Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего учебного образования
Государственный университет управления
Кафедра: управленияэкологической безопасности
Дисциплина: охранабезопасности жизнедеятельности
Раздел: безопасностьв ЧС
РЕФЕРАТ
Натему: Полномочия государственных органов власти и местного
самоуправления в области защитынаселения от ЧС.
Выполнил:
Студент Белоусов О
Группы мрм-2-1
Проверил:
к.в.н., доцент
Уделов В.П.
Москва 2002
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Задачи гражданской обороны.
3. Защитанаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Силы гражданской обороны.
5. Планирование мероприятий ГО на объекте.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
Введение
Гражданская оборона является частью систему общегосударственныхоборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населенияи народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других современныхсредств нападения противника, а также для проведения спасательных и неотложныхаварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофическогозатопления.
Своё предназначение гражданская оборона призвана осуществлятьвместе с вооруженными силами РФ. Проводя оборонительные мероприятия,гражданская оборона должна обеспечивать максимальное ослабление воздействияоружия противника в случаях применения его по городам, промышленнымпредприятиям, ж/д узлам и другим важным объектам.
Опыт многочисленных учений ГО, проведенных на объектахнародного хозяйства, данные научных исследований свидетельствуют о том, что прихорошей постановке ГО, умелом осуществлении комплекса мероприятий по защитенаселения и объектов н/хстраны можно добиться значительного снижения губительных последствий примененияпротивником средств снижения массового поражения.
ГО организуется таким образом, чтобы практическоеосуществление её мероприятий было возможно во всех необходимых случаяхнемедленно и в полном объёме в соответствии с обстановкой.
Задачи гражданской обороны
Главную задачу ГО составляет защита населения.
Люди, как известно,- наивысшая ценность нашего государства,обеспечение безопасности людей составляет важнейшую цель всех наших оборонныхмероприятий. От успешного решения задачи защиты населения всецело зависит успехрешения всех остальных задач как гражданской обороны, так и вообще обороныгосударства. Под устойчивой работой объектов и отраслей понимается поддержаниеих способности выпускать установленные виды продукции в объёмах и номенклатурах, предусмотренныхсоответствующими планами (для объектов и отраслей, не производящих материальные
ценности – транспорт, связь и др., выполнять свои функции) вовремя войны.
С указанными задачами тесным образом связана ещё одна важнаязадача гражданской обороны – проведение спасательных и неотложныхаварийно-спасательных работ (СНАВР) в очагах поражения и зонах катастрофическогозатопления.
Основная цель НСАВР – спасение пострадавшего при ударахпротивника населения и оказание пораженным необходимой помощи. Без успешногопроведения таких работ невозможно наладить деятельность объектов и отраслейнародного хозяйства, подвергшихся ударам противника, нельзя будет создатьнормальные условия для жизнедеятельности населения пострадавших городов ирайонов.
К спасательным и неотложным работам аварийно-спасательнымработам относятся: разведка очагов поражения; розыск и спасение пострадавшегонаселения, оказание ему необходимой помощи; борьба с пожарами; санитарнаяобработка людей; обеззараживание территорий, сооружений, техники, одежды, обувии продовольствия в случаях их заражения радиоактивными, отравляющими веществамиили бактериальными средствами.
Защита населения от ЧС
По закону о защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера (N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года)
Определяет общие для РФ организационно-правовыенормы, распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельностиорганов государственной власти всех уровней, местного самоуправления,предприятий и организаций всех форм собственности и населения в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера. Закон включает 9 глав и 31 статью.
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определеннойтерритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,стихийного или иного бедствия, характеризующаяся опасностью для жизни издоровья человека, окружающей природной среды, значительнымиматериальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности населения.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий,проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможноеизменение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — аварийно-спасательные и другиенеотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровьялюдей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальныхпотерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действияхарактерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложиласьчрезвычайная ситуация.
Цели закона:развития чрезвычайной ситуации; снижение размеров ущерба и потерь; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Работы по восстановлению территорий, пострадавшихот чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.
В Российской Федерации создается единая государственная система предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силыи средства органов государственной власти всех уровней и местногосамоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности.
Для осуществления государственного управления и координации деятельностисоздается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти(МЧС России), который образует подведомственные ему территориальные органы.
Президент Российской Федерации в соответствии со статьями 56 и 88Конституции РФ может вводить при чрезвычайных ситуациях на территории РФ или вотдельных ее местностях чрезвычайное положение, а также принять решение,при необходимости, о привлечении к ликвидации ЧС подразделений вооруженных силРФ, других войск и воинских формирований.
Правительство РФ:обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения; определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ; определяет порядок сбора и обмена информации по всем вопросам ЧС; принимает другие необходимые решения по своей компетенции и издает нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС.
Органы государственной власти субъектов РФ:принимают законы и другие нормативные правовые акты в области защиты населения и своей территории от ЧС; осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в условиях ЧС; принимают решения о проведении, при необходимости, эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение; обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникшей ЧС; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при необходимости обращаются за помощью к Правительству РФ; осуществляют финансирование мероприятий для защиты населения и территорий от ЧС; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС.
Органы местного самоуправления самостоятельно:осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территории от ЧС, организуют обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и своей территории от ЧС; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ; содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории местного региона от ЧС.
Организации, эксплуатирующие потенциально-опасныес точки зрения ЧС объекты, обязаны: (статья 14) планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников и своих объектов от ЧС; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС; подготовить необходимые силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС; создать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС; обеспечить проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с разработанными планами; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территории от ЧС.
Все проекты технологических процессов, объектовпроизводственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС,или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, проходятобязательную государственную экспертизу.
Силы гражданской обороны
Силами ГО, предназначенными для выполнения возложенных на неёзадач, являются невоенизированные формирования и воинские части ГО. Основу силгражданской обороны, создаваемые на объектах народного хозяйства.
Формирование создаются в мирное время. Они укомплектовываютсяличным составом, транспортом, техникой, оборудованием, материалами иимуществом согласно табелю оснащения. В формирования включаются всетрудоспособные население страны, освобождаются инвалиды, беременные женщины, атакже женщины, имеющие детей до восьмилетнего возраста.
Степень надежностиуправления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ееготовности к выполнению поставленных задач.
Управлениегражданской обороной — это целенаправленная деятельность начальников, штабови служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил,организации их действий и направлению усилий на успешное выполнение задач длязащиты населения и народного хозяйства в военное время. Задачи управления:поддержание высокого политико-морального состояния личного состава органовуправления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных обобстановке; принятие (уточнение) решения; доведение задач до подчиненных;организация и поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимыхмероприятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; организация иподдержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданскойобороны; постоянный контроль за готовностью органов и сил и выполнениемпоставленных задач.
Всовременных условиях к управлению предъявляются следующие требования: высокаяпостоянная готовность всей системы управления, твердость,гибкость, непрерывность, высокое качество и оперативность в работе,скрытность. Суть высокой постоянной готовности заключаетсяв том, чтобы вся система управления буквально с первых минут после получениясигналов тревоги смогла обеспечить успешное выполнение задач в любой сложнойобстановке.
Штабгражданской обороны объекта — основной орган управления. На него возлагаютсясложные задачи и в первую очередь — поддержание повседневной готовностигражданской обороны объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящихзадач.
Отначальника штаба зависит слаженная и согласованная работа штаба, всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личногосостава формирований.
Приорганизации управления устанавливаются: порядок сбора, обработки и анализаинформации штабом и службами ГО объекта; какие данные вкакой форме и когда докладываются начальнику ГО иначальнику штаба ГО объекта;какиеданные и в какие сроки выдаются штабу ГО, службам,начальникам ГО цехов и командирам формирований; сроки ипорядок докладов об обстановке и представления донесений в вышестоящий штаб,осуществление информации сил гражданской обороны; порядок несения дежурства напункте управления, порядок работы узла связи, вычислительного центра ииспользования их должностными лицами для текущей работы; порядок контроля иоказания помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в томчисле приема пищи, отдыха, бытовые вопросы; мероприятия по соблюдениюскрытого управления.
Дляобеспечения устойчивого управления ГО на объектесоздается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитныхсооружениях. Пункт управления должен быть оснащен современными техническимисредствами связи и обеспечивать благоприятные условия для нормальной работыруководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места дляработы с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи,оказания медицинской помощи. На пункте управления ГО объектаобычно размещаются: начальник ГО, его заместители,начальник штаба со своимаппаратом, начальники служб, работникисвязи и обслуживания.
Дляэффективного управления ГО на объекте создается системасвязи, которая включаете радио ипроводные средства связи,подвижные и сигнальные средства. Система связи является основным средствомуправления и должна обеспечить быструю и достоверную передачу, в первуюочередь командной информации, а также донесений и сообщений о состояниигражданской обороны. Она организуется в соответствии с решением начальника(командира), указанием начальника штаба и распоряжением по связи вышестоящегоштаба. Непосредственную ответственность за ее организацию несет начальникштаба ГО объекта (службы, формирования).
Радиосредства — основные средства связи, так какони обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в относительно короткое времяустановить связь практически на любое расстояние и на любой местности,обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. Наобъектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолновогодиапазона (УКВ), а в отдельных случаях — икоротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение ипроводная связь. Она не заменима в стационарных условиях объекта, в районерасположения формирования и при проведении СНАВР.
Даже приналичии достаточного количества современных средств радио и проводной связисовременное управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, онииспользуются во всех звеньях управления и во всякой обстановке.
Связьорганизуется со старшим начальником, подчиненными силами и средствами,соседями, а также взаимодействующими органами и силами.
Характернаячерта современного этапа управления — всестороннее использованиеорганизационной техники, к которой относятся: средства добывания информации(промышленная телевизионная установка, которая позволяет вести наблюдения запроизводственной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках,приборы радиационной и химической разведки и т.д.);средства обработки информации и производства оперативных иинженерно-технических расчетов (клавишные вычислительные машины,электронно-вычислительные машины и т. д.);средства документирования и размножения документов (диктофоны,магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежныеприборы и устройства), канцелярские принадлежности, различные линейки,шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовыеформы.
В настоящеевремя на объектах широко применяются автоматизированные системы управления производством (АСУП), однойиз подсистем которой должна быть гражданская оборона. Применение автоматизированныхсистем в управлении гражданской обороной вносит резкие изменения в методыработы и организационную структуру органов управления: высвободит частьоперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает необходимостьразрабатывать и отправлять письменные донесения и сводки. Исчезнет необходимостьво внутренней информации, устраняется параллелизм и дублирование в сбореданных обстановки и т. д.
Планирование мероприятий на объекте
Наиболееполное и организованное выполнение мероприятий гражданской обороны на объектедостигается заблаговременной разработкой плана мероприятии, которые необходимопровести при возникновении угрозы или при внезапном нападении противника.
Плангражданской обороны объекта представляет собой заранее разработанный переченьмероприятий поза-
щитерабочих и служащих, повышению устойчивости работы объекта в условияхприменения противником оружия массового поражения и других средств нападения. Внем определяются объем, организация и порядок осуществления мероприятий поприведению ГО объекта в готовность к выполнению возложенных на нее задач ввоенное время. План разрабатывается текстуально с приложениями в виде графикови таблиц. Содержание планируемых мероприятий согласуется с мероприятиямипроизводственного плана.
Вплан ГО объекта следует включать мероприятия по защите рабочих и служащих,поддержанию производственной деятельности и другие с учетом обстановки, котораяможет сложиться на объекте после применения противником оружия массовогопоражения и других средств нападения. Кроме того, в плане предусматривается, необходимоеколичество сил и средств для ликвидации последствий нападения противника, атакже мероприятия, обеспечивающие восстановление производственной деятельностиобъекта. Документы плана ГО объекта необходимо разрабатывать полно иобоснованно.
Запланированныемероприятия согласовываются со штабом ГО района или города. Уточняются вопросыуправления, взаимодействия и обеспечения.
Припланировании ГО используются соответствующие исходные данные и справочныематериалы. Нельзя допускать шаблона, схематизма, поверхностного инеобоснованного подхода при планировании.
Основныеисходные данные при разработке плана гражданской обороны объекта — решение иуказания вышестоящего штаба ГО, распоряжения начальника ГО объекта,документы, характеризующие объект и др.
НачальникГО района определяет объекту основные задачи, количество формирований,предназначенных для выполнения работ на объекте, порядок и сроки планирования мероприятий,и другие данные, необходимые для планирования. Работу по разработке планаорганизует штаб ГО под руководством начальника ГО объекта. К разработкедокументов плана ГО привлекают руководящий состав и специалистов объекта.Начальник штаба ГО составляет график разработки отдельных документов иконтролирует его выполнении. Планирующиедокументы по ГО разрабатывают в двух экземплярах. Подписывает их начальникштаба ГО объекта и после согласования с вышестоящим штабом ГО утверждает начальникГО объекта. После утверждения содержание их доводят до исполнителей.
Следуетиметь в виду, что в планирующие документы по ГО объекта могут быть внесенысоответствующие коррективы, так как изменение производственной деятельностивызывает необходимость их периодического уточнения, поэтому корректировкадокументов плана ГО объекта проводится систематически. В тех случаях, когдаизменились данные, составляющие основу разработки документов, или уточненыотдельные положения плана в ходе учений по гражданской обороне, корректировкапроводится немедленно. Таким образом работники ГО в ходе учений могутпроанализировать различные варианты решений, определить наиболее оптимальныеиз них и в соответствии с этим уточнить запланированные мероприятия ГО.
Плангражданской обороны объекта народного хозяйства является программойосуществления защитных и других мероприятий. Он позволяет целеустремленно иорганизованно решать задачи гражданской обороны как в сложных условиях войны,так и в случае возникновения крупных аварий и катастроф или стихийногобедствия.
Основуплана составляют мероприятия по защите рабочих, служащих и членов их семей. Приопределении этих мероприятий’ учитывается важность и особенностьпроизводственной деятельности объекта. Если объект продолжает работу в городе,то защита планируется по месту работы в убежищах, рассчитанных по вместимостидля укрытия всех рабочих и служащих, а членов их семей в загородной зоне в противорадиационных ипростейших укрытиях. В том случае, когда производственная деятельность объектапереносится в загородную зону, защита рабочих, служащих и членов их семейпланируется в противорадиационных и простейших укрытиях, строительство которыхпредусматривается в загородной зоне.
Противорадиационная,противохимическая и противобактериологическая защита рабочих, служащихотражается в плане ГО объекта. Наряду с порядком обеспечения руководящегосостава, личного состава формирований, рабочих, служащих и членов их семейсредствами противорадиационной, противохимической и медицинской защитыпланируется организация радиационной, химической и бактериологическойразведки, определяются режимы защиты рабочих, служащих и членов их семей нагородском объекте (в цехах, отделах) и в загородной зоне, порядок проведениядозиметрического и химического контроля заражения территории, людей итехники, организация обеззараживания территории объекта, техники и санитарнойобработки людей.
Припланировании организации и проведения эвакомероприятийуказывают порядок получения распоряжения на эвакуацию и оповещение рабочих,служащих о начале проведения эвакомероприятий.Определяют, кто подлежит эвакуации и в какие районы, какой для этогоиспользовать транспорт; порядок эвакуации пеших. Предусматривается укрытиелюдей по сигналу оповещения «Воздушная тревога» на сборных эвакуационныхпунктах, на маршрутах эвакуации, а также использование защитных свойствместности.
Припланировании мероприятий по подготовке объекта к устойчивой работе вэкстремальных условиях рекомендуется предусмотреть помимо мероприятий позащите населения мероприятия по защите технологического оборудования, созданиюи укрытию запасов материальных средств и технической, документации, повышениюфизической устойчивости зданий и сооружений и систем энерго-,водо — и газоснабжения, разработке упрощенныхтехнологических процессов.
Привнезапном нападении противника предусматриваются порядок доведения дорабочих, служащих и членов их семей сигнала оповещения «Воздушная тревога»,порядок безаварийной остановки производства, а также использование для этогосил и средств. Подробно планируя вопросы укрытия рабочих. служащих по цехам,отделам и населения ведомственногожилого сектора. После нанесения противником ядерного удара предусматривается:уточнение обстановки, дополнительные меры по защите рабочих, служащих и членових семей (режимы радиационной защиты, вывод людей в менее опасные районы,обеспечение средствами индивидуальнойзащиты за счёт сохранившихся запасов объекта); организация и проведение СНАВРсилами сохранивших боеготовность формирований и трудоспособной части рабочих,служащих и членов их семей.
Заключение
С развитием цивилизации человечествоприобрело множество новых для себя проблем.
Характер ЧС изменился. К такимпроблемам, как землетрясения, ураганы, наводнения,, которые всё ещё уносятчеловеческие жизни, прибавились автокатастрофы, авиакатастрофы, химическое ирадиационное заражение местности.
Наиболее опасными на сегодняшний деньявляется химическое и радиационное заражение. Подчас это происходит незаметно,постепенно, а когда заражение становится очевидным, бывает поздно. К тому жеэти ЧС имеют долговременные последствия.
В этой работе есть глава, посвящённаяспасательным работам при ЧС, связанных с радиационным (химическим) заражением.Но, по-моему, лучшим средством спасения от подобных ЧС — не допустить ихвозникновения вообще.
ЧС, связанные с авариями техническихсредств, уже заняли своё место в ряду других: тысячи людей гибнут вавтокатастрофах. Авиакатастрофы случаются пока довольно редко, но когдаслучаются, шансы на спасение у авиапассажиров ничтожно малы. К тому же это,пожалуй, самый “молодой” тип ЧС технического характера.
Есть надежда, что со временемконструкции самолётов будут улучшены в целях максимальной безопасности. Лучшееже спасение от радиации — переход на другие источники энергии и сокращениеядерных арсеналов.
Список использованной литературы
1. В.Г.Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов. «Гражданскаяоборона». М.: «Высшая Школа”, 1986.
2. “Гражданскаяоборона”. Под редакцией генерала армии А.Т. Алтунина — М.: Воениздат, 1982.