СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
Введение
3-4
1. Получение взятки
5-13
2. Вымогательство взятки
13-17
3. Провокация взятки
17-25
4. Опрос общественного мнения о проблеме коррупции и взяточничества
26-32
5. Примеры уголовных дел о взяточничестве.
33-34
Заключение
35-36
Список используемой литературы
37
Введение.
На укрепление и охрану демократического образа жизни в нашем государстве направлены моральные, правовые, политические и другие социальные нормы нашего общества, их соблюдение должно быть для каждого человека естественной потребностью, непреложным внутренним законом.
Законность и дисциплина, высокая нравственность – непременные условия совершенствования общества.
Нарушения правовых, нравственных и иных норм, отклонения от их требований приносят существенный ущерб интересам личности, общества и государства, вызывают естественное осуждение со стороны граждан.
Борьба с негативными социальными явлениями (правонарушениями) ведется в нашей республике на научной основе, фундамент которой был заложен еще в советское время. Парламент и юридические организации постоянно обращаются к проблемам совершенствования социальных норм, борьбы в частности с преступлениями в сфере экономической деятельности, развития законодательства и егоэффективного функционирования, дальнейшей разработке и конкретизации тех фундаментальных положений, которые определяют отношение к различным видам правонарушений.
Изучение природы, видов, причин, тенденций правонарушений и преступлений играет как научную, так и практическую роль. Оно должно служить основой для совершенствования юридических норм и практики их применения, для дальнейшего укрепления системы социального контроля, более последовательной реализации мер нравственного и правового воспитания, социальной профилактике и ответственности.
В нашем государстве все эти меры направлены на то, чтобы обеспечить максимальное удовлетворение интересов общества и граждан, вернуть каждого оступившегося в среду достойных членов общества, способствовать укреплению законности и дисциплины, нравственной и правовой основы государственной и общественной жизни.
Вопросы о причинах правонарушений и мер борьбы с ними отличаются на сегодня острой актуальностью, т.к. в настоящее время, на момент построения демократического государства в рыночной экономике развились в большом объеме многие негативные явления, являющиеся по своему содержанию преступлениями.
Борьба с негативными явлениямитребует и комплексных исследований этой проблемы. Широкое развитие за последниегоды криминологических, социально-гигиенических, этико-педагогических,социально-психологических исследований служит хорошей базой для создания общейтеории правонарушений.
В данной работе предпринята попытка раскрыть содержание правонарушения,злоупотреблениедолжностными полномочиями, осветить проблему определения понятиядолжностное лицо.
Актуальность темы очевидна, так как этот вид преступленияпредставляет собой достаточно распространенную форму коррупции властных и управленческихструктур.
1. Получение взятки
Получение взятки — получение должностным лицом лично иличерез посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгодимущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя илипредставляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебныеполномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения можетспособствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительствоили попустительство по службе (ч.1 ст.311 УК).
Объективная сторона получения взятки,таким образом, заключается в получении должностным лицом незаконного имущественноговознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателядействий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.
Необходимым признаком данного преступления является егопредмет— взятка.
В обобщенном виде взятка представляет незаконную выгодуимущественного характера. Новый УК РК вотличие от предыдущего раскрывает содержание предмета взятки как денег, ценныхбумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
В постановлении Верховного Суда РК от 30 марта1998г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» разъяснялась суть выгод имущественногохарактера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (както: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов,производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ). На практике наиболее часто предметами взяткиявляются деньги или ценные бумаги (в частности, акции), дорогостоящие вещи итехника (мебельные гарнитуры, импортная аудио- и видеотехника, автомашины),антикварные и коллекционные предметы (монеты, марки и т.п.). При этомбезвозмездность получения предмета взятки может быть полной либо виновный получает ценные вещи забесценок, по значительно меньшей в сравнении с действительной цене. Вприведенном Верховным Судом РК обзоре дел о взяточничестве отмечались такие формы получения взяток, как получениебез оплаты туристических путевок для поездок за рубеж или организация круизов,бесплатный ремонт гаража за освобождение от уголовной ответственности и другое.
В настоящий период в условиях рыночной экономикивыявились новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду илисобственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за переводденежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частностив сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. Засовершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открываютсчета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людейнедвижимость как в Казахстане, так и за рубежом, организуют престижные выездыза рубеж в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупныхсумм в валюте и т.п.
Из анализа практики вытекают две основные формы получениявзяток— открытая и завуалированная.Первая состоит в непосредственном получении должностным лицом предмета взятки.Вторая облекается во внешне законные формы—совместительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, соглашению,премии (если работа не выполняется или для получения премий либо иных выплатнет оснований).[1]
В отдельных случаях как получение взятки может оцениватьсяпредоставление незаконной имущественной выгоды не самому должностному лицу, аего близким. Состав преступления будет иметься в такой ситуации при двухусловиях: а) вознаграждение (имущественная выгода) предоставляется близкимвиновного с его согласия и б) использование последним своего служебногоположения в пользу «одаривающего».
Уголовный Кодекс говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника.Следовательно, не исключается состав данного преступления и в тех случаях,когда виновный получает взятку от взяткодателя не непосредственно, а черездругое лицо (посредника). Необходимо лишь установить в этих случаях, чтодолжностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгодукак взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользутого, от кого получена взяткаи техкого представляет взяткодатель.
В Уголовном Кодексе РК объективная сторонаданного преступления описывается как получение взятки за действия(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Использование виновным служебного положения завзятку трактуется в УК РК трояко: как действия (бездействие), которые входят вслужебные полномочия должностного лица, либо как способствованиетаким действиям (очевидно, других должностных лиц), либо как общеепокровительство или попустительство по службе.
Первая форма, наиболее распространенная на практике, представляетсобой совершение виновным за взятку действий, которые находятся в пределахпредоставленных ему прав и полномочий (для руководителя— прием на работу и увольнение, перемещения по службе, взысканияи поощрения и т.п.), или несовершение (непроведение ревизий или инвентаризацийматериальных ценностей, сокрытие недостач).
Вторая форма означает использование служебного положенияв широком смысле слова, то есть связей с другими должностными лицами, ненаходящимися в его подчинении, возможность воздействовать на них своимдолжностным авторитетом. В упоминавшемсяпостановлении Верховного Суда РК от30.03.98г. по делам о взяточничестве указывалось, что субъектом этого преступлениямогут быть и те должностные лица, которые хотя и не обладали полномочиями длявыполнения в интересах взяткодателей соответствующих действий, но в силудолжностного положения могли принять меры к совершению этих действий другимидолжностными лицами.
Представляется, что такая расширительная трактовка будетоправданной только при наличии между должностнымлицом— взяткополучателем и другим лицом,от которого зависит решение вопроса в пользу взяткодателя, отношений,обусловленных именно служебным положением взяткополучателя. И только благодаряэтому он имеет возможность воздействовать на тех, кто совершает нужные для взяткодателя действия. Поэтомуиспользование личных связей (дружбы, родственных отношений)взяткополучателем для обращения к другому должностному лицу, для которого занимаемоевиновным положение не имеет никакого значения, должно, по нашему мнению,исключать признак использования служебных полномочий, а стало быть, и составданного преступления. На наш взгляд, такиедействия при наличии других необходимых признаков могут рассматриваться какмошенничество.
Третьей формой использования служебного положения взяткополучателем закон считает общеепокровительство или попустительство по службе.Представляется, что состав данного преступления будет лишь тогда, когдапокровительство (то есть протекционизм) облекается в конкретные преступныепроявления (необоснованное продвижение по службе, выдача незаслуженных премийи других поощрений, отпуск руководителям и представителям организаций и фирмтоваров, пользующихся наибольшим спросом и т.п.), а попустительство выражаетсяв конкретном виде (непресечение неправомерных или преступных действийподчиненного, нереагирование на прогулы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.). Уголовный Кодекс не говорит о необходимостипредварительного соглашения между взяткополучателем и взяткодателем, а равно овремени дачи-получения взятки.
Уголовный КодексРК напрямую связывает действия с получением взятки. Стало быть,обусловленность действий взяткой должна составлять необходимое условиеответственности за данное преступление. Ведь суть его в подкупе должностноголица. И если такой обусловленности нет, нет и состава получения взятки. Отсюдаследует и другое: взятка-вознаграждение имеет место лишь тогда, когда получениевознаграждения было обусловлено до совершения действий (бездействия) в пользувзяткодателя. Если же должностное лицо совершило какие-то действия по службе впределах своей компетенции, которые не были обусловлены вознаграждением, азатем такое вознаграждение получило, его действия не выходят за рамкидисциплинарного проступка и могут повлечь лишь дисциплинарную, а не уголовнуюответственность.
В последние годы судебная практика придерживалась в целомряде случаев этой позиции. Естественно, не могутоцениваться как получение взятки принятие должностным лицом каких-либо подарков, сувенирови т.п. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами,присвоением почетных званий и т.п.
Закон говорит о получении взятки за действия в пользувзяткодателя или представляемых им лиц. Следовательно, данный состав имеетместо как в случаях, когда удовлетворяются интересы самого взяткодателя, так итех, кого он представляет. К их числу могут относиться близкие ему люди либоорганизации (учреждения, предприятия), по поручению которых он действует.Получение взятки— преступление сформальным составом. Оно признается оконченным, когда должностным лицомполучена обусловленная взятка или хотя бы часть ее. В случаях неполучениявзятки по причинам, не зависящим от взяткополучателя, налицо покушение наполучение взятки.
Субъективная сторона данногопреступления характеризуется виной в видепрямого умысла. Виновный сознает, что онполучает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия)в пользу взяткодателя либо оказывает ему покровительство или попустительствуетс использованием при этом своего служебного положения и желает получить ее.
Умысел взяткополучателя охватывает также сознание того,что взяткодатель осведомлен о том, что получаемоедолжностным лицом вознаграждение незаконно и что получается оно за действия(бездействия) в его пользу с использованием виновным своего служебногоположения.
Получение взятки по своей природе является специальнымвидом корыстного злоупотребления своими должностными полномочиями. Поэтомуобязательным признаком этого преступления является корыстный мотив.
Рассмотрим квалифицированные виды получения взятки (ст.311 УК РК). Первый квалифицирующий признак(получение взятки за незаконные действия) следует понимать двояко: 1) должностное лицо за взятку совершаетнеправомерные действия, не являющиеся преступлением (внеочередное предоставлениеквартиры, попустительство в связи с допущенными подчиненным прогулами,появлением на работе в состоянии опьянения и т.п.). Такие действия повышаютопасность взяточничества, но не требуют дополнительной квалификации. Содеянное охватывается полностью ч.2 ст.311УК.2) Завзятку должностное лицо совершает преступное деяние.
Ответственность за взяточничество не исключаетодновременного привлечения лица к уголовной ответственности за деяния, хотя исвязанные со взяточничеством, но образующие самостоятельные преступления(злоупотребление служебными полномочиями, соучастие в хищении имущества). Вподобных случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений. Второйквалифицирующий признак существенно повышает опасность преступления, есливзятка получается лицом, занимающим особо ответственное положение— государственную должность РК или должностьглавы органа местного самоуправления (ч.3ст.311 УК).
Особоквалифицированными видами получения взятки УК РК считает: а)получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованнойгруппой; б) неоднократность ее получения; в) вымогательство взятки; г) крупный размер взятки (ч.4 ст.311 УК).
а) Первый признак, в свою очередь, подразделяется на двеформы взяточничества. Получение взятки по предварительному сговору группой лицбудет тогда, когда взятка получается двумя или большим числом должностных лиц,если между ними до получения взятки достигнуто соглашение о ее совместном получении.Для наличия этого признака необходим ряд условий: 1) между двумя или большим числом должностных лиц должно состоятьсясоглашение о получении взятки (или взяток);2)это соглашение должно предшествовать получению взятки;3) каждое из участвующих в сговоре лиц должно совершить конкретныедействия с использованием служебного положения в пользу взяткодателя (или хотябы часть их);4) каждое из должностныхлиц получает часть взятки (или взяток).[2]
Получение взятки организованной группой отличается отпредыдущей формы тем, что в соответствии с законом для ее получения (либо нескольких взяток) должностные лица объединяются вустойчивую группу.
Все остальныепризнаки, присущие получению взятки группой лиц по предварительному сговору,относятся и к получению ее организованной группой. При этом, если участникиорганизованной группы получили несколько взяток либо группа вообще быласоздана для систематического взяточничества, в соответствии с законом лицо,создавшее организованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовнойответственности за ее организацию и руководство ею в случаях, предусмотренныхОсобенной частью УК, а также за все преступления, совершенные участникамигруппы (в данном случае получение взяток), если они охватывались его умыслом(ч.4 ст.311 УК).
б) Второй признак (неоднократность) истолковывался применительно двояко: как получение взятки не менее двух раз, если не истекли срокидавности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее получениевзятки, либо одновременное получение взятки отнескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельноедействие.
Неоднократность отсутствует, если взятка получалась в несколькоприемов за выполнение (или невыполнение) одного действия в пользу взяткодателя,а равно получение ее от нескольких лиц, однако за совершение в их интересаходного и того же действия.
в) Третий признак—вымогательство взятки налицо в тех случаях, когда должностное лицо требуетвзятку под угрозой совершения действий, нарушающих законные интересы взяткодателя или когда последний ставится втакие условия, при которых он вынужден дать взятку для того, чтобыпредотвратить либо прекратить нарушение его правоохраняемыхинтересов. Таким образом, вымогательство взяткиосуществляется в одной из двух форм: открытой и завуалированной. Первая формапредполагает непосредственное требование со стороны виновного дать взятку,которое
подкрепляетсяоткрытой угрозой, используя служебные полномочия, нарушить законные интересы иправа взяткодателя.
При этом содержание угрозы включает как совершениенезаконных действий в отношении потерпевшего, так и несовершение законныхдействий. Вымогатель, к примеру, может требовать взятку, угрожая отказать вприеме на работу специалиста при наличии вакантного места, уволить с работы приотсутствии законных оснований, перевести на нижеоплачиваемую работу. Вторая (завуалированная)форма вымогательства отличается от первой тем, что здесь нет прямого требованиявзятки и неприкрытой угрозы нарушить законные интересы взяткодателя. Однакопринуждение и в этой ситуации налицо. Виновный совершает такие действия (либобездействует), которые ставят потерпевшего перед необходимостью дать взятку дляограждения своих законных интересов от нарушения. Для этой формы типична необоснованнаядлительная затяжка в решении жизненно важных для лица вопросов (получениежилья, работы). При этом для той и другой формы возможно разное сочетаниетребования взятки (или поставления лица в условия, вынуждающие дать взятку) и нарушения правоохраняемых интересов потерпевшего. Требование (поставление) может предшествовать нарушению либо сначалаимеет место нарушение законных интересов потерпевшего, а затем требованиевзятки (или поставление лица в соответствующие условия) для прекращенияфактического нарушения. Вымогательство взятки вместе с тем будетотсутствовать, если взяткодатель требует взятку, угрожая совершить законныедействия в отношении взяткополучателя (например, передать в правоприменительные органы материал о совершенномхищении имущества, уволить за неоднократную явку на работу в состоянии опьянения).Не будет вымогательства и в тех случаях, когда взяткополучатель требуетвзятку, не подкрепляя это требование угрозой нарушить законные интересывзяткодателя.
г) Четвертый признак— крупный размер взятки— непосредственно определен в новом УКРК. Согласно закону, крупным размером взятки следует признавать суммуденег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественногохарактера, превышающих пятьсот минимальных размеров оплаты труда,установленного законодательством РК на момент совершения преступления (примеч.к ст.311 УК).
Опасностьполучения и дачи взятки обусловливается тем, что они достаточно часто сочетаются сдругими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как то: организованнымихищениями имущества, с легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества,приобретенных незаконным путем, незаконным изготовлением оружия и т.д. Кроме того, и само взяточничество нередко принимаетустойчивые формы. Взяточники объединяются в организованные группы и преступныесообщества, взяточничеством и другими преступными формами коррупцииохватываются в ряде случаев целые хозяйственные и управленческие системы, онопроникает даже во властные и управленческие структуры и в правоприменительные органы.
В ныне действующем постановлении Верховного Суда от 30 марта1998 г. «О судебной практике по делам овзяточничестве» указывалось, что в обстановке проникновения коррупции вразличные сферы жизни опасность этого негативного явления значительновозрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений и организаций,оно подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениюпринципа социальнойсправедливости.
Особая опасность в получении взятки определяется тем,что должностное лицо либо иные лица, используя свое служебное положение, посуществу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности впредмет купли-продажи.
2. Вымогательство взятки.
В уголовном законодательстве (ст.311 п.4) с вымогательством взятки связываются существенныеуголовно-правовые последствия. Вымогательство значительно повышает общественнуюопасность получения взятки и личности виновного, потому являетсяквалифицирующим признаком состава данного преступления и влечет по закону болеестрогую уголовную ответственность. Это видно из ст.311 УКРК.
Вымогательство в законе названо в числе таких квалифицирующихпризнаков, как получение взятки по предварительному сговору или организованнойгруппой лиц, неоднократно, в крупном размере. Вместе с тем в законеустановлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовнойответственности, если имело место вымогательство взятки. Очевидно, что все этинормы направлены на усиление борьбы со взяточничеством. Правильное понимание иприменение закона должно отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практикипоказывает, что еще нередки случаи, когда вымогатели взяток необоснованно непривлекаются к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в результатевымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности. Все этопроисходит вследствие разноречивого понимания в судебной практике и научнойюридической литературе сущности вымогательства взятки и его последствий. Несомненно,такого рода ошибки недопустимы. Они должны рассматриваться как существенныенарушения закона.
Движимые жаждой наживы, обогащения, должностные лица- взяткополучатели прибегают зачастую к самымразнообразным и изощренным (от завуалированных, замаскированных до открытонаглых, организованных) способам и формам воздействия на граждан с цельюпонудить их дать взятку. Коррупция и взяточничество парализуют нормальноефункционирование органов власти и управления, формируют у граждан убеждение втом, что без взятки невозможно реализовать и защитить свои права, добитьсяправды и справедливости.
Известны значительные трудности в расследовании дел овзяточничестве, в разоблачении взяткополучателей, в преодолении круговойпоруки, сговора между ними и взяткодателями. Поэтому необходимо решительноприменять поощрительную норму об освобождении взяткодателя от уголовнойответственности в случае дачи им взятки в результате вымогательства. Это можетзначительно облегчить преодоление названных трудностей.
В законе понятие вымогательства взятки не определено, чтоследует признать существенным его недочетом. Поэтому суды при рассмотренииконкретных дел руководствуются разъяснением вымогательства взятки, данным впостановлении Верховного суда РК «О судебной практике по делам овзяточничестве» от 30 марта1998 гл. 6 п.11:«Вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозойсовершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересамвзяткодателя, либо постановление последнего в такие условия, при которых онвынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов».
Следует отметить, что в юридической литературе нетединого мнения по рассматриваемому здесь вопросу. Однако надо признать, чтодоминирует определение, данное в судебном разъяснении (хотя и не всегда естьссылка на него), причем в подтверждение этой точки зрения доводы не приводятся.Так, Б.М. Кожахметов в учебнике по уголовному праву после пересказа содержанияуказанного выше разъяснения утверждает:«Вместе с тем не будет вымогательства взятки в случаях, когда виновный требуетвзятку под угрозой совершить в отношении взяткодателя законные действия(передать материалы о совершенном преступлении в прокуратуру, уволить занеоднократные прогулы либо за несовершение в его пользу незаконных действий(например, за сокрытие недостачи материальных ценностей, прекращение уголовногодела при отсутствии к тому оснований))».Получается странная ситуация: вроде вымогательство есть (т.е. требование датьвзятку под угрозой), но в то же время его и нет. Между тем в любом словаре мы прочитаем: вымогать (вымогательство)означает шантажом, угрозами добиваться чего-нибудь, а шантаж- это неблаговидные действия, угрозаразоблачения, разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства, атакже вообще угроза, запугивание чем-нибудь с целью создать выгодную для себяобстановку. Никаких других признаков вымогательств,как видно, не указывается.
На наш взгляд, правильная точка зрения по этому вопросувысказана в курсе уголовного права. Под вымогательством взятки следует пониматьпонуждение должностным лицом другого лица дать ему взятку.
Угроза привлечения к уголовнойответственности может явиться весьма действенным средством вымогательствавзятки.
Понятие вымогательства взятки необходимо определять,исходя также из понятия получения взятки. Напомним, что в ст.311 УК РК это деяние определяется следующим образом: получение должностным лицом лично или черезпосредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) впользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия(бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силудолжностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), аравно за общее покровительство или попустительство по службе.
Это определение нас интересует здесь лишь в планевыяснения понятия вымогательства взятки. Под «интересами дающеговзятку» понимаются как интересы самого взяткодателя, так и интересыблизких ему лиц (родственников, друзей и т.д.). Таким же образом следуетпонимать и выражение «в пользу взяткодателя или представляемых имлиц». При этом не имеет значения, являются ли эти «интересы»,«польза» законными, правоохраняемыми илинеправомерными. Состав получения взятки образуют как выполненные должностнымлицом за взятку законные действия в правомерных интересах (в пользу) взяткодателя (законное прекращение уголовного дела, законноеосвобождение из-под стражи, от уплаты налога, законное предоставление квартирыи т.п.), так и незаконные действия, в неправомерных интересах взяткодателя(незаконное прекращение уголовного дела, незаконное освобождение из-под стражии т.д.).
Вымогательство взятки-это такое же получение взятки, но сопряженное свымогательством. Иными словами, это получение взятки путем вымогательства. Вымогательстволишь повышает опасность получения взятки и личности взяткополучателя. В ч.2 ст.311УК РК за получение должностным лицом взятки за незаконныедействия (бездействие) предусмотрено более строгое наказание, а они,естественно, могут быть совершены лишь в неправомерных интересах взяткодателя.Из этого следует вывод, что более опасным должно считаться вымогательствовзятки в случае совершения взяткополучателем незаконных действий внеправомерных интересах взяткодателя.
Исходя из изложенного, под вымогательством взятки следуетпонимать требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершениякаких-либо неблагоприятных для взяткодателя действий в случае его отказа датьвзятку, сопровождаемое обещанием выполнения или реальным выполнением винтересах или в пользу дающего взятку или его близких определенных правомерныхили противоправных действий, независимо от того, являются ли интересы, пользавзяткодателя правоохраняемыми или неправомерными. Вымогательство (понуждение лица дать взятку)- более опасныйспособ получения взятки. При этом преступление считается оконченным, есливзятка получена путем вымогательства, хотя бы при этом должностное лицо и невыполнило своего обещания совершить желаемые для взяткодателя действия. Приполучении взятки, сопряженной с вымогательством, взяткополучатель подлежитболее строгой ответственности, а взяткодатель — освобождению от уголовной ответственности за дачувзятки, но не за совершенные им другие противоправные действия, ответственностиза которые он пытался избежать за взятку.
Согласно ст.311 п.4 УК РК, вымогательством взяткипризнается ситуация, когда должностное лицо, злоупотребляя своей должностью илисвоими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать емуили третьему лицу незаслуженные деньги или предоставитьдругие выгоды. В комментарии к этой статье справедливо указывается, что привымогательстве взятки должностное лицо, используя свой авторит