ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве)
КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
Юридический факультет
Допуск к защите
Научный руководитель
Дата КУРСОВАЯРАБОТА
по предмету: Теория государства и права
на тему: «Понятие и виды политико-правовых режимов»
Студентка 3 курса ОЗО группа Ю-51В Левчукова Т.А.
Научныйруководитель: К.ю.н. Зелик В.А.
Краснодар
2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Происхождение понятия «политический режим», основныеисследовательские подходы …………………………………………….…6
1.1 Основныеисследовательские подходы ………………………….….…. 6
1.2 Современное определениеполитико-правового режима как формы государства…………………………………………………………………… 9
Выводы по первой главе ……….……………………………………………13
Глава II. Виды современных политико-правовых режимов……….……14
2.1.Сущность видов политических режимов …………………….……..…14
2.2.Демократический режим …………………………………………….…15
2.3.Недемократические режимы ………………………………… ……… 19
2.3.1.Авторитаризм ……………………………………………………… 19
2.3.2. Тоталитаризм ………………………………………………….… 22
Выводы по второй главе……………………………………………..…..…25
Заключение……………………………………………………………………..…26
Список использованной литературы………………………………..….……..29
Введение
Государство и право –сложнейшие, взаимосвязанные явления. В своей повседневной жизни мы постоянносоприкасаемся с ними в процессе осуществления наших прав, свобод иобязанностей. Однако руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую незадумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют и какова ихвнутренняя природа. Для не юриста это вполне естественно, но для специалистанепростительно. Гражданин, избравший профессию юриста, обязан знать, что изсебя представляет государство и право. Какова их роль в жизни общества,механизм взаимодействия и функционирования.
Характеристика любойполитической системы страны неразрывносвязанна с методами осуществлениягосударственной власти. Политическая система государства объединена с такимпонятием как политический режим. Политический режим — это функциональнаясторона политической системы общества, это совокупность способов и методовосуществления власти на определенной территории. Политический режимопределяется способами формирования органов власти, способами распределения иразделения государственной власти в стране, формами контроля со стороныобщества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения,способами разрешения социальных конфликтов и т.п.
Понятие политического режима – одно из ключевых понятийтеории государства и права, получив распространение в западноевропейскойобществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков, в течение долгоговремени продолжает оставаться объектом теоретических споров.
Даже в настоящее время, вопрос о том, является липолитический режим неотъемлемым элементом формы государства, остаетсядискуссионным. Так, в Конституционном праве «политический режим» называетсяустаревшей категорией, а на смену ему предлагается использовать термин«государственный режим»[[1]].В теории государства и права политический режим рассматривается в качестве ещеодной – после формы правления и формы государственного устройства –характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществлениягосударственной власти[[2]].В рамках политологии опять таки выделяются понятия «государственный режим» и«политический режим» содержание, которых далеко не равнозначны: Если первоепонятие в общем и целом характеризует методы осуществления государственнойвласти, то второе… есть среда и условия политической жизни общества, иначеговоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе вданный момент исторического развития[[3]].
Так, в некоторых государствах с республиканской формойправления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий ктоталитаризму (Пакистан, Иран). В то же время применительно к ныне существующимв Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания,Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществленияполитической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить одемократическом режиме[[4]].
Отличие этих понятий, их соотношение, и многие другие вопросыи будут рассмотрены в данной курсовой работе – «Понятие и видыполитико-правовых режимов».
Актуальность данной темы, наряду с вышеназваннымиобстоятельствами, подтверждает и то, что политический режим — характеристика нетолько государства, но и всей политической системы: отношения между людьми поповоду государственной власти и отношения людей с государственной властью,разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значениеполитического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительновелико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления иформа государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкомуизменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, чтополитический режим связан не только с формой организации власти, но и с еесодержанием.
Учитывая выше сказанное,можно сделать вывод, что цель данной курсовой работы познакомиться ближе смеханизмом взаимодействия и функционирования государства и права, а точнееосветить формы политических режимов в тех или иных государствах, их достоинстваи недостатки, затронуть основные подходы к их изучению и многое другое.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию«политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленнойцели мы ставим перед собой следующие задачи:
— исследовать происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы,тенденции современных взглядов;
— рассмотреть структуру и особенности функционированияполитического режима, его признаки;
— проанализировать виды современных политических режимов;
При написании данной курсовой работы были использованы нетолько пособия по теории государства и права, но и работы по политологии иконституционному праву. На наш взгляд, только в сопоставлении «политическогорежима» в различных науках и дисциплинах позволит выявить значение и содержаниеполитического режима как формы государства.
Государствов своей правовой деятельности закрепляет режим, который состоит из принципов, институтов, форм и методов взаимоотношения государства, общества и личности. Но мы не раскрыли бы тему, если бы простоперечислили эти формы. По этому в работе мы попытаемся раскрыть содержание, понятий тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Коснёмся ихфилософской основы, постараемся показать конкретные государства и их историю. Глава 1. Происхождение понятия «политический режим», основныеисследовательские подходы1.1 Основные исследовательскиеподходы
Строго говоря, никто из мыслителей древних времен неупотреблял понятия «политический режим». Как отмечают исследователи,это понятие возникло значительно позднее. Но само его возникновение было взначительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие изважнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут своеначало в Античности.
Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляютидеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от другапозиций и пользовавшихся различными способами аргументации. И тот, и другойвнесли свой вклад практически во все интересующие нас вопросы деятельностиполитических режимов — в анализ особенностей их функционирования, способы типологизациии динамику трансформации. Платон (427—347 гг. до н.э.), унаследовавшийэлитаризм во взглядах на политику (свойственный, в основном, всем мыслителямпериода расцвета древнегреческой философии и, частично, периода эллинизма), былв этом, как и во многом другом, последователем идей своего учителя Сократа. Оноставил интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделиваристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этомс пятью видами душевного склада людей. Но его главный вклад состоит, конечноже, не в этом. Главное в том, что будучи пессимистом и усматривая определеннуюдеградацию в эволюции политических форм, Платон в своем «Государстве»и, особенно, в «Законах» создал образ «идеальногогосударства», которое, в действительности, является продолжениемлегистских проектов и всесторонне обосновывает концепцию тоталитарногоправления.
Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля(384—322 гг. до н.э.), этого гиганта Античности, человека подлинно энциклопедическихпознаний и донесшего до нас в своих сочинениях все интеллектуальное инравственное богатство своего времени. По точному замечанию Е. Вятра, егоподход к анализу политических явлений существенно отличался «от другихдревних философов, в частности, от Платона», т.к. «он впервые вистории общественной мысли применил эмпирический метод — наблюдение и индукцию[[5]].
Чрезвычайно интересной представляется разработаннаяАристотелем типология политических форм или режимов.
Ученый полагал, что всякая форма правления, любойсколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях.Во-первых, режим (невзирая на свои структурные характеристики) может бытьадекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоевобщества. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, можетотстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстныеинтересы. Эллинский мыслитель выделил три основных формы правления: монархию,аристократию и политию. Их он рассматривал как «правильные», т.е. восновном отвечающие интересам общества. Однако, наряду с этими формамисуществуют также и «неправильные», возникновение которых связано свырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается втиранию, аристократия — в олигархию, а полития — в демократию (или охлократию,как уточнял позднее Полибий).
В эпоху нового времени ученые в основном трактуют понятияданные Платоном и Аристотелем, дополняя их своими измышлениями о устройствегосударства. Так, Макиавелли, не создав какой-то принципиально новой типологииполитических режимов или форм правления, следуя в этом за рассуждениями Полибия(который в свою очередь следовал за рассуждениями Платона и Аристотеля). Но,во-первых, он придал им совершенно новую трактовку в условиях становленияабсолютистского государства, продемонстрировал, что типология древних вполнеработоспособна и при анализе политической борьбы в совершенно новых условиях;вовторых, сделал ряд важных замечаний относительно перехода от одной формыправления к другой. Флорентийский мыслитель достаточно подробно анализируетсоциальные основания различных политических систем, обращаясь за примерами нетолько к европейской, но и к восточной действительности[[6]].
Определенный вклад в развитие теории «политических режимов»внес и Шарль Луи Монтескье (1689—1755), который, хотя и рассматривал потрадиции скорее «чистые типы» политического правления, подошел к нимс историко-географической меркой и четко обосновал, что политические учрежденияи законы в обществе не просто являются результатом «общественногодоговора» или ниспосланы мудрым правителем. Эти законы весьма разнообразныв каждом конкретном обществе и всецело определяются его особенностями —климатом, «нравами», величиной территории, исторической обстановкой.Монтескье весьма подробно рассматривает поэтому вопрос о среде функционированияполитического режима — географической, психологической, социальной.
Отметим, что в новое время множество исследователей уделиливнимание конкретным видам политических режимов, но не рассматривая сущности.Так, французский мыслитель А.де Токвиль (1805—1859) и приверженец его идейангличанин Джон Стюарт Милль (1806—1873) были представителями развивающейсятеории, активной демократии.
Вообще, демократическую теорию Запада разрабатывали такиемыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо,Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др.
Позднее, за «переосмысление» взглядов на политический режимвзялись представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики ипрактики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) работыкоторых, несомненно, представляют для исследователя политических режимовнесомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционированиякоммунистического режима.
И уже гораздо позднее одно из первых современных определенийполитического режима дал французский политолог М.Дюверже. Он понималполитический режим как «определенное сочетание систем партий, способаголосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или несколькихструктур давления». Французский политолог Ж.- Л.Кермонн уточнил формулуМ.Дюверже, включив в понятие «политический режим» принциплегитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и рольгосударства. Данное понимание сущности политического режима на долгое времяутвердилось и стало общепризнанным в европейской науке. 1.2 Современное определение политико-правового го режима как формыгосударства
Политический режим, какправило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзяупускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, вкаких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем.
Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовойформы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями врамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение.
В политической наукесложилось, по меньшей мере, две традиции в осмыслении политических режимов.Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным подходом, другая— с социологическим. Различия, имеющиеся в рамках данных традиций, весьмасущественны, хотя и отнюдь не непреодолимы. В первом случае преимущественноевнимание уделяется формально-юридическим, процедурным характеристикамосуществления власти, во втором — ее социальным основаниям и происхождению.Рассмотрим данные определения более подробно.
Ученые, представляющее первое, институциональное направление политического анализа, склоннысмешивать «режим» с понятием форм правления или государственногостроя. «Политический режим есть система или форма правления», —пишет, например, американский исследователь К. Бекстер. Подобная постановкавопроса традиционно была характерна и для французского государствоведения, гдемонархия и республика различались, главным образом, именно как формы правления,а сам термин «политический режим» считался частью категориальногоаппарата конституционного права и связывался с особенностями разделениягосударственной власти и их соотношением ее ветвей [[7]].Соответственно, выделялись режим: слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентскаяреспублика) и режим сотрудничества властей (парламентская республика). Однако,постепенно понятие режима обрело права самостоятельного «гражданства»и уже в 1968 году известный французский ученый М. Дюверже отмечал, что подобнаяклассификация рассматривается французскими политологами как подсобная, в нейвидят не классификацию политических режимов, а лишь классификацию «типовправительственных структур».
Второе социологическоенаправление политического анализа режимов уделяет первостепенное вниманиеосмыслению тех связей между обществом и государством, которые сложились реальнои не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовымиактами нормами политического поведения. В данном случае режим рассматриваетсяне только как «форма» (будь то правления или государственногоустройства) и даже не только как структура власти с присущими ей методамиреализации политической воли, но и в гораздо более широком значении — какбаланс, во взаимоотношениях социального и политического.
Одно из характерных в данном отношении определенийполитического режима принадлежит упоминавшемуся уже М. Дюверже, который в одномслучае рассматривал его как «структуру правления, тип человеческогообщества, отличающий одну социальную общность от другой», а в другом — как«определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного илинескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур группдавления».
В отечественной науке также получила распространение позиция(сформулированная Ф. Бурлацким и А. Галкиным), согласно которой «дляопределения политического режима необходимо сопоставление официальных, втом числе конституционных и правовых,норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительнойполитикой». Как видим, размежевание политико-институционального исоциологического подходов не обошло стороной и российскую науку.
Нас же конечно интересует определение политического режимакак формы государства, поэтому обратимся за поиском такового в трудыисследователей теории государства и права.
Так Л.И. Спиридонов отмечает: «Политический режим — характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но ивсей политической системы: отношения между людьми по поводу государственнойвласти и отношения людей с государственной властью, образующие содержаниеполитического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы.Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постолькуглубинные социально-экономические и культурные основы этого обществаобусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь вособенностях политического режима как содержании политической системы»[[8]].
Корельский В.М. подчеркивает, «политический режим — этометоды осуществления политической власти, итоговое политическое состояние вобществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборстваразличных политических сил, функционирования всех политических институтов ихарактеризуется демократизмом или антидемократизмом»[[9]].
Марченко М.Н. определяет политический (государственный)режим, как способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся вобщем характере применяемых им методов управления обществом. Политическиережимы подразделяются на демократические и авторитарные[[10]].
А вот В.Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима игосударственного режима: «Формы государственного режима представляют собойсовокупность способов и методов осуществления власти государством.Государственный режим ― важнейшая составная часть политического режима,существующего в обществе. Политический режим ― понятие более широкое,поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования,но и характерные способы деятельности негосударственных политическихорганизаций (партии, движения, клубы, союзы)».[[11]].
Таким образом, получается, что существует две формы с однимсодержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается«совокупность способов и методов осуществления власти».
На наш взгляд в теории государства и права государственный иполитический режим – это тождественные понятия. Такой вывод можно сделатьосновываясь на следующие обстоятельства:
1). Как политический, так и государственный режим – этохарактеристики именно формы государства.
2). Обе категории характеризуют набор способов и методовосуществления власти (государственной власти).
Выводы по первой главе
Суммируя сказанное, мы сформулировали следующее определение:Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которыефункционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системыобщества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (илиже складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим,таким образом, это своего рода жизнь, «дыхание» политической системы,ее упорядоченная динамика.
Глава 2. Виды современных политико-правовых режимов
2.1.Сущность видов политических режимов
Как мы уже выяснили,политический режим является одним из важнейших составных формы государства.Теоретики государства и права выделяют несколько видов политических режимов,поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияниемножество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства,фактические полномочия государственных органов и юридические формы ихдеятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандартыжизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классовогосотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказываютисторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая«атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего вгосударстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие имеждународная обстановка. На разных исторических этапах формируются различныеполитические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того жевремени.
Один из критериев определения вида политического режима правоваяформа применения тех или иных способов государственной власти.
Теория государства и права в зависимости от тех или иныхкритериев выделяет виды политико-правовых режимов, которые применялись вмноговековой истории государственности.
Наиболее принятой классификацией режимов является разделениеих на две большие категории, а именно: на демократические и недемократические (т.е. авторитарные и тоталитарные). Мы также будемстроить свое изложение, преимущественно исходя из этой классификации.
Рассмотрим, вкратце, характеристику каждого вида политических режимов.
2.2. Демократическийрежим
Демократия — (от древнегреческого «DEMOS» — народ и «CRUTOS» — власть)- народовластие это одна из разновидностей режима, основанного на признаниипринципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлениигосударством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы,демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е.формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для нихсоциально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этихправ и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, ане только формальными.
Можно без труда привести список определений демократии. Привсем их разнообразии каждое из определений будет обращать прямое или косвенноевнимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать вуправлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций,состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает спецификусовременной демократии. Таким образом, в отличие от античной, современнаядемократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантииполитической оппозиции на соучастие в управлении обществом или открытую критикуправительственного курса.
Приведем наиболеехарактерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодическисменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярнопроводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп илииндивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будутсоревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможностьучаствовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинацийи есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, еслибюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относитсятерпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средствамассовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественноемнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборови на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярнопроводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому,необходимое условие демократического государства — лица, осуществляющиеверховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченныйсрок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желаниюнекоего генерала.
3) Демократия защищает права отдельныхличностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путемна выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь ненедостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защитаправ меньшинства составляют один из основных принципов демократическогогосударства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационныемеры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честностивыборов и смены законно избранного правительства.
4) Равенство прав граждан научастие в управлении государством: свобода создания политических партий идругих объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информациюи на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
В зависимости от того,как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властныефункции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют вподготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практическийсмысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных илиплеменных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могутсобраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путемконсенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинахосуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6тысяч человек.
Важным каналом участияграждан в осуществлении власти является плебисцитарнаядемократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, чтопрямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процессавластвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за ихосуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политическоговлияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданампосредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или инойпроект закона или другого решения, который обычно готовится президентом,правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основноймассы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболеераспространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть — граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призванывыражать их интересы в принятииполитических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных идругих программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковыбы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои постыот имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Есть разные формыправления демократических режимов. Достаточно распространенными формамиреспубликанского правления являются президентскаяреспублика и парламентская республика.
Отличительным признаком президентской республики является то,что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главойправительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии — это США.Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президентаСША, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президентназначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а непарламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, чтопрезидент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Всязаконодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США — конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочийпрезидент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решаетвопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (правовето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т.е. досрочногоотстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другиепреступления).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства напарламентской основе ( обычно парламентскимбольшинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламентосуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживаетего, издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждаетгосударственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельностиправительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимостиможет выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставкуправительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.
Разумеется, идемократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоениеобщества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господствобольшинства), а в некоторых исторических условия этот режимведет к ослаблению власти, нарушениям порядка,даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существованияразрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальнаяценность демократического режима намного выше его некоторых негативныхконкретно-исторических форм.
Исходя из сказанногодемократический политико-правовой режим, современное демократическоегосударство — это представительство интересов, а не сословий. Все граждане вдемократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенствоэто двоякого рода — равенство перед законами и равенство политических прав.Современное демократическое государство — это государство правовое, в которомна практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные мех