Дипломатическоеправо — отрасль МП, представляющая собой совокупность норм, регламентирующихстатус и функции государственных органов внешних сношений.
Системадипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двустороннейдипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или черезтак называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемойделегациями на международных конференциях и сессиях органов международныхорганизаций, а также постоянными представительствами государств примеждународных организациях.
Дипломатическоеправо на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Частичнаяофициальная кодификация дипломатического права была впервые предпринята врегиональном масштабе в Латинской Америке (20 февраля 1928г. была принятаГаванская конвенция о дипломатических чиновниках). В настоящее времядипломатическое право в основном кодифицировано.
Основнымдоговорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатическихсношениях 1961г. В 1969 г. ГА ООН была также принята Конвенция о специальныхмиссиях, а в 1975 г. на дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительствегосударств в их отношениях с международными организациями универсальногохарактера.
РФявляется участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.
Государственные органы внешних сношений.
Существуетделение органов внешних сношений на внутригосударственные и зарубежные.
Квнутригосударственным относятся:
высшиегосударственные органы, а именно высший представительный орган, который обычноопределяет основы внешней политики данного государства;
главагосударства (коллегиальный или единоличный), который осуществляет высшеепредставительство данного государства на международной арене;
правительство,осуществляющее общее руководство внешней политикой государства;
ведомствоиностранных дел, которое является органом правительства по осуществлениювнешней политики.
Зарубежныеорганы внешних сношений принято подразделять на постоянные и временные.
Кпостоянным органам относятся дипломатические представительства (посольства,миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульскиеучреждения.
Квременным органам относятся специальные миссии и делегации на международныхконференциях или в международных органах.
(дальшеиз Конст и дип права по органам)
Функции дипломатического представительстваи состав его персонала
Установлениемежду государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило,обмен дипломатическими представительствами. Для этого обмена необходимаспециальная договоренность. Обмен возможен на основе одного из трех уровней,каждому из которых соответствует класс главы представительства:
воглаве посольства стоит дип.представитель, имеющий, как правило, класс посла;
миссия,возглавляемая посланником;
далее,миссия, возглавляемая поверенным в делах.
Последнего следует отличать от временного поверенного в делах, который вотсутствие посла может временно возглавлять посольство. Венская конвенциязакрепила три класса глав представительств: послы и посланники, аккредитуемыепри главах государств, поверенные в делах, аккредитируемых при министрахиностранных дел.
Внутренняяструктура дип.представительства, а также дип.ранги устанавливаются внутреннимзаконодательством аккредитующей страны.
Персоналдип.представительства подразделяется на 3 категории:
Первая- это дипломатический персонал.
Втораякатегория сотрудников представительства — административно-технический персонал.Его составляют бухгалтеры, шифровальщики, канцелярские работники, переводчики ит. п. Следуя распространенной практике, Венская конвенция в значительной мереприравняла административно-технический персонал и членов их семей кдипломатическому персоналу, за некоторыми существенными исключениями. Иммунитетот гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия,совершенные не при исполнении служебных обязанностей. Этот персонал можетбеспошлинно ввозить предметы первоначального обзаведения, но не освобождаетсяот таможенного досмотра (п. 2 ст. 37).
Третьюкатегорию составляет обслуживающий персонал (повара, садовники, охрана, шоферыи др.). Члены этого персонала пользуются иммунитетом в отношении действий,совершенных при исполнении служебных обязанностей и освобождаются от налогов назаработок, получаемый. по службе, разумеется, при условии, что они не являютсягражданами страны пребывания (п. 3 ст. 37).
Функции дипломатических представительств
Основнаяфункция представительства состоит в представительстве своего государства. Еюопределяются остальные функций, заключающиеся в ведении переговоров справительством страны пребывания, в защите интересов своих граждан и юридическихлиц. Важную роль играет информационная функция, состоящая в выяснении всемизаконными средствами условий и событий в стране пребывания и доведениеинформации до сведения своего правительства. К этим традиционным функциямВенская конвенция добавила еще одну, соответствующую духу времени.Представительство должно поощрять дружественные отношения с государствомпребывания, развитие с ним сотрудничества в области экономики, культуры, науки.
Существенноезначение имеет включение в Венскую конвенцию пункта об отсутствии препятствий ктому, чтобы дипломатическое представительство осуществляло и консульскиефункции (п. 2 ст. 3). Потребность в этом ощущается довольно часто.
Начало и конец дипломатической миссии.Агреман
Установлениедипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется посоглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечетза собой учреждение представительства.
Процедураназначения и принятия дипломатического представителя называетсяаккредитованием. 4 стадии:
(1)Доофициального назначения главы представительства государство должно получитьсогласие (агреман) страны пребывания на назначение именно данного лица всоответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане безобъяснения мотивов отказа. Запрос агремана и ответ на него, как правило,осуществляется в конфиденциальном порядке, причем не только в письменной, но иподчас в устной форме. После получения агремана глава представительствастановится persona grata (буквально — желательным лицом). Членыпредставительства в принципе должны быть гражданами аккредитирующегогосударства.
(2)Послеполучения агремана и официального назначения глава представительства(3)прибывает в страну назначения и (4)вручает подписанные главой егогосударства верительные грамоты, т. е. полномочия общего характера.Аккредитование завершается вручением грамот главе государства назначения, послечего представитель может приступить к выполнению своих функций.
Миссиядипломатического представителя прекращается по инициативе его государства(отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребыванияданного в случае признания данного лица persona non grata, либо в случаедисмисла (объявление дипломата частным лицом), или отказа дипломата выполнятьсвои функции.
Основаниямидля прекращения деятельности всего представительства являются прекращениедипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной изсторон в качестве субъекта международного права, а также иногда при социальнойреволюции в одном из поддерживающих отношения государств или просто принеконституционной смене правительства.
Привилегии и иммунитеты дипломатическогопредставительства и трех категорий его персонала
Привилегиии иммунитеты принадлежат дипломатическому представительству как органугосударства и сотрудникам представительства. Помещения дипломатическогопредставительства являются неприкосновенными. Власти страны пребывания могутвступать в них только с согласия главы представительства. Одновременно ониобязаны принять все надлежащие меры для защиты помещений от вторжения илинанесения ущерба, обеспечить нормальные условия для деятельностипредставительства.
Властистраны пребывания должны оказывать содействие представительству в подысканиисоответствующих помещений, но не обязаны их оплачивать, что не исключает оплатыпомещений в силу национального права в исключительных условиях.
Неприкосновенностьраспространяется и на транспортные средства — корабли, самолеты, автомобили,которые не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции, аресту и исполнительнымдействиям. Это не исключает права автоинспекции фиксировать нарушение правилуличного движения и сообщать о них в МИД. Иммунитет транспортных средств нераспространяется на водителей, если они не являются дипломатами. В сентябре1995 г., например, в Москве был арестован, а затем предан суду водительпосольства Саудовской Аравии, обвиненный в захвате заложника, который былвывезен в Подмосковье на машине посольства.
Неприкосновенныархивы и документы представительства независимо от места их нахождения, включаяи временное место их хранения. Это правило действует даже в случае разрывадипломатических отношений.
Представительствоосвобождается от всех налогов связанных с помещением (фискальный иммунитет), ноне от эксплуатационных расходов (плата за электроэнергию, водоснабжение и др.)Представительство освобождается от таможенных пошлин на предметы,предназначенные для официального пользования (таможенный иммунитет).
Представительствообладает привилегией пользования своим государственным флагом и эмблемой,внеочередной телеграфной и телефонной связью. Оно свободно в своих отношенияхдля официальных целей, включая пользование шифром. Дипломатическая почта неподлежит вскрытию, а сопровождающие ее дипломатические курьеры пользуютсяличной неприкосновенностью.
Привилегиии иммунитеты дипломатического персонала. Предоставление иммунитета персоналупредставительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицоотносится. Полным иммунитетом пользуется дипломатический персонал, лица,обладающие дипломатическим рангом. Они не могут быть подвергнуты аресту изадержанию. Государство пребывания обеспечивает их безопасность.Неприкосновенностью пользуется жилое помещение дипломата, даже временное,например, номер в гостинице или в санатории, а также его имущество.
Дипломатпользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции.Это значит, что он изъят из судебной юрисдикции и юрисдикции принудительногоосуществления права. Что же касается предписывающей юрисдикции, то дипломатиммунитетом не обладает, поскольку он обязан соблюдать законы страныпребывания, в том числе и те, которые специально предназначены для дипломатов.Одновременно дипломаты находятся под юрисдикцией своего «государства. Существенноезначение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранныхдел, которые порою явно ограничивают общепринятые права человека.
Иммунитетот гражданской юрисдикции имеет ограничения, которые относятся к тем случаям,когда дипломат выступает не в официальном качестве. Допустимы вещные иски,относящиеся к частному недвижимому имуществу дипломата; иски, касающиесянаследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителязавещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника илиотказополучателя как частное лицо; иски, относящиеся к любой профессиональнойили коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом вне своих официальныхфункций. Венская конвенция в принципе запрещает заниматься в стране пребывания профессиональнойили коммерческой деятельностью в целях, личной выгоды (ст. 42).
Иммунитетот уголовной юрисдикции носит абсолютный характер и распространяется даже на теслучаи, когда имеет место злоупотребление иммунитетом. Это положение былоподтверждено Международным Судом ООН в решении по делу о дипломатическом иконсульском персонале США в Тегеране. Одновременно Суд подчеркнул, что изъятиеиз уголовной юрисдикции не означает безнаказанности: »… Дипломатическоеправо само предусматривает необходимые меры защиты и наказания запротивоправную деятельность членов дипломатических или консульских миссий.Основной такой мерой является, признание виновного нежелательным лицом итребование о его отозвании. Государство, которое представлял дипломат, вправепривлечь его к уголовной ответственности за преступление, совершенное в стране,где он был аккредитован.
Дипломатне обязан давать свидетельские показания в судах страны пребывания, но это неисключает согласия дипломата дать такие показания по просьбе властей страныпребывания (п. 2 ст. 31 Венской конвенции).
Дипломатпользуется таможенным иммунитетом. Он освобождается от всех таможенных пошлинна предметы, предназначенные для личного пользования, его личный багаж неподлежит досмотру. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основанияполагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. В последнемслучае досмотр должен производиться в присутствии дипломата или егопредставителя (ст. 34 той же Конвенции).
Дипломатическийперсонал пользуется фискальным иммунитетом — освобождается от прямых налогов.
Иммунитетомпользуются и члены семьи дипломата, совместно с ним проживающие, если они неявляются гражданами государства пребывания.
Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический корпус,который возглавляется старейшим по времени пребывания в стране главойпредставительства — дуайеном (старейшиной, деканом). Этот корпус и его дуайенвыполняют протокольные функции, поздравляют власти страны пребывания ссоответствующими событиями или выражают соболезнование. Известны также случаипротеста со стороны корпуса при нарушении дипломатического иммунитета.
Привилегиии иммунитеты административно-технического и обслуживающего персонала. Втораякатегория сотрудников представительства — административно-технический персонал.Его составляют бухгалтеры, шифровальщики, канцелярские работники, переводчики ит. п. Следуя распространенной практике, Венская конвенция в значительной мереприравняла административно-технический персонал и членов их семей кдипломатическому персоналу, за некоторыми существенными исключениями. Иммунитетот гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия,совершенные не при исполнении служебных обязанностей. Этот персонал можетбеспошлинно ввозить предметы первоначального обзаведения, но не освобождаетсяот таможенного досмотра (п. 2 ст. 37).
Третьюкатегорию составляет обслуживающий персонал (повара, садовники, охрана, шоферыи др.). Члены этого персонала пользуются иммунитетом в отношении действий,совершенных при исполнении служебных обязанностей и освобождаются от налогов назаработок, получаемый. по службе, разумеется, при условии, что они не являютсягражданами страны пребывания (п. 3 ст. 37).
Понятие специальной миссии и порядок еефункционирования
Специальные миссии дипломатического характера могут быть различными по своему уровню, какотмечается в Конвенции о специальных миссиях 1969 года, в которойзафиксированы международные обычаи, сложившиеся в данной области. Ее нормыотносятся главным образом к миссиям, посылаемым одним государством в другое ссогласия последнего для рассмотрения определенных вопросов или выполненияопределенной задачи. Однако ст. 6 Конвенции несколько расширяет сферу еедействия, распространяя ее нормы и на специальные миссии, которые могут бытьнаправлены в какое- либо государство двумя или несколькими государствами длярассмотрения вопроса, представляющего общий интерес.
Вст. 21 Конвенции предусматривается, что глава государства, возглавляющийспециальную миссию, а также глава правительства, министр иностранных дел идругие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии, пользуются впринимающем государстве или третьем государстве привилегиями и иммунитетами,которые признаются за ними международным правом. Практически конвенцияоставляет регулирование международных отношений, возникающих в связи с выездомуказанных лиц в составе специальных миссий, за международным обычаем.
Четкихграниц иммунитетов и привилегий глав государств и иных лиц высокого ранга,входящих в состав специальных миссий или возглавляющих их, международный обычай не определяет. Конкретизация соответствующих вопросов, особенно впротокольной области, осуществляется путем согласования между заинтересованными сторонами.
Можно,однако, констатировать, что указанные лица в подобных ситуациях обладаютпрактически полным иммунитетом не только от уголовной, но и от гражданской иадминистративной юрисдикции.
Таможенныепривилегии также, судя по практике, предоставляются указанным лицам в полномобъеме, хотя до настоящего времени спорным является вопрос о том, делается лиэто на основании международного обычая или вежливости.
Втех случаях, когда в составе специальных миссий дипломатического характера нетлиц высокого ранга, статус этих миссий в принципе аналогичен статусусоответствующих категорий персонала дипломатического представительства.
Разумеется,функции специальной миссии, ее состав, иммунитеты и привилегии связаны сзадачами, которые перед ней поставлены. Указанные вопросы обычносогласовываются между заинтересованными государствами. Эта практика получилаотражение в Конвенции о специальных миссиях 1969 года.
Вместес тем в Конвенции закреплены некоторые неоправданные ограничения иммунитетов и привилегийспециальных миссий. В частности, в ст. 25, предусматривающей неприкосновенность помещений, занимаемых специальной миссией, допускаетсявступление в эти помещения представителей местных властей в случае пожара илииного стихийного бедствия по существу без согласия главы миссии или главысоответствующего постоянного дипломатического представительства. Именно этоположение явилось одной из основных причин, по которым Советский Союз неподписал Конвенцию.
Конвенцияв ст. 31, посвященной иммунитетам от юрисдикции государства пребывания членовдипломатического персонала специальной миссии, устанавливает, что указаннымлицам могут быть предъявлены иски о взыскании убытков, причиненных в результатенесчастного случая, вызванного транспортным средством, используемым запределами их официальных функций (наряду с теми случаями предъявления исков,которые допускает Венская конвенция 1961 г. в отношении членов дипломатическогоперсонала представительства).
Статус постоянных представительствгосударств при международных организациях по сравнению с дипломатическимпредставительством
Постоянноепредставительство государства при международной организации (М.ОРГ) — зарубежный орган внешних сношений государства, участвующий в международномобщении, представительство государства при международной организации, являетсядипломат. представительством, с особенностями, определяемыми характером этогооргана.
Впервыеэто понятие введено статутом Лиги Наций, согласно которому каждый член могиметь своего постоянного представителя в месте постоянного пребывания М.ОРГ. иза ним признавались дипломатические привилегии.
Дальнейшееразвитие этот институт получил в ООН. Положения о постоянныхпредставительствах членов ООН можно найти в резолюции 4 сессии ГенеральнойАссамблеи, где устанавливается что они являются дипломатами при дипломатическомже органе. Государства члены ООН направляют их для поддержания контакта сдругими членами и для информации. Они могут выполнять представительство и наАссамблее и во всех других органах ООН.
Постоянныепредставители, а также дипломат. персонал пользуются дипломат.привилегиями.26.06.47 ООН заключила с США Конвенцию о привилегиях и иммунитетах членов ООН.
Посвоей структуре и составу постоянное представительство при М.ОРГ. схоже сдипломат. представительством. Глава представительства уполномачиваетсяправительством своего государства для постоянного участия в работе органоворганизации. Главой постоянного представительства может быть назначен главапостоянного представительства или любой член дипломат. персонала аккредитующегогосударства в государстве пребывания по совместительству.
Полномочияпредставителя проверяются Секретариатом организации с т.з. их соответствиятребованиям устава и регламентам отдельных органов. О результатах проверкисообщается всем представителям других государств. В случае признанияполномочий правильными — представитель получает возможность выступать от именисвоего государства. Объём и характер полномочий определяет само аккредитующеегосударство (правительство), оно может дезавуировать его действия в случаесовершения им ошибок или отказаться считать его своим представителем. Функциипостоянного представительства аналогичны функциям дипломат.предстпвительства. Особой формой работы постоянного представительства является подготовка иведение дипломат. переговоров с представителями государств и М.ОРГ.,составление проектов решений и резолюций.
Ф-циипостоянного представительства при ООН: следить за соблюдением положений устававо всей деятельности организации, быть в курсе все международных событий,следить за информацией поступающей в органы ООН, за событиями, могущиминарушить мир, подготовление соответствующих предложений для своих правительств,по получении указаний выступать в ООН с предложениями государства, осуществлятьпредставительство.
Особенностиразличных представительств зависят от функций и структуры каждой М.ОРГ.
Некоторыепостоянные представительства осуществляют консульские функции (выдача виз,дипломат. защита граждан своего государства в представляемой ими М.ОРГ).
Возможносуществование 1 постоянного представительства для 2 и более М.ОРГ. Постояннымпредставительством при М.ОРГ. может быть дипломат. представительство.
Членыперсонала постоянных представительств не аккредитуются в данном гос-ве, неимеют права вступать в непосредственные сношения и вести дела с властямигосударства пребывания. На государстве пребывания и М.ОРГ. лежит обязанностьпредоставлять представительству все возможности для выполнения ими своих ф-ций,защищать помещения постоянного представительства от всякого вторжения,нанесения ущерба, нарушения спокойствия, оскорбления его достоинства. Личностьпостоянного представителя неприкосновенна.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/