Понятие и сущность местного самоуправления

–PAGE_BREAK–
Полномочия

местного

самоуправления

в

сфере

социально

экономического
развития

территорий

Федеральный закон 2003 года № 131-ФЗ относит к полномочиям органов мест­ного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образова­ния. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит разработку и утверждение генеральных планов развития посе­лений и схем территориального планирования муниципальных районов, уста­новление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль использования земель, экологический контроль и другие дей­ствия органов местного самоуправления, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.

Базовым документом для разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований является Указ Президента РФ «Об Ос­новных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 год). В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправ­ления в сфере социально-экономического развития является обеспечение ком­плексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогла­сованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов ме­стного самоуправления. Отмечено, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы ме­стного самоуправления способны успешно осуществлять региональную полити­ку, учитывающую потребности населения.

Особую роль в социально-экономическом развитии государства и регионовиграет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономиче­ским и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.

2.2. Анализ, прогнозирование и планирование
социально-экономического развития муниципального
образования

Анализ социально-экономического положения муниципального образованияяв­ляется необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправле­ния различных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Он проводится путем сопос­тавления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

Целью этого анализаявляется установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих лет, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негатив­ных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропор­ций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резер­вов роста.

С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономи­ческого положения муниципального образования обычно проводится за предше­ствующий трехлетний период по нескольким направлениям.

По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показа­телями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стра­не в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муници­пального образования. Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативные правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также опреде­ляется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социаль­но-экономических показателей. Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основными исходными данными для анализа социально-экономического по­ложения муниципального образованияявляются данные, получаемые от орга­нов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами ме­стного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, тер­риториальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного са­моуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования (с их согласия). Кроме того, при анализе социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населе­ния (в частности, проводиться анализ жалоб и обращений граждан), оценки об­щественных объединений и т. д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием основных проблем, требующих решения. Вы­явление основных проблем создает объективную основу для системного построе­ния структуры целей и задач комплексного социально-экономического развития.

Общие

подходы

к

планированию

социально

экономического

развития
муниципального

образования

Система планирования комплексного социально-экономического развития му­
ниципального образованиявключает в себя прогнозирование, текущее и стра­тегическое планирование. Бюджетный кодекс РФ 2004 года предусматривает обязательную разработку перспективного финансового плана развития муници­пального образования на трехлетний (среднесрочный) период. Этот план разра­батывается на основе прогноза социально-экономического развития территории на тот же период. Прогноз разрабатывается на основе данных социально-эконо­мического развития территории за последний отчетный период и тенденций раз­вития экономики и социальной сферы муниципального образования. При этом прогноз на первый год служит базой для разработки бюджета, а следующие два года являются плановым периодом, на протяжении которого отслеживаются ре­альные результаты заявленной экономической политики органов местного са­моуправления. Такой прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на год вперед. При разработке финансового плана учитываются дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыду­щим годом.

Для муниципального хозяйства в целом и отдельных муниципальных пред­приятий и учреждений может быть разработан директивный план, обязательный для исполнения.

Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осу­ществляется по тем же группам показателей, которые использовались при ана­лизе социально-экономического положения. В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее они конкретизируются по направлениям (целевым программам).

Для большинства муниципальных образований, особенно с моноотраслевым характером экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют нало­говый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы. Прогноз­ные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рас­смотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий. Сложнее прогно­зировать показатели развития малых и средних предприятий, когда основой принятия решений служат разрозненные данные предыдущих лет и экспертные оценки.

Текущее

и

среднесрочное

планирование

и

прогнозирование

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осу­ществляется на очередной год с разбивкой по кварталам и с прогнозом на 2 последующих года. Такой подход позволяет планировать и осу­ществлять программные мероприятия, срок реализации которых превышает 1 год. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муници­пальной деятельности: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки от­дельных слоев населения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и т. д. Поскольку сумма отраслевых заявок всегда превышает возможности бюд­жета, необходимо организовать компетентное рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор в соответствии с выбранными приоритетами. Решающая роль в этой работе принадлежит экономической службе администрации.

Существенным элементом годового плана являются муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необ­ходим тщательный анализ и отбор заявок. Комплексный годовой план социально-экономического развития территории вместе с прогнозом на 2 последующих года и целевыми программами вносится главой администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования одновременно с проек­том бюджета на очередной финансовый год и финансовым планом на 2 после­дующих года. Эти документы должны утверждаться совместно.

2.3 Стратегическое планирование в муниципальном образовании

Необходимость стратегического планирования на муниципальном уровне

Разделение планирования на текущее и стратегическое— одна из важнейших особенностей современной теории управления. В отличие от текущего, стратеги­ческое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сто­рон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Как отмечалось в главе 3, стратегическое планирование является важнейшей составной частью общей системы стратеги­ческого управления муниципальным образованием.

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-эко­номического развития муниципальных образований становится все больше оче­видной для органов местного самоуправления. В то же время ряд руководителей муниципальных образований считает, что в условиях непредсказуемости поли­тики крупных градообразующих предприятий, острого дефицита бюджетов и по­стоянно меняющейся законодательной базы (в том числе в налоговой и бюджет­ной сфере) заниматься стратегическим планированием не имеет смысла. Недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к опре­делению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образо ваний приводит к тому, что разработанные концепции и стратегические планы иногда носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации.

Недоучет стратегических факторов может привести к серьезным последст­виям для муниципального образования, особенно если требуется структурная перестройка экономики территории. Необходимость в ней может возникнуть, например, в связи с исчерпанием запасов полезных ископаемых, снижением по­требности в продукции градообразующего предприятия, утрата конкурентоспо­собности его продукции в результате старения технологии и оборудования, со­кращения государственного заказа и т. п. Следствием этого являются массовая безработица в муниципальном образовании, снижение жизненного уровня насе­ления, рост социальной напряженности. Поэтому одна из важнейших задач стра­тегического планирования — предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих решений.

Основными документами в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются концепция и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономи­ческого развития. Может быть разработан и один обобщающий документ. В за­висимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают средне­срочные (3-5 лет) и долгосрочные (до 10-15 лет). Чем глубже характер пред­стоящих перемен, тем на больший срок должен разрабатываться стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспек­тиву.

Порядок разработки концепции и стратегического плана
социально-экономического развития муниципального образования

Разработка концепции и стратегического плана социально-экономического раз­вития муниципального образования — сложная задача, требующая привлечения высококвалифицированных специалистов и использования соответствующей технологии.

Этапы разработки концепции

1 этап

Организационно-подготовительный

2 этап

Формирование и анализ информационной базы

З этап

Разработка проекта концепции

4 этап

Экспертиза проекта концепции

5 этап

Доработка, согласование и утверждение концепции

Организационно-подготовительный этап включает: разработку и утверждение структуры документа; подготовку необходимых методических материалов; опре­деление состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке про­екта концепции, формирование соответствующей рабочей группы; проведение обучения работников (при необходимости); формирование информационной базы, необходимой для разработки концепции; выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материа­лов; составление графика разработки концепции, который должен содержать все этапы ее формирования, состав группы и руководителей.

Этап формирования и анализа информационной базы включает сбор, система­тизацию и анализ данных, составляющих информационную базу для формиро­вания концепции: статистические данные; предложения населения; прогнозные и программные документы по развитию муниципального образования; наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, затрагивающих интересы города, и т. п.

Этап разработки проекта концепции предполагает собственно формирование проекта концепции в соответствии с принятой структурой на основе имеющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приоритетов соци­ально-экономического развития.

Этап экспертизы обеспечивает высокое качество и научную обоснованность концепции. Основные задачи экспертизы: проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального об­разования; анализ соответствия задач социально-экономического развития му­ниципального образования, определенных концепцией, роли муниципального образования в региональной системе разделения труда с учетом особенностей ее развития; оценка принятых направлений социально-экономической политики; уточнение потребности в ресурсах, необходимых для реализации намеченных целей, и источников их покрытия. Как правило, проводится юридическая, эконо­мическая, экологическая и социальная экспертиза концепции, а также ее общест­венное обсуждение (общественная экспертиза).

Этап согласования и утверждения концепции. На этом этапе производится до­работка проекта концепции по результатам экспертизы и общественного обсуж­дения, увязка принимаемых решений с возможными объемами финансовых и других ресурсов, согласование концепции с органами государственной власти субъекта РФ, природоохранными органами, в отдельных случаях — с заинтере­сованными министерствами и федеральными агентствами и утверждение кон­цепции представительным органом муниципального образования.

При принятии решения о разработке концепции перспективного развития му­ниципального образования необходимо обращать особое внимание на следую­щие моменты.

♦ Формирование в составе администрации структурного подразделения (или временной рабочей группы), занятого разработкой концепции и непосред­ственно подчиненного главе администрации или (как минимум) его перво­му заместителю. Возложение этой работы в качестве «дополнительной» на структурные подразделения, занятые текущими задачами, как правило, ведет к неудаче.
♦  Создание, наряду с административной группой, общественного координа­ционного органа по разработке и реализации стратегии развития муници­пального образования. Одной из форм такого органа является «Агентство развития», учредителями которого, кроме местной администрации, могут быть предприятия города и их союзы, коммерческие структуры, банки, фонды экономического развития, профсоюзы, общественные организации, корпо­ративные организации ученых и экспертов, университеты и т. п. В составе агентства организуются научные советы и группы по разработке отдельных разделов концепции. Головной его структурой может быть научный центр, высшее учебное заведение, проектная организация и т. п.

♦  Информирование населения о целях и задачах стратегического плана, необ­ходимости и полезности его для каждого жителя, организация сбора и обсу­ждения предложений, поступающих от населения и различных местных со­обществ. Жители должны сознавать, что разработка стратегии развития муниципального образования — их общее дело.
Глава 3.
Муниципальные

целевые

программы

3.1. Состав
,
порядок

разработки

и

содержание

муниципальных

целевых

программ

Муниципальная целевая программапредставляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организацион­но-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное реше­ние экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муни­ципальных образований.

Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективны­ми и являются составными частями соответствующих планов. Расходы на реали­зацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образо­вания.

Как уже отмечалось, проблемы социально-экономического развития муници­пальных образований могут решаться целевыми программами разных уровней.

Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имею­щих различный статус.

Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следую­щие разделы:

♦  описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

♦  социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществ­ления данной программы;

♦  цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые инди­каторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов;

♦  система программных мероприятий;

♦  механизм реализации программы;

♦  ресурсное обеспечение программы;

♦  оценка социально-экономической и экологической эффективности про­граммы;

♦    организация управления программой и контроль хода ее реализации.
Муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый

по специальной форме. Важнейшей ее составляющей является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность. Это требова­ние связано с необходимостью повышения результативности бюджетных расхо­дов.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:

♦  создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

♦  нормативно-правовые преобразования;
♦  формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;

♦  оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуа­ций;

♦  содействие реформированию промышленности;

♦  развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

♦  развитие межрегиональных и международных связей муниципального об­разования и т. п.

Программа создания благоприятного инвестиционного и предприниматель­ского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфрастуктуры: создание муниципаль­ных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистра ции и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).

Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегули­рование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядоче­ние регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного само­управления, сокращение административного вмешательства в предприниматель­скую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснаще­ние объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; раз­витие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т. д.

Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуа­ций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду.

Программы содействия реформированию промышленности включают разра­ботку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предпри­ятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию город­ского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-ком­мунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий тех­ногенного характера.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать ка­ждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количе­ство новых рабочих мест) и т. д.

Механизмыреализациимуниципальныхцелевыхпрограмм

Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают уча­стие организации различных форм собственности, базовым принципом построе­ния механизма их реализации является принцип «баланса интересов», подразу­мевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является опре­деление возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

♦  средства федерального и регионального бюджетов;

♦  средства местного бюджета;

♦  собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспреде­ленная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, ра­боты, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т. п.);

♦  средства российского Банка развития, российских и иностранных кредит­ных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

♦  другие внебюджетные источники финансирования.

Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципаль­ных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обя­занностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределе­ния обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.

Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансо­вый год с прогнозом на 2 последующих года, определению приоритетности про­грамм, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разра­ботки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из средств региональных и федеральных программ.

Ответственный руководитель — директор программы определяет формы и ме­тоды управления программой, вносит при необходимости коррективы в распре­деление средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств.

Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль хода финансирования федеральных и региональных программ.

Коллегия (коллективный совещательный орган) администрации одобряет це­левые программы и изменения к ним по представлениям руководителей про­грамм. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администра­ции на утверждение представительного органа муниципального образования.

Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвую­щих в реализации целевых программ.

Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:

♦  высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных от­раслей муниципального хозяйства и социальной сферы;

♦  четкое обозначение ответственности за реализацию программных меро­приятий;

♦  ответственность за целевое использование бюджетных средств;

♦  постоянный контроль хода реализации программных мероприятий;

♦  контроль перераспределения средств между программными мероприятия­ми, введения дополнительных программных мероприятий в течение финан­сового года.

Вместе с тем эта схема имеет и определенные недостатки:

♦  большая зависимость от инициативности и активности отдельных струк­турных подразделений администрации; недостатки в работе одного из уча­стников могут отрицательно сказаться на общем результате;

♦  нехватка квалифицированных кадров, занимающихся разработкой целевых программ, в структурных подразделениях администраций;

♦  ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюд­жетное финансирование как основной источник получения средств на реа­лизацию программных мероприятий, недоучет внутренних возможностей и резервов. Качество и эффективность программ при этом снижаются.

Для устранения вышеперечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться специальный временный орган — дирекция программы — из квалифицированных представителей органов местного самоуправления и исполнителей основных мероприятий. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утверждаемого главой админист­рации. К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка резуль­тативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосред­ственный контроль хода реализации мероприятий и подготовка отчетов о реали­зации программы. Функции руководителя такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.

По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количе­ственные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.

Следует отметить, что технология разработки и организации исполнения це­левых программ постоянно развивается. В частности, установлен ряд новых тре­бований к государственному заказчику (координатору) федеральной целевой программы — представление специальных докладов о ходе работ и использова­нии финансовых средств, размещение информации о выполнении в сети Интер­нет, обязательное проведение конкурсов на участие в реализации программных мероприятий. Аналогичные требования могут быть предъявлены к муниципаль­ным целевым программам.

Доклад о ходе работ по программе и использованию финансовых средств дол­жен содержать: сведения о результатах реализации за отчетный год; данные о це­левом использовании и объемах привлеченных бюджетных средств и внебюд­жетных источников; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы; сведения о соответствии фактических показателей реализации программы показателям, установленным при ее утверждении; ин­формацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; сведения

о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства, внедрении и эф­фективности инновационных проектов; оценку эффективности результатов реа­лизации программы и влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики (мультипликативный эффект по результатам реализации программы).

В Интернете генеральный заказчик должен размещать текст целевой програм­мы, нормативные правовые акты по управлению ее реализацией и контролю хода выполнения программных мероприятий, а также информацию о ходе реа­лизации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2-3 года, объемах финансирования, заключенных государственных контрактах, объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации, ре­зультатах мониторинга реализации, оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы.

Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевой про­граммы должна содержать условия их проведения, порядок участия в них юри­дических лиц, составы конкурсных комиссий, протоколы их заседаний, порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками.

Увеличение прозрачности механизмов исполнения и финансирования целе­вых программ, а также их результативности будет способствовать повышению общей эффективности социально-экономического развития муниципальных об­разований.
    продолжение
–PAGE_BREAK–