Понятие и содержание внешнеторгового договора

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Коммерческомуправу
тема: Понятие исодержание внешнеторгового договора.

План
Введение
1.Понятие внешнеторгового договора
2. Содержаниевнешнеторгового договора
Заключение
Литература

Введение
В современных условиях отмечается усиление процессовинтеграции России в мировую экономику. Немаловажную роль в данном процессеиграет налаживание торговых связей российских хозяйствующих субъектов с зарубежнымиконтрагентами, способствующее развитию внешнеторговой деятельности страны.
Внешнеторговая деятельность – деятельность поосуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информациейи интеллектуальной собственностью.[1]
Внешнеторговая деятельность осложнена существованием «иностранногоэлемента», что обуславливает наличие специальных нормативных правовых актов,регулирующих внешнеторговую деятельность. Базовым документом правовогорегулирования внешнеторговой деятельности является Федеральный закон от 8декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговойдеятельности» и ряд других нормативных актов Российской Федерации.
Большое значение во внешнеторговой деятельностипринадлежит международным договорам. Основным международным актом во внешнейторговле является заключенная в г. Вене Конвенция ООН о договорах международнойкупли-продажи товаров 1980 г., вступившая в силу для СССР в 1991 г. Венскаяконвенция является основным документом регулирующим порядок заключениядоговоров международной купли-продажи товаров, его основные условия, а такжеправа и обязанности сторон.

1. Понятие внешнеторгового договора
Внешнеторговый договор – основной коммерческийдокумент внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашениимежду сторонами. Предметом внешнеторгового договора может быть купля-продажа(поставка) товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование,предоставление права на продажу, консигнация и др.
Несмотря на то, что национальное законодательство целогоряда стран, в т.ч. в России, признает внешнеторговый договор только вписьменной форме, в международной практике допускается устная форма заключения внешнеторговогодоговора. Права и обязанности сторон по внешнеторговому договору обычновступает в силу с момента его заключения (подписания). Вместе с темзаконодательство ряда стран признает внешнеторговый договор, заключенные путемпереписки.
Внешнеторговые договоры различаются между собой, как попродолжительности действия, так и по целевому назначению. Одни из нихпредусматривают поставку товара к определенному сроку, причем в случаенарушения продавцом установленного срока поставки, покупатель вправе немедленнорасторгнуть внешнеторговый договор. Другие заключаются на срок от 3 до 5 лет иболее, обычно при регулярных и массовых поставках либо при растянутости вовремени срока выполнения обязательств по внешнеторговому договору.
При прямых связях между предприятиями в целяхоперативного обмена заключаются годовые внешнеторговые договоры, в которыхуказывается согласованная сумма взаимных поставок в течение года, как правило,на сбалансированной основе.
Специальные внешнеторговые договоры нацелены наобеспечение проектно-монтажных работ, техобслуживания, поставокспециализированной продукции, запасных частей и др.
Рамковые внешнеторговые договоры включают лишь основныесогласованные условия, которые не считаются окончательными, подлежатпоследующему уточнению в ходе выполнения соответствующих работ. Еще большейрасплывчатостью, размытостью обязательств отличаются внешнеторговые договорынамерения. Расчеты за поставки товаров (услуг) по внешнеторговому договору могутпроизводится в иностранной, международной, национальной валюте и на безвалютнойоснове.
2. Содержание внешнеторгового договора
Международная практика выработала целый ряд требований,предъявляемых обычно к содержанию и структуре международных коммерческихконтрактов. На территории нашей страны такая практика закреплена в Письме ЦБ РФN 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам иформе внешнеторговых контрактов» от 15 июля 1996 г.
Международные коммерческие контракты обычно содержатнесколько разделов, располагаемых в определенной логической последовательности,хотя содержание и даже структура контрактов могут меняться в зависимости от спецификитовара и целого ряда других условий:
— Определение сторон контракта с указанием их полногоофициального наименования и адресов располагается на первой странице контракта,где указывается его регистрационный номер, место и дата подписания. Указание местаподписания имеет большое значение для определения того, право какой страныприменимо к контракту, если какой-либо вопрос в нем прямо не урегулирован. Сучетом этого нередко в качестве места подписания указывается г. Москва, дажеесли фактически контракт подписывался за границей – это повышает шансы на то,что юрисдикционным органом в качестве применимого будет признано российскоеправо.
— Предмет контракта. В этом разделе указываетсянаименование товара, его количество, комплектность, технические характеристикии качество. В этом же разделе определяются и базисные условия. Наименованиетовара дается, как правило, в соответствии с таможенной классификацией страныназначения или согласно международным стандартам. Количество определяется вметрической системе мер и весов или в других системах и единицах измерения(например, в мешках, кипах, бочках и т.д.). Контракты предусматривают следующиеспособы согласования качества:
1) соответствие товара определенному стандарту,сложившемуся в международной торговле;
2) соответствие качества товара определенному образцу;
3) использование показателя faq (fair average quality) –«хорошее среднее качество».
— Цена товара. Цена товара является существенным условиемконтракта и может выступать в нескольких видах:
а) твердая цена, которая указывается в контракте и неподлежит изменению в течение всего срока действия контракта;
б) скользящая цена, которая указывается в контракте, номожет подвергаться соответствующей корректировке в случае измененияценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья и оборудования попроизводству товара) в период действия контракта. В контракте обычнооговариваются и пределы отклонения фактической цены от контрактной в ту илидругую сторону (например, + 15%);
в) цена с последующей фиксацией, которая не указывается вконтракте, а определяется соответствующей котировочной ценой товара на моментисполнения контракта. Котировочными ценами выступают:
справочные цены, которые публикуются в прейскурантах,бюллетенях и иных периодических изданиях. Реальные цены оказываются нижесправочных;
цены статистики международной торговли, которыерассчитываются как общая сумма, вырученная от продажи отдельных товаров,деленная на их количество;
биржевые цены, которые выступают как реальные ценысделок, совершаемых на бирже в тот или иной момент;
цены аукционов, которые выступают как реальные ценысделок, заключенных на международных торгах.
— Сроки поставки товара. Сроки поставки товарауказываются либо в виде конкретных дат, либо как квартальные, полугодовые,годовые, либо в виде периода времени с даты подписания контракта. Во избежаниеспоров в контракт обычно включается четкая формулировка о том, что считаетсядатой поставки товара. Необходимо также сделать оговорку о том, допускается лидосрочная поставка. Покупателю важно знать время фактической отгрузки товара стем, чтобы он мог позаботиться о его приемке. Для этого в контракте обычнопредусматривается обязанность продавца известить покупателя о произведеннойотгрузке товара. Обязанность высылки извещения об отгрузке вытекает в рядеслучаев из торговых обычаев, т.е. даже тогда, когда она не предусмотренаконтрактом. Международная коммерческая практика знает и такой способобозначения срока, как немедленная поставка. Фактически это означает, что поставкадолжна быть произведена в течение 14 календарных дней с момента заключенияконтракта.
— Условия расчетов. Положения контракта об условияхрасчетов составляются с учетом предписаний международных договоров идействующих норм национального законодательства. Указывается форма страхованиявалютного риска, форма расчетов (банковский перевод, инкассо, аккредитив,открытый счет, вексель, чек) и форма кредита (банковский или коммерческий),если он предоставляется. В контракте должны быть четко зафиксированы условияплатежа по кредиту и указано, против комплекта каких документов осуществляетсяплатеж.
— Тара, упаковка и маркировка товара. Тара – внешняяупаковка товара (ящики, бочки, мешки, контейнеры). Она отличается отнепосредственной упаковки, в которую уложен товар и которая неотделима вторговом обороте от самого товара. Маркировка помещается на таре, бирке илисамом товаре. В международной торговле применяются следующие виды маркировки:
товарная – содержит наименование товара, вес брутто инетто;
грузовая – содержит наименование государства и пунктовотправления и назначения, наименование получателя, маршрут следования, номергруза и его вес;
специальная – содержит наименование товара, инструктивныенадписи об обращении с ним во время погрузки, разгрузки, перевозки и хранения;
транспортная – представлена в виде дроби, числителькоторой обозначает порядковый номер грузового места в партии, перевозимой поодному перевозочному документу, а знаменатель – общее число мест в этой партии.Эту маркировку наносит не грузоотправитель, а перевозчик.
Маркировка наносится несмываемой краской спротивоположных сторон тары на языке страны продавца с переводом на язык страныпокупателя.
— Гарантии исполнения контракта. Гарантии надлежащегоисполнения контракта предоставляются продавцом и служат средством обеспеченияисполнения им своих обязательств по контракту. Как правило, такие гарантиипринимают форму банковских гарантий, выдаваемых по инструкциипродавца-принципала банком-эмитентом в пользу покупателя-бенефициара.
— Ответственность сторон контракта за его неисполнениеили ненадлежащее исполнение. Для повышения ответственности сторон за выполнениепринятых на себя обязательств в условиях контрактов обычно предусматриваютсяштрафные санкции, которые по своим размерам и порядку должны стимулироватьвыполнение обязательств. Например, штраф за просрочку поставки может бытьпрогрессивным, т.е. возрастать по мере увеличения просрочки. Вместе с темштрафные санкции не должны носить разорительный характер – обычно общий размерштрафа ограничивается суммой в 8-10% от стоимости просроченной партии товара.Необоснованное ужесточение штрафных санкций покупателями часто вызываетответную реакцию продавцов: они закладывают возможные штрафы в цены. Положенияо штрафных санкциях обычно формируются на основе взаимной ответственности:например, наряду со штрафами за просрочку поставки продавцом предусматриваетсяштраф за задержку платежа покупателем.
— Страхование товара. Проблема возмещения убытков тесносвязана со страхованием. Указание в контракте базисных условий определяет иобязанности сторон по страхованию. Так, по условиям ФОБ экспортер страхует грузпри транспортировке до порта погрузки и в порту до погрузки его на борт судна.Дальнейшая забота о страховании лежит на покупателе. В контрактах встречаются испециальные подробные положения о страховании (что страхуется, от каких рисков,кто страхует и в чью пользу).
— Порядок разрешения споров и применимое право. Порядокразрешения споров между сторонами регулируется арбитражной оговоркой, содержащейдоговоренность сторон о передаче споров на рассмотрение в арбитраж, илипророгационным соглашением, выражающим волю сторон о передаче споров нарассмотрение в суд какого-либо государства. Применимое право определяетсясторонами путем указания на соответствующую правовую систему, и этообстоятельство служит реализацией принципа автономии воли в международномчастном праве, в соответствии с которым стороны международного коммерческогоконтракта вправе самостоятельно определять правовой статут своих контрактныхобязательств.

Заключение
Для того чтобы коммерческий контракт был признанмеждународным, необходимо наличие в совокупности двух признаков – одногоосновного и одного из трех дополнительных. Основной признак заключается в том,что на территории различных государств должны располагаться главныекоммерческие предприятия контрагентов – продавца и покупателя. Дополнительныйпризнак – в том, что на территории различных государств должны располагатьсяпункты:
отправления и назначения проданного товара;
совершения оферты и акцепта;
заключения и исполнения договора.
Третьим и самым важным шагом в этом направлении можносчитать Венскую конвенцию ООН 1980 г. Согласно требованиям Венской конвенцииООН 1980 г. международный характер присущ тем коммерческим контрактам, стороныкоторых имеют свои коммерческие предприятия на территории разных государств (п.1 ст. 1). Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговыйстатус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание(п. 3 ст. 1). Таким образом, современное понимание международного характераторгового договора предполагает, что он имеет коммерческую природу (т.е.заключен в коммерческих целях, а не с целью индивидуального потребления) ивключает иностранный элемент в виде нахождения коммерческих предприятийпродавца и покупателя на территории разных государств.

Литература
1.        Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11апреля 1980 г., г. Вена // Вестник Высшего арбитражного суда РоссийскойФедерации, №1 1994 г.
2.        Гусева Т.А. Предпринимательское право. Учебно-методический комплекс. –М.6 Издательство «Экзамен», 2006
3.        Международное коммерческое право: новеллы правового регулированиямеждународных контрактных обязательств Н.Ю. Ерпылева, // «Адвокат», № 6, 8, 9, 2005г.
4.        Пугинский Б.И. Коммерческое право. – М.: Изд-во «Зерцало», 2005 г.
5.        Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Комерческое право: учебное пособие. – М.:Юристъ, 2006