Понятие и общие черты правового режима земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения в Республике Беларусь

ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Объединение этих разнообразных по составу и правовому режимуземель в единую категорию было произведено в Общих началах землепользования иземлеустройства СССР 1928 г., где они именовались землями специальногоназначения. В более позднем законодательстве они названы земляминесельскохозяйственного назначения.
Кодекс о земле дает легальное определение этих земель следующимобразом. Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики и иногоназначения являются земли, предоставленные юридическим и физическим лицам дляосуществления возложенных на них задач.
Размеры земельных участков, предоставленных для указанных целей,определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядкегосударственными нормами и градостроительной документацией, а отвод земельныхучастков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Порядок использования земель промышленности, транспорта,связи, энергетики и иного назначения, а также установления зон с особымиусловиями пользования (охранные, защитные и другие зоны) определяетсязаконодательством Республики Беларусь.
С экономической точки зрения данные земли используются какбазис, основа разнообразной деятельности и предназначены для различных целей.Правовой режим этих земель характеризуется рядом общих черт и особенностей.
Для правового регулирования состава данных земель характерныдве тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга данных территорий.Законодатель выделил земли обороны в составе вышеназванных земель. Земельныйкодекс России относит к их числу, кроме того, земли радиовещания, телевидения,информатики и космического обеспечения, энергетики. Перечень этих земель неисчерпывающий и будет дополняться с развитием новых сфер хозяйственнойдеятельности.
Вторая тенденция состоит в том, что из состава земель даннойкатегории исключены некоторые земли. Это земли курортов, заповедников. Ониобразуют самостоятельную группу в составе земель природоохранного,оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.2. Правовойрежим указанных земель характеризуется специальной целью их использования,определяется их ролью и значением в хозяйственной жизни страны. Эта цель,установленная законом, другими нормативными актами, является важнымотграничителем данных земель от земель других категорий. Специфика объектатаких земель в том, что эти земли не образуют единого массива, однако ихправовой режим един. Для характеристики объекта земель промышленности,транспорта, связи и иного назначения важно отметить наличие в их структуре двухсоставных частей. Так, основная часть земель занята промышленными,транспортными, оборонными объектами. Для другой же установлены зоны с условиямиземлепользования. Это санитарные, санитарно-защитные зоны, охранные и т.п.Кроме того, земельно-правовой режим вышеуказанных земель распространяется насмежных субъектов (собственников, владельцев, пользователей) даже тогда, когдатакие зоны не установлены. Собственники земли, землевладельцы иземлепользователи, на землях которых устанавливаются зоны с особеннымиусловиями землепользования, имеют право на возмещение всех убытков, связанных сограничением их прав, включая упущенную выгоду. Ответчиками по данным искамвыступают предприятия и организации, деятельность которых связана своздействием на окружающую среду и для которых устанавливаются подобные зоны.
Если в составе земель промышленности и иного назначения естьучастки, пригодные для использования в сельскохозяйственных целях, они могутбыть отведены во временное пользование гражданам и сельскохозяйственнымпредприятиям и организациям. В решении предусматриваются сроки предоставленияземельного участка, его размеры, а также условия использования и возвратаземель.
Для промышленных, транспортных и иных специальных нужддолжны предоставляться в первую очередь земельные участки, которые не пригодныдля сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные угодья худшего качества.
Размеры земельных участков, предоставленных промышленным,транспортным предприятиям, организациям связи, энергетики, определяются всоответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами иградостроительной документацией. Отвод земель для вышеуказанных целейосуществляется с учетом очередности их освоения.
/>Субъектами правна земли данной категории являются в основном юридические лица. Физические лицамогут владеть ими на праве собственности или пользования в случаях и порядке,установленных Кодексом о земле Республики Беларусь.
Одна из особенностей правового режима этих земель состоит вхарактеристике управления ими. Предоставление земель в собственность,пользование и аренду, регистрацию землепользования и ряд другихраспорядительных действий осуществляют органы, указанные в Кодексе о земле.Управление землями промышленности, транспорта, связи отнесено к ведениюсоответствующих предприятий и организаций. Множественность органов управленияземлями определяется их разнообразием. Но при всем различии отраслейпромышленности, транспорта, связи, обороны функции управления этими землямиимеют ряд общих черт: на них возложено осуществление внутрихозяйственногоустройства, определение внутренней структуры, целевого назначения отдельныхчастей и ряд других.
Органы управления проводят учет земель, их распределение иперераспределение, контролируют использование, защищают и отстаиваютведомственные интересы перед Советами депутатов, их исполнительными ираспорядительными органами. Предприятия — собственники земель осуществляютуправление ими самостоятельно.
Специфичен порядок использования таких земель. Круг прав иобязанностей субъектов по использованию данных земель определяется как Кодексомо земле, так и другим законодательством Республики Беларусь. Причем если вКодексе о земле показаны лишь общие контуры и направления использования земель,то детальная их проработка предполагает наличие специального нормативного акта.Для одних земель законодатель это предусмотрел (как для земель транспорта), правовойрежим других ждет своего нормативного решения. В настоящее время правовой режимразличных по целевому назначению земель определяется с учетом нормативныхактов, изданных ведомствами, причем ведомственное нормотворчество в этихвопросах является превалирующим.
Поскольку деятельность промышленных предприятий, а такжеиных субъектов прав на земельные участки данной категории связана своздействием на состояние окружающей среды, на эти предприятия и организациивозложены дополнительные обязанности. Они обязаны озеленять территориисанитарно-защитных зон, предпринимать меры охраны окружающей среды отзагрязнения, предупреждать аварии и иные экологически неблагоприятные ситуации,возникающие в процессе хозяйственной деятельности.
По целевому и общему хозяйственному назначению земельныхучастков в рамках данных земель можно выделить:
а) земли промышленности, т.е. земельные участки,предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий обрабатывающейпромышленности, а также горнодобывающих предприятий;
б) земли транспорта, т.е. земельные участки, предоставленныедля размещения и эксплуатации предприятий транспорта;
в) земли связи, т.е. земельные участки, предоставленныепредприятиям и организациям связи для выполнения возложенных на них задач;
г) земли электрических сетей, т.е. земельные участки,предназначенные для передачи электроэнергии, размещения высоковольтныхэлектрических сетей;
д) земли обороны, т.е. земельные участки, обслуживающиевоенно-оборонный комплекс;
е) земли иного назначения, т.е. земельные участки,обслуживающие иные специальные хозяйственные нужды.
Земли промышленности — земельные участки, переданныеюридическим и физическим лицам для размещения и эксплуатации предприятийдобывающей, перерабатывающей и обрабатывающей промышленности.
Земли промышленности предназначены и используются дляследующих нужд:
·    размещения зданий и сооружений производственного назначения;
·    строительства внутрипроизводственныхкоммуникаций;
·    прокладки подъездных путей;
·    размещения административных и культурно-бытовых зданий;
·    строительства других объектов. В ряде государств разработанытиповые нормативы отвода земель для промышленных предприятий той или инойотрасли. В Республике Беларусь конкретный размер участка для промышленногопредприятия устанавливается в каждом отдельном случае. Для промышленных целейвыбирают малопродуктивные земли. При необходимости отвода сельскохозяйственныхи лесных угодий изымаются минимальные участки. Строительные организации обязаныснимать и хранить плодородный слой земли, осуществлять рекультивацию земель.Земельное законодательство устанавливает запреты на отвод ряда земель дляпромышленных целей. Не допускается размещение промышленных объектов на площадяхзалегания полезных ископаемых; в первом поясе зоны санитарной охраны водныхисточников; в первой зоне округов санитарной охраны курортов; в зеленой зонегородов и поселков городского типа, на участках, загрязненных радионуклидами, инекоторых других.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих выполнениев полном объеме всех экологических требований, а также без завершениязапроектированных работ по охране окружающей среды (ст.29 Закона об охранеокружающей среды).
Субъектами прав на земельные участки при строительствепромышленных объектов выступает дирекция строящегося предприятия, физическоеили юридическое лицо.
С прекращением деятельности предприятия прекращаются егоправа на земли промышленности. Следует иметь в виду, что промышленныепредприятия существуют в различных организационно-правовых формах. Если ранееих имущественная база была в основном государственной, то теперь субъектамиправ на земли промышленности являются и предприятия, основанные на правечастной собственности.
Правовой режим земель промышленности отличает комплексный характер.Комплексное использование земель предполагает сочетание производственных,социально-культурных и иных цепей. Эксплуатация земель промышленности, еенегативное воздействие на окружающую среду требует установления на смежныхземельных участках зон с особыми условиями. Цель их создания — санитарнаязащита населения от выбросов промышленного производства. Земельные участки, гдеустановлены санитарно-защитные зоны, у собственников, владельцев ипользователей не изымаются. Границы зоны на местности устанавливаетпромышленное предприятие путем специальных отграничительных знаков, информируяоб этом население. Общий круг прав и обязанностей промышленного предприятияустановлен земельным законодательством. Специфика их зависит от того, к какойотрасли предприятие относится, каков профиль его работы.
Промышленные предприятия обязаны использовать земли длясвоих производственных нужд, могут передавать часть своих земельных участковдругим организациям, как обслуживающим культурно-бытовые нужды его работников, таки занятым иной хозяйственной деятельностью.
Существуют общие правила, касающиеся передачи земель и инойнедвижимости в аренду:
а) обязанность предприятия передать земельный участок иличасть его в порядке и сроки, определенные договором;
б) право предприятия требовать установленной договоромплаты;
в) обязанность арендатора по сохранению целевого назначенияземель и их охране: земельный участок не должен загрязняться, захламляться,подвергаться порче;
г) право пользователя на возобновление договора приотсутствии возражений у промышленного предприятия;
д) установление права собственности пользователя напродукцию, плоды и иные доходы, полученные в результате использования земли.
/>/>/>Промышленноепредприятие использует не только земельные участки, но и другие объектыприроды. Оно должно принимать меры по охране окружающей среды от загрязненияпромышленными и хозяйственными выбросами, сточными водами и отходамипроизводства. Начиная с 1990 г. каждое промышленное предприятие ведетэкологический паспорт. В нем отражаются как сведения о самом производстве,выпускаемой продукции, так и данные об использовании земельных ресурсов,содержится характеристика полигонов и накопителей, предназначенных длязахоронения (складирования) отходов.
Определение земель транспорта содержится в ст.2 Положения оземлях транспорта 1981 г. К ним относятся участки, предоставленные предприятиями организациям транспорта для выполнения возложенных на них задач поэксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, совершенствованиюи развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.
Эти земли находятся в управлении соответствующихтранспортных министерств и ведомств.
Земли транспорта разнообразны по составу. По видамтранспорта выделяют:
·    земли железнодорожного,
·    автомобильного транспорта,
·    магистральных трубопроводов,
·    воздушного,
·    внутреннего водного,
·    морского транспорта.
Размеры земельных участков, предоставленных для нуждтранспорта, определяются по действующим нормам или типовым проектамстроительства соответствующих объектов. Если нормы не утверждены, а типовыепроекты использовать нельзя, то при определении размеров можно использоватьпроектно-сметную документацию. При отводе земельных участков для нуждтранспорта учитывают очередность их освоения.
Земли транспорта закрепляются за соответствующимиорганизациями, как правило, в постоянное пользование.
В целях безопасности и нормальной эксплуатации объектовтранспорта на землях, смежных с транспортными, устанавливаются охранные зоны.Земли этих зон у землепользователей, землевладельцев не изымаются. Вместе стем, такие участки имеют особый режим.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли,предоставленные в постоянное пользование его предприятиям и организациям дляосуществления возложенных на них задач.
Для обеспечения безопасной эксплуатации объектовтранспортной деятельности Советом Министров Республики Беларусь устанавливаютсязапреты и ограничения на осуществление на землях железнодорожного транспортадеятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты иограничения, связанные с особым режимом использования этих земель (ст.6 Закона“О железнодорожном транспорте”1).
К землям железнодорожного транспорта общего пользованияотносятся земли, отведенные под железнодорожные линии, а также под иныесооружения, необходимые для обеспечения эксплуатации и реконструкциикоммуникаций железнодорожного транспорта с учетом перспективы их развития.
Предприятия и организации железнодорожного транспорта общегопользования обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии сцелевым назначением и условиями их предоставления, соблюдать на этих земляхтребования природоохранного законодательства Республики Беларусь.
Порядок использования земель железнодорожного транспортаобщего пользования определяется Белорусской железной дорогой с учетомтребований земельного законодательства Республики Беларусь.
Основным предприятием железнодорожного транспорта являетсяжелезная дорога, которая обеспечивает потребности экономики и населения вперевозках. В состав железнодорожного транспорта включается сложныйпроизводственно-технологический комплекс. Это — и сеть железнодорожных дорог, ипредприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава,контейнеров, обеспечивающие связь, сбор и обработку технологической информации,и ряд других.
Земли железнодорожного транспорта представлены земельнымиучастками, занятыми железнодорожными путями, станциями, сооружениямиэнергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйства,защитными и укрепительными насаждениями, служебными, жилыми и другимисооружениями, обслуживающими нужды железнодорожного транспорта.
В полосу отвода железнодорожных дорог входят земли,занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевымизданиями, устройствами связи, станциями (со всеми сооружениями), защитнымилесонасаждениями и другими сооружениями и путевыми устройствами. Порядокиспользования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяетсяорганами управления транспорта с учетом требований земельного законодательства.Ширина полосы отвода устанавливается в зависимости от категории железных дорогв размере от 23 до 28 метров. Сама колея дороги может быть 1524 мм и 750 мм(узкоколейная железная дорога).
Кроме полосы отвода, железнодорожному транспортупредоставляются земли, не прилегающие непосредственно к путям, но необходимыедля эксплуатации железных дорог, под карьеры, водозаборные сооружения,питомники, насосные станции, другие сооружения и устройства, определенныесоответствующими проектами.
В целях обеспечения безопасности населения и безопаснойэксплуатации железнодорожных линий, станций, подъездных путей и другихсооружений железнодорожного транспорта, расположенных на земельных участках,подверженных оползням, обвалам, размывам и другим опасным воздействиямприродного характера, устанавливаются охранные зоны (ст.8 Закона “Ожелезнодорожном транспорте”).
К таким зонам относятся:
а) участки земли, необходимые для обеспечения сохранности,устойчивости и прочности железнодорожных сооружений;
б) прилегающие к железным дорогам полосы леса шириной по 500м в каждую сторону, в пределах которых не допускаются рубки, кроме рубок уходаи санитарных;
в) площади леса, где вырубка его может отражаться наустойчивости косогоров и привести к образованию оползней;
г) участки земель, необходимые для развития железной дороги,и некоторые другие.
В пределах зоны с особыми условиями землепользования недолжна допускаться без согласования с органами управления железной дорогипостройка капитальных зданий и сооружений, а также разведение многолетнихкультур, разрабатываться карьеры, сооружаться линии связи, силовые воздушные икабельные сети, а также достраиваться дороги непосредственно под проводами иближе чем в 3 метрах от крайнего провода для проезда машин (кранов, экскаватораи т.п.) высотой более 3 метров. После утверждения границ зон обязательнописьменное уведомление собственников, владельцев, пользователей земли, на чьихземлях установлены особые зоны, о характере и продолжительности действия особыхусловий пользования землей этих зон.
Предприятия транспорта должны обеспечить бесперебойноефункционирование железных дорог, не допускать возникновения аварийных ситуаций.Особые требования предъявляются к использованию земель транспорта для перевозкиопасных грузов, которые могут в процессе транспортировки, при производствепогрузо-разгрузочных и иных работ послужить причиной взрыва, пожара,повреждения объектов железных дорог, а также гибели, травмирования, заболеваниялюдей, нанести вред окружающей среде.
/>/>/>Использование земельжелезнодорожного транспорта должно соответствовать строительным и экологическимтребованиям, санитарным и иным нормам. Для целей, носящих временный характер,предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставлятьсяземли на условиях аренды.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорогмогут быть предоставлены юридическим лицам и гражданам длясельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам и других целей.При этом должны быть соблюдены требования безопасности движения.
Землями автомобильного транспорта признаются земельныеучастки, занятые автомобильными дорогами, непосредственно примыкающими к нимстроениями и сооружениями, водоотводными, защитными и другими искусственнымисооружениями, площадками для стоянки и мойки подвижного состава, защитнымилесонасаждениями, производственными зданиями и сооружениями, заводами и другимиобъектами по обслуживанию дорожного хозяйства. К ним относятся участки, занятыесооружениями и устройствами энергетического, гаражного, бензораздаточногохозяйства, станциями и автовокзалами, линейными производственными сооружениями,другими объектами по обслуживанию автомобильного транспорта.
Автомобильные дороги подразделяются на:
·    автомобильные дороги общего назначения;
·    ведомственные автомобильные дороги.
Автомобильная дорога — комплекс инженерных сооружений(земляное полотно, дорожная одежда, мосты, путепроводы, трубы, система водоотвода,дорожные знаки, защитные устройства, площадки отдыха, средства связи, другиеэлементы благоустройства, здания и сооружения дорожной службы), предназначенныхдля обеспечения безопасного и удобного движения транспортных средств сустановленными скоростями, нормативными нагрузками и габаритами, определяемымидействующими правилами дорожного движения, государственными стандартами идругими нормативными актами.
Полоса отвода автомобильных дорог общего пользования, вкоторой размещаются дорожные сооружения (снегозадерживающие, водоотводные идругие), определяется в соответствии с категорией дороги в следующих размерах:
·    категория — по 32 метра от оси дороги;
·    категория — по 16 метров от оси дороги;
·    категория — по 14 метров от оси дороги;
·    категория — по 13 метров от оси дороги;
·    категория — по 12 метров от оси дороги. Контролируемаязона автомобильных дорог общего
·    пользования включает в себя пространство по 200 метров в каждуюсторону от оси дороги и определяется для перспективного развития существующейавтомобильной дороги и дорожных сооружений (ст.3 Закона “Об автомобильныхдорогах”).
В ст.11 Закона “Об автомобильных дорогах” говорится, что“предприятия государственного дорожного хозяйства согласовывают вопросы,связанные с размещением и строительством зданий, сооружений, коммуникаций, атакже участвуют в комиссиях по принятию в эксплуатацию объектов, строящихся вконтролируемой зоне”.
Предприятия и организации автотранспорта вправе использоватьпримыкающие к полосам отвода земельные участки, вести вырубки деревьев икустарников в целях улучшения видимости дороги.
Дорожные органы обязаны письменно уведомлять тех субъектов,на чьих землях устанавливаются специальные зоны, о характере ипродолжительности особых условий пользования землей в этих зонах.
Размещение объектов сервиса на республиканских автомобильныхдорогах и проектная документация на их строительство производятся по согласию среспубликанскими унитарными предприятиями автомобильных дорог Комитета поавтомобильным дорогам при Министерстве транспорта и коммуникаций (автодорами),а на дорогах местного значения — организациями государственного дорожногохозяйства (дорстроями). Они также дают заключения />/>о приемке в эксплуатациюобъектов сервиса, размещенных в контролируемых придорожных полосах (по 200метров в обе стороны от оси автомобильной дороги) соответственнореспубликанских и местных автомобильных дорог.
Пользователи земельных участков, находящихся вконтролируемой зоне автомобильных дорог, обязаны:
·    содержать в исправном состоянии выезды с закрепленных участков надороги общего пользования, включая переездные мостики;
·    постоянно содержать в надлежащем состоянии территорию земельныхучастков, а также находящиеся на ней строения, сооружения, коммуникации,лесонасаждения;
·    разрешать установку временных устройств для охраны автомобильныхдорог от снежных заносов.
Контроль за выполнением обязанностей пользователямиземельных участков, находящихся в контролируемой зоне автомобильных дорог,возлагается на специально уполномоченный орган государственного управлениядорожным хозяйством и исполнительные и распорядительные органы (ст.12 ЗаконаРеспублики Беларусь “Об автомобильных дорогах” от 5 января 1995г).
К землям воздушного транспорта относятся участки, занятыеаэропортами и аэродромами как основными объектами воздушного транспорта.Землями воздушного транс. См.: Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 29.11. 2000 г. № 1816 “Об упорядочении размещения ифункционирования объектов сервиса на автомобильных дорогах общего пользования”// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 114.5/4667;Постановление Комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта икоммуникаций Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства РеспубликиБеларусь от 15.08. 2001 г. “Об утверждении Положения о порядке размещения ифункционирования объектов сервиса на автомобильных дорогах общего пользования ивнесении изменений в приказ от 30.07. 1999 г. № 143/232 // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. 2001. № 98.8/7394.
В соответствии со ст.47 Воздушного кодекса РеспубликиБеларусь, вступившего в силу с 1 июля 1999 г., аэродром — это земельный иливодный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечениявзлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Дляобеспечения взлета и посадки воздушных судов выделяется посадочная площадка.Это цементный участок или специально подготовленная искусственная площадка.
Аэропорт включает в себя комплекс сооружений,предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушныхперевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземныесооружения и необходимое оборудование. По своему назначению аэропортыподразделяют на внутренние и международные. Кроме того, на землях воздушноготранспорта размещаются объекты единой системы организации воздушного движения.К ним относятся комплексы зданий и сооружений, коммуникаций, а также наземныеобъекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки исвязи, предназначенных для организации воздушного движения. Перечень такихобъектов устанавливается авиационными правилами.
Местность вокруг аэродрома, ограниченная по размерам, надкоторой осуществляется маневрирование воздушных судов (приаэродромнаятерритория), имеет особый режим. Она включает в себя прилегающую к аэродромузону контроля и учета объектов и препятствий, а также зону экологическойбезопасности. Ее размер устанавливается авиационными правилами.
Вокруг аэродромов и других объектов транспорта создаютсяохранные зоны, где могут быть ограничены права смежных собственников,владельцев и пользователей.
Магистральный трубопроводный транспорт — вид транспорта,предназначенный для транспортировки маги/>/>/>/>стральнымитрубопроводами продукции, подготовленной в соответствии с требованиямигосударственных стандартов и технических условий, от пункта приемки продукциидо пункта ее сдачи, передачи в другие трубопроводы, на иной вид транспорта илихранение.
Отношения в области магистрального трубопроводноготранспорта, возникающие при функционировании, создании, эксплуатации,консервации и ликвидации магистральных трубопроводов или системы магистральныхтрубопроводов, урегулированы Законом Республики Беларусь от 9.01. 2002 г. №87-3 “О магистральном трубопроводном транспорте”.
В состав объектов магистрального трубопровода входятсвязанные в единый технологический процесс централизованно обслуживаемые иуправляемые:
·    подземные, подводные, наземные и надземные трубопроводы с комплексомлинейных сооружений;
·    подземные хранилища газа;
·    нефтеперекачивающие станции, склады нефти и нефтепродуктов;
·    линии электропередачи и другие объекты энергоснабжениятрубопроводов и иных объектов для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов;
·    насосные и напоропонижающие станции, резерву-арные парки,водоочистные сооружения;
·    вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, подъезды кним, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассытрубопроводов.
Перечень объектов конкретных магистральных трубопроводовопределяется проектной документацией на их строительство и реконструкцию.
К землям магистрального трубопроводного транспорта относятсяземельные участки, занятые наземными и надземными объектами магистральноготрубопровода.
Земельные участки, необходимые для размещения объектовмагистрального трубопровода, предоставляются собственнику магистральноготрубопровода в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Размеры земельных участков, предоставляемых для этих целей,определяются в соответствии с утвержденными в установленном законодательствомпорядке государственными нормами и проектной документацией.
С целью обеспечения промышленной, пожарной и экологическойбезопасности магистрального трубопровода устанавливается охранная зонамагистрального трубопровода. Охранная зона магистрального трубопровода — территория с особыми условиями пользования, прилегающая к магистральномутрубопроводу, необходимая для обеспечения безопасной эксплуатациимагистрального трубопровода.
При размещении нескольких магистральных трубопроводов водном техническом коридоре устанавливается единая для всех трубопроводовохранная зона. Порядок установления охранных зон, размеры и режим ихиспользования определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Собственникам земельных участков и иным землепользователям,осуществляющим разрешенное землепользование в границах охранных зонмагистральных трубопроводов, компенсируются убытки, связанные с ограничениемземлепользования.
Магистральные трубопроводы или система магистральныхтрубопроводов могут находиться в государственной или частной собственности. Всобственности юридических или физических лиц могут находиться магистральныетрубопроводы или система магистральных трубопроводов, не отнесенныезаконодательными актами Республики Беларусь к объектам, находящимся только всобственности государства. Магистральные трубопроводы или система магистральныхтрубопроводов, находящиеся в республиканской собственности, могут закреплятьсяза республиканскими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения илиоперативного управления.
Собственник магистрального трубопровода или организация,оказывающая услуги по транспортировке продукции магистральным трубопроводом илисистемой магистральных трубопроводов и осуществляющие их эксплуатацию, вграницах охранной зоны магистрального трубопровода выполняют работы по ремонтуи обслуживанию объектов магистрального трубопровода, по ликвидации последствийинцидентов, аварий и чрезвычайных ситуаций и иные работы в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь.
При выполнении работ по ремонту магистрального трубопроводадолжны быть предварительно уведомлены собственники, землевладельцы илиземлепользователи земельных участков, находящихся на границе охранной зонымагистрального трубопровода, о планируемых работах и согласованы с ними условиявозмещения возможных потерь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11апреля 1998 г. № 984 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов.Трассы трубопроводов должны быть обустроены, обозначеныинформационно-опознавательными значками. С целью обеспечения нормальных условийэксплуатации магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть, природныйгаз, нефтепродукты и другую продукцию, устанавливаются охранные зоны:
·    вдоль трассы трубопроводов — в виде участка земли, ограниченногоусловными линиями, проходящими в 50-100 метрах от оси трубопровода с каждойстороны (в зависимости от транспортируемой продукции);
·    вдоль подводных переходов — в виде участка водного пространстваот водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями,отстающими от осей крайних трубопроводов на 100 метров с каждой стороны.
Охранные зоны устанавливаются и вокруг емкостей для храненияи разгазирования конденсата, вокруг технологических установок подготовкипродукции и др. объектов.
Любые работы и действия, производимые в охранных зонахтрубопроводов, выполняются в соответствии с Инструкцией по производству работ вохранных зонах магистральных трубопроводов, которая утверждена постановлениемПроматомнадзора от 29 мая 1998 г. № 6.
Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов,не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используются ими дляпроведения сельскохозяйственных работ при условии обязательного соблюдениязаконодательства.
Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонахтрубопроводов производятся землевладельцами и землепользователями спредварительным уведомлением предприятий трубопроводного транспорта.
Трубопроводы относятся к производствам повышенного риска, ипотому правилами охраны магистральных трубопроводов (п.16-17) предусмотренызапреты и ограничения, связанные с их функционированием.
Порядок осуществления любой хозяйственной деятельностиюридическими и физическими лицами в охранных зонах магистральных трубопроводовустановлен специальной Инструкцией по производству работ в охранных зонахмагистральных трубопроводов. Она утверждена постановлением Комитета по надзоруза безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике приМинистерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 20.05. 1998 г.№8.
Внутренний водный транспорт — вид транспорта, на которомперевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям сиспользованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река, море)плавания и маломерных судов.
Землями внутреннего водного транспорта признаются участки,занятые речными портами, пристанями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениямии сооружениями, иными объектами, обслуживающими этот транспорт.
Внутренние водные пути составляют исключительнуюсобственность государства. Реки, озера, водохранилища, каналы и иные водныеобъекты являются внутренними водными путями общего пользования, за исключениемслучаев, когда их использование в целях судоходства полностью или частичнозапрещено либо они предоставлены в обособленное водопользование.
В собственности юридических или физических лиц могутнаходиться искусственные сооружения на внутренних водных путях, не отнесенныезаконами Республики Беларусь к объектам, находящимся только в собственностигосударства.
В постоянное пользование республиканским унитарнымпредприятиям внутренних водных путей предоставляются земельные участки, занимаемыезданиями социального и производственного назначения и сооружениями.
Республиканские унитарные предприятия внутренних водныхпутей имеют право:
·    пользоваться береговой полосой для выполнения работ пообеспечению судоходства;
·    устанавливать на береговой полосе навигационные знаки;производить рубку расположенной на береговой полосе древесно-кустарниковойрастительности, создающей опасность для судоходства, в целях обеспечениявидимости навигационных знаков по согласованию с территориальными органамигосударственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды июридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. При необходимости установкабереговых навигационных знаков и рубка просек в целях обеспечения их видимостимогут производиться за пределами береговой полосы в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь;
·    использовать безвозмездно для выполнения работ грунт, камень,гравий, а также древесно-кустарниковую растительность, находящиеся в пределахбереговой полосы.
Пользование водными участками для нужд промышленногорыболовства в местах, где они используются для нужд судоходства, допускается посогласованию с республиканским органом государственного управления в областивнутреннего водного транспорта и иными органами государственного управления всоответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для выполнения работ, связанных с судоходством, навнутренних водных путях вне населенных пунктов организациям внутреннего водноготранспорта предоставляется в постоянное пользование полоса отвода земли(береговая полоса) шириной 20 метров от уреза воды или от бровки берега (накрутых берегах) в глубь материка или острова.
Право пользования береговой полосой не распространяется наполосу отвода железной дороги и другие участки земли, на которых расположеныустройства и сооружения железнодорожного транспорта, полосы отводаавтомобильных дорог, на охранную зону надводных и подводных переходов, участки,укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные законодательствомРеспублики Беларусь.
Предоставление земельных участков в зоне действиянавигационного оборудования и возведение на них каких-либо сооруженийосуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь,по согласованию с республиканскими унитарными предприятиями внутренних водныхпутей.
Пользование береговой полосой в пределах внутренних водныхпутей на участках пограничной зоны Республики Беларусь осуществляется всоответствии с законодательством Республики Беларусь и по согласованию сГосударственным комитетом пограничных войск Республики Беларусь.
На юридических лиц и граждан, использующих береговую полосудля выполнения временных работ, после их окончания возлагается обязанность поее очистке и обустройству.
Правовые, экономические и организационные основы судоходствапо внутренним водным путям в Республике Беларусь урегулированы Кодексомвнутреннего водного транспорта от 26.02. 2002 г.1.
Органы речного транспорта, кроме права пользованиязакрепленными за ними землями, имеют специальные права в отношении береговойполосы судоходных рек, каналов, озер. Эти земли не передаются в пользованиеорганов транспорта, а остаются в прежнем владении или пользовании. Органамречного транспорта предоставлено право использовать эти участки для бечевойтяги судов и плотов, причаливания и ремонта судов, временного складированиягрузов, возведения охранных сооружений, поддержания судоходства, других целей,связанных с улучшением судоходства.
Земельные участки, предоставленные в пользование и арендусоответствующим предприятиям и организациям связи для выполнения возложенных наних задач, именуются землями связи.
Это участки для устройства и эксплуатации воздушных,подземных и подводных линий связи и электрических сетей, земли, занятые служебнымизданиями и сооружениями. Наряду с Кодексом о земле правовой режим этих земельурегулирован специальными Правилами охраны линий связи и электросетей, другиминормативными актами, утвержденными в установленном порядке.
Линии связи и электропередач проходят практически через всекатегории земель, однако наиболее часто вдоль автомобильных и железных дорог.Для этих целей используются земли несельскохозяйственного назначения илисельскохозяйственные угодья худшего качества. Часть земельных участков отводитсяпод устройство охранных зон, разрывов, просек и других охранных территорий.
Субъектами права землепользования выступают предприятия иорганизации, эксплуатирующие линии связи и электрические сети. Предоставлениеземель производится как в постоянное, так и во временное пользование. Наусловиях постоянного пользования предоставляются земельные участки для опорвоздушных линий связи и линий электропередач, мачт и башен радиорелейных линийсвязи; наземных сооружений кабельных и воздушных линий связи и линийэлектропередачи.
Во временное пользование выделяются земельные участки повсей трассе прохождения кабелей, а также для монтажа и установки опор воздушныхлиний и подвески проводов и для других целей.
Размеры земельных участков для линий связи и электрическихсетей определяются соответствующими нормами, проектами строительства иэксплуатации объектов.
Постановлением Правительства Республики Беларусь от 16.04.96г. № 262 утверждены Правила охраны линий, сооружений связи и радиофикации вРеспублике Беларусь.
Для предупреждения повреждений линий связи и радиофикацииустанавливаются охранные зоны:
·    для подземных кабельных и воздушных линий связи и радиофикацииучастки земли вдоль этих линий, определяемые параллельными прямыми, отстоящимиот трассы подземного кабеля или от крайних проводов внутренних линий на 2 метрас каждой стороны;
·    для кабелей связи при проходах через судоходные и сплавные озера,водохранилища, каналы — в виде участка водного пространства от воднойповерхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими оттрассы кабеля на 100 метров с каждой стороны;
·    для наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов накабельных линиях связи — в виде участка земли, определенного замкнутой линией,отстающей от усилительных пунктов на 3 метра.
Для охраны линий связи создаются просеки в лесных массивах изеленых насаждениях: для подземных кабельных линий связи — шириной 4 метра (по2 метра с каждой стороны трассы), для воздушных линий связи и радиофикации — неменее расстояния между крайними проводами плюс по 3 метра с каждой стороны открайних проводов до ветвей деревьев.
В этих целях устанавливаются минимально допустимыерасстояния (разрывы) между сооружениями линий связи и радиофикации и ближайшимидругими сооружениями, определяемые правилами возведения соответствующихобъектов.
В пределах охранных зон и просек без письменного согласияэксплуатационных предприятий запрещается осуществлять строительно-монтажные ивзрывные работы, земляные работы на глубине более 0,3 метра, производитьпосадку деревьев, складировать материалы, кроме удобрений, жечь костры,устраивать стрельбища, сооружать проезды и стоянки автотранспорта, тракторов идругой техники и ряд других действий. Запрещено осуществлять всякого рода действия,могущие нарушить нормальную работу линий связи и радиофикации.
Земельные участки в пределах охранных зон на трассах линийсвязи и радиофикации не изымаются у землевладельцев, землепользователей исобственников земельных участков, но используются ими при обязательномсоблюдении требований охраны линий и сооружений связи и радиофикации.
Для охраны электрических сетей напряжением до 1000 ваттустанавливаются: а) охранные зоны:
·    вдоль воздушных линии электропередач (за исключением ответвленийк вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми,отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли при неотключенномих положении на 2 метра с каждой стороны;
·    вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участказемли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 1метр с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах подтротуарами — на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторонупроезжей части улицы;
·    минимально допустимые расстояния между линиями электропередачинапряжением до 1000 ватт и ближайшими зданиями и сооружениями, а такжедревесными и другими насаждениями, определяемые специальным законодательством.
Правилами охраны высоковольтных электрических сетей в целяхобеспечения их сохранности, нормальных условий эксплуатации сетей этогонапряжения, а также предотвращения несчастных случаев вдоль воздушных линийэлектропередачи устанавливается охранная зона в виде земельного участка ивоздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими пообе линии от крайних проводов при не отклоненном их положении (в зависимости отнапряжения) на расстоянии от 10 до 55 метров.
Землями для нужд обороны являются земли, предоставленные дляразмещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений,военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил РеспубликиБеларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войск (ст.120 Кодекса оземле).
Воинские части вправе предоставлять во временное пользованиеколхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам земли полигонов,аэродромов, другие участки для сенокошения, выпаса скота и посевовсельскохозяйственных культур, для лесохозяйственных целей.
Земли обороны запрещено передавать в пользование гражданам,даже военнослужащим.
Как и другим землепользователям, воинским частямпредоставлено право использовать имеющиеся на земельном участкеобщераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты,а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. Они вправе возводитьжилые, производственные и иные строения и сооружения.
Правовой режим земель обороны отличает то, что не только насмежных с ними земельных участках, но и на самих этих землях могут бытьустановлены особые (запретные) зоны. Границы внутренних запретных зонустанавливаются Министерством обороны и командованием воинских частей.Ограничения использования этих земель связаны с установлением особого режимапосещения указанных территорий, запрета нахождения на них как граждан, так ивоеннослужащих, не обслуживающих военные и оборонные объекты.
Кроме прав, на воинские части и других землепользователейвозлагаются обязанности по уходу за землями, строго Целевому их использованию.
/>/>Составной частью земельобороны являются земли пограничных войск. Этим воинским формированиямпредоставляются земельные участки для размещения военных городков и специальныхобъектов.
Правовой режим земель обороны имеет ряд общих черт с инымиземлями, входящими в данную категорию, однако есть и существенные отличия.
Во-первых, земли обороны отличает строго целевой характериспользования.
Во-вторых, для обороны земли предоставляются как впостоянное, так и во временное пользование. В ст.13 Закона Республики Беларусьоб обороне от 3 ноября 1992 г.1 указано, что порядок предоставления земель длянужд обороны устанавливается действующим законодательством. Так, для проведенияучений, маневров, передислокации воинских частей и соединений земельные участкиу землевладельцев и землепользователей, на территории которых осуществляютсяуказанные действия, не изымаются. После окончания использования данных земельвойсковые части, военные учебные заведения и другие воинские формированияобязаны привести их в состояние, пригодное для использования по назначению, ивозместить убытки землевладельцам и землепользователям.
В-третьих, земли, предоставленные для нужд обороны,разнообразны по составу. Часть из них составляют лесные площади. В составземель обороны включаются сельскохозяйственные угодья. Они используются длясоздания подсобных хозяйств, других хозяйственных целей.
В последние годы усилилась роль контроля за использованием иохраной вышеуказанных земель. Его осуществляют местные исполнительные ираспорядительные органы.
Кроме того, воинские подразделения сами устанавливаютвнутреннюю структуру земель, регламентируют их использование, никто не можетвмешиваться в их деятельность. В состав пограничной зоны (там, где онаустанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть водпограничных рек, озер и иных водоемов и расположенные в этих водах острова.
Пограничная полоса устанавливается непосредственно вдольГосударственной границы Республики Беларусь на ее сухопутных участках или вдольберегов пограничных рек, озер и иных водоемов с учетом особенностей местныхусловий. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массовогоотдыха (ст. 19 Закона о Государственной границе Республики Беларусь).
Использование земельных участков для изыскательских работрегламентировано ст.32,33 Кодекса о земле Республики Беларусь.
Юридические лица Республики Беларусь, предприниматели безобразования юридического лица, осуществляющие геологосъемочные, поисковые,геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы впорядке, установленном законодательством Республики Беларусь, без изъятияземельных участков у землевладельцев, землепользователей и собственниковземельных участков.
Разрешение на проведение изыскательских работ на земельныхучастках выдается районным, городским исполнительным и распорядительным органомна срок не более одного года по согласованию с землепользователями,землевладельцами и собственниками земельных участков.
Юридические лица, предприниматели без образования юридическоголица, проводящие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводитьзанимаемые земельные участки в состояние, пригодное для использования поназначению. Приведение земельных участков в пригодное для использования поназначению состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого — непозднее чем в месячный срок после завершения работ, исключая период промерзанияпочвы.
Юридические лица, предприниматели без образованияюридического лица, проводящие изыскательские работы, />которые по технологии ихвыполнения требуют занятия земельного участка или его части для размещениявременных построек, оборудования, техники, складов сырья и других сооружений,ограничивающих полностью или частично использование этих земельных участковземлепользователями, землевладельцами и собственниками, возмещаютземлевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков всепричиненные убытки, включая упущенную выгоду.
Одним из видов природных объектов и самостоятельным объектомокружающей среды являются недра.
Недра — часть земной коры, расположенной ниже почвенногослоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов иводотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения иосвоения.
Земли для пользования недрами включают земельные участки,которые предоставлены или используются для этих целей. Среди таких видов ст.12Кодекса Республики Беларусь о недрах предусматривает геологическое изучение,добычу полезных ископаемых, строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений,не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемыхприродных территорий и объектов, имеющих научную, историческую,культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность, сборминералогических, палеонтологических и других уникальных геологическихматериалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно длягеологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых.
Пользование недрами может быть постоянным или временным.Постоянным признается пользование недрами без заранее установленного срока. Вовременное пользование недра предоставляются на срок: для геологическогоизучения недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых, — до 5 лет; для добычи полезныхископаемых — до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования — до 25 лет.При необходимости срок временного пользования недрами может быть продлен напериод, не превышающий соответственно вышеуказанные сроки.
Земли, предоставленные для пользования недрами, не отнесенызаконом к самостоятельной категории земельного фонда, как это сделано вотношении земель, например, лесного или водного фонда. Они отграничиваются отдругих земель по целевому назначению.
Особенности правового режима земель для пользования недрамисостоят в особом правовом регулировании отношений по недропользованию ипользованию этими землями. Они заключаются также в особом круге субъектов правапользования этими землями, основаниях предоставления участков недр и земельныхучастков в пользование, порядке предоставления земельных участков для указанныхцелей, круге прав и обязанностей пользователей и ряде иных. Участки недр длягеологического изучения предоставляются с соблюдением указанных выше правил безизъятия земельных участков у землевладельцев, землепользователей исобственников земли.
Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляютсяв пределах горного отвода и предоставленного пользователю земельного участка.Аналогичным образом предоставляются участки недр для добычи торфа,строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых.
Пользователями недр могут быть юридические лица независимоот форм собственности и подчиненности и физические лица, в том числеиностранные. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронениярадиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственныепредприятия и организации
В соответствии со ст.30 Кодекса о недрах землевладельцы,землепользователи и собственники земель имеют в пределах предоставленных им вустановленном порядке земельных участков осуществлять добычу для своих хозяй/>ственных нуждобщераспространенных полезных ископаемых, а также строительство и (или)эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Без изъятия земельных участков у землевладельцев,землепользователей и собственников земель в пределах геологического отводаучастки недр предоставляются их пользователям для геологического изучения.
Пользователи недрами наделены широким кругом прав. Так, онивправе самостоятельно выбирать формы и методы хозяйствования, использовать вустановленном порядке добытое сырье, если иное не оговорено в лицензии,производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счетсобственных средств в пределах предоставленного горного отвода, а такжеограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых.
Пользователи недр обязаны использовать предоставленныеучастки недр в соответствии с целью, для которой они предоставлены, выполнятьусловия пользования, определенные в лицензии, своевременно и в полном объемевносить платежи за пользование недрами, вести регистрацию и учет всех видовработ по недропользованию, обеспечивать безопасное ведение работ, связанное спользованием недрами, и др. Правовой режим земель для целей недропользованияобладает и той спецификой, что данные участки необходимо восстанавливать.Недропользователи обязаны приводить земельные участки и другие природныеобъекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное длядальнейшего их использования, возмещать вред землевладельцам,землепользователям и собственникам земель.
Разрешение на проведение изыскательских работ на земельныхучастках выдается районным, городским исполнительным и распорядительным органомна срок не более одного года по согласованию с землепользователями,землевладельцами и собственниками земельных участков.
Сроки и место проведения указанных работ согласовываются сземлепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков.
Передача рекультивированных земель для использования их поназначению производится в соответствии с “Положением о порядке передачирекультивированных земель землевладельцам и землепользователям субъектамихозяйствования, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, атакже проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иныеработы, связанные с нарушением почвенного покрова”, утвержденным приказомГосударственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографииРеспублики Беларусь от 25 апреля 1997 г. №22.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.     Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканскомреферендуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) Минск“Беларусь” 2004г.
2.     Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам /Комментарии В.Ф. Чигира. — 3-е изд. — Мн.: Амалфея, 2000. — 704с.
3.     Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425.Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. ОдобренСоветом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база “ЮСИАС”.
4.     Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. — Мн.: ПолиБиг. Позаказу общественного объединения “Молодежное научное общество”. 1999. — 360с.
5.     Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. –Мн.: Амалфея, 2000. – 480с.