Свободные
экономические зоны (далее – СЭЗ) впервые появились в Западной Европе. В
настоящее время в мире насчитывается более 4000 видов СЭЗ. “Создание свободных
экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее
привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить
экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений,
получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить
новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике
передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний
рынок высококачественными товарами.”[1]
Привлечение
инвестиций в СЭЗ обусловлено следующими обстоятельствами:
–
Снижение налогов на прибыль корпораций, а также иные фискальные льготы, в том
числе амортизационные отчисления, снижение налогов для субъектов малого и
среднего предпринимательства в начале инвестиционного периода.
–
Наличие таможенных льгот, в частности, отмена импортных пошлин.
–
Наличие свободного ввоза для предприятий, возможность отмены экспортных пошлин.
–
Иные причины, среди которых государственное регулирование предпринимательской
деятельности, а также оказание консультаций и предоставление бесплатной
информации для субъектов хозяйствования. Легальное определение СЭЗ содержится в
Законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах»[2]
. Так, свободная экономическая зона –
часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и
специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные,
условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В
соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь могут
создаваться СЭЗ разных функциональных типов. При этом функциональный тип СЭЗ
определяется целями создания зоны и направлением инвестиционной деятельности в
СЭЗ. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические,
экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные
виды деятельности. Кроме того, СЭЗ могут сочетать в себе функции, свойственные нескольким
функциональным типам СЭЗ (комплексная СЭЗ).
В
СЭЗ не допускается деятельность, запрещенная законодательством Республики
Беларусь. В СЭЗ также запрещены следующие виды деятельности:
хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и
обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и
продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; производство, переработка,
хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;
производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных
сильнодействующих материалов; производство, переработка, хранение, продажа
культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;
производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением
шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива;
производство табачных изделий; производство ценных бумаг, денежных знаков и
монет, почтовых марок; организация лотерей; подготовка и трансляция радио- и
телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и
телевидения; лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекциями,
в том числе венерическими и заразными кожными болезнями, психическими болезнями
в агрессивной форме; лечение животных с особо опасными болезнями; деятельность,
связанная с вопросами внешней трудовой миграции.
Перечень
опасных, радиоактивных, наркотических, сильнодействующих и ядовитых материалов
и веществ устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Отдельными
видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательством
Республики Беларусь, резиденты СЭЗ могут заниматься только на основании
специальных разрешений (лицензий)[3]
. В частности, перечень видов
деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения
(лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и
государственных организаций, утвержден Декретом Президента Республики Беларусь
от 14 июля 2003 года № 17[4]
.
В
литературе, посвященной исследованию данного вопроса выделяют следующие виды
СЭЗ:
Свободные
таможенные зоны. Признаком такой зоны является концентрация отраслей
промышленности и наличие таможенных облегчений, что создает условия для
распределения товаров внутри и вне этой зоны.
Объединенные
зоны. Признаками этих зон выступают чистая торговая деятельность, промышленное
производство, внешняя торговля. Наблюдается также развитие сферы услуг.
Экспортно-ориентированные
зоны. Идея создания таких зон основана на международном разделении труда. Эти
зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами
продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не
удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на
внутреннем рынке.
Особые
экономические зоны. В них наблюдается наличие признаков, присущих всем зонам:
чистая торговая деятельность, промышленное производства, сфера услуг, внешняя
торговля, пространственные ограничения. Такие зоны, как правило, ориентированы
на развитие внешней торговли.
Зоны
оживления. Пользуются популярностью в некоторых странах в качестве средства
экономической стимуляции развития старых регионов.
Свободные
экономические зоны создаются Президентом Республики Беларусь. Органом управления
СЭЗ является администрация СЭЗ, создаваемая Правительством Республики Беларусь.
Резидент СЭЗ – это зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или
физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица,
на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ.
Порядок
регистрации резидентов СЭЗ устанавливается положением о СЭЗ, утверждаемым
Советом Министров Республики Беларусь.
Решение
о регистрации резидента СЭЗ принимается администрацией СЭЗ. Зарегистрированному
резиденту администрация СЭЗ выдает свидетельство о регистрации установленной
формы.
Так,
в соответствии с законодательством проводятся конкурсы на право регистрации
юридических лиц в качестве резидентов СЭЗ. Основными принципами проведения
конкурсов являются:
создание
равных условий для всех юридических лиц, участвующих в конкурсе;
гласность;
объективность
оценки инвестиционных проектов.
За
участие в конкурсе на право регистрации в качестве резидента свободных
экономических зон взимается плата в размере 30 базовых величин, за регистрацию
в качестве резидента указанных зон – в размере 50 базовых величин.
Для
участия в конкурсе претендент представляет в администрацию СЭЗ следующие
документы:
–
заявление на участие в конкурсе;
–
юридические лица Республики Беларусь – нотариально заверенные копии
учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
–
иностранные юридические лица – легализованную выписку из торгового регистра
страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса
претендента на участие в конкурсе в соответствии с законодательством страны его
местонахождения или постоянного жительства на момент подготовки проекта с
переводом на белорусский (русский) язык и нотариальным удостоверением подписи
переводчика (легализованная выписка должна быть проведена не позднее одного
года до подачи документов);
–
аннотацию на инвестиционный проект (резюме бизнес-плана) для проектов,
предусматривающих поставку продукции, работ (услуг) на экспорт, в соответствии
с основными критериями оценки участия в конкурсе на право регистрации
юридических лиц в качестве резидентов свободных экономических зон, для других
проектов – бизнес-план, разработанный с учетом требований, установленных
законодательством, а также аннотацию (резюме бизнес-плана) к нему;
–
документы, подтверждающие внесение платы за участие в конкурсе в размере,
установленном законодательством, а также иные предусмотренные законодательством
документы.
Продолжительность
рассмотрения документов администрацией СЭЗ составляет 30 дней с момента их
подачи. При обоснованной необходимости получения дополнительных сведений глава
администрации СЭЗ может увеличить срок рассмотрения документов до 45 дней, о
чем в письменном виде уведомляется претендент или его уполномоченный представитель.
Конкурсная
комиссия рассматривает документы, представленные на конкурс. Председателем
конкурсной комиссии является глава администрации СЭЗ. Положительное решение
конкурсной комиссии дает право администрации СЭЗ на регистрацию победителя
конкурса в качестве резидента СЭЗ и заключение с ним договора об условиях
предпринимательской деятельности на территории СЭЗ. Регистрация в качестве
резидента СЭЗ осуществляется не позднее четырех месяцев со дня принятия
положительного решения[5]
.
Основными
критериями оценки участия в конкурсе на право регистрации юридических лиц в
качестве резидентов свободных экономических зон “Гродноинвест” и
“Могилев” являются следующие: минимальный размер уставного фонда для
юридических лиц – не менее 20 тыс.
долларов США; Удельный вес экспортных поставок к общему объему их реализации не
менее 60 процентов; удельный вес основного технологического оборудования (не
старше 5 лет) в общем
парке
оборудования 90 процентов.
Лишение
статуса резидента СЭЗ производится по решению администрации СЭЗ согласно
заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося
резидентом СЭЗ, а также в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения им
договора об условиях деятельности в СЭЗ, несоблюдения сроков формирования
уставного фонда, иных случаях нарушения резидентом СЭЗ законодательства
Республики Беларусь. Решение администрации СЭЗ о лишении статуса резидента СЭЗ
влечет прекращение обязательств сторон по договору об условиях деятельности в
СЭЗ.
При
подаче администрацией СЭЗ искового заявления в хозяйственный суд последний при
наличии нарушений договора об условиях деятельности в СЭЗ, вправе принять
решение о лишении ответчика статуса резидента СЭЗ, что не влечет ликвидации
самого юридического лица.
В
Беларуси процесс создания СЭЗ начался лишь декабре 1996 года, когда начала
формироваться администрация СЭЗ “Брест”. За столь короткий период времени еще
не сформировались устоявшиеся тенденции функционирования СЭЗ, однако уже
имеется достаточно четкий круг проблем, с которыми сталкиваются резиденты СЭЗ,
инвесторы, а также администрация СЭЗ.
Развитие
СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, которые можно условно
подразделить на глобальные и проблемы, связанные с функционированием конкретной
СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:
–
Предполагается, что для нормального функционирования СЭЗ достаточно
предоставления ряда таможенных, налоговых и
иных льгот, но при этом необходимо также разрабатывать механизм
функционирования каждой конкретной зоны, без чего достижение поставленных перед
зоной целей и задач невозможно.
–
Отсутствует методика расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ,
которая должна включать в себя расчет затрат, доходов от функционирования СЭЗ,
а также иных показателей эффективности.
Необходимость
создания СЭЗ в Республике Беларусь редко вызывает сомнения, однако наличие
подобных проблем позволяет усомниться в целесообразности создания и получении
ожидаемого эффекта от СЭЗ. Так, первоначально при создании СЭЗ расходы,
оплачиваемые за счет бюджетных средств, значительно превышают доходы от
функционирования СЭЗ, объем привлекаемых инвестиций невелик, а бюджету
наносится невосполнимый урон в виде снижения доходов бюджета, в результате
предоставленных налоговых, таможенных и других льгот, и увеличения расходов,
связанных с созданием СЭЗ. Возникает вопрос: справится ли бюджет Республики
Беларусь с такой дополнительной нагрузкой в расходной части?
За
период функционирования СЭЗ «Брест» были выявлены следующие проблемы:
–
Основными налоговыми льготами в зоне являются: уплата всего 7 налогов и сборов
резидентами зоны; сниженные на 50% ставки налога на доход и прибыль и НДС;
освобождение от налогов приоритетных по профилю деятельности предприятий;
освобождение от налога на прибыль при реализации продукции собственного
производства на протяжении 5 лет; установление ставки налога на прибыль при
реализации на экспорт не менее 70% продукции собственного производства. Что
касается таможенных пошлин, то, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О
свободных экономических зонах», при ввозе не территорию СЭЗ иностранных и
отечественных товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не
взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги,
таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление,
если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не
происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины
взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем
отмечается, что для успешного функционирования
этих льгот явно не хватает, так как они:
–
Не подкрепляются гарантиями свободного изъятия капитала.
–
Не достаточно проработаны с точки зрения реинвестиции прибыли.
–
Не достаточно распространяются на участие национального капитала.
Кроме
того, поскольку эти льготы также распространяются на те виды деятельности,
которые хорошо развиты в стране, возникает опасность конкуренции товаров,
производимых резидентами СЭЗ, с товарами, отечественных производителей. Так,
например, из 43 резидентов СЭЗ, 6 занимается производством мебели[6]
.
–
Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» предусмотрено,
что СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, который входит в состав республиканского
бюджета отдельной строкой. Финансирование создания и развития СЭЗ
осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из
республиканского бюджета и других источников, причем в законе эти источники не
указаны. Представляется необходимым разработать принципы и порядок формирования
бюджета СЭЗ в части доходов и расходов, что связано с определением и
формированием соответствующих статей.
–
На территории СЭЗ следует установить отличный от остальной территории Республики
Беларусь порядок валютного регулирования. Ограничения в очередности платежей,
валюты платежа, купли-продажи валюты по рыночному курсу недопустимы в условиях
СЭЗ.
–
Законодатель урегулировал создание банков на территории СЭЗ. Так, Правила
создания и регулирования деятельности банков на территории свободных
экономических зон Республики Беларусь утверждены Постановлением Национального
банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 174. Однако на территории зоны
«Брест» действует пока только филиал Национального банка, функции которого, по
определению, не соответствуют целям СЭЗ. Для нормального функционирования СЭЗ
необходимо создать условия для привлечения в зону банков, страховых компаний,
финансовых компаний и других финансовых посредников.
–
Представляется необходимым установить в зоне право собственности на землю,
поскольку в настоящее время администрация СЭЗ “Брест” имеет право заключать
договор об аренде земельного участка сроком на 99 лет, при этом срок
функционирования самой зоны определен в 50 лет. Более того, СЭЗ может быть
ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь. Эти обстоятельства,
несомненно, отпугивают потенциальных инвесторов.
Закон
“О свободных экономических зонах” несомненно станет важнейшим этапом
на пути целенаправленного развития СЭЗ в республике, создаст правовую базу и
гармонично впишется в правовое пространство Республики Беларусь. Однако,
следует отметить, что относиться к этому закону как к чему-то раз и навсегда
данному не следует. Уже в ходе доработки Закона специалисты СЭЗ
“Гомель-Ротон” предложили комиссии совершенно новую концепцию
развития свободных экономических зон с учетом конкретных особенностей в их
зоне. В этой концепции ставятся вопросы не только расширения видов деятельности
СЭЗ, но и предлагаются другие формы, в частности, речь идет о необходимости
создания филиалов СЭЗ (субзон), а также оффшорных зон. Поэтому естественно
понимание того факта, что в Закон в дальнейшем будут вноситься соответствующие
изменения и дополнения. Главный вывод заключается в том, что на сегодняшний
день Закон “О свободных экономических зонах” полностью отвечает тем
условиям и требованиям, которые сложились в практическом развитии СЭЗ.
Список литературы
Абрамчук
С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. –1998. – № 6.
Верба
Е. Нужны свои и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. –1998. – № 6.
Жушма
П., Павлович Г. Комментарий к Закону Республики Беларусь “О свободных
экономических зонах” от 11 ноября 1998 года // Промышленно-торговое право.
– № 11-12. -1998.
Маненок
Т. Все зоны уравняли // Белорусский рынок. – 13.06.2005. – № 22.
Мотина
Е. Скрытые ограничения в регулировании деятельности резидентов свободных
экономических зон // Юрист. – 2005. – № 120
Об
исчислении и уплате налога на добавленную стоимость резидентами свободных
экономических зон: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь от 12.01.2004 № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. – 02.02.2004. – № 18. -8/10456.
Об
общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических
зон: Закон Украины от 13.10.1992 // Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. №
50. Ст. 676.
Об
одобрении Программы развития свободных экономических зон Республики Беларусь на
2004 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2004 №
518 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 13.05.2004. –
№ 73. – 5/14200.
Об
освобождении администраций свободных экономических зон от уплаты
государственной пошлины за подачу в хозяйственный суд исковых заявлений:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.11.2000 № 1784 //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 08.12.2000. – № 113.
– 5/4614.
Об
особенностях исчисления таможенных пошлин и налогов при таможенном оформлении
товаров, вывозимых с территории свободных таможенных зон, расположенных в
границах свободной экономической зоны “Могилев” и свободной
экономической зоны “Гродноинвест” (вместе с Инструкцией «О порядке
применения и заполнения бланков уплаты»): Постановление Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь от 07.05.2004 № 39 //
Нормативно-правовая база КонсультантПлюс по состоянию на 10.02.2006.
Об
особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от
22.07.2005 № 116-ФЗ// Российская газета. –
2005. – № 162.
Об
утверждении Инструкции об особенностях исчисления и уплаты налогов, сборов
(пошлин), иных обязательных платежей в бюджет резидентами свободных
экономических зон: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь от 28.09.2005 № 96 // Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. – 14.11.2005. – № 175. –
8/13318.
Об
утверждении Правил создания и регулирования деятельности банков на территории
свободных экономических зон Республики Беларусь: Постановление Национального
банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 174 // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. – 20.08.2001. – № 76. – 8/6409.
О
конкурсе на право регистрации юридических лиц в качестве резидентов свободных
экономических зон “Гродноинвест” и “Могилев”: Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2002 № 1230// Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. – 19.09.2002. – № 105. – 5/11109.
О
лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики
Беларусь от 14.07.2003 № 17 // Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. – 21.07.2003. – № 79. – 1/4779.
О
некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории
Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 15.06.2005. – № 92. –
1/6516.
О
некоторых вопросах регистрации в качестве резидентов свободных экономических
зон: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.1999 № 2062 //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 19.01.2000. – № 5. –
5/2333.
О
порядке уплаты отчислений и сборов, установленных законом Республики Беларусь
“О бюджете Республики Беларусь на 2001 год”, резидентами свободных
экономических зон: Постановление Государственного налогового комитета
Республики Беларусь от 22.02.2001 № 18 // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. – 19.03.2001. – № 26. –
8/5192.
О
применении норм законодательства, касающихся деятельности свободных
экономических зон на территории Республики Беларусь: Письмо Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.01.2000 № 03-24/11 //
Нормативно-правовая база КонсультантПлюс по состоянию на 10.02.2006.
О
свободных экономических зонах: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З
// Народная газета. – № 72. – 24.04.1999.
О
таможенном режиме свободной таможенной зоны и внесении изменений и дополнений в
некоторые нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета
Республики Беларусь по вопросам таможенного оформления товаров (вместе с
Инструкцией «О порядке заполнения декларации свободной таможенной зоны»):
Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от
23.09.2005 № 67 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –
09.11.2005. – № 173. – 8/13261.
Чижевская
И. Новое в таможенном регулировании деятельности СЭЗ // Право Беларуси. – 2005.
– № 10.
Якубовская
О. Правовой режим СЭЗ: особенности налогообложения // Бюллетень
нормативно-правовой информации. Юридический мир. – 2006. – № 1.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/
[1]
Верба Е. Нужны свои и
четкие зоны // Финансы, учет, аудит. – 1998. – № 6.- С. 3.
[2]
О свободных экономических
зонах: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998г. № 213-З // Народная газета.
–1999. – № 72.
[3]
О свободных экономических
зонах: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З // Народная газета.
–1999. -№ 72.
[4]
О лицензировании отдельных
видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. № 17
// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 21.07.2003. – №
79. – 1/4779.
[5]
О
конкурсе на право регистрации юридических лиц в качестве резидентов свободных
экономических зон “Гродноинвест” и “Могилев”: Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2002 № 1230
[6]
Абрамчук С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. –
1998. – № 6. – С. 16.
Дата добавления: 02.07.2008