Понятие детонационной стойкости и октанового числа. Риформинг. Крекинг

Понятие детонационной стойкости и октанового числа. Кислородсодержащие высокооктановые добавки, их достоинства и недостатки. Предложите для внедрения принципиальную технологическую схему синтеза высокооктановой добавки – этилтретамилового эфира. Приведите уравнения основных и побочных реакций и условия их проведения Детонационная стойкость является основным показателем качества бензинов.

Она характеризует способность бензина сгорать в двигателе от искры без детонации. Детонацией называется такой режим работы двигателя, при котором часть топлива самовоспламеняется и в результате давление в двигателе нарастает не плавно, а скачками, нарушая работу двигателя. Мерой детонационной стойкости является октановое число, которое измеряется в сотой шкале. За нуль шкалы принята детонационная стойкость н-гептана.

За 100% принята детонационная стойкость изооктана, а точнее 2,2,4 – триметилпентана. Таким образом, ОЧ – показатель детонационной стойкости бензина, численно равный процентному содержанию изооктана в эталонной смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна испытуемому бензину. В качестве кислородсодержащих высокооктановых добавок используют простые эфиры и спирты. Спирты Эфиры Достоинства 1. Дешевизна. 1. Понизить точку выкипания бензинов и улучшить его испаряемость

на переходных режимах. 2. Сократить содержание СО в выхлопных газах 1. Низкая теплота сгорания. 2. Высокая теплота испарения 3. Растворимость в воде 1. Низкая теплота сгорания. 2. Высокая теплота испарения Основной промышленный метод производства смешанных эфиров – алкилирование спирта олефинами. Промышленными продуктами являются этанол и изоамилены, поэтому основная реакция: этанол
+ изоамилен = этилтретамиловый эфир. Кроме того, возможны побочные реакции: Этанол = диэтиловый эфир, изоамилены = димеризация и полимеризация. Катализаторами этерификации являются катализаторы кислотного типа. Наиболее удобно использовать сульфокатиониты, поскольку нет необходимости очищать реакционную массу от кислот. Реакцию проводим в жидкой фазе. Исходя из требований термодинамики, понижение температуры

способствует увеличению выхода. Поэтому принимаем температуру в реакторе порядка 60-70С, а давление принимаем такое, чтобы изоамилены были в жидкой фазе. Также принимаем избыток этанола, что бы избежать полимеризации изоамиленов. Таким образом, технологическая схема выглядит следующим образом: Теплообменник – реактор (с охлаждением, к/т) – колонна выделения легких продуктов – колонна выделения

товарного продукта. Риформинг. Назначение процесса. Катализаторы риформинга. Какие возможны реакторные схемы риформинга. Объясните принцип их работы. Как изменяется температура в ходе процесса в зависимости от времени работы катализатора и от технологической схемы. Приведите уравнения протекающих реакций Основным назначение kt риформинга до настоящего времени остается повышение детонационной стойкости моторных

топлив, однако не меньшее значение имеет и применение этого процесса для получения ароматических у/в – бензола, толуола и ксилолов. В качестве катализаторов используют бифункциональные катализаторы, представляющие собой металлы платиновой группы, нанесенные на окись алюминия и промотированные галогеном. Катализаторы бывают монметалическими (платина на оксиде алюминия) и полиметалическими. Полиметаллические kt риформинга наряду с Pt содержат несколько других металлов.
Используемые для промотирования металлы можно разделить на 2 группы. К первой из них относятся иридий, рений, хорошо известные как kt гидро- и дегидрогенизации и гидрогенализа. Другая, более обширная группа промоторов, включает металлы, которые практически не активны в указанных реакциях. Такими металлами являются медь, кадмий, германий, олово, свинец и др. Большей частью также системы содержат, наряду с платиной, еще два элемента, из которых один принадлежит

к первой группе, а другой – ко второй. Так, если Al – Pt kt промотируют репием, то в kt вводят еще один из следующих металлов: Cu, Ag, кадмий, цинк, индий, редкоземельные элементы – лантан, церий, неодим и др. В качестве кислотного промотора в полиметаллических kt используется только хлор, массовое содержание его в kt 0,8-1,1%. Технологически процесс осуществляется с неподвижным или движущимся слоем катализатора.

При неподвижном слое сырье направляют в каскад из 3 адиабатических реакторов. На установке с движущемся слоем катализатора используют три реактора, выполненных в виде единой конструкции и расположенных один над другим. В любом варианте исполнения отношение объемов катализатора в секциях составляет 1/2/4. Это связано с тем, что соотношение скоростей дегидрирования, изомеризации и дегидроциклизации составляет 4/2/1. Основные реакции риформинга. Основой процесса служат три типа реакций.

Наиболее важны реакции, приводящие к образованию Ar у/в. 1. Дегидрирование шестичленных нафтенов: 2. Дегидроизомеризация пятичленных нафтенов: 3. Ароматизация (дегидроциклизация) парафинов: Другой тип реакций, характерных для риформинга – изомеризация. Наряду с изомеризацией 5-ти членных и 6-ти членных нафтенов изомеризации подвергаются как парафины, так и ароматические у/в. Крекинг. Существует 4 вида крекинга: термический, каталитический, гидрокрекинг
и висбрекинг. Назначение каждого из этих процессов. Отличия и сходства этих процессов по сырью, продуктам и режимам. Какие технологические приемы применяются при проведении этих процессов Назначение КК иТК – деструктивное превращение разнообразных нефтяных фракций в моторные топлива, сырье для нефтехимии и алкилирования, производства технического углерода и кокса.

Гидрокрекинг – каталитический процесс переработки нефтяного сырья под давлением водорода с целью получения светлых нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива), сжиженных газов С3-С4. Висбрекинг – термический способ переработки мазутов и гудронов. Назначение процесса – снижение вязкости этих остатков, получение дополнительных количеств газа и дистиллятов. Сырье Установки КК работают на 3 видах сырья – прямогонном, смешанном и остаточном.

Наиболее выгодно перерабатывать остаточное или смешанное сырье, при этом выход бензина достигает 55-58%, На сегодняшний момент многие установки перешли на крекинг Вакуумного газойля с концом кипения 500-560С, что увеличивает выход бензина. По групповому составу. Предпочтительно парафинисто-нафтеновое сырье, поскольку оно дает больший выход бензина и меньше кокса. Ароматика в сырье нежелательна, поскольку она дает большой выход кокса.

Олефины также дают много кокса, поэтому вторичное сырье (в частности газойль замедленного коксования) добавляют в количестве не более 25% от прямогонного сырья. В большинстве вакуумных дистиллятов, используемых для КК содержание парафинов находится в пределах 15-30%, нафтеновых 20-30%, ароматических 15-60%. По целевому назначению в промышленности реализованы раз¬личные варианты процесса гидрокрекинга, которые
можно свести к следующим. 1. Гидрокрекинг тяжелых бензиновых фракций с получением сжиженного газа, углеводородов С4-С5 изостроения для нефтехимического синтеза и легкого высокооктанового компонента автомобильных бензинов. 2. Гидрокрекинг средних дистиллятов (прямогонных и вторичного происхождения) с температурой кипения 200-350 °С с получением бензинов и реактивного топлива. 3. Гидрокрекинг атмосферного и вакуумного газойлей, газойлей коксования и каталитического крекинга с получением

бензинов, реактивного и дизельного топлив. 4. Гидрокрекинг тяжелых нефтяных дистиллятов с получением реактивных и дизельных топлив, смазочных масел, малосернистых котельных топлив и сырья для каталитического крекинга. 5. Селективный гидрокрекинг бензинов с целью повышения октанового числа, газойлей – для снижения температуры застывания дизельных топлив, а также масляных фракций с улучшенными свойствами (цвет, стабильность и пониженная температура застывания). 6. Гидродеароматизация керосиновых фракций из прямогонного и вторичного

сырья на платиноцеолитсодержащем катализаторе с целью уменьшения во фракции ароматических углеводородов. Полнота удаления ароматических углеводородов составляет 75-90 % и определяется составом сырья и условиями проведения процесса. Сырьем висбрекинга являются мазуты и гудроны. Продукты Газ kt крекинга на 85-95% состоит из у/в С3-С5. Содержание пропилена в газе в среднем 10-11%, бутиленов 11-13%.

Весьма значительно содержание в газе изобутана (до 25%). Выхода газа при kt крекинге колеблются в пределах 10-25%. Газ является ценным сырьем для процессов алкилирования и полимеризации. Бензины kt крекинга богаты ароматическими и изопарафиновыми у/в. В сумме их содержание может превышать 50%. Содержание непредельных у/в невелико 5-9%, нафтенов – 20-25%.
Бензины kt крекинга имеют лучшую химическую стабильность. Выход бензина в среднем ~ 40%. Легкий газойль, фракция 200-340оС, состоит на 40-80% из Ar у/в, используется как сырье для производства сажи, нафталина, фенантрена, дизельного топлива, разбавителя топливных мазутов. Тяжелый газойль, фракция > 350оС, сырье для установок коксования или компонент топогного мазута, сырье термического крекинга. Целевым продуктом

КК является бензин. Крекинг-газ состоит в основном из алканов (80%) и Ol (непредельных 20%). Вследствие своего состава крекинг-газ является ценным сырьем для химической переработки. Бензины. По химическому составу крекинг -бензины существенно отличаются от бензинов прямой гонки высоким содержанием непредельных соединений, Ar и парафиновых у/в iso- строения. Крекинг-остаток – тяжелый вязкий продукт, в состав которого входят смолистые вещества, высококонденсированные

многоядерные ароматические соединения и карбоиды. При нагревании крекинг–остаток легко коксуется и потому применяется как сырье для коксовых установок. Также его используют в качестве топочного мазута Гидрокрекинг. Получаемый при гидрокрекинге легкий бензин с октановым числом до 85 является высококачественным компонентом товарного автомобильного бензина. Тяжелый бензин отличается высоким содержанием нафтеновых углеводородов и используется в качестве компонента сырья риформинга, обеспечивая получение автомобильного

бензина с улучшенными антидетонационными характеристиками. Керосиновые фракции отвечают требованиям на современные и перспективные реактивные топлива с повышенной плотностью, умеренным содержанием ароматических углеводородов, хорошими показателями по термической стабильности и низкотемпературным свойствам. В процессе гидрокрекинга может быть получен весь ассортимент дизельных топлив от арктических до летних утяжеленных сортов.
Дизельные топлива отличаются практическим отсутствием непредельных, сернистых и азотистых соединений и низким содер¬жанием ароматических углеводородов, что обеспечивает высокие эксплуатационные показатели, цетановое число составляет 57-64. Остаточные фракции гидрокрекинга практически не содержат би- и полициклических углеводородов и могут быть использованы для получения масел с высоким индексом вязкости без применения стадии селективной очистки. Висбрекинг – котельное топливо

Режим: Температура. КК – 470-520С. ТК – 510-525С ВБ – 450-480С ГК – 300-425С Особенности kt крекинга. I. Склонность к превращениям при kt и t крекинге различия для у/в различных классов, а именно: термический каталитический парафины олефины олефины Ar у/в с большим кол-вом боковых цепей нафтены нафтены алкилароматич. у/в парафины гомоядерные Ar у/в гомоядерные Ar у/в. Сходства: термокрекинг и висбрекинг пр