Понятие и сущность социальной политики

Понятие исущность социальной политики
 

Содержание
 
Введение
1    Типология социальной политики: многообразие подходов
2    Характеристика различных подходов определению «Социальной политики»
3    Проблема определения объекта социальной политики
Заключение
Список литературы
Введение
 
Социальнаяполитика — это деятельность, меры, мероприятия, социальное взаимодействие,взаимосвязь, взаимоотношения между социальными общностями, группами, слоями,людьми по установлению, сохранению и изменению их социального положения,жизнеобеспечению, удовлетворению социальных потребностей, согласованиюинтересов, предоставлению социальных прав, гарантий и услуг, перераспределению ресурсовдля достижения и поддержания благополучия, повышения уровня и качества жизни,развитию социальной сферы, социальному развитию общества, решению социальныхпроблем.
Социальнаяполитика как система состоит из относительно самостоятельных, взаимосвязанныхчастей, являющихся ее структурообразующими элементами. Такими частями являютсясоциально-трудовые отношения; пенсионное обеспечение; социальное обслуживаниенаселения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства (семейнаяполитика); социальная помощь; предоставление социальных услуг в социальнойсфере; социальное страхование.
Средствамиосуществления социальной политики являются инструменты, с помощью которыхформируется и реализуется социальная политика. Средства разнообразны. К нимотносятся: правовой акт, финансовые средства, социальная выплата, социальнаягарантия, социальный стандарт, социальное партнёрство, социальнаяинфраструктура, социальная технология, социальная программа, трудовой договор.
Цель работы– дать понятие и сущность социальной политики.
Задачи:
1. Рассмотреть типологию социальной политики, выделить многообразиеподходов.
2. Дать характеристику различных подходов определению «Социальнойполитики».
3. Выделить проблему определения объекта социальной политики.
Структура работыпредставлена введением, тремя параграфами, заключением и списком литературы.
1 Типология социальнойполитики: многообразие подходов
 
Социальнуюполитику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя навсеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации:
— ценностные ориентации;
— степеньсвоевременности принятия государственных социальных программ;
— временнойкритерий;
— масштабность;
— степеньгосударственного содействия и охвата социальной помощью населения.[1]
Поценностным ориентациям можно выделить следующие типы социальной политики:индивидуалистическая, коллективистская, популистская.
Индивидуалистическаясоциальная политика ориентирована на самодостаточность индивида, егоактивность, самодеятельность, инициативность, мастерство, профессионализм,дисциплину. Приоритет отдается ценностям свободы, возможности выбора,самоценности материальных оснований социального и гражданского статусов. Притакой социальной политике индивид может выбирать тип и способ удовлетворениясоциальных благ, что предполагает функционирование рыночной, динамичнойэкономики с соответствующей инфраструктурой.
Социальнаяполитика коллективистского типа ориентирована на примат коллективистских(патриархально-общинных) и квазиколлективистских ценностей, на равенство,справедливость, приоритет государства в ранжировании социальных благ. При этомтипе государство диктует населению и способы удовлетворения социальных нужд.Все это ведет к нивелировке и дозировке экономических ресурсов, социальныхстатусов, потребления социально-культурных благ.
Популистскийтип социальной политики ориентирован на ценности, потребности толпы. Ондоминирует в кризисные, переходные периоды общественных трансформаций. В основетакого типа лежат обещания, заверения правящей или оппозиционной элиты повыситьблагосостояние народа, улучшить условия труда и жизнедеятельности людейнаипростейшим и наикратчайшим путем, объявить беспощадную войну преступности,коррупции и т.д. Как правило, не предлагаются реальные методы, средствадостижения желаемых результатов. При этом эксплуатируется какая-либо идея(коммунизма, национального суверенитета, борьбы с привилегиями). Такая политикаориентирована на достижение сиюминутного, ближайшего результата приигнорировании общих и долговременных социальных программ, социальныхпоследствий принимаемых политических решений. Популистская политика сводится кдекларациям и заверениям, не подкрепляется конкретными эффективными мерамисоциальной помощи и поддержки населения.
Взависимости от своевременности принятия или корректировки действующихгосударственных программ социальная политика может быть упреждающей изапаздывающей, «догоняющей».
Повременному критерию выделяется долговременная, текущая и ситуативная социальнаяполитика. Долговременная социальная политика требует от государства и егоорганов определения фундаментальных целей, основных методов, материальныхресурсов их достижения, приоритетных направлений развития социальной сферы. Онаизложена в Конституции и других нормативно-правовых актах, государственныхпрограммах. Гармонизация интересов предпринимателей и работников, разработкагосударственных минимальных стандартов, создание благоприятных условий дляэффективной трудовой деятельности, повышения уровня жизни, профессиональнойпереподготовки и адаптации работников к рыночным условиям – все этодолгосрочные социальные задачи. При этом долгосрочной может стать социальнаяполитика и в конкретной области социальной сферы.
Текущаясоциальная политика выражается в конкретных социальных мероприятиях для всегонаселения или определенных социальных слоев (своевременная и полная индексациязаработной платы, пособий, пенсий, стипендий в соответствии с ростом инфляции,защита денежных сбережений, обеспечение наиболее нуждающихся продуктами питанияи необходимыми видами непродовольственных товаров по социально приемлемымценам, помощь многодетным, неполным семьям и др.).
Ситуативнаясоциальная политика осуществляется в экстремальных условиях (стихийныебедствия, военные действия), предполагает единовременные социальные выплаты,акции.
Помасштабности можно говорить о федеральной, региональной, местной (города,района, предприятия) социальной политике.
Итак,существуют различные подходы к типологизации социальной политики.2 Характеристика различных подходов определению «Социальнойполитики»
Не вдаваясьв конкретные детали анализа социальной политики в литературе, можно условновыделить три основных подхода к её пониманию. Первый подход предполагает, чтосоциальная политика — это деятельность по установлению и поддержанию положениясоциальных общностей, групп, слоёв, удовлетворению социальных потребностей,согласованию интересов, управлению социальной сферой, перераспределениюресурсов для достижения благополучия, решению социальных проблем,предоставлению социальных прав, гарантий и услуг.
При другомподходе под социальной политикой понимается совокупность мер, действий,мероприятий, осуществляемых её субъектами, по оптимизации социального развитияобщества, отношений между социальными общностями, группами, слоями, повышениюуровня жизни, поддержанию благополучия, жизнеобеспечению населения.
Третийподход связан с рассмотрением социальной политики как совокупностивзаимодействий, взаимоотношений, взаимосвязей между социальными общностями,группами, слоями по реализации основных целей общества, по поводужизнеобеспечения, росту уровня и качества жизни населения, сохранения иизменения социального положения населения и составляющих его социальных групп,слоев, общностей.[2]
Выделениеданных подходов показывает, что между ними нет противоречия в пониманиисоциальной политики, наоборот, можно установить взаимосвязь, которую можнопонять, если признавать социальное действие в качестве основы сближения данныхподходов. Социальное действие — это преднамеренное, целенаправленное действие,ориентированное на других людей, социальные слои, группы, общности, и ихвзаимные ответные действия. Структурными элементами социального действияявляются потребность, интерес, цель, средство, мотив и стимул. Потребность означаетнужду в чём-либо, зависимость от условий существования, стремление кпотреблению материальных и духовных благ. Формой проявления потребностивыступает интерес, который обеспечивает направленность на осознание целей испособность удовлетворить потребность. Цель — это осознанный, предвосхищаемыйобраз, на достижение которого направлено социальное действие. Средствомявляется инструмент, способ, с помощью которого достигается цель. Мотивомвыступает побуждение к социальному действию, связанное с необходимостьюудовлетворить потребность. Стимул — это внешнее побуждение к действию.[3]
Социальноедействие лежит в основе социальной деятельности, действий по принятию мер,разработке мероприятий, социального взаимодействия, социальной связи,социального отношения и социального процесса. Совокупность взаимосвязанныхсоциальных действий, направленных на достижение цели в соответствии спотребностями, представляет социальную деятельность, которая включаетдеятельность по принятию необходимых мер и разработке мероприятий в областисоциальной политики, поскольку мероприятие представляет организованное действиеили совокупность действий, направленных на осуществление цели. Следовательно, второйподход в понимании социальной политики конкретизирует первый подход, авторыкоторого рассматривают социальную политику как деятельность, он непосредственнос ним связан.
Существуетнепосредственная связь и с третьим подходом, поскольку в процессе деятельностилюди, социальные группы, общности вступают в социальное взаимодействие.Социальное взаимодействие означает регулярные социальные действия субъектов,которые направлены друг на друга и имеют цель вызвать ожидаемые ответныереакции. Оно связано с обменом социальными действиями. Иначе говоря, социальноевзаимодействие представляет процесс, в котором люди, социальные слои, группы,общности действуют и реагируют на действия других людей, социальных групп,общностей.3 Проблема определения объекта социальной политики
В настоящеевремя существуют десятки определений социальной политики, отличающихся и поформе, и по содержанию. При подобном объеме трактовок целесообразнееанализировать не каждое из них, а общие подходы к толкованию понятия.Классификация определений социальной политики (или подходов) может вестись поразным основаниям: в зависимости от обозначенных целей, объектов, субъектов,механизмов, функций, ценностей и других содержательных моментов. Даже изпростого перечисления критериев классификации определений социальной политикиможно представить, насколько широк спектр самих конкретных трактовок, ведьколичество сочетаний различных формулировок объектов, субъектов, целей,способов и других составляющих понятия огромен. Конечно, не все определениясодержат перечисленные компоненты, да и к этому не стоит стремиться, иначе онибудут весьма перегружены. Нам представляется, что обязательными элементамиопределения социальной политики должны быть сущностная составляющая и объект,желательными – субъект и целевая установка, а остальные компоненты могут идолжны рассматриваться отдельно. Коротко остановимся на двух основныхэлементах.[4]
Приопределении любого понятия, прежде всего, отталкиваются от некоторой базовойкатегории, уточняемой в ходе формулирования. Чаще всего социальную политикураскрывают через категорию деятельность или действия. Некоторые ученыепредставляют социальную политику как часть политики вообще или внутреннейполитики. Существуют видения социальной политики как целенаправленного развитияобщественной структуры, как совокупности социальных целей и методов ихдостижения и другие. Принципиально иной является точка зрения, когда социальнаяполитика понимается как некоторая концепция, совокупность подходов, принципов,установок, которая в большей мере характерна для западных ученых. Средироссийских исследователей тоже есть сторонники подобной позиции, но они, какправило, сочетают ее с деятельностным подходом, что, на наш взгляд, вполнеоправдано. Трактовка социальной политики только как деятельности (действий)значительно сужает его истинное содержание. Деятельность – это, скорее,реализация социальной политики, а для отражения ее сути необходимо указание ина общие подходы, принципиальные установки, концептуальные основы, опираясь накоторые, разрабатываются методы и осуществляются конкретные действия. В то жевремя полный отказ от категории «деятельность» при дефиниции анализируемогопонятия также неправомерен, так как современное осмысление социальной политикисвязано с конкретной практической работой. Поэтому более целесообразным приформулировке категории социальная политика является соединение концептуальностии деятельности.[5]
Объектсоциально политики – это то, на что она направлена. Несмотря на различные точкизрения ученых по поводу описания социальной сферы, большинство, в том числе имы, не сомневается, что именно она является объектом социальной политики.Уточняя объект социальной политики, исследователи или называют непосредственносоциальную сферу, или выделяют ее различные элементы, стороны, аспекты:социальные отношения, людей (общество, население, граждане, различныесоциальные группы, индивиды), условия жизни и деятельности людей и т.п. Такжеесть мнения, что объектом социальной политики являются социальное развитие, воспроизводствосоциальных ресурсов, благосостояние, социальная безопасность, социальныйпотенциал, социальная структура, удовлетворение потребностей, социальныепроцессы, основные направления развития общества, социальные проблемы, системасоциальных неравенств, согласование интересов социальных общностей и другие.
Итак, подсоциальной политикой предлагается понимать концептуальные подходы идеятельность государства и других социальных институтов по регулированиюсоциальной сферы общества и ее развития.
Заключение
 
В широкомсмысле, социальная политика — это одно из направлений макроэкономическогорегулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества исоздать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для гражданстраны. В отличии от экономики, где главные функции выполняют рыночныеструктуры, в социальной сфере главное место занимает государство.
Поэтому,когда речь идёт о социальной политике – подразумевают именно социальнуюполитику государства.
Социальнаяполитика призвана:
1)      гарантироватьнаселению минимальный доход;
2)      социальнозащищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости.
Социальнаяполитика и государство – это такие общественные институты, которые не могутсуществовать друг без друга.
Насоциальную политику государства в первую очередь влияет форма государственногоустройства. Многим государствам присуща унитарная форма устройства. Основная еехарактеристика, — единая структура государственного аппарата на всей территориистраны, и административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либополитической самостоятельностью. Итак, социальная политика разных стран имеетсвои особенности, которые обусловлены не только различием форм государственногоустройства, но и некоторыми другими факторами. Различие социальной политики напрактике выражается в разных её масштабах.
Для решенияпроблем социальной политики необходимо разумно сочетать социальные иэкономические принципы организации социальной политики в государстве

Список литературы
1.  Григорьева, И.А. Социальная политика и социальное реформирование вРоссии в 90-х годах / И.А. Григорьева.- СПб.: СЗАГС, 1998
2.  Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2007.- 415с.
3.  Основы социальной работы / Под ред. Павленок. — М.: Инфра – М,1997.- С. 51 -62
4.  Холостова, Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Финансыи статистика, 2008.- 513с.
5.  Шарков, Ф. Социология: Курс лекций / Ф. Шарков. – М.: Экзамен,2006.- 520с.