластей.
На наш взгляд, эта модельявляется прогрессивной и в будущем будет превалировать. Характерными чертамиреспубликанской формы правления являются выборность и срочность полномочийглавы государства.
Так, в настоящее времядля Российской Федерации актуальным является вопрос увеличения сроковполномочий Президента и Государственной Думы. Конституцией Российской Федерации(статьи 81 и 96) установлен 4-летний срок, на который избираются ПрезидентРоссийской Федерации и Государственная Дума. На современном этапе развитияРоссийского государства назрела необходимость пересмотра как продолжительностиуказанного срока, так и целесообразности сохранения одинакового срокаполномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Проектомзакона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Обизменении срока полномочий Президента Российской Федерации и ГосударственнойДумы» устанавливается, что Президент Российской Федерации избирается сроком нашесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума — на пятьлет. Увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации иГосударственной Думе не только определить направления дальнейшего развитиястраны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализоватьзадуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышаетсяответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом вцелом за результаты своей деятельности[21]. Установление более продолжительногосрока полномочий Президента Российской Федерации по сравнению со срокомполномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечениястабильного, поступательного развития страны и преемственности государственнойполитики.
Для Республики Беларусьэто также представляется перспективным явлением, так как это позволит укрепитьстабильность и создаст необходимые условия для реализации долгосрочных проектовстратегически важных задач развития страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В данной работе нами был сделан развернутый анализ полномочийглавы государства на примере Республики Беларусь.
Для этого полномочия Президента Республики Беларусь былидифференцированы на функциональные полномочия. В соответствии с логической, инвариантнойсистемой функций социального управления, а именно: планирование, организация,мотивация, координация, контроль, принятие решений (в том числе, руководство),коммуникация..
Анализ функциональных полномочий Президента РеспубликиБеларусь позволяет сказать, что хотя он и не входит ни в одну ветвь власти, нобольше тяготеет к исполнительной ветви власти. Возложение на Президента РеспубликиБеларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека игражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя,безусловным гарантированием прав и свобод человека и гражданина. В этих жецелях на Президента возлагают функции арбитра между властями.
Особого внимания заслуживают Полномочия Президента РеспубликиБеларусь в нормотворческой сфере, т. к. через издание правовых актов Президентанаиболее эффективно проявляется его управленческая деятельность. Наряду сконституционными полномочиями в процессе подготовки и принятия проектовправовых актов, Президент Республики Беларусь уполномочен согласовывать проектыпрактически всех правовых актов, законов и постановлений Совета Министров, атакже иных актов по его запросу. Рассмотрев все вышеизложенное, можно составитьчеткое представление о месте и роли Президента Республики Беларусь, о егополномочиях в системе государственного управления.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
 
1         Василевич Г.А. Конституционноеправо Республики Беларусь: Учебник.Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис,2003.832с.
2         Василевич Г.А.Органы государственной власти Республики Беларусь (Конституционно-правовойстатус): Учебное пособие. – 2-е изд. доп. – Мн.: «Бип-С», 1999. – 248 с.
3         Государственное право зарубежныхстран: курс лекций. Часть 2 / М.Ф. Чудаков. – Мн.: Акад. упр. приПрезиденте Респ. Беларусь, 2008. – 335 с.
4         Конституционное (государственное)право зарубежных стран. Том 3. Особенная часть: Страны Европы / Под ред. Б.А.Страшуна– М.: БЕК, 1999.- 765с.
5         Конституция РеспубликиБеларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканскихреферендумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск:Амалфея, 2005. – 48 с.
6         Конституция Республики Беларусь от15 марта 1994г. //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. №9.Ст.144.
7         Курс административного праваРеспублики Беларусь /Крамник Н.А. Мн.: Тесей, 2002. 603с.
8         О государственных наградахРеспублики Беларусь: Закон респ. Беларусь,18 мая 2004 г., N 288-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6.11.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь.Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
9         О местном управлении исамоуправлении: Закон Респ. Беларусь, 20 февраля 1991г., № 617-XII:в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь.Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
10       О некоторых вопросах награждениягосударственными наградами Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 апр. 2005 г., № 168: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 18.10.2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2009.
11       О некоторых вопросахНациональной академии наук Беларуси: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 фев. 2003 г., № 56 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2009.
12       О нормативных правовых актахРеспублики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь[Электрон. ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. ‑ Минск, 2009.
13       О ПрезидентеРеспублики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 07.07.1997 № 52-З // Эталон — Беларусь[Электрон. ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
14       О Совете Министров РеспубликиБеларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., N 424-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.Респ. Беларусь. ‑ Минск, 2009.
15       Организационнаяструктура государственного управления.: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М.Захарова, Л.С. Вечер – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь,2005. – 215 с.
16       Основыконституционного права: Курс лекций. Часть II/ А.В Марыськин – Мн.: Академияуправления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 272 с.
17       Паречина С.Г.Институт президентства: история и современность /С. Г. Паречина // ПубличнаяЭлектронная Библиотека [Электронный ресурс]. – 2004 – 2008. – Режим доступа: www.plib.ru/library/book/12810.html. – Дата доступа: 07.05.2009.
18       Сахаров Н. А.Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., 1994. – 176 с.
19       Телятицкая Т.В. Административноеправо Республики Беларусь: Общая часть: Учеб. пособие. Мн.:,1996. 142с.
20       Конституция Российской Федерации:Принята Всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст.- М.: ЮРИСТ, 2005. – 56с.
21       http://www.kremlin.ru/ Дата доступа: 07.05.2009 г.