Понятие и виды законов

Содержание
 
Введение
1. Историческоеразвитие понятия «закон»
1.1 Характеристиказакона и его виды в Российской Федерации
2. Понятие,признаки и виды законов
3. Конституциякак основной закон государства РФ
4. Общая характеристиказаконов
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Демократическое государство представляет собой политическую организациювласти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенстваправа во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источникомправа является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусскогослова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.
Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительныморганом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путемреферендума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел насмену правовому обычаю (Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблицв Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Русии др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработкии систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.
В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашенпринцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства(парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическаясила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.
Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственноевоплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования,придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются нанормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными отних.
Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган,кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон.Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения измененийво все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая силазакона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производныйхарактер и не могут ему противоречить.
Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характеренособый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся наряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта,принятие закона и его обнародование.

1. Историческое развитие понятия«закон»
 
1.1 Характеристика закона и его виды в Российской Федерации
Нормативный правовой акт является ведущим источником права в РоссийскойФедерации и что подавляющее большинство общественных отношений регулируется именноэтим источником. Одной из главных разновидностей нормативного правового акта являетсязакон.
Применение сравнительно-исторического подхода позволяет проследитьэволюцию понятия «закон» и развитие связанных с ним понятий, а также болееточно проанализировать роль федеральных законов в современных условиях.
Закон как источник права существовал еще в самых древних государствах.Известны Законы Хаммурапи (18 в. до н.э.), Законы Ману (1 в. до н.э.) и целый ряддругих правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовыенормативы выражали, как правило, личную волю монарха (фараона, царя, императораи т.д.) и воплощались во вне в самых различных формах, в т.ч. и в форме закона.
Опыт античных государств (Др. Афин 6 в. до н.э., Др. Рима 5-2 вв. дон.э.) по принятию законов представительными органами власти, в частности народнымисобраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие.
Только к началу 13 века созрели условия для ограничения законодательныхполномочий монархической власти, когда после вооруженной борьбы со знатью английскийкороль был вынужден подписать Великую хартию вольностей (1215 г.). В ней была закрепленаидея верховенства парламентского закона, которая дала толчок к постепенному увеличениюзаконодательных прерогатив будущего английского парламента. Уже к концу 17 векаанглийский монарх без согласия парламента, как представителя «всей нации»(по «Биллю о правах 1689 г.»), был не вправе вносить какие-либо поправкив действующие законы, приостанавливать действие законов, отменять их, освобождатьот их исполнения.
На формирование теории закона в 17-18 вв. наибольшее влияние оказалидве классические теории — теория разделения властей (Д. Локка, Ш.Л. де Монтескьеи др.) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо). Исходя из необходимости подчиненногоположения исполнительной власти по отношению к законодательной был сформулировантезис о верховенстве закона с точки зрения юридической и политико-организационной.
К концу 18 — сер. 19 века идея верховенства парламента как законодательногои представительного органа государственной власти нашла реальное воплощение и конституционноезакрепление во многих европейских странах. Закон к этому времени стал пониматьсякак выражение общей суверенной воли всего населения страны или большинства и емустала отводиться роль основного источника права. Так, в ст.6 Декларации прав человекаи гражданина (1789 г.) закреплено, что закон — это выражение общей суверенной волиграждан, которые вправе принимать участие «лично или через своих представителей»в его создании.
В России понятие «закон» в официальных документах стало наиболеечасто употребляться с начала 19 века. После учреждения Государственного Совета в1810 году все законодательные акты должны были рассматриваться в данном органе,который являлся не столько законодательным (представительным) органом, сколько совещательными по существу бюрократическим учреждением, состоящим из «верных государю людей».Известно немало случаев, когда важнейшие законодательные акты могли и не рассматриватьсяв Государственном Совете. В соответствии со ст.53 Основных законов Российской Империи(1892 г.) законы могли быть изданы «в виде уложений, уставов, грамот, положений,наказов, инструкций, манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов,удостоенных Высочайшего утверждения». Таким образом, до начала 20 века законкак особая форма юридического акта законодательного органа государственной власти,представляющего население всей страны, не была развита в России, практически всеакты-повеления Императора рассматривались в качестве закона и имели силу закона.Вся полнота законодательной власти в то время принадлежала монарху.
В конце 19-нач. 20 в. среди западноевропейских и русских ученых получиларазвитие т.н. дуалистическая трактовка закона. Закон стал рассматриваться не какакт законодательного органа государства, а как акт государственной власти вообще,содержащий нормы общего характера. Законом в формальном смысле стали охватыватьсялюбые акты, изданные либо законодательными, либо исполнительными органами государственнойвласти. Тем самым стала обосновываться фактическое равенство и даже примат исполнительнойвласти над законодательной. Так, Г.Ф. Шершеневич считал, что закон «есть нормаправа, общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев: Норма правасоставляет прямое выражение воли органов власти: Эта воля должна выразиться в установленномпорядке».
Несмотря на то, что определение субъекта издания закона некоторые русскиеюристы связывали с государственной властью вообще, тем не менее наряду с этим втрудах многих отечественных дореволюционных юристов развивались идеи народного представительстваи «правильно организованной» законодательной власти. Именно такое пониманиезакона могло позволить по мнению П.Г. Виноградова, Н.М. Коркунова, В.М. Гессенаи др. считать его основным и верховным источником права.
После революционного переворота и свержения монархического строя впервые годы Советской власти закон как юридическую форму нормативного акта попыталисьвообще исключить из системы источников права. Революционные органы принимали нормативныеакты самой различной формы: декреты, постановления, инструкции, декларации, резолюции,воззвания и др.
Нормативное закрепление понятия «закон» было осуществленотолько в Конституции СССР 1936 года, согласно которой акт данной формы мог бытьиздан Верховным Советом СССР, а в Конституции СССР 1977 года были обозначены и видовыехарактеристики этого понятия («закон СССР — общесоюзный закон», «законсоюзной республики», «закон автономной республики»). Несмотря наэто престиж закона в этот период был сравнительно не высоким, и всего с 1936 по1989 гг. Верховным Советом СССР было принято около 90 законов. В условиях однопартийногорежима деятельность представительного органа власти по существу являлась фикциейи прикрывалась видимостью демократии. Сказывалось значительное влияние ПолитбюроЦК КПСС и Совета Министров СССР (Правительства) на законодательный орган. Классическийпринцип разделения властей так и не был реализован в СССР; для данного периода скореебыло характерно «соединение властей», поскольку советы как органы государственнойвласти выполняли одновременно законодательные, исполнительные и контрольные функции.

2. Понятие, признаки и виды законов
 
Как целостное явление социальной действительности право имеет определенныеформы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляютсобой способы организации права вовне.
Для обозначения этого явления в юридической литературе используютсякак тождественные понятия «форма права» и «источники права». Кроме того, существуетеще категория «правовая форма». Это создает известные терминологические трудности,возникает проблема разграничения указанных понятий, уточнения их смыслового содержания.
Правовая форма отражает всю правовую реальность. Это понятие используетсядля обозначения связи права с иными социальными процессами. В данном случае вниманиеакцентируется на юридических свойствах правовых явлений, опосредующих экономические,политические, бытовые и иные отношения.
Категория же «форма права», как наиболее широкая, отражает всю юридическуюреальность, складывающуюся в обществе, все ее элементы, опосредующие экономические,политические, хозяйственные, культурные и иные фактические отношения, т.е. данныйспособ производства и обмена, данный тип экономического базиса.
Под формой права подразумеваются, как уже говорилось, определенныеспособы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы»,иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы— упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера.
В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутреннейпонимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты,отрасли). Под внешней — объективированный комплекс юридических источников, формальнозакрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомитьсяс их реальным содержанием и пользоваться ими.
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны но несовпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выраженововне, то «источник права» — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющихего содержание и формы выражения.
Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно:и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результатэтой деятельности. Есть и иные точки зрения..
Содержание и форма права не являются результатом произвольного конструированиязаконодателя. Их первопричины заложены в системе общественных отношений, исключающихмонизм источника и предопределяющих многообразие форм внешнего выражения права
Своеобразие источников сказывается на формах внешнего выражения права.В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем,разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь, а также известностьнаучных школ, обосновывающих специфику этого вмешательства.
Взгляды ученых на форму права исторически изменялись и зависели оттого, какое содержание они вкладывали в понятие права в разные периоды времени.У сторонников естественно-правовой концепции складывалось одно представление о содержаниии форме существования права, у сторонников психологической школы — другое, а у нормативистов— третье.
Однако все это многообразие взглядов, школ и правовых систем объединяетсяпредставлением о праве как о системе общеобязательных правил поведения, объективированныхв разного рода актах и иных доступных для восприятия источниках, имеющих различныетехнические характеристики (от берестяных грамот, закрепляющих обычаи и религиозныеверования, до современных электронных носителей правовой информации).
Таким образом, можно сказать, что об источниках права говорят преждевсего в смысле факторов, питающих появление и действие права. Таковыми выступаютправотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа),и в конечном счете материальные условия жизни общества. Об источниках права пишуттакже в плане познания права и называют соответственно: исторические памятники права,данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебныеречи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права»,указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальныхгосударствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительнонебольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальнойправовой системой отвергается.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражениегосударственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей.Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечномсчете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых,закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих,утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы.
Закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшимв своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяетсяи развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о егоотдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываютсяи предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные онем представления.
Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смысле, каксиноним понятия права, а точнее — законодательства. Законами называются все нормативно-правовыеакты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческихорганов. Под законом понимается норма права, исходящая непосредственно от государственнойвласти в установленном заранее порядке. Прежде всего, закон есть норма, т.е. общееправило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признакавытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может бытьлишен того свойства, какое присуще роду.
Из этого рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительнойчертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержатся ив любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриватьсяв виде закона.
В обыденной жизни, в обиходе использование термина «закон» для обозначениялюбого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенными вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов,а не только собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некорректно. Отождествлениезакона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники)права, снижает эффективность их применения.
В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридической литературегораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле.
Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представленияо законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие.
Закон — это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основнымвопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волюи обладающий высшей юридической силой».
Закон — это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительныморганом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересови потребностей населения страны».
Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сформулироватьсвою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоитв том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделитьи рассмотреть хотя бы его основные, специфические черты.
Чем выделяется закон среди других нормативных правовых актов? Что характеризуетего и каковы его основные признаки и черты? Обобщая весь накопленный нашими предшественникамиматериал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше и им подобных дефинициях,можно указать на следующие специфические особенности закона.
Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшимиорганами государственной власти (Федеральным собранием — в России, Конгрессом —в США, Парламентом — в Италии, Франции, Японии и др.) представляющими в формально-юридическомсмысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума.
Данный признак закона является широко признанным исследователями многихстран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум,по двум причинам.
Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт,что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органамигосударственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другиегосударственные органы (например, высшие судебные инстанции).
Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считатьобщепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всехстранах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовыхактов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не признаетсяи не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах(как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), алишь совещательный характер. При этом Конституция Швеции закрепляет, что «предписанияо совещательном референдуме во всем государстве» устанавливаются специальным законом.
Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшимиорганами государственной власти или с помощью референдума является его специфическимпризнаком, хотя и широко признанно, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальныхисточников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
Данные особенности закона множество раз подтверждались государственно-правовойтеорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению.
В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственнойвласти, представляющего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего обществаили народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Дляотечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматриватьзакон в качестве выразителя «общей воли».
Однако столь же традиционной была и остается критика подобного представленияи подхода к закону. Еще в начале XX века французский ученый Морис Орну настоятельнотребовал «отказаться от иллюзий непогрешимости закона, которая к тому же самим жестокимобразом опровергается фактами», а, заодно, — и от «революционной теории общей воли».
Он считал глубоко ошибочной формулу, согласно которой, «закон естьвыражение общей воли». Ибо на самом деле закон является «делом воли большинства,существующей в парламенте или в пределах избирательного корпуса». Именно эта воля,а не общая воля является «законодательствующей», господствующей. Что же касаетсяобщей воли, делал вывод автор, «не воли большинства, а воли единодушной, то онаесть не что иное, как воля присоединения или согласия».
Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы. Исходя из этого,логичнее было бы говорить об «общей воле» в связи с выявлением специфических признаковне как о факте, а как о способности и потенциальной возможности его адекватно отражатьи полностью выражать «общую волю» народа или всего общества.
В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актовиздаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С ихпомощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционногорегулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие междуними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организациии деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.
Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом,строго установленном, законодательном порядке.
Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется,как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственнойвласти и является объективно необходимой.
Этот формальный момент выражения воли, справедливо утверждал Шершеневич,«необходим совершенно независимо от организации государственной власти». В чем заключаетсяэта необходимость? Почему нужна законодательная процедура? Отвечая на этот вопрос,автор вполне резонно замечал, что если в конституционных государствах граждане стремятсяоградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов,то и при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы его подданные зналии выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила быдля подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительноволю монарха. Выраженная не в установленной форме, воля органов государственнойвласти не может быть признаваема за подлинную.
В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия,изменения и дополнения законодательных актов и поло жений. Однако все принимаемыезаконы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества,начиная с момента внесения законопроекта в высшей законодательный орган, его обсужденияи утверждения, и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.
В том случае, если закон принимается путем референдума, отдельные стадиии весь порядок его принятия оговариваются в специальном Законе о референдуме.
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридическойсиле, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаютсядруг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерииклассификации законов.
Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективноподразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.
К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции;затем — законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституцийи, наконец, законы необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.
Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех другихнормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядкуих принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широтыохвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а такжев силу многих других причин выступает не только как сугубо юридический, но и какполитический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокойюридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) праваи служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельностив государстве.
Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается,по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целыеглавы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционныхпоправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо всегопрочего, вопросам инициативы пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условийпринятия решения.
Так, согласно Конституции Франции (ст. 89), инициатива ее пересмотрапринадлежит Президенту страны, «действующему по предложению Премьер-министра, атакже членам парламента». Проект или предложение пересмотра Конституции «должныбыть приняты двумя палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательнымпосле одобрения его референдумом». Конституция предусматривает также, что никакаяпроцедура по ее пересмотру «не может быть начата или продолжена при посягательствена целостность территории» и что «республиканская форма правления не может бытьпредметом пересмотра».
В соответствии с Конституцией России, предложения о поправках и пересмотреее положений могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, ГосударственнойДумой, Правительством России, Законодательными органами субъектов РФ, а также группамидепутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134).
В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенныхзаконов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3, 3/4 или же как в КонституцииГреции — 3/5) большинства депутатских голосов. В данном случае считается до статочнымабсолютное большинство голосов.
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенныхзаконов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, вчастности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционнымиактами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркиваетих относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторовобщественных отношений.
В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории,на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяютсяна федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первыеиздаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются навсю ее территорию. Вторые — высшими органами государственной власти субъектов федерациии, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории. Пообщему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерациипервые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.
Так, например, согласно статье VI Конституции США, федеральные законы,«равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами,являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению,хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления».
Согласно Конституции России, «законы и иные нормативные правовые актысубъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятымпо предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного веденияРФ и субъектов федерации. «В случае противоречия между федеральным законом и инымактом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» (ст. 76, п.5).
В случае же противоречия между законами и нормативно-правовыми актамисубъектов РФ, изданным по предметам исключительного ведения последних, «действуетнормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ст. 76, п. 6).
Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты оченьтесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.
На примере законодательства России можно видеть, как на их основе ив развитие содержащихся в них положений издаются такие нормативные акты, как постановленияПравительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социальногои культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоряжениями Правительства,имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в РоссийскойФедерации» (ст. 115, п. 2). В случае противоречия постановлений и распоряжений правительстваКонституции РФ, федеральным законам и указам Президента России они «могут быть отмененыПрезидентом Российской Федерации» (ст. 115, п. 3).
В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются такжеуказы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другимиактами Президента — распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласноКонституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации»(ст. 90, п. 2). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенцииПрезидента РФ (ст.ст. 80-89).
Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующихзаконов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровнефедерации — это акты центральных органов государственного управления (министерств,государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов федерации — это республиканскиезаконы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительствреспублик, а также нормативные акты республиканских органов государственного управления.К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, КонституциейРоссии отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектовфедерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной властии управления городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономнойобласти и автономных округов.
Во-первых, закон — юридический акт, притом акт-документ, в которомфиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридическихнорм, по их отмене или изменению; закон — всегда письменный документ, в которомзакрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон — источник права;
во-вторых, закон — акт строго определенных, высших органов власти вгосударстве, как правило, представительного высшего органа страны — в России ФедеральногоСобрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственнонарода (при принятии за кона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихсяносителями государственного суверенитета;
в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой,т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему, в принципе, «всепод силу», все иные акты «ниже» закона, находятся «под»законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
в-четвертых, закон — нормативный акт, содержащий первичные, изначальныеюридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притомнормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим,политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по даннымвопросам «начинается».
Рассматривая закон как нормативный юридический акт — источник права,необходимо отличать его от иных правовых актов:
во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальныепредписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение надолжность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногдавстречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);
во-вторых, от интерпритирующих актов, актов толкования, т.е. актов,в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новыенормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановление»,«разъяснение»).
Законы в демократическом государстве должны занимать первое место средивсех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкогоправопорядка.
«Законодательство — это вся совокупность законов, действующих в стране.»
Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативныхактов под термином «законодательство» понимаются не только законы, нои другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативныеуказы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).
В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановленияПравительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеютсоответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силузакона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: «В случае противоречияуказа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства РоссийскойФедерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующийзакон» (п. 5 ст. 3).
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов
Законы подразделяются на:
а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.
К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящиеизменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которыхпредусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцатьтаких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о ПравительствеРоссийской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст.128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации(ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложнаяпо сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в ФедеральномСобрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента(ст.108 Конституции РФ).
Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященныеразличным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствоватьКонституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательнойсистемы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических иправовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главнаязадача особого органа правосудия — Конституционного Суда — и состоит в том, чтобыобеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов,иных нормативных — юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционныхначал. законов
Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие.К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства РоссийскойФедерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципыи определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сферобщественной жизни. Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединенына основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определеннуюобласть общественных от ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо однойотрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодексоб административных правонарушениях).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законыфедеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «Оязыках народов РСФСР» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящихв Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют,как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъектаФедерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

3.Конституция как основной законгосударства РФ
Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны- это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства,принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободыграждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.
В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятаяна референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткойпреамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека, и гражданина..
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатсязаключительные и переходные положения.
Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление,учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорскойвласти.
Появление конституций как основных законов государства связано с приходомк власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако историческиеособенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычномпонимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшиестороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права,и свободы граждан. Современная Великобритания — страна, имеющая неписаную конституцию,которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связанымежду собой определенной системой и не образуют единого акта.
Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной законс внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующуюпо сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции иПольши 1791 г.
1. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличиеот других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер.Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которыезатрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляетосновы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальноеустройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организациюи систему государственной власти
и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционныенормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политическихпартий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичныпо отношению ко всем другим правовым нормам.
2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащийисходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства,определяет его характер.
Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаевКонституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например,статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливаетсяфедеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центрвсего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развитияи систематизации права.
3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституциикак Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственныхорганов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции- это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений,всех государственных органов.
4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Этоопределяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.
Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особымпорядком ее принятия и изменения.
Согласно статье 135 Конституции РФ положения главы 1 (Основы конституционногостроя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) и главы 9 (Конституционныепоправки и пересмотр Конституции) не могут быть пересмотрены парламентом России- Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этихглав Конституции и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членовСовета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральнымконституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собраниелибо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой КонституцииРФ. Данный проект может быть, принят Конституционным Собранием двумя третями голосовот общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случаедля принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовалиболее половины избирателей от более чем 50% всех принявших участие в голосовании.
Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаютсяФедеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение неменее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менеедвух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступаютв силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третямисубъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).
В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические)законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционныезаконы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон очрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральныйконституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двухтретей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинствомне менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральныйконституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию ПрезидентомРоссийской Федерации и обнародованию. (вопрос принятия законов и конституционныхзаконов будет рассмотрен далее)

4.Общая характеристика законов
Среди законов следует выделять:
а) федеральные законы- — те, которые принимаются федеральным законодательныморганом — Федеральным Собранием — и распространяются на всю территорию РоссийскойФедерации,
б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей,краев) — те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками,другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствиис этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательнойсистеме (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданскиезаконы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитныезаконы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы;природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы,в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении,в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права
Совокупность законов составляет законодательство. Опять же — понятиезаконодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законови в широком — как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синонимправа. Поэтому, когда говорят о законодательных актах — значит, речь идет о системезаконов в узкомсмысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идтине только о законах.
Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы преждевсего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.
Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закреплениезакон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой — изложениемзакона в отдельном, обособленном письменном акте — теория права выделяет и нормативно-правовыеакты в виде кодексов (сборников, списков — лат.). Гражданский, уголовный, семейный,трудовой и иные кодексы — это сборники, объединяющие по единому предмету регулированияи, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.
Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логическицельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное,обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
Кодифицированные акты носят различное наименование — «кодексы»,«уставы», «положения», просто «законы».
Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированнымактам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющиезначение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектахФедерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральныхкодексов, других федеральных законов.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждыйкодекс — это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство»,в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулированиятой или иной группы отношений, — и общие принципы, и регулятивные институты всехосновных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причемвесь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделами главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют«общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходныепринципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.
Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы,т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства.Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той илииной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасликак бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано:«Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствоватьнастоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).
В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросамсобственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому,что еще не был принят тот сводный акт — кодекс (Гражданский кодекс), в котором этипроблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятнопоэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинствоиз ранее принятых отдельных законов отменено.
В то же время по некоторым проблемам, требующим развернутого, подробногорегулирования, кодекс может содержать только исходные, «рамочные» нормативныеположения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и принимается особыйнормативный юридический акт.
Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательстваимеют «свой» заглавный кодекса гражданское законодательство — Гражданскийкодекс; уголовное законодательство — Уголовный кодекс, гражданское процессуальноезаконодательство — Гражданский процессуальный кодекс и т.д.
Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, о чемуже говорилось, — ГК, УК, ГИК и т.п. При развернутом написании начальное слово названиякодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово «Кодекс»в тексте самого кодифицированного акта.
Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридическиеособенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексов существует, какправило, вспомогательный поисковый аппарат, и т. д.
Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят своевыражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п. В частности,первоначально Свод законов Царской России, т. е. сборник законов, составленный вXIX веке путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическуюобработку и продолжающий пополнятся в XX веке, состоял из следующих восьми главныхчастей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических,определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющихспособы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанностиподданных по степени участия их в составе установлений и сил государственных; законыгражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения;уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественныеотношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России.Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливалисьв статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений,грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений ГосударственногоСовета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того. Высочайшие повеленияв порядке управления изъявляются рескриптами и указами».
Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархическойформе правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов.
Но нормативно-правовые акты — это не только форма выражения законов.
Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силыозначают, что все другие нормативные акты, кроме законов, — акты иного юридическогокачества: все они находятся «под» законом, т.е. являются подзаконными.
Вместе с тем под законность нормативных юридических актов не означаетих «меньшую» юридическую обязательность; они обладают необходимой юридическойсилой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности иверховенства, как это характерно для законов.
Было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных нормативныхюридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированноенормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому онизанимают важное место во всей системе нормативного регулирования. Подзаконные нормативныеакты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образуютдовольно сложную иерархическую систему. Акт каждой «ниже расположенной»государственной инстанции должен не только находиться «под» законом, нои соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимаютболее высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерствакультуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента,Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственноезначение, например актам Министерства финансов.
Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (потерритории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшегоакт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно строгоотличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих индивидуальныепредписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетныхсредств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационныхактов.
Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами в РоссийскойФедерации (если расположить их по убывающей «величине» юридической силы)являются:
Указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации, изданные впределах его компетенции;
По своему правовому статусу, определенному Конституцией, ПрезидентРоссийской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы.
Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативногохарактера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативныйхарактер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежнейКонституции, где такой характеристики указов Президента не было). Нормативными являются,например, указы Президента от 6 марта 1995 г. «Об основных принципах осуществлениявнешнеторговой деятельности в Российской Федерации», от 23 февраля 1995 г.«О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориямлиц».
В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президентудано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственныхкомитетах и других подведомственных Правительству органах. Эти нормативные указыв случае их издания также будут являться источниками права.
Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могутпротиворечить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действуетнорма Конституции и закона Российской Федерации.
Немаловажным вопросом в теории государства и права, которому я хочууделить немного внимания — является вопрос о соотношение закона и указа как видовнормативно» правовых актов. Он возникал и в монархических формах правления, при,конституционной монархии, например, как соотношение указа императора, и актов парламента,был актуален в Советском государстве, не менее значим и в президентской республике.Его решение — неоднозначно.
Например, при подготовке Конституции СССР 1936 года первоначально такуюформу права, как указ, предполагалось использовать для толкования закона. Затем,в окончательном виде, указ был установлен как нормативно-правовой акт, принимаемыйПрезидиумом Верховного Советам СССР в перерывах между сессиями Верховного СоветаСССР, однако с тем условием, что такие указы, если они имеют законодательный характер,должны утверждаться на последующих сессиях Верховного Совета. Первое время такаяпрактика действительно существовала. Однако впоследствии в силу политических соображений,«неудобства» открытого обсуждения тех или иных непопулярных законов многие указыостались неутвержденными и стали играть роль законов, причем длительное время…Появились закрытые, секретные указы законодательного характера. Их ценность какоперативно принятых нормативно-правовых актов была полностью утрачена, подчас темгеноцидным, антигуманным, недемократическим содержанием, которое они, эти указы,имели.
В настоящее время проблема указа Президента и закона в России стоитиначе: вправе ли Президент вообще при отсутствии соответствующего закона регулироватьте или иные важнейшие общественные отношения указами? Или указами до принятия соответствующегозакона?
Указ — это акт главы государства и должен реализовывать полномочияглавы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не может,не должен. Иначе нарушается принцип «верховенства закона» и рушится вся иерархияправовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия. Кромеэтого, формального момента, происходят большие потрясения и в социальной жизни,возникают большие социальные напряженности.
На ступеньку ниже в иерархии подзаконных нормативно правовых актовстоят акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинствоненормативных правительственных актов именуется распоряжениями)
Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения.Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуальногохарактера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурногостроительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потомуотносятся к источникам права (например, постановление Правительства Российской Федерацииот 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственноговалютного облигационного займа»), от 6 апреля 1995 г. «Об учреждении специальныхгосударственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентовгосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессиональногообразования».
Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречатКонституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отмененыПрезидентом Российской Федерации.
Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы,правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распространяютсяна всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут распространятьсяна всех лиц.
Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной (преобладающей)юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от законов, в ГК РФ они названы«иные правовые акты» (ст. 3).
Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов,Госкомимущества), акты которых в силу их статуса тоже приобретают межведомственное,общее значение, внешнее действие.
Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство как коллегиальныйорган, правовые документы в соответствии со своей компетенцией могут принимать ПредседательПравительства и его заместители.
Следующими в классификации подзаконных нормативно правовых актов являютсяакты центральных органов исполнительной власти. Центральными органами исполнительнойвласти согласно Закону Российской Федерации о Правительстве Российской Федерацииявляются министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируютотношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляетсяправо издавать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объектыуправления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерствафинансов, Министерства транспорта. Центрального банка, Санэпидемнадзора и т.д. Кнормативным по своему содержанию относятся, например, инструкция Министерства финансовРоссийской Федерации «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территорииРоссийской Федерации», утвержденные Минжилкомхозом «Правила пользованиясистемами коммунального водоснабжения».
Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемыхцентральными органами исполнительной власти, в силу чего единых форм правовых актову них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственныекомитеты — приказы и постановления. Нормативными обычно являются инструкции и постановления.
С 15 мая 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актовминистерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящихмежведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерствоюстиции Российской Федерации (вопрос о государственной регистрации этих актов мнойбудет рассмотрен далее).
Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерациимогут быть отменены Правительством Российской Федерации.
Кроме актов федеральных органов представительной и исполнительной ветвейвласти источником права являются нормативные акты, принимаемые на уровне субъектовфедерации. В республиках в составе Российской Федерации источниками права могутбыть республиканские законы, акты президентов(в тех республиках, где учрежден институтпрезидентства), постановления Советов Министров (Правительств) республик, а такженормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти.
Нормативные акты органов власти края, области, автономной области,автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с КонституциейРоссии органы власти находящихся в составе Российской Федерации краев, областей,автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга наделеныширокими полномочиями в сфере право- творчества. Достаточно сказать, например, чтовсе края и области получили право принимать уставы края и области, которыми определяетсяправовой статус этих субъектов федерации.
Кроме того, многие отрасли законодательства (административное, жилищное,земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т.д.) отнесеныКонституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов. По этим вопросаморганы государственной власти субъектов федерации осуществляют в соответствии сфедеральным законодательством собственное правовое регулирование, принимая нормативныеправовые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области,автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов ирешения глав соответствующих администраций.
Акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительныхорганов и органов администрации);
Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являютсяограниченно-общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенцией данных органовобязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах даннойтерритории — региона, области, города, района.
В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты.
Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являютсяограниченно-общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенцией данных органовобязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах даннойтерритории — региона, области, города, района.
Нижнюю ступеньку в иерархии подзаконных актов занимают ведомственныеакты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов (среди этих актовмного индивидуальных, нормативными являются акты, называемые, как правило, инструкциями,циркулярами, примерными положениями, уставами). Эти нормативные акты, в принципе,имеют внутреннее, внутриведомственное юридическое значение, т.е. распространяютсяна лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинениятолько данного ведомства.
Вместе с тем акты некоторых ведомств в силу статуса этих ведомств иделегированных им прав могут иметь межведомственное, общее значение и отсюда внешнееюридическое действие. Уже отмечалось, что таково значение нормативных актов Министерствафинансов, Госкомимущества. В известных пределах внешним действием обладают по рядувопросов нормативные акты ведомств, занимающихся транспортом, охраной общественногопорядка.
Наиболее узкое юридическое значение имеет особая разновидность ведомственныхактов — локальные нормативные акты; это уставы, положения, правила внутреннего распорядкаи другие, действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.Такое же локальное юридическое значение имеют санкционированные государством актысходов, гражданских институтов общественной самодеятельности.
Все виды актов, о которых шла речь выше, являются подзаконными актамив том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим закономили вытекает из требования практики управления общественными делами.
Особой разновидностью являются локальные нормативно-правовые акты,которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и напредприятиях, либо предназначены для опр.» деленного круга лиц, на определеннойтерритории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего трудового распорядка,должностные инструкции и т. п. относятся к локальным актам.
В теории права существует немаловажная проблема — соответствие подзаконныхактов самим законам, что выражается в принципе «верховенства закона».
«Верховенство закона» как принцип правового государства означает нетолько обязательность исполнения закона, но и обязательное соответствие всех иныхнормативно-правовых актов закону, в том числе соответствие законов субъектов федерациифедеральным законам.
Этот принцип «верховенства закона» следует отличать от принципа «верховенстваправа». В последнем заключена иная идея, а именно — приоритета права над произволом,усмотрением власти. Руководствоваться правом при решении всех дел, связанных с управлением,- таков смысл этого принципа. И, следовательно, верховенство права над произволом,усмотрением, субъективизмом выражается в принципе «верховенство права». В рамкахэтого принципа должно обеспечиваться также равенство всех перед судом, законом и,подчеркнем, властью.
Законы «появляются на свет» и включаются в действующее законодательствов результате сложной деятельности — правотворчества (законотворчества).

Заключение
Законы — нормативные акты, принимаемыевысшими представительными органами государственной власти страны по строго определеннойпроцедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулированияразличных групп общественных отношений.
В последние годы в Российской Федерации развернулась интенсивная деятельностьпо подготовке и принятию новых законов. За период с начала 90-х гг. и до настоящеговремени было издано около полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы,непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всехсфер жизни России, как Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, законыо референдуме, о выборах и др. Роль закона в Российском государстве неизмеримо возрастает.Он все более становится основным и решающим документом, определяющим основные направлениярегулирования общественных отношений, их охрану и защиту; неуклонно увеличиваетсяудельный вес законов в общей системе нормативных актов.

Список используемойлитературы
 
1. КонституцияРоссийской Федерации, М., 1993 г.
2. Авакьян С.А.Конституция России: природа, эволюция, современность. М, 2004.
3. ВенгеровА.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.:Юриспруденция, 2008 г.
4. Иванов С.А.Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта РФ // Под общ. ред.:Пиголкин А.С., М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2005 г.
5. Малько А.В.Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика иправовая жизнь. 2009. № 1.
6. МарченкоМ.Н. Теория прав и государства. Ч. 1. М.: Юристъ, 2003.
7. Общая теорияправа и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М. .: Юристъ, 2001.
8. Теория праваи государства / Под ред. Марченко М.Н. М. Изд… 2.: Юристъ, 2008.