–PAGE_BREAK– В переговорном разделе «Внешние связи», охватывающем общую торговую политику в отношении третьих стран, т.е. стран, не являющихся членами ЕС, Польша декларировала, что введет у себя все соответствующие правовые нормы Евросоюза на этот счет до дня предоставления членства и задействует их в полном объеме с даты вступления. Польша обязалась денонсировать торговые и экономические соглашения с третьими странами в случае, если они противоречат acquis communautaire. Польша рассчитывает стать стороной соглашений о партнерстве и сотрудничестве, заключенных между ЕС и странами СНГ, и прежде всего СПС Россия-ЕС.
С точки зрения торговых отношений Польши с третьими странами ее вступление в ЕС означает передачу компетенций в области торговой и таможенной политики на уровень сообщества. В отношениях же со странами ЕС – вхождение Польши в единый внутренний рынок ЕС.
Польская конституция, в т.ч. ст. 90 абз. 1, предусматривающая передачу компетенции органов государственной власти по некоторым вопросам международным организациям, четко не определяет этого понятия. Оно трактуется в понимании, принятом в международном государственном праве. В соответствии с доктриной этого права «Евросоюз» не является традиционной «международной организацией». ЕС определяется как структура с присущими ей чертами государства, именуемая, в числе прочего, союзом государств, своеобразной конфедерацией, государством в процессе становления. В оценке отдельных польских правоведов ЕС имеет все атрибуты госорганизации, которыми не располагают «традиционные» международные организации (ВТО, ВОЗ, ООН). С учетом этого в Польше отсутствует конституционная правовая основа для процессов вступления в ЕС и передачи структурам союза компетенции органов государственной власти РП, ибо ЕС, не будучи «международной организацией», является формой организующейся государственности.
На этой основе делается вывод о том, что определение Евросоюза (вопреки правовой действительности, доктрине и содержания договоров) в качестве «международной организации» открывает путь для неотвратимой передачи компетенций суверенного государства другой структуре с чертами государства. Интерпретация ст. 90. абз. 1 в качестве правовой основы для вступления в ЕС противоречит повсеместно признанным принципам сосуществования независимых государств и народов, принципам самоопределения государств и их суверенного равенства, в частности, Хартии ООН.
В силу отсутствия в ст. 90, абз. 1 польской конституции определения суверенных компетенций и границ, в пределах которых их можно передать внешнему субъекту (организации – государству) и с учетом ожиданий ЕС в плане получения от Польши очередных важных областей суверенитета, эта норма носит признаки самоликвидации суверенного польского государства. 80% компетенций национальных парламентов в области хозяйственного права реализуют органы ЕС, не будучи легитимными в части формирования права.
Польская внешняя торговля в основном концентрируется на странах Евросоюза. На них приходится 70% польского экспорта и 60% импорта. По данным Евростата за 2002г., Польша была четвертым по значимости рынком сбыта для товаров из стран ЕС после США, Швейцарии и Японии. Польша занимала 7 место по стоимости экспорта на рынки ЕС – после США, Швейцарии, Японии, Китая, России и Норвегии.
С вступлением в ЕС, увеличенный сразу на десять новых членов, польская внешняя торговля будет еще в большей мере сосредоточена на остальных 24 странах этого союза. Вывоз товаров в партнерские по ЕС страны, реализуемый в форме внутренней торговли и без тарифных и нетарифных барьеров, составит 80% стоимости совокупного польского экспорта, а импорт из стран ЕС достигнет 70% стоимости всего польского ввоза. Собственно внешняя торговля Польши будет касаться оборота лишь с третьими странами вне ЕС.
Получение беспошлинного и бес контингентного доступа к рынку ЕС ускорило динамику роста экспорта из Польши в ЕС в 1992-2000гг. (в долларовом исчислении) в 2,5 раза, а импорта – в 3,5 раза. Этот рост следует объяснить сохраняющимся высоким удельным весом традиционных для польского экспорта сырьевых и трудоемких товаров. Доля технологически интенсивных готовых товаров увеличилась с 16% в 1992г. до 23% в 2002г. Это стало результатом активности функционирующих в Польше фирм с иностранным капиталом. Свободный доступ на рынки стран ЕС дает польским экспортерам шанс в части увеличения поставок своей продукции, но при обязательном условии соблюдения требований, действующих на рынке Евросоюза.
Польские предприятия получили возможность использования дополнительного финансирования своих производственных и технологических инноваций в рамках программ ЕС, и прежде всего в контексте VI Рамочной программы исследований проблем технологического развития. Это обеспечивает им шансы налаживания кооперации с фирмами стран ЕС и предприятиями стран ЦВЕ. Особые надежды в части повышения конкурентоспособности экономики возлагаются на осуществление оперативного национального плана развития на 2004-06гг., в котором определены основные блоки, в т.ч. технологической адаптации РП к ЕС. Преимущественно государственная поддержка будет оказана НИОКР, охране окружающей среды, МСП, реструктуризации слабых предприятий, переквалификации работников и развитию городских регионов, подверженных деградации.
Вопросы господдержки, и прежде всего в контексте правил конкуренции были на основе компромисса согласованы на саммите в Копенгагене и зафиксированы в правительственном докладе об условиях вступления РП в ЕС. В отношении специальных экономических зон были согласованы переходные периоды для малых и средних предприятий до 2011г. и 2010г. соответственно, увеличена до 75% доля бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций тех крупных предприятий, которые получили лицензии на деятельность в СЭЗ до конца 1999г. и 50% для инвесторов, которые получили компенсации в 2000г. Соответствующие льготы по предоставлению существенной госпомощи определены для экологических проектов.
После вступления Польши в ЕС и его финансовую систему нацпредприятия получат доступ к более дешевым кредитам, что будет содействовать снижению издержек их финансирования и улучшению их конкурентоспособности в условиях единого рынка.
Для большинства национальных фирм серьезным вызовом может быть соблюдение условий, допускающих выход польских товаров на общий рынок. Эти условия включают в себя необходимость соблюдения обязательных норм сообщества и предоставления гарантий того, что проектирование и производство конкретного товара осуществляется в соответствии с принципиальными требованиями директив «нового подхода», а также согласно всем процедурам и испытаниям при оценке соответствия. Наиболее простым методом достижения соответствия техническим требованиям и гарантирования соблюдения обязательных условий будет производство продуктов на основе европейских гармонизированных норм, принятых европейскими организациями стандартизации, такими как CEN, CELENEC, а затем согласованных с польскими нормами. Это позволит польским товарам выйти на единый рынок ЕС без необходимости дополнительных испытаний и сертификации, т.е. на принципах взаимного признания. Достаточным для этого документом будет декларация производителя.
Гармонизация технических положений и норм, равно как и принцип взаимного признания означают, что польский производитель не должен доказывать, что его продукт соответствует стандартам, действующим в стране импортера. Но каждая страна-член ЕС сохраняет за собой право запрета или ограничения на реализацию, если в ходе рыночного контроля будет выявлено, что маркированное знаком СЕ изделие является недоброкачественным.
Согласно данным из последнего Регулярного доклада Европейской комиссии о прогрессе Польши на пути к членству в ЕС, в 2002г. аграрная торговля между Польшей и ЕС активизировалась. Это стало результатом подписания соглашения о «двойном нуле», существенно либерализовавшего эту торговлю. По итогам 2001г. экспорт польских сельхозпродуктов в ЕС вырос на 20% до 1,5 млрд.долл., импорт из стран ЕС увеличился на 8% и достиг 2,1 млрд.долл. Положительное сальдо ЕС в торговле сельхозпродуктами с Польшей сокращается.
В экспорте Польши в ЕС преобладают фрукты, овощи и мясо, а также готовые продукты из них. В импорте – высокобелковые кормовые добавки, различные пищевые продукты, жиры и масла.
Польское сельское хозяйство традиционно слабо связано с мировым рынком. За редким исключением это торговля излишками, а не специализированный экспорт. При этом он характеризуется ассортиментной раздробленностью, неоднородностью торговых фирм и высокой степенью участия посредников.
Несмотря на ряд положительных примеров, можно констатировать, что до сих пор не удалось повысить конкурентоспособность польского экспорта с/х и продтоваров. Примеры его экспансии на восточных рынках, имевшей место до 1997г. свидетельствует о потенциальной активности польских экспортеров и их высокой эластичности в части преодоления имеющихся барьеров. Использование после вступления в ЕС экспортных субсидий упрочит конкурентоспособность польской экспортной оферты на рынках третьих стран.
Недостаточное развитие инфрастуктуры аграрного рынка в Польше, несмотря на определенный прогресс, является одним из главных препятствий в интеграции польского продовольственного сектора с мировым рынком. Важной проблемой развития польского аграрно-продовольственного экспорта можно считать необходимость увеличения глубины переработки сельхозтоваров и реализации процессов модернизации, ориентированных на сокращение сохраняющегося технологического разрыва и повышение качества торговой оферты.
В результате вступления в ЕС Польша получит рынок сбыта для своей экспортной продукции почти в десять раз превосходящий тот, который она откроет для стран ЕС. В преобладающем большинстве случаев экспортные цены в Польше ниже средних цен ЕС. К тому же в результате интеграции будет обеспечено снижение издержек в животноводстве, основанном на зерновых кормах. Все это должно содействовать росту конкурентоспособности данных продуктов.
Последовательный переход к прямым субсидиям в полном объеме для польских крестьян будет означать, что существенное улучшение доходности их хозяйств, а, следовательно, и способности конкуренции на общем рынке ЕС наступят в отдаленной перспективе.
Принятие совместной аграрной политики, а также ее конкретных инструментов должно обеспечить защиту от чрезмерного импорта из третьих стран. В правительственном докладе отмечается, что «по просьбе РП Евросоюз согласился записать в Договоре о вступлении положения о защитных оговорках для сельского хозяйства, которые могут быть задействованы в случае наступления серьезных и устойчивых сбоев в функционировании аграрного сектора или появления проблем, способных вызвать ухудшение ситуации в нем. Учитывая специфические проблемы сельского хозяйства в Польше, средства, используемые КЕС в целях предотвращения осложнений на рынке, могут охватывать мониторинг товарных потоков между Польшей и другими странами-членами ЕС». Формулировка более чем нейтральная для того, чтобы действительно обеспечить защиту польского с/х рынка, в т.ч. и от импорта из третьих стран, т.е. стран вне зоны ЕС.
Значение внешней торговли рыбой и морепродуктами в общем объеме внешней торговли Польши невелико. В 1997-2001гг. импорт рыбопродуктов колебался в границах от 260 до 370 млн. долл., что составляло 0,6-0,7% общей стоимости польского ввоза. Их же экспорт составлял 230-280 млн.долл., и соответственно их удельный вес в совокупном экспорте не превышал 0,7-1%. Без учета перегрузки рыбы в море с борта на борт и того меньше – 0,6%.
Серьезным изменением, связанным с вступлением Польши в ЕС, будет утрата существующих ныне привилегированных принципов торговли со странами ЕАСТ, и прежде всего с Норвегией. Принятие внешнего таможенного тарифа, используемого в торговле рыбой, несомненно повлечет за собой рост издержек на закупку рыбного сырья, имеющего важное значение для польских рыбоперерабатывающих заводов, т.к. страны ЕАСТ имеют высокий удельный вес (около одной трети) в его поставках. Смягчения этих негативных последствий в торговле со странами ЕАСТ предполагается добиться в ходе согласования с ЕС новых беспошлинных контингентов на импорт рыбы и рыбопродуктов из Норвегии и Исландии. «Рыбная» проблематика является вопросом переговоров о присоединении Польши к Договору о европейском экономическом пространстве.
Открывая свой рынок с 38,5 млн. потребителей с относительно низкой покупательной способностью, Польша получает доступ к рынку, насчитывающему 414 млн. потребителей, в т.ч. 377,5 млн. в нынешних странах-членах ЕС, к тому же с более высокой чем у поляков покупательской способностью.
В результате после вступления Польши в ЕС в ее внешней торговле – в зависимости от масштабов господдержки на условиях, допускаемых правом и практикой ЕС – проявятся две противоположные тенденции. Первая будет связана с ростом совокупного объема польского экспорта как аграрного, так и промышленного на рынки стран ЕС и рынки третьих стран. Другая же будет связана с падением удельного веса в польской внешней торговле с/х и продтоваров с вытекающими отсюда многими последствиями.
РЕЛЬЕФ И КЛИМАТ
Рельеф Польши разнообразный. На севере, вдоль побережья и в центральной части страны, преобладают низменности. Для побережья Балтийского моря характерны красивые, песчаные и широкие пляжи. На севере и на западе, на Поморском, Великопольском и Мазурском поозерьях, среди живописных холмов и лесов, расположились тысячи озер, самое крупное из которых — Снярдвы площадью около 113 кв.км.
На юге Польша представлена возвышенностями и горными массивами: Судеты с высшей точкой Снежка (1603 м н.у.м.) и Карпаты, центральной частью которых являются Татры — горы альпийского характера, с самой высокой в Польше вершиной — Рысы (2499 м н.у.м.). Польская природа — это также многочисленные лесные массивы, сильно развитая речная сеть, с двумя крупнейшими реками Вислой и Одрой, а также богатый животный и растительный мир. Среди представителей фауны — рысь, дикий кот, лось, кабан, олень и зубр, или европейский бизон. В Мазурах встречается олень и лось. В горных районах — волк и бурый медведь.
Океанские воздушные массы придают климату мягкость. Преобладают западные ветры, приносящие прохладу и дожди летом и снегопады зимой.
Восточные ветры приносят жару летом, и морозы зимой.
Средняя температура июля — плюс 17,9o, января – минус 4,5o.
Количество выпадаемых осадков зависит от высоты над уровнем моря. Наименьшее их количество (до 500 мм) приходится на Гданьский залив, Малопольскую низменность и долину Вислы от Модлина до Щвеча. А наибольшее приходится на горные районы юга страны, так в горных частях Татр количество осадков достигает 1800 мм.
К особенностям польского климата относятся майские заморозки, ранняя весна и поздняя осень.
rb2.design.ru/cgi-bin/href/polska?1859 На территории Польши можно выделить 6 климатических зон:
1. Карпаты и Судеты – горный климат с большим количеством выпадаемого снега и исключительно солнечной зимой.
2. Шлёнская низменность и Подкарпатская долина, для которых типичны тёплое лето и долгий вегетационный период. Зимы в Подкарпатской долине морозная, а на Шлёнской низменности – мягкая.
3. Возвышенности Малопольская, Любельская и Розточе характеризуются более холодной зимой и тёплым летом.
4. Особенностью Велкопольской и Мазовецкой низменностей являются очень мягкие зимы, становящиеся к западу еще более мягкими и короткими.
5. Погода в приозёрье более холодная, чем в остальной части страны.
6. На Балтийском побережье климат более мягкий, достаточно холодная весна и тёплая осень.
НАСЕЛЕНИЕ, РЕЛИГИЯ И ЯЗЫК
Численность населения: 38 678 тыс. человек (51,3% — женщины). Из них:
— до трудоспособного возраста (0-17 лет) — 27,5%,
— трудоспособного возраста (женщины — 18-59 лет, мужчины — 18-64 года) — 58,7%
— после трудоспособного возраста — 13,8%.
Плотность населения — 124 чел/кв.км.
(данные на III кв.98; в 1986 году население – 37 401 млн. человек).
Рождаемость — 10,61 на тыс. человек.
Смертность — 9,72 на тыс. человек. (1999 год).
Уровень миграции — минус 0,4 на тыс. человек.
продолжение
–PAGE_BREAK– Приблизительный этнический состав: поляки — 97% населения. В стране также проживают немцы – 0,8% (в основном в районах Поможа и Силезии), украинцы — 0,65%, белорусы – 0,53%. Все остальные народности насчитывают менее 1% — это цыгане – 0,06%, литовцы – 0,05%, словаки – 0,05% и евреи – 0,04%.
Большинство верующих католики — 95% (причем 75% являются активными прихожанами), есть православные и протестантские общины.
Средняя продолжительность жизни – 73 года. Мужчины – 69 лет, женщины – 77 лет.
По прогнозам к 2010 достигнет 39,39 млн. человек
Перед второй Мировой войной Польша была одной из самых многонациональных стран Европы. В Силезии, Померании и Мазовии (входивших тогда в состав Германии) проживала немецкая община, на Юго-Востоке — украинская община. Во всех городах были значительные еврейские общины. Поляки проживали в Литве, Белоруссии, Западной Украине, в Киеве, Минске, Даугавпилсе. Война значительно изменила этнографическое лицо страны — Польша стала почти мононациональной страной. Западная Украина и Белоруссия отошли к СССР, оставшиеся в Польше украинцы сейчас рассеяны в северных воеводствах. Сократилось число литовцев и белорусов, теперь они живут в приграничных районах. После немецко-фашистской оккупации и коммунистического правления еврейское население значительно уменьшилось, оставшиеся еврейская община полонизирована. Живущие в Силезии граждане немецко-польского происхождения, в зависимости от политической конъюнктуры называют себя то немцами, то поляками.
Поляки — одна из самых религиозных наций в мире. Римская католическая церковь пользуется в Польше огромным политическим влиянием и социальным престижем. С приходом коммунистов к власти после второй Мировой войны все религиозные организации были поставлены под государственный контроль. Но католическая церковь в Польше оставалась независимой в своей политике. Оппозиционно настроенные по отношению к коммунистам поляки получили мощную поддержку со стороны Рима в 1978 г., когда Папой Римским был избран польский кардинал Король Войтыла. Чтобы оценит значимость этого события, надо отметить, что впервые за 400 лет главой католиков всего мира стал не итальянец. После падения коммунизма в 1989 г. влияние церкви возросло многократно, церковь активно участвовала в принятии закона об абортах. Но такая бескомпромиссная политика привела к сокращению числа прихожан, уменьшению доходов и в середине 1990-х годов закон был смягчен. В стране есть две крупных протестантских общины — польские лютеране в Мазовии и евангелические лютеране в Силезии. Православная церковь представлена среди небольшой белорусской общины. Украинцы — в большинстве униаты. Небольшие еврейские общины имеют свои синагоги в крупных городах. В нескольких населенных пунктах действуют общины Адвентистов Седьмого дня и Свидетелей Йеговых.
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ
Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии – 12 месяцев. В 1997 в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс. человек. В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160–180 тыс. человек. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными.
ЭКОНОМИКА
С середины 1970-х годов польская экономика находилась в состоянии небольшого экономического подъема. Причины роста — кредиты, выдаваемые правительством предприятиям и необеспеченная зарплата, выплачиваемая рабочим и служащим. В начале 1980-х годов разразился экономический кризис, сопровождаемый гиперинфляцией и ростом дефицита бюджета. Первое некоммунистическое правительство приняло решение о выходе из коммунистического блока и переходе к рыночной экономике. Для этого был принят и проведен в жизнь план экономических реформ, известных как «шоковая терапия». Реформы включали в себя:
резкое снижение инфляции через прекращение финансирования государственного бюджета центральным банком страны, установление реальной процентной ставки; привязку курса национальной денежной единицы к доллару (введение конвертируемости злотого); либерализацию цен и внешней торговли; получение кредитов МВФ на стабилизацию экономики; быструю структурную перестройку экономики в результате ускоренной приватизации; принятие нового экономического законодательства, отвечающего современным потребностям (закон о банкротстве, гарантии инвесторам и т. д.); открытие экономики для иностранных инвесторов. В результате в начале 1990-х годов наступил переломный момент: сократился ВВП, возросла безработица, начался медленный процесс приватизации. В середине 1990-х годов экономические реформы принесли свои первые плоды: инфляция и безработица стали снижаться, наметился рост производства. В 1996 г. страна становится членом Организации Экономического Сотрудничества и Развития в Европе. 1 мая 2004 становится членом Европейского союза.
Польша переживала период высокой инфляции в 1989 и 1990 годах. Либерализация цен освободила огромную денежную лавину, накопленную при предыдущем режиме, которая обрушилась на денежный рынок. Однако суровые антиинфляционные меры, включая резкое увеличение процентных ставок, повышенное налогообложение прироста фонда заработной платы постепенно привели к снижению уровня продолжала оставаться относительно жесткой и в последующие годы, несмотря на призывы к проведению более решительной политики в области подъема экономики. В результате годовые темпы роста инфляции постепенно снизились С 70% в 1991 году до 28% в 1995, 10% в 2000 и 1,7% в 2003.
В социалистической Польше безработицы не было. Однако с началом реформы безработными оказалось 1,1 млн. человек или 6,3% экономически активного населения страны.
К 1993 году безработица составляла уже 18%, затем она начала снижаться, и к 1997 году достигла 12%.
Однако, затем начинается экономический спад и новая реформа, направленная на повышение конкурентоспособности предприятий и повышение производительности труда. в результате безработица снова растёт, и к 2002 году достигает 20%.
Самая низкая безработица — в Мазовецком (15,1%) и Малопольском (16,2%) воеводстве. Самая высокая (30,6%) — в Варминьско-Мазурском.
3,2 миллиона поляков сегодня не имеют работы. Из них более половины не могут устроиться на работу больше года. Большую группу безработных составляют выпускники ВУЗов.
Официально средняя зарплата составляет 2201 злотых (около 570 долларов). Самые высокие средние заработки — 3816 злотых — в горнодобывающих отраслях. Однако, многие поляки сегодня не могут найти работу с заработком более 1000 злотых (260 долларов), что для Польши, учитывая стоимость жизни, совсем не много.
Польша относительно неплохо обеспечена минеральными ресурсами. Основной добываемый энергоноситель — уголь. Большинство шахт сосредоточено в Силезском бассейне. Помимо угля страна располагает небольшими запасами нефти и достаточно большими запасами природного газа. Сера — второе по важности природное ископаемое, добываемое в стране. По размерам ее добычи Польша входит в число мировых лидеров. Среди других неметаллических природных ископаемых — каолин, соль, известняк, гипс, мрамор. Среди добываемых металлов большое значение имеют цинк, серебро, медь. Польша входит в число мировых поставщиков цинка и серебра.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Польша относительно неплохо обеспечена минеральными ресурсами. Основной добываемый энергоноситель — уголь. Большинство шахт сосредоточено в Силезском бассейне. Помимо угля страна располагает небольшими запасами нефти и достаточно большими запасами природного газа. Сера — второе по важности природное ископаемое, добываемое в стране. По размерам ее добычи Польша входит в число мировых лидеров. Среди других неметаллических природных ископаемых — каолин, соль, известняк, гипс, мрамор. Среди добываемых металлов большое значение имеют цинк, серебро, медь. Польша входит в число мировых поставщиков цинка и серебра.
Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. т; в 1996 – в 65 млрд. т. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля (лигнита), который добывается в центральном (Малинец, Адамув) и юго-западном (Турошув, Жары) районах Польши, оцениваются в 14 млрд. т.
Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. 2 млн. т, и внутренние потребности страны удовлетворялись в основном за счет импорта. В 1981 Польша импортировала из СССР ок. 17,4 млн. т нефти и нефтепродуктов. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. 30% их акций продано иностранным инвесторам. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. куб. м; отечественный природный газ покрывает лишь треть всех потребностей страны. В 1997 85% газа и нефти поступало из России.
Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. В 1994 общая установленная мощность электростанций Польши составляла 29,64 млн. кВт; было произведено 127,42 млрд. кВтЧч электроэнергии.
Добывающая и обрабатывающая промышленность. В 1950–1967 доля занятых в государственной промышленности возросла на 93% частично за счет передачи ей предприятий частного сектора, сохранившихся после национализации. В 1970–1980 занятость в промышленности увеличилась на 15%. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. В 1990–1991 занятость в частном секторе промышленности увеличилась почти на 25%.
Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин – крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.
Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. га. Государственные леса, находящиеся в ведении министерства лесного хозяйства и лесной промышленности, составляли 82% всех лесов и давали 92% всей лесной продукции. Хвойные породы (преимущественно сосна и ель) занимали 82% площади государственных лесов, остальное занимали лиственные породы. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. кубометров деловой древесины. Леса покрывают около 28% территории Польши, при этом около 80% всех лесов — хвойные. На северо-востоке произрастают редкие виды деревьев: карликовая береза и ива Лаппа. Одним из наиболее хорошо сохранившихся диких лесов является национальный парк «Беловежа» на границе с Беларусью. На северо-востоке, в Мазурском и Ломжинском воеводствах, треть территории занимают густые леса, в которых созданы знаменитые национальные парки — Бебжанский, Нарвянский, Парк Кнышинской пущи и др., а также тысячи чистых озер.
Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. т, а улов составил 66,2 тыс. т. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. т при улове 321,4 тыс. т. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. т. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться до 655 тыс. т в 1988, 565 тыс. т в 1989 и 473 тыс. т в 1990. Морское рыболовство развито в водах Балтийского, Северного морей, в Атлантике.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В Польше 38% населения проживает в сельской местности и около 27% работает в земледельческих хозяйствах. Для ряда регионов сельское хозяйство продолжает оставаться основным сектором экономики, несмотря даже на постоянное снижение своего значения. Тем не менее, исключительно или преимущественно в сельском хозяйстве продолжает трудиться менее 6 % поляков. Польский аграрный сектор вбирает в себя крестьянские хозяйства, существенно разнящиеся по организационной структуре, формам собственности, масштабам и объемам производства. По данным 1993, пахотные земли Польши составляли 47% всей площади страны (приблизительно 18 млн. га), пастбища – 13% и леса – 29%. В 1989 1/5 земельных угодий принадлежала государству, остальная земля находилась в руках частных лиц. Государственные хозяйства сосредоточены в основном в западных и южных воеводствах.
В 1992 было создано агентство сельскохозяйственной собственности, в обязанности которого входила продажа 1495 государственных сельскохозяйственных предприятий и 3,1 млн. га земли. К 1997 в руках частных лиц находилось уже 90% сельскохозяйственных земель, из них приблизительно 50% принадлежало небольшим семейным хозяйствам размером менее 5 га. Продукция сельского хозяйства Польши выросла в 1998 на 1% по сравнению с 1997. Государство продолжает оказывать значительную поддержку сельскохозяйственному сектору экономики.
Меняется структура посевных площадей: увеличивается возделывание картофеля и технических культур за счет сокращения посевов зерновых. В результате Польша вынуждена ввозить значительное количество зерна. В 1950 зерновые занимали 63,6% обрабатываемых площадей, в 1992 – только 46%. В 1992 сбор основных культур составлял: пшеницы 7,4 млн. т, ржи 4 млн. т, картофеля 23,4 млн. т, сахарной свеклы 11,1 млн. т. Картофель в 1996 занимал приблизительно 13% обрабатываемых земель, сахарная свекла – 3%. 34% сельскохозяйственной продукции приходится на кормовые и технические культуры. Польша является крупнейшим в мире экспортером яблочных консервов и занимает видное место в производстве консервов, компотов, свежезамороженных смородины, капусты и моркови. Страна дает 16% европейского сбора картофеля и 5% – сахарной свеклы.
В 1996 в Польше насчитывалось 8 млн. голов крупного рогатого скота, она была крупным производителем молока (12 млрд. л). Поголовье свиней достигло 20 млн. Произошел сдвиг в структуре птицеводства: снизилось выращивание цыплят и кур (до 45 млн. по сравнению с 76 млн. в 1980) за счет увеличения поголовья уток (7 млн.) и индеек (1 млн.). В частном сельском хозяйстве лошадь остается важной тягловой силой, хотя число используемых тракторов резко возросло – почти с нуля в 1956 до 1211,6 тыс. единиц в 1995.
Садоводство хорошо развито в Польше и обеспечивает широкий выбор свежих и переработанных фруктов и овощей. Польская клубника и превосходный яблочный сок — прекрасно известны и популярны равно в стране, как и за ее рубежами.
Важно отметить, что польское земледелие отмечено низким использованием химикатов. В 2003 году применение искусственных удобрений для получения урожая зерновых составило 93,6 кг полных удобрений на 1 га пахотных земель. Этот факт свидетельствует о том, что польская сельскохозяйственная продукция является, как правило, экологически чистой и полезной для здоровья.
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
Военно-морской флот — самый компактный вид польских вооруженных сил, располагающий наискромнейшим бюджетом, доказал, что может успешно проводить модернизацию старых кораблей, пишет журнал «Политика». В графу его успехов можно записать создание централизованной системы управления и командования «Леба», разработку уникального комплекса мониторинга подводного пространства, а также план защиты польских портов от возможного нападения под названием «Крыль»
«Мева», «Чайка» и «Фламинго» — три почти 60-метровой длины судна с максимальным водоизмещением по 500 тонн — признаны лучшими из всей серии судов, построенных на верфях имени Парижской Коммуны в Гдыне еще в 60-х годах. 40 лет назад они стоили 67,2 млн. старых злотых и должны были прослужить польскому флоту по 20 лет. Еще во времена Варшавского Договора шла речь о том, чтобы отправить эти суда «на пенсию» и принять на вооружение совершенно новые минные тральщики польской конструкции из проекта под кодовым названием «Лодувка». Однако и сегодня, и в конце 90-х годов, когда мы стремились к вступлению в НАТО, нам не хватает денег на строительство новых военных кораблей. Необходимо было как-то импровизировать. И в целом это удалось сделать весьма неплохо.
Большую роль в модернизации старых судов сыграл Гданьский центр морской техники (ГЦМТ) — в настоящее время один из самых значительных центров разработки новых систем подводного вооружения и электроники в странах НАТО. Дуэт, состоящий из ГЦМТ и Гданьского политехнического института, сконструировал не только подводного робота-сапера «Уквял», но и систему «Точек» для уничтожения путем подрыва подводных мин с уникальным гидроакустическим взрывателем.
Модернизированная в Гдыне «Мева» в октябре 2002 года стала первым польским судном, вошедшим в состав сил быстрого реагирования НАТО, и действует сейчас в постоянном противоминном отряде альянса.
На модернизацию «Мевы», «Чайки» и «Фламинго» было выделено 100 млн. злотых (около $ 25 млн.). За 35 млн. злотых Северная верфь сделала новый немагнитный корпус у построенного еще в 80-е годы для советского ВМФ судна и превратила его в современный корабль тыловой поддержки «Контрадмирал Черницкий». Сегодня о деятельности этого судна не принято говорить открыто — известно лишь, что оно поддерживает в Персидском заливе деятельность Пятого флота США в антитеррористической операции и на его борту размещено подразделение боевых пловцов военно-морского флота Польши и спецподразделение «Формоза». По неофициальным данным, судно и его экипаж завоевали полное доверие американцев, которые не соглашаются на возвращение «Контрадмирала Черницкого» в Польшу. Поэтому дискуссия о будущем польского военно-морского флота и его структуре проходят сейчас на фоне несомненных успехов польского флага в операциях союзников. Флот, управляемый амбициозным, полным планов адмиралом Рышардом Лукашиком, строит обширные планы. Их размах, однако, будит опасения в варшавских командных кругах еще и потому, что в министерстве национальной обороны и в Генеральном штабе не так уж много представителей военно-морского флота. А то, что с морской поверхности и с морских берегов кажется необходимым и очевидным, в столице часто характеризуется как преувеличенное.
В плюс нынешнему руководству ВМФ надо поставить также создание парка вертолетов и самолетов морской авиации, введение в строй двух ракетных фрегатов «Пулавский» и «Костюшко», полученных от США, и подводной лодки «Сокол» — первой из пяти малых субмарин класса «Коббен», поставленных Норвегией.
Главный вопрос, однако, заключается не в том, как приспосабливать к современным требованиям старые суда, переданные Польше союзниками, а в том, как развивать программу строительства собственных кораблей.
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ
Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1992 на грузовые автомобили приходилось 50% всего грузооборота Польши, на железные дороги – 38%, остальное – на морской и речной транспорт. В 1997 было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом – 96 млн., трубопроводным – 34 млн., морским – 24 млн., речным – 8 млн. т. Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров, столько же – железнодорожный транспорт. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с 27% в 1985 до 38% в 1992. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля.
Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов (общей грузоподъемностью 159 тыс. т в 1949) до 332 судов (2993 тыс. т в 1981), но впоследствии сократился до 278 судов в 1985 и 125 судов в 1996. Порты в Гданьске и Гдыне обрабатывают около 56% всех морских грузов, а в Щецине – большую часть остальных.
После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. в 1985 до 5,7 млн. в 1995. Кроме того, имеется более 75 тыс. абонентов сотовой телефонной связи. В 1993–1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
В 1927г. на конференции ЮНЕСКО в Париже была принята конвенция об охране культурного и естественно-научного мирового наследия. В соответствии с конвенцией создан Перечень мирового наследия ЮНЕСКО, в который входит более полутысячи объектов разных стран: ценнейшие памятники старины и городские комплексы, ледники и пещеры, национальные парки и святыни. В Польше находится 8 памятников из этого перечня. Вот они:
Варшавский Старый город. Он был восстановлен из руин после второй мировой войны. Кропотливая реконструкция велась на основе старых планов, рисунков и описаний. В результате на месте разрушенного квартала поднялся архитектурный комплекс, более похожий на средневековый оригинал, чем довоенный.
Королевский Краков. Это самый большой в стране памятник истории и культуры. Если Вавель олицетворяет душу Кракова и всей Польши, то сердцем Кракова называют Старый город. Кроме того, в перечень ЮНЕСКО включены древнее поселение ремесленников Страдом и Казимеж, бывший некогда городом польских евреев.
Соляные копи Велички. Это семиэтажный подземный город. Туристский маршрут проходит на трех уровнях через украшенные соляными скульптурами залы с галереями и озерами. А на стометровой глубине здесь устраивают банкеты и балы.
Средневековая Торунь. Среди нескольких сот готических зданий — дом, где родился знаменитый астроном Николай Коперник.
Замок крестоносцев в Мальборке. Когда-то здесь была столица государства Тевтонского монашеского ордена. Теперь 700-летний замок восстановлен и превращен в музей.
Город-крепость Замосць. Его уникальность в том, что он строился в чистом поле как городской архитектурный комплекс: Ян Замойский, правая рука короля Стефана Батория, захотел устроить здесь свою резиденцию. Талантливый проект города принадлежит итальянцу Морандо.
Освенцим-Бжезинка (Аушвиц-Биркенау). Самый большой гитлеровский концлагерь решено сохранить в неприкосновенности, как напоминание о совершенном здесь преступлении против человечества.
Беловежский национальный заповедник. Расположен на территории двух государств — Польши и Белоруссии. Этот самый крупный в Центральной Европе лесной массив сохранился в первозданном виде. Символ Беловежской пущи — зубр, самое крупное животное в Европе.
И еще два объекта ожидают включения в перечень — Старый город в Гданьске и Кальвария — Зебжидовска, вторая после Ясногурской польская святыня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая состояние Польши на данный момент, необходимо отметить, что эта страна ещё не находится на высоком этапе развития, но состояние почти всех отраслей промышленности и хозяйства, а также, огромное стремление польского народа видеть своё государство в списке самых развитых определяет достаточно серьёзные и вполне воплотимые в жизнь перспективы, среди которых:
1. Достижение и сохранение в долговременной перспективе высокого роста ВВП (до 6% в 2006 г.). Реализация этой задачи требует сохранения макроэкономического равновесия и финансовой стабилизации, упрочения тенденции к снижению инфляции и сокращению дефицита бюджета, продолжения процесса приватизации, ограничения административных и правовых барьеров в развитии предпринимательства и ведении хозяйственной деятельности, а также направления государственной помощи на поддержку наиболее эффективных и конкурентоспособных фирм.
2. Повышение уровня занятости и образования: уровень безработицы, по прогнозам BAEL (исследование экономической активности населения) должен сократиться с 19,9% в 2001 г. до 15% в 2006 г. Должна повыситься степень охвата образованием на уровне средней и высшей школы — до 72% и 13% соответственно.
Реализация этой задачи требует внедрения механизмов снижения производственных издержек, устранения административных и институциональных барьеров, увеличения гибкости, территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы (особенно сельского населения), а также концентрации социальной политики на наиболее Динамичных группах действующих и потенциальных работников.
3. Включение Польши в европейскую сеть транспортной и информационной инфраструктуры посредством динамичного расширения сети автострад и скоростных дорог, модернизации железных дорог, а также трехкратное увеличение доступа к Интернету.
Реализация этой задачи требует осуществления мер правового и институционального характера, состоящих в упрощении правил инвестирования в инфраструктуру, в ограничении негативного влияния на окружающую среду и принятии беспрецедентной инвестиционной программы (дороги, железнодорожный транспорт, порты, информационные сети, и т.д.), нацеленной на включение Польши в систему европейской экономики.
4. Интенсификация процесса увеличения в структуре экономики доли секторов с высокой добавленной стоимостью и развитие технологий информационного общества: до 2006 г. предусматривается увеличение доли работающих в секторе услуг на 1,6 проц. пункта и рост расходов на НИОКР до 1,5% ВВП.
Реализация этой задачи требует внедрения механизмов снижения производственных издержек, устранения административных и институциональных барьеров, увеличения гибкости, территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы (особенно сельского населения), а также концентрации социальной политики на наиболее Динамичных группах действующих и потенциальных работников.
на включение Польши в систему европейской экономики.
5. Поддержка участвующих в процессах развития и модернизации изо всех регионов и социальных групп. Она будет состоять в постепенном сокращении межрегиональных различий как в уровне безработицы, так и в производстве ВВП на одного жителя.
Достижение этой цели требует противодействия растущей диспропорции между отдельными регионами и общественными группами. Это связано как с необходимостью координации мер, направленных на развитие на региональном уровне и проведением государством активной и комплексной региональной политики, так и с поощрением профессиональной и общественной интеграции групп, стоящих перед угрозой социальной деградации.
Политика преодоления слабых сторон польской экономики и достижения стратегических целей должна опираться на эффективное использование шансов, вытекающих из членства в Европейском союзе, создание благоприятных макроэкономических условий при помощи соответствующей фискальной и денежной политики, правового регулирования, а также на правильное определение направлений вмешательства государства в ход процессов развития.
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Энциклопедия «Аванта+», том «История 20-го века. Зарубежные страны».
Информация использована для глав «История», «Экономика», «Вооруженные силы», «Государственное устройство».
2. Учебное пособие «Конституционное право зарубежных стран», автор: А.М Арбузкин; изд. «Юристъ». Информация использована для главы «Государственное устройство».
3. Пособие «Экономика зарубежных стран», автор: Дякин. Б. Г. Информация использована для глав «Экономика», «Энергетика», «Сельское хозяйство», «Лесные и рыбные ресурсы».
4. Путеводитель по Польше, изд. «Астрель». Информация использована для главы «Культурное наследие».
5. Информация польской газеты «Газета Выгорча» (в переводе) за 20