/>/>Росжелдор
/>Государственное образовательное учреждение
/>высшего профессионального образования
/>«Ростовский государственный университет путей сообщения»
/>Международный институт предпринимательства и права
/>Кафедра «Теория государства и права»
/>
/>КУРСОВАЯ РАБОТА
/>По дисциплине «Конституционное (государственное) право России
ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГОСПМОУПРАВЛЕНИЯ
/>Ростов-на-Дону
/>2008
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и особенностиместного самоуправления
§ 1 Понятие местного самоуправления
§ 2 Основные признаки местногосамоуправления
§ 3 Организация местногосамоуправления
Глава 2. Принципы местногосамоуправления
Заключение
Библиография
/>Введение
Сейчасправовое положение исполнительных органов местного самоуправления определяется:общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорамиРоссийской Федерации; нормативно-правовыми актами федерального уровня;нормативными правовыми актами субъектов РФ; нормативными правовыми актами,принимаемыми населением и органами местного самоуправления.
Федеральныйуровень правового регулирования исполнительных органов местного самоуправленияуже был предметом научного анализа. Вне детального анализа пока остаетсярегиональный уровень нормативного правового регулирования организации идеятельности исполнительных органов местного самоуправления.
Установление общихпринципов организации местного самоуправления относится к предметам совместноговедения Российской Федерации и ее субъектов. Именно этим объясняется актуальностьданной темы.
В данной работе я попытался дать нетолько общее представление о местном самоуправлении, но и попытался осветитьего насущные проблемы и задачи на сегодняшний день, которые приобреликачественно иной характер за последние годы, из-за преобразования политическойсистемы.
Цельюданной курсовойработы является:
— раскрыть понятие местногосамоуправления в Российской Федерации;
— выявить основные принципы местногосамоуправления;
В соответствии суказанной целью, основными задачами исследования являются:
— дать точное понятие местномусамоуправлению, опираясь на взгляды ученых-правоведов;
— охарактеризовать основные принципыместного самоуправления;
— выявить основные направлениядеятельности органов местного самоуправления
Объект исследования – это органы местного самоуправленияРоссийской Федерации.
Предметом исследования — труды ведущих ученых – юристовроссийского и зарубежного законодательства.
Тема данной контрольнойработы носит исследовательский характер и предусматривает всестороннююхарактеристику объекта исследования.
/>Глава1. Понятие и особенности местного самоуправления/> § 1 Понятие местного самоуправления
Какмы знаем, исторически местное или муниципальное самоуправление возникло изродовой общины, то есть первичной ячейки человеческого общества. Объединенныесвоими суровыми условиями жизни, люди были вынуждены добывать пищу и выполнятьряд других функций совместно. Отсюда и возникли определенные правилаорганизации совместной жизни, ограничивающие интересы каждого человека во имягрупповых совместных интересов. Объединение диктовалось также необходимостьюпередачи знаний и навыков от поколения к поколению. И в таких условиях властьполучили старейшины родов (общин), обладающие знаниями и жизненным опытом. Такаяподобная организация людей и начала означать своеобразный зачатоксамоуправления. Соответственно, мы выяснили, что самоуправление, община старше,чем государство.[1]
Подместным самоуправлением понимается право и реальная способность органовместного самоуправления устанавливать значительную часть государственных дел иуправлять ею, действуя в рамках действующего закона, под свою ответственность ив интересах местного населения.
Какмы знаем, это право осуществляется советами или собраниями, состоящими изчленов. Также у советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительныеорганы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдумуили любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает.[2]
Извышесказанного можно сделать вывод, что местное самоуправление в РоссийскойФедерации является признаваемая и гарантируемая Конституцией РоссийскойФедерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения порешению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросовместного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иныхместных традиций.
ВРоссийской Федерации местное самоуправление является формой осуществлениянародом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных КонституциейРоссийской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственностьрешение населением непосредственно и через органы местного самоуправлениявопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетомисторических и иных местных традиций.
В отличиеформулировок российских законов от Европейской хартии местного самоуправлениясостоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местногосамоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формампрямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего,само население и уж затем — органы местного самоуправления. В то же времяЕвропейская хартия говорит не только о праве, но и о реальной способностиорганов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальнаяспособность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным слабымместом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы иратификация в 1998 году Европейской хартии требуют учета всех ее отправныхположений. В ней установлено, что «принцип местного самоуправления долженбыть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституциистраны».[3]
Какмы знаем, что в демократическом правовом государстве разделение властейпроисходит не только по горизонтали — на законодательную, представительную исудебную ветви, но и по вертикали — на центральную и местную власть. Вфедеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется:выделяются три уровня власти — центральная (федеральная), региональная(субъектов федерации) и местная власть. Так вот наличие местных органов властиобусловливается тем, что центральная власть не в состоянии эффективно решатьразноуровневые местные проблемы. Централизованный подход в управлении не можетучесть всех особенностей и трудностей большого количества местных сообществ,поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местнымсообществам определенной автономии в решении внутренних дел. Под местнымсамоуправлением понимается право и реальная способность органов местногосамоуправления регламентировать значительную часть государственных дел иуправлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересахместного населения.
Такжесуществует два главных подхода к определению местного самоуправления. Теорияместного самоуправления исходит из полного отделения друг от другагосударственной власти и местного самоуправления. Содержанием деятельностиместного самоуправления являются местные интересы и задачи — неотъемлемое правонаселения соответствующих территорий. Как мы узнали из источников, что общественнаятеория местного самоуправления была характерна для первой половины XIX в. Во второй половине XIX в.возобладала «государственная» теория местного самоуправления, согласно которойместное самоуправление — это форма децентрализации государственной власти,осуществление по поручению государства в рамках, установленных государством,управления «местными делами» с использованием органов, которые формируются принепосредственном участии жителей соответствующих территорий. А вот государственнаятеория получила широкое значение в конституционно-правовом регулированииместного самоуправления в различных странах. Данный подход нашел свое отражениеи в принятой Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления какдокументе, отражающем современные общедемократические стандарты регулированияместного самоуправления.[4]
Конституционноезаконодательство Российской Федерации, больше тяготеет к общественной теорииместного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации местноесамоуправление определяют как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФсамостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решениюнепосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местногозначения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местныхтрадиций. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населениемвопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальнойсобственностью.
Выдающийсяроссийский конституционалист Б.Н. Чичерин большое внимание уделял проблемамместного самоуправления. Ученый считал очень важным вопрос о степени централизациии взаимоотношениях органов местного самоуправления и вышестоящих органов,подчеркивая, что «основное политическое правило» заключается в том,что местное самоуправление должно согласовываться с центральным. Государство, — по его мнению, — требует единства действий, не только во внешних сношениях, но,прежде всего, в ходе внутренних дел. Само внешнее единство зависит отвнутреннего; на последнем основана вся сила государства”/> § 2 Основные признаки местногосамоуправления
Л.Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления,отличающих его от государственной власти. К ним он относит:
— различие в характере власти. Местное самоуправление — власть подзаконная,действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
— разграничение сфер компетенции. Речь идет об отграничении круга дел,предоставленных местному самоуправлению;
— самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении какоб особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные иотграниченные средства для осуществления своих задач;
— территориально ограниченный выборный принцип.[5]
Всеэти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Европейскойхартии местного самоуправления и в Конституции РФ.
Такимобразом, можно дать, на мой взгляд, более точное понятие местного самоуправления,что это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень,наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией исамостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями инесет ответственность перед ними.
В понятииместного самоуправления можно тоже выделить несколько основных элементов(признаков):
1) содержаниемместного самоуправления является деятельность населения по решению вопросовместного значения. Под населением в федеральном законе понимается населениемуниципального образования. В рамках деятельности местного самоуправлениянаселение муниципального образования занимается решением вопросов местногозначения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельностинаселения муниципального образования, отнесенных к таковым уставоммуниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательствомРоссийской Федерации и ее субъектов;
2)местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения.Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий дляосуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.Самостоятельность местного самоуправления определяется его отделением отсистемы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нетсубъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. КонституцияРФ подчеркивает, что структура органов местного самоуправления в основном определяетсянаселением самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельноуправляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняютместный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрануобщественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;
3)местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;
4)местное самоуправление осуществляется в двух формах, непосредственно(путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собранияхграждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, созданиятерриториального общественного самоуправления) и через органы местногосамоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решениевопросов местного значения);
5) местноесамоуправление осуществляется из интересов населения, а также из егоисторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принципдецентрализации — отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местнымиделами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические иместные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими,демографическими, экономическими и другими факторами.
Однимиз главных моментов в организации местного самоуправления в России являетсязакрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации наосуществление местного самоуправления./>§ 3Организация местного самоуправления
Местноесамоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования.Муниципальное образование — это городское, сельское поселение, в пределахкоторого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальнаясобственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Территориимуниципальных образований устанавливаются с учетом исторических и иных местныхтрадиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских,сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимыедля развития поселений, и другие земли в границах муниципального образованиянезависимо от форм собственности и целевого назначения. Изменение и установлениеграниц муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иныхместных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления,органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При измененииграниц муниципального образования обязателен учет мнения населениясоответствующих территорий.
Важнымусловием для осуществления местного самоуправления в муниципальном образованииявляется наличие устава муниципального образования. Федеральный закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»устанавливает круг вопросов, которые должны обязательно содержаться в уставемуниципального образования:
1)границы и состав территории муниципального образования;
2)вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3)формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решениивопросов местного значения;
4)положения, касающиеся органов местного самоуправления и их должностных лиц:структура и порядок формирования, наименование, срок полномочий, основания ивиды ответственности, порядок отзыва, выражения недоверия населением илидосрочного прекращения; статус, социальные гарантии должностных лиц; условия ипорядок организации муниципальной службы;
5)экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общийпорядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
6)другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции ипорядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законамисубъектов Российской Федерации.
Уставразрабатывается муниципальным образованием и принимается представительныморганом местного самоуправления или самим населением непосредственно. Онподлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента егоофициального опубликования (обнародования).[6]
/>Глава2. Принципы местного самоуправления
РазвитиеРоссии в качестве демократического правового государства во многом определяетсятем, насколько рациональной и эффективной является организация власти вгосударстве, причем не только центральной, но и — прежде всего — местнойвласти, представленной системой органов местного самоуправления. Местноесамоуправление — одна из фундаментальных демократических основ конституционногостроя Российской Федерации.
Всегодняшних условиях процессы реформирования местного самоуправленияприобретают значение важнейшей тенденции развития всей системы российскойгосударственности. Критическое отношение к отдельным нововведениям в системеорганизации власти на местах не должно мешать уяснению и признанию тогообстоятельства, что муниципальная реформа обусловлена объективными причинамифундаментального характера, среди которых поиск путей дальнейшего развитияклассических институтов демократии (к которым относятся и институты местногосамоуправления) на основе оптимального баланса и сочетания национальныхособенностей суверенной демократической государственности с универсальными,считающимися общепринятыми в современном мире стандартами демократии.Принципиально важно исходить из того, что суверенное государство, будучиобъектом демократических преобразований, всегда должно оставаться ихдоминирующим субъектом, призванным обеспечивать не только созданиеинструментальной системы публично-правового управления, но и поддержание ееэффективного функционирования на основе принципов демократии, верховенстваправа, защиты прав и свобод человека и гражданина
Общимипринципами формирования органов местного самоуправления являются:
1)обязательность наличия выборных органов;
2)самостоятельность органов местного самоуправления, отделение их от системы органовгосударственной власти, невозможность осуществления местного самоуправленияорганами государственной власти и государственными должностными лицами,невозможность со стороны органов государственной власти образовывать органы иназначать должностных лиц местного самоуправления;
3)самостоятельность населения муниципального образования в определении структурыорганов местного самоуправления;
4)наделение органов местного самоуправления в соответствии с уставамимуниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местногозначения.[7]
Внаше время реализация конституционной модели местного самоуправления,характеризующаяся требованиями единства правотворческой и правоприменительнойпрактики, предопределяет появление своего рода кумулятивного эффекта в видеотносительно нового явления демократической действительности — институтовмуниципальной (поселенческой) демократии, что предполагает необходимостьспециальных научных исследований.[8]
Местноесамоуправление является материальной основой становления и развития институтовмуниципальной демократии. В этом плане муниципальная демократия в сегодняшнем еепонимании — это универсальный, получивший искреннее признание, в том числе намеждународно-правовом уровне, институт демократической организации современногогражданского общества и правового государства.
Говоряоб организации местного самоуправления в государстве, Б.Н. Чичерин подчеркивал,что органы местного самоуправления должны решать в основном местные дела и ихдеятельность должна заключаться в следующем:
1.Выбор представителей для «заведования местными делами, или же назначениеправительством независимых лиц из местных жителей для самостоятельногоуправления делами. Последнее, — писал Чичерин, — составляет специальную формуанглийского самоуправления». Он подчеркивал, что нельзя согласиться с темиисследователями, которые считают такое положение дел истинным существомсамоуправления. «Назначение правительством независимых лиц, — по мыслиученого, — может, при надлежащих условиях и гарантиях, заменить до некоторойстепени выборное начало; но последнее остается все-таки главным проявлениемсвободы местных союзов, которая и составляет основание самоуправления».
2.Автономия, или право «издавать обязательные постановления для известнойместности». Вместе с тем Чичерин полагал, что государственное единствоспособствует становлению единообразного законодательства, а отклонения от общихзаконов определяются центральной законодательной властью. Местным властямпредоставляется только специальный круг действий с определенной степенью власти.
Чичеринотмечал необходимость наличия у органов местного самоуправления полномочий вбюджетно-финансовой сфере. По его мнению, к самоуправлению «в точномсмысле» или самостоятельному заведованию местными делами относятся:«право налагать подати и повинности, распоряжаться своим имуществом,делать долги, вести тяжбы, заводить разные учреждения… самостоятельноуправлять местными расходами».
Ученыйотмечал, что «самый существенный вопрос состоит в том, имеют липредставители местности только право решать дела, с возложением исполнения направительственные органы, или же они имеют свои собственные органы, заведующиепредоставленными делами? Только последним устанавливается самоуправление вистинном смысле». Известный правовед отмечал, что органам местного самоуправления«могут быть вверены дела, принадлежащие… к ведомству центральнойвласти». Чичерин был глубоко убежден в том, что «наибольший просторорганам местного самоуправления следует предоставлять именно в решении местныхдел». «Администрация, — писал он, — не должна быть искусственныммеханизмом, насильственно наложенным на страну и подводящим все под одинуровень. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всегоудовлетворяются местным самоуправлением. Но… местные интересы находятся втесной связи с общими». Эту мысль он изложил в статье «О земскихучреждениях»: “… в местном управлении есть… обстоятельство,которое ставит его в ближайшую зависимость от государственной власти. Дела,составляющие предмет местного управления, заключают в себе интерес не толькоместный, но и государственный. Благосостояние целого зависит от благосостояниячастей”. И далее: “… общая государственная власть должна все местныесамоуправления направлять к общей цели”. По мнению Чичерина, этинаправление, контроль и помощь составляют «существо административнойцентрализации, без известной доли которой не может обойтись ни одноблагоустроенное общество. Местное самоуправление не может быть оторвано отобщей администрации.[9]
Центральнаявласть, полагал Чичерин, может оставить за собой следующие права:
1.Назначение местных властей и утверждение выборных. При этом, отмечал ученый,»назначение, бесспорно, дает некоторую силу и влияние центральной власти;но если местные власти, назначаемые из центра, пользуются бессменностью и могутдействовать самостоятельно, то централизации в этом случае нет. Примерпредставляет назначение несменяемых судей, которые действуют по закону исовести, не подчиняясь внешнему руководству”. Ученый подчеркивал, что«централизации в собственном смысле нет даже и там, где местные власти,назначаемые и сменяемые по усмотрению центрального правительства, управляютвполне по собственному усмотрению». Относительно утверждения выборных онписал, что «оно может иметь двоякий характер: чисто формальный, состоящийв том, что выборные допускаются к исправлению должности, если нет законныхпрепятствий, или же с правом не утверждать на основании известных мотивов илидаже просто по усмотрению. Последнее, в сущности, несовместимо с выборнымначалом». Чичерин говорил, что «когда имеется в виду сочетание выборас назначением, то… лучше предоставить правительству назначение лица из числавыборных депутатов».
2.Надзор за местными властями. Это право, по его мысли, «составляетнаименьшую степень централизации. Надзор производится посредством отчетов,ревизий, объезжающих инспекторов, наконец, посредством правительственныхвластей, постоянно находящихся на местах».[10]
3.«Восхождение местных дел на решение или утверждение центральной власти.Это, — подчеркивал ученый, — может совершаться различными способами: или пожалобам частных лиц, или по постановлениям местной правительственной власти,которая приостанавливает решение представителей местных союзов, или, наконец,по самому существу дела, в силу закона. Первый есть порядок, принятый в делахслужебных; он прилагается всякий раз, как граждане считают свои праванарушенными… Во втором случае требуются некоторые гарантии длясамоуправления: так, по прошествии известного срока дело может считатьсяутвержденным, если не последовало протеста; или же правительственной властидается право не утверждать только в случае нарушения законов, а не по своемуусмотрению… При этом ей может быть дано только право останавливать дело ипереносить его на решение высшей инстанции, судебной или административной; илиже ей дается отрицательное право отвергнуть решение, но не изменять… Наконец,некоторые дела, особенно важные, могут, в силу закона, восходить на утверждениецентральной власти… Чем больше такого рода дел, восходящих к центральнойвласти, — утверждал Чичерин, — тем сильнее централизация». Вместе с тем онпредупреждал, что «чрезмерное ее расширение ведет к тому, что за всякимимелочами обращаются к центру».
4.«Направление местной деятельности из центра посредством обязательных постановлений,инструкций и предписаний. Здесь гарантией самоуправления служит основноеправило, что для него обязателен только закон, а не правительственныепостановления, и еще менее инструкции…»
Весьмаинтересным и актуальным для сегодняшнего дня представляется положение,высказанное Б.Н. Чичериным, о том, что «местное самоуправление может бытьполитическое и административное. Политическое самоуправление, дающееполитические права местным союзам, вовсе не совместимо с государственнымединством. Оно возможно только в сложных государствах или в общественном строе,который держится на началах частного права, каким был средневековый порядок. Вединичном государстве речь может идти только о самоуправлении административном».[11]
Рассматриваявзгляды Б.Н. Чичерина на проблемы соотношения централизации и местногосамоуправления, следует выделить его вопрос о том, что избыток централизации,«может породить величайшее зло; тут выступает уже не полезная, а вреднаяее сторона. При нормальных условиях, при уравновешенных отношенияхпреувеличение одностороннего начала отражается пагубно на всей государственнойжизни. Высшая цель государства состоит не в усилении власти, а в том, чтобыкаждый общественный элемент получил надлежащее развитие и занял подобающее емуместо в общем организме. Эта цель, — утверждал ученый, — достигается толькоослаблением централизации и предоставлением большей самостоятельности местномууправлению».
Анализируяидеи ученого о роли местного самоуправления в государстве, необходимо подчеркнуть,что он отдавал предпочтение трехзвенной структуреадминистративно-территориального деления: община — округ — область. Именнотрехзвенная структура является в наши дни одной из наиболее распространенных иудобных с точки зрения организации местного самоуправления.
Ученыйподчеркивал, что «центр тяжести местного управления» находится там,«где местные союзы вступают в отношения к правительственной власти.Таковы, главным образом, общины и области».[12]
Многиеположения в трудах Б.Н. Чичерина относительно деятельности местногосамоуправления не утратили своего значения и в наши дни.
/>Заключение
Посвоей роли в российском обществе местное самоуправление уникально. Одной из важныхпроблем, задерживающих развитие органов местного самоуправления в России,является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности,низкая правовая культура населения, а также дефицит знаний о сущности ивозможностях самоуправления. В обществе, которое много лет жило в условияхтоталитаризма, не имея глубоких демократических традиций, идеи местногосамоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того чтобы граждане ихвосприняли, необходима огромная пояснительная работа.
Другойпроблемой является сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит вместном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методамуправления. Некоторые политики считают, что это равносильно развалу России. Ониаргументируют свою позицию тем, что местное самоуправление разрушает вертикальгосударственной власти и становится невозможно проводить в жизньгосударственную политику. Можно полагать, что они исходят из того, чтореализовать властные полномочия можно только методами прямого административногоподчинения всех территориальных образований.
Ещеодной проблемой является финансовая слабость местного самоуправления, разрывмежду возлагаемыми на него обязанностями и ресурсным обеспечением.Невозможность по финансовым соображениям выполнять обязательства переднаселением подрывает авторитет местной власти, дестабилизируя обстановку наместах. Существует еще одна немаловажная проблема – это дефицит квалифицированныхкадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности. Конечно же, ихподготовка требует длительного времени. Местное самоуправление в России нуждаетсяв государственной поддержке, нетвердо еще стоит на ногах. Его укрепление имеетогромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевымусловием устойчивого социально-экономического развития России. Важнейшая роль вэтом отводится реализации положений Федерального закона 2003 года N 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации».[13]
Нанаш взгляд, вышеуказанные изменения способны открыть значительные перспективыдля эффективного развития института местного самоуправления в городахфедерального значения и расширения участия населения в решении вопросовместного значения.
/>Библиография
Нормативныеправовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации // Российская газета. – 25.12.1993. — № 237.
2. Федеральный законот 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2003 г. — № 95.
3. ЗаконСанкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. N 111-35 (с измен. от 04.06.2007) «Оместном самоуправлении в Санкт-Петербурге» // Санкт-Петербургскиеведомости. 2005. N 107.
4. ПостановлениеПравительства Москвы от 21 сентября 2004 г. N 649-ПП «О городской целевой программе государственной поддержки развития местного самоуправления в городеМоскве на 2005 — 2007 годы» (с изм. на 17 апреля 2007 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 37.
5. Закон РеспубликиТатарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ «О местном самоуправлении вРеспублике Татарстан» (в ред. от 14 ноября 2005 г.) // Республика Татарстан. 2004. 3 марта. N 155 — 156.
6. Федеральный законот 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ.2002. N 24. Ст. 2253.
Литература
1. Бабичев И.В.Местное самоуправление в постсоветской России: некоторые прогнозы и итоги //Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ. Сборникнаучных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 185 — 186.
2. Глущенко П.П.,Пылин В.В. Муниципальное право: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова,2000. С. 44 — 48.
3. Костюков А.Н.Муниципальное право как отрасль права: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон иправо, 2003. С. 88.
4. Козлова Е.И.,Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин, 2-е изд., — М.: Юристъ, 2002. – 540 с.
5. Мильшин Ю.Н.,Чанов С.Е., Муниципальное право России учебник для вузов / М.: ИздательствоНОРМА, 2001. – 352 с.
6. Кудинов О.А. Б.Н.Чичерин — выдающийся российский конституционалист // Юридическое образование инаука. 2002. № 2. С. 34 — 38.
7. Смоленский М.Б.,Конституционное право РФ: учебник / М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д: Феникс,2001. — 344 с.
Статьи
1. Великая Н.М.Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления:Дис.… канд. юрид. наук. М., 2003. С. 15.
2. Проблемы городовглазами их мэров, или Что мешает самоуправлению города. Современнаясоциально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях и проблемыреформы местного самоуправления // Сайт «Ассоциация Сибирских иДальневосточных городов»: www.asdg.ru/.
3. Смирнов С.В.Политическое участие населения в системе местного самоуправления современнойРоссии: Дис.… канд. полит. наук. Кострома, 2003. С. 168.