Понятие и сущностьпредмета таможенного права
Предмет и понятиетаможенного права
Прежде чем утверждать,что таможенное право является юридической наукой (формирующейся илисостоявшейся), необходимо подробнее обосновать наличие в нем своего объекта ипредмета исследования, так как без этих двух составляющих нет и не может бытьнауки таможенного права вообще. Каждая наука имеет свой объект и предметисследования, которые тесно переплетаются, но полностью не совпадают. Понятиеобъекта «шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяютсяпознание и практическое воздействие […] людей. Предмет же – это часть, сторона,тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемый данной наукой»[1].
Таможенное право какформирующаяся юридическая наука, тоже имеет свой объект и предмет. Объектом ееизучения являются такие важные и многоплановые компоненты общества, какгосударство и право (с точки зрения таможенного дела), государственно-правовыеявления и процессы. Однако государство и право представляют собой объектизучения не только таможенного права, но и других юридических дисциплин и всегоправоведения. Таможенное право отличается от других юридических наук своимпредметом, обусловливающим его содержание, назначение и специфику подхода кизучению проблем таможенного дела. В опубликованных книгах, учебниках, учебныхпособиях по таможенному праву основное внимание уделяется таможенному праву какотрасли права, а также правовому регулированию различных аспектов деятельноститаможенных органов. Характеризуется система таможенного законодательства и егоприменение на практике[2].
Поэтому выяснение вопросао понятии и сущности предмета таможенного права неразрывно связано с выяснениемего характерных черт, особенностей и места в системе всей юриспруденции.
Анализ юридическойлитературы по таможенной проблематике и изучение современного таможенного законодательствапоказывают, что в настоящее время среди ученых-юристов и практиков нет единогоподхода к определению предмета таможенного права. Например, одни авторы(Игнатюк А.З.) представляют таможенное право как «совокупность правовых норм,регулирующих широкий круг разнообразных общественных отношений в таможеннойсфере. Новизна, сложность и обширность регулируемых отношений требуют ихрасчленения на части и разъяснения отдельных элементов, образующих в своейсовокупности предмет таможенного права»[3]. Другие исследователи(Козырин А.Н.) рассматривают таможенное право как отрасль современногозаконодательства, то есть «как совокупность нормативно-правовых актов,регулирующих таможенно-правовые отношения и содержащих юридические предписания,которые касаются таможенной деятельности как таковой»[4].Третьи (Воробьев Ю.А.) определяют таможенное право как новую комплекснуюотрасль современного права в рамках всей системы правовых наук. При этом отмечают,что предметом регулирования таможенного права являются общественные отношения,возникающие между таможенными органами и лицами, по поводу перемещенияпоследними товаров и транспортных средств через таможенную границу и производствапри этом в соответствии с законом таможенных отношений, контроля и платежей[5].Четвертые (Габричидзе Б.Н. и др.) утверждают, что таможенное право – этосовокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенногодела. Эти авторы к предмету правового регулирования в таможенной областиотносят характер и содержание таможенного дела как такового, основы таможеннойполитики, статус и функции таможенных органов, порядок перемещения черезтаможенную границу товаров и транспортных средств, таможенные режимы,таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль; отношения,возникающие в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сферетаможенного дела, а также в связи с нарушениями таможенных правил и ответственностьюза них; производство по делам о нарушениях таможенных правил[6].Пятые(Ноздрачев А.Ф. и др.) характеризуют таможенное право как системуправовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которая устанавливается(санкционируется) государством и предназначена для регулирования общественныхотношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможеннымконтролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной частивнутренней и внешней политики страны[7].
С нашей точки зрения более точно было бы определитьтаможенное право как совокупность законов и иных нормативных актов,направленных на правовое регулирование общественных отношений в области перемещениячерез таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенныхплатежей, таможенного и валютного контроля и борьбы с таможеннымиправонарушениями. Одновременно таможенное право можно рассматривать какформирующуюся отрасль права и юридическую науку[8].
Несмотря на некоторый кажущийся разнобой вопределениях понятия таможенного права, в приведенных выше подходах есть многообщего.
Во-первых, большинство названных авторов признаютпрежде всего необходимость формирования новой научной отрасли «таможенное право»,которая в рамках всего общества исследует механизм правового регулированиятаможенных отношений.
Во-вторых, они выделяют специфические нормы права, юридическиеинституты, механизмы таможенных правоотношений и др. как исходные понятия новойотрасли правовых знаний. При этом данные нормы, институты, механизмы иотношения касаются организации таможенного дела в целом, перемещения черезтаможенную границу товаров и транспортных средств, таможенных режимов и другихявлений и процессов.
В-третьих, все авторы говорят об актуальности комплексногоюридического анализа норм таможенного права и всего массива таможенногозаконодательства, субъектов таможенных правоотношений и процессов правовоговоздействия на всю совокупность отношений в таможенной области.
И, в-четвертых, многие исследователи и специалисты характеризуютпонятие таможенного права в связи с решением таможенными органами конкретныхзадач по предотвращению действий, влекущих за собой нарушения положенийтаможенного законодательства.
Профессор А.Н. Козырин, как уже отмечалось выше, признаеттаможенное право новой областью научных правовых знаний. При этом он отмечает,что таможенное право как наука представляет собой совокупность знаний отаможенно-правовых отношениях, о разновидности таможенных режимов,таможенно-правовой ответственности и др. Он характеризует также таможенноеправо как комплексную отрасль законодательства, причем эта отрасль законодательстварассматривается ученым двояко: во-первых, как совокупность нормативных правовыхактов, регулирующих таможенные отношения, то есть регулятор различных повидовому содержанию общественных отношений, составляющих относительно самостоятельнуюсферу общественной жизни, связанную с перемещением товаров и транспортныхсредств через таможенную границу; во-вторых, рассматриваемая комплекснаяотрасль законодательства характеризуется в этом случае относительно узким,специфическим предметом правового регулирования «таможенного дело», обширнымнормативным правовым материалом и заинтересованностью государства в развитии исовершенствовании законодательства в данной сфере[9].Козырин А.Н. не отрицает наличие таможенного права как самостоятельной отраслиправа, но обоснование её самостоятельности требует, по его мнению, дополнительныхисследований и анализа, и поэтому данная отрасль характеризуется им на этомэтапе как отрасль законодательства; комплексный подход автора, тем не менее позволяетговорить о наличии в определении ученого признаков новой области научныхправовых знаний и специальной отрасли права.
В этом контексте нельзя согласится с высказанными вюридической литературе мнениями К.К. Сандровского и Л.Л. Маркова, чтотаможенное право не является самостоятельной отраслью права и комплексной отрасльюзаконодательства, а представляет собой лишь подотрасль административного права[10],а также с точкой зрения Д.Н. Бахраха о том, что таможенное право – это лишьинститут административного права[11].
В этом смысле правы В.Г. Драганов и М.М. Рассолов, авторыкниги «Таможенное право. Общая и особенная части», говоря о том, что в настоящеевремя, в условиях формирования рыночных отношений, «государство серьезнозаинтересовано в создании таможенного права как самостоятельной отрасли права.Его интерес заключается в системном, стабильном определении правовых,экономических и организационных основ таможенного дела. Без созданиявсеобъемлющей системы таможенного регулирования всего комплекса таможенныхотношений невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономическойбезопасности страны, активизацию связей экономики с мировых хозяйством, защитуправ граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдениеими обязанностей в области таможенного дела. Таможенное право должно бытьвыделено в самостоятельную отрасль права и потому, что имеет самостоятельныйспецифический предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможеннойсфере»[12].
Отталкиваясь от совокупности приведенных выше определений иподходов авторов можно утверждать, что таможенное право – это формирующаясяотраслевая юридическая наука, которая изучает совокупность норм права (законови иных правовых актов), регулирующих таможенные отношения в современномобществе и содержащих предписания, относящиеся ко всем направлениям таможеннойдеятельности. Причем данные правовые нормы устанавливают правовое положениетаможенных органов и лиц, регламентирующих перемещение товаров и транспортныхсредств через таможенную границу, взимание таможенных платежей, организациютаможенного и валютного контроля, а также производство при этом на основеюридических предписаний и норм таможенного оформления, правоохранительнойдеятельности таможенных органов и рассмотрения дел о нарушениях таможенныхправил[13]. В этом и состоитсущность таможенного права как формирующейся отрасли правовых знаний.
При определении содержания таможенного права необходимо преждевсего определить совокупность юридических норм, регулирующих таможенныеотношения в современном обществе. Одновременно здесь важно учитывать исовременные тенденции правового регулирования социально-экономических отношенийв условиях глобализации и информатизации[14].
В ходе исследования предмета и особенностей таможенного правана современном этапе указанные тенденции не всегда учитываются, а от этогопорой страдает таможенное дело. Так, например, в процессе изученияорганизационной и управленческой деятельности ряда таможен установлено, что внастоящее время сотруднику таможни приходится использовать в своей повседневнойработе около двух с половиной тысяч законов и иных нормативных юридическихактов, помимо всяких руководящих и второстепенных документов. Используемая вповседневной работе совокупность правовых норм представляет собой еще плохосистематизированный порядок юридических предписаний, положений, статей, пунктови т.д. в области таможенного дела, а отсюда естественно, возникают проблемы сознанием и использованием такого огромного количества норм и правил. При этом,данные нормы охватывают своим регулирующим воздействием разнообразные аспектыобщественных отношений, в соответствии с которыми и может строится вся системанорм таможенного права и те отрасли права и разделы законодательства, скоторыми связаны участники таможенных правоотношений. В этой связи не случайнов Государственном таможенном комитете Республики Беларусь (далее — ГТК) созданаспециальная группа, которая проводит большую работу по систематизации икодификации таможенного законодательства, объединению разрозненных норм в универсальныеи типовые документы, что в дальнейшем позволит создать и вести электронную базуданных правовой информации в области таможенного дела, значительно облегчающуюработу как сотрудников таможни, так и их клиентов. При этом, для оценки ипрогнозирования последствий принимаемых законов, нормативных актов и документовсоздан общественный совет при ГТК, состоящий из представителей научных иучебных заведений, союза промышленников, предпринимателей и практиков. И этотсовет уже сегодня помогает устранять указанные выше недостатки[15].
Нормы таможенного права, действующие на территории Беларуси,выступают не всегда в чистом виде. Многие из них связанны с конкретнымиотраслями права: административного, уголовного, гражданского, финансового,гражданско-процессуального и других. Эта связь необходима, прочна и играетсущественную роль в правовом регулировании таможенных отношений. Например,Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК) устанавливает следующиесоставы таможенных преступлений: контрабанда (ст. 228); незаконный экспортобъектов экспортного контроля (ст. 229); невозвращение на территорию РеспубликиБеларусь историко-культурных ценностей (ст. 230); уклонение от уплаты таможенныхплатежей (ст. 231). Прослеживается эта связь с нормами гражданского и гражданско-процессуальногоправа, а также положениями административного, налогового и финансового праваРеспублики Беларусь, которые касаются деятельности таможенных органов.
Как правильно заметил Ю.А. Воробьев, в этом и заключается особенностьтаможенного права, состоящая прежде всего в её комплексности: никогда до этоготаможенное право не вбирало в себя столько частных нормативных механизмов издругих отраслей права.
Одновременно с этим рассматриваемая отрасль права включает итакие положения и понятия, которые присущи только этой, а никакой-либо инойотрасли. К числу таких положений и понятий относятся, в частности: понятиетаможенного органа, категория физического лица, положения о товарах, таможеннойгранице, перемещении транспортных средств через таможенную границу, валютномконтроле и др.[16]. Эти понятия и положенияв рамках предмета таможенного права должны быть четко определены и разложены насоставные части и компоненты. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь(далее – ТК), таможенные органы, непосредственно осуществляющиетаможенные функции на территории Республики Беларусь, являютсяправоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят ГТКи таможни Республики Беларусь. Лицами в таможенном праве являютсяюридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Товары — любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности,электрическая, тепловая, иные виды энергии. Определено и понятие отечественныхтоваров, в которые включаются товары, произведенные в РеспубликеБеларусь, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территорииРеспублики Беларусь. Под таможенным контролем понимаетсясовокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь вцелях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоровРеспублики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органыстраны. Таможенный режим по закону – это совокупность положений,определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых черезтаможенную границу, для таможенных целей; таможенные платежи –это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий,плата и другие платежи, взимаемые таможенными органами в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь.
Содержание и сущность таможенного права характеризует и специфическаятаможенная деятельность (работа сотрудников таможенных органов).Эта деятельность с правовой точки зрения является совокупностью иорганизационных, документальных или оперативных действий, совершаемыхопределенными субъектами и требуемых таможенным законодательством. У этихдействий есть конкретная юридическая цель, без констатации которой они теряютсвоё содержание. На практике таможенная деятельность связана с таможеннымдосмотром, проверкой таможенными органами документов, учетом товаров итранспортных средств, с проверкой таможенных платежей, с дознанием потаможенным правонарушениям и т.д. В процессе этой деятельности решаютсяпоставленные задачи правового регулирования и принимаются к субъектам меры вслучае нарушения ими таможенного законодательства. Таможенная деятельностьздесь направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всехформ собственности на товары, транспортные средства, создание и совершенствованиеформ и методов работы сотрудников таможенных системы, служб, органов;совершенствование таможенного законодательства и предупреждение преступлений идругих негативных явлений в таможенной сфере[17].
Можно выделить специфические виды таможенных отношений,реализуемых на территории государства, которые присущи только таможенному правукак области юридических знаний (хотя они и связаны с другими правовыминауками):
— отношения, связанные с регулированием таможенных режимовпри перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств,которые возникают между таможенными органами и физическими лицами;
— отношения, связанные с уведомлением таможенных органов опересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортныесредства за пределы таможенной территории Беларуси;
— отношения, связанные с уплатой таможенных платежей при таможенномоформлении;
— отношения, возникающие в ходе таможенного контроля за товарамии транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу;
— отношения, связанные с совершением уголовных преступлений иадминистративных правонарушений в сфере таможенного дела;
— отношения, имеющие место при консультировании и информированиинаселения;
— отношения, связанные с обжалованием неправомерных действийили бездействия должностных лиц указанных таможенных органов;
— отношения, происходящие в процессе ведения таможеннойстатистики, товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также приосуществлении валютного контроля;
— отношения, имеющие место в международно-правовом сотрудничествеи регулировании таможенного дела в рамках СНГ и со странами дальнего зарубежья.
Наряду с этим можно выделить и ряд сущностных особенностейпредмета правового регулирования таможенных отношений:
во-первых, данный вид правового регулирования основан надостаточно новых понятиях, таких как: «оформление товара», «таможенныйконтроль», «таможенная пошлина», «перемещение товаров и транспортных средств»,«таможенное правоотношение» и другие, без которых ни один таможенный работник,ни один таможенный орган не может осуществлять свои функции. Однако эти понятиямогут использоваться и в других отраслях права, например, пошлина как видналога – в финансовом праве, оформление товаров и контроль – в административномправе и т.д.;
во-вторых, поскольку указанные понятия обладаютспецифическими качествами и характеристиками, они могут быть объектомгосударственного воздействия с целью осуществления интересов государства;
в-третьих, сами товары, транспортные средства, перемещаемыечерез таможенную границу, могут находиться в частной собственности и облагатьсяв установленном порядке пошлинами и налогами; работники таможенных органов немогут быть одновременно собственниками товаров, транспортных средств,перемещаемых через таможенную границу, и не вправе заниматься предпринимательскойдеятельностью;
в-четвертых, нарушения, допускаемые при перемещении названныхтоваров, предметов и т.д. через таможенную границу, должны немедленнопресекаться и по ним должны приниматься меры административного, финансового,налогового, уголовного и иного порядка;
в-пятых, таможенные отношения включают в себя те отношения, которыене урегулированы законом, хотя в этом есть острая необходимость. Например, дляэкономической безопасности Беларуси большое значение имеет контроль за вывозомза пределы государства новых технологий. Национальные интересы и международныеобязательства требуют эффективной защиты интеллектуальной собственности. Дляэтого, через принятие нужных законов необходимо исключить возможность утратыправ разработчиков на созданные ими современные технологии. При экспорте разработокследует применять принцип взаимности: любая сделка может состоятся лишь в томслучае, если страна-импортер готова поставлять свои национальные технологии нааналогичных условиях. Возможно, придется создать специальные структурныеподразделения в таможнях, контролирующие ввоз и вывоз технологий[18].В целях избежания несанкционированного вывоза товаров, технологий и разработоквоенного и двойного назначения необходимо пересмотреть списки товаров итехнологий, подпадающих под режим экспортного контроля, а также практическиотладить саму процедуру экспортного контроля.
Происходящее обновление всех сфер общественной жизни, развивающиесярыночные отношения в экономике страны требуют также создания более гибкихсистем таможенного оформления, контроля, управления, обмена информацией и т.д.Сюда же, органически должна влиться вся таможенная деятельность, включаяструктуры таможенных органов, их повседневную работу, массивы таможенногозаконодательства, документов, таможенные информационно-поисковые системы имногое другое. Все это и предопределяет важность дальнейшего исследованияпредмета, методов и системы таможенного права.
Место таможенного права в системе правовых наук
Таможенное право занимает определенное место, как средиюридических наук, так и среди дисциплин, которые в той или иной мере изучаютпроблемы взаимодействия таможенных органов, права, законодательства,предприятий, коммерческих структур, банков и т.д. Чтобы правильно определитьместо таможенного права среди других юридических наук, необходимо обратится квыработанной в теории права и государства системе правовых наук. В частности,при характеристике основ правового регулирования таможенных отношений вобществе с точки зрения права можно выделить четыре группы юридических наук.
Общетеоретические юридические науки: теория государства и права, наукаконституционного права, государственного права и др. Например, с точки зрениятеории государства и права на базе новейших достижений обществоведенияизучаются теоретические проблемы права и государства, необходимые для всехюридических наук, в том числе и для таможенного права. При этом в рамках даннойфундаментальной отрасли правоведения освещаются некоторые теоретические аспектыработы правовой системы, государственно-правового регулирования и права в обществе,в том числе и применительно к таможенной деятельности.
Отраслевые юридические науки: гражданское право, административноеправо, финансовое право, земельное право, уголовное право, налоговое право идр. Все эти отраслевые юридические науки в той или иной степени занимаютсяконкретными содержательным вопросами правового регулирования общественныхотношений, использованием своих специфических средств и методов исследования.Каждая из отраслевых юридических наук представляет собой определеннуюсодержательную систему знаний о совокупности тех или иных норм права, о регулированиис помощью этих норм права конкретных общественных отношений. Отраслеваяюридическая наука изучает только свою, отведенную ей систему правовых норм ирегулируемых этими нормами отношений: гражданское право – системугражданско-правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественныеотношения в обществе (сюда включаются и некоторые имущественные и личные неимущественные таможенные отношения, которые используются в области таможенногоправа); административное право – административно-правовые нормы и отношения вразличных областях государственного управления (сюда, как мы уже отмечали,включаются и некоторые нормы таможенного права с административным содержанием);уголовное право – систему уголовно-правовых норм и их реализацию в борьбе спреступностью (например, сюда входят нормы о преступлениях в сфере таможенногодела, которые рассматриваются в рамках таможенного права); собственнотаможенное право – всю совокупность таможенно-правовых норм, регулирующихтаможенные отношения в обществе (включая и нормы из других отраслей права,например, финансового, налогового права) и т.п.
Комплексные юридические науки – науки, которые исследуют какправовые, так и иные методы и средства анализа юридических явлений и процессов.К таким комплексным юридическим наукам можно отнести криминалистику,криминологию, информационное право и др. (они тоже находят применение в таможеннойсфере).
Прикладные юридические науки – науки, обслуживающие различныесферы юридической деятельности в определенных аспектах, включая таможенную. Кним можно отнести судебную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию.
Приведенная классификация наук, изучающих разные аспекты права,государства и деятельности механизмов правового регулирования, в определенноймере носит условный характер. Она позволяет показать место таможенного права всистеме отраслевых юридических наук и установить, что все юридические науки,соединяясь, образуют некий замкнутый круг правового воздействия на общественныеотношения, контур функционирования разработанных норм права с использованием информации.
Таможенное право, несмотря на то, что определенное количествоего норм находится и применяется в других отраслевых науках, широко используетэти нормы в ходе правового воздействия на таможенные отношения и одновременноявляется формирующейся отраслевой юридической наукой. Как самостоятельнаяотрасль знаний таможенное право, широко использует общесоциальный подход кнормам права, суть которого состоит в том, что он позволяет как бы соединить врамках общей модели разнообразные явления – право, регулирование таможенныхотношений, правосознание сотрудников таможен, правоохранительную деятельность,таможенный и валютный контроль и другие и подвести их под своеобразный общийзнаменатель – правовое регулирование таможенного дела. Это позволяет в теориитаможенного права создать довольно стройную модель таможенно-правовой системы,увидеть ранее неизвестные связи и закономерности, а на практике рассчитывать вбудущем оптимальный режим функционирования таможенного законодательства[19].
Все сказанное, естественно, роднит, но не сводит, как ужеотмечалось, таможенное право к сущности и проблематике административного,финансового и налогового права. Это все же разные области научного знания иисследования. Например, было показано, что административное право изучаетсовокупность административных норм, регулирующих сферу административнойдеятельности, и оно касается только отдельных проблем таможенно-правовогорегулирования общественных отношений (скажем, административный статусработников таможенных органов, виды административной ответственности и др.).Финансовое право исследует комплекс юридических норм, регулирующих общественныеотношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, дляобеспечения бесперебойного осуществления его задач, функций в каждый данныйпериод развития (скажем, взаимоотношения таможенных органов в связи снаправлением денежных средств в бюджет). Предметом налогового права являютсяимущественные отношения, возникающие между плательщиками налогов и сборов игосударственными налоговыми органами. Сущность этих отношений проявляется втом, что в соответствии с налоговым законодательством у налогоплательщикаизымается в государственный бюджет определенная часть имущества в денежнойформе.
Однако, названные отрасли права близки по предмету и особенностямрегулирования к таможенному праву. Это касается в первую очередьадминистративного и финансового права. Возьмем, к примеру, последнее. Как былозамечено выше, таможенная пошлина как в таможенном, так и финансовом праве — это вид обязательного платежа, который предназначен для формирования вместе сдругими налогами доходной части государственного бюджета. В статье 18 ТК — таможенная пошлина рассматривается как платеж, взимаемый таможенными органамипри ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозетоваров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза иливывоза, но ограничится таким формальным отнесением таможенной пошлины к группеналогов было бы не верно. Несмотря на наличие общих проблем, не исключаетсяизвестная самостоятельность, меняющая объем понятия в зависимости отконъюнктуры. Государство устанавливает налоги и пошлины для собственных нужд,для обеспечения собственной жизнедеятельности. Чтобы четко работалгосударственный механизм, необходимо содержать штат управленцев. Их заработнаяплата, а также другие статьи расходной части государственного бюджетаопределяются реально существующими факторами – потребностями в достаточнонадежном прохождении управленческих решений, в прочности государственногомеханизма вообще, в финансировании ряда отраслей производства и т.п., словомдоходная часть бюджета в значительной мере количественно определяет расходную[20].Можно поставить сейчас вопрос о комплексном, всеохватывающем исследовании нормтаможенного права, таможенных правоотношений и механизма правовогорегулирования таможенного дела в целом не только с точки зрения теориигосударства и права, таможенного, административного, финансового и налоговогоправа, и о формировании на этой базе единой теории таможенного права и новойкомплексной отрасли таможенного законодательства.
Вместе с тем, таможенное право (и не важно, что какие-то егонормы используются в других отраслях права, а оно использует их нормы) рассматриваети изучает лишь свою совокупность юридических норм, актов, законов, приказов,регулирующих таможенные отношения в обществе. При этом данная отрасль права непретендует на «чужие» нормы и не собирается их «забирать» из других отраслевыхюридических наук, кодексов и актов. Таможенное право, имея свой собственныйкодекс и свои нормативные акты, существует и развивается в тесной связи споследними и способствует совершенствованию отраслевых механизмов правовоговоздействия на общественные отношения.
Сущность предмета таможенного права
Исходя из выделенной совокупности таможенно-правовых норм иосновных аспектов права и государства, в рамках предмета таможенного праваможно выделить три класса задач, непосредственно связанных с правовым регулированиемтаможенных отношений в обществе.
Первый класс — это в значительной степени общие, теоретические задачи: разработкаи уточнение предмета, методов и принципов таможенного права; изучение историиправового регулирования таможенных отношений в Белоруссии и в странах СНГ;анализ таможенно-правовых отношений; исследование теоретических проблем перемещениятоваров и транспортных средств через таможенную границу; теоретическоеисследование проблем таможенных платежей, таможенного оформления, таможенногоконтроля, льгот и т.д.
Второй класс – это в значительной степени конкретные, специальные задачипо анализу определенных актов таможенного законодательства и практикеприменения последнего. К ним в первую очередь можно отнести практические задачипо освещению порядка перемещения через таможенную границу товаров итранспортных средств, по конкретному анализу таможенных режимов, платежей,таможенного и валютного контроля, таможенных льгот для отдельных категорийиностранных лиц; по анализу ведения таможенной статистики преступлений в сферетаможенного дела и ответственности за их совершение и другие.
Третий класс – это международно-правовые аспекты деятельности таможенныхорганов. К ним прежде всего можно отнести цели и задачи указанных органов поразвитию и укреплению международно-экономической интеграции Беларуси с другимигосударствами, а также проблема по созданию зон свободной торговли и заключениюспециальных соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международногоправа.
В этом контексте с точки зрения предмета таможенного прававнешнеэкономическую деятельность можно рассматривать с двух сторон. Во-первых,это изучение всей совокупности правовых норм, которые предусматриваютопределенные запреты и ограничения на ввоз, вывоз и распоряжение товарами,помещенными под какой-либо таможенный режим. И, во-вторых, это анализ всех нормдиспозитивного характера, реализация которых базируется на волеизъявленииучастников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По этой причине считаемнеобходимым в рамках предмета таможенного права сочетать изучение возможностей,предусмотренных таможенным законодательством для участников ВЭД, с раскрытиемпри этом общих и специальных требований таможенного оформления, налогообложенияи контроля.
Соотношение предмета таможенного права с предметомтаможенного дела
Для четкой характеристики понятия предмета таможенного прававажно точно определить, что же такое таможенное дело и таможенная политика, атакже как они соотносятся с таможенным правом и таможенным законодательствомкак таковым.
Всоответствии со ст. 1 ТК – таможенное дело в Республике Беларусь составляюттаможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможеннуюграницу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимание таможенныхплатежей, таможенного оформления, а также таможенный контроль и другие средствапроведения таможенной политики в жизнь. Таможенное дело относится к ведениюПрезидента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и ПравительстваРеспублики Беларусь.
Таможенноедело тесно связано с международными отношениями, оно зависит от международныхдоговоров, и способствуют их реализации. При осуществлении таможенного делаприменяется принцип приоритета международного договора Республики Беларусь,если в ТК и других законодательных актах Республики Беларусь по таможенномуделу содержатся другие правила.
Общееуправление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь.Республиканским органом государственного управления, осуществляющимнепосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь, являетсяГТК.
Таможенная политика в этом случае – это часть внутренней ивнешней политики. Ее целями являются обеспечение наиболее эффективногоиспользования инструментов таможенного контроля и регулирования товарооборотана таможенной территории, участие в осуществлении торгово-политических задач позащите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики,содействию проведению структурной перестройки и других задач экономическойполитики. К средствам реализации таможенной политики относятся:
установлениетарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;
осуществлениегосударственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;
участиеРеспублики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономическихсвязей с другими государствами.
Предмет таможенного права по существу отличается от предметатаможенного дела и предмета таможенной политики, хотя само таможенное правоспособствует развитию и укреплению таможенного дела и таможенной политики. Втаможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятиятаможенной декларации и других документов конкретным таможенным органом, заисключением случаев, предусмотренных законом. Исходя из норм таможенного права,таможенная политика включается в само понятие «таможенного дела», и онаобусловливает характер и специфику многоаспектного феномена, каким являетсятаможенное дело; во-вторых, именно таможенная политика формулирует общиестратегические и прикладные задачи, которые призваны решать таможенное право иего законодательство. Это общий взгляд на соотношение таможенной политики,таможенного права и его законодательства. Однако, есть и существенные моменты,оказывающие заметное влияние на развитие и формирование таможенного права, и вособенности при реализации таможенного законодательства. Надо иметь в видутакже в этом случае неоднородность компонентов таможенного дела. Одни егоэлементы не подвержены радикальным изменениям, например, институты таможенногооформления, таможенной статистики и т.д. Другая же часть таможенного дела –таможенные платежи, режимы, формы и методы таможенного контроля и др. – оченьподвижна, регулирование ее во многом обусловлено изменяющейся обстановкой вобществе. Все это должно приниматься во внимание при издании норм таможенногоправа, характеристике предмета последнего и рассматривать обособленно понятия«таможенное дело», «таможенная политика», «таможенное право» и «таможенноезаконодательство»[21].
Таможенное законодательство как компонент таможенного права вэтом случае, может трактоваться с широких и узких позиций. В первом случае взаконодательство должны включаться не только Конституция и законы, но и иныенормативные юридические акты. С точки зрения дальнейшего развития предметатаможенного права эта трактовка представляется предпочтительной, поскольку онапозволяет включать в массив норм таможенного права огромное числонормативно-правовых актов. В понятие законодательства в узком смысле, как ужеотмечалось, включаются только Конституция и законы. Такой подход ограничиваетвозможности правового регулирования таможенных отношений.
В рамках предмета таможенного права необходимо изучать всетаможенное законодательство, то есть здесь речь должна идти обо всем массивезаконодательства в сфере таможенного дела; а точнее о законах, декретах,указах, правилах, инструкциях и т.д., которыми пользуются работники таможенныхорганов при осуществлении своих задач. При этом важно иметь в виду, что изучитьэто законодательство в отрыве от других направлений законодательства почтиневозможно, что объясняется необходимостью обращения в теории и на практике кразличным правовым институтам, а также к теории государства и права и различнымотраслевым юридическим наукам.
Следовательно, таможенное право, имея свои исходные начала втеории государства и права и будучи тесно связанным с отраслевыми юридическиминауками, и прежде всего административным, налоговым и финансовым правом,подходит к предмету и объекту своего исследования с самостоятельных позиций,отличающихся от подхода, который характерен для других юридических наук. Оноизучает всю совокупность норм права, регулирующих таможенные отношения вобществе, и практику их применения, включая современные научно – техническиесредства и методы. При этом предметом таможенного права являются общественныетаможенные отношения, имеющие свое социально-правовое содержание, а спецификаданных отношений обусловлена объективными особенностями самого таможенного делав обществе.