Понятие инвестиционного рынка Содержание Введение… 1. Понятие и сущность инвестиционного рынка… 4-2. Структура инвестиционного рынка. … 11-3. Конъюнктура инвестиционного рынка… 13-15 Заключение…16-17 Список литературы…18 Введение Эволюция развития производственных отношений, показывает, что рыночная система эффективнее, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса,
интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности его субъектов. Рынок, как экономический механизм, сменивший натуральное хозяйство, формировался на протяжении многих тысячелетий, и в процессе его развития на протяжении последних столетий менялось и содержание его понятия. В условиях развития рыночной экономики в
России инвестиционному рынку отводится исключительная роль в формировании, мобилизации, использовании и воспроизводстве капитала, представляющего собой одну из основ экономического роста. Поэтому эта тема и актуальна в настоящий момент. Целью контрольной работы является рассмотрение понятия инвестиционного рынка. В соответствии с целью решались следующие задачи: 1. рассмотрение понятия и сущности инвестиционного рынка;
2. характеристика структуры инвестиционного рынка; 3. анализ конъюнктуры инвестиционного рынка. 1. Понятие и сущность инвестиционного рынка. Как и в случае с любым другим видом рынков, инвестиционный рынок имеет типичные характеристики – это, прежде всего рыночные взаимоотношения субъектов инвестиционного рынка, возможность продажи и приобретения различных инвестиционных товаров. Из этого следует, что инвестиционный товар имеет цену, выраженную
в натуральной или денежной форме, а если есть цена, то имеет место и конкуренция. Вот в общих чертах, что подразумевается под понятием инвестиционного рынка. Понятие инвестиционного рынка можно также охарактеризовать участием преимущественно частного капитала над государственным. По средствам механизмов инвестиционного рынка происходит выделение средств на покупку инвестиционных товаров наиболее привлекательных в тот или иной промежуток времени.
Поэтому существует целый ряд различных видов инвестиционных рынков, которые специализируются на продаже и покупке определённых видов инвестиционного товара. Для осуществления всех этих операций и взаимодействия с другими субъектами инвестиционного рынка необходимо наличие разветвлённой сети посредников. Как видно из приведенного определения, сущностью инвестиционного рынка является целый ряд достаточно обширных описаний.
Это приводит к тому, что экономисты разных стран вкладывают зачастую различный смысл, обусловленный, прежде всего развитием той или иной формы инвестиций. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной науке еще не выработаны четкие методологические и обоснованные теоретические подходы к определению экономической сущности инвестиционного рынка. В зарубежной экономической литературе преобладает два мнения в понимании сущности инвестиционного рынка.
Первое – это так называемая европейская модель, в соответствии с которой инвестиционный рынок отождествляется с финансовым рынком, в его широком понимании. Второе – это американская модель, где инвестиционный рынок отождествляется с понятием рынка ценных бумаг (фондовым рынком), в связи с тем, что основной формой инвестиций в экономически развитых странах являются вложения в ценные бумаги. При всех различиях, у этих подходов есть общая черта: характерной особенностью рынка в указанных трактовках
становится преобладающий механизм поставки капитала или преимущественное направление и форма инвестиционной деятельности. Существуют и другие воззрения, в которых рынок инвестиций рассматривают как место торговли ценными бумагами и другими инвестиционными инструментами, что подразумевает наличие инвестиционных товаров или ресурсов. Примером тому может служить определение, данное Джерри М. Розенбергом, который охарактеризовал инвестиционный рынок как место, где продаются ценные
бумаги и другие инвестиционные инструменты, и одновременно, как состояние торговли инвестиционными инструментами. [4, C. 175]. Под инвестиционными инструментами Розенберг предлагает понимать все, во что инвестируется капитал (например: ценные бумаги, сертификаты, страховые полисы, товары и предприятия). Таким образом, данное определение можно считать наиболее широким, учитывающим наличие многообразия форм и инструментов инвестирования, множество видов инвестиционных ресурсов, форм существования капитала,
источников формирования, а также присутствие различных взаимосвязей между субъектами рыночных отношений. Для характеристики американского подхода к трактовке инвестиционного рынка наилучшим образом подходит высказывание У. Шарпа с соавторами: «Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие как обыкновенные акции
и облигации. В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими» [6, C.1]. Комментируя приведенное высказывание, заметим, что фактически авторы фундаментального учебника
«Инвестиции» рассматривают инвестиционный рынок в двух аспектах: с точки зрения рынка реальных инвестиций и с точки зрения финансовых инвестиций. Процесс перехода от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям в России характерным образом отразился на эволюции исследования понятия инвестиционного рынка отечественными учеными и экономистами. До недавнего времени наиболее распространенным считался подход к рассмотрению инвестиционного рынка
как рынка капитальных товаров, что явно отражало характер направленности и формы отечественного инвестирования. В условиях формирования рыночной экономики появились новые взгляды на понимание сущности инвестиционного рынка. В частности, Г.И.Иванов описывает функционирование инвестиционного рынка следующим образом: «трансформация инвестиционных товаров в инвестиционные ресурсы осуществляется на инвестиционном рынке на основе действия законов рыночного саморегулирования, а также государственного регулирования» [2,
C.11]. Такой подход к пониманию экономической сущности инвестиционного рынка основан лишь на исследовании процесса преобразования капитала в инвестиции и не затрагивает другие сущностные аспекты функционирования самого рынка. Интересное определение инвестиционного рынка дает Ф.С. Тумусов [5, C.35], который учитывает разнообразные стадии превращения капитала, многообразие видов инвестиций и заложены основы для того, чтобы дать обоснованное определение инвестиционного рынка как
экономической категории. В.В. Бочаров, в своей работе характеризует рынок инвестиций как сферу, где происходит купля-продажа инвестиционных товаров по равновесным ценам [1, С.11], и далее расшифровывает перечень инвестиционных товаров (движимое и недвижимое имущество, денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, имущественные права, лицензии, патенты и др.). Наиболее обобщенное определение инвестиционного рынка предлагает
Л.Л.Игонина, характеризуя его как совокупность экономических отношений, форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, представляющих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение [3, C. 465]. Учитывая особенности методологического подхода к классификации инвестиций, отметим, что категория инвестиций имеет множество форм и может выступать как в виде инвестиционного капитала (инвестиционных ресурсов) так и в виде инвестиционных товаров. Двойственная природа инвестиций заключается в том, что
инвестиции, присутствующие на инвестиционном рынке в форме инвестиционного капитала (например: деньги), в результате действия механизмов этого рынка, трансформируются в форму инвестиционных ресурсов (например: финансовые инвестиционные ресурсы). В дальнейшем эти ресурсы используются с целью приобретения инвестиционных товаров (например: высокотехнологичное оборудование), которые, в свою очередь, впоследствии выступают в качестве виде факторов производства, затрачиваемых с целью извлечения прибыли – источника новых инвестиций.
Можно заметить, что в отечественной экономической литературе сосуществуют разнообразные точки зрения на вопрос о сущности инвестиционного рынка. Одни авторы рассматривают его как рынок инвестиционных товаров, другие – как рынок объектов инвестирования, третьи – как совокупность взаимосвязанных рынков. Однако следует отметить, что практически во всех приведенных определениях авторы упоминают категорию инвестиционных ресурсов. Именно их совокупность, как и совокупность любых экономических ресурсов формируют
капитал. При этом заметим, что последние, как источник, удовлетворяют потребности всего народного хозяйства в целом, а инвестиционные ресурсы направлены на удовлетворение новых, инновационных потребностей экономики в рамках инвестиционной деятельности. Следовательно, инвестиционный капитал – это экономическая категория, характеризующая виды инвестиций, формирующаяся посредством привлечения совокупности инвестиционных ресурсов с последующей их трансформацией в объекты вложения, с целью получения дополнительного дохода.
Иными словами, инвестиционный капитал – это та часть инвестиций, которая используется для приращения стоимости объекта вложения, то есть воспроизводства. Поэтому можно констатировать, что инвестиционный капитал представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения совокупности инвестиционных ресурсов, находящихся в постоянном динамичном взаимодействии. Возможно, понятие «инвестиционный рынок» следует употреблять в двух аспектах – в узком и широком смысле.
В узком смысле инвестиционный рынок – это специфичный вид рынка, где объектом купли-продажи является инвестиционный товар и услуги. В широком смысле – это совокупность экономических отношений между субъектами инвестиционной деятельности по поводу купли-продажи инвестиционного капитала, инвестиционных ресурсов, инвестиционных товаров и услуг по ценам, складывающимся на основе взаимного спроса и предложения, под воздействием механизма конкуренции. Таким образом.
Можно сказать, что инвестиционный рынок – это механизм, соединяющий воедино продавцов инвестиционных товаров и услуг – объектов инвестиционных вложений, и покупателей этих товаров и услуг, выражающих спрос на инвестиции – владельцев капитала (инвестора). С моей точки зрения, основными целями функционирования инвестиционного рынка являются такие, как обеспечение процесса саморегулирования инвестиционного процесса, а также мобилизация, повышение и организация инвестиционного потенциала для финансового, материального,
интеллектуального и других видов обеспечения инвестиционного процесса с минимальными затратами и в оптимальные сроки окупаемости. Кроме того, инвестиционный рынок призван сформировать благоприятный инвестиционный климат и способствовать развитию инвестиционной сферы. По моему мнению, понятие «инвестиционный рынок» должно быть сформулировано так, чтобы в нем сочеталось определение процессов обращения объектов реального и финансового инвестирования; а также учитывался
весь спектр объектов инвестирования, инвестиционных инструментов и субъектов инвестиционной деятельности. Поэтому, с учетом рассмотренных выше методологических подходов, экономическую сущность инвестиционного рынка как экономической категории, также можно выразить в следующем определении. В силу присущих рыночной экономике механизмов, любой инвестиционный рынок может испытывать подъём, пик, спад и ослабление на свои товары. То есть в один момент времени в силу каких-либо факторов и обстоятельств
(как правило, этому способствует рост деловой активности, люди активно начинают что-то покупать, это вызывает рост цен), происходят изменения, которые вызывают увеличение спроса на какой-либо товар – в это время инвестор, если вовремя оценил конъюнктуру рынка и сделал правильный расчёт, он покупает товар, цена на который должна вырасти. Затем дожидается пока цена доберётся до своего максимума (этому способствует увеличение числа предложений, которые вызваны значительным увеличением спроса – товарооборот увеличивается,
и в определённый момент, когда предложений больше чем спрос, цена уже начинает падать) и в этот момент ему необходимо зафиксировать прибыль, продав или переведя этот актив в другую форму. Когда спрос достигнет минимума, он уже может его скупить по минимальной цене, чтобы в случае прогнозируемого увеличения спроса опять его продать. Данные процессы происходят циклически и за многие годы существования того или иного инвестиционного рынка уже известны основные показатели и тенденции, предшествующие тот
или иной этап. Зная и используя которые, опытный инвестор способен своевременно выполнить необходимые действия. Одними из основных характеристик как уже упоминалось, является инвестиционный спрос и предложение, именно эти показатели и их значение определяют во многом, на какой стадии находится инвестиционный рынок и куда он, возможно, продолжит своё движение. Спрос при этом может быть как реальным, так и потенциальным.
Первый представляет собой инвестиционные ресурсы, выделенные реальными субъектами на приобретение того или иного продукта. Потенциальный же спрос характеризуется, оценкой потенциально возможной величины будущего инвестиционного капитала, сумма которого складывается исходя из доходов субъекта инвестирования. 2. Структура инвестиционного рынка Инвестиционные рынки по своему составу неоднородны, поэтому имеют сложную и разветвленную структуру. Наиболее общим признаком классификации инвестиционных рынков является
объект вложений, в соответствии с которым выделяют рынки объектов реального и финансового инвестирования. С возрастанием роли научно-технического прогресса возникает инновационный сегмент инвестиционного рынка, связанный с вложениями в определенные виды нематериальных активов. Инвестирование на данном сегменте инвестиционного рынка характеризуется высокой степенью риска. Некоторые авторы в составе рынка объектов реального инвестирования выделяют рынок приватизируемых объектов,
который представлен муниципальными и государственными предприятиями, подлежащими выкупу на конкурсной и иной основе трудовыми коллективами или сторонними инвесторами. Например, Г.И. Иванов в составе инвестиционного рынка выделяет информационный рынок, в качестве инвестиционного товара на котором выступает информационный продукт (информация об идентичных или однородных инвестиционных товарах). Объектами рынка недвижимости являются свободные и застроенные земельные участки.
Инвестиционная функция рынка недвижимости заключается в том, что он является способом сохранения и увеличения стоимости капитала, а также получения дохода при переводе сбережений и накоплений в реальный производительный капитал. Поэтому операции на рынке недвижимости имеют инвестиционное содержание. Состояние инвестиционного рынка и его сегментов характеризуют такие элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов инвестиционного рынка постоянно изменяется под влиянием
множества разнородных и разнонаправленных внутрирыночных и общеэкономических факторов. Совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или его сегменте, называется конъюнктурой инвестиционного рынка. 3. Конъюнктура инвестиционного рынка Конъюнктуру инвестиционного рынка характеризуют следующие показатели: — виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, де-ривативов и т.п.), обращающихся
на биржевом и внебиржевом фондовом рынке, — цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов, — объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, — сводный индекс динамики цен на фондовом рынке; денежного рынка: — кредитные ставки коммерческих банков по срокам предоставления финансового кредита, —депозитные ставки коммерческих банков по вкладам до востребования и срочным вкладам, — официальные курсы отдельных валют, — курсы покупки/продажи валют коммерческими банками; рынка реальных инвестиций;
— основные виды капитальных товаров, обращающихся на товарном рынке, — цены спроса и предложения на соответствующие капитальные товары, — объемы и цены сделок по соответствующим видам капитальных товаров, — средние цены на инвестиционные услуги (строительно-монтажные работы). Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает четыре стадии: Конъюнктурный бум — резкий рост объемов реализации на инвестиционном рынке, увеличение предложения
и спроса на объекты инвестирования при опережающем росте спроса, повышение цен на объекты инвестирования, рост доходов инвесторов и инвестиционных посредников. Ослабление конъюнктуры имеет место при снижении инвестиционной активности в результате общеэкономического спада. Эта стадия характеризуется относительно полным удовлетворением спроса на объекты инвестирования при некотором избытке их предложения, стабилизацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования,
уменьшением доходов инвесторов и инвестиционных посредников. Спад конъюнктуры — характеризуется критически низким уровнем инвестиционной активности, резким снижением спроса и предложения на объекты инвестирования при превышении предложения. На этой стадии цены на инвестиционные объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и инвестиционных посредников падают до самых низких значений, инвестиционная деятельность в ряде направлений становится
убыточной. Функционирование инвестиционного рынка определяется воздействием многих факторов, основным из которых является формирование совокупного инвестиционного спроса и предложения. Инвестиционный спрос может быть двух типов: а) потенциальный инвестиционный спрос — величина аккумулированного экономическими субъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование и составляет потенциальный инвестиционный капитал; б) реальный инвестиционный спрос — действительная потребность хозяйствующих
субъектов в инвестировании. Это инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционных целей (планируемые инвестиции). Заключение Таким образом инвестиционный рынок – это сложная, многогранная, многослойная и многоуровневая система экономических взаимоотношений между субъектами инвестиционной деятельности, возникающих по поводу купли-продажи инвестиционного капитала (инвестиционных ресурсов), а также инвестиционных товаров и услуг. В пределах этой сферы происходит формирование спроса и предложения
на инвестиции, а также их цены, причем экономическими агентами преследуются цели финансового, материального, интеллектуального и других видов обеспечения потребностей процесса воспроизводства капитала при минимизации осуществляемых затрат и оптимизации срока окупаемости произведенных вложений. Иначе говоря, инвестиционный рынок можно представить как взаимосвязь совокупности рынка инвестиционного капитала (инвестиционных ресурсов) и рынка инвестиционных товаров и услуг, осуществляемую через посредство
инвестиционных институтов или напрямую его субъектами. Как экономическая категория, инвестиционный рынок оказывает воздействие на ряд стоимостных категорий, таких как деньги, доход, цена и др. Цена спроса на инвестиционный товар или услугу – это наивысшая цена, которую желает заплатить владелец денег (ресурсов) как один из субъектов инвестиционного рынка. Она равна дисконтированной стоимости ожидаемого чистого дохода от использования приобретаемого товара
или услуги. Обращаясь к определению инвестиционного рынка, отметим, что его теоретическое понятие в большой степени является обобщенным, собирательным. На самом деле, на практике инвестиционный рынок представляет собой многослойную разветвленную систему взаимодействия различных рынков и их сегментов. Список литературы 1. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2005. 2. Иванов
Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. 3. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2006. 4. Инвестиции: Терминологический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007. 5. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. –
М «Экономика», 2005. 6. Шарп У.Ф Александер Г.Д Бэйли Дж.В. Инвестиции / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2006.