Понятие, цели, объекты экологической экспертизы и порядок ее проведения

Содержание
Введение
1. Становление и развитие законодательства об экологическойэкспертизе
2. Понятие экологической экспертизы
3. Государственная экологическая экспертиза и порядок еепроведения
3.1 Объекты экологической экспертизы
3.2 Участники государственной экологической экспертизы
3.3 Процедура государственной экологической экспертизы
Заключение
Список нормативных правовых актов и специальной литературы
Введение
Экологическаяэкспертиза, является одной из функций государственного экологическогоуправления и одним из решающих механизмов обеспечения экологическойбезопасности и охраны окружающей среды.
Актуальность рассмотрениявопросов экологической экспертизы обусловлена последствиями её утраты вотношении целого ряда объектов.
1 января 2007 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 18.12.06 № 232-ФЗ «О внесенииизменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации»[1], направленные наустранение административных барьеров жилищному строительству в целях увеличенияего объемов. В частности в процессе борьбы с административными барьерами в 2007 г. институт экологической экспертизы был практически ликвидирован и на сегодняшний деньохватывает менее 5 % всех объектов. Экспертиза сохранилась только на объектах,расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, в морских водахи на континентальном шельфе. Изменения, внесенные в законодательство РоссийскойФедерации в области обеспечения экологической и иной безопасности, в частностиликвидация процедуры государственной экологической экспертизы проектной и инойдокументации применительно к особо опасным и технически сложным объектам, а такжедокументации хозяйственной и иной деятельности, могут привести к значительномунегативному воздействию на окружающую среду.[2]
Внастоящей работе рассматриваются понятие, цели, объекты экологическойэкспертизы и порядок ее проведения.1.Становление и развитие законодательства об экологической экспертизе
Традиционно экологическизначимые хозяйственные решения принимались в России путем их согласования сгосударственными природоохранительными органами. Согласование выражалось в том,что уполномоченное лицо соответствующей государственной структуры ставилоподпись на подготовленном документе. Разумеется, данное лицо могло не подписатьэтот документ, что влекло за собой либо корректировку материалов,представленных на подпись, либо привлечение для подписания другого лица.
Причем согласованиеоставалось основным инструментом принятия решения даже тогда, когда вприродоохранительной практике России уже применялась государственнаяэкологическая экспертиза. Такая экспертиза развивалась в 70–80-е гг. в рамкахГосплана и Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) и регулировалась актами этихведомств. Можно предположить, что на том этапе государственная экологическаяэкспертиза также играла положительную роль при подготовке экологическизначимого хозяйственного решения. Важно подчеркнуть, что эта роль моглапроявляться при подготовке решения, а не при его принятии. Государственнаяэкспертиза не влияла на принятие решения потому, что ее заключения носилирекомендательный характер. В условиях всевластия хозяйственных ведомств этизаключения игнорировались.
Ситуация изменилась спринятием Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»[3],впервые в отечественной практике урегулировавшего на законодательном уровнетребования по проведению государственной экологической экспертизы. Несмотря надефекты ряда норм, содержащихся в гл. V Закона, очевидно, что к оценкезначимости экологической экспертизы был проявлен качественно новый подход. Правда,Закон предусмотрел лишь ряд наиболее общих правил, касающихся экологическойэкспертизы. Принятие Закона об экологической экспертизе затягивалось, и в этихусловиях было оправданным принятие Положения о государственной экологическойэкспертизе, утвержденного постановлением Правительства России от 22 сентября 1993 г.[4]
В1995 году был принят Федеральный закон от23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологическойэкспертизе»[5].Указанный Федеральный закон является основным нормативным актом, регулирующимпроведение экологической экспертизы.
В соответствии с п. 3 ст.5 Федерального закона «Об экологической экспертизе» постановлениемПравительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 утверждено Положение о порядкепроведения государственной экологической экспертизы. Ряд важныхнормативно-технических документов в данной сфере принят Государственнымкомитетом охраны окружающей среды. Так, конкретные требования к содержаниюматериалов, направляемых на государственную экологическую экспертизу,определяются Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и инойдеятельности, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г., согласованной с Министерством строительства РФ. [6]
С 1 января 2007 г. законодательство РФ об экологической экспертизевключает в себя наряду с законодательством РФ также законы и иные нормативныеправовые акты субъектов РФ, что позволяет создавать и развивать региональноезаконодательство в этой области.
Так,в связи с совершенствованием разграничения полномочий между РоссийскойФедерацией и ее субъектами в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсовгубернатором Оренбургской области Алексеем Чернышевым в 2007 году был подписанУказ об осуществлении полномочий в области экологической экспертизы.[7]
В том же годуПостановлением правительства Оренбургской области от 27.06.2007 N 222-п утвержденоПоложение о порядке проведения государственной экологической экспертизы вОренбургской области[8].
В настоящее время согласноп.3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 г. № 780[9], функции Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраныокружающей среды в части, в области обращения с отходами и государственнойэкологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфереприродопользования.
Согласно п.п.5.5.12Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования,утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400[10],Росприроднадзор javascript:navigate(‘nd=901904850&prevdoc=872800185′,’mark=000002H000002F0000NLU36EVU1S000000431OJVP63VVVVVU3D851QL’)javascript:navigate(‘nd=901904850&prevdoc=872800185′,’mark=1SGM26M2KV45UP1ROCVMK2A9U7T5000032I0000O9I03OHFNP2863L38’)организует и проводит государственнуюэкологическую экспертизу федерального уровняjavascript:navigate(‘nd=872800200&prevdoc=872800185′,’mark=000000G31JTGQ313JFB40348GTSD20EBBGO00004000000NLV2IL5B40’).
Изменения в другиезаконодательные акты, регламентирующие исполнение указанных выше функций насегодняшний день не приняты. Порядок проведения государственной экологическойэкспертизы Росприроднадзором на сегодняшний день не регламентирован.
Порядок проведениягосударственной экологической экспертизы до передачи данной функцииРостехнадзора Росприроднадзоу определялся javascript:navigate(‘nd=902079583&prevdoc=872800185′,’mark=3IT1HKJ26C0EJO0AEH7LT0C89NSP00003C806IDMB732A0IB70000004’) Административным регламентом поисполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомномунадзору государственной функции по организации и проведению государственнойэкологической экспертизы федерального уровня (далее — Административныйрегламентjavascript:navigate(‘nd=902079583&prevdoc=872800185′,’mark=3IT1HKJ26C0EJO0AEH7LT0C89NSP00003C806IDMB732A0IB70000004’)), утвержденным javascript:navigate(‘nd=902140112&prevdoc=872800185’)javascript:navigate(‘nd=902079583&prevdoc=872800185’)Приказом Минприроды России от30.10.2008 г. № 283.[11]
/>2. Понятие экологической экспертизы
экологический экспертиза
Экологическаяэкспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающихнамечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственнуюи иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническимирегламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целяхпредотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (статья1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологическойэкспертизе»).
Цель экологической экспертизы —обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности дляохраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасностиобщества.
Экологическая экспертизасовершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений,деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды,рационального использования природных ресурсов, экологической безопасностиобщества.
Являясь самостоятельнойфункцией государственного управления в области охраны окружающей среды иприродопользования, экологическая экспертиза направлена на принятиеэкологически обоснованных управленческих решений в отношении объектовнамечаемой хозяйственной и иной деятельности, способных оказать негативноевоздействие на состояние окружающей среды. Экологическая экспертиза носитпревентивный характер. И в этом ее основное отличие от экологического контроля,представляющего собой проверку соответствия деятельности участников экологическихправоотношений требованиям экологического законодательства. Экологическаяэкспертиза рассматривается в качестве формы предупредительного экологическогоконтроля, инструмента поддержания экологического правопорядка вправотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, средстваобеспечения соблюдения и охраны каждого на благоприятную окружающую среду, источникаразнообразной экологически значимой информации, средства доказывания иразрешения споров.[12]
Экологическая экспертизаосновывается на следующих принципах, закрепленных в Федеральном законе «Обэкологической экспертизе»:
– презумпциипотенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и инойдеятельности;
– обязательностипроведения государственной экологической экспертизы до принятия решений ореализации объекта экологической экспертизы;
– комплексностиоценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и инойдеятельности и его последствий;
– обязательностиучета требований экологической безопасности при проведении экологическойэкспертизы;
– достоверности иполноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
– независимостиэкспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий вобласти экологической экспертизы;
– научнойобоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
– гласности,участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
– ответственностиучастников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию,проведение, качество экологической экспертизы.
Несоблюдениевышеуказанных принципов влечет за собой неправомерность проведениягосударственной экологической экспертизы.[13]
В Российской Федерации осуществляетсядва вида экологических экспертиз: государственная и общественная (ст.4 ФЗ «Обэкологической экспертизе»).
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральныморганом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленномнастоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации (ст.10 ФЗ«Об экологической экспертизе»).
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится поинициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также поинициативе органов местного самоуправления общественными организациями(объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с ихуставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведениеэкологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации (ст.20 ФЗ «Об экологической экспертизе»).
3.Государственная экологическая экспертиза и порядок ее проведения/> 3.1Объекты экологической экспертизы
Под объектамиэкологической экспертизы понимаются документы, предшествующиепроизводственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующейна природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и еепродукты.
Федеральным законом «Обэкологической экспертизе» предусмотрены объекты государственной экологическойэкспертизы двух уровней: федерального и регионального. С 1 января 2007 г в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона «О внесенииизменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации» от 18.12.06 N 232-ФЗ переченьобъектов государственной экологической экспертизы претерпел существенныеизменения.
Так, с учетом изменений,внесенных в законодательство Российской Федерации в области экологическойэкспертизы, объектами государственной экологической экспертизы федеральногоуровня согласно ст.11 Федерального Закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Обэкологической экспертизе» являются:
– проектынормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраныокружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
– проектыфедеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатациюобъектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающуюсреду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природныхобъектов;
– проектысоглашений о разделе продукции;
– материалыобоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которыеоказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которыхосуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ«О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключениемматериалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору,использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) изаконодательством в области использования атомной энергии федеральными органамиисполнительной власти;
– проектытехнической документации на новые технику, технологию, использование которыхможет оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документациина новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
– материалыкомплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающиепридание этим территориям правового статуса особо охраняемых природныхтерриторий федерального значения, зоны экологического бедствия или зонычрезвычайной экологической ситуации;
– объектыгосударственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном Законе от30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РоссийскойФедерации», Федеральном Законе от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Обисключительной экономической зоне Российской Федерации», ФедеральномЗаконе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах,территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
– проектнаядокументация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которыхпредполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорийфедерального значения, а также проектная документация особо опасных, техническисложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство,реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на земляхособо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, вслучаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектовна землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательствомРФ и законодательством субъектов РФ;
– проектнаядокументация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-Vкласса опасности;
– объектгосударственной экологической экспертизы, указанный в ст.11 Федерального Законаот 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и ранееполучивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, вслучае:
—   доработки такого объекта позамечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
—   реализации такого объекта сотступлениями от документации, получившей положительное заключениегосударственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений вуказанную документацию;
—   истечения срока действияположительного заключения государственной экологической экспертизы;
—   внесения изменений в документацию,получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Объектами регионального уровнясогласно ст.12 Федерального Закона от23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» являются:
– проектынормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраныокружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
– проекты целевыхпрограмм субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектовхозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, вчасти размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
– материалыобоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности,лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом«О лицензировании отдельных видов деятельности» органамиисполнительной власти субъектов РФ (за исключением материалов обоснованиялицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,транспортированию, размещению отходов);
– материалыкомплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие приданиеэтим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорийрегионального и местного значения, за исключением проектной документацииобъектов, указанных в п.п.7_1 ст.11 Федерального Закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в соответствии сзаконодательством РФ и законодательством субъектов РФ (проектной документации объектов, строительство,реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на земляхособо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектнаядокументация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектовобороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонткоторых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природныхтерриторий регионального и местного значения, в случаях, если строительство,реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемыхприродных территорий допускаются законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации);
– объектгосударственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный вст.12 Федерального Закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологическойэкспертизе» и ранее получивший положительное заключение государственнойэкологической экспертизы, в случае:
—   доработки такого объекта позамечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
—   реализации такого объекта сотступлениями от документации, получившей положительное заключениегосударственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений вуказанную документацию;
—   истечения срока действияположительного заключения государственной экологической экспертизы;
—   внесения изменений в документацию, накоторую имеется положительное заключение государственной экологическойэкспертизы.
 Таким образом, изперечня объектов обязательной государственной экспертизы исключены не толькопредпроектная и иные виды документации, обосновывающие хозяйственную и инуюдеятельность, которая может прямо или косвенно воздействовать на окружающуюприродную среду (документация, обосновывающая выбор места размещения зданий,строений, сооружений и иных объектов; инвестиционный проект;«градостроительная документация» — документация по развитию территорий,в том числе городов и иных поселений, осуществляемая как территориальноепланирование, градостроительное зонирование и планировка территории), но иматериалы технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов строительства,реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации иликвидации организаций, в том числе ТЭО проектов, которые могут воздействоватьна окружающую природную среду сопредельных государств и другие объекты,оказывающие ключевое влияние на состояние окружающей среды в России, за исключениемобъектов, подпадающих под действие трех федеральных законов: «Оконтинентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 N 187-ФЗ,«Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от17.12.98 N 191-ФЗ, «О внутренних морских водах, территориальном море иприлежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 N 155-ФЗ.
Исключение предпроектной и проектной документации, обосновывающейхозяйственную и иную деятельность (строительство, реконструкцию и т.д.) изперечня объектов экологической экспертизы приводит к реализации субъектамихозяйственной и иной деятельности решений, не ориентированных на экологическуюбезопасность Российской Федерации и не содержащих мероприятия по охранеокружающей среды (например, внедрение наилучших существующих технологий, выборальтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности или отказа от нее сучетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду).3.2Участники государственной экологической экспертизы
 
Заказчиками организации и проведения государственнойэкологической экспертизы (п.10 Административного регламента) являются:
– физическое либоюридическое лицо, планирующее осуществлять хозяйственную и иную деятельность,способную оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природнуюсреду;
– органыгосударственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ,представляющие в соответствии с законодательством материалы на государственнуюэкологическую экспертизу.
Специальноуполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы является Федеральная служба понадзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Экспертная комиссия является рабочим органом, осуществляющим государственнуюэкологическую экспертизу.
 Состав экспертной комиссии утверждается приказом специальноуполномоченного органа. В состав комиссии входят руководитель, ответственныйсекретарь, эксперты (в том числе и внештатные). Число членов экспертнойкомиссии должно быть нечетным и не менее трех человек, не включая руководителяи ответственного секретаря.
 Также, приказом специально уполномоченного органа в состав экспертнойкомиссии могут в случае необходимости дополнительно включаться специалисты поконкретным вопросам рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случаезаказчику документации, проходящей государственную экологическую экспертизу,выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительнойсметы расходов.
Экспертом государственной экологической экспертизыявляется специалист, обладающий научными и (или) практическимипознаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный к проведениюгосударственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки,техники, технологии (ст.16 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Количество привлекаемых экспертов для осуществления государственнойэкологической экспертизы зависит от сложности объекта государственнойэкологической экспертизы.
         Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть(ст.16 Федерального закона «Об экологической экспертизе»):
–  представитель заказчика документации,подлежащей государственной экологической экспертизе;
–  представитель разработчика объектагосударственной экологической экспертизы;
–  гражданин, состоящий в трудовых илииных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объектагосударственной экологической экспертизы;
–  представитель юридического лица,состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственнойэкологической экспертизы в таких договорных отношениях.3.3Процедура государственной экологической экспертизы
Основанием для проведения государственной экологической экспертизы,является регистрация письменного обращения (сопроводительного письма) в специальноуполномоченном органе (его территориальном подразделении), с приложением всехнеобходимых для проведения государственной экологической экспертизы материалов(п.20 Административного регламента).
Государственнаяэкологическая экспертиза объектов, за исключением объектов, относящихся к деятельности на землях особо охраняемыхприродных территорий, в том числе повторная, проводится при условиисоответствия формы и содержания представляемых заказчикам материаловтребованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведениягосударственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемыхматериалов:
– документации,подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определенв установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия наокружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежитгосударственной экологической экспертизе;
– положительныхзаключений и (или) документов согласований органов федерального надзора иконтроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке;
– заключенийфедеральных органов исполнительной власти по объекту государственнойэкологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключенийобщественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
– материаловобсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами иобщественными организациями (объединениями), организованных органами местногосамоуправления.
Государственнаяэкологическая экспертиза объектов, относящихся кдеятельности на землях особо охраняемых природных территорий, в томчисле повторная, проводится при условии соответствия формы и содержанияматериалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными напроведение государственной экспертизы проектной документации, требованиямнастоящего Федерального закона, установленному порядку проведениягосударственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемыхматериалов:
– документации,подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалыоценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонткоторых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природныхтерриторий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию;
– заключенийобщественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
– материаловобсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами иобщественными организациями (объединениями), организованных органами местногосамоуправления.
Объект государственной экологической экспертизы представляется вэкспертное подразделение в двух экземплярах, другие материалы — в одномэкземпляре.
Все материалы в установленном порядке регистрируются и передаются наисполнение в экспертное подразделение для проверки полноты и достаточностипредставленных материалов.
Специально уполномоченные органы (их территориальные подразделения)образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы покаждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы как извнештатных экспертов, так и штатных сотрудников специально уполномоченныхорганов (их территориальных подразделений).
Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и членыэкспертной комиссии), сроки и задание на проведение государственнойэкологической экспертизы утверждаются приказом.
Государственная экологическая экспертиза проводится при условии еепредварительной оплаты заказчиком в полном объеме и в установленном порядке(п.2 ст. 14 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы согласноп.3 ст.14 Федерального Закона «Об экологической экспертизе» устанавливаетсяне позднее чем через один месяц, а в отношении объектов, относящихся к деятельности на землях особо охраняемыхприродных территорий, не позднее чем через три дня после ее оплаты иприемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме.
Срок проведения государственнойэкологической экспертизы определяется сложностью объекта государственнойэкологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативнымидокументами федерального органа исполнительной власти в области экологическойэкспертизы, но не должен превышать шесть месяцев или в отношении объектов, относящихсяк деятельности на землях особо охраняемых природных территорий, три месяца (п.4 ст. 14 Федерального Закона«Об экологической экспертизе»).
Работа экспертной комиссии государственной экологической экспертизыначинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуютчлены экспертной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологическойэкспертизе, или его представители, а также, при необходимости, представителидругих заинтересованных организаций.
 В процессе работы члены экспертной комиссии изучают материалы,представленные на государственную экологическую экспертизу, анализируютзаключения общественной экологической экспертизы, аргументированные предложенияорганов местного самоуправления, общественных организаций и граждан,подготавливают индивидуальные экспертные заключения.
При необходимости предусматривается выезд членов экспертной комиссии наместо намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительнойинформации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии (п.п.37.4Административного регламента).
Для разъяснения проектных решений на заседания экспертной комиссии могутприглашаться представители Заказчика государственной экологической экспертизы.В этом случае ответственный секретарь заблаговременно направляетписьмо/телефонограмму Заказчику о командировании его представителей.
Эксперт государственной экологической экспертизы при проведенииэкспертизы может заявлять о необходимости представления Заказчиком нагосударственную экологическую экспертизу дополнительных материалов длявсесторонней и объективной оценки объектов государственной экологическойэкспертизы, в том числе данные специальных экологических исследований,результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовкизаключения государственной экологической экспертизы. В данном случаеответственный секретарь готовит письмо в адрес Заказчика с уведомлением о необходимостипредставления дополнительных материалов (п.п.37.6 Административногорегламента).
Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемымируководителем и ответственным секретарем комиссии.
После получения индивидуальных экспертных заключений руководители группподготавливают проекты групповых заключений, обсуждают их на заседанияхэкспертных групп и представляют ответственному секретарю или руководителюэкспертной комиссии индивидуальные или групповые заключения.
Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют иобобщают полученные заключения экспертов, готовят проект заключениягосударственной экологической экспертизы. Подготовленный проект заключениязатем обсуждается и подписывается на заключительном заседании экспертнойкомиссии.
Заключение экспертной комиссии считается принятым, если оно подписаноквалифицированным большинством (более 2/3 состава) комиссии.
Заключение государственнойэкологической экспертизы по объектам, за исключением проектов нормативных правовыхактов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
Единая форма Заключения Государственной экологической экспертизыутверждена Приказом Минприроды России от 28.09.1995 г. №392[14].
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержитвыводы (п.п.41.1 Административного регламента):
– о соответствиидокументов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи среализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность,экологическим требованиям, установленным техническими регламентами изаконодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативноговоздействия такой деятельности на окружающую среду;
– о допустимостинамечаемого воздействия на окружающую природную среду;
– о возможностиреализации объекта экспертизы.
Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизыустанавливается приказом уполномоченного органа (п.5 ст.18 ФЗ «Об экологическойэкспертизе», 42 Административного регламента).
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряетюридическую силу в случае (п.5 ст.18 ФЗ «Об экологической экспертизе», п.55Административного регламента):
–  доработки объекта государственнойэкологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственнойэкологической экспертизы;
–  изменения условий природопользованияфедеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природнойсреды;
–  реализации объекта государственнойэкологической экспертизы с отступлениями от документации, получившейположительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) вслучае внесения изменений в указанную документацию;
–  истечения срока действияположительного заключения государственной экологической экспертизы;
–  внесения изменений в проектную и инуюдокументацию после получения положительного заключения государственной экологическойэкспертизы.
         Положительное заключение государственной экологическойэкспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализацииобъекта государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственнойэкологической экспертизы является запрет реализации объекта государственнойэкологической экспертизы.
При несогласии заказчика,общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключениемгосударственной экологической экспертизы результаты государственнойэкологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
В данном случае на основании решения суда или арбитражного суда можетосуществляться повторное проведение государственной экологической экспертизы.
Также согласно п.7 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» заказчиквправе представить материалы на повторную государственную экологическуюэкспертизу в случае отрицательного заключения государственной экологическойэкспертизы при условии доработки материалов с учетом замечаний, изложенных вэтом заключении.
Заключение
Экологическая экспертизапроводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий хозяйственнойдеятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы,т.е. является формой предупредительного экологического контроля и важнойсоставной частью единого механизма вынесения экологически значимых решений.
По некоторым оценкам,предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле,чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.[15]
На сегодняшний день государствоми обществом осознаны опасные последствия утраты государственной экологическойэкспертизы в отношении целого ряда объектов.
В 2010 году Министерствомприродных ресурсов и экологии РФ подготовлен, согласован с федеральнымиорганами исполнительной власти и направлен на заключение в Минюст Россиизаконопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологическойэкспертизе» и в Градостроительный кодекс РФ». Проект направлен на восстановлениеэкспертизы для экологически опасных объектов.[16]
Список нормативных правовых актов и специальнойлитературы
1. Федеральныйзакон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»//Российская газета, N 232,30.11.95.
2. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 «Об охране окружающейприродной среды» // Российская газета N 51, 03.03.92.
3. Федеральный законот 18.12.06 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодексРоссийской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации»//Парламентская газета, N 214-215,21.12.2006.
4. Федеральный законот 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РоссийскойФедерации».
5. Федеральный законот 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации».
6. Федеральный законот 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальномморе и прилежащей зоне Российской Федерации».
7. Указ Президента РФ от 23.06.2010 N 780 «Вопросы Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому и атомному надзору» // Собраниезаконодательства Российской Федерации, N 27, 05.07.2010, ст.3445.
8. Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 «Обутверждении Положения о порядке проведения государственнойэкологической экспертизы» // Российская газета N 120,27.06.96.
9. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 942 «Обутверждении Положения о государственнойэкологической экспертизе» // Собрание актов Президента иПравительства Российской Федерации, N 39, 1993 год, ст. 3621.
10. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 «Обутверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфереприродопользования и внесении изменений в постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 22 июля 2004 года N 370» // Российская газета, N 170,11.08.2004.
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 «Обутверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфереприродопользования и внесении изменений в постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 22 июля 2004 года N 370» // Российская газета, N 170,11.08.2004.
12. Приказ Минприроды России от 29.12.1995 N 539 «Обутверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и инойдеятельности» // Прав.регул.природопользов.и охраны окр.среды: Сб.нор.актов.М.: 1996 Раздел 11, стр.405-422.
13. Приказ МПР Россииот 30.10.2008 N 283 «Об утверждении Административного регламента по исполнениюФедеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзоругосударственной функции по организации и проведению государственнойэкологической экспертизы федерального уровня» // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти, N 14, 06.04.2009.
14. Приказ Минприроды России от 28.09.1995 г. №392 «Об утвержденииединой формы Заключения государственной экологической экспертизы».
15. Указ губернатораОренбургской области от 06.02.2007 N 15-ук «Об осуществлении полномочий вобласти экологической экспертизы» // Газета«Оренбуржье» от 22.02.2007г. № 28.
16. ПостановлениеПравительства Оренбургской области от 27.06.2007 N 222-п «Об утвержденииположения о порядке проведения государственной экологической экспертизы вОренбургской области».
17. Экологическоеправо: учеб./Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова и др.; отв. ред. Г.Е.Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О.Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.– 656 с.
18. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающейсреды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ,1998.–688с.
19. Реформированиезаконодательства в сфере охраны окружающей среды РФ. Доклад Министра природных ресурсови экологии РФ Ю.П. Трутнева// Экология производства. №7 июль 2010 г.