–PAGE_BREAK–Преступления, предусмотренные Ст. 256 (незаконная добыча животных и растений), ст. 258 (незаконная охота) УК РФ, считаются оконченными с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные. Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ).
В новом УК РФ расширяются и дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за экологические преступления, в том числе преступления, связанные с опасными для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты экологической системы — землю, атмосферу, воды, животный и растительный мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень важно) уголовно-правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение экологической информации. Закрепление в уголовном законе положения об обязанности должностных лиц соответствующих государственных органов своевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией, особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о возмещении гражданам вреда причиненного экологическими преступлениями.
Материальная ответственность за экологические правонарушения может наступить при наличии следующих условий: 1) противоправность поведения нарушителя (несоблюдение требований по предельно допустимым выбросам и сбросам вредных веществ, самовольное использование объектов природы, в отношении которых предусмотрен лицензионный порядок природопользования, и т.д.); 2) причинение ущерба природной среде (снижение плодородия почвы, гибель диких животных, растительности, вывод из хозяйственного пользования воды, залежей полезных ископаемых и т.д.); 3) наличие причинной связи между наступившим вредом и противоправным поведением; 4) виновность нарушителей. Субъект правонарушения может быть освобожден от материальной ответственности, если будет установлено, что вред наступил вследствие так называемой непреодолимой силы.
Различают гражданско-правовую материальную ответственность (ст. 1064 ГК РФ), когда ущерб взыскивается, как правило, в полном объеме, и трудовую материальную ответственность, при которой ущерб взыскивается в ограниченных пределах — в пределах среднего месячного заработка. Трудовая материальная ответственность предусматривается как федеральным трудовым законодательством (Трудовой кодекс Российской Федерации), так и кооперативным законодательством, т.е. положениями, уставами различных акционерных обществ, индивидуально-коллективных и частных предприятий (устанавливающими материальную ответственность для нарушителей), принятыми общими собраниями членов кооператива, акционеров Материальная ответственность по своему содержанию носит компенсационный характер, поэтому применяется наряду с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью.
Специальная ответственность за нарушения экологического законодательства регулируется различными отраслями права — земельного, водного, лесного, горного и др. Она выражается в виде: приостановления мероприятий по природопользованию (приостановление лесопользователями работ при наличии опасности для состояния и воспроизводства лесов вследствие нарушения лесопользователями установленных правил охраны лесов), прекращения права природопользования в случаях нарушения природополь-зователями норм, правил и иных требований экологического законодательства (ст. ст. 110-111 Лесного кодекса Российской Федерации (12), ст. 49 Закона РФ «О недрах» (23), ст. ст. 55, 56 и 58 Закона «О животном мире» (39), возложения обязанности на нарушителя осуществить работу по восстановлению нарушенного природного объекта за свой счет (приведение участков земли, самовольно занятых, в состояние, пригодное для использования, за счет средств нарушителя).
Специальная ответственность за экологические правонарушения применяется органами управления природопользованием в случаях, особо предусмотренных законом. Цель специальной ответственности — обеспечить предупреждение и пресечение нарушений правил природопользования.
Вопрос 3. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями
Понятие экономического и экологического вреда. В соответствии с гражданским законодательством, регулирующим экономические отношения, под вредом понимается определенный ущерб, убыток. Применительно к экологическому праву, регулирующему общественные отношения, возникающие при причинении вреда природной среде, вред может быть выражен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде, а именно в виде ущерба — уничтожения лесных массивов, видов диких животных, птиц, выведения из хозяйственного оборота земли вследствие загрязнения и прочих убытков — расходов на восстановление нарушенных природных комплексов, отдельных видов природных объектов
Спецификой экологических правонарушений является то, что при их совершении вред причиняется объектам, имеющим как экологическую, так и экономическую ценность. Нередко при этом экологический вред обусловлен в определенной степени и экономическим (имущественным) вредом (ущербом). Так, экономический вред может быть весьма существенным от гибели природных ресурсов — леса (товарной лесной продукции), рыбы (рыбной продукции), земли (снижение урожая сельскохозяйственных культур, поголовья животных и др.). При нарушении правил пожарной безопасности в лесах, если следствием этого стала гибель леса, экономический вред включает в себя стоимость уничтоженной при пожаре товарной древесины, различных строений и сооружений, затраты на ликвидацию последствий пожара, расходы по возмещению ущерба, причиненного организациям и гражданам.
С экономическим вредом тесно связан и экологический вред Так, пожар в лесах загрязняет атмосферный воздух, выбрасывая огромные массы дыма, пыли и газов, при этом нарушается естественный гидрологический режим и состояние почвы, рек, водоемов, лесов, т.е. причиняется экологический вред. Экологический вред с точки зрения его комплексного проявления может быть обнаружен не сразу, а через довольно длительное время, нередко он бывает трудно восполнимым. Указанные особенности экологического вреда создают сложности при его определении и возмещении убытков. Исходя из этого усилия государственных природоохранных органов должны быть направлены в первую очередь на предупреждение наступления любого вреда. Не менее опасной разновидностью экологического вреда является антропогенный вред. Это вред, причиняемый здоровью человека, который выражается в ухудшении физиологического и генетического состояния человеческого рода.
Способами устранения экологического вреда являются: 1) восстановление имущества (погубленного, нарушенного) в натуре; 2) возмещение убытков природопользователю; 3) воспроизводство отдельных видов природных ресурсов, оздоровление окружающей среды.
В процессе природопользования вред, наносимый природе, является объективным фактором, как результат общественно необходимой человеческой деятельности. Природоохранный закон при этом выполняет роль важнейшего регулятора отношений человека и природы. Закон определяет рамки дозволенного воздействия на объекты природы, степень и нормы такого воздействия и в случае нарушения принятых правил воздействия на окружающую природу устанавливает ряд санкций.
Допустимое воздействие на природную среду (в процессе общественно полезной деятельности) связано с понятием нормального экологического риска, который включает следующие условия: неизбежность потерь в природной среде, их минимальный объем, наличие реальной возможности их восстановления; отсутствие вреда здоровью человека и необратимых изменений в природной среде; соразмерность экологического вреда и экономического эффекта. Допущение нормального экологического риска по воздействию на природную среду проверяется государственной экологической экспертизой в ходе разработки и утверждения технико-экономических обоснований проектов, их размещения, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации.
Несоблюдение условий нормального экологического риска природопользователем влечет за собой ограничение или приостановление его деятельности. При этом причиненный природе экологический вред подлежит возмещению в исковом порядке, а виновные должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной (с учетом степени общественной опасности и объема ущерба) ответственности.
Принципы возмещения вреда природной среде. Основные положения по возмещению вреда природной среде сформулированы в законодательстве, регулирующем природоохранные отношения (ст. ст. 75-79 Закона «Об охране окружающей среды», и ГКРФ (ст. 1064, 1082). Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности, хотя эти отношения и не носят чисто имущественного характера. Среди этих принципов для экологии имеют значение следующие:
– всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред (независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разнообразными. Они могут устанавливаться сторонами при заключении договоров и предусматривать особенности возмещения причиненного ущерба ввиду особенностей реализации договоров по природопользованию (пени, неустойки и др.) либо предусматривать ограниченную, полную, повышенную материальную ответственность (при трудовых отношениях причинителя вреда);
– принцип полного возмещения причиненного вреда предполагает взыскание реального ущерба (ст. 126 Основ гражданского законодательства) и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве;
– принцип ответственности юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками (ст. 1068 ГК РФ). Указанный принцип вытекает из общеправового принципа неотвратимости ответственности за причиненный вред (ст. 1064 ГК), обеспечивающего надежные гарантии для взыскания вреда, особенно с причинителей, которые в силу различных обстоятельств являются неплатежеспособными. В таких случаях вред возмещает предприятие, организация, где работает причинитель вреда, а юридическое лицо вправе в регрессном порядке потребовать возмещения ущерба, нанесенного причинителем вреда — работником данного предприятия, организации;
– принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. Практика показывает, что вред природной среде причиняется вследствие сочетания упущений и нарушений, допускаемых целым рядом организаций, разрабатывающих, осуществляющих строительство, ремонт, реконструкцию, производство; контролирующих реализацию народнохозяйственных, промышленных, строительных объектов, т.е. вред является результатом деятельности иных субъектов правоотношений, хотя экологическую ответственность в первую очередь за него несет непосредственный причинитель. В тех случаях, когда источниками причинения вреда природной среде являются нарушения, допускаемые различными организациями в результате совместной деятельности по осуществлению народнохозяйственных проектов, в качестве солидарных ответчиков могут привлекаться и другие организации, виновные в нарушениях, повлекших причинение ущерба (вреда). Например, изыскатели, допустившие неточности в своих анализах, повлекшие неточности в проекте; проектные организации, допустившие ошибки при проектировании объектов. В качестве соответчиков могут выступать и строители, некачественно выполнившие работы по строительству экологических очистных установок, сооружений и др. В подобных случаях арбитражный суд, территориальный суд обязаны при определении экологического вреда установить роль и степень участия каждого соответчика в причинении вреда и принять меры к его возмещению в соответствии с принципом солидарной ответственности (Ст. 1080 ГК);
– принцип возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды.
Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред окружающей природной среде и здоровью человека в соответствии со ст. 1079 ГК (ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды») К источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия. В гражданско-правовом смысле источником повышенной опасности является деятельность (состояние), обладающая двумя признаками повышенной вероятностью причинения вреда и невозможностью полного контроля за данной деятельностью (состоянием). Под владельцами источников повышенной опасности понимаются юридические (организации) и физические лица (граждане), осуществляющие эксплуатацию источников повышенной опасности на основе права собственности, аренды, владения, пользования. Не признаются владельцами источников повышенной опасности лица, управляющие ими в силу трудовых или иных договорных отношений (машинист электропоезда, водитель автомобиля, тракторист, работающие по найму в соответствующих организациях), заключенных с владельцем данного источника
Наибольшую потенциальную опасность для окружающей природной среды представляют такие виды источников повышенной опасности, как транспортные средства, станки и оборудование предприятий химической и целлюлозно-бумажной промышленности, металлургической промышленности, особенно предприятий, перерабатывающих цветные металлы, объекты нефтегазового комплекса, предприятия, деятельность которых связана с использованием химических, биологических и радиоактивных веществ и материалов, обладающих свойствами и признаками источников повышенной опасности. Указанные виды источников повышенной опасности загрязняют природную среду, наносят особо ощутимый вред лесному хозяйству, земле, водным ресурсам, атмосферному воздуху, а также всему растительному и животному миру, здоровью человека.
В настоящее время не существует перечня источников повышенной опасности. В каждом конкретном случае рассмотрения дела о возмещении ущерба суд (арбитражный суд) отдельно решает вопрос об отнесении того или иного вида причинителя вреда к категории источника повышенной опасности. Для взыскания ущерба с владельца источника повышенной опасности не требуется наличия его вины. Ущерб возмещается в силу самого факта причинения вреда, если не будет установлено, что ущерб наступил в результате действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Непреодолимой силой считаются обстоятельства, связанные со стихийными природными явлениями (землетрясения, оползни, наводнения, извержения вулканов и т д), а также аварии и катастрофы. Такой ущерб компенсируется на основе специального законодательства, регулирующего имущественные отношения, возникшие вследствие стихийных бедствий и катастроф.
Вопрос 4. Механизм возмещения вреда природной среде
Причиненный природной среде вред возмещается на основании гражданско-правовой, материальной и эколого-экономической ответственности.
Гражданско-правовая ответственность предусматривает следующие способы возмещения вреда: 1) признание совершенной сделки по поводу объектов природы недействительной, 2) взыскание убытков в связи с неисполнением договора, 3) возмещение вреда, возникшего вследствие иных правонарушений
Недействительными признаются сделки, не соответствующие требованиям гражданско-правового, экологического, земельного и иного природно-ресурсного законодательства. Применительно к экологическому праву недействительными следует считать сделки, предусматривающие изменение права собственности на природные объекты, где такое изменение запрещено законом (купля-продажа, аренда, мена, залог природных объектов и природных богатств). Сделки по поводу природных объектов, заключенные в нарушение действующего законодательства, не порождают тех последствий, которые определены содержанием сделки, они считаются ничтожными. Закон в таких случаях обязывает стороны возвратить друг другу все, полученное по сделке. Например, при незаконном обмене земельными участками стороны возвращают переданные ранее участки земли. Механизм возмещения вреда при совершении незаконных сделок прост. Он гарантирует своевременный возврат объекта природы в неизменном естественном виде, что является существенным для природоохранных отношений.
продолжение
–PAGE_BREAK–Возмещение вреда в связи с неисполнением договора по природопользованию отличается рядом особенностей. Они связаны с выполнением тех условий, которые предусмотрены договорными соглашениями, и теми обязанностями, которые должны выполнить стороны договора по возмещению вреда в случае невыполнения условий договора. Здесь важно отметить то обстоятельство, которое должно быть отражено в договоре по природопользованию, связанное с мерами охраны природной среды, и конкретный порядок возмещения ущерба (сроки, способы возмещения убытков, порядок и способы определения размера ущерба по тем или иным видам природных объектов и др.).
При совершении экологических правонарушений вред возмещается как в случае, когда стороны были связаны договорными отношениями, так и в случае, когда между ними договорных отношений не существовало. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда (арбитражного суда), в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутствии такс и разработанных методик определения материального ущерба последний устанавливается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе и упущенной выгоды.
Таксовый принцип определения ущерба и возмещения вреда касается незаконного лова рыбы, незаконной охоты и лесонарушений. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный бюджет, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание ущерба производится в соответствии с долей каждого в нанесенном вреде, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.
С согласия сторон по решению суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Однако натуральная компенсация применяется в ограниченных пределах. Обычно восстановление рыбных запасов, лесных массивов производится путем выращивания объектов природы в специальных питомниках, и их распространение и воспроизводство осуществляются за счет ответчика, причинившего вред природной среде.
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и имущества от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Это право обеспечивается соответствующими правовыми гарантиями защиты и государственным контролем за их выполнением (ст. 11 и 13 Закона «Об охране окружающей среды»)
Порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан в рассматриваемом аспекте, является конкретизацией порядка возмещения ущерба, предусмотренного ст. 130 Основ гражданского законодательства как одного из видов эколого-экономической ответственности В соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая может быть оценена в деньгах. Это, как правило, экономический вред Экологический вред, причиняемый человеку (выражается в ухудшении состояния здоровья, смерти, дефектах, передающихся по наследству, и др.), не может быть точно подсчитан и выражен в определенных эквивалентах.
Субъектами эколого-экономической ответственности за причиненный гражданину вред могут быть предприятия, учреждения, организации вне зависимости от ведомственной принадлежности, формы собственности и вида природопользования.
Вредное воздействие на здоровье человека проявляется вследствие загрязнения окружающей среды в результате нарушения нормативов по выбросам и сбросам загрязняющих веществ, превышения нормативов на шум, вибрацию, влияния магнитных полей, радиации, биологических и химических компонентов в размерах, превышающих предельно допустимые нормы (ст. ст. 21-27 Закона «Об охране окружающей среды). При определении величины вреда здоровью граждан учитываются: степень утраты потерпевшим трудоспособности, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения местожительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Представляется, что указанный в Законе перечень элементов, учитываемых при определении суммы ущерба, является примерным. Как потерпевший, так и суд по своей инициативе при рассмотрении искового заявления о возмещении ущерба за причинение вреда неблагоприятным воздействием природной среды может включить в сумму ущерба и другие показатели. Для точного определения суммы ущерба суд может назначить соответствующую судебную экспертизу, например санитарно-экологическую. Указанная экспертиза помогает установить степень вредного воздействия загрязнения (вид, концентрацию) и иных неблагоприятных факторов на здоровье человека, причинную связь между наступившим вредом для здоровья человека и источником его причинения.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует официально утвержденная методика определения ущерба здоровью человека от загрязнения окружающей природной среды. Нет и единой судебной практики в этом отношении. В этой связи представляется перспективным и наиболее верным решение проблемы возмещения ущерба гражданам от неблагоприятного экологического воздействия в форме специальных экологических пособий и введения экологических льгот. Такая форма возмещения ущерба эффективна при массовых случаях загрязнения природной среды, когда потерпевшими являются десятки и тысячи граждан. Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, подлежит возмещению в полном объеме.
При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан, вызванного экологически вредной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. Как средство обеспечения возмещения вреда, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей природной среды, следует рассматривать и право граждан и юридических лиц — природопользователей на предъявление так называемых негаторных исков, когда собственник (владелец, арендатор, пользователь) природного объекта требует устранения всех препятствий для осуществления полного своего права на природопользование. Собственник при этом имеет право через суд принудить прекратить экологически вредную деятельность предприятия-загрязнителя, которая препятствует природопользователю осуществить свое право на пользование природным объектом. Реализация указанной нормы, бесспорно, способствовала бы снижению экологической напряженности в крупных энергонасыщенных и экологически неблагонадежных промышленных регионах, улучшила бы обстановку по охране здоровья граждан.
Организационно-правовые меры предупреждения экологических правонарушений
Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений. Под обстоятельствами, способствующими совершению экологических правонарушений, понимаются обстоятельства, включающие в себя, причинно-необходимые экологические связи, обусловливающие в конечном итоге наступление отрицательных последствий в виде экологического вреда, причиненного тому или иному объекту природы. Эти обстоятельства объективно противоречат требованиям, предъявляемым к охране природной среды
Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, можно классифицировать следующим образом.
1. Недостатки, связанные с организационно-техническими вопросами деятельности отдельных народнохозяйственных объектов, являющихся источником загрязнения природной среды (нарушения и недостатки в проектировании, сооружении, приеме, эксплуатации, ремонте, реконструкции, при отводе в пользование природных объектов, в определении территории санитарно-защитных зон и т.д.).
2. Несовершенство законодательного регулирования вопросов эколого-правовой охраны и защиты природной среды, здоровья человека.
3. Отсутствие достаточной экономической базы для исполнения экологических требований.
4. Недостатки организационной и исполнительной деятельности органов государственного и общественного контроля за охраной природной среды
5. Низкий уровень общей экологической культуры населения страны. Анализ практики расследования различных нарушений законодательства охране окружающей природной среды, ознакомление со статистическими материалами, научными исследованиями и техническими проработками вопросов природоохраны позволяют выделить наиболее распространенные, источники загрязнения в различных отраслях производственной деятельности. К таким объектам в первую очередь следует отнести: предприятия нефтехимической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, предприятия биологической, химической и целлюлозно-бумажной промышленной; автомобильный транспорт; предприятия топливно-энергетического комплекса (электростанции, особенно атомные и тепловые, нефте- и газопроводы, котельные установки); предприятия угольной промышленности (прежде всего их отходы, оказывающие воздействие на атмосферный воздух, растительность и животный мир, водный режим); предприятия коммунально-бытового обслуживания, сельскохозяйственного производства (сброс неочищенных вод в водоемы, стоки из животноводческих помещений, смыв с полей химических веществ, используемых для удобрений, в реки и другие водные источники, нарушения правил хранения удобрений и т. п.); организации лесной, деревообрабатывающей и лесозаготовительной промышленности, предприятия, использующие атомные силовые установки, и др.
Распространенными причинами загрязнений природы служат обстоятельства, связанные с несоблюдением требований при проектировании объекта. Это проявляется в ненадлежащем обеспечении проектируемого объекта средствами экологической защиты, в недостаточно глубоком и детальном анализе экологически вредных для природы последствий размещения объекта на данной территории (с учетом специфики производственной деятельности объекта-источника загрязнения для жилого массива, водоемов, лесных ресурсов, рельефа окружающей местности и сельскохозяйственных угодий), а также в допущении технических и технологических ошибок в проектировании.
К числу обстоятельств, способствующих загрязнению окружающей природной среды, относятся недостатки строительно-монтажных работ, отсутствие необходимой проектной документации, ведение работ с отступлением от проекта, нарушение строительных норм и правил (СНиП); использование недоброкачественных, нестандартных материалов и др.
Недостатки, связанные с эксплуатацией объекта, также нередко выступают в качестве обстоятельств, повлекших за собой причинение вреда окружающей природной среде. Такого рода недостатки имеют место: при осуществлении производственного процесса на экологически вредном объекте с отключенным либо неисправным очистным сооружением; при эксплуатации объекта с неисправным оборудованием или с нарушением технологического процесса, вызывающими увеличение объемов или концентраций вредных выбросов и сбросов в окружающую среду; при нарушении правил хранения загрязняющих веществ, непринятии мер к их самопроизвольному распространению в окружающую среду (прорыв дамб и обвалка мест хранения отходов, смыв нефтепродуктов, химических удобрений в водоемы и т.п.); при неисправности и ненадежности канализационных устройств; при ненадлежащем режиме и порядке эксплуатации, ремонте очистных сооружений и устройств.
Нередко непосредственными (техническими) причинами загрязнения окружающей природной среды являются дефекты в технологии очистки производственных выбросов или промышленных стоков, эксплуатация неисправных природозащитных сооружений, несоблюдение требований и правил транспортировки вредных и ядовитых химических веществ, сброс или хранение загрязняющих веществ в неположенных местах (организация свалок отходов производства в водоохранных зонах, лесных массивах).
Обстоятельствами, способствующими загрязнению природной среды, кроме того, являются: слабый уровень контроля за деятельностью должностных лиц и работников, обязанных осуществлять управление и следить за работой очистных сооружений, нерегулярные проверки деятельности этих лиц со стороны органов экологического контроля, вышестоящих по подчиненности органов и местной администрации. Среди других обстоятельств, способствующих экологическим правонарушениям, следует отметить — упущения, связанные с анализом проб выбросов и стоков загрязняющих веществ; применение дефектных контролирующих приборов, малоэффективных методик лабораторных анализов, низкий уровень профессиональной квалификации технического персонала, обслуживающего агрегаты и источники повышенной экологической опасности; использование устаревших (морально и физически) оборудования, технологии, сырья, топлива, что создает громадные перегрузки для очистных сооружений, увеличивает многократно затраты на охрану окружающей природной среды, создает угрозу наступления различных аварийных ситуаций, а нередко является и причинами, способствующими совершению экологических правонарушений
Несовершенство законодательного регулирования вопросов охраны и защиты природной среды проявляется в виде имеющегося пробела в законодательстве, несовершенстве принятой правовой нормы, а также в противоречивости действия и применения правовой нормы на практике. В настоящее время идет процесс становления экологического законодательства. С принятием Закона «Об охране окружающей среды» этот процесс значительно ускорился. Принят ряд новых важных для охраны природной среды нормативных актов, таких, как Лесной кодекс, законы «.Об экологической экспертизе», «О животном мире», «О недрах», «об особо охраняемых природных территориях)). Однако следует отметить, что и с принятием указанных выше и других законов, регулирующих общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, далеко не все проблемы решены. Нуждаются в более детальной проработке нормы, предусматривающие основания уголовной ответственности за отдельные виды экологических преступлений, связанных с комплексным воздействием на землю, атмосферную среду и иные объекты природы. Здесь следует руководствоваться стандартами, принятыми в международных нормах по охране природы. Необходимо предусмотреть в УК РФ ответственность за некоторые (умышленные и неосторожные) особо опасные посягательства на животный и растительный мир, жизнь и здоровье человека — за экологический терроризм, загрязнение территории при трансграничных перевозках особо опасных токсичных веществ, загрязнение сопредельных территорий радиоактивными веществами с тяжкими последствиями и некоторые другие виды. Целесообразно внести изменения в Ст. Ст. 250-252 УК (загрязнение вод, атмосферы, морской среды). Представляется важным расширить объект преступного посягательства, не ограничивать его сферой водного и воздушного пространства, а определить более точным понятием «окружающая среда» Этим самым в сферу уголовно-правовой защиты и ответственности будут включены все экологически ранимые объекты, требующие охраны, в том числе земельные ресурсы с наземными животными, лесным, охотничьим и рыбным хозяйством, атмосферный воздух.
Следует расширить сферу не только уголовно-правовой охраны объектов природной среды, но и административно-правовой и материальной (гражданско-правовой) ответственности за вред, причиненный природе. Важной задачей является также устранение противоречий, имеющих место в действующем федеральном экологическом законодательстве и нормативных актах субъектов Федерации, особенно в тех, которые принимаются по вопросам совместного ведения в области охраны окружающей среды. Четкое, системное, дифференцированное закрепление в действующем и принимаемом законодательстве указанных видов ответственности будет способствовать лучшему решению задач по предупреждению экологических правонарушений.
продолжение
–PAGE_BREAK–