Понятие и обязанности резидентов

Содержание Введение 1. Понятие резидентов 2. Права и обязанности резидентов при проведении валютного контроля 3. Ответственность резидентов за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования 11 Заключение 13 Список литературы 15 Введение «Валюта» – это денежная единица государства или денежные

знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта). В основном термин «валюта» используется как определение иностранной валюты. Оценивая соотношения денежной единицы государства, и иностранных валют применяют следующие понятия: «неконвертируемая валюта», «частично конвертируемая валюта» и «конвертируемая валюта».

Данные понятия являются выражением того валютного режима, который установлен в государстве. Существует три типа валютных режимов: • режим государственной валютной монополии – валюта является неконвертируемой и государство устанавливает соотношения между внутренней денежной единицей и иностранными валютами. Кроме того, для данного режима характерен запрет на свободный обмен внутренней денежной единицы на иностранную валюту; • режим валютного государственного регулирования – валюта является частично конвертируемой,

разрешается свободная покупка и продажа иностранной валюты, государство устанавливает соотношение между внутренней денежной единицей и иностранной валютой на основе частичного применения рыночных механизмов. В нашей стране существовал данный режим в период с 1992 по 2003 годы, в течение которых Банк России устанавливал валютный коридор или просто утверждал валютные курсы на основе торгов на валютных биржах. Начиная с 2004 года, наша страна постепенно перестает проводить государственное регулирование
соотношения валют, осуществляя его не административными, а экономическими методами, что должно привести к переходу рубля из второго режима в третий; • режим свободноконвертируемой валюты – предполагает свободный обмен внутренних денежных знаков на иностранную валюту не только на территории государства, но и за его пределами. Свободноконвертируемыми являются доллар и евро, наиболее активно используемые в мире, в том числе и на территории России. Введение режима свободноконвертируемой валюты предполагается в

РФ к 2008 году. Все юридические аспекты данной проблемы уже разрешены, с вступлением в действие нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» , отдельные положения которого будут вступать в действие вплоть до 1 января 2007 года. Однако введение режима свободноконвертируемой валюты в РФ еще не означает, что рубль станет таковым. Основные проблемы в данном вопросе имеют не юридический, а экономический характер. В странах СНГ, Прибалтике,

Китае, частично Польше, Турции и Финляндии рубль фактически уже стал свободноконвертируемой валютой, но в более отдаленных географически странах этого не произошло. Рублю еще предстоит завоевать авторитет на валютных рынках Европы и мира, чтобы встать если не в один ряд с долларом и евро, то хотя бы находиться на уровне японской иены, канадского доллара или швейцарского франка. Данные валюты редко используются, как международное

средство платежа, однако признаются всеми, как свободноконвертированные валюты и пользуются уважением во всем мире. 1. Понятие резидентов Введение в действие режима свободноконвертированной валюты не означает отсутствие в данной сфере государственного регулирования. Целью государственного валютного регулирования является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка
РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Указанный закон определил также основные понятия валютного законодательства и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Все субъекты валютных правоотношений делится на две категории: 1. Резиденты: • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с его

законодательством; • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства; • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; • находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в предыдущем пункте; • дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные

представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях; • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. 2. Нерезиденты: • физические лица, не являющиеся резидентами; • юридические лица и организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории

России; • находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие структурные подразделения нерезидентов, указанных в предыдущем пункте; • аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и их постоянные представительства при межгосударственных или межправительственных организациях; • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в
Российской Федерации; • иные лица, не являющиеся резидентами. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: 1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. 2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. 3. Единство внешней и внутренней валютной политики

Российской Федерации. 4. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля. 5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. 2. Права и обязанности резидентов при проведении валютного контроля Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в РФ производится только через уполномоченные банки.

Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.

Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории
Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ. Юридические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами.

Физические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ. Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных

банках, за исключением следующих валютных операций: • передачи физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию; • дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам; • завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования; • приобретения и отчуждения физическим лицом – резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет; • перевода физическим лицом – резидентом из

РФ и в РФ без открытия банковских счетов (до 5000 долларов); • покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом – резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств). Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства
РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку

или перевод в РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из

РФ физическими лицами – резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: • знакомиться с актами проверок органов и агентов валютного контроля; • обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных

лиц в порядке, установленном законодательством РФ; • на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: • представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законом «О валютном регулировании и валютном контроле»; • вести
в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции; • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Резиденты (физические лица – индивидуальные предприниматели и юридические лица) обязаны продавать часть

валютной выручки в размере 30 процентов от суммы. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ,

оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов. 3. Ответственность резидентов за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным, таможенным и уголовным законодательством РФ. В соответствии с административным законодательством:

1. Осуществление незаконных валютных операций – влечет наложение штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании. 2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами
территории РФ – влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ, на должностных лиц – от пятидесяти до ста МРОТ, на юридических лиц – от пятисот до одной тысячи МРОТ. 3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки – влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке. 4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности

по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ – влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. 5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию

РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги – влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию. 6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям – влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот

МРОТ. 7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и из РФ валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме – влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц – от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц – от пятидесяти до ста МРОТ. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в пунктах 1, 3, 4 и 5,
применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В соответствии с уголовным законодательством невозвращение в крупном размере (более пяти миллионов рублей) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Заключение Отношения частного характера возникают между участниками валютных отношений в связи с владением, пользованием и распоряжением объектами валютных операций. Валютные отношения частного характера по своей природе являются разновидностью товарно-денежных отношений, возникающих в целях обеспечения обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также осуществления инвестиционной деятельности в международном экономическом обороте.

Такого рода отношения возникают, например, при предоставлении банком валютного кредита юридическому или физическому лицу, между участниками внешнеэкономической деятельности при осуществлении расчетов, при покупке или продаже физическими лицами иностранной валюты в обменных пунктах, в других случаях проведения сделок с валютными ценностями или иными объектами валютных операций. Валютные отношения частного характера обладают такими признаками, как юридическое равенство их участников,

возможность выбора ими того или иного варианта поведения. В указанных общественных отношениях реализуется преимущественно частный интерес. Однако возможны и случаи реализации публичного интереса в частных отношениях. Примером здесь может послужить осуществление Банком России сделок купли-продажи иностранной валюты, с целью воздействия на колебания курса национальной
валюты (валютные интервенции). Отношения публичного характера возникают между участниками валютных операций и субъектами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль. Таким отношениям свойственна централизация, построение их на основе власти и подчинения. В данных отношения реализуется публичный интерес. Метод, используемый валютным правом, предопределяется характером регулируемых им общественных отношений.

Широта спектра общественных отношений, составляющих предмет валютного права, предопределяет сложный состав приемов и способов правового воздействия на них. В частности, воздействие на предмет валютного права осуществляется такими способами правового регулирования, как властное предписание (позитивное обвязывание, запрещение) и предоставление возможности самостоятельного выбора поведения (дозволение). Таким образом, сочетание в предмете валютного права частных и публичных

отношений предопределяет его комплексное регулирование императивным и диспозитивным методами правового воздействия. Соотношение же указанных методов создает особый правовой режим проведения валютных операций. Правовой режим валютных операций представляет собой сочетание различных взаимодействующих способов правового регулирования (дозволений, запретов, позитивных обязываний), создающее особую направленность государственного воздействия на отношения, возникающие в связи с проведением валютных операций.

Комплексный характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность осуществлять настройку правового режима проведения валютных операций с акцентом на различные способы правового регулирования. Выбор государством того или иного правового режима для регулирования валютных операций диктуется конкретной ситуацией, складывающейся в экономике страны, целями его внутренней и внешней политики. Список литературы 1. Грачева Е.Ю Соколова Э.Д. Финансовое право:
Учебное пособие 2-е изд испр. и доп М.: Юриспруденция, 2008. – 411 с. 2. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд испр. и доп М.: Юриспруденция, 2007. – 355 с. 3. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2006. – 213 с. 4. Финансовое право

Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2007. – 516 с. 5. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. Ред Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 298 с. 6. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов /

Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. – 317 с. 7. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. – 412 с.