Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

Содержание
/>Введение. 2
Глава 1 Понятие иправовое регулирование гражданства в Российской Федерации   4
1.1 Понятие гражданства. 4
1.2 Правовое регулирование гражданства вРоссийской Федерации. 8
Глава 2 Право гражданна свободу передвижения. 14
2.1 Понятие и содержание право насвободу передвижения. 14
2.2 Правовое регулирование ограниченияправа на свободу передвижения. 21
Заключение. 26
Список используемойлитературы… 27
 

Введение
Темагражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительнуюактуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства вРоссии, затрагивающего судьбы миллионов людей, стали предметом интереса иобсуждения широкой общественности страны.
Существенновозрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей странечеловека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном международным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямойзависимости и связи с гражданством находятся не только права, свободы иобязанности человека, их объем и содержание, но и вопросы национальнойбезопасности.
Институтгражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны,гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой — как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумяаспектами функциональной характеристики гражданства является отражениемадекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества игосударства.
Актуальностьизбранной темы обуславливается тем, что институт гражданства является одной изформ взаимодействия лица и государства, выражающейся в наличии правовых,государственных связях между ними. Гражданство – неотъемлемый атрибутгосударственного суверенитета. Главное в логическом основании институтагражданства заключается в том, что посредством этого института происходит приданиегосударству как субъекту права юридически значимых очертаний не только вобласти его суверенных полномочий и его территории, но и тех физических лиц,которые «составляют» государство.
Цель исследования состоитв комплексном исследовании правового регулирования института гражданства иправа на свободу передвижения.
Основной задачей работыявляется обобщение теоретического материала, а также анализ действующегозаконодательства связанных с вопросами гражданства и свободы передвижения.
Кроме того, для достиженияпоставленных в работе целей необходимо решение следующих задач:
— Определение понятиягражданства;
— определение правовогорегулирования вопросов гражданства;
— раскрытие содержанияправа на свободу передвижения;
— характеристика условийи порядка ограничения права на свободу передвижения.
Структура работыопределяется логикой построения научного исследования, ее целями и задачами.Работа включает в себя введение, две главы, содержащие по два параграфа,заключение и список используемой литературы.

/>Глава 1 Понятие и правовоерегулирование гражданства в Российской Федерации
/>1.1 Понятие гражданства
государство человек право обязанность ответственность
Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся всовокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная напризнании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина.С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем егоправ, свобод, обязанностей.
Гражданствопо своей сущности есть явление политическое, так как только обладающая наоснове гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами иобязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числегосударственно-правовой жизни общества.
Политическаясущность состояния лица в российском гражданстве проявляется прежде всего втом, что гражданство как особое правовое явление не может не считатьсянеобходимым и неотъемлемым признаком государства по принципу «нет граждан — нети государства» и существует как состояние включенности индивида в системугосударственно-правовых отношений только в политическом сообществе, каким выступаетРоссийская Федерация, будучи суверенным самостоятельным государством.Справедливость этого положения подтверждается и тем, что территориальныеколлективы, не являющиеся политическими сообществами, например населениеадминистративно-территориальных или муниципально-территориальных единиц,субъектов Федерации, не обладают таким свойством, как наличие институтагражданства.
Убедительносвидетельствует о политической сущности гражданства тот факт, что всегосударства мира, в том числе и Российская Федерация, закрепляют в своихконституциях политические права, свободы и обязанности как принадлежащиеисключительно их гражданам. Так, Конституция РФ 1993 г. в ч. 2 статьи 32 только за гражданами Российской Федерации признает право избирать и бытьизбранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, атакже участвовать в референдумах; в статье 31 — право собираться мирно, безоружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; встатье 33 — право обращаться в государственные органы и органы местногосамоуправления.
Особеннорельефно и убедительно политическая сущность российского гражданства находитсвое отражение в принципах гражданства Российской Федерации, которыепредставляют собой не что иное, как идеи, отражающие политическую философиювзаимоотношений между государством и человеком и содержание внутренней ивнешней политики государства. Ярким примером здесь может служить выборгосударством принципа «крови» или принципа «почвы» в качестве основанияприобретения гражданства для закрепления в своем законодательстве огражданстве. Государство, демографическая политика которого направлена наувеличение численности своего населения, отдает предпочтение принципу «почвы»,а государство, демографическая политика которого направлена лишь на сохранениеуже имеющейся численности населения, предпочитает принцип «крови». Действующеезаконодательство России, хотя и отдает предпочтение принципу «крови», вместе стем в разумных пределах, и особенно когда речь идет о защите прав и интересовдетей, включает в содержание юридических формул о признании и приобретениигражданства также и принцип «почвы».
Постоянноепроживание на территории государства – наиболее типичный и прочный видфактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляетсяюридически, институтом гражданства. В данном правоотношении взаимными правами иобязанностями обладают как гражданин, так и государство, которое обязанозащищать и охранять законные права и интересы своих граждан на собственнойтерритории и за ее пределами, когда гражданин находится за границей. Всоответствии с Основным законом государства Российская Федерация гарантируетсвоим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Представляется,что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства естьтакая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которойсвойственны следующие особые свойства.
Во-первых,эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридическойопределенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенныеправа и несут конкретные обязанности.
Во-вторых,это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством,поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты»общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценностьобщественного мироздания, а с другой — государство как доминирующий компонентполитической системы, — и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичногооснования всех возможных юридических отношений между государством и индивидом,в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе.
В-третьих,это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет местомежду государством в целом как политической организацией всего народа иотдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическимиправами и свободами.
В-четвертых,гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркиваетсяотсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет своеправовое значение только в том случае, когда документально определеноперсонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Крометого, по действующему законодательству отношения гражданства могут бытьпрекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина.
В-пятых,это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданствавсегда участвуют два субъекта — человек и государство.
В-шестых,гражданство — это правовая связь человека с государством в формеобщерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникаютмногочисленные другие правовые отношения.
В-седьмых,гражданство — экстерриториальная правовая связь человека с государством в силутого, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государствасвоей гражданской принадлежности.
В-восьмых,гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека игосударства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормамморали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участникамисоответствующей правовой системы.
В-девятых,гражданство — непрерывная правовая связь, так как законодательство огражданстве не предусматривает возможность его приостановления.
Инаконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связьмежду своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом награжданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.
Вцелом гражданство как политическая идея конституционно-правового равенства всехлиц, признаваемых гражданами данного государства; как форма включения человекав политические процессы общественной жизни, и прежде всего в механизмосуществления государственной власти; как принцип, определяющий сущность всехправовых институтов, регулирующих отношения между государством и человеком, идаже сам факт наличия этого института в государстве есть показатель уровняразвития политической системы, движения общества по пути прогресса, свободы идемократии.

/>1.2 Правовое регулированиегражданства в Российской Федерации
Вопросыгражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного права.Поэтому гражданство является прежде всего институтом внутреннего права каждогогосударства. Вместе с тем это и институт международного права, посколькувопросы гражданства регламентируются государствами на основе не тольковнутреннего, но и международного права[1].
КонституцияРФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры Российской Федерации являютсясоставной частью ее правовой системы и что если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Вследза Конституцией Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает (ст. 2), что вопросы гражданстваРоссийской Федерации регулируются Конституцией, международным договоромРоссийской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними другиминормативными правовыми актами РФ.
Всовременном международном праве нормы, имеющие отношение к вопросамгражданства, содержатся главным образом во Всеобщей декларации прав человека; вКонвенции о статусе беженцев; в Конвенции о статусе апатридов; в Конвенции о гражданствезамужней женщины; в Конвенции о сокращении безгражданства; в Международнойконвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; в Международном пакте огражданских и политических правах; в Международной конвенции о пресечениипреступления апартеида и наказания за него; в Конвенции о ликвидации всех формдискриминации в отношении женщин; в Декларации о правах человека в отношениилиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают; в Итоговомдокументе Венской встречи 1986 г. представителей государств — участниковСовещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основеположений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещанияот 15 января 1989 г.; в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и др.
ВоВсеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнутпроизвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9), что каждый человек имеетправо свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждогогосударства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться всвою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство и никто неможет быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить своегражданство (ст. 15).
Чтокасается внутригосударственного регулирования вопросов гражданства, то, какотмечено в пункте 3 Административного регламента исполнения государственнойфункции по вопросам гражданства, утвержденного Приказом МИД РФ от 16.06.2008 N7491 исполнение государственной функции по вопросам гражданства осуществляетсяв соответствии с:
КонституциейРоссийской Федерации;
УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. «Об утверждении Консульского устава Союза Советских Социалистических Республик»[2];
Федеральнымзаконом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее- Федеральный закон о гражданстве)[3];
Бюджетнымкодексом Российской Федерации[4];
УказомПрезидента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 «Об утвержденииПоложения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»[5];
УказомПрезидента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации»[6].
ПриказомМИД России от 4 февраля 2009 года N 1145 «Об утверждении Тарифа консульскихсборов Российской Федерации, взимаемых за пределами территории РоссийскойФедерации»[7].
Какустановлено статьей 6 Конституции России гражданство Российской Федерацииприобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, являетсяединым и равным независимо от оснований приобретения.
Каждыйгражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами исвободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РоссийскойФедерации.
ГражданинРоссийской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменитьего.
Статья62 Конституции России определяет, что Гражданин Российской Федерации можетиметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствиис федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличиеу гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства неумаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих изроссийского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации.
Согласностатьи 1 Консульского устава СССР консульские учреждения Союза СоветскихСоциалистических Республик защищают за границей права и интересы СССР,юридических лиц и граждан СССР.
ДействующийФедеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующиеотношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания,условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Всоответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданстваРоссийской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих праваграждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности.
ГражданствоРоссийской Федерации является единым и равным независимо от оснований егоприобретения.
Проживаниегражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращаетего гражданства Российской Федерации.
ГражданинРоссийской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации илиправа изменить его.
ГражданинРоссийской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации иливыдан иностранному государству.
РоссийскаяФедерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами безгражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
Наличиеу лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошломгражданства СССР определяется на основании законодательных актов РоссийскойФедерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСРили СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которымисвязывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Приобретениегражданства Российской Федерации регулируется в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. в отдельной главе II.
Институтсохранения российского гражданства, к сожалению, почти никогда не выделяется втеоретических разработках, однако составляющие его правовые нормы достаточнополно представлены в действующем Законе о гражданстве. Так, в п. 3 ст. 4Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ прямо закреплен принцип, согласнокоторому «проживание гражданина Российской Федерации за пределами РоссийскойФедерации не прекращает его гражданства Российской Федерации». В соответствии сп. 2 ст. 8 действующего Федерального закона о гражданстве «изменениегражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другогосупруга», а согласно п. 3 этой же статьи «расторжение брака не влечет за собойизменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных)супругами детей». Пункт 5 ст. 25, п. 1 ст. 26 и п. 4 ст. 27 Федерального законаот 31 мая 2002 г. также содержат основания сохранения гражданства. Такимобразом, комплексный анализ действующего Закона о гражданстве РоссийскойФедерации убедительно говорит о наличии самостоятельного правового институтасохранения российского гражданства, цель которого — подтвердить наличиегражданства РФ у лица в том случае, когда оно в силу определенных обстоятельствможет быть оспорено или подвергнуто сомнению.
Институтпрекращения российского гражданства по Закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ содержитсущественно новые положения, которые выражены в том, что этот Закон разграничилпорядок выхода из гражданства на два способа: в общем порядке, на обычныхусловиях; и в упрощенном порядке, на льготных условиях.
Институтвосстановления статус-кво российского гражданства имеет место в случае, еслирешения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации былиприняты на основании представленных заявителем подложных документов илизаведомо ложных сведений. Исключительно важно, что в действующем Законе огражданстве Российской Федерации этот институт представлен как самостоятельный,а не как одно из оснований прекращения гражданства. Это принципиальная новациядействующего Федерального закона о гражданстве. Соответственно эти вопросырегулируются в отдельной гл. IV «Отмена решений по вопросам гражданстваРоссийской Федерации». Разумная логика этого варианта регулирования даннойпроблемы очевидна, поскольку нельзя прекратить то, чего не было, ведьюридический акт, принятый путем обмана на основе ложных сведений, не можетиметь какие-либо легитимные правовые последствия, он не порождает и неуничтожает никакие юридические явления. Поэтому цель отмены таких юридическинесостоятельных решений заключается только в восстановлении изначальногоправового состояния. Этим же можно объяснить и отсутствие в Законе срокаисковой давности в отношении неправомерно принятых решений, посколькубеззаконные действия должны пресекаться независимо от того, когда онисовершены.
 

Глава 2 Право граждан на свободу передвижения
2.1 Понятие и содержание право на свободу передвижения
Конституция Российской Федерации объявила права исвободы человека высшей ценностью, что для нашей страны весьма значительно, таккак они на протяжении многих лет хотя в некоторой части и были законодательноурегулированы, но носили декларативный характер. Это касается и прав на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства, ставших теперьконституционными (основными).
Какустановлено пунктом 1 статьи 27 Конституции России каждый, кто законнонаходится на территории Российской Федерации, имеет право свободнопередвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждыйможет свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РоссийскойФедерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию(пункт 2 статьи 27 Конституции).
Статья27 Конституции регулирует пять отдельных самостоятельных правовых возможностей:1) право на свободу передвижения; 2) право на свободу выбора места жительства;3) право на свободу выбора места пребывания; 4) право на свободный выезд изстраны; 5) право на беспрепятственное возвращение граждан Российской Федерации.Но несмотря на самостоятельный характер исследуемых прав, каждое из нихпредоставляет человеку возможность использования определенного видатерриториального перемещения, и реализация одного права может повлечь за собойреализацию другого права, т.е. данные права взаимосвязаны и взаимозависимы, аследовательно, могут быть рассмотрены в системном единстве как сложносоставноесубъективное право человека и гражданина на территориальное самоопределение.
Содержаниеисследуемых прав позволяет сделать вывод о том, что социальным благом права насвободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выборместа пребывания — возможность выбора места временного проживания, чаще вдополнение к выбору места постоянного проживания.
Конституционныеправа, закрепленные в ст. 27, относятся к группе личных прав и свобод человека,под которыми также понимают естественные права. Естественный характерпроисхождения исследуемых прав, как и других личных прав, обусловлен «природой»человека, без этих правовых возможностей теряет смысл само его существование,так как они служат необходимым условием для обеспечения естественныхпотребностей личности.
Анализируясодержание возможностей, заключенных в исследуемых правах, можно сделать выводо том, что социальным благом права на свободу передвижения является возможностьсвободно перемещаться; права на выбор места пребывания — возможность выбораместа временного либо постоянного проживания; права на свободный выезд — возможность оставить пределы России как страны пребывания; прав гражданРоссийской Федерации на возвращение — их возможность без препятствий приехатьобратно в Российскую Федерацию как страну своей гражданской принадлежности.
Каждоеиз исследуемых прав имеет отдельный объект, то есть служит достижению различныхсоциальных благ и, значит, может быть реализовано отдельно. Указанная точказрения подтверждается и Конституционным Судом РФ.
Так впункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу опроверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московскойобласти, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа,регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительствов названные регионы» отмечено, что нормативное содержание права на свободупередвижения включает: 1) свободу передвижения каждого по территории РоссийскойФедерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора местажительства[8].
Несмотряна самостоятельный характер исследуемых прав, каждое из них предоставляетчеловеку возможность использования определенного вида территориальногоперемещения, и реализация одного права может повлечь за собой реализациюдругого права, т.е. данные права взаимосвязаны и взаимозависимы, аследовательно, могут быть рассмотрены в системном единстве.
Внауке конституционного права не раз делались попытки объединить данные правалибо в одну группу в системе личных прав, либо в одно сложносоставное право.Так, И.В. Солонченко исследуемые права объединила в группу прав, обеспечивающихсвободу территориального перемещения индивидов. В некоторых словарях право насвободу передвижения характеризуется как комплексное, включающее: 1)возможность свободно перемещаться по территории страны; 2) возможность свободновыбирать место жительства; 3) возможность свободно покидать страну; 4)возможность свободно возвращаться в страну. То есть в содержание права насвободу передвижения включаются все права, урегулированные ст. 27 КонституцииРФ 1993 г[9].
Втоже время, права на свободный выезд и беспрепятственный въезд граждан связаныне с возможностью определять свое местонахождение в пределах государства, а свозможностью пересекать государственные границы, свободно выезжая за пределыгосударства или въезжая (возвращаясь) на его территорию. Перемещаясь потерритории страны, лицо реализует право на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства внутри страны, предусмотренное ч. 1 ст. 27 Конституции РФ,но только при пересечении государственной границы происходит реализацияпредусмотренных ч. 2 ст. 27 Конституции РФ 1993 г. прав на выезд и беспрепятственное возвращение.
ПомимоКонституции России правовое регулирование права на свободу передвиженияосуществляется Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от25.12.2008) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[10].
Втоже время анализ норм названного закона позволяет сделать вывод, чтонепосредственно понятие права на свободу передвижения и содержание данногоправа в законе не раскрывается.
Регулируяданную сферу общественных отношений, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 вводитинститут регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализациигражданами России их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей переддругими гражданами, государством и обществом.
Какустановлено статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 в целях обеспечениянеобходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав исвобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами,государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РоссийскойФедерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РоссийскойФедерации.
ГражданеРоссийской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по местужительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковойне могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свободграждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами РоссийскойФедерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Вцелом регистрационный учет не является средством реализации прав на выбор местапребывания и жительства. Ведь при его осуществлении может не иметь местаматериализация социального блага как цель личных прав человека.
Согласнороссийскому законодательству граждане обязаны зарегистрироваться по местужительства в течение семи дней со дня прибытия на новое место жительства; поместу пребывания — по истечении указанного срока, если общий срок проживаниясвыше девяноста дней.
Правиларегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации иперечня должностных лиц, ответственных за регистрацию утверждены ПостановлениемПравительства РФ от 17.07.1995 N 713[11].
Подрегистрационным учетом понимают совокупность правовых предписаний,устанавливающих порядок регистрации и учета населения Российской Федерации, егопередвижения внутри страны и при выезде в другие государства, правила въезда,выезда, проживания и передвижения по территории России иностранцев и лиц безгражданства. Таким образом, целью регистрации является лишь учет передвижениячеловека, что происходит уже после того, как правообладатель поселился в выбранномим месте пребывания или жительства, т.е. после того, как субъект получилискомое благо.
ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П в отношение регистрации граждан поместу жительства отмечает следующее — закон Российской Федерации от 25 июня1993 года регулирует данную сферу общественных отношений в целях обеспечениянеобходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав исвобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами,государством и обществом. Закон содержит перечень оснований ограничения праваграждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (статья 8)и вводит систему регистрационного учета граждан, устанавливая уведомительныйпорядок регистрации, при котором регистрация или отсутствие таковой не могутслужить основанием ограничения или условием реализации других прав и свобод(часть вторая статьи 3).
Правона выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности.Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию результата актасвободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именнопоэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера ислужить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.Уведомительная регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительствапредставляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства и всоответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 годаобязывает гражданина лишь обратиться к должностному лицу, ответственному зарегистрацию, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства,предъявив при этом паспорт и документ, являющийся основанием для вселениягражданина в жилое помещение.
Говоряо свободе на передвижение необходимо отметить, что речь идет о правах, всодержании которых присутствует возможность использования социальных благ,связанных с двигательной активностью человека, осуществляемого имтерриториального перемещения и выбора территории постоянного или временногопроживания. Каждое из указанных прав служит достижению различного социальногоблага, и значит, может быть реализовано отдельно. Следовательно, реализацияправа на свободу передвижения не всегда связана с реализацией прав на выборместа пребывания или жительства. То есть нельзя здесь говорить о том, чтоосуществление права на свободу передвижения можно рассматривать только васпекте выбора человеком своего временного или постоянного места жительства,например возможны поездки на отдых к морю и проживание в местах, которые Закон 1993 г. не отнес к местам пребывания или жительства.
Нераскрывая в полной мере содержания права на свободу передвижения, Законустанавливает гарантии защиты этого права.
Всоответствии со статьей 9 Закона действия или бездействие государственных ииных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иныхюридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерациина свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределахРоссийской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядкеподчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицулибо непосредственно в суд.
Подводяитог вышесказанному, следует обратить внимание, что в правовой науке нетединого понимания ни составных элементов права на свободу передвижения, выборместа пребывания и жительства, а также свободного выезда и беспрепятственноговозвращения граждан, ни их классификации.
Учитываяобъективные сущностные черты прав на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства, выезд и возвращение граждан как характеризующих всвоей совокупности меру свободы лица в пространственно-географическомперемещении и избрании для себя такой социально-территориальной средыпребывания, которая в рамках его конкретных субъективных представлений,интересов и целей является наиболее оптимальной и комфортной для полноценнойсамореализации, соответствующие права должны оцениваться в своем системном единствев контексте самоопределения личности, что предполагает необходимость ихсоотнесения с такой юридической категорией, как «право на самоопределение».

2.2.Правовое регулирование ограничения права на свободу передвижения
Всоответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции России права и свободы человекаи гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, вкакой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства.
Всоответствии со статьей 8 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 право граждан Российской Федерации насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
впограничной полосе;
взакрытых военных городках;
взакрытых административно-территориальных образованиях;
взонах экологического бедствия;
наотдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасностираспространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравленийлюдей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственнойдеятельности;
натерриториях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Длязащиты нравственности и здоровья Закон вводит ограничение права на свободупередвижения в зонах экологического бедствия и на отдельных территориях вслучае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционныхзаболеваний и отравлений людей.
Дляобеспечения обороны страны аналогичные ограничения введены в закрытых военныхгородках, закрытых административно-территориальных образованиях, натерриториях, где введено военное положение.
Дляобеспечения безопасности страны ограничения права на свободу передвижениявведены в пограничной полосе.
Ограничениясвободы передвижения в пограничной полосе введены Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»[12]. Согласно ст. 17 ЗаконаРФ N 4730-1 въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зонуосуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным иликоллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личныхзаявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций,учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) впограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршрутыпередвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зонелиц и транспортных средств.
Этоограничение непосредственно говорит лишь о свободе передвижения, но затрагиваеттакже и право на выбор места пребывания и места жительства, т.к. ни постоянное,ни временное проживание невозможны без свободного передвижения непосредственновблизи места проживания.
Под «закрытымивоенными городками» (ЗВГ) понимаются расположенные в населенных пунктах военныегородки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельныеобособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенныхпунктов. Перечни закрытых военных городков установлены распоряжениемПравительства РФ от 15 июля 1999 г. N 1132-р и распоряжением Правительства РФот 1 июня 2000 г. N 752-р (их больше 1700)[13].
Какустановлено пунктом 1 статьи 56 Конституции России в условиях чрезвычайногоположения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строяв соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливатьсяотдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Чрезвычайноеположение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностяхможет вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленныхфедеральным конституционным законом (пункт 2 статьи 56 Конституции России).
Целиобеспечения обороны страны и безопасности государства во многом перекликаются сцелями введения режимов военного и чрезвычайного положения. Так, согласно п. 4ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»[14](далее Закон «О военномположении») могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороныстраны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы гражданРоссийской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Подвоенным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территорииРоссийской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии сКонституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случаеагрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Цельювведения военного положения является создание условий для отражения илипредотвращения агрессии против Российской Федерации (пункты 1и 2 статьи 1 Закона«О военном положении»).
Пунктом1 статьи 18 Закона «О военном положении» определено, что в период действиявоенного положения граждане пользуются всеми установленными КонституциейРоссийской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключениемправ и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральнымконституционным законом и другими федеральными законами.
Всвязи с тем, что военное положение представляет собой особый правовой режим,который вводится при наличии агрессии против России или угрозы агрессии, праваграждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства носят ограниченныйхарактер по сравнению с правами, предоставленными им в мирное время. При этомзаконодатель устанавливает, что права граждан могут ограничиваться только в тоймере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасностигосударства. В истории России ограничения прав и свобод граждан в периодвоенного положения приобретали зачастую неоправданно жесткий характер. Поэтому,решая вопрос об ограничении прав и свобод граждан, крайне важно объективносочетать целесообразность их установления и разумную достаточность. Кроме того,такие ограничения не должны противоречить нормам международного права,установленным в обществе, основам правопорядка и конституционным нормам[15].
Наосновании п. 1 указанной статьи в период действия военного положения гражданепользуются всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина, заисключением тех, ограничение которых установлено настоящим Законом и другимифедеральными законами. Ограничиваются следующие права граждан:
2)право граждан РФ на свободу передвижения, выбор местопребывания иместожительства.
Правона свободу передвижения может в определенных районах подлежать ограничениям,вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами вдемократическом обществе.
Подпунктом17 пункта 2 статьи 7 Закона «О военном положении» установлено запрещение илиограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации.
Подводя итог изложенномуследует отметить, что в как в Конституции России, так и в федеральномзаконодательстве, регламентирующим отношения связанные с ограничением права насвободу передвижения прослеживаются принципы, которые в свою очередь являются иусловиями ограничения права на свободу передвижения и из которых следует, что:
во-первых, ограничениямогут быть установлены только федеральным законом.
во-вторых, только в тоймере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства.
 

Заключение
 
Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся всовокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная напризнании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина.
Гражданство служит темюридическим основанием, в силу которого лицо в полном объеме обладает всемиправами и свободами, выполняет обязанности, установленные Конституцией идругими законами, отвечает за их нарушение и пользуется защитой государства,где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства,гражданином которого оно является.
Содержаниемправа на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; правана выбор места пребывания — возможность выбора места временного либопостоянного проживания; права на свободный выезд — возможность оставить пределыРоссии как страны пребывания; прав граждан Российской Федерации на возвращение- их возможность без препятствий приехать обратно в Российскую Федерацию какстрану своей гражданской принадлежности.
Закон устанавливаетвозможность ограничения права на свободу передвижения, но только в той мере, вкакой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства.
 

Списокиспользуемой литературы
 
Нормативно- правовые акты
1. «КонституцияРоссийской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Консультант плюс;
2. Федеральныйконституционный закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» // СПС Консультант плюс;
3. Всеобщаядекларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СПС Консультант плюс;
4. Федеральный законот 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПСКонсультант плюс;
5. Закон РФ от25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) «О праве гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;
6. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 «Об утверждении Положения опорядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СПСКонсультант плюс;
7. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330 «Об утверждении Положения оКонсульском учреждении Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;
8. Указ ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. «Об утверждении Консульского устава Союза Советских Социалистических Республик» // СПС Консультант плюс;
9. Приказ МИД Россииот 4 февраля 2009 года N 1145 «Об утверждении Тарифа консульских сборовРоссийской Федерации, взимаемых за пределами территории Российской Федерации»// СПС Консультант плюс;
Судебная практика
10. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверкеконституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области,Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующихпорядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названныерегионы»;
11. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверкеконституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области,Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующихпорядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названныерегионы»;
Учебники и научнаялитература
12. Кантор Н.Е.,Кантор П.Ю. «Комментарий к Закону Российской Федерации «О праве гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и местажительства в пределах Российской Федерации» (постатейный) («Юстицинформ»,2004);
13. Кутафин О.Е.«Российское гражданство» («Юристъ», 2004);
14. Смолина Л.В.«Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении», 2006;
15. Шапиро И.В.Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства, выезд за границу и возвращение: теоретический аспект («Конституционноеи муниципальное право», 2009, N 13);
16. Югов А.А.Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене(«Адвокатская практика», 2009, N 1).