Понятие государственного управления

–PAGE_BREAK–
№7.

Административно-правовая норма — установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся в сферу функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления и прекращающихся (по мере необходимости).

Структура административно-правовой нормы —это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные административно-правовые отношения. По существу это юридические факты, порождающие правоотношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой. Она предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей участников административного правоотношения, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом важно иметь в виду, что санкция указывает не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Поэтому административно-предупредительные меры (установление карантина, закрытие границы, оцепление места наводнения, землетрясения, а также реквизиция) не могут быть отнесены к санкциям, поскольку они не связаны с совершением правонарушения. Подобные меры указываются не в санкции, а в диспозиции нормы права.

Поощрениекак элемент правовой нормы есть публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок и др.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды.

·              По предмету правового регулирования

o                  нормы, регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий, называются материальными нормами;

o                  нормы, регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения, называются административно-процессуальными нормами.

·              По методу воздействия на поведение субъектов

o                  обязывающие — содержат юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;

o                  уполномочивающие (правонаделительные) — уполномочивают или наделяют правами субъектов административного права совершать определенные юридические действия;

o                  запрещающие — запрещают совершение определенных действий;

o                  стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств материального или морального поощрения или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), что также косвенно стимулирует законопослушность граждан.

·              По форме предписанияадминистративно-правовые нормы бывают:

o                  императивные(категорические);

o                  рекомендательные(решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);

o                  диспозитивные(регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).

·              По пределу действия в пространстве

o                  федеральные или общероссийские;

o                  региональные, действующие в пределах субъектов РФ;

o                  местные;

o                  локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.

·              По пределу действия во времениадминистративно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.

·              По пределу действия по субъектам (адресатам) регулированияв сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.
№8.                                                 

Предмет правового регулирования, будучи главнейшим критерием разграничения отраслей права, вместе с тем не позволяет провести окончательного разделения системы права на отдельные отрасли. Поэтому механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования, которые в совокупности с предметом правового регулирования обеспечивают более точное разграничение отраслей права, регламентирующих сходные общественные отношения.

Методы административного права — это совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

Диспозитивный методоснован на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права.

Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых в большинстве случаев выступает орган (должное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определенных условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определенных условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определенные действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты.
№ 9.

Реализация административно-правовых норм — практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.

Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Формами (способами) реализациинорм административного права являются:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использованиекак форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления..

В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
№10.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

-субъекты (участники);

-объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

-содержание

Субъекты административно-правовых отношений— это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение

-гр-не; -ин.гр-не; -лица без гражд-ва; -гос. орг. и их стр-ры подраздел-ся; -служащие гос. орг. и организ-й;

-представители О-х формирований надел-ми пр. и обяз-ми.

Под объектом административно-правовых отношений-то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

-общий об-т (О-ые отн-я)

-непосредственный об-т ( действия и деят-ть поведения людей в сфере управления)

Под юридическими фактамипринято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

-действия (происходят по воле людей, явл-ся результатом их поведения);

-события  (происходят не по воле людей и влекут за собой прав-е последствия)
№11.

   Виды:

·        по целям;

·        по составу участников;

·        по направлению деятельности и др.

·         по содержанию;

·        по соотношению прав и обязанностей участников отношений

·         по характеру порождающих их юридических фактов.
1.По целямадминистративно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.

2.По составу участниковадминистративно-правовые отношения классифицируются на отношения:

·              участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);

·              между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

·              между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;

·              между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

·              между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

3.По направлению деятельностивыделяются:

·              административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции. По всем вопросам жизнедеятельности — Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации;

·              административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

·              административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции подведомственного характера, по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

·              административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

4.По своему содержаниюадминистративно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

Материальными административно-правовыми отношенияминазываются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

Процессуальные административно-правовые отношения — отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

5.По соотношению прав и обязанностей участниковадминистративно-правовые отношения делятся на две группы:

1) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношенияскладываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Например, между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.

Горизонтальные административно-правовые отношениявозникают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью.

6.По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.
№12

НАУКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА-система научных взглядов, представлений, знаний и теоре­тических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права.

Предметом науки являются:

-сущность и структура исполнитель­ной власти

-отношения, регулируемые нормами административного права

-виды административно-правовых норм

-источники административного права

-система административного права

-правовой статус субъектов

-правовые формы и методы осуществ­ления государственного управления

-административная ответственность

— способы обеспечения законности в сфере государственного управления

Наука административного права в России возникла в первой половине XVIII в. Первоначально она была наукой о полиции и именовалась наукой полицейского права.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Наука административного права имеет тесную связь и взаимообусловленность не только с наукой управления, но с другими науками, изучающими управленческие процессы (психология управления, социология управления, информация и управление, информатика, финансовый контроль), а также со многими отраслями юридической науки (теория государства и права, конституционное право, гражданское право, муниципальное, финансовое, экологическое, трудовое, уголовное и уголовно-процессуальное право).
№13.

Административно

правовой

статус

граж­данина

РФ
—этоправовоеположениеграж­данинавотношенияхссубъектамиисполни­тельнойвласти, урегулированноенормами государственногоиадминистративногоправа; являетсясоставнойчастьюобщегоправового статусагражданина. Этокомплексправиобя­занностей, гарантииихреализации, закреп­ленныенормамиадминистративногоправа. Административно-правовойстатусграждани­наРФ—частьобщеправовогостатуса, уста­новленногоКонституциейРФифедеральны­мизаконами.

Административно

правовой

статус

граж
д
анина
состоитизадминистративнойправо­субъектностиикомплексаправисвобод. Пра­вовоеположениегражданРФопределяется объемомадминистративнойправосубъектно­сти(административнаяправоспособностьи административнаядееспособность). Админи­стративнаядееспособностьможетбытьпол­ная; ограниченная; частичная. Гражданин можетбытьограниченвдееспособностиили признаннедееспособнымприналичииопре­деленныхзаболеваний.

Структураадминистративно-правовогостатуса может быть представлена элементами:

1)административная

правоспособность— возможностьобладатьопределеннымиправа­миинестиобязанности; пообщемуправилу длягражданРоссиивозникаетсрождения; ипрекращаетсясосмертью;

2)административная

дееспособность— способностьсвоимидействиямиприобретать изменятьиотчуждатьсвоиправа; полнаяна­ступаетв18 лет; дееспособностьюридическо­голицасовпадаетсегоправоспособностью;

3)совокупностьправиобязанностей;

4)ответственность;

5)гарантияреализацииправиобязанностей.
№14.

Права граждан в государственном управлении:

1. Право граждан участвовать в управлении государством.

2.Право граждан на объединение.

3.Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции).

4.Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

5.Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. (

6. Неприкосновенность жилища

7.Право на передвижение

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.

Административно-правовые обязанности граждан подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные— возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.).

Относительные— возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).
Обязанности граждан в государственном управлении:

1. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов.

2.Соблюдение административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Видное место среди них занимают нормы, касающиеся ООП и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

3. Обязанность платить налоги и сборы.

4. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

5. Защищать Отечество и т.д.

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия (например, привлечение граждан к уголовной или административной ответственности).
№15.

Правовоеположениеиностранныхграждан натерриторииРФрегулируется
российским законодательством
(КонституцияРФифеде­ральныезаконы) имеждународными

догово­рами
.

Иностранныегражданеилицабезграждан­ствавРоссиипользуютсяправамиинесутобязанностинаравне  сгражданамиРФ, кромеслу­чаев, установленныхфедеральнымзаконом илимеждународнымдоговором. Иностран­ные

граждане

могут

быть
: а) постояннопро­живающие(имеющиеразрешениеивидна жительство, выданныйОВД); б) временнопре— бывающие.

Отличия

административно

правового ‘ статуса

гражданина

России
,
иностранных граждан

и

лиц

без

гражданства
. 1) Уино­странныхгражданприполученииразрешения навъезднаступаетограниченнаяправоспо­собность, смоментаприбытиянатерриторию РФ—полная. 2) Существуетрядограничений правиобязанностейиностранныхграждан  (немогутизбиратьибытьизбранными, немо— гутпосещатьопределенныетерриторииРФ ит. д.). 3) Толькокиностраннымгражданами  лицамбезгражданстваможетбытьпримененотакоевзыскание, какадминистративное выдворение. Ещеодинвидвоздействия— сокращениесрокапребывания.

Иностранныегражданеподлежатответ­ственностинатехжеоснованиях, чтоиграж­данеРоссии, заисключениемлиц, пользую­щихсяпривилегиямиииммунитетом(чторе­шаетсядипломатическимпутем).

Лица

без

гражданства
. До1938 г. поЗа­конуогражданствегражданамиСССРсчита­лись«всенаходящиесянасоветскойтеррито­рии, вотношениикоторыхнетдоказательств, чтоонигражданедругогоroc-ва». В1938 г. былпринятновыйзакон, покоторому«граж­данамиСССРпризнаются: а) всеподданные Россиина07 Л 1.17 инеутратившиесоветско­гогражданства; б) всевступившиевграждан­ствоназаконныхоснованиях». С1979 г. дей­ствуетправило: еслиребенокродилсяотлица безгражданстванатерриторииСССР, онсчи­таетсягражданиномСССР(России).
№32.

Исполнение

назначенного

администра­тивного

наказания
—последняя, завершающая стадияпроизводстваподеламобадминистра­тивныхправонарушениях, толькосееосуществ­лениемможноговоритьофактическисостояв­шемсяпривлечениилицакадминистративной ответственности. Даннаястадияпроизводства поделамобадминистративныхправонарушени­яхозначаетюридическуюобязательностьпоста­новленияподелуоправонарушениидляиспол­нениявсемиорганамигосударственнойвласти, местногосамоуправления, должностнымилица­ми, гражданамииорганизациями.

Вступившеев
законнуюсилупостановление втечение3 сутокобращаетсякисполнению вынесшимиегоорганом, судьей, должностным лицом, т.е. направляетсяимисубъектам, уполно­моченнымприводитьвисполнениесоответ­ствующийвидадминистративногонаказания. Установленная

давность

исполнения

по­становления
: неподлежитисполнениюпостанов­лениеоналоженииадминистративногонаказания, еслиононебылоприведеновисполнениевтече­ниегодасоднявступленияеговзаконнуюсилу. Исполнениепостановленияоназначенииадми­нистративногонаказаниявозвращаетсявынесше­муегоорганусотметкойобисполнении.

Наиболеесущественныеособенностиис­полнения

административных

наказаний состоятвследующем:

1) предупреждениекакадминистративноенака­заниеисполняетсясамиморганом, егоназначившим, путемврученияилинаправления

копиипостановлениянаказанномулицу;

2) исполнениенаказаниеввидештрафаимеет особенность, заключающуюсявтом, чтоза­конпредоставляетнарушителювозможность уплатитьегодобровольнопутемвнесения илиперечислениявбанкилиинуюкредитную организациювтечение30 днейсоднявступ­лениявзаконнуюсилупостановлениялибо содняистечениясроковотсрочкиилирас­срочки;

3) исполнениеадминистративныхнаказаний ввидевозмездногоизъятияиконфискации производитсяпутемреализацииизъятыхору­дийсовершенияилипредметовадминистра­тивногоправонарушенияспоследующим перечислениемвырученныхденежныхсредств соответственноправонарушителю(привоз-мездомизъятии) иливфедеральныйлибо врегиональныйбюджет(приконфискации);

4)  исполнениепостановленийолишенииспе­циальногоправаотнесеноКодексомкком­петенциидолжностныхлицразличныхорга­новвзависимостиотвидаправоограничений;

5) исполнениепостановленийобадминистра­тивномвыдворенииможетбытьосуществле­новдобровольномпорядкеприконтролируе­момсамостоятельномвыезденаказанного иностранногогражданиналиболицабез гражданства;

6) правилаисполненияпостановленияоназна­чениидисквалификациипреследуютцель исключитьдлянаказанноголицаегоруково­дящуюдеятельностьпоуправлениююриди­ческимлицом.    продолжение
–PAGE_BREAK–