Понятие и система экологических преступлений

Ответственностьза экологические преступления
Дмитриев Р.О.

Введение
В настоящее время, нарубеже производственного прогресса, в процессе сильного экономическогосоперничества предприятий внутри и за пределами Российской Федерацией, отлегкомыслия граждан, всё сильнее подрывается экосистема от неблагоприятноговоздействия. Порой извлечение личной выгоды от природных ресурсов всё чащепереходит на первый план, нежели охрана окружающей среды.
Мнимое представление граждано бесконечности природных запасов либо о незначительности ущерба природнойсреде от их противоправных действий в большинстве случаев является ложным. Поданным Федеральной службы государственной статистики[1] ежегодносовершаются около 40 тысяч экологических преступлений! Результат этих деяний мыможем наблюдать ежедневно – меньше половины населения дышит загрязнённымвоздухом, во многих реках даже плавать запрещено, некоторые земли государствовынуждено было перевести в земли запаса для рекреационных мероприятий. Каждыйтретий ребёнок рождается с определённым недостатком, к чему привело нарушениездорового функционирования организма родителей.
Продолжительность жизнив России на данный момент составляет 65.4 года, хотя в 1970г. Мужчины в среднемдоживали до 70-ти лет. Наше государство старается отслеживать наиболеесущественные показатели негативного воздействия на окружающую природную среду иосведомлять об этом граждан через официальные источники. Законодатель активноборется с экологической преступностью, отталкиваясь от важнейшего источника вданной сфере – ст. 42 Конституции РФ, опираясь на которую, кодифицировались 26глава УК РФ, Федеральный закон «об охране окружающей среды» №7 и множестводругих Федеральных законов.
Создав широкий переченьнормативно-правовых актов, государство пытается решить проблему эффективного исвоевременного пресечения преступных действий против окружающей природнойсреды, однако не уделяет должное внимание проблематике предупреждений даннойкатегории преступлений. Отталкиваясь от презумпции экологической опасности,законодатель принуждает проводить экспертизу для установления степени вредаокружающей природной среде. Однако, например, при оценивании экологическойопасности сброса опасных веществ определённого предприятия в водную среду, приустановки нормативов воздействия и, следовательно, допущение данногопредприятия к производственной деятельности, то, что может помешать увеличитьсброс опасных веществ и достичь критического уровня негативного воздействияпосле проведения проверки?
Обычно в нашей странеправоохранительные органы из высокой загруженности активизируются лишь посленаступления существенных общественно опасных последствий и нередко по заявлениюпотерпевших, и это притом, что экологические преступления носят публичныйхарактер, т.е. для возбуждения уголовного дела требуется лишь наличие признаковпреступления! Оценивая внедрение в производство новых технологий, разработанныхстранами куда более заинтересованными в охране окружающей среды и имеющихдостаточную практику, необходимо отметить несколько неправильную ценовуюполитику, и соответственно, отсутствие из-за этого, стимула перехода на данныетехнологии.
Что касается овышеупомянутом эгоизме и вседозволенности граждан, то во многом на этотменталитет оказала влияние перестройка начала 90-х, где большинство не боялосьприменения к ним мер ответственности, а также недавний кризис, преимущественноударивший по доходам предприятий, что привело к нарушению норм экологическогоправа, к превышению ими полномочий, нарушению лицензий и так далее. Так часто яакцентирую внимание на организациях лишь исходя из степени общественнойопасности их деятельности, так как характеризуя именно экологическиепреступления, необходимо помнить, что их отличие от правонарушений заключаетсяименно в наступлении существенно повлиявших на экосистему общественно опасныхпоследствий. Актуальность выбранной мною темы обусловлена в первую очередьпрогрессивным ростом преступности в данной сфере (опираясь на показателиФедеральной службы государственной статистики), а во-вторых из-занесовершенства законодательства; напомню, что диспозиции главы 26 УК РФ носятбланкетный характер.
Необходимо указать, чтоЭкологический кодекс не существует, хотя и исходит инициатива от учёных юристовпо его кодификации, вот например, профессор кафедры государства и правауниверситета Бремена, Вингер Г. предложил в 1-ой части изложить положения ФЗ«об охране окружающей среды», а во 2-ой положения других ФЗ о различныхприродных объектах – причиной отказа в его кодификации явился объём – целых 5книг! (данные содержатся в специальном выпуске федерального журнала«Экологическое право»)[2],что очередной раз подтверждает сложность изучаемой системы. Перед написаниемданной работы я определил для себя ряд задач:
1) Изучить широкийперечень научной литературы, касающийся экологических преступлений;
2) Рассмотреть судебнуюпрактику по данным категориям дел;
3) Изложить сущностьпроблематики экологических преступлений;
4) Отобразитьсобственные размышления по поводу поставленного вопроса;
5) Внести новые идеиэффективного регулирования в данной отрасли права.
В данной работе ястараюсь опираться не только на привычную литературу, т.е. учебники по теорииуголовного и экологического права, но и на редкие научные работы знатоков вэтой области. Кроме того, некоторую проблематику я выявлял из приказов ипостановлений Верховного суда РФ по разрешению дел об экологическихпреступлениях.

1. Общая характеристикаэкологических преступлений
В первую очередьнеобходимо дать понятие, что относится к экологическим преступлениям, и толькопотом исходя из определения, давать полноценную характеристику. Но следуетотметить, что само определение нигде не указано, что создаёт небольшуютрудность при квалификации преступлений, хотя большинство проблем решается лишьграмотной кодификации Уголовного кодекса. Поместив главу 26 УК РФ в раздел 9 –преступления против общественной безопасности и общественного порядка,законодатель тем самым чётко определил родовой объект данной группыпреступлений, и соответственно общественные отношения, которым причиняется вредили создаётся угроза причинения такого вреда, соответственно из этого ивытекает понятие экологических преступлений.
Экологическиепреступления – это указанные в главе 26 УК РФ, общественно опасные деяния,посягающие на общественные отношения по обеспечению благоприятной окружающейприродной среды, рациональному использованию природных ресурсов и экологическойбезопасности населения[3].
До 1996г. в уголовномкодексе не выделялась глава экологических преступлений, обуславливая это тем,что данные деяния посягают на государственную собственность, и соответственнопреступления против различных компонентов окружающей среды различались лишь повеличине причинённого ущерба. В настоящее же время, законодатель разграничилэкологические преступления. Неопытные специалисты задаются вопросом, в чём быланеобходимость создания данной главы? В первую очередь, из-за спецификикодификации – по видовому и родовому объекту, т.е. для удобства определенияобщественных отношений, на которые направлены посягательства; Во-вторых,законодатель акцентировал своё внимание на степени общественной опасностиданной категории преступлений и определил необходимость защиты экосистемы отпреступных посягательств. В-третьих, выделение главы имело место в связи спринятием международных договоров для развития международного сотрудничества.
Объект экологическихпреступлений выделяется из определения, опираясь на размещение данной главы вУголовном кодексе:
Родовой объект:экологическая общественная безопасность и экологический правопорядок.
Видовой объект:общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов,сохранению для человека и других живых существ, благоприятной окружающейприродной среды, экологического правопорядка и безопасности населения.
Непосредственныйобъект: общественные отношения по охране и рациональному использованиюотдельных видов природных объектов, и обеспечение экологической безопасностинаселения. Например, в незаконной охоте на зверей и птиц, охота на которыхполностью запрещена, непосредственным объектом преступного посягательства будутвыступать общественные отношения по охране этого, определённого, зверя.
Крайне важным признакомэкологических преступлений является предмет. Именно по нему у наспредоставляется возможность разграничивать данную главу преступлений от преступленийпротив собственности[4].Размышляя об экологических преступлениях стоить помнить, что речь идёт оприродных компонентах, через которые не овеществлён труд человека. В противномслучае при посягательстве на чью-либо собственность в виде брёвен, домашнихживотных, растений, не создаётся угроза разрушения экологической системы,соответственно общественная опасность данных преступлений будет существеннониже. Это ещё одна причина выдела главы 26 УК РФ из особенной части, такимобразом, достигается принцип справедливости в назначении наказаний заэкологические преступления.
Объективная сторонаэкологических преступлений может быть выражена как в действии, так ибездействии. Действие проявляется во влиянии на компоненты окружающей природнойсреды каким-либо негативным способом, и примеров тому – масса. Однако длябольшинства населения непонятно, как возможно достичь высокий уровеньобщественной опасности путём бездействия, например: рабочие, отвечающие зауправление рабочим процессом, зачастую признают свои бездействия, нанёсшиесущественный вред окружающей природной среде, на определённых предприятиях –административным или дисциплинарным проступком, перекладывая вину случившегосяна начальника организации. Примерами бездействия будут являться несоблюдениеразличных правил безопасности и неисполнение своих обязанностей. Большинствосоставов экологических преступлений сформулированы как материальные, т.е. дляотнесения данных деяний к преступным необходимо наступление определённыхнегативных последствий такой степени тяжести, чтобы вред, причинённыйокружающей природной среде был существенный, и, соответственно лица могли бытьпривлечены именно к уголовной ответственности[5].Однако есть исключение, статья 253 УК РФ предполагает, что общественнаяопасность данного деяния является достаточным признаком для привлечения куголовной ответственности, следовательно, состав преступления формальный. Этоговорит о крайней заинтересованности Российской Федерации в производстве работна данной территории (континентальный шельф и исключительная экономическая зонаРФ) и в её исследовании.
Субъектами данныхпреступлений могут быть лица, достигшие 16 лет, однако в некоторых составахмогут фигурировать лишь специальные субъекты – должностные лица. В первуюочередь это касается деяний, связанных с исполнением определённых обязанностейи с соблюдением определённых правил[6].
Субъективная сторонабольшинства преступлений совершается в форме косвенного умысла, т.е. в случае,когда субъект осознаёт преступность своего деяния, не предвидел наступлениеобщественно опасных последствий либо сознательно допускал их наступления, ноэтого не желал[7].Стоит говорить об умышленной форме вины в определённых составах преступлений,обычно такие преступления несут куда более тяжкие последствия, нежелинеосторожные. К примеру, для увеличения прибыли определённого производственногопредприятия, его организаторы бывают, существенно превышают предельнодопустимые нормы сброса вредных веществ куда-либо для значительного увеличенияприбыли либо для уменьшения расходов.
Составы преступленийглавы 26 УК носят бланкетный характер, т.е. диспозиции данных статей отсылают кдругим ФЗ и подзаконным актам.
Исходя из классификацииэкологических преступлений, предложенной профессором А.И. Рарога, я решилсформулировать план данной работы, предварительно расшифровав данное деление навиды. Деление обусловлено содержанием непосредственного объекта.
Экологическиепреступления бывают:
1) Общего характера,где преступные посягательства направлены на окружающую природную среду в целом;
2) Специальногохарактера, где общественная опасность возникает при негативном воздействии наопределённые компоненты окружающей природной среды.
Однако из-за спецификиизучаемой темы, я решил дополнительно выделить некоторые подразделы изпреступлений специального характера:
1) Порча основныхприродных компонентов;
2) Преступлениянаправленные против фауны;
3)Преступлениянаправленные против флоры.
Более конкретноеразделение обусловлено систематизацией групп статей.
2. Экологическиепреступления общего характера (нарушение
действующих правил вобласти экопользования)
Объектом данной группыпреступлений будут выступать общественные отношения в сфере обеспеченияэкологической безопасности. В данный раздел можно определить 4 статьи,обусловливая это тем, что существование определённых правил для какой-либодеятельности означает наличие высокой экологической опасности (раз речь идёт опреступлениях) при обращении с особыми предметами. К этой группе относятсястст. 246-249 УК РФ.
Предметами данныхпреступлений в зависимости от обстоятельств конкретного дела могут выступатьлюбые компоненты окружающей природной среды, которым причинен вред в результатенарушения субъектом соответствующих правил ее охраны. Это могут бытьестественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра,поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность,животный мир, микроорганизмы, памятники природы, определённые разновидностиопасных отходов, микробиологические или другие биологические агенты и токсины.
Опасные отходы, дляпризнания их таковыми, должны определяться рядом признаков, исходя из ст.1 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»:
1) Содержание вредныхвеществ;
2) Обладают опаснымисвойствами (например, токсичностью, склонностью к взрыву или возгоранию,высокой реакционной способностью);
3) Могут носить в себевозбудителей инфекционных болезней;
4) Представляющиенепосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды издоровья человека.
Радиоактивные отходы(на основании ФЗ №170 «Об использовании атомной энергии») – это отходы,содержащие радиоактивные изотопы химических элементов и не имеющие практическойценности.
Бактериологическиевещества – это образования, состоящие из различных видов микробов.
Химические вещества (наосновании ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственныхобъектов») – это токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду иактивно воздействующие на организм человека и окружающую природную среду.
В качестве потерпевшегоот преступления может выступать человек, здоровью которого причиняется вред врезультате нарушения надлежащих правил охраны окружающей среды на той или инойстадии эксплуатации объекта (а также подготовка и вывод из эксплуатации), окружающаяприродная среда в целом и отдельные природные компоненты, посредствомпротивоправного воздействия на неё. Для преступлений общего характерахарактерен неисчерпывающий перечень предметов посягательств.
Под микробиологическимагентом понимается микроорганизм, вирус, бактериальное вещество. К инымбиологическим агентам может быть отнесено, например, любое инфекционноевещество либо его носитель, способные вызвать смерть, болезнь или другую биологическуюдисфункцию в человеческом организме, животном, растении или другом живоморганизме, а равно порчу пищи, воды, оборудования, какого-либо материала иливредные изменения окружающей среды.
Термин «токсин»означает независимо от происхождения или способа изготовления любое ядовитоевещество, выделяемое живым организмом. Оно может быть бактериального,растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется вугнетении функций живого организма. Наиболее распространены и изучены бактериальныетоксины, которые подразделяются на эндотоксины и экзотоксины[8].
Микробиологическиеагенты – это микроорганизмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.
Биологические агенты –это живые организмы, обладающие активным болезнетворным действием.
Биологические токсины –это яды белковой структуры, выделяемые микроорганизмами.
Объективная сторонапреступлений выражается в деяниях в виде действия или бездействия — нарушенииправил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве,вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научныхи иных объектов, в производстве запрещённых видов отходов, транспортировкой,захоронением, использованием или иным обращением радиоактивных,бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленныхправил, в невыполнении ветеринарных правил, обязательных при веденииживотноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке иреализации продуктов животноводства; нарушении порядка применения в ветеринариибиологических, химических и других препаратов, отказом от специальныхмероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальныхфакторов, природных и техногенных катастроф; реализации и использовании дляпищевых целей мяса, мясных и других продуктов животных, молока, молочныхпродуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленномпорядке ветеринарно-санитарной экспертизе (в соответствии с Законом «Оветеринарии»).
Сами правила охраныокружающей природной среды содержатся в специальных законных и подзаконныхактах, однако, не для всех сфер производства! Кроме того, правила, имея статусподзаконных актов, могут устанавливаться абсолютно в любой организации,соответственно, их содержание и суть могут радикально изменяться в совокупностис требованиями данных правил. В таком случае возникает сложность привлечениявиновных лиц к ответственности по данной статье, аргументируя это тем, чтосамих правил может и не быть, либо их система построена таким образом, чтоправоохранительные органы не смогут на них ссылаться. Производственныепредприятия, находящиеся на грани нарушения законодательства в первую очередьзаинтересованы в нахождении пробелов в законодательстве и поиске всевозможныхспособов избежания уголовной ответственности. Поэтому логично сделать вывод,что статья 246 УК не достаточно эффективна в применении. По ст. 249пробельность практически устранена, т.к. правила, установленные для борьбы сболезнями и вредителями растений, содержатся в многочисленных специальныхнормативно-правовых актах таможенного законодательства о порядке ввозарастений, предупреждении ввоза с иными предметами возбудителей болезней ивредителей растений, а также в актах, регламентирующих порядок, условия,средства и процедуры применения ядохимикатов, специальной техники и средств длялокализации и ликвидации болезней и вредителей растений (устанавливаютсяМинистерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерствомздравоохранения и медицинской промышленности РФ, Федеральной службой лесногохозяйства России и иными ведомствами)[9].
Необходимым признакомотличия данных преступлений от административных правонарушений является наличиеобщественно опасных последствий в виде существенного изменения радиоактивногофона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных, уничтожениеили повреждение до прекращения степени роста леса, гибель диких животных, птици других объектов природы, заражение болезнями растений на значительныхпосевных площадях или иных тяжких последствий[10].Иные тяжкие последствия, как разъяснил Пленум ВС РФ будут выражаться впричинении крупного ущерба, остановки работы предприятий, вынужденном массовомпереселении людей. Изменение радиоактивного фона будет признано существенным,если это могло привести к облучению человека или же к радиоактивномузагрязнению окружающей природной среды. В настоящий момент, на основании нормрадиационной безопасности (НРБ), повседневная безопасная доза радиации длячеловека составляет 0.22 МкЗв/час, опасная доза исчисляется, начиная с 11.42МкЗв/час – повышает вероятность возникновения раковой опухоли, а с 570.77 МкЗвпри разовом воздействии – смерть в течение месяца. Причинение вреда здоровьюподразумевает собой причинение лёгкого, средней тяжести или тяжкого вредаздоровью хотя бы одному человеку.
Субъект – специальный,т.е. нести ответственность за нарушение данных правил может только лицо,осуществляющее должностные полномочия, ответственное за обеспечениебезопасности и нормальное функционирование определённого объекта, за соблюдениеправил обращения с экологически опасными веществами и отходами. Так же кответственности может быть привлечено лицо, во владении которого находятсябиологические агенты или токсины, обязанное соблюдать правила обращения с ними,прежде всего, и это не только лица, осуществляющие определённую деятельность суказанными материалами в силу своих профессиональных обязанностей, но и имеющиедоступ к ним по роду своей работы.
С субъективной стороныправила безопасности могут быть нарушены как умышленно, так и понеосторожности.
Для большинствапреступлений данной группы характерен материальный состав, т.е. обязательнонаступление определённых последствий, указанных ранее, однако исключениемявляется лишь одна статья – 247 УК (Нарушение правил обращения экологическиопасных веществ и отходов). Хранение или перевозка таких веществ создаётвысокую угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающейприродной среде. Так же немаловажным аспектом для данной группы преступленийявляется преимущественно характер длящихся и продолжаемых преступлений,соответственно сроки исковой давности будут применяться либо с моментасовершения последнего действия, либо с момента, когда правоохранительныморганам стало известно о данном деянии.
3. Экологическиепреступления специального характера
1. Порча основныхприродных компонентов
1) Преступления,посягающие на водную среду
К данным преступлениямнеобходимо отнести статьи 250 УК (загрязнение вод), 252 УК (загрязнение морскойсреды), 257 УК (нарушение правил охраны водных биологических ресурсов).
Предметом этой группыпреступлений преимущественно являются поверхностные воды, в том числеповерхностные водотоки и водохранилища на них, поверхностные водоемы, ледники иснежники, подземные воды (водоносный горизонт, бассейны, месторождение иестественный выход подземных вод), а также водные биологические ресурсы.
Вода — это охраняемыйзаконом объект природной среды, гидросфера планеты, которая складывается изестественных и искусственных водоемов, подземных вод, ледников, Мировогоокеана. Поверхностные воды (в соответствии с Водным кодексом РФ) признаютсяводы, постоянно или временно находящиеся на поверхностных водных объектах, т.е.реки, озёра, пруды. Подземные – воды, находящиеся на подземных объектах.Посягательства на морскую среду образуют другие составы преступлений по другимстатьям.
Объектом преступлениябудут являться экологическая безопасность общества, урегулированная допустимыминормами загрязнения различных вод, которые обеспечивают охрану, рациональноеиспользование и воспроизводство водных ресурсов; экологическое состояниеречных, озёрных, морских и иных вод и притоков к ним, живых водных ресурсов исреды их обитания. Для разграничения морских вод и открытого моря, а соответственнои статей регулирования, законодатель установил определённый отсчёт ширинытерриториального моря, например, состав преступления по ст. 252 УК можетприменяться вплоть до 12 морских миль прибрежных морских вод. Факультативныеобъекты — жизнеспособность иных объектов животного и растительного мира,окружающей природной среды; экологическое состояние зон отдыха; другиеохраняемые интересы, страдающие в результате посягательств на основной объект;здоровье человека. Дополнительным объектом посягательства, предусмотренногоособо квалифицированным составом преступления, является жизнь человека.
Объективная сторонахарактеризуется в загрязнении, засорении, истощении (ухудшениифизико-химических и биологических свойств, свыше предельно допустимых норм)либо ином изменении природных свойств указанных выше компонентов гидросферы,внутренних морских или территориальных вод РФ, вод открытого моря неочищеннымии необезвреженными сточными водами, отходами и отбросами или токсичной либоагрессивной по отношению к качеству окружающей среды продукции (нефтью,нефтепродуктами, химическими веществами) промышленных, сельскохозяйственных,коммунальных и других предприятий и организаций[11], а такжепутём нарушения правил захоронения или сброса в водную среду веществ, вредныхдля здоровья человека или водных биологических ресурсов. Последствия будутвыражаться в причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных, рыбыили других водных биологических ресурсов, уничтожении в значительных размерахкормовых запасов, причинении ущерба зонам отдыха, лесному или сельскомухозяйству.
Касательно понятия«водных биологических ресурсов» стоит упомянуть о широте охватываемых природныхобъектов, охраняемых ст. 256-257 УК РФ. Данное определение заменяет ранееупотребляемую формулировку «рыбных запасов». В частности новый предметотношений данных статей дополнительно включает в себя различные группысине-зелёных водорослей, относимых к царству бактерий по общей классификации. Востальном же, состав преступления не сильно отличается от ранних положений.
Причинение вреда воднымбиологическим ресурсам может быть вызвано путём неправильного производствалесосплава; строительства мостов, дамб; транспортировки древесины;осуществления взрывных работ; эксплуатации водозаборных сооружений.
Расшифровываяобъективную сторону данной группы преступлений, стоит рассмотреть наиболеесущественные виды негативного воздействия.
Загрязнение – этоискусственные изменения химического и физического состояния, а такжебиологических характеристик воды, вследствие которых дальнейшее ее употреблениеограничено. Загрязнение может осуществляться как в форме действия, так и бездействия.
Загрязнения могут бытьв результате:
1) воздействия бытовыхи коммунальных сточных вод крупных населённых пунктов;
2) деятельностипромышленных предприятий;
3) воздействия тепловойэнергии, посредством многократного использования воды электростанциями;
4) сельскохозяйственнойдеятельности
Засорение – это сборили поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц,ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.
Истощение вод – этоустойчивое сокращение водных ресурсов и ухудшение качества водных запасов.
Ущерб водным ресурсамможет выражаться в виде: уменьшения содержания кислорода, образования газов,теплового загрязнения, накопления токсичных органических веществ,радиоактивного загрязнения, влиянием токсичных металлов и других неорганическихзагрязнений[12].
Чаще всего по даннымпреступлениям к ответственности будут привлекаться субъекты, характеризующиесяобщими признаками, однако, если негативное воздействие на водную среду связанос осуществлением определённых полномочий, то виновным лицом будет выступатьспециальный субъект (руководители предприятий, капитаны плавучих средств,воздушных судов, а также работники береговых предприятий, учреждений,организаций).
Субъективная сторонаможет быть умышленной и неосторожной.
Состав преступления посвоей конструкции материален, соответственно меры уголовной ответственностимогут применяться только при наличии указанных общественно опасных последствий– в случае причинения существенного вреда животному или растительному миру,водным биологическим ресурсам, лесному или сельскому хозяйству. Однако, составстатьи «Загрязнение морской среды» законодатель определил как формальный,возможно потому что указанные последствия представляют собой высокуюобщественную опасность, и есть крайняя необходимость недопущения загрязненияданной сферы. Отягчающими обстоятельствами будут совершение указанных деяний всовокупности с причинением вреда здоровью человека или массовую гибельживотных, либо если преступление совершено на территории заповедника,заказника, зоны экологического бедствия или в зоне ЧС.
2) Преступления,посягающие на земельные правоотношения
Учитывая, что в данномразделе мы рассматриваем преступления, направленные на основные природныекомпоненты, то к данной главе я могу отнести лишь две статьи: ст. 254 УК (Порчаземли), ст. 255 УК (Нарушение правил охраны и использования недр), т.к. данныеобъекты окружающей природной среды представляют собой единое целое и нередкопересекаются при квалификации преступлений.
Объект – экологическаябезопасность общества, обеспечиваемая сохранением земли и недр от загрязнения,а также их рациональным использованием.
Предмет – земли любойкатегории земель, а также недра. Нередко при конкуренции норм ставится вопрос,на что именно направленно посягательство – на земли или недра. Соответственнонеобходимо дать разъяснительные понятия
Земля – это охраняемыйзаконом природный объект, поверхностный почвенный слой.
Недра – это частьземной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – нижеземной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающихся до глубин,доступных для геологического изучения и освоения.[13] Стоитобратить внимание, что в водной среде, недра будут признаны таковыми лишь принахождении их в водоёмах или водотоках, а полезные ресурсы, расположенные нижепочвенного слоя дна озера, моря, реки и т.д. стоит обозначать как водныебиологические ресурсы, и соответственно квалифицировать по другим статьям.
Объективная сторонаданных преступлений включает в себя: действия или бездействия, представляющиесобой отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктамихозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения судобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опаснымихимическими или биологическими веществами в процессе хранения, использования итранспортировки данных веществ; в нарушении правил охраны и использования недрпри: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию,эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанныхс добычей полезных ископаемых, при самовольной застройке площадей залеганияполезных ископаемых. Причинная связь между событиями и последствиями.
Обязательный признакобъективной стороны – причинение значительного ущерба человеку, окружающейприродной среде либо государству или предприятию (определяется исходя из определённыхобстоятельств преступления). Соответственно данные статьи сходны поматериальному составу.
Причинение вредаокружающей среде может выражаться в гибели животных и несельскохозяйственныхрастений, лесонасаждений, загрязнении водных объектов и гибели водныхбиоресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.д. Вред здоровью человекаможет быть любой степени тяжести.
Для правильнойквалификации преступлений важно знать, что в диспозиции ст. 254 УК (порчаземли) указан перечень веществ, при обращении с которыми необходимо соблюдатьопределённые правила. Расшифровывая данные понятия, создаётся их исчерпывающийперечень. Удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты представляют собойвещества, специально предназначенные для использования в сельскохозяйственномпроизводстве либо для любительского или иного некоммерческого выращиваниярастений. Требования к ним, равно как и правила обращения с ними закрепленымногочисленными нормативно-правовыми актами и являются обязательными. Коллизиянормы состоит в том, что использование веществ, не являющихся удобрениями,стимуляторами роста растений, и других, не названных в данной статье веществ,исключает возможность ее применения независимо от характера наступившихпоследствий осуществления хозяйственной или иной деятельности. В качестверешения данной проблемы, по мнению кандидатов юридических наук Г. Хлупиной и Н.Качиной, необходимо предпринять меры по расширению круга источников порчи землиза счёт включения в диспозицию ст. 254 УК всех опасных веществ[14].
Что касается ст. 255УК, то необходимо знать, что понимается под объектами, указанных в гипотезенормы, при этом ссылаясь на Закон «О недрах».
Горнодобывающеепредприятие — это инженерное сооружение (установка, комплекс), осуществляющеепроизводственную деятельность в сфере добычи полезных ископаемых.
Подземное сооружение –это колодцы, шахты, хранилища, канализационные и прочие коммуникации, несвязанные с добычей полезных ископаемых.
Самовольной застройкойплощадей залегания полезных ископаемых будет признаваться та, котораяпроизведена без соответствующего разрешения.
Недра могут бытьпредоставлены гражданам и юридическим лицам для геологического изучения,включающего поиск и оценку нахождения полезных ископаемых, их разведки и добычи[15].
Субъектом данной группыпреступлений выступают лица, достигшие возраста 16 лет, каким-либо образомнегативно воздействующие на землю или недра.
Субъективная сторонаможет быть выражена косвенным умыслом, либо неосторожностью.
3) Преступления, всфере охраны атмосферного воздуха
Уголовный кодекспредусматривает лишь одну статью, относимую к данному деянию – ст. 251 УК(Загрязнение атмосферы). Особое внимание следует уделить предмету данногопреступления – атмосферный воздух. Удобство заключается в том, что он не можетбыть в чьей-либо собственности, и соответственно, не могут возникать проблемы сопределением данного состава преступления по объекту.
Загрязнение воздуха — это внесение или возникновение по каким-либо причинам в нем новых, как правило,не характерных для него физических, химических, биологических и других агентов,выводящих систему среды за рамки естественного фона. Отличие нормы УК РФ отнормы КоАП состоит лишь в тяжести деяния и соответственно в последствиях.
Объект преступления –общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения сохранностиатмосферного воздуха от загрязнения.
Объективная сторонахарактеризуется нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ илив нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деянияповлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Загрязняющее вещество — это физический, химический, биологический, иной информационный агент,попадающий в атмосферу либо образующийся в ней в количествах, выходящих зарамки естественного фона. Загрязнение атмосферного воздуха будет признанообщественно опасным, в случае выброса в него газовых отходов выше установленныхнорм. Установленные пределы указаны в разных ГОСТ стандартах, однако охватываютне все сферы деятельности человека. Например, нормы выброса в атмосферу вредныхвеществ автотранспортом регулируются косвенно — прохождением ежегодного тех.осмотра, однако в мае 2011г. Д.А.Медведевым он был отменён на 1 год! Я считаю,что данное решение нецелесообразно – атмосферный воздух подвергнетсясущественному воздействию со стороны Российского автопрома, выпускающегоавтомобили, несоответствующих евро стандартам.
Загрязнение или иноеизменение природных свойств воздуха могут быть вызваны:
1) выбросомзагрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на тогосударственных органов;
2) превышениемнормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух или вредных физических воздействий на него;
3) нарушением правилэксплуатации, а также неиспользованием установленных сооружений, оборудования,аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;
4) введением вэксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и другихобъектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;
5) нарушением правилскладирования промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения иприменения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральныхудобрений и других препаратов;
6) невыполнениемпредписаний органов, осуществляющих государственный контроль над охранойатмосферного воздуха[16];
7) другими факторами
Субъектом преступногопосягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту егосовершения 16-летнего возраста, ответственное за введение в эксплуатацию,ремонт, эксплуатацию очистных сооружений либо за эксплуатацию установок,сооружений и иных объектов, производящих выбросы в атмосферу загрязняющихвеществ, а также должностные лица (руководители предприятий, учреждений,организаций, их заместители, начальники цехов, заведующие лабораториями ит.д.).
Субъективная сторонаможет быть выражена как в виде умысла, так и неосторожности.
4) Нарушениезаконодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономическойзоне РФ (ст. 253 УК)
Данную статьюневозможно абстрагировать или унифицировать в определённую главу, объясняя этотем, что законодательство РФ о континентальном шельфе и об исключительнойэкономической зоне РФ представляет собой систему смешанных норм, охраняющих какбезопасность государства, территориальную границу, так и недра, и водныебиологические ресурсы. Многие учёные спорят по поводу определения данной статьив главу Экологических преступлений, настаивая на отнесении её к гл. 29 УК РФ(Преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства). Однако,в других законных актах[17]законодатель даёт понять, что данная статья в первую очередь направлена наохрану добываемых природных ресурсов, ставя экономические и научные приоритетына первое место.
Объект – общественныеотношения по поводу охраны живых ресурсов континентального шельфа и водисключительной экономической зоны РФ.
В качестведополнительного объекта могут выступать отношения в сфере обеспечениябезопасности морского судоходства.
Континентальный шельфРФ — это продолжение морского берега под водой, образующего материковую отмель.Включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся запределы территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолженияего сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Исключительнаяэкономическая зона РФ — это морской район, находящийся за пределамитерриториального моря РФ и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль,отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальногоморя.
Объективная сторонасоставов преступления выражается в форме, как действия, так и бездействия. Впервом случае лицо характеризуется активным преступным поведением по возведениюсооружений, созданию вокруг них зон безопасности, нарушению правилстроительства, эксплуатации сооружений и средств обеспечения безопасностиморского судоходства и т.д. Во втором — виновное лицо не соблюдает, неисполняет правил, например не контролирует эксплуатацию сооружений и средствобеспечения безопасности морского судоходства и т.д. Пассивное преступноеповедение характерно для должностных и иных лиц, ответственных за эксплуатациюданных сооружений и средств. Федеральным законодательством установлены пределыисчисления территории континентального шельфа и исключительной экономическойзоны – 200 морских миль от исходных линий. Зоны безопасности искусственныхостровов простираются радиусом 50 морских миль от объекта[18].
Данная норма носитбланкетный характер, т.к. для признания определённого деяния преступным,требуется ссылаться на другие законы и нормативные акты. Например — ФЗ «Оконтинентальном шельфе Российской Федерации», КТМ РФ, ФЗ «Обисключительной экономической зоне Российской Федерации».
Субъектом преступногопосягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту егосовершения 16-летнего возраста. Для дел о нарушении правил эксплуатациисооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, а также всвязи с совершением преступлений по неосторожности характерно привлечение кУголовной ответственности должностных либо иных ответственных по службе лиц.
Субъективная сторонаможет как в форме умысла, так и неосторожности.
По конструкции составыпреступления являются формальными. Оконченным оно будет признано в случае:
1) Незаконного возведениясооружений на континентальном шельфе РФ;
2) Незаконного созданиявокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности;
3) Нарушения правилстроительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений илисредств обеспечения безопасности морского судоходства;
4) Исследования,разведки, разработки естественных богатств континентального шельфа РФ илиисключительной экономической зоны РФ, проводимых без соответствующегоразрешения.
2. Преступления,посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны
Фауна – этосовокупность видов животных, обитающих на определённой территории илиакватории. Отталкиваясь от данного понятия, в эту группу можно сопоставить 3статьи: ст. 256 УК (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов),ст. 258 УК (Незаконная охота), ст. 259 УК (Уничтожение критическихместообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу). Что касается статей256 и 259 УК РФ, возникла небольшая сложность их структуризации и отнесенияданных норм именно к сфере фауны, т.к. биологические ресурсы и охраняемыКрасной книгой существа представляют собой не только живые организмы, но ирастения и водоросли. Главным аргументом явилось то, что снижение популяцийименно представителей фауны являет большую экологическую опасность, чем вред,причинённый неживой природе.
Введение новойформулировки статьи 246 УК обусловлено теми же факторами, что и положенияст.257 УК. Замена определений «животные и растения» (на которых направленыпреступные посягательства) на понятие «водных биологических ресурсов»произведена с целью расширения охвата охраняемых объектов.
Предмет – водныебиологические ресурсы, звери и птицы, находящиеся в состоянии естественнойсвободы, животные и растения, занесённые в Красную книгу и их критические местаобитания.
В качестве объектаданных преступлений будут выступать общественные отношения в сфере обеспеченияэкологической безопасности населения, достигаемой путём охраны организмов,занесённых в Красную книгу, диких животных (птиц и зверей), водных биологическихресурсов, как составного компонента окружающей среды, необходимого длянормальной жизнедеятельности человека[19],а также сохранения благоприятной окружающей среды в местах обитания указанныхорганизмов.
Объективная сторонавыражается в незаконной добыче указанных предметов посягательства (приотсутствии лицензии, недостижении необходимого возраста, добыча в неразрешённыхместа либо запрещённым способом или в запрещённые сроки), т.е. в охоте назверей и птиц, промысловом или любительском лове рыбы, добывании водныхбеспозвоночных и морских млекопитающих, в том числе промысловых морскихрастений, водорослей, бактерий, в уничтожение мест обитания организмов,занесённых в Красную книгу. Преступные посягательства в отношении домашнихживотных не будут урегулированы данной статьёй. В соответствии с ГК, данноедеяние будет направлено на отношения в сфере собственности. Разграничиваяпреступления по степени общественной опасности, незаконное уничтожение дикихзверей и птиц является более тяжким, нежели посягательства на домашнихживотных, создаётся угроза или причиняется вред нормальному существованиюфауны, происходит подрыв экологической безопасности.
Обязательнойотличительной особенностью от норм КоАП является совершение данных деяний сприменением механического ТС или воздушного судна, взрывчатых веществ, газовили иных способов массового уничтожения животных; в отношении птиц и зверей, накоторых охота запрещена; на особо охраняемых природных территориях или в зонахэкологического бедствия[20].Следует отметить, что применение механических транспортных средств означает ихиспользование с целью выслеживания, преследования, добывания зверей и птиц ит.д., а не с целью доставки охотника к месту дальнейшей дисклокации (кпримеру).
В любом случаепреступление выражается в действии.
Субъективная сторонахарактеризуется умыслом, однако деяния, указанные в ст. 259 УК могут бытьвыражены в любой форме вины.
Субъект преступленияобщий, т.е. лицо, достигшее возраста 16 лет, обладающее вменяемостью идееспособностью.
Составы преступлениядля большинства пунктов данных статей определены как материальные, однаконекоторым квалифицирующим признакам присущ формальный состав, т.к. приприменении самоходного ТС, взрывчатых веществ, электротока, совершениипреступления на особо охраняемой природной территории и т.д., деяние будетпризнано общественно опасным при наличии угрозы причинения существенного вредауказанным охраняемым объектам.
3. Преступления,посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры:
Флора — историческисложившаяся совокупность видов растений, распространённых на определённойтерритории в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. Комнатныерастения, растения в оранжереях и других сооружениях с искусственным климатомне входят в состав флоры. Мною выделены 3 статьи из главы 26 УК РФ, относимых кданному разделу: ст. 260 УК (Незаконная рубка лесных насаждений), ст. 261 УК(Уничтожение или повреждение лесных насаждений), ст. 262 УК (Нарушение режимаособо охраняемых природных территорий и природных объектов). Целесообразно задатьсявопросом, почему третью, перечисленную мной, статью стоит относить именно кэтой группе преступлений, ведь некоторые учёные выделяют данную норму из общейклассификации. Я же объясняю это тем, что в диспозиции ст. 262 УК обязательнымпризнаком является причинение значительного ущерба, соответственно самонарушение такого режима должно сопровождаться нанесением вреда растениям.
Объектами данныхпреступлений будут являться отношения в сфере охраны леса, особо охраняемыхприродных территории и природных объектов.
Стоит акцентироватьсвоё внимание на замену ранее существовавших определений «деревья и кустарники»на «лесные насаждения». Соответственно, изменив названия статей 260 и 261 УК,законодатель расширил перечень охраняемых объектов, к лесным насаждениям,помимо перечисленного, относятся грибы! По законам ботаники, они обособлены вотдельное царство, поэтому и создалась необходимость их включения в диспозицииданных статей.
Лес — охраняемыйзаконом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковойи травянистой растительности, произрастающей на землях лесного иприродно-заповедного фондов, а также населяющих его животных, микроорганизмов идругих компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных ивлияющих друг на друга в своем развитии.[21]
Объективная сторона –действия, выражающиеся в порубке, поджоге, выбросе в лес загрязняющих веществ,повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений, лиан, кустарников ит.д., непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источниковповышенной опасности, совершённые в значительном размере. А также нарушениережима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы,других особо охраняемых государством природных территорий, либо пассивныедействия должностных лиц, не обеспечивающих должную сохранность указанныхобъектов. Необходимо отметить, что ущерб, нанесённый определённой особоохраняемой территории, является оценочным показателем – будет определятьсязаконодательством той или иной охраняемой зоны[22].
Уничтожение лесов иуказанных насаждений — это причинение им вреда, повлекшего их гибель.
Повреждение указанныхобъектов — причинение им вреда, который со временем может быть в значительноймере или полностью устранен.
Касательно незаконнойвырубки лесных насаждений, следует отметить, что данное преступление являетсякрайне распространённым на территории России. Из-за экономической и социальнойнеразвитости народа дальнего востока страны, незаконная продажа леса на тойтерритории нередко является единственным крайне выгодным заработком,прикрываясь при этом положениями п.2 ст.30 Лесного кодекса[23] – гдеразрешена заготовка древесины для собственных нужд бесплатно! Соответственно,снижается эффективность функции надзора – становится сложным отследитьпреступные действия. В связи с этим, Россия сталкивается с проблемамиреализации лесных насаждений за рубеж, конкурируя при этом не только синостранными государствами, но и с недобросовестными продавцами внутри страны.Природоохранная прокуратура отслеживает нарушителей и пытается с ними бороться,однако соперничество с государством продолжается, это выражается в сильнойдефляции цен на лесные насаждения. По данным архивов прокуратуры, срубленныедеревья продаются за рубеж по цене 16$ за шт., в то время как в зарубежныхстранах, богатых лесом, стоимость колеблется около 50$ за шт., в США – 70$ за 1дерево. Исходя из этого, изменяются таксы исчисления вреда лесу, повышая приэтом планку размера нанесённого ущерба. Законодатель решил усилить контроль надпреступностью в данной сфере, запретив вывозить через таможню необработанныебрёвна, надеясь снизить количество нелегально вывозимого леса. Тем самымгосударство планировало принудить реализаторов леса к приобретениюдеревообрабатывающих заводов, что не каждому под силу. Однако при этом неуказал, что понимается под обработкой! Следовательно, лица, незаконновырубающие лес, лишь обрабатывают шкуркой или лобзиком данные деревья и, неопасаясь, продолжают заниматься преступной деятельностью. Учитывая падение ценна древесную продукцию из-за конкуренции с преступными сообществами, снедавнего времени снизились расценки по таксам: значительным ущербом будетпризнаваться свыше 5 т.р., в то время как в предыдущей формулировке – 10 т.р.,крупный размер – 50 т.р., ранее – 100 т.р., и особо крупный размер – 150 т.р.,в прошлом – 250 т.р., хотя по количеству срубленных деревьев показательостаются такими же.
Субъектом будетявляться лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона предусматривает какумысел, так и неосторожность.
Состав преступленийматериален, общественно опасные последствия выражают смысл статьи – незаконнаявырубка, уничтожение либо повреждение указанных объектов, а также причинениекрупного ущерба в диспозиции ст. 262 УК РФ.

Заключение
Подробно рассмотревпоставленные вопросы, я убедился в широте данной темы. Содержание бланкетныхнорм главы 26 УК РФ усложняет процесс привлечения к уголовной ответственности,обязывая ссылаться на другие нормативно-правовые акты, среди которых имеются иподзаконные НПА.
Нередко из-заобширности законодательного урегулирования данной сферы, нормы частоконкурируют друг с другом, а влияние Федеральных законов на системуэкологических преступлений, вынуждает постоянно вносить поправки в главу 26 УКРФ, создавая дополнительную сложность. Однако данные явления говорят о том, чтогосударство заинтересовано в сохранении благоприятной окружающей среды и вобеспечении экологической безопасности населения.
На данный моментсистема экологического законодательства хорошо развита, хотя невозможноутверждать абсолютную эффективность его применения, особенно учитываяраспространённость данных категорий преступлений по всей территории нашейродины, и, соответственно загруженность работы сотрудников правоохранительныхорганов. По моему мнению, достигнуть снижения преступной активности возможно.
В первую очередьсущественно расширить и упорядочить зоны мониторинга окружающей среды, т.к. напрактике, преступные сообщества и причинители существенного ущерба привлекаютсяк ответственности спустя длительное время после наступления общественно-опасныхпоследствий.
Также необходимостимулировать предприятия внедрять новые технологии и уменьшать объёмы выбросавредных веществ в окружающую среду, путём массового выпуска ноу-хау и грамотнойценовой политики, и использовать косвенное принуждение, снижая максимальныепределы выброса вредных веществ.
Однако, достижениевысшей отметки экологической безопасности России возможно лишь с помощьюполноценного развития правового и социального сознания населения.
экологическийпреступление федеральный закон

Список использованнойлитературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
2. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 4марта 2011г.
3. Федеральный закон «Об охранеокружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ по состоянию на 1.01.2011г.
4. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 вредакции от 29.12.2010г.
5. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 вредакции от 28.12.2010г.
6. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 вредакции от 05.04.2011г.
7. Федеральный закон «О животном мире»от 24.04.1995 № 52-ФЗ в редакции от 28.12.2010г.
8. Федеральный закон «Об особоохраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ в редакции от10.05.2007г.
9. Федеральный закон «Об экологическойэкспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ в редакции от 09.04.2009г.
10. Федеральный закон «Об охранеатмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ в редакции от 27 декабря 2009г.
11. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N2395-1в редакции от 05.04.2011г.
12. Федеральный закон «О рыболовстве исохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ вредакции от 03.12.2010г.
13. Федеральный закон «О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (сизменениями и дополнениями)
14. Рарог А.И., Наумов А.В. – «Уголовноеправо России» учебник, 6-е издание, переработанное и дополненное, «Проспект» ТКВелби, Москва 2010г.
15. Журавлев М.П. – «Уголовное правоРоссии» учебник, «Проспект», Москва, 2010г.
16. Рарог А.И., Иногамова Л.В. –«Уголовное право Российской Федерации», учебник, «Инфра-М», Москва 2011г.
17. Бринчук М.М. – «Экологическоеправо», учебник, 3-е издание, дополненное, «Юристъ» Москва 2010г.
18. Боголюбов С.А. – «Экологическоеправо», учебник, 2-е издание, «Юрайт», Москва 2011г.
19. О.Л. Дубовик «Экологическое право»,учебник, 4-е издание, «Проспект» ТК Велби, 2011г.
20. Федеральные журналы «Экологическоеправо», ИГ «Юрист» №3, №4 2009г., №2, №6 2010г, №1 2011г.- специальный выпуск
21. Научно-практический журнал«Уголовное право» №1’2010, АНО «Юридические программы».
22. Федеральная служба государственнойстатистики – www.gks.ru
23. Иные законные и подзаконные акты