Понятие государственной должности

Содержание
Введение
1. Понятие государственной должности
2. Система государственных должностей в Российской Федерации. Виды, категории и группы государственных должностей
3. Учреждение и замещение государственных должностей
Список использованной литературы
Введение
Государственная служба — сложный социально-правовой институт.Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебныеотношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственностьслужащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращенияслужебных отношений.
Понятие «государственная служба» действующее законодательствонапрямую связывает с понятием «государственная должность», так как именнолица, замещающие государственные должности государственной службы и являются государственнымислужащими.
Государственная должность представляет собой главную инстанциюадминистративного процесса по реализации компетенции государственного органа приведении и разрешении государственных дел. Понятие государственной должности раскрываетее сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи.
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия государственнойдолжности, выявлении ее основных признаков и значения в системе государственногоуправления.
Задачи контрольной работы:
1. определить понятие государственной должности;
2. рассмотреть систему государственных должностей в России;
3. осветить порядок учреждения и замещения государственных должностей.
Объектом работы является система государственной организациивласти в России, предметом — понятие государственной должности.
Для написания контрольной работы были использованы КонституцияРоссийской Федерации, Федеральный закон об Основах государственной службы в РоссийскойФедерации, а также учебный материал таких ученых правоведов, как Г.В. Атаманчук,В.И. Лобанов и др.
1. Понятие государственной должности
В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленномпорядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание иобъем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно — правовая категория присущатолько служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочиев промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.
В Федеральном Законе «Об Основах государственной службыРоссийской Федерации» дано понятие государственной должности в современномее значении в отличие от всякой другой — негосударственной. Государственной называетсятолько должность в федеральных органах государственной власти, органах государственнойвласти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых всоответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнениюи обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием иответственностью за исполнение этих обязательств. [2; с.4]
К числу «иных» государственных органов, образуемыхв соответствии с Конституцией, относятся: Центральный Банк России, Совет Безопасности,Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представителиРоссийской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, Счетнаяпалата, прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченного по правамчеловека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральнойизбирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальныеорганы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществлениясвоих полномочий. [1; с. 9]
Государственная должность — это «первоэлемент»,«кирпичик» государственной организации. Это понятие означает часть государственнойвласти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность. Государственным служащимявляется лицо, замещающее должность в установленном порядке; оно включается в штатслужащих, получает — соответствующий квалификационный разряд (ранг, классный чин,звание) и занимает свое место в иерархии государственной администрации.
Таким образом, государственная должность характеризуется следующимипризнаками:
1) является частью организационной структуры государственногооргана; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленнойв нормативных правовых актах. [3; с. 208]  С организационной точки зрения должностьпредставляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственнойслужбы. Она является независимой от самого государственного служащего, то есть отконкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которыепередаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипныедолжности в государственных органах. Государственный служащий не является«собственником» занимаемой им должности. При осуществлении должностныхфункций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовыхактах служебные функции и задачи.
Государственная должность содержит основную функцию, выполняемуюгосударственным служащим. Наименование государственной должности представляет собойкраткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность всистеме функций государственного органа. Например, должность помощника (советника)федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального государственногослужащего; ее назначение — обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень- главная государственная должность; замещается в порядке назначения. Наименование«главный специалист администрации области» — отражает другие признаки:это должность государственного служащего субъекта Российской Федерации, а именнообласти; ее назначение — выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрацииобласти; уровень — старшая государственная должность; замещается в порядке конкурса.[5; с. 79]
Установлены четкие границы для государственных должностей, которыев соответствии с законом, могут образовываться исключительно в государственных органах,имея в виду органах государственной власти и территориальных государственных органах.Тем самым, государственные должности не могут образовываться в государственных учреждениях,не являющихся органами государственной власти. Решение российского законодателяв этой части уникально: в других странах не совершается такого жесткого отделениягосударственного аппарата от гражданской бюджетной сферы. Даже, наоборот, статусгражданских служащих в равной мере распространяется как на служащих органов государственнойвласти, так и на служащих государственных учреждений и аппарат управления государственнымипредприятиями.
Институт государственной должности подразумевает его персональнуюреализацию в лицах, в связи с чем установлено соотношение иерархии должностей ииерархии квалификации и специализации лиц, замещающих государственные должности.
Специализация предусматривает наличие у государственного служащегодля исполнения обязанностей соответствующего профессионального образования. Онаустанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностейи особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.
Квалификационные требования к служащим, занимающим государственныедолжности, включают следующее.
Во — первых, требования к уровню профессионального образованияс учетом группы и специализации должностей.
Во — вторых, для лиц, занимающих государственные должности федеральнойгосударственной службы или претендующих на их замещение, установлены требованияпо стажу и опыту работы.
В — третьих, устанавливаются требования к уровню знаний Конституциии Федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительнок исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Кроме того, могут устанавливаться и другие требования. [4; с.117]
Таким образом, суть государственной должности не столько в характеристикеорганов или учреждений, в которых она образована, сколько в совокупности полномочий,осуществляемых по этой должности. Государственная должность — это юридическое, отимени государства, учреждение полномочий по реализации компетенции государственногооргана одним лицом.2. Система государственных должностей в Российской Федерации.Виды, категории и группы государственных должностей
В целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерациио государственной службе и повышения эффективности кадровой политики в государственномаппарате рядом указов Президента РФ утверждены перечни государственных должностейфедеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которыесчитаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственнойслужбы Российской Федерации. Такие перечни учреждены для обеспечения исполненияполномочий Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы,федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органаисполнительной власти и др.
Должности на государственной службе разделяются на виды (группы)по ряду оснований:
а) по видам деятельности в государственных органах и организациях- в государственном аппарате, в администрации государственных предприятий и учреждений,на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной деятельностиразличаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате — должностиуправленческие, контрольные и т.д.;
б) по масштабам действия — типовые (большинство должностей) ииндивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате АдминистрацииПрезидента РФ);
в) по способам замещения — выборные, назначаемые, конкурсные,замещаемые по зачислению;
г) по замещению в данное время — занятые и вакантные. [3; с. 210]
Должности государственной гражданской службы подразделяются навиды, категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующиечетыре вида.
Первый вид — руководители. Это должности руководителей и заместителейруководителей государственных органов и их структурных подразделений.
Должности руководителей и заместителей руководителей территориальныхорганов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений,должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственныхорганов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочийили без ограничения срока полномочий;
Второй вид — помощники (советники). Это должности, учреждаемыедля содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственныхорганов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительнойвласти и руководителям представительств государственных органов в реализации ихполномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанныхлиц или руководителей;
Третий вид — специалисты. Это должности, учреждаемые для профессиональногообеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций изамещаемые без ограничения срока полномочий;
Четвертый вид — обеспечивающие специалисты. Это должности, учреждаемыедля организационного, информационного, документационного, финансово-экономического,хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемыебез ограничения срока полномочий.
По признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемыеими должности разделяются указанным Реестром на пять групп:
высшие государственные должности (5-я группа);
главные государственные должности (4-я группа);
ведущие государственные должности (3-я группа);
старшие государственные должности (2-я группа);
младшие государственные должности (1-я группа).
Должности видов «руководители» и «помощники (советники)»подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности вида «специалисты» подразделяются на высшую,главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности вида «обеспечивающие специалисты» подразделяютсяна главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. [4;с. 121]
Федеральный закон «Об Основах государственной службы РФ»,с учетом дореволюционного российского законодательства и опыта государственной службыза рубежом, установил разделение государственных должностей на три категории:
1) государственные должности категории А: должности, установленныеКонституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ длянепосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, ПредседательПравительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры,судьи и др.);
2) государственные должности категории Б: должности, учреждаемыедля непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должностикатегории А;
3) государственные должности категории В: должности, учреждаемыегосударственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. [2; с. 8]
Статус лиц, занимающих должности категории А, отличается большимсвоеобразием и регулируется Конституцией РФ, отдельными федеральными законами, конституциями,уставами субъектов РФ. Поэтому законодательство не относит исполнение должностныхобязанностей этих лиц к государственной службе. К государственной службе относитсялишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должностигруппы Б и В.
Государственная служба может подразделяться на государственнуюслужбу в законодательных органах власти, исполнительных, судебных органах, а такжев органах прокуратуры.
Используя категории должности, государство определяет место каждогослужащего в системе государственной власти, т.е. взаимоотношения замещающего даннуюдолжность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационнойструктуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделенв соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационнойформой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правовогостатуса государственного служащего.3. Учреждение и замещение государственных должностей
Необходимо разграничивать понятия «учреждение государственнойдолжности» и «замещение государственной должности».
Учреждение государственной должности — это порядок установлениягосударственной должности уполномоченным субъектом (органом государственной власти,должностным лицом) в структуре самого органа. Учрежденные государственные должности(или государственные должности государственной службы) перечисляются в Реестре государственныхдолжностей.
Замещение государственной должности — это способ поступлениягражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).
Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочийв части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственныедолжности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и инымиактами законодательства Российской Федерации, а также законами и иными правовыминормативными актами субъекта Федерации. [5; с. 81]
В целях обеспечения единства в наименовании должностей на государственнойслужбе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способахзамещения устанавливается единый централизованный в государственном масштабе порядокучреждения государственных должностей.
Должности руководителей высших и центральных органов учреждаютсяфедеральным собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Вседругие должности учреждаются органом управления по труду и официально закрепляютсяв Реестре должностей государственных служащих, исходя из разделения должностей повидам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах Российской Федерацииотносится к их полномочиям.
Замещение же должности заключается в приеме на данную должностьконкретного лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности,назначения, зачисления, конкурса.
Каждая должность на государственной службе имеет свой правовойстатус и форму его выражения.
Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий- общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности.Правовой статус устанавливается в три этапа:
а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждениемдолжности органом учредителем;
б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственныхслужащих;
в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должностина основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или егоруководителем. [4; с. 122]
Правовой формой закрепления правового статуса должности являетсязаконы, правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочияпо одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности,является должностной регламент, который должен быть индивидуальным по каждой должности.
Заключение
Исходя из написанной работы можно сделать следующие основныевыводы:
1. государственная должность — это важный элемент государственнойорганизации власти. Понятие государственной должности содержит в себе часть государственнойвласти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность;
2. государственная должность не зависит от государственного служащего,то есть от конкретного лица, ее занимающего;
3. государственные должности могут образовываться исключительнов государственных органах — органах государственной власти и территориальных государственныхорганах. Государственные должности не могут образовываться в государственных учреждениях,не являющихся органами государственной власти;
4. для удобства определения места каждого государственного служащегов системе государственной власти государственные должности имеют разделение на виды,группы и категории;
5. в целях обеспечения единства в наименовании должностей нагосударственной службе, их правовом статусе, способах замещения, действующим законодательствомустановлен единый централизованный порядок учреждения государственных должностей.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. — М.: Юнити,2002. — 39 с.
2. Об Основах государственной службы Российской Федерации: Фед. закон[Текст]: (от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ) // Сбор. законодательств Рос. Федерации.- 2003. — №22. — ст. 2063.
3. Административное право [Текст]: учеб. / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л.Попова. — М.: Юристъ, 2000. — 728 с.
4. Атаманчук Г.В. Сущность государственнойслужбы: история, теория, практика [Текст]: моногр. / Г.В. Атаманчук. — М.: Изд-воРАГС, 2003. — 272 с.
5. Лобанов В.И. Реформированиегосударственного аппарата: мировая практика и российские проблемы [Текст]: статья/ Проблемы теории и практики управления, 2008. — № 11. — с. 77-82.