–PAGE_BREAK–
3.3.Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля.
Осмотр помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ) представляет собой форму таможенного контроля, проводимую в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных настоящим ТК РФ.
Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации (п.1 ст.375 ТК РФ):
— об утрате товаров и (или) транспортных средств;
— об отчуждении товаров или транспортных средств либо о распоряжении ими иным способом;
— об использовании товаров или транспортных средств в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
Осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 статьи 375 ТК РФ, может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением установленного порядка, для проверки такой информации.
Проведение осмотра жилых помещений не допускается.
Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (п.4 ст.375 ТК РФ), подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения. Перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в указанные помещения и на указанные территории, определяется федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, а форма предписания — органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Перечень должностей вышеуказанных лиц определен приказом ГТК России от 19.01.2004 № 48(ред. от 16.05.2008) «Об утверждении Перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра».
При этом, если федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими федеральными законами.
В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов (п.5 ст.375 ТК РФ) в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.
По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.
3.4 Таможенная ревизия
Таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ) представляет собой форму таможенного контроля, выраженную в проверке факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией таких лиц.
В ходе проведения таможенной ревизии осуществляются:
— проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
— выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому;
— выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;
— определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иных проверяемых лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;
— создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле (актуализация рисков) для своевременного воздействия на указанные процессы;
— получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц с целью устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля подразделениями таможенных органов.
Таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации на основании анализа информации, полученной с использованием системы управления рисками (СУР), а также иной информации производится выбор объекта таможенной ревизии, определяются форма и срок проведения таможенной ревизии и планируется деятельность подразделений таможенной инспекции.
ТК РФ устанавливает две формы таможенной ревизии:
— общая;
— специальная.
Порядок проведения таможенной ревизии установлен приказом ФТС РФ от 06.11.2008 N 1378 «Об утверждении Порядка организации и проведения таможенной ревизии».
Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, на которые возложена обязанность по осуществлению таможенных операций для выпуска товаров и транспортных средств и не выступающих в качестве декларанта.
Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего.
Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
Основанием для назначения общей таможенной ревизии являются:
а) план таможенных ревизий на полугодие, квартал, составляемый с использованием методов анализа рисков, с учетом прогнозирования возникновения правонарушений в области таможенного дела;
б) материалы (информация), полученные от структурных подразделений таможенного органа, таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении;
в) поручение вышестоящего таможенного органа, вынесенное на основании применения метода анализа рисков или на основаниях, указанных в пунктах «а», «б».
При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации, а также запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и необходимую для проведения таможенной ревизии информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами, а в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и являющихся объектами ревизии, и в отношении последующих операций с данными товарами устанавливать сроки (с учетом срока проведения общей таможенной ревизии), место и порядок представления указанных документов и информации, получать пояснения — сведения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенной ревизии.
Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица (п.2 ст.376 ТК РФ).
Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается (п.2 ст.376 ТК РФ).
Основанием для назначения специальной таможенной ревизии являются:
а) для декларантов и лиц, указанных в статье 16 ТК РФ и не выступающих в качестве декларанта, — данные, полученные по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании или распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;
б) для таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков — данные, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу,
и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ;
в) для лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, — данные, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК России, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе содержащиеся в материалах (информации), полученных от структурных подразделений таможенного органа, таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов.
Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме.
Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе (п.4 ст.376 ТК РФ):
— требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ, и знакомиться с ней;
— осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с настоящим Кодексом в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя — в присутствии двух понятых;
— проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
— проводить изъятие товаров либо налагать на них арест.
Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений.
В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки еще на один месяц.
Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.
Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанный акт составляется (п.8 ст.376 ТК РФ):
— в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии;
— в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии.
Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.
При проведении таможенных ревизий следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться только в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
3.5. Проверка документов и сведений
Таможенные органы проверяют документы и сведения (ст. 367 ТК РФ), представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Цели при таможенном контроле определяются по тем документам и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.
Указанные документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства.
Такими сведениями могут являться: наименование российского получателя товаров, наименование перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве, такие как: вид, название, номер и другое. К сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его качество.
Рассмотренные сведения необходимо предъявлять в случае, если лицо перемещает свой товар для ведения внешнеэкономической деятельности в тех режимах, которые предусмотрены Таможенным кодексом.
В случае если лицо, перемещающееся через таможенную границу РФ, не имеет товар или багаж, или имеет его, но он предназначен для личного пользования, то в этом случае осуществляется льготный порядок пересечения таможенной границы. Лицо заполняет таможенную декларацию, где указывает, с какой целью он выезжает за границу Российской Федерации, количество мест багажа, если он есть, валюту и валютные ценности. Количество товаров и их вес не должны превышать ограничений.
В некоторых случаях, в целях выполнения законодательства Российской Федерации, на некоторые товары требуются разрешительные документы:
от Управления Министерства культуры Российской Федерации, от Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации, от Госатомнадзора, от Минздрава Российской Федерации, от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, от Министерства внутренних дел, от Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, от Банка России и других государственных органов.
Поданные документы должны быть подлинными, иметь достоверные сведения и правильно документально оформлены. Должностные лица таможенного органа, принявшие документы, внимательно проверяют их на основании таможенного законодательства и иных нормативных актов, а также с использованием специальных технических средств.
Для проверки подлинности таможенных документов применяются такие технические средства таможенного контроля, как наблюдательная лупа, микроскоп, ультрафиолетовый фонарь (он используется для идентификации подлинности надписей, меток, знаков, оттисков печатей и штампов, банковских билетов и других документов). Для проверки достоверности сведений и правильного документального оформления ГТК, региональные таможенные управления издают приказы, указания, разъяснения по оформлению и проверке разрешительных документов.
Присылают копии этих документов, копии печатей организаций, управлений, которые ставятся на документах, а также подписи должностных лиц, имеющих право подписывать эти документы. Высылают списки государственных органов, имеющих право выдавать разрешительные документы, или списки иных учреждений или организаций.
Достоверность сведений также может проверяться путём запроса в любой другой правоохранительный орган Российской Федерации, налоговый или иной контролирующий орган Российской Федерации.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого (п.3 ст.367 ТК РФ).
Следует учитывать, что запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (статья 149), если иное прямо не предусмотрено ТК РФ.
3.6. Устный опрос
Одной из форм таможенного контроля является устный опрос физических и должностных лиц. Так, таможенным кодексом установлено, что товары и транспортные средства подлежат декларированию. Допускается письменная и устная форма декларирования.
Устное декларирование, как правило, возможно при таможенном оформлении ручной клади и багажа пассажиров. Если в ручной клади или багаже пассажиров есть товары, в отношении ввоза или вывоза которых установлены ограничения, то в этом случае необходима письменная форма декларирования. Также на основании международного договора Совета глав правительств Российской Федерации, республик Белоруссия, Казахстан, принимается форма и порядок декларирования товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами, постоянно проживающими в этих республиках в письменной форме не производится, за исключением товаров, запрещённых к ввозу и вывозу в соответствии с законодательством РФ.
3.7. Получение пояснений
Получение пояснений (ст. 369 ТК РФ) — получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, на которые возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (перечень таких лиц определен в статье 16 ТК РФ), декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями.
Пояснение оформляется в письменной форме. Такое пояснение дается лицом, по сути имеющим отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Получение пояснений является альтернативой устному опросу.
3.8. Таможенное наблюдение
Таможенное наблюдение (ст. 370 ТК РФ) — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств (Приказ ГТК РФ от 29.10.2003 N 1220 (ред. от 04.02.2004) «Об утверждении перечня и Порядка применения технических средств»)) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
3.9. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
Представляет собой форму таможенного контроля, при которой таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 374 ТК РФ).
Отсутствие вышеуказанных товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
Заключение
Глубокие, коренные по своей сущности политические и социально-экономические преобразования обусловили серьезное изменение роли и степени значимости многих областей деятельности и сфер управления, составляющих фундамент жизни российского общества. Среди таких областей, значение которых постоянно возрастает, особое место занимает таможенное дело, являющееся инструментом обеспечения экономических интересов государства, его устойчивого и динамического развития, национальной экономической безопасности.
Эти цели достигаются в результате проведения целенаправленной таможенной политики государства по регулированию внешнеэкономической деятельности, объема, структуры и условий экспорта и импорта через установление соответствующего режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Любая форма или система государственного регулирования и контроля предполагает наличие четко сформулированных и научно обоснованных законодательных норм и правил, средств и путей реализации возложенных на нее функций, а также комплекса контрольных и регулирующих механизмов.
Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства.
Таможенный контроль понимают как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и как совокупность проверочных мероприятий.
Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего таможенного законодательства, а также международных договоров РФ и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим.
Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов.
В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли.
Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями – таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля.
Таким образом, таможенный контроля является важным элементом таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования.
Список литературы
1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
продолжение
–PAGE_BREAK–