СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИГОСУДАРСТВА 3
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНАРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ» ОТ 10. 12. 1992 ГОДА В РЕДАКЦИИ ОТ 10. 01. 2000 ГОДА НРПА2000 № 8. 13
3. ЗАДАЧИ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Государство представляетсобой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различнымиучеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом кперечислению признаков государства.
Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической, географической и др.,можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства.Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства,отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:
1) наличие особой публичной (политической) власти,располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер актов, издаваемыхгосударством;
4) взимание налогов.
Особая публичная (политическая) власть — один изглавных признаков государства.
Выступая в роли арбитрамежду различными слоями, группами и классами населения, государственная властьприобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она несовпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта властьобладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другимисточникам власти.
С учетом перечисленных признаков можно датьопределение государства. Государство — это исторически выделившаяся из обществаполитическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая изащищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающаявыполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Особая модель государствараскрывается понятием «правовое государство». Это государство, построенное направовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферахобщественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовымиустановлениями. Следует отметить, что сама идея правового государства имеетдавнюю историю.
Сам же термин «правовоегосударство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины19 в. государствовед Р. фон Моль.
Если обобщить все критерии, выделяемые в науке прихарактеристике правового государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права вобщественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свободличности, их гарантированность и реальность осуществления;
3) взаимнаяответственность государства и личности;
4) принцип разделениявластей.
Гражданское общество предпосылка и условиесуществования правового государства. Гражданское общество — есть объединениечастных личностей. В нем доминируют свобода личности, частная собственность,взаимные связи между индивидами строятся по принципу – «пределы свободыличности, определяются пределами свободы другой личности». Это независимая от государстваотносительно самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различныесоциальные группы, объединения культурного, национального, религиозного,территориального и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей.
Не любое общество можетбыть названо гражданским. Таковым считается общество с развитыми рыночнымиотношениями, где личность не отделена от собственности, а, напротив, имеетвозможность выбрать любую форму собственности, вправе распоряжатьсярезультатами своего труда и своими способностями к труду. В гражданскомобществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует терпимость кразличным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов,суждений.
Термин «функциигосударства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направленийдеятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебнойвласти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной цельюявляется обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.
В функциях государствавыражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решенииосновных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворенииразнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются взависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапеего развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержаниезадач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилийгосударства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступностизаставляет государство своевременно предпринимать серьезные практическиедействия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий,которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственныймеханизм на подготовку населения страны к ее отражению.
Понятие функции государствапоявилось и стало широко и пользоваться на предыдущем этапе развитияотечественной теории государства и права.
На современном этаперазвития отечественной теории государства и права также сохраняетсяфункциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существеннымуточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначениемгосударства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениямиклассовых характеристик государства и, собственно, его функций. Эта связь, какпоказал исторический опыт, оказалась более многогранной, на функции государстваоказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства,сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества,существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические,сырьевые и иные глобальные проблемы). Словом, и в функциональной характеристикегосударства отечественная теория также уходит от предыдущей методологическойвульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы, но вместе с темсохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущемэтапе. Ценным оказалось, прежде всего, само понятие функции государства, еесодержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.
Действительно,функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный историческийпроцесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государствразличных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюциигосударственности. Понятие государственности как раз и характеризуют наличиегосударственной организации общества, различные этапы, которые это обществопроходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное — различные функции, которые государство выполняет. Иными словами, только взятыев совокупности статические и динамические характеристики позволяют глубокопознать природу такого сложного социального института, как государство.
Государственные функциихарактеризуются некоторыми общими чертами:
1. Содержание каждойфункции государства складывается из совокупности однородных аспектовгосударственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельностиобъединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений,на которые они воздействуют.
2. В отличие от функциймногочисленных государственных органов (финансовых, народного образования,прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функциигосударства охватывают его деятельность в целом.
3. Функции государстваносят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточениеусилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней иливнешней деятельности.
4. Функции государстванеобходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могутосуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либоструктурными подразделениями различных органов государства. Видамигосударственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел,таможенный контроль.
5. Функции государстванельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовымиформами осуществления функций современного государства являютсяправотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительнаядеятельность.
Функции государства — этодеятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической,структурной, территориальной организацией.
Поэтому в теориигосударства наиболее распространено и признаваемо разделение функций навнутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению кобществу, особой организацией которого и является государство (внутренняяфункция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам,другим государствам (внешняя функция).
Внутренние функциигосударства.
1. Охранительная функция.
Это функциягосударственной деятельности проявляется в обеспечении государствомобщественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан иорганизаций, защите конституционного строя и государства от противоправныхпосягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе,урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий,неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, — этонасущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновениегосударства.
Эта функция такженаправлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также наохрану государственного и общественного имущества, на охрану частнойсобственности.
2. Экономическая функция:
Эта функция государствасильно изменилась в ходе исторического существования государства от полногоневмешательства в экономику (концепция “государства — ночного сторожа”) дополного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросовэкономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях,когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическоегосударство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает ипроводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынкаи свободного предпринимательства.
Государство влияет наэкономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
3. Функция социальныхуслуг, обеспечения и защиты граждан.
Многие государствахарактеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важнойзадачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не всостоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека.Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы,проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Таким образом,государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
4. Культурно — воспитательная функция.
Общество в целом игосударство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее времянемыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, вовсех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствахобразование является обязательным.
Государство поощряет иразвивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности.Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохраненияисторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духепатриотизм, уважения к историческому прошлому — непременная составная часть воспитательногопроцесса.
Большое значение имеетправовое воспитание. Каждый гражданин обязан знать законы своего государства истрого соблюдать их.
5. Природоохранительнаяфункция.
Охрана природы,окружающей среды — насущная необходимость современного мира. Человек врезультате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природныесвязи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себянеблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы — дело всегообщества, но только государство, обладающее необходимыми средствами ивозможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реальнообеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпохупроблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрелибольшое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагиваютинтересы всех народов и государств.
Чем разумнее использоватьбогатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство.Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем ипредставляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охранеприроды в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизмагосударства и его органов.
Многие нормы,регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельногозаконодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных иводных кодексах.
Внешние функции.
1. Функция обороныстраны.
Данная функция являетсяважнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защитумирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основнуюроль в этом играют Вооруженные Силы Республики Беларусь.
Согласно Конституции РБ«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБнесет военную службу в соответствии с законом».
Согласно этому закону:все мужчины — граждане РБ, независимо от происхождения, социального иимущественного положения, места жительства, обязаны проходить военную службу врядах Вооруженных Сил Республики Беларусь. На действительную военную службупризываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Практическое исполнениефункции обороны страны так же возложено на особые государственные вооруженныеорганизации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории,границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественногопорядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяютсякомпетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемыхвооруженными государственными организациями обуславливает особенности ихформирования, деятельности, управления и обеспечения.
2. Функция сотрудничествас другими странами.
В основе этой функциизаложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваютсяидеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных условияхразвитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной,политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программесовершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества ивзаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаютсяразличные организации, деятельность которых направлена на улучшениеэкономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавскийдоговор, СЭВ и т.д.)
3. Борьба с международнойпреступностью.
В последнее время всеболее широкие масштабы приобретает международная преступность.
Торговля и контрабанданаркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — вот небольшой переченьнаиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не всилах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместныхдействий государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиямигосударств в этой области является создание международных организаций по борьбес преступлениями.
Одной из такихорганизаций является Интерпол. Государство планирует свою деятельность попредупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия,обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международнойпреступностью.
4. Участие в охранеокружающей среды.
В настоящее время островстал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится вцентре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частьюпрограммы завершения строительства материально — технической базы вгосударстве.
В ряде государств этопроявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.
Крупные ученые рядагосударств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголкахмира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств наподдержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь иобщественные организации. В ряде государств правительство принимает различныемеры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положениезанимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
Функции государстваосуществляются в определенных формах и определенными методами.
Формы осуществления функцийхарактеризуют связь государства с правом как одним из основных средстввластвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, своиэкономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государствоиздает юридические нормы, в других — организует их исполнение, в третьих — обеспечивает, охраняет их.
Таким образом, израссмотренных нами функций, мы видим, что государство является не толькоаппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но иорганизацией выражающей интересы всего общества.
2. КРАТКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ» ОТ 10. 12. 1992 ГОДА В РЕДАКЦИИ ОТ 10. 01.2000 ГОДА НРПА 2000 № 8.
Настоящий Закон определяеторганизационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечениямонополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развитияконкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защитыправ потребителей.
Еслииное не вытекает из содержания настоящего Закона, для его целей применяютсяследующие основные понятия и их определения:
товарныйрынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемыхтоваров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой исходя изэкономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующейтерритории и отсутствия этой возможности за ее пределами;
хозяйствующиесубъекты — физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права,осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ееосуществлять;
доминирующееположение на товарном рынке (доминирующее положение) — исключительное положениехозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара,не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им)возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара насоответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другимхозяйствующим субъектам;
монополистическаядеятельность — противоречащие настоящему Закону действия (бездействие)хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение,ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам,свободам и законным интересам потребителей;
конкуренция- состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельныедействия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонневоздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарномрынке;
государственнаямонополия — система общественных отношений, при которой исключительное правоосуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую)имеет государство в лице определенных государственных органов или иныхспециально уполномоченных субъектов права;
естественнаямонополия — система общественных отношений, санкционированная государством, прикоторой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи ссущественным понижением издержек производства на единицу товара по мереувеличения объемов его производства), соответствующие товары не могут бытьзаменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарномрынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;
чрезвычайнаямонополия — система общественных отношений на товарном рынке по созданию,реализации или потреблению товаров, санкционированная государством наопределенный период времени;
правомернаямонополия — государственная, естественная или чрезвычайная монополии;
стандартныеусловия сделок — любые заранее сформулированные условия, предназначенные длямногократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающаяусловия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключениидоговора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимоот того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной частидоговора или в основном тексте договора, а также от их числа, способаоформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) исоответствующих условий его;
потребитель- любой субъект гражданского права, намеревающийся заказать или приобреститовар либо заказывающий, приобретающий или использующий товар;
товар- все виды объектов гражданских прав, могущие быть предметами сделоккупли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги,которые выполняются, оказываются, могут быть выполнены, оказаны или обычновыполняются либо оказываются потребителям на возмездной основе.
Антимонопольноезаконодательство в Республике Беларусь состоит из рассматриваемого закона идругих актов законодательства, а также международных договоров, участницей которыхявляется Республика Беларусь.
Данный закон действует навсей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которыхучаствуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица впроцессе деятельности на товарных рынках. Применяется к тем правоотношениям, вкоторых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, ихдолжностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиямиограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершениясделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов вимущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.
Действие данного законане распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленныхобразцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарныхзнаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этимиотношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, атакже на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота вРеспублике Беларусь.
Правила законаприменяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью натоварных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособностьлишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами,содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также, если иноене определено соответствующими нормами международного права.
Если иное не установленов соответствии с нормами международного права, положения рассматриваемогозакона применяются также в тех случаях, когда субъекты права, совершаютдействия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которыеприводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собойдругие неблагоприятные последствия на товарных рынках.
Актами законодательства всоответствии с нормами международного права могут устанавливаться изъятия поотнесению иностранных государств, международных организаций, физических июридических лиц, лиц без гражданства и других субъектов права к числу потребителей.
3. ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА №36
«И»,являясь опекуном несовершеннолетнего «Г», продал принадлежащее опекаемомулегковой автомобиль своему брату. Ими для совершения договора купли-продажибыло получено письменное разрешение за подписью заведующего районного отделаобразования. Прокурор опротестовал данную сделку.
1. В чем заключаютсяполномочия опекуна?
2. Как должно бытьрешено дело?
3. Изменится лирешение задачи при условии, если отчуждение автомобиля будет произведеноматерью несовершеннолетнего?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:
1. Приответе на данный вопрос использовали статью 158 «Права и обязанности опекунов,попечителей по воспитанию несовершеннолетних» Кодекса республики Беларусь обраке и семье:
«Опекуны,попечители над несовершеннолетними имеют право и обязаны воспитыватьподопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить их кобщественно полезному труду. Опекуны, попечители вправе самостоятельноопределять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой,попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки ипопечительства. Опекуны, попечители с учетом мнения ребенка имеют правообразовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основногообщего образования и обязаны обеспечить получение ребенком базового общегообразования. Опекуны, попечители не вправе препятствовать ребенку общению сродителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когдатакое общение не отвечает интересам ребенка. Споры, в случае их возникновения,разрешаются органом опеки и попечительства. Граждане, назначенные опекунами,попечителями, обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетнимиподопечными. В отдельных случаях орган опеки и попечительства может датьразрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшимчетырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно навоспитании и защите прав и интересов подопечного. О перемене места жительстваопекуны, попечители обязаны извещать орган опеки и попечительства».
2. При ответе на данный вопрос,использовал статью 161 «Сделки, для совершения которых требуетсяпредварительное разрешение органов опеки и попечительства» Кодекса РеспубликиБеларусь о браке и семье:
«Опекун не вправе безпредварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, апопечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе пообмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем),безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащихподопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любыхдругих сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Разрешение назаключение договоров и совершение других юридических действий, указанных внастоящей статье, дается в письменной форме каждый раз, когда возникаетнеобходимость совершить такое действие».
Из условия задачиследует, что разрешение от органа опеки получено было, следовательно, действия«И», правомерны.
3. При ответе на это вопрос использовалистатью 89 «Управление делами несовершеннолетнего ребенка» Кодекса РеспубликиБеларусь о браке и семье:
«Родители имеют правосовершать от имени ребенка в возрасте до четырнадцати лет имущественные сделки,давать согласие на совершение сделок с детьми в возрасте от четырнадцати довосемнадцати лет, а также управлять имуществом ребенка до достижения имсовершеннолетия как законные представители. При этом родители не вправе безсогласия органа опеки и попечительства: отчуждать, отдавать в залог имущество,принадлежащее ребенку; отказываться от наследства от имени ребенка, приниматьнаследство под условием; отказываться от принятия в дар; совершать другиесделки, противоречащие интересам ребенка. Родители обязаны с надлежащей заботойосуществлять управление имуществом ребенка, сохранять размер этого имущества, апри возможности и умножать его».
Следовательно, решениезадачи не изменится, мать также должна получить разрешение органа опеки.ЗАДАЧА №60
Павлов, перед отъездом вдлительную командировку, передал на хранение соседке Николаевой вещи, в томчисле радиолу. Николаева в отсутствие Павлова подарила радиолу Дубову.Возвратившись из командировки, Павлов предъявил иск о возврате радиолы. Всудебном заседании Дубов возражал против иска, указывая на то, что он не знал ине мог знать, что радиола принадлежит Павлову. Суд установил, что Дубовявляется добросовестным приобретателем, и отказал в иске. По мнению суда Павловдолжен предъявить иск о возмещении ущерба к Николаевой.
1. Правильно лирешение суда?
2. Изменится лирешение суда при условии, если Николаева не подарила, а отдала радиолу Дубову впогашении своего долга?
3. какое будетрешение суда при условии, если Николаева в отсутствии Павлова самовольно взялав пользование радиолу, а затем распорядилась ею?РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
1. Приответе на данный вопрос, следует сразу же уточнить, что при передаче вещи нахранение, должен быть заключен договор хранения согласно статье 776Гражданского кодекса, в письменной или устной форме. Если исходить из того, чтодоговор был заключен, тогда действия суда правомерны, согласно статье 782«Пользование вещью, переданной на хранение» Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь:
«Хранительне вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью,а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключениемслучаев, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения еесохранности и не противоречит договору».
2. Приответе на данный вопрос использовали статью 791 «Основания ответственностихранителя» Гражданского кодекса Республики Беларусь:
1.Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых нахранение, по основаниям, предусмотренным статьей 372 ГК. Профессиональныйхранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если не докажет,что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы,либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знали не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожностипоклажедателя.
2. За утрату, недостачуили повреждение принятых на хранение вещей после того, как наступилаобязанность поклажедателя взять вещи обратно, хранитель отвечает лишь приналичии с его стороны умысла или грубой неосторожности».
Исходя из этой статьи,решение суда не изменится, так как у Николаевой был умысел.
Также следует отметить,что несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороныправа ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи,принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем, согласно статье 777 п. 3Гражданского кодекса Республики Беларусь.
3. При ответе на данный вопрос действияНиколаевой будут квалифицироваться по статье 205 п. 1 «Кража» Уголовногокодекса Республики Беларусь:
«Тайное похищениеимущества (кража) – наказывается штрафом, или исправительными работами на срокдо двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы насрок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок».
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Республики Беларусь о браке исемье. – Мн.: Амалфея, 1999. – 112с.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь.Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24июня 1999 года / Обзорная статья А. В. Баркова. — Мн.: Амалфея, 1999. — 320 с.
3. Гражданский кодекс РеспубликиБеларусь: с коммент. к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира. — 3-е изд. — Мн.:Амалфея, 2000. — 704 с.
4. Закон республики Беларусь «Опротиводействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12. 1992 года в редакции от 10. 01. 2000 года. Национальный Реестр ПравовыхАктов 2000 г. №8.
5. Комаров С. А., Малько А. В. Теориягосударства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. –М.: Издательство НОРМА, 2001. – 448 с.
6. Основы государства и права: Учеб.пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Члена — корреспондентаРАН О.Е. Кутафина. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2001. — 447.
7. Общая теория права / Отв. ред. А.С.Пиголкин изд. Юристъ. 1998.