СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и
сущность государства……………………………………………………. 3
2. Правовая
культура и правосознание……………………………………………… 7
Список
литературы……………………………………………………………………………………. 15
1.
Понятие и сущность государства.
Понятие государства включает в себя
характеристику его сущности, т. е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного
в данном явлении, и социального назначения — служебной роли и исторической
цели.
Марксизм научно обосновал, что
политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и
основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть
организация политической власти общества.
Вместе с тем возникшее полтора века
назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет
воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и
незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний
нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.
В частности, следует признать
ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической
литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из
основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в
обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к
такому обществу они рассматривали государство как организацию политической
власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
«Политическая власть в собственном
смысле слова,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— это организованное насилие
одного класса для подавления другого». «Государство,— утверждал Ф.
Энгельс,—есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[1].
Вслед за Энгельсом В. И. Ленин также видел в государстве машину «для
поддержания господства одного класса над другим». «Государство,— считал он,—
есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен
со своим антиподом (с противоположным ему классом)»[2].
Хотя приведенные и подобные им другие
положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с
антагонистическими классами, начиная со второй половины 40-х гг. XIX в. и
вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в
России, играли прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности,
функционирования и развития государства, нельзя было придавать им всеобщего
значения, превращать в догму и распространять на все времена и страны, тем
более в изменявшихся на глазах исторических условиях.
Такой подход обеднял и в известной
мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее
понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет
принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение
классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной
арене. Поэтому понятно, что в связи с коренными изменениями, происшедшими в
мире после второй мировой войны, трактовка государства исключительно с
классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государства не
только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его
распада — в России и других странах СНГ.
Важно заметить, что рассматриваемый
подход к трактовке государства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные
многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского,
его нынешних последователей в западноевропейской социал-демократии и современных
буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в
большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в
той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в
понимании государства как института социального компромисса и достижения общего
блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен:
тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его
классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в
государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую.
В этой связи особое внимание
привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство
охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих
из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый
Марксом лишь мимоходом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладельческому
и буржуазному государству, не получил дальнейшей специальной разработки ни в
самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть
понимания государства его последователями.
Между тем именно в приведенном
суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное
и ценное как в марксистском, так и немарксистском подходах к государству;
делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке
государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон
— общечеловеческой и классовой.
И действительно, любое государство,
наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию,
без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел
относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей
общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения,
средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с
эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.
п.
Общечеловеческое предназначение
государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом
социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска
согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил;
обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им
функций.
Сочетая в себе, таким образом, и
классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как
организация политической власти общества, и как его единственный официальный
представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел,
вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и
классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его
изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Поэтому нельзя согласиться с теми,
кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от
классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.
Следует иметь в виду, что соотношение
между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково,
оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и
политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и
демократии.
Соответственно в определенных
условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в
буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых
буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с
тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в
характеристике сущности и социального назначения государства на первый план
выступает классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных
и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить,
по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая
тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых
государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.
Государство, представляющее собой
преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития
демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью,
многопартийностью, свободными выборами, охраной прав и свобод личности,
наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д. При этом демократия,
обеспечение социального компромисса необходимым образом предполагают
обязательные для всего общества законность и правопорядок.
Демократическое,
цивилизованное государство, в котором процесс формирования и деятельности всех
государственных органов строго основывается на праве, существует разделение
властей, обеспечивается верховенство закона и отношение к человеку, его
правам и свободам как к высшей ценности, является правовым. На сегодня это
наиболее высокая ступень организации политической власти общества за всю
многовековую историю развития государства.
Подводя итог вышесказанному о
двуединой общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения
государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего
определения. Государство — это организация политической власти, необходимая
для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы
всякого общества.[3]
Учитывая, что государство весьма
сложное явление, в ряду факторов (начал), оказывающих непосредственное влияние
на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных
исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь в виду
религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), национальный фактор
(государства Балтии) и некоторые другие. Сказанное, однако, не означает, что
все эти факторы должны быть отражены в определении государства вообще. При
этом достаточно исходить из его наиболее общих начал — общечеловеческого и
классового.
2.
Правовая
культура и правосознание
Как
явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и
индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные
решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные
теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом
качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим
особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория
правосознания.
Правосознание — это совокупность представлений и
чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или
желаемому праву. Правосознание — одна из форм общественного сознания. Как и
иные формы общественного сознания — мораль, религия, искусство, наука,
философия — правосознание выступает специфическим способом духовного познания
действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная
самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы
обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже
позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно,
определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально
«перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла
правосознания.
Поэтому правосознание — весьма
независимое, целостное и как бы даже «рядоположенное» праву явление, требующее
изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория
права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис,
культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной
цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности
и иной социальной патологии и т. д.
Правосознание наиболее полно и
разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента
культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного
народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных
культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные
представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или
иных ситуаций и т. д.
Речь
идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить
которые можно только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся»
определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами
государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего — накопленным
культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.
Правовая культура есть особое социальное явление,
которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и
общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное
использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо
прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе
с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго
определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.
Так, при подходе с позиций повышения
роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется
необходимым в первую очередь обратить внимание на функционально-содержательный
аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как
разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень
правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической
практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области
права.
В юридической литературе существуют
самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке
общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки,
например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до
отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за
пределы правовой надстройки. Если первая точка зрения характерна в основном
для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая — появилась не так
давно. Правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее
право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем
самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных
определений. «При таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о
правовом феномене, близком к пониманию всей юридической надстройки… Правовая
культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю
совокупность важнейших компонентов юридической реальности…».[4] Очевидно, что при таком понимании
рассматриваемого понятия либо может быть высказано сомнение в целесообразности
существования особой категории «правовая культура», коль скоро последняя
заменима другими юридическими категориями, либо должно быть более точно
определено специфическое содержание понятия правовой культуры, придающее ей
самостоятельный категориальный статус. В данном случае происходит смешение
правовой разновидности культуры с политической и другими ее разновидностями.
Этот вывод можно сделать как из приводимого автором перечня ценностей правовой
культуры: принципы, формы и институты народовластия, структура, механизм
политической и правовой системы социалистического общества и др., — так и из
прямого его указания на то, что существует «особая система правовой культуры
социализма, включающая основные правовые (и не только правовые) ценности…».[5]
Иногда правовую надстройку разводят с
правовой культурой на основании того, что понятия, обозначающие данные явления,
принадлежат якобы к двум различным теоретическим уровням — соответственно
философскому (исторический материализм) и конкретно-социологическому.
Думается, что такие категории, как правовая надстройка, правовая культура,
государство, право и т. д., могут изучаться и на уровне исторического
материализма, и на конкретно-социологическом уровне; переход с первого на второй
уровень анализа и наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую,
если исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть
подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что,
однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру
юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне
исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию
«право» философскую замену другим термином.
В философской литературе отмечается,
что «соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не
целого и части, а целого и его качества».[6]
Следовательно, правовая подсистема общества — правовая надстройка и правовая
культура соотносятся между собой как целое и его качество. Это означает, что
правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки,
выражающееся в уровне развития как
всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая
культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее
качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества,
пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности,
правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого
общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества, правовая
действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе как предельно
широкие и во многом близкие друг другу категории. Представление обозначаемого
ими объекта как системы позволяет говорить о правовой системе общества, в
которую мы включаем юридическую деятельность, правовое сознание и субъекта
правовой жизни общества.
Правовая культура характеризуется
также степенью развитости в стране юридической науки, в частности
политико-правовой мысли. Правовая культура не может обходиться без интеллектуальных
источников в произведениях научного, философского, религиозного творчества,
обращенного на осмысление государства, права, прав, свобод, обязанностей человека,
конкретных способов регулирования взаимоотношений людей. Для прогресса правовой
культуры первостепенное значение имеет развитие фундаментальных юридических
исследований, прежде всего — в области философии права, общей теории (в
частности, догмы), которые создают поле для разработок специальных, отраслевых
юридических наук. Без новых базисных исследований в теории права и государства
правовая культура начинает «иссякать» интеллектуально, терять перспективу, утрачивать
понимание сути происходящего в социально-политической и собственно юридической
областях стремительно меняющегося мира.
Отечественная юридическая культура
накопила богатый интеллектуальный потенциал. Он представлен как крупными дореволюционными
научными школами — позитивистской (Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф.
Шершеневич, С. А. Муромцев, В. И. Сергеевич, М. М. Ковалевский и другие) и
естественно-правовой (В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, И.
А. Покровский, П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин и другие),— так и марксистским
направлением общетеоретических исследований, под знаменем которого наша наука
развивалась последние семь десятилетий.
Советский период развития
отечественной политико-правовой мысли до 70-х годов представлен работами П. И.
Стучки, Е. Пашуканиса, Н. В. Крыленко, М. А. Рейснера, А. Г. Гойхбарга, Д. М.
Генкина, И. Б. Новицкого, А. В. Бенедиктова, С. Ф. Кечекьяна, М. М. Агаркова,
Н. Г. Александрова, А. И. Денисова, О. С. Иоффе и других.
В острой оппозиции советскому
правоведению 20—50-х годов создавалось творческое наследие русских философов и
правоведов, вынужденных эмигрировать из России,— И. А. Ильина, И. Л.
Солоневича, П. А. Сорокина. Работы этих и других авторов русского зарубежья
внесли неоценимый вклад в отечественную правовую культуру, в осмысление путей
государственно-правового самоопределения отечественной правовой традиции.
В современных условиях отечественная
юридическая мысль находится на новом этапе. Успешное развитие юридической мысли
в последние годы весьма благотворно воздействует на оздоровление правовой
атмосферы страны, создает необходимые теоретические предпосылки для проведения
назревших социально-экономических, политических и конституционно-правовых реформ.
Юридическую культуру общества характеризует и
существующая система правовой информации и
массовых коммуникаций в сфере юридической деятельности.
Эта система складывается из средств
массовой информации, по каналам которых до общества «доводятся» юридические сведения.
Данную систему образуют: официальные печатные издания государственных
нормотворческих органов; общая издательская, в том числе газетно-журнальная
периодика; теле-, радиоисточники получения юридической информации; специальные
компьютерные банки данных, хранящие сведения о законодательстве, практике его
использования, применения и т. д. Наличие разветвленной и доступной населению
системы «трансляции» продукции правового сознания, особенно исходящих от официальных
государственных инстанций, удобства и оперативность в пользовании такой
системой, отсутствие «закрытых зон» для граждан в этой сфере — признаки высокой
правовой культуры общества.
Кроме того, важны еще два критерия — уровень развития законодательства и состояние законности
в стране.
Эти показатели характеризуют как бы
два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия
и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.
К числу признаков высокой
законодательной культуры общества традиционно относят:
— социальную обоснованность
законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов
потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки,
передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета;
— технико-юридическое совершенство
законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации
законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов,
определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и
административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их
произвольного толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов,
дублирования, коллизий с актами иных уровней;
— эффективность законодательства —
соответствие его назначения достигаемым социальным результатам.
Правокультурный статус законодательства во многом определяется его действенностью.
Законы, не находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении,
какими бы они ни были «хорошими», «прогрессивными», не могут рассматриваться
как социальная ценность.
Правовая культура немыслима в
обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы
человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных
лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликатности.
Все эти позиции обобщаются в
категории законности—социального режима, характеризуемого строгим соблюдением
субъектами права законов и основанных на них нормативных актов. Правовая
культура общества предполагает высокий уровень законности в стране,
эффективные юрисдикционные механизмы, способные ограждать от посягательств на
законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих
обязанностей.
Общечеловеческое и национальное в
правовой культуре.
Общечеловеческое и национальное — два ведущих компонента социальной сущности
любой культуры, в том числе и правовой. Культура — сложное социальное явление,
способное органично соединять в своих ценностях самый разнообразный юридический
опыт—как одной страны, так и многих государств, народов, всего человеческого
сообщества. Поэтому в правовой культуре в «переплавленном» виде всегда
присутствуют элементы культурных контекстов различного происхождения —
национального, интернационального, всечеловеческого, религиозного, классового и
т. д.
Правовая культура —самое, пожалуй,
«незаданное» явление в социальном мире, ее внутренняя природа вполне допускает
дифференциацию и соподчинение культурных потоков, влияющих на окончательные,
т. е. зрелые правокультурные формы. Среди этих потоков безусловный приоритет
имеет уникальный рельеф и стиль культуры данного народа, цивилизации.
Национальная правовая культура — та
исходная основа, которая создает неповторимый колорит, смысл, форму юридических
дефиниций. Культура — это «отлитое» в конкретные духовные и материальные
памятники творчество людей. Правовое творчество — процесс прежде всего
индивидуальный, сокровенный, которому всегда сопутствует некоторая
непостижимость, отмеченная внутренним миром автора. Право — продукт духовного
творчества народа, создателя правовых ценностей, ибо именно повседневная
человеческая практика данного жизненного уклада, присущего именно данной
социальной среде, данной цивилизации, рождает соответствующие нормы
регулирования поведения, разрешения многообразных жизненных коллизий.
«Индивидуальность», «сокровенность» правового творчества по созданию правовых
ценностей состоит именно в том, что право-культурный процесс идет прежде всего
в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного
исторического времени и специфического правосознания и менталитета данного
народа.
Не случайно, что шедевры юридического
творчества, ставшие впоследствии достоянием всего человечества и получившие международный
статус, первоначально всегда создаются в рамках конкретной национальной
культуры, которая выступает самобытным «автором» новой правовой идеи,
вызванной к жизни стремлениями, чаяниями, потребностями, переживаниями, драмами,
борьбой того или иного народа.
Правовая культура как важная
составляющая культуры человечества актуализирует те пласты ценностного опыта,
которые в наибольшей степени «созвучны» ее исходным установкам, складывающимся
на базе соответствующих социально-экономических факторов.
В контексте общего определения правовую культуру
можно представить как совокупность норм,
ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию
социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).
Правовая культура занимает
обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает
ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.),
создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных,
духовных компонентов.
Определенные общие грани имеют
правовая и политическая культуры, так как деятельность государства, субъектов
политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений, что, однако,
не меняет природы этих отношений, не поглощает и не исчерпывает их полностью
политическими закономерностями. Право—особая форма и вид материального и
духовного творчества народа, отдельных личностей — это пласт человеческого
опыта, подчиняющийся своим собственным закономерностям.
Какую роль играет правовая культура в
жизни общества?
Во-первых, правовая культура —
своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается
общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно
правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов,
институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и
предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и
упорядоченного развития.
Право, юридические инструменты
организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол,
разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом.
Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой
купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое
поведение.
Во-вторых, правовая культура является
средоточием, «мемориалом» накопленных человечеством юридических ценностей. Она
— их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы
общественных отношений. Правовая культура — живой организм, все элементы
которого — нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы —
обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического
отбора, жизненной апробации.
Поэтому бережное отношение к правовой
культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по
совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры —
юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт
юридической деятельности, народный правовой фольклор — нуждаются в охране и
защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного
слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом
самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных
отношениях.
В-третьих, правовая культура —
практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится
ценность и своеобразие национальных правовых феноменов — государственности,
правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код»
отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в
процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого
инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной
правовой идентичности.
Интернациональный и одновременно
национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать
отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты
правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его
неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой
многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.
Эти концепции, представления,
позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры
правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые
сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области,
передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов
воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные
сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные
отношения и т. д.).
Список
литературы
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39.
3. Лившиц Р. 3. Государство и право в
современном обществе: необходимость новых подходов//Сов. гос-во и право. 1990.
№ 10.
4.
Сальников
В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового
государства \\ Демократия и законность. Самара 1991 г.
5.
Теория
государства и права. Под ред. Матузова Н.И. и Туманова В.А. М., 1997 г. с. 284
6. Пермяков Ю. Лекции по философии
права.
7. Комаров С.А. Теория государства и
права. М., 1997.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и
права. М., 1998.