Полномочия и задачи органов местного самоуправления в сфере управления жилищно-коммунальным хозя

–PAGE_BREAK–2.1. Понятие местного управления и самоуправления
Понятие местного управления и самоуправления, обычно, невозможно определить без определения юридической природы этих явлений. Эта природа будет раскрыта дальше в тексте и соответственно будут конкретизированные понятия, потому для начала будет определенное общее рабочее понятие местного самоуправления и управления.

Местное управление и самоуправление – осуществление властных полномочий на локальном (местном) уровне через местные представительства государства или государственных органов и самым территориальным обществом, в том числе через ее представителей.

Местное самоуправление – возможность, право территориального общества самостоятельно решать экономические, социальные, политические вопросы местного характера.

Местное управление – осуществление государством управленческих функций на местном уровне через свои представительства.
2.2
Управленческие функции и полномочия исполнительных органов местных советов в сфере управления ЖКХ

Полномочия местных советов исключительно на пленарных заседаниях входит принимать решения:

— о создании ликвидации, реорганизации и перепрофилировании предприятий коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;

— по отчуждению коммунального имущества;

-об утверждении местных программ приватизации, а также перечень объектов коммунальной собственности не подлежащих приватизации.

Полномочия местных советов в области бюджета, финансировании и цен:

А) Собственные

— установление тарифов по оплате коммунальных, транспортных и др. видов услуг предоставляемых предприятиями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад. 

— установления порядка использования средств и другого  совместного имущества;

— осуществление  в установленном порядке финансирования расходов из местного бюджета;

— объединения на договорных началах средств городских бюджетов для выполнения совместных проектов;

б) Делегирование

— осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдение обязательств по платежам в местные бюджеты предприятий независимо от форм собственности;

— контроль за соблюдением цен и тарифов;

— содействия в инвестиционной деятельности.

Полномочия местных советов по управлению коммунальной собственностью

— управление имуществом относящееся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;

— установление порядка и контроля за использованием прибыли предприятия коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;

— подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений об отчуждении коммунального имущества, перечня объектов не подлежащих приватизации, проект программ приватизации;

 б) Делегированные

  — согласование кандидатур на должность руководителя предприятия государственной собственности

Полномочия местных советов в области ЖКХ транспорта и связи;

А) Собственные

— управления объектами ЖКХ;

— обеспечение необходимого уровня качества услуг населению;

— учёт граждан, которые в соответствии с законом нуждаются в улучшении жилищных условий, распределений предоставления жилья относящихся к коммунальной собственности;

  — содействие в расширении жилищного устройства, помощь выделения кредитов для жилья, помощь в обслуживании, ремонте жилья, содействие в создании ОСМД, их регистрация, регистрация ЖСК, решение вопросов сборов, транспортировки, обезвреживание твёрдых бытовых отходов и жидких нечистот, захоронение трупов животных;

— организации благоустройства населённых пунктов, привлечение средств трудовых и материальных ресурсов к этому независимо от форм собственности, контроль за состоянием благоустройства производственных территорий и создание мест для отдыха граждан.

— установление удобного для населения режима работы предприятий ЖКХ;

— утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от форм собственности.

— содержание в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения.

Б) Делегированные

— расширения сети предприятий ЖКХ и развития транспорта;

— контроль за надлежащей эксплуатацией и организаций обслуживание населения предприятиями ЖКХ и транспорта;

— отмена на разрешения эксплуатаций объектов ЖКХ в случае нарушения экологических и санитарных норм;

— контроль за соблюдением законодательства по защите прав потребителя;

— учёт нежилых помещений независимо от форм собственности, внесения предложения владельцам об использовании таких помещений;

— учёт жилищного фонда, ведения контроля за использованием, выдача ордеров на заселение;

— учёт и регистрация объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности.
2.3 Отношение местных государственных администрации с органами местного самоуправления территориальных громад

МГА — местные государственные администрации

СПГС – сельские, поселковые, городские советы.

МГА на соответствующей территории взаимодействует с СПГС, с их исполнительными организациями. Содействуют в осуществлении ими собственных полномочий местного самоуправления, в том числе в решении вопросов экономического, социального и культурного развития соответствующих территорий, укрепление материальной и финансовой базы, контролирует выполнение предоставленных ими полномочий, рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения депутатов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

МГА не имеет право вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления собственных полномочий.

Для осуществления совместных программ МГА и органы местного самоуправления могут заключать договора, создавать совместные органы и организации.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, строятся на принципах их подчинённости, подотчётности, подконтрольности органов местного самоуправления.

2.4
Полномочия органов местного самоуправления в разных отраслях ЖКХ

В отрасли водоснабжения и водоотведения

1. Утверждения с учётом требования законодательства градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, других градостроительной документации.

Все проекты в их разработке должны принимать участие водяники, все должно соответствовать газовым, пожарным нормам и требованиям.

2. Утверждение местных программ в сфере ПВ и участие в разработке, соответствующих государственных программ.

3. Дача соглашения на размещение на соответствующей территории новых или реконструкцию действующих объектов, деятельность которых может причинить вред источникам питьевого водоснабжения.

Органы местного самоуправления в обязательном порядке должны дать разрешение размещение объекта.

4. Принятие решений о проведении государственной экологической и санитарно эпидемиологической экспертизы объектов хозяйственной деятельности, которые могут действовать на источники питьевого водоснабжения.

5. Контроль за качеством ПВ, использованием и охраной питьевого водоснабжения.

6. Составление протоколов о наложении штрафов и др. санкций к предприятиям питьевого водоснабжения в случае нарушения законодательства.

7. Информирование населения о качестве воды, порядка расчёта тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения.

Тарифы утверждают органы местного самоуправления.

8. Определения уровня и качества услуг питьевого водоснабжения, установление тарифов на эти услуги.

9. Ограничения и запрещение деятельности предприятий питьевого водоснабжения.

10. Установления правил пользования водозаборными сооружениями.

11. Установление зон санитарной охраны, источников и объектов центрального  питьевого водоснабжения.

12. Ограничения или запрет на использование предприятиями ПВ для промышленных нужд.

13. Решение других вопросов.
В отрасли санитарной очистки территорий

1) Выполнение требований законодательства об отходах.

2) Разработка и утверждение схем санитарной отчистки населенных пунктов.

3) Организация сбора и удаления бытовых отходов, создание полигонов для их захоронения, организация раздельного сбора полезных компонентов.

4) Утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением.

5) Решения вопросов размещения на своей территории объектов обращения с отходами.

6) Координация деятельности субъектов в предпринимательской деятельности, которые находятся на их территории.

7) Определение размеров платежей за размещением отходов.

8) Ведение контроля за рациональным использованием и безопасным обращением с отходами на всей территории.

9) Ликвидация несанкционированных и контролируемых свалок.

Органы местного самоуправления принимают решение про:

1) Отвод земельных участков для размещения отходов;

2) Строительство объектов обращения отходов.
В отрасли ритуального обслуживания

1) Решения вопросов отведения земельных участков для организации мест захоронения.

2) Обеспечить строительство, содержание и охрану мест захоронения

3) Создание ритуальной службы.

4) Решают вопросы о выделении средств из местных бюджетов на захоронение безродных людей, ветеранов войны.

5) Контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
В отрасли теплоснабжения

-регулирование деятельности субъектов отношений в сфере теплоснабжения в пределах, отнесённых к ведению соответствующих советов;

— утверждение местных программ развития в сфере теплоснабжения, участие в разработке и внедрении государственных и региональных  программ в этой сфере;

— утверждение проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, схем теплоснабжения и градостроительной документации;

— осуществления контроля за обеспечением потребителей тепловой энергии в соответствии с нормативными требованиями;

— согласование и размещение в пределах соответствующей административно-территориальной единицы новых или реконструкцию действующих объектов теплоснабжения и содействию развития систем теплоснабжения на соответствующей территории;

— установление для соответствующей территориальной громады в порядке и пределах, определённых законодательством, тарифов на тепловую энергию, которая подается предприятиями и организациями коммунальной собственности.

  Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляют государственные инспекции и другие органы в порядке, установленном законом.

2.5
Законодательная
основа
органов местного самоуправления

Статья 30.  Полномочия в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания транспорта и связи

До ведения исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов принадлежат:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

1) управление объектами жилищно-коммунального хозяйства бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, что находятся в коммунальной  собственности соответствующих территориальных обществ, обеспечение  их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качеств услуг населению;

2) учет граждан, которые в соответствии с законодательством требуют улучшение  жилищных  условий;  деление  и  предоставление  в соответствии с законодательством жилья, что принадлежит к коммунальной   собственности; решение вопросов относительно использования нежилых помещений, домов и сооружений, которые принадлежат к коммунальной собственности;

3) содействие расширению жилищного строительства, представления гражданам, которые нуждаются в жилье, помощи в строительстве жилья,  в получении кредитов, в том числе льготных, и субсидий для строительства или приобретения жилья; представление помощи владельцам квартир  (домов) в их обслуживании и ремонте; содействие созданию объединений  совладельцев многоквартирных домов регистрация таких объединений;

4) регистрация жилищно-строительных и гаражных кооперативов; принятие решений об организации стоянок автомобильного транспорта,  осуществление контроля за их деятельностью в соответствии с законом;

5) обеспечение социально-культурных заведений, которые принадлежат к коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ, а также население топливом, электроэнергией, газом и другими энергоносителями; решение вопросов водоснабжения, отведение и очистка стоковых вод; осуществление контроля за качествами питьевой воды;

6) решение вопросов сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживание  бытовых отходов, обезвреживания и захоронения трупов животных;

     7) организация благоустройства населенных пунктов, привлечение на договорных принципах с этой целью средств, трудовых и материально-технических ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также населения; осуществление контроля за состоянием благоустройства производственных территорий, организации озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, создания мест отдыха граждан;

     8) организация местных рынков, ярмарок, содействия развития всех форм торговли;

     9) установление удобного для населения режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, что принадлежат к коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ;

     10) утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от форм собственности, согласования

этих вопросов относительно транзитного пассажирского транспорта в случаях, предусмотренных законодательством;

     11) обеспечение содержания в надлежащем состоянии кладбищ, других мест захоронения и их охраны;

     12) привлечение на договорных принципах предприятий,  учреждений и организаций, которые не принадлежат к коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ, к участию в  обслуживании населения средствами транспорта и связи;

     13) предоставление разрешения в порядке, установленном законодательством на размещение рекламы;
     б) делегированные полномочия:

     1) осуществление мероприятий по расширению и совершенствованию сети предприятий жилищно-коммунального хозяйства, торговли общественного питания, бытового обслуживания, развития транспорта и связи;

     2) осуществление в соответствии с законодательством контроля за надлежащей эксплуатацией и организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, транспорта связи, за техническим состоянием, использованием и содержанием других объектов  недвижимого имущества всех форм собственности, за надлежащими безопасными и здоровыми условиями труда на этих предприятиях и объектах; принятие решений об отмене данного ими разрешения на эксплуатацию объектов в случае нарушения нормативно-правовых актов с охраны труда, экологических, санитарных правил, других требований законодательства; ( Подпункт 2 пункта «б» статьи 30 в редакции Закона N 969-IV ( 969-15 ) от 19.06.2003 )

3) осуществление контроля за соблюдением законодательства относительнозащиты прав потребителей;

4) установление по согласованию с владельцами удобного населению  режима работы расположенные на соответствующей территориипредприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимоот форм собственности;

 5) учет в соответствии с законом жилищного фонда, осуществленияконтроля за его использованием;

6) предоставление в соответствии с законом гражданам, которые  требуют социальной защиты, неоплачиваемого жилья или за доступную для них плату;

7) осуществление контроля за состоянием квартирного учета и сдерживанием жилищного законодательства на предприятиях, в учреждениях но организациях, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности;

8) выдача ордеров на заселение площади в домах государственных и коммунальных организаций;

9) учет нежилых помещений на соответствующей территории независимо от форм собственности, внесение предложений их владельцам относительно использования таких помещений для удовлетворения потребностей территориальной общества;

10) учет и регистрация в соответствии с законом объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности.

Глава 3. Программа развития

1. Цель Программы и основные принципы государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства

 1. Цель программы заключается в осуществлении государственной политики из реформирования жилищно-коммунального хозяйства, повышения эффективности и надежности его функционирования, обеспечения устойчивого развития для удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с установленными нормативами и национальными стандартами.

 2. Государственная политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства базируется на таких принципах:

 1) обеспечение постоянного функционирования и динамического развития сферы жилищно-коммунального хозяйства;

 2) усовершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

 3)обеспечения доступа всех слоев населения к жилищно-коммунальным услугам, которые отвечают требованиям государственных стандартов;

 4) внедрение государственных социальных стандартов (норм и нормативов) в сфере жилищно-коммунального обслуживания;

 5) стимулирование инвестиционной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

 6) обеспечение эффективного использования денежных, человеческих и материальных ресурсов производителей/исполнителей и потребителями жилищно-коммунальных услуг;

 7) приоритетности инновационного развития в жизнеобеспечении населенных пунктов, содействие научно-технического прогресса в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

 8) гласности, общественного контроля и ясности в принятии решений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства органами исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями;

 9) ответственности органов местного самоуправления за эффективное использование имущества территориального общества и обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами в соответствии с государственными социальными стандартами;

 10) создание одинаковых условий для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
 2. Основные направления, задания и мероприятия по выполнению Программы

 1. Выполнение Программы осуществляется за такими основными направлениями:

 1) организация эффективного управления в сфере производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг;

 2) углубление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;

 3) обеспечение функционирования, безубыточности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

 4) техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, приближение к требованиям Европейского Союза показателей использования энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг.

 2. Выполнение Программы нуждается в нормативно-правовом и научно-техническом обеспечение, реализации центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Основных заданий центральных и местных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления  относительно реализации Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы (дополнение №1)  

 3.Нормативно-правове обеспечение выполнения Программы предусматривает:

 1) поэтапная разработка на протяжении 2004-2006 и 2007-2010 года проектов нормативно-правовых актов по вопросам регуляции отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

 2) проведение гармонизации национальных стандартов и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства с директивами Европейского Союза.

 4.Научно-техническое обеспечение выполнения Программы предусматривает:

 1) проведение научно-технических исследований по вопросам эксплуатации и технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных пунктов, защиты территорий от вредного действия вод;

 2) разработка и внедрение новейших технологий и оборудования, направленных на техническое переоснащение предприятий жилищно-коммунального хозяйства и сокращения удельных расходов энергетических и материальных ресурсов;

 3) налаживание производства новых образцов коммунальной техники и оборудования для потребностей жилищно-коммунального хозяйства;

 4) создание системы мониторинга состояния жилищно-коммунального хозяйства и его реформирования, соответствующих баз данных;

 5) внесение изменений к строительным нормам и правилам для более активного использования научно-технических достижений и на их базе обновления основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

 6) разработку и реализацию программ развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

 7) образование энергосервисных компаний  в жилищно-коммунальном хозяйстве;

 8) разработка и обеспечение выполнения программ стимулирования экономного использования потребителями питьевой воды и тепловой энергии;

 9) создание Фонда муниципального развития Украины при участии Международного банка реконструкции и развития, целевых фондов энергосбережения на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, внедрения долгосрочных проектов и технического переоснащение на основе лизинга.

 5. Ежегодно местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления разрабатывают в соответствии с направлениями Программы региональные и местные программы (мероприятия) реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства.
     продолжение
–PAGE_BREAK–