Понятие финансов и финансовой деятельности государства. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образованияКонтрольная работа
поФинансовому праву
тема:Понятие финансов и финансовой деятельности государства.
Правовоерегулирование денежного обращения в РФ

План
Введение
1. Понятие финансов и финансовой деятельностигосударства
2. Правовое регулирование денежного обращения вРФ
Заключение
Литература

Введение
Финансовое право Российской Федерации – наука и отрасль всовременных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизмауправления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигаетсяв число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительнуюроль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношенийи одновременно являются важным инструментом в механизме их регулированиягосударством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовойдеятельности государства: формируются новые специализированные государственныеорганы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властнымиполномочиями (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральноеказначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социальногострахования РФ и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляютсяновые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства ипотребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
/> 

1. Понятие финансов и финансовой деятельности государства
В экономической и правовой литературе понятие «финансы»рассматривается в двух аспектах как совокупность:
1) экономических отношений, возникающих в процессе создания,распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимыхгосударству для выполнения своих задач и функций;
2) фондов денежных средств, мобилизованных государством дляосуществления своих задач.
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансовРоссийской Федерации, образуют финансовую систему РФ, которую составляютследующие институты:
1) бюджетная система с входящими в нее государственными иместными бюджетами;
2) внебюджетные целевые фонды;
3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений,отраслей народного хозяйства;
3) имущественное и личное страхование;
4) кредит (государственный и банковский).
.Финансовая деятельность государства – это осуществление имфункций по планомерному образованию, распределению и использованию денежныхфондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономическогоразвития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность государства – это особый видгосударственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всехтрех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебнойв пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается вмногочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения ииспользования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов;страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства игосударственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют такжеорганы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства,государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к ихкомпетенции отраслей или сфер управления.
Финансовая деятельность государства и органов местногосамоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающихправилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности ицеленаправленность. Основное содержание этих принципов определяетсяКонституцией РФ.
Основными из них являются: федерализм, законность, гласность,плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется вустановлении Конституцией РФ разграничения компетенции РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.[1] В ведении РоссийскойФедерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежнаяэмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; ксовместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерацииотнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РоссийскойФедерации[2].
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, чтовесь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средствдетально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которыхобеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственногопринуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельностипроявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощьюсредств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовыхактов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизийфинансовой деятельности и т.д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельностьгосударства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов,структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются всоответствующих нормативных актах.
Финансовая деятельность государства осуществляется различнымиметодами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется вразнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъектавзаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.[3]
Методы осуществления финансовой деятельности в юридическойлитературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств иметоды их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные(федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговыйметод – метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которомуприсущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств,применяется также метод добровольных взносов – покупка государственных имуниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.
При распределении и использовании государственных денежных средствприменяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратномпредставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средствна условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяетсяв отношении государственных организаций, кредитование – как в отношениигосударственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должнасопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышениемдейственности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планированиедолжно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признаниезатрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса ипредложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации ииспользования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительныйпериод, а также годовое финансовое планирование.
Федеральные государственные органы и государственные органы властисубъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствиис установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения междуФедерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся:установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное икредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральныебанки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития(ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектовотнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации(ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансоввсей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).
Существует система органов управления, для которых сама финансоваядеятельность – основная, определяющая содержание их компетенции. Эта системафинансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами иосуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органыохватывают своим воздействием все звенья финансовой системы – бюджет, целевыевнебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций,учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи сэкономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы(Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структураМинистерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.
В единую систему органов государственного управления финансами вРоссийской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерствафинансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органыФедерального казначейства. Кроме того, в системе органов местногосамоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов)образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ееосуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленнойкомпетенции.
В соответствии с Конституцией РФГосударственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного,кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы,принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению СоветомФедерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации, как главагосударства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование ивзаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституциии федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политикигосударства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегоднымипосланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешнейполитики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросамформирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов,финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитнойполитики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовыхотношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольноеуправление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано вцелях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в областифинансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Егодеятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета,налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений иденежного обращения.
Правительство РФ осуществляет своиполномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики,определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от31 декабря 1997 г. № 3-ФЗ). В частности, Правительство РФобеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет иобеспечивает его исполнение и т.д.[4]
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ,местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции вобласти финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ,выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляютодновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение имисвоих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основнойфункции были созданы специальные органы государственного управления:
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба РФ;
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Министерство финансов РФ в соответствии сположением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлениемПравительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферебюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности,государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценныхметаллов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможеннойстоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств дляфинансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведениялотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции,финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализациидоходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерацииявляются:
совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитиебюджетного федерализма;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой ивалютной политики в Российской Федерации;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направленияхсоциально-экономического развития Российской Федерации;
разработка проекта федерального бюджета и обеспечение егоисполнения;
составление отчета об исполнении федерального бюджета иконсолидированного бюджета Российской Федерации;
осуществление в пределах своей компетенции государственногофинансового контроля;
разработка и реализация единой политики в сфере развитияфинансовых рынков в Российской Федерации и т.д.
Федеральное казначейство Российской Федерациисоздано в структуре Министерства финансов РФ Указом Президента РФ от8 декабря 1992 г. № 1556.
В Российской Федерации образована единая централизованная системаорганов Федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управлениеФедерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации итерриториальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям,областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам(за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.[5]
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеютсамостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков длявыполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного гербаРоссийской Федерации и со своим наименованием, несут установленнуюзаконодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнениевозложенных задач, подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главногоуправления Федерального казначейства Министерства финансов РоссийскойФедерации.
Казначейство подчиняется министру финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба РФ, как органгосударственного управления, осуществляет контроль за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фондыгосударственных налогов и других платежей, установленныхзаконодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления в пределах их компетенции.
Особое положение среди федеральных органовисполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимаетЦентральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии сФедеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральномбанке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ (Банк России) – юридическоелицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления,наделено властными полномочиями.[6] Банк России по вопросам,отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательныедля федеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических ифизических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России – федеральнаясобственность. Банк России подотчетен Государственной Думе ФедеральногоСобрания Российской Федерации.
Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны. Вкаждой из них практически выражаются действия государственных органов (иорганов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованиюфинансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формымогут быть правовыми и неправовыми.
2. Правовое регулирование денежного обращения в РФ
Денежная система представляет собой совокупность отношений,связанных с обращением национальной валюты в стране.
Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутристраны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежнаясистема, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, атакже металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличногоденежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона от10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФявляется рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны другихденежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами БанкаРоссии, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему понарицательной стоимости при всех видах платежей.
Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявленынедействительными (утратившими силу законного средства платежа), если неустановлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монетунового образца.
Правовой основой денежного обращения выступают нормыКонституции РФ, Закон о Банке России, Федеральный закон от 3 февраля1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», различныенормативные акты Президента и Правительства РФ.
В сфере регулирования денежного обращения в стране только БанкРоссии наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т.е. дополнительновыпускать в обращение денежные знаки.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется спомощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежнойсистемы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.
Деноминация, в отличие от денежной реформы, является техническойоперацией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием однойденежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.
Ведение кассовых операций на предприятиях и организацияхрегулирует Положение от 4 октября 1993 г. № 18 «Порядок ведения кассовыхопераций в РФ», основные моменты которого предписывают следующее.
Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо оторганизационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободныеденежные средства в учреждениях банков (далее – банках).
Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другимипредприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяютдругие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствиис законодательством Российской Федерации.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятиедолжно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличныхденег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится собязательным применением контрольно-кассовых машин.
Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются нацели, указанные в чеке.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределахлимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверхустановленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки,согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассыбанков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующейсдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках наоснове заключенных договоров.
Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованиюс обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплатусоциально-трудовых льгот (в последующем – оплата труда), закупкусельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия неимеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленныхлимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постояннуюденежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нетбанков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками,обслуживающими эти предприятия.
Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньгисверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий посоциальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий,расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до 5дней), включая день получения денег в банке.
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать посогласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки наполучение наличных денег непосредственно из кассы банка.
Предприятия выдают наличные деньги под отчет нахозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций,геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельныхподразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих насамостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, вразмерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличныхденег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками,производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих днейпо истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их изкомандировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованныхсуммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег подотчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица поранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег однимлицом другому запрещается.[7]

Заключение
Устойчивостьроссийской финансовой системы зависит от определения границ и критериевправового, финансово-экономического и информационного пространства. Частонормативные положения финансово-экономического и информационного характерапоспешно включаются в правовые акты или так же быстро исключаются из них.Пример, вторая часть НК РФ, не раз изменяемая сразу после вступления в силу.Финансовое законодательство пока не предусматривает четкого определенияправовых условий утверждения и расчета экономико-финансовых обоснований бюджетныхрасходов, финансируемых раздельно или совместно из бюджетов разного уровня, чтоприводит к включению в отраслевые законы или постановления Правительства РФнорм, противоречащих основам бюджетно-налоговых отношений в РФ. Имеет местоустановление различных платежей или отчислений на финансирование бюджетныхрасходов, имеющих характер налогов и сборов, не включенных в НК РФ и непредусмотренных БК РФ. В связи с этим предполагается принять федеральный законо стандартах государственных расходов на финансирование обеспечения всех видовбезопасности (энергетической, военной, инвестиционно-торговой, финансовой,информационной, пожарной, экологической, санитарной, образовательной,социальной и т.д.), определив расходные доли бюджетов всех уровней в этой сферебюджетного процесса.

Литература
1.    Конституция РФ.
2.    ФКЗ от 17 декабря1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
3.    Федеральный закон от10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (БанкеРоссии)».
4.    Федеральный закон от3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»
5.    Указ Президента РФот 8 декабря 1992 г. № 1556.
6.   ВостриковаЛ.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
7.   ПетроваГ.В. Финансовое право. – М.: ТК Велби, 2006.