Содержание
Введение
Глава1. Теоретические аспекты организации полового воспитания детей и подростков
1.1Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания впедагогике и психологии
1.2История полового воспитания в контексте развития общества
1.3Психология полового воспитания на различных возрастных этапах
1.4Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современныхтенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков
1.5Содержание и принципы полового воспитания
1.6Особенности полового воспитания в семье
1.7Спорные вопросы в организации полового воспитания в школе
1.8Анализ программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитанияВыводы по 1 главеГлава 2. Эмпирическое исследование по внедрению элементовполового воспитания в школеВыводы по 2 главеЗаключениеСписок использованной литературы
Введение
С давних времен проблемы полового воспитания относились кчислу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то ипопросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – эточасть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-зазакрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётковыражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироватьсясоветами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётсязапретной темой, даже терминология.
Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, чтосвязано и со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет), а значит, сростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами.Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, авот эмоциональное созревание – замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкамсформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации,необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.
На правительственном уровне актуальность вопроса былаозвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России»: эта программа была утверждена в рамках рядацелевых программ, в том числе и в целевой программе «Планирование семьи»,которая должна была обеспечить в том числе и: «разработку новых подходов кобучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивногоповедения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи ишколы за половое воспитание подростков» [29].
Но споры по поводу внедрения полового воспитания в семье ишколе не прекращаются и по сей день, что подчеркивает актуальность темы.Характер проблемы ярко обрисовал ИгорьБорисов: «Вот уже несколько лет в России пытаются ввести вшколу «половое воспитание». Вводят очень по-российски: то рекомендуют сразунесколько программ, то отзывают – и опять все сразу. На одном этапе честнопытаются применить самый передовой зарубежный опыт, на другом – полностьюприостанавливают проект. То начинают исследования школьников, то заводятуголовное дело на исследователя. Начинает одно ведомство, потом выясняется, чтозабыли спросить другое, затем обнаруживаются недовольные родители школьников, арядом с ними (и даже впереди) – еще более недовольные религиозныеорганизации… Чем больше старались угодить сразу всем, тем больше недовольныхтаким «половым воспитанием»…» [4].
Таким образом, для современной постановки вопроса оразработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнемуявляется нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей ввопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному ростучисла внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальнойпочве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни(отца, матери).
Проблемы полового воспитания, связанные с методическойоснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательскогоматериала не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителейвызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессахзачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируетсякомпетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, несоответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также неучитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и приадаптации текста для восприятия его дошкольниками следует придерживатьсяопределенных этических норм. Все это происходит по причине того, что вподготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишьмедики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такойлитературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и квыработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимнойинформации.
Наконец, программы и учебные пособия по половому воспитанию,а также по валеологии, куда составной частью входит этот раздел, настолькоразнородны по характеру включаемого в них материала, что практически неподдаются обобщению и систематизации.[*]
В то же время отсутствиеграмотного и этичного полового воспитания в большинстве семей и школ приводит кнаблюдаемому ныне высокому проценту незащищенных половых связей в средеподростков, нежелательных беременностей школьниц, венерических заболеваний и т.д.
Исходя из этого, гипотезой исследованияявляется предположение о том, что грамотно и этично построенное половоевоспитание позволяет повысить уровень грамотности детей и подростков в областиполовой гигиены и сексуального развития.
Отсюда определяется цель исследования:определить принципы и содержание полового воспитания в семье и школе.
Для достижения поставленной цели автор курсового сочиненияставит следующие задачи:
1) -проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявитьособенности полового воспитания школьников в свете современных тенденцийкультурного развития и репродуктивного поведения подростков;
2) – проанализироватьпрограммы и методики полового воспитания, провести эмпирическое исследованиедля подтверждения гипотезы.
Исходя из поставленных задач, строится структура работы,которая состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая –эмпирический характер.
Для достижения поставленных задач использовались такие методыисследования, как:
— изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
— тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.
Глава 1. Теоретические аспекты организацииполового воспитания детей и подростков
1.1 Понятие полового воспитания и актуальностьпроблемы полового воспитания в педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойствочеловека. Биологическое — потому что обусловлено генами структурами, асоциальное — так как его проявление в поведении и действиях человека являютсярезультатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влияниемокружающей обстановки, значительной частью которой является общество илиотносительно малая его часть. Рассматривая пол как биосоциальное свойствочеловека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется впроцессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частьюобщего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает всебя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителеопределенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностныхориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу”. Ведущими механизмамиполоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половуюдифференциацию.
Однако понятие полового воспитания у разных исследователейимеет различную трактовку. А.Г. Хрипкова и Д.В. Колесов Д.В. определяют половоевоспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, атакже установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человекас представителями другого пола» [18; 202]. Л. П. Бочкарева трактует половоевоспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками,привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных иположительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом спецификипола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З.Г.Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Егоспецифический предмет — воспитание отношений человека одного пола к другому исвязанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля».
Обобщив различные трактовки, половое воспитаниеможнорассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий наребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственнымипредставителям его пола. Задача полового воспитания — способствоватьгармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию половогоповедения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических инравственных основ брака и семьи.
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводитьтолько к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватываютвесь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальноепросвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонентполового воспитания.
Для постановки и решения проблем полового воспитанияпринципиальное значение имеет определение понятий «пол» и«секс». Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело болееузкое содержание, чем в тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящееот латинского корня слово «секс» в европейских языках буквальноозначает «пол», и понятием «сексуальный» таким образомопределяется весь спектр половых различий и полового поведения. В русском языкеэтому значению соответствуют понятия «пол», «половой». Так,под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма,связанные с его принадлежностью к тому или другому полу; под половымистереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведенияи т.п. В отдельных случаях понятие «половой» употребляется и каксиноним понятия «сексуальный». Укоренившееся в русском языке понятие«секс» принято для обозначения специфических отношений между полами,выражающимися в собственно половых отправлениях. Распространенное в обществеотношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, чтов сознании отдельных людей понятие «секс» стало ассоциироваться спороком и развратом, что безусловно неоправданно.
1.2 История полового воспитания в контекстеразвития общества
Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые наранних этапах развития общества, по мере общественного развития в историичеловечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это былопрежде всего связано с укоренением собственности и возникшей необходимостьючеткого определения круга собственников по родственному признаку. Такимобразом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфереполового поведения и его преемственности. Нормы половых отношенийпредусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуальногопартнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этихпринципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.
Необходимые с точки зрения общественной целесообразностиограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических,нравственных и бытовых установок. Согласно им, сексуальные отправленияцелесообразны лишь ради продления рода и только в этом качестве терпимы иприемлемы. В принципе же половое влечение продиктовано низменными животнымиинстинктами и заслуживает подавления. Религиозная мораль проповедовала вкачестве пути к совершенству духа смирение «плотских вожделений»,выразившееся в крайней форме в апологии аскетизма.
Преемственность этих принципов в практике полового воспитанияна протяжении долгого времени воплощалась в охранительно-запретительныхвоспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась какбезусловно вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения одетородной функции полового взаимодействия молодой человек должен был получитьот родителей незадолго до вступления в брак.
В Средние века образ ребёнка был неоднозначным. С однойстороны, ребёнок считался воплощением чистоты и невинности, а с другой – и-задеревенского уклада и повседневного участия детей в жизни взрослых, их нельзябыло уберечь от сексуальных впечатлений. Да никто, за исключением, разве что,монахов, и не пытался этого делать. К примеру, к проявлению сексуальности умальчиков взрослые относились снисходительно. Самомастурбация считаласьбезвредным детским грехом, а юность – возрастом, когда физически невозможноподавить свои сексуальные желания.
В Европе резкой границей понимания сущности половоговоспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строжайшего контроля надповедением и чувствами ребёнка, родители старались полностью оградить его отвопросов пола, даже от возможности видеть собственное обнажённое тело. Вобиходе стали появляться такие “творения” человеческой мысли, какпротивомастурбационные замки, что-то вроде “поясов верности”. И если в началесемнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали придетях вопросы пола, но и не видели ничего дурного в том, чтобы “поиграть” споловым членом мальчика, вызывая у него эрекцию, то уже в середине века нравыстали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, сталиотделять детей от взрослых, что привело к отчуждённости между родителями и ихдетьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям. К томуже разделение детей на мальчиков и девочек стало более жёстким, и появилсязапрет на детскую наготу. Даже спать детям предписывалось так, чтобы подошедшийк постели не смог разглядеть формы тела и распознать пол ребёнка.
В восемнадцатом веке утвердилось мнение, что онанизм(самомастурбация у мальчиков) — опасная болезнь. Считалось, что онанизмпорождает безумие и моральную деградацию. В доказательство своей теории врачиприводили неверно истолкованную самомастурбацию душевнобольных, путая, как эточасто бывает, причину и следствие. На самом же деле не самомастурбация являласьпричиной душевной болезни, а душевная болезнь “стирает” нормы общественнойморали и делает допустимой самомастурбацию в присутствии посторонних людей.
Интересно, а какой бы вывод сделали тогдашние психиатры, еслибы совместно содержались душевнобольные двух полов и занялись бы сексом?Сказали бы они, что секс тоже приводит к безумию?
В принципе, отрицательное отношение к половому акту тожеимело место в разные времена. Несколько отвлекаясь от темы, можно сказать, чтозапреты на физиологические акты были сравнительно распространены, и наоборот — половой акт в присутствии или при помощи слуг и рабов считался вполнеестественным в различных культурах. Короли же и прочие высокие сановники вэпоху “мушкетёров и придворных дам” считали вполне приличным не только кушать вприсутствии стоящих рядом верноподданных, но и сидеть на горшке при них.
Возвращаясь к теме, напомним, что люди в то время былинастолько запуганы последствиями онанизма, что в борьбе с “детским грехом”применяли даже кастрацию. Да и что далеко ходить: в романе М. Горького “ДелоАртамоновых” есть эпизод из начала прошлого века, где самомастурбирующий чужоймальчик был убит ударом сапога, чтобы “эта зараза не распространилась на нашихдетей”. В то же время, по свидетельству другого известного писателя — МаркаТвена, церковь не только активно выступала против подростковой самомастурбации,вынуждая регулярно исповедоваться в этом “грехе”, но и сама становиласьневольным инициатором детской самомастурбации. Мальчики специально искали инаходили в библии места с сексуальным смыслом, отчего возбуждались имастурбировали.
На рубеже XIX – XX веков значительное изменение отношения кпроблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда.Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всехпроявлений активности человека первоначально были встречены общественностью снегодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, азатем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности.Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентироваливнимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целомпод воздействием этих идей постепенно была пересмотренаохранительно-запретительная тактика полового воспитания.
Оформление концепции полового воспитания в советскойпедагогике носило противоречивый характер. В первые годы советской властиэнтузиазм по поводу освобождения от многих вековых ограничений вылился вчастности в открытую проповедь «новой половой морали», а точнее — полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество довольно быстрооценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположнойкрайности. Хотя это и не признавалось явно, в основу концепции половоговоспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А.Б. Залкинда.Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместитьее с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепилсяследующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности иполовое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческойнатуры и потому нуждаются в жестком регулировании и управлении. Общество вправестрого регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выборапартнера. Сексуальным партнером может выступать исключительно супруг, поэтомудо момента вступления в брак все проявления сексуальности должны бытьподавлены. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должныпосредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в руслосоциально приемлемой деятельности (по Фрейду — «сублимироваться»).
Работы советских педагогов по проблемам полового воспитаниядолгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятийкак «заместителей» полового поведения. На протяжении десятилетийпедагогика оставалась по сути «бесполой»: не принимались во вниманиеособенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристикиформирования личности; половое просвещение сводилось к привитию гигиеническихнавыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни.
В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыминорм происходит переориентация современной отечественной педагогики и ввопросах полового воспитания. Особенности развития детей, связанные с ихпринадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, ирезультаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.
Теоретические основы современной стратегии половоговоспитания наиболее полно сформулированы Д.В. Колесовым [15] и Н.В.Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться сучетом следующих принципов.
Половая принадлежность является важнейшим стержнемформирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящегомужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только вплане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективнойсоциализации личности.
Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот,поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов егоудовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола.Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторыхпроявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказеот обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но нечрезмерном их сексуальном просвещении.
Краеугольным понятием системы полового восстания Колесов иСильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение котороговыступает важнейшей из педагогических задач. Оно предполагает наличие у ребенкасоответствующего его уровню понимания, но верного представления о социальнойприроде человека в единстве биологического и социального, принципиальнойнесводимости любых проявлений жизнедеятельности людей к биологическим актам и вто же время неразрывной связи человека со всем органическим миром.
Другим основным понятием является понятие о сущности половыхразличий и значении половой принадлежности, предполагающее привитие ребенкуосознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу ипонимания его отличий от собственного.
Задачи полового воспитания, таким образом, заключаются вформировании общественно полезных установок личности в различных аспектахвзаимоотношений между представителями противоположных полов, которые быобеспечивали сохранение личного здоровья, создание полноценной семьи,ориентацию супругов на такое количество детей, которое в наибольшей степениотвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать специфическиеполовые особенности (физического и психологического характера) противоположногопола в процессе трудовой деятельности и общения.
В связи с этим, дефектным выступает такой стиль половоговоспитания, при котором задается ложное направление проявлениямпсихосексуального развития ребенка, либо они просто подавляются (эти двамомента тесно взаимосвязаны и порождают друг друга).
Дефектное половое воспитание почти исключительно связано снекомпетентностью воспитателей. Ее основные проявления: незнание особенностейсексуального развития ребенка и соответственно неверная реакция на эторазвитие, собственные неверные установки по вопросам взаимоотношений полов, атакже неверные установки по отношению к детям.
Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании в основномсводятся к следующим:
— Подавление естественных реакций — не только половых, но ипросто непосредственно эмоциональных; это приводит к возникновениюпрепятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности.
— Излишне строгое, предполагающее изоляцию от лицпротивоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимыхнавыков общения.
— Выработка неприязни к противоположному полу, подавлениелюбых проявлений половой сущности и интересов.
— Сглаживание половых различий, своеобразная половаяунификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов.
— Привитие исключительного отношения к целомудрию,своеобразная фетишизация невинности и девственности.
Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а ужесовершенные преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола,формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений овзаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.
1.3 Психология полового воспитания на различныхвозрастных этапах
Эффективность полового воспитания зависит от учета связанныхс полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная ссамых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированноеотношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком илидевочкой.
Психологическими наблюдениями установлено, что одни и те жеособенности внешности и поведения младенца в зависимости от его пола вызывают увзрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считаютфемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения,а мальчиков — те же черты мускулинными (мужественными). С новорожденнымидевочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится большефизических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем сдочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем,показывают, что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливаютповедение друг друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиесячерты, но и как система отношений.
Мужчина и женщина биологически и психологически различаютсяпо своему месту и роли в сложнейшей природосообразной системе продлениячеловеческого рода. Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет ихболее высокую готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность вриске, изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которыхтребуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, снесколькими динамичными объектами для внимания именно они позволяют мужчинемобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабымтипом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобнымусловиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена ктонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всеговнимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различияобъективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей ипрофессий.
Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков идевочек в соответствии с идеалами мужественности и женственности основываетсяна разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания- личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки ивысказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется только насловах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам),а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности иженственности, ребенок в большинстве случаев практически не усваивает требуемыеобразцы.
Правильное половое воспитание основывается на подчеркиваниипозитивных и компенсации негативных черт мужской или женской психофизиологическойконституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимопротивопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.
Формирование половых стереотипов обусловлено не тольковлиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся «учителями» другдля друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со сторонысверстников заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой роли.
Половое воспитание дошкольника должно включать ознакомление сэлементарными сведениями о половых различиях и деторождении. Но еще болееважным является опыт «неполовой» любви к родителям и сверстникам — залог нравственности в зрелом возрасте.
Осознание ребенком своей половойпринадлежности начинается с того, что он научается различать пол других людей.
Знание собственной половой принадлежности развивается вполной мере к трем годам, по мере того как ребенок осознает свое “ Я “ (ты –мальчик, я – девочка).
В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется “половоелюбопытство“, т. е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половыхорганов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включаетв норме и осознание собственной половой принадлежности. А половаяпринадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит,формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины. И в каждомопределенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровнюпонимания представление о сущности половых различий. Ребенок должен осознаннопонимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже вмаленьком мальчике необходимо развивать уважение к женщине, а девочку нужнонаучить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.
Поступление в школу знаменует начало нового ответственногоэтапа полового воспитания. Взаимоотношения со сверстниками противоположногопола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель какавторитетный носитель знаний и образцов поведения. В современной школебольшинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет спецификушкольных требований, практически ориентированных на фемининный стиль поведения.Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школунесколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями пальцеврук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним взрослых,более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем мальчики.Таким образом они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям кидеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнееучительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабыхучеников, последние как правило оказываются представлены почти исключительномальчиками, что может быть и не связано с их умственными способностями. Такоеположение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем неоправданного превосходства над мальчиками.
Роль полового воспитания повышается по достижении ребенкомподросткового возраста, центральным моментом которого является половоесозревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильноереагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиковк поллюциям, а девочек – к менструациям. Период полового созревания связан сформированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки.Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений,страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этотпериод решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни всобственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблемпола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чуждапроповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявленийаморализма в сфере половых отношений (в частности, всех видов порнографии), ноне столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства исознания, что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологическихотправлений и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связейвыступает не запрет, а формирование социальной ответственности, котораяпредусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятиевзаимоотношений полов прежде всего как личностных.
Важным аспектом полового воспитания является сексуальноепросвещение. Опыт стран, где оно широко практикуется, показывает, что тактичноеи своевременное информирование о проблемах взаимоотношения полов не влечет впринципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этимфактом опровергаются существующие опасения, что информированность в вопросахсекса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на раннихэтапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественныйинтерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оноспособствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии,чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейныхотношений.
1.4 Необходимость полового воспитания детей иподростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивногоповедения подростков
По данным экспертов из Alan Guttmacher Institute, только 43процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуютсяпрезервативами, 57 процентов же считают, что они им ни к чему. По данным UrbanInstitute, половина юношей в возрасте от 15 до 19 лет занимались со своейпартнершей оральным сексом.
В свете этих фактов понятна обеспокоенность родителей раннимсексуальным опытом своих детей. Беспокойство вызывает и источник полученияинформации «об этом». Увы, главным наставником в этом вопросе является не семьяи не школа, а «улица».
Статистические данные различных организаций позволяют сделатьследующие выводы:
§ работав школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании проводится недостаточно,несмотря на крайне неблагополучную эпидемиологическую ситуацию среди подросткови школьников в городе и области;
§ многиепреподаватели не готовы обсуждать проблемы ВИЧ-инфекции, наркомании и связанныес этим вопросы сексуального воспитания школьников;
§ большинствородителей не осознают той опасности для подростков, которая существует вреальной действительности, создавшейся в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа,наркоманией и различными венерическими заболеваниями.
Следующая проблема кроется в характере изменений,происходящих в организме в пубертатный период и психологическом состоянииподростка в период взросления.
У мальчиков в это время происходит «ломка» голоса,начинаются первые поллюции, у девочек – менструации. Наступление их иногдазастаёт подростков врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических(если естественые физиологические процессы принимаются за заболевание)последствий.
Физиологическая перестройка организма в подростковомвозрасте, повышенная выработка половых гормонов приводят к изменениям отношениймежду полами, а это уже имеет социальную и нравственную окраску. Взрослыеобязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться толькогигиеническими советами и рекомендациями (о безвредности поллюций и менструацийи мерах гигиены в связи с ними), а более широко оценивать наступившие ворганизме изменения. Важно в подростковом возрасте не допустить у детейэмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий следна всю жизнь. Наиболее частыми причинами их могут быть наступление беременностиу подруги и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическимизаболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейныхразладов, обусловленных перенесённой в юношеском возрасте психотравмой,вызванной именно этими и подобными причинами.
1.5 Содержание и принципы полового воспитания
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающаяребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений,личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитанияпредставляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя,позволяющих ему решать поставленные задачи.
К этим знаниям можно отнести:
а) знания сущности, специфики педагогической системы половоговоспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается вустановлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методови форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционированияфронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Спецификапедагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функцииее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формыорганизации;
б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевойсоциализации мальчиков и девочек;
в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности,которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителейв семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтенияв интересах, досуге;
г) знание принципов полового воспитания:
— принцип единого подхода к половому воспитанию со стороныродителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общностивзглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы исодержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;
— принцип дифференцированного и поэтапного характера половоговоспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степенипсихологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, ихинтеллектуального уровня;
— принцип правдивости, заключающийся в достоверностиинформации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаныи в большей степени касаются сексуального просвещения детей);
— принцип индивидуального подхода, проявляющийся в«адресном характере информации», которая должна быть адаптирована дляконкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапногохарактера полового воспитания;
— принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиеническихусловий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности илиженственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая егообстановка не соответствует им).
Содержание педагогической системы полового воспитанияявляется важным компонентом, без детального изучения которого невозможноуспешно решить задачи полоролевой социализации детей.
Всю педагогическую работу и методы по половому воспитаниюможно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивногокомпонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевогоповедения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных исемейных ролях.
Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевойсоциализации направлена на выявление знаний и умений детей определять своюполовую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения виграх и игрушках, восприятии литературных героев.
А следующее направление работы может быть связано сформированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейныхролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной,перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциямиродителей в семье.
Работа по формированию полоролевого поведения нацелена наознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями ипредпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье,на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей кпонятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этихотношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано ссозданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств,характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости,отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.
В половом воспитании используются общие принципывоспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательныхмер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться сучетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдениемпреемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всейсложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги имедработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующиеподрастающее поколение. Условно процесс полового воспитания можно разделить нанесколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарныегигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливаниеорганизма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общефизическим. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности,устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной,тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания.Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимнымуважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируетсясознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественногопроцесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола.Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задаютродителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся«тайной» их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, недетализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Детимладшего возраста довольствуются такими ответами матери, «как я тебяродила в роддоме» или «ты вырос у меня в животике». В то жевремя отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка ктеме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старшихтоварищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступаетразоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям.В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должныучитываться физиологические и психологические особенности. Для нормальногополового развития и установления правильных отношений между мальчиком идевочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, какстыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п.Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуюторганизуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия.
1.6 Особенности полового воспитания в семье
Родители первыми начинают половое воспитание своих детей,даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают,что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информациипередается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и черезих установки.
Раньше, когда обманывали детей аистом или капустой, ребёнок,узнавая от сверстников “правду” о взаимоотношениях полов, чувствовал обман состороны родителей и подозрение, что его родители занимаются “грязными” делами искрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещёбольше. Но это — не самое худшее, и со временем “уляжется”, а вот замкнутость ибрезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущейсупружеской жизни.
Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должнорезко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивыйхарактер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями.Эта тема не должна чересчур отличаться от других.
Хорошим подспорьем в половом воспитании дошкольников имладших школьников могут стать современные детские энциклопедии и книжки типа“Откуда я взялся?”, в которых не только текст, но и иллюстрации доступно иоднозначно рассказывают как о деторождении, так и о половом акте родителей. Атак как в этом возрасте у детей нет эротических ассоциаций, то новые знания — даже о сексе — особо не фиксируются в их мозгу, вернее — не выделяются изобщего потока новых знаний.
«Как бы нам ни хотелось иного, дети рождаютсясексуально-мотивированными, и родители постоянно дают им уроки половоговоспитания, сознательно или бессознательно. Стержневой вопрос половоговоспитания состоит в том, как родители воспринимают прирожденную сексуальность ребенкаи в какой степени дают ей развернуться. Отношение родителей к этой проблемегораздо важнее для формирования полового поведения ребенка, чем вся информацияили дезинформация, которую они могут предоставить по данному вопросу.
Имеются четыре основные типа отношения родителей к вопросампола, которые проявляются в семейной жизни, назвав их соответственнорепрессивным, избегающим, навязчивым и экспрессивным (авторы исходили из того,что взгляды обоих родителей на эту проблему совпадают, хотя это случается невсегда).
· Репрессивныйтип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс— это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произноситьнеприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половоевоспитание сводится к нескольким фразам: „это неприлично“, „этоопасно“ и „подожди пока выйдешь замуж“.
· Приизбегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение ксексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежеливредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половыхвопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьмиили превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, онивыхолащивают идею тепла, человечности и любви, которая неотъемлема от понятиясексуальности, однако дети очень быстро распознают этот пробел.
· Принавязчивом типе отношения к сексуальности родители смотрят на секс как наполезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всейсемейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальнойактивности и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, чтоприводят в недоумение и замешательство собственных детей. (Например, могутоткрыто говорить о своих интимных отношениях или своей коллекции видеокассет сэротическими фильмами.) Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражатьдетей или вызывать у них чувство подавленности. Так, например, если отец8-летнего мальчика будет каждый месяц показывать сыну „Плейбой“,ребенку станет неприятен сам вид этого журнала.
· Родители,чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное,рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждаютэту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активностидетей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушитьдетям, что сексуальность — это положительное и здоровое явление, незаслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы.
К сожалению, лишь немногие родители способны правильноорганизовать половое воспитание детей. Даже в тех случаях, когда школа уделяетдостаточно внимания половому воспитанию, от родителей требуется активноепроведение аналогичной работы в домашних условиях. Только совместные усилияшколы и семьи позволяют ребенку вырасти в сексуально образованного иотвечающего за свои поступки подростка, а потом и взрослого человека.Практические советы, которые могут оказаться полезными при проведении этойработы, приведены выше. Залог успеха в половом воспитании — такая обстановка всемье, когда ребенок может свободно задавать интересующие его вопросыродителям, не боясь выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию.
Хотя многие родители полагают, что половое воспитание — этодоведение до ребенка определенной информации в виде лекций; оно на самом делепредставляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примеромродителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и,конечно, характером получаемой информации. Половое воспитание в семье — важныйинструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей вопределенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведенияподростков.
1.7 Спорные вопросы в организации половоговоспитания в школе
В настоящее время многие психологи считают, что детям полезнообучаться и по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют,а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами:
1. Некоторые родители или дети, сталкиваясь в семейной илиобщественной жизни с темой или событием, имеющими отношение к сексуальности,настолько смущаются, что они просто не могут обсуждать этот предмет. (Мамаговорит, чтобы я поговорила на эту тему с папой, а папа говорит, что он занят.)
2. Некоторые родители ждут, пока дети начнут задавать имвопросы о сексуальности, но дети об этом не спрашивают, или родители незамечают вопросов, заданных в косвенной форме.
3. Некоторые родители просто не имеют необходимой информации —за исключением простейших сведений о том, откуда берутся дети, — чтобы ответитьна вопросы своих детей.
4. Зачастую людям, получившим специальную педагогическуюподготовку, проще сообщить детям информацию ясно, доходчиво и объективно, чемродителям, которые чрезвычайно эмоционально относятся к своим детям, что вполнеестественно и правильно.
5. Когда дети вступают в пубертатный период и перед нимивстают новые задачи, характерные для подросткового возраста, они особенносильно стремятся добиться независимости в таких областях, как половые отношенияи сексуальность. Они не могут понять, почему родителей так беспокоит их половаяжизнь. Они очень хотят физической и психологической приватности во всем, чтокасается секса, и действительно в ней нуждаются, но тем не менее им необходимоиметь возможность говорить о сексе друг с другом и с уважаемыми авторитетнымилюдьми.
6. В большинстве семей у детей мало возможностей поговорить овопросах пола и сексуальности со своими ровесниками, а ведь это умениенеобходимо людям любого возраста. Такие беседы помогают подготовить мальчиков идевочек к взаимопониманию со своими будущими супругами, научить их приниматьразумные решения и нести за них ответственность.
7. В классе можно создать „безопасную“, частичноструктурированную ситуацию, в которой молодым людям легче высказаться, чем вболее интимной семейной обстановке. Кроме того, у них появляется возможностьучиться молча, слушая, как другие обмениваются мнениями.
Однако многие родители против внедрения практикивсестороннего полового воспитания в учебных заведениях.
Противники введения этого учебного курса приводят следующиедоводы:
1. Ппредоставление детям информации о сексе будет разжигатьих половое любопытство и стимулировать раннее начало половой жизни.
2. Половое воспитание настолько тонкая и деликатная материя,что должно осуществляться только в домашних условиях или в церковной среде.
3. Уровень преподавания и качество учебных материалов дляполового воспитания по меньшей мере неодинаковы в разных школах и в большинствеслучаев очень низки.
Однако многие родители опасаются, что в программах половоговоспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться илипропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надо сказать, что всовременных российских условиях это опасение, как и скепсис относительно уровняпреподавания и качества учебных материалов для полового воспитания далеко небеспричинны. Большинство родителей, несомненно, шокируют уроки, на которых пятиклассникаучат одевать на макет презерватив или рассказывают восьмикласснику о зоофилии.Большие скандалы и судебные разбирательства вызвали подобные программы исеминары, после которых «сексуально подкованные» дети начали просвещатьродителей относительно сексуальных позиций. По сути, здесь половое воспитаниебыло заменено исключительно сексуальным просвещением.
Особое сопротивление встретила концепция полового воспитанияв лице церкви. Сейчас во многих школах преподают православие. Неудивительно,что две концепции – православного воспитания и секс-просвета в его худшихпроявлениях – столкнулись и пришли в противоречие. Однако было бы невернымпредставлять себе позицию церкви как абсолютно отрицательно относящейся к самойидее полового воспитания – как явствует из «Основы социальной концепции русскойправославной церкви», цевковь признает необходимым половое воспитание в рамкахтактичности и установленных в данной культуре принципов: «Понимая, что школа,наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношенияхполов и телесной природе человека, Церковь не может поддержать те программы«полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем болееразличные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программучащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостностьличности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи,основанной на верности и чистоте» [21; 82].
В то же время не только церковь, но и широкая общественностьвыступает против осознанной, профессиональной и спланированной деятельностивследствии внедрения программ, которые разрушают традиционные нравственныеценности человеческого общества: идеи семьи, брака, супружеской верности,целомудрия.Показательным примером в этом отношении являются США, где внастоящее время правительство ежегодно выделяет значительную сумму длявоспитания молодых людей в духе целомудрия и воздержания от половых связей довступления в брак.
Таким образом, главным принципом полового воспитание должнавыступать тактичность и соответствие традиционным ценностям. Возможно, еслиродители считают желательным, лекции мальчикам и девочкам читать раздельно, чтоизбавило бы учителя от необходимости дозировать информацию.
1.8 Анализ программ и учебников, содержащихкомпоненты полового воспитания
Проблема половоговоспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы,определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе.
И. Борисов составилтипологию имеющихся на сегодняшний день различных программ полового воспитания:
1. «Государственная» (федеральная) программа, которая все ещепишется усилиями Министерства образования и Академии образования;
2. Малоизвестные и почти недоступные специалистам «местные»(региональные и муниципальные) программы «полового воспитания»,– как имеющиенаучное содержание, так и откровенно антинаучные;
3. Программы, предложенные общественными организациями и/илифармацевтическими компаниями;
4. Деятельность медицинских компаний по повышению квалификациинаших врачей и консультативная работа с населением (службы экстреннойконсультативной помощи);
5. Программы «социальной рекламы», известные населению восновном по телевизионной трансляции видеороликов;
6. Программы нашего здравоохранения – например, Федеральнаяпрограмма «Планирование семьи»;
7. Программы международных (наднациональных) организаций типаООН, ВОЗ и др.;
8. Опубликованные на русском языке зарубежные учебныепрограммы (учебники) и – более широко – зарубежный опыт «полового воспитания»,информация о котором недоступна большинству наших граждан [4].
Надо заметить, что в России накоплен очень интересный, номалоизвестный опыт создания и применения «местных» программ, причем примеры иположительные, и отрицательные. Исключительно ценен (как содержательно, так иорганизационно) опыт работы медико-педагогических школ в Ярославле, интересныерезультаты получены в ряде других крупных городов. К сожалению, во многихрегионах местная власть оказалась обманутой или просто не желает связываться соскандальными темами, – а в результате появляются открыто антинаучные по своемусодержанию программы, в которых школьников и их родителей просто обманывают.Например, в очень крупном муниципальном районе Москвы представители однойрелигиозной организации читают лекции старшеклассникам. Школьников призывают непользоваться презервативами, которые якобы не защищают ни от инфекции, ни отбеременности. Религиозные лекторы, очевидно, надеются таким образом уберечьмолодежь от добрачного секса, – но в основе этого подхода фактическая ложь.
Почти одновременно с «государственными» программамифедерального значения появились «негосударственные» – разработанныеобщественными организациями и крупными фармацевтическими компаниями. Какминимум три таких программы могут считаться имеющими федеральное(общенациональное) значение.
Программа «Все ли вы знаете о себе?» была разработана длядевочек-подростков, учащихся 6–7 классов, и охватывает вопросы половогосозревания и особенно личной гигиены. Обучение проводилось, как правило, в виде3–4 лекций, включая показ наглядных материалов, раздачу информационныхматериалов, ознакомление с некоторыми гигиеническими средствами. Послезавершения обучения девушки могли написать письмо консультанту (и получитьответ). Программа разработана и реализована благодаря значительным финансовым ииным ресурсам, привлеченным компанией «Джонсон и Джонсон».
Еще один пример успешной программы – проект «Изменения»,реализуемый Российской ассоциацией планирования семьи и компанией «Проктер эндГэмбл». В рамках этого проекта проводился урок гигиены для девочек и мальчиков,учащихся 7-х классов. Ученики получали брошюры (для себя и для родителей),образцы средств гигиены. Подростки на уроке получают знания об основныханатомо-физиологических изменениях периода полового созревания, об особенностяхрепродуктивной системы, о правилах личной гигиены. Урок по программе«Изменения» проводился в десятках городов, его прослушали сотни тысяч учащихся.
Наиболее крупная «негосударственная» учебная программа«полового воспитания» подростков предложена Российской ассоциацией планированиясемьи (РАПС) – это программа «Основы планирования семьи и здорового образажизни». В программе рассматриваются медицинские, психологические и социальныепроблемы, включая половое созревание, регуляцию рождаемости, передаваемыеполовым путем болезни, особенности сексуальности человека, проблемы семьи ибрака, психологии общения и здорового образа жизни. Для преподавателя изданыпособие и комплект наглядных материалов.
Однако эти программы, особенно программа РАПС, встречаютсильное сопротивление со стороны многих родителей и ряда педагогов иобщественных деятелей.
Особое негодование со стороны родителей, педагогов иобщественности вызывают программы, выпущенные различными общественными организациями,преследующими те или иные цели, в том числе и рядом сект. Так, в одном изучебников о валеологии, рекомендованном Министерством общего ипрофессионального образования Российской Федерации, в качестве практическогоруководства предлагается обращение к учению Порфирия Иванова, который известенмногим лишь как автор оздоровительной методики, основанной на различныхспособах закаливания организма и непосредственной близости к природе [33; 210 — 235]. Тем не менее, духовная основа этой доктрины вне всякого сомнения являетсянеоязыческой и оккультной. Сам автор неоднократно называл себя богом(»богом Земли”, богом «этому бугру», «этомуместу»), всерьёз рекомендовал молитвенное обращение к себе, как к Учителю,с просьбой о здоровье.
Идеи оккультизма со всей очевидностью просматриваются и в ещёодном учебном пособии по валеологии, называемом «Валеологияподростка». Его авторам Л.Г. Татарниковой и М.В. Поздеевой удаетсяненавязчиво, под знаком «это интересно», ввести читателя в мир оккультныхпредставлений о строении мира, познакомить их с элементами хиромантии, датьопределение теософии, поговорить о психической энергии и биополе. Среди вполненаучных рассуждений, например, о строении сердца и кровеносной системы, оприроде сна, неожиданным диссонансом начинают звучать следующие фрагменты:«Наша планета, как и всякая другая, состоит из трёх миров» — МираПлотного, мира Тонкого, Мира Огненного; «Сон — это воспоминание опутешествиях в Тонкий Мир»; слово «Космос» пишется с большойбуквы, а его исследование предлагается проводить не на основе достиженийастрономии и физики, а чисто эзотерическим способом — посредством«голосов» и «видений». [27].
Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителейвызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессахзачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению неконтролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемыхдетям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, атакже не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.
Вероятно, многих родителей шокирует и содержание некоторыхизданий и руководств по половому воспитанию, например, книга М. Хиглинг М. «Какбеседовать с ребенком о сексе» [31], где, например, указывается, что вашребенок дошкольного возраста должен знать:
· -названия половых органов — пенис (половой член), яички, мошонка, задний проход(анус), вульва, половые губы, влагалище, клитор, матка, яичники;
· – чтозачатие происходит тогда, когда сперма (сперматозоид) мужчины соединяется с яйцеклеткойженщины в результате полового акта;
· – чторебенок растет в матке;
· – чторебенок рождается через влагалище;
· -основные сведения о менструациях и ночных поллюциях как о чистых и здоровыхпроцессах;
· – чтонельзя подбирать презервативы.
Скажем, насчет третьего и последнего утверждения можносогласиться, возможно, учитывая вопросы детей, надо быть готовыми и к тому,чтобы рассказать ребенку о том, как рождается ребенок и как происходит зачатие.Но многие ли родители согласятся с тем, что их дошкольнику стоит (и даженеобходимо) знать о том, что такое поллюция, менструация, вульва, клитор и т.д.?
Мало того – автор требует насильно проводить лекции с детьми,даже если они смущаются и не желают говорить о поллюциях и менструациях: «…знайте, что лучшее место для разговора с детьми от 10 до 20 лет — этоавтомобиль, где вашим слушателям некуда деться. Конечно, они могут заткнутьуши, обозвать вас ненормальным или три часа подряд молча смотреть в окно, но вывсе равно продолжайте говорить». Неудивительно, что, натолкнувшись однажды наподобное «пособие», родители будут настороженно относиться к самому терминуполового воспитания. Можно сказать, что гигиена выпуска и допуска программ ипособий по половому воспитанию, грамотность и тактичность авторов, составителейи издателей – залог правильного и положительного отношения общества к проблемеполового воспитания детей и подростков.
Выводы по I главе
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по темеисследования, можно сделать следующие выводы:
1. Половое воспитаниеможно рассматривать как комплексвоспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных наовладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задачаполового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающегопоколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции,содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
2. Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводитьтолько к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватываютвесь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальноепросвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонентполового воспитания.
3. Эффективность полового воспитания зависит от учетасвязанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах,начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированноеотношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком илидевочкой.
4. Поступление в школу знаменует начало нового ответственногоэтапа полового воспитания. Взаимоотношения со сверстниками противоположногопола становятся более интенсивными.
5. Роль полового воспитания повышается по достижении ребенкомподросткового возраста, центральным моментом которого является половоесозревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильноереагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиковк поллюциям, а девочек — к менструациям.
6. Период полового созревания связан также с формированиемэротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Важно вподростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психическихтравм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь.
7. В половом воспитании используются общие принципывоспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательныхмер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться сучетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдениемпреемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.
8. Родители первыми начинают половое воспитание своих детей,даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают,что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информациипередается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и черезих установки. Половое воспитание в семье — важный инструмент, с помощьюкоторого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложивтем самым основы сознательного полового поведения подростков.
9. Проблема полового воспитания в школе усугубляетсяотсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы исодержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родителиопасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейнойжизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрилибы. Надо сказать, что в современных российских условиях это опасение, как искепсис относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для половоговоспитания далеко не беспричинны: немалую тревогу и озабоченность педагогов иродителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы опроцессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению неконтролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемыхдетям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, атакже не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.
Глава 2. Эмпирическое исследование по внедрениюэлементов полового воспитания в школе
Эмпирическое исследование, проведенное в 10 «Б» и 10 «В»классах средней школы г. Советска, где не проводится планомерного половоговоспитания учащихся, состояло из 3 этапов:
I. Предварительноетестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам половоговоспитания в их семьях.
II. Проведениевнеклассных занятий полового воспитания.
III. Итоговоетестирование учащихся.
I. На первом этапе намибыли проведены:
1) анонимноеанкетирование учащихся;
2) анонимноетестирование учащихся;
3) анонимноеанкетирование родителей учащихся.
Целью анонимного анкетирования учащихся являлся сборинформации относительно характера их половой жизни. Были получены и исследованыответы 50 подростков 15 – 16 лет (25 юношей и 25 девушек). Результатыанкетирования сводятся к следующему:
Подавляющее большинство анкетируемых одобряет добрачныеполовые связи – 84% (42 чел.).
40% (20 чел.) анкетируемых имеют половые связи, из них 60%(12 чел.) — юноши, 40% (8 чел.) — девушки.
84% (42 чел.) занимались с партнером петтингом.
У 18% (9 чел.) первый половой контакт произошел в возрасте до14 лет.
У 60% (12 чел.) подростков, имеющих половые связи, былонесколько сексуальных партнеров, из них 75% (9 чел.) юноши и 25% девушки (3чел.).
У 25% (5 чел.) подростков, имеющих половые связи, нетпостоянного партнера, из них 80% (4 чел.) юноши и 20% (1 чел.) – девушки.
Мотивом к интимным отношениям для 60% (12 чел.) анкетируемыхподростков, имеющих половые связи, явилось удовлетворение собственных желаний,для 20% (4 чел.) — любопытство, для 20% (4 чел.) (в них вошло, таким образом,50% девушек, имеющих половые отношения) – моральное принуждение со стороныпротивоположного пола.
10% (2 чел.) анкетируемых девушек (25% вступивших в половыеотношения) имели нежелательную беременность, закончившуюся абортом, 25% (5чел.) анкетируемых девушек (62,5% вступивших в половые отношения) имели случаиопасений нежелательной беременности.
Постоянно предохраняются только 45% (9 чел.) анкетируемых,имеющих половые связи.
Из подростков, не имеющих постоянного партнера, постояннопредохраняются только 60% (3 чел.).
25% (2 чел.) девушек, имеющих половые связи, непредохраняются вообще, объясняя это тем, что имеют постоянного партнера.
37,5% (3 чел.) используют преимущественно календарный метод.
46% (23 чел.) анкетируемых считают вполне допустимым прерватьнежелательную беременность.
2% (1 чел.) анкетируемых лечился от венерическогозаболевания.
На вопрос: «С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни наинтимные темы?», были получены следующие ответы: с учителями — 4% (2 чел.), сврачами — 8% (4 чел., все девушки), с незнакомыми людьми — 0%, с родителями —24% (12 чел.), с друзьями — 64% (32 чел.).
Полученные результаты говорят о том, что подростки достаточнорано начинают половую жизнь, многие из них уже в школе имеют по несколькусексуальных партнеров, многие не предохраняются или предохраняются время отвремени, результатом чего является риск нежелательной беременности ивенерических заболеваний, причем начальное сексуальное воспитание большинствоподростков получает на улице, а не в школе и семье.
Анонимное тестирование имело своей целью проверить уровеньзнания подростков относительно заболеваний, передающихся половым путем, вредеабортов для репродуктивного здоровья женщины, назначения и использованияконтрацептивов и пр.
Из 50 анкетируемых 100% правильных ответов дали 6% (3 чел.),90% правильных ответов – 6% (3 чел.), 80% правильных ответов – 10% (5 чел.),70% правильных ответов – 18% (9 чел.), 60% правильных ответов – 28% (14 чел.),50% правильных ответов – 12% (6 чел.), 40% правильных ответов – 4% (2 чел.),30% правильных ответов – 8% (4 чел.), 20% правильных ответов – 6% (3 чел.), 10%правильных ответов – 0% (0 чел.), 0% правильных ответов – 2% (1 чел.).
Таким образом, хороший уровень владения информацией (80 –100% правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);большинство – 58% (29 чел.) – продемонстрировали средний уровень – 50 – 70%правильных ответов; низкий уровень наблюдается у 18% (9 чел.) – 20 – 40%правильных ответов), и 2% (1 чел.) продемонстрировали недопустимо низкийуровень элементарных знаний половой гигиены.
В анонимном анкетировании родителей приняло участие 19родителей.
В результате было выяснено, что 79% (15 чел.) стесняетсяговорить с ребенком на интимные темы, 37% (7 чел.) этого никогда не делали. 63%(12 чел.) считают, что основным источником информации для подростков поперечисленным проблемам должна быть семья, но в то же время 89,5% (17 чел.)согласны, что половым воспитанием должна заниматься и школа, но при этом 52,5%(10 чел.) озабочены тем, что некоторые моменты полового воспитания в школемогут пагубно отразиться на нравственности ребенка. 79% (15 чел.) считают«уличное просвещение» естественным в современных условиях. Только 10,5% (2чел.) ответили, что свободно говорят с ребенком на интересующие его темыполового воспитания, 21% (4 чел.) признались, что в разговоре на подобные темынеизбежно склоняются к морализаторству.
Таким образом,проведенное исследование на первом этапе подтвердило необходимость проведениязанятий по половому воспитанию среди подростков.
II. Следующим этапомисследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которыхприсутствовало:
1 занятие – 48 чел. (96%)
2занятие – 36 чел. (72%)
3 занятие – 43 чел. (86%)
4 занятие – 39 чел. (78%)
5 занятие – 41 чел. (82%)
(Занятия проводились поклассам).
Со школьниками былипроведены 5 занятий на темы:
«ВИЧ-инфекция и меры профилактики»;
«Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты»;
«Заболевания, распространяемые половым путем»;
«Беременность, прерывание беременности ипоследствия»;
«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний попроблеме ВИЧ-инфекции и наркомании».
III. На третьем этапе исследования было проведеноитоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в областиполового воспитания.
Из 50 анкетируемых 100% правильных ответов дали 6% (3 чел.),90% правильных ответов – 6% (3 чел.), 80% правильных ответов – 10% (5 чел.),70% правильных ответов – 18% (9 чел.), 60% правильных ответов – 28% (14 чел.),50% правильных ответов – 12% (6 чел.), 40% правильных ответов – 4% (2 чел.),30% правильных ответов – 8% (4 чел.), 20% правильных ответов – 6% (3 чел.), 10%правильных ответов – 0% (0 чел.), 0% правильных ответов – 2% (1 чел.).
При повторном тестировании 22% (11 чел.) показали высокийуровень владения информацией (100% правильных ответов), 40% (20 чел.) ответилина 80% – 90% вопросов, 18% (9 чел.) ответили на 50 – 70%, только 16% (8 чел.)ответили только на 30 – 40% вопросов, и лишь 4% (2 чел.) ответили на 20%вопросов, что связано с нерегулярным посещением внеклассных занятий.
Таким образом, проведенный эксперимент нагляднопродемонстрировал рост грамотности подростков в области половой гигиены врезультате занятий по половому воспитанию.
Выводы по II главе
Для подтверждения выдвинутой во введении гипотезы нами былопроведено эмпирическое исследование, которое проводилось в три этапа:
I. Предварительноетестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам половоговоспитания в их семьях.
II. Проведениевнеклассных занятий полового воспитания.
III. Итоговоетестирование учащихся.
На первом этапе нами былипроведены анонимное анкетирование учащихся, анонимное тестирование учащихся ианонимное анкетирование родителей учащихся, которые подтвердили необходимостьпроведения занятий по половому воспитанию среди подростков.
Следующим этапомисследования стало проведение пяти внеклассных занятий на темы:
«ВИЧ-инфекция и меры профилактики»;
«Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты»;
«Заболевания, распространяемые половым путем»;
«Беременность, прерывание беременности ипоследствия»;
«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний попроблеме ВИЧ-инфекции и наркомании».
В заключение былопроведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков вобласти полового воспитания, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
Заключение
Половое воспитание – это часть общего воспитания человека.Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общемконтексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Спецификапроцесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половомувоспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапахразвития ребенка. Организация полового воспитания должна осуществляться васпекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либоиз ее компонентов. Работа по половому воспитанию требуетвысококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещенияродителей, что определяет актуальность темы исследования.
3) Длядостижении цели исследования, которая была определена нами какопределение принципы и содержание полового воспитания в семье и школе, мыпроанализировали психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявивособенности полового воспитания школьников в свете современных тенденцийкультурного развития и репродуктивного поведения подростков.
Для реализации поставленных задач использовались такиетеоретические и эмпирические методы исследования, как изучение и анализпсихолого-педагогической литературы, а также тестирование и анкетированиеучащихся и их родителей.
В результате было дано определение полового воспитания каккомплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленныхна овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Приэтом необходимо отметить, что проблемы полового воспитания было бы неправильносводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитанияохватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения.Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственныйкомпонент полового воспитания.
Первыми начинают половое воспитание своих детей родители.Половое воспитание в семье — важный инструмент, с помощью которого родителимогут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основысознательного полового поведения подростков.
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствиемчеткой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержаниеполового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что впрограммах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будутвысказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надосказать, что в современных российских условиях это опасение, как и скепсисотносительно уровня преподавания и качества учебных материалов для половоговоспитания далеко не беспричинны: немалую тревогу и озабоченность педагогов иродителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы опроцессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению неконтролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемыхдетям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, атакже не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.
В то же время необходимость полового воспитания в школеподтвердило эмпирическое исследование, проведенное в 10 «Б» и в 10 «В» классесредней школы г. Советска.
Анонимное тестирование ианкетирование подростков и их родителей показали необходимость проведениязанятий по половому воспитанию среди подростков, в результате чего былипроведены пять внеклассных занятий на темы:
«ВИЧ-инфекция и меры профилактики»;
«Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты»;
«Заболевания, распространяемые половым путем»;
«Беременность, прерывание беременности ипоследствия»;
«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний попроблеме ВИЧ-инфекции и наркомании».
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшеерост грамотности подростков в области полового воспитания, что подтвердиловыдвинутую нами гипотезу, которая заключается в том, что грамотнои этично построенное половое воспитание позволяет повысить уровень грамотностидетей и подростков в области половой гигиены и сексуального развития.
Список использованной литературы
1. АбраменковаВ.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы психологии. 1987. № 5.
2. АгеевВ.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросыпсихологии. 1987. № 2.
3. АлешинаЮ.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросыпсихологии. 1991. № 4.
4. Борисов И. Запретный плод для российской школы // Управлениешколой.
5. Валеология/ Разработана М. А. Алексеевой. М., 1998.
6. Валеология:Программа специального курса, тематический план и методические материалы дляработников социокультурной сферы / Сост. Ю.Н. Дрешер. Казань, 1998.
7. Валеология.Юнита 1 / Разр. М.А. Алексеевой. М.,1998.
8. ЗайцевГ.К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья.
9. ЗахароваП.Н. Растут в семье папа и мама. М., 1978.
10. ЗахароваП.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросыпсихологии. 1982. № 1.
11. ИсаевД.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979.
12. КаганВ.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л.,1988.
13. КовалевА.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980.
14. КовалевС.В. Психология современной семьи. М., 1988.
15. КолесовВ.Е. Беседы о половом воспитании. М., 1988.
16. КоломинскийЯ.С. Мальчики и девочки // Знание-сила. 1971. № 2, 1971.
17. КонИ.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.
18. ХрипковаА.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М., 1985.
19. МолодцоваВ. Секс: развращение вместо просвещения // Российская газета. 1999. № 110.10.06.99.
20. Образовательныепрограммы по валеологии. СПб., 1994.
21. Основысоциальной концепции русской православной церкви. М., 2001.
22. ПлотниковаЕ.А. Валеология как орудие духовной интервенции // Смоленские епархиальныеведомости. 1999. №3.
23. ПоповС.В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. СПб.,1997.
24. Программапо курсу валеологии / Сост. Н. Полетаева // Народное образование. 1998. №9/10.
25. РазумовскаяТ. Узы брака, узы свободы.М.,1990.
26. СилуяноваИ. Валеология // Православная беседа. 1999. №2.
27. ТатарниковаЛ.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб., 1997.
28. УильямГ. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни.Основы сексологии(HUMAN SEXUALITY). М., 1998.
29. УказПрезидента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России».
30. ФридманЛ.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1988.
31. ХиглингМ. Как беседовать с ребенком о сексе. М., 1998.
32. Чтоскрывается под маской валеологии? Вып. 20. М., 1999.
33. ЧумаковБ.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.