Понятие бунта и абсурда в философии А. Камю

ФГОУ ВПО Финансовая академия при Правительстве РФ
Кафедра «Философия»
Реферат
На тему:
«Понятие бунта и абсурда в философии А. Камю»
Москва – 2009 г.

/>Содержание
Введение
1. Биография Альбера Камю
2. Философия Камю
3. Об абсурдности существования
4. Бунтующий человек
Заключение
Литература

/>Введение
Самая большая экономия, которая возможна
в области мысли, — согласиться,
что мир непознаваем, — и занятьсячеловеком.
Альбер Камю
«Служение правде ислужение свободе», — так охарактеризовал свое творчество Альбер Камю, одиниз ключевых деятелей литературы Франции послевоенного времени, лауреатНобелевской премии по литературе.
Но Камю является нетолько выдающимся французским писателем, он еще и признанный во всем миремыслитель, затрагивающий в своем творчестве различные философские вопросы ипытающийся найти на них ответы. Но, наверно, центром философии Камю все жеявляется человек, его жизнь, смысл его существования. Именно поэтому Камю иотносят к философам-экзистенциалистам, ставя в один ряд с Ж.-П. Сартром, Г.-О.Марселем, С. де Бовуар. И размышляя над человеческим существованием, писатель ифилософ приходит к мысли о его [существования] абсурдности, что позже приводитего к мысли о неизбежности бунта против этой абсурдности. Пожалуй, эти двапонятия рассмотрены Камю наиболее внимательно, и именно им посвящено наибольшееколичество произведений писателя. Поэтому для данной работы и была выбранатема, раскрывающая понятия бунта и абсурда – понятия, пронизывающие всюфилософию Камю, являющиеся ключевыми в творчестве мыслителя.
Смысл жизни, свобода,роль человека в мире – все, что касается этих понятий, интересовало мыслителейеще с древних времен, однако в ХХ веке эти вопросы приобрели особый оттенок,поскольку в это время окружающая человека социальная среда сильно меняется всвязи с повсеместным введением новых технологий, становлением доселенеизвестных современному человеку тоталитарных режимов, которые не толькостановились причинами изменений в обществе, но и напрочь меняли человеческоемировоззрение. Поэтому Камю и рассматривает эти вопросы, трактуя их по-новому,часто высказывая несогласие с думами многих философов, выразивших свои мысли замного веков до Камю.
Этим очень интереснотворчество Камю – он выдвинул свою точку зрения, пересмотрел многие старыепонятия, а в частности – понятия абсурда и бунта, дав им абсолютно инуютрактовку. При этом, проявляя себя в большей степени как писатель, а не философ,он изложил свои идеи понятным и лаконичным языком. Возможно, именно поэтому ужепервые работы молодого автора смогли завоевать мировую славу, а каждоепоследующее произведение автора вновь и вновь показывало талант Камю какистинного писателя. И по сей день идеи, мысли, произведения Альбера Камюостаются понятными читателю и дают ему возможность приблизиться к ответам наважнейшие вопросы, которыми с давних пор интересовалась философия.

/>1. Биография Альбера Камю
Альбер Камю родился 7ноября 1913 года в Мондови во французском Алжире в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю, француза попроисхождению, который погиб на Марне во время первой мировой войны, когдаАльберу было меньше года. Вскоре после этого у его матери, урожденной КатринСинтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, врезультате которого она сделалась полунемой. Семья Камю переехала в город Алжир,к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена былапойти работать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер незамкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканскогопобережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика. Детскиевпечатления оставили глубокий след в душе Камю – человека и художника.
Окончив в 1924 г. начальную школу в Белькуре, одном из беднейших районов Алжира, Камю должен был бы пополнитьряды рабочих после кратковременного обучения ремеслу. Судьба распорядиласьиначе: учитель начальной школы, Луи Жермен, обратил внимание на одаренногоподростка и добился для него стипендии. С помощью Жермена Альберу удалось поступить в лицей, гдеинтерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом.Однако в 1930 г. Камю заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможностизаниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменитьнемало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирскогоуниверситета. Во время учёбы он много читал, начал вести дневники, писал эссе.На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935года вступил во Французскую коммунистическую партию, где состоял более года,пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».Уже в это время его сильно увлек театр, и в 1936 году Камю создалсамодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку«Братьев Карамазовых» по Достоевскому и играл в ней Ивана Карамазова.
В 1936 г. Камю получает диплом магистра философии, однако академической карьере молодого ученого мешаеточередная вспышка туберкулеза, и он в аспирантуре не остается. Уйдя изуниверситета, Камю в лечебных целях предпринимает путешествие во французскиеАльпы и впервые оказывается в Европе. Впечатления от путешествия по Италии,Испании, Чехословакии и Франции составили первую опубликованную книгу писателя «Изнанкаи лицо», сборник эссе, куда вошли также воспоминания о его матери,бабушке, дяде.
Тем временемв Алжире Камю уже считался ведущим писателем и интеллектуалом. Театральнуюдеятельность он сочетает в эти годы с работой в газете «РеспубликанскийАлжир» в качестве политического репортера, книжного обозревателя иредактора. На страницах этого издания Камю в то время выступал за проведениегосударством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабскогонаселения Алжира. Газета была закрыта военной цензурой после начала второй мировойвойны.
После этогособытия, в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает вОран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они покидают Алжир ипереселяются в Париж, где через знакомых Камю получил место в столичной газете «Пари-Суар».
В это времяКамю работает над завершением повести «Посторонний», которую он началеще в Алжире и которая принесла ему международную известность.
В декабре1940 года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-Суар» и,не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподаётфранцузский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф оСизифе».
Вскоре Камювозвращается в Париж, вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членомподпольной организации «Комба» («Битва»). С 1943 годаначинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится еёредактором. Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкомудругу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году знакомится с Сартром,участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс сосцены фразу «Ад — это другие»). В 1944 году был написан роман «Чума».В переносном смысле «Чума» – это нацистская оккупация Франции и,шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула»(1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула»считается значительной вехой в истории театра абсурда.
Послеокончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются егоранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 годуначинается его постепенный разрыв с левым движением, он уходит из «Комба»,становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разныхизданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневныезаметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».В 1951 году выходит «Бунтующий человек», где Камю критикуетдиктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма,которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Левыекритики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм(которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вродесталинского), что привело к окончательному разрыву с левым движением.
В 50-е гг.Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. Однако, всё больше его увлекаеттеатр, и с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведётпереговоры об открытии в Париже Экспериментального театра.
В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветившийзначение человеческой совести».
Когда Камюполучил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственнымсловам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы,о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планамэтим не суждено было сбыться: 4 января 1960 года писатель погиб в автомобильнойкатастрофе на юге Франции. Среди личных вещей писателя были найдены рукописьнеоконченной повести «Первый человек» и неиспользованныйжелезнодорожный билет.
/> 
2. Философия Камю
Философии значат столько, сколькозначат философы.
Чем больше величия в человеке, тембольше истины
в его философии.
Альбер Камю
Альбер Камю никогда несчитал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Несмотря на этомолва объединила Жан-Поля Сартра (пожалуй, ярчайшего представителя французскогоэкзистенциализма) с Камю в тандем единомышленников-экзистенциалистов, назвавнеразлучными друзьями. Трудно, однако, найти более противоположные натуры.Красивый, обаятельный Камю, в чьих жилах играет испанская кровь, а на губахпочти всегда улыбка, — и сумрачный, рожденный в буржуазной семье «квазимодо»Сартр, кабинетный мыслитель немецкого склада и такой же кабинетный бунтарь,вечно сосущий трубку. Зато Сартр, безусловно, куда глубже как философ, кудаизощреннее и одареннее, чем мыслитель Камю, который фундаментальные познаниязамещает порой живостью натуры и чувства. «Мы с Сартром всегда удивлялись,что наши имена объединяют, — писал Камю в 1945 году. — Мы даже думали однаждынапечатать маленькое объявление, где нижеподписавшиеся утверждали бы, что неимеют ничего общего между собой и отказываются платить долги, которые каждый изнас наделал самостоятельно. Ибо в конце концов это насмешка. Мы с Сартромнапечатали все свои книги без исключения до того, как познакомились. Когда жемы познакомились, то лишь констатировали наши различия. Сартр — экзистенциалист, а единственная философская книга, которую я напечатал, „Мифо Сизифе“, была направлена против так называемых экзистенциалистскихфилософов».
Тем не менее, работыпредставителей этого философского направления оказали на его творчество большоевлияние. Философские взгляды Камю не отличаются строгой систематичностью и вомногом перекликаются с экзистенциалистскими умонастроениями, несмотря наоткрыто выражавшееся его несогласие с ведущими мыслителями этого течения.
Творчество Альбера Камюпротиворечиво. Это соединение глубокого пессимизма и неудержимой жажды жизни илюбви, основанное на собственных чувствах и переживаниях. В раннихпроизведениях, при чтении описания Алжира, потрясает жизнелюбие автора: «Веснойв Типаса обитают боги, и боги говорят на языке солнца и запаха, полыни, моря,закованного в серебряные латы, синего, без пробелей неба, руин, утопающих вцветах, кипении света на грудах камней». Но эти боги — это сами люди.Только человек способен нести в себе все то богатство, которое он затемобнаруживает в мире, приписывая ему эти качества.
Эволюция философскихвоззрений Камю непосредственно связана с историческими обстоятельствами. СамКамю говорил о как бы двух циклах своих произведений. Теме абсурда посвященыработы 30-х годов — философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний»и пьеса «Калигула». Теме бунта — эссе «Бунтующий человек»,роман «Чума» и пьеса «Праведники». Как говорил Камю винтервью, данном в Стокгольме перед вручением Нобелевской премии, в первомцикле представлено отрицание, второй решает положительные задачи; оба былизадуманы одновременно и воплощены последовательно.
Именно идеям абсурдностичеловеческого существования и бунта против этой абсурдности посвященапрактически вся философская деятельность Камю. Эти идеи являются ключевыми втворчестве писателя. А объединив их в одну, можно определить и центральную темуфилософии Камю – вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, «стоитили не стоит жизнь того, чтобы ее прожить».
Рассмотрим теперь понятиябунта и абсурда поподробней.
/> 
3. Об абсурдности существования
Первой работой, в которойАльбер Камю серьезно размышляет над темой абсурда, является философское эссе «Мифо Сизифе», которое было воспринято интеллигенцией как призыв ксопротивлению во время немецкой оккупации. Впоследствии оно вошло в историюфранцузской философии как «манифест атеистического экзистенциализма».Критики рассматривали эту работу как философский ключ, с помощью которогоследует читать художественный произведения Камю.
В самом начале своегоэссе Камю подчеркивает, что, пожалуй, основным философским вопросом являетсявопрос о смысле жизни. Это, в общем-то, и определяет основные проблемы,рассмотренные автором в его работе: абсурдность бытия, чувство абсурда и еговлияние на отношение к жизни и вопрос самоубийства.
Подобно всемфилософам-экзистенциалистам, Камю полагает, что важнейшие истины относительносамого себя и мира человек открывает не путем научного познания или философскихспекуляций, но посредством чувства. У Камю чувством, характеризующим бытиечеловека, оказывается чувство абсурдности — оно неожиданно рождается из скуки,перечеркивает значимость всех остальных переживаний. Индивид, выпадая из рутиныповседневной жизни («подъем, завтрак, четыре часа на фабрике или вконторе…» и т. д.), сталкивается с вопросом: «А стоит ли вообщежизнь того, чтобы быть прожитой?»
Сам по себе мир не абсурден,он просто неразумен, так как является внечеловеческой реальностью, не имеющейничего общего с нашими желаниями и нашим разумом. Это не значит, что мирнепознаваем, иррационален. Мир вполне познаваем, от одной научной теории мыпереходим к другой, более совершенной. Но это всегда наша теория,гипотетическая конструкция человеческого ума. В мире нет окончательного,последнего смысла, мир не прозрачен для нашего разума, он не дает ответа насамые настоятельные наши вопросы. И на вопрос о цели существования, о смыслевсего сущего наука не дает какого-либо ответа. Не дают его и философы — предлагаемые ими ответы являются не рациональными доказательствами, а актамиверы.
Камю кратко описываетфакторы, присущие чувству абсурдности. Абсурд проникает в сознание человеканеожиданно, когда он в какой-то момент вдруг чувствует опустошенность,усталость от повседневного бытия. Вдруг он перестает понимать смысл и цель этойповседневности. Цепочка привычных поступков разрывается, и именно в этотмомент, по мнению автора, сознание человека, застывшее до этого в машинальнойжизни, начинает приходить в движение.
Еще один фактор абсурда –время. Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его враг.Как говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный противвоздействия времени.
Смертность человека инеизбежность смерти придают чувству абсурда дополнительное содержание. ОднакоКамю полагает, что абсурд не нужно уничтожать самоубийством или «скачком»веры, его нужно максимально полно изжить. Возвращаясь к проблеме смысла бытия,Камю отмечает, что пережить и испытать все, что положено судьбой, значитвсецело ее принять. Однако если человек осознал, что судьба абсурдна, он несможет пережить ее испытаний, если не сделает все возможное для поддержания этоговыявленного сознанием абсурда. «Жить означает поддерживать жизнь абсурда»,— говорит Камю.
Поэтому автор и делаеточень важный вывод о том, что опыт абсурда и самоубийство – категориинесовместимые. Человек, осознавший абсурдность бытия, находит смысл жизни какраз в постоянной схватке разума с превосходящей его действительностью.
Все рассуждения изарисовки данного эссе резюмируются «мифом о Сизифе». Здесь авторсравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа,обреченного вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться.Боги приговорили его вечно катить на гору огромный камень, который, достигнуввершины, снова падает вниз, но Сизиф всякий раз упрямо начинает сначала,понимая всю бессмысленность своего труда. В этом сознании бессмысленности своихдействий и заключается его победа. Отвергая христианскую идею спасения изагробной жизни, которая придает смысл «сизифову труду» человека,Камю парадоксальным образом находит смысл в самой борьбе. Спасение, по его мнению,заключается в повседневной работе, смысл жизни – в деятельности. Поэтому своюработу он заканчивает мыслью о том, что для того, чтобы понять, что заставляетчеловека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горыСизифа счастливым, потому что все гнетущие его обстоятельства он признает иосознает, и таким образом становится выше их.
Другим выдающимсяпроизведением Альбера Камю, посвященным теме абсурда, является роман «Посторонний»,а по замечанию Жан-Поля Сартра «Миф о Сизифе» представляет собойобъяснение, теорию этого романа.
Сартр справедливоотмечает, что роман содержит в себе двусмысленность. Действительно, какпонимать поведение Мерсо, который даже не знает, когда умерла его мать, ибо впоследний год он ее не навещал, а на предложение посмотреть на покойницуотвечает отказом? Он не знал, сколько лет было его матери. После того как еепохоронили, Мерсо пришел к выводу, что «ничего не изменилось».Словом, он ведет себя совсем не так, как нормальные люди. Он убивает арабаиз-за нестерпимо горячего солнца. Когда Мерсо арестовали и посадили в тюрьму,то он не предпринимал ничего для того, чтобы освободиться или как-то облегчитьсвою участь. Накануне казни он почувствовал, что был счастливым и что может ещебыть счастливым, и мечтает о том, чтобы в день казни собралось как можно большезрителей, которые бы встретили его «криками ненависти».
Да, он совсем не похож наобычных героев обычных романов — он именно «посторонний», как метконазвал его Камю. Этот «посторонний» не может быть похожим на героевтрадиционных романов, ибо он не от их мира — у него свой мир, мир абсурда, а он— абсурдный герой или абсурдный человек.
Мерсо возникает каксамораскрытие духа абсурда. Камю превращает своего героя в процессе егоконфронтации с обществом не только в идеолога абсурда, но и в мученика. Впредисловии к американскому изданию романа, написанном в пятидесятые годы, Камюутверждал, что «герой книги приговорен к смерти, потому что он не играет вигру». Он отказывается лгать. Не просто говорить то, чего нет на самомделе, но и говорить больше, чем есть на самом деле, а в том, что касаетсячеловеческого сердца, — говорить больше, чем чувствовать… Вопреки всему,Мерсо не хочется упрощать жизнь. Он говорит то, что есть, он отказываетсяскрывать свои чувства, и вот уже общество чувствует себя под угрозой.
«Посторонний»представляет собой анализ отчужденности, бессмысленности человеческогосуществования. Однако, Камю, как и в «Мифе о Сизифе», не хочетпривести читателя к мысли о том, что неизбежный трагизм жизни обуславливаетторжество абсурда. Напротив, автор вновь подчеркивает, что возможностьпреодоления абсурдности проходит через ее осознание и борьбу, выступлениепротив общества.
Итак, Камю в своихработах неоднократно говорит о том, с помощью сознания человек противостоитмиру. И в результате работы сознания возникает чувство абсурда, котороепозволяет человеку переоценить свою судьбу. Это можно считать одной изпредпосылок другому понятию, рассмотренному Камю в своем творчестве, — понятиюбунта.
/> 
4. Бунтующий человек
Пробужденное сознаниепоказывает человеку абсурдность бытия, непонятность и несправедливостьчеловеческого удела. Это порождает бунт, цель которого – преображение, а значит– действие. Основной мотив бунта, по словам Камю, заключается в том, что «человек– единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть».
Наиболее значимой работойАльбера Камю, в которой раскрывается идея бунта, является книга «Бунтующийчеловек» (или «Бунтарь»). Эта книга — история идеи бунта противнесправедливости человеческого удела. Бунт предстает как требованиечеловеческой солидарности, общего для всех людей смысла существования. Бунтарьвстает с колен, говорит «нет» угнетателю, проводит границу, с которойотныне должен считаться тот, кто полагал себя господином, и через которую онранее допускал проникновение в свою жизнь негативных обстоятельств.
Начиная исследованиепонятия бунта, Камю сопоставил бунт и понятие убийства. Он задается вопросом обоправданности убийства. Камю считал, что исходный пункт его философии осталсяпрежним — это абсурд, ставящий под сомнение все ценности. Абсурд, по егомнению, запрещает не только самоубийство, но и убийство, поскольку уничтожениесебе подобного означает покушение на уникальный источник смысла, каковым являетсяжизнь каждого человека. Бунт же несет в себе созидательное начало. Такимобразом, бунт и убийство логически противоречат друг другу. Совершив убийство,бунтовщик раскалывает мир, разрушая те самые общность и единство людей.
Бунт безусловнопредполагает в себе определенную ценность. Во-первых, бунтующий человекпротивопоставляет все то, что для него ценно, тому, что таковым не является.Приводя пример бунта раба против своего господина, Камю приходит к выводу, чтораб восстает против прежнего порядка, в котором отрицается нечто, присущеесообществу всех угнетенных людей. Сам по себе индивид не является тойценностью, которую он намерен защищать. Эту ценность составляют все людивообще.
При этом Камю отличаетпонятия бунт и озлобленность. Озлобленность вызывается завистью и всегданаправлена против объекта зависти. Бунт же, напротив, стремится к защителичности. Восставший защищает себя, каков он есть, целостность своей личности,стремится заставить уважать себя. Таким образом, делает вывод Камю,озлобленность несет в себе негативное начало, бунт – позитивное. Автор этоймыслью выражает свое несогласие с некоторыми философами, отождествлявшимибунтарский дух и озлобленность.
В своей работе Камюотмечает, что бунт невозможен в обществах, где неравенство слишком велико(например, кастовые общества) или равенство абсолютно (некоторые первобытныеобщества). Автор подчеркивает, что бунт возможен в тех обществах, где затеоретическим равенством скрывается огромное фактическое неравенство.
Осознание абсурдностибытия и неразумности мира является первопричиной бунта. Однако, если в опытеабсурда страдание индивидуально, то в бунтарском порыве оно сознает себя какколлективное. Оно оказывается общей участью, пишет Камю.
Исследуя понятие бунта,Камю выделяет ряд разновидностей бунта и определяет характерные особенностикаждой из них.
1. Метафизический (философский)бунт представляет собой восстание человека против своего удела и против всегомироздания. Яркий пример – раб, восставший против своего господина и своегорабского положения. То есть метафизический бунтарь бунтует против удела,уготованного ему как отдельному индивиду. Он как бы выражает таким образом, чтообманут и обделен самим мирозданием.
Камю указывает на однуинтересную особенность. Раб, протестуя против господина, тем самым одновременнои признает существование господина и его власти. Так же и метафизическийбунтарь, выступая против силы, определяющей его смертную природу, вместе с теми утверждает существование этой силы. Таким образом, такой бунт не отрицаетвысшую силу, а, признавая ее, бросает ей вызов.
2. Исторический бунт –бунт, основная цель которого, по мнению Камю, это свобода и справедливость.Исторический бунт стремится предоставить человеку царствование во времени, вистории. Камю утверждает, что сегодняшняя история с ее распрями вынуждает людейпризнать, что бунт – одно из существенных измерений человека. Он являетсяисторической реальностью человечества, от которой не следует бежать.
Камю сразу разделяетпонятия бунт и революция. Он считает, что революция начинается с идеи, в товремя как бунт представляет собой движение от индивидуального опыта к идее.Изучая исторические факты, он говорит о том, что бунт – явление, в которомчеловек стихийно пытается найти выход из своего «сизифова положения».Поэтому писатель не признает организованную, подготовленную революцию, считаяее противоречащей своему понятию. Также он считает иллюзорной всякую надежду нато, что революция может действительно дать выход из ситуации, которой онавызвана. Кроме того, писатель считает, что революции в ее подлинном значениичеловечество еще не знало, поскольку подлинная революция ставит целью всеобщееединство и окончательное завершение истории. Происходившие же до сих порреволюции приводили лишь к замене одного политического строя другим. Даженачинавшаяся как экономическая, любая революция в итоге становиласьполитической. И в этом также заключается отличие революции от бунта.
Кроме того, революция ибунт преследуют различные цели. Революция предполагает использование человекакак материала для истории. Бунт же утверждает независимость человека ичеловеческой природы. Бунт исходит из отрицания во имя утверждения, а революция- из абсолютного отрицания.
Таким образом, бунт (какуже говорилось выше) в отличие от революции созидателен. Он предполагает, что человечестводолжно жить ради созидания того, чем оно является.
3. Бунт в искусствепредставляет собой бунт, который заключает в себе творчество. Этот бунт проявляетсяв одновременном отрицании и утверждении: творчество отрицает мир за то, чегоему недостает, но отрицает во имя того, чем мир хотя бы иногда является.
Бунт в искусстве, помнению Камю, это созидатель вселенной. Любой творец своими работами преображаетмир, как бы указывая на несовершенство этого мира. По мнению Камю, искусствоспорит с действительностью, но не избегает ее. Однако писатель указывает и нанеизбежность существования творчества: «Если бы мир был ясным, в нем небыло бы искусства».
Камю находит ограничениябунта в самом человеке, вышедшем из страданий и вынесшем из них бунт и солидарность.Такой человек знает о своих правах, выражает в бунте свое человеческоеизмерение и сознание неустранимости трагизма человеческого существования.Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражение, но онтак же необходим человеку, как собственный труд – Сизифу.

/>Заключение
В данном реферате былирассмотрены два ключевых понятия творчества Альбера Камю – абсурд и бунт. Сточки зрения Камю эти понятия носят жизнеутверждающий смысл, лежат как бы воснове человеческой жизни. Действительно, мыслящая личность приходит к идееабсурдности человеческого существования, то есть как будто бы совершенно неимеющего смысла. Однако парадоксальным образом она [личность] находит смысл вборьбе против этой самой абсурдности, в какой-либо деятельности, в повседневнойработе. Одновременно переосмысливается, переоценивается человеческая жизнь. Этапереоценка и является первоисточником бунта – стремления к преображению. Бунтуя,человек меняется, но при этом одно его изменение может дать толчок целомуобществу для переосмысления своих ценностей, поведения, может заставитьобщество быть общностью, чем-то единым, как это и должно быть. Бунт одногопереходит в ценность для множества. «Я протестую, следовательно, мысуществуем», — таков принцип бунтующего человека.
Возможно, идеи Камюостаются для кого-то неприемлемыми, однако по воле рока ему на личном опытеудалось продемонстрировать верность своих взглядов. Всю свою творческую жизньфилософ и писатель словно старался сам для себя найти оправдание своей новойфилософской истине. И, как ни парадоксально, главное подтверждение вабсурдности пришло к Камю в самый последний момент. С детства страдая отстрашной болезни, живя с постоянным ощущением близости смерти, жизнь писателяпрервалась в самый неожиданный момент – в случайной автокатастрофе. И тогдаКамю, быть может, успел в самый последний миг заново осознать свою глубокуюправоту, ещё раз убедившись в абсурдности бытия и в абсурдности — на этот разего собственной — смерти.

/>Литература
1. Ерофеев В… Влабиринте проклятых вопросов – М.: Советский писатель – 1990. Эссе «Мысли оКамю»
2. Исаев С… Длинныевещи жизни: сборник статей – М.: Издательство «ГИТИС» – 2001. Статья «Эстетикафранцузского экзистенциализма»
3. Камю А… Миф оСизифе. Бунтарь – Мн.: ООО «Попурри» – 2000
4. Камю А… Посторонний– М.: Прометей – 1989
5. Новейшийфилософский словарь / под ред. А.А. Грицанова – Мн.: Книжный дом – 2003
6. Руткевич А…Философия А. Камю // Предисловие к изданию А.Камю «Бунтующий человек»– М.: Политиздат – 1990
7. Удмуртскийуниверситет. 2008. 25 ноября (№ 12). Статья «Хотите философствовать –пишите романы (к 95-летию со дня рождения Альбера Камю)»
8. Философскийсловарь / под ред. И.Т. Фролова – М.: Политиздат – 1986