Понятие личности в социологии и психологии

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Личность в психологии
1.1     Сущность понятия«личность» в современной психологии
1.2     Особенности психологическогоподхода к изучению личности
Глава II. Личность в социологии
1.1     Основныеопределения личности в социологии
1.2     Особенностиприменения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Библиография

ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей курсовойработы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность – этоосновополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии ипсихологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от тойотрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того,«личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Еслижитейское «определение» личности подразумевает содержание сознательнойдеятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одноиз самых распространенных определений личности в науке (не обязательно всоциологии или психологии) подразумевает, что личность — это устойчивая системасоциально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иногообщества или общности.
В целом, основныеособенности и сущность понятия «личности», значимые для психологической исоциологической науки, формируют в каждой из них определенную методологию иметоды научного познания окружающей действительности. Здесь необходимоотметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожийинструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точкизрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности исоставляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество другихпонятий и теорий. Сравнение подходов к сущности понятия «личности» в социологиии психологии позволяет глубже постичь основные особенности этих наук, и ихинструментария. Этим определяется актуальность нашей работы.
Цель настоящего курсового проекта –изучения понятия личности и присущих ему характеристик в таких науках каксоциология и психология.
Задачи, исходящие из поставленной целитаковы:
— изучить понятиеличности в психологии: ознакомится с основными определениями личности вотечественной и зарубежной психологии; проанализировать основные особенностипсихологического подхода к личности;
— ознакомиться с социологическимподходом к понятию «личность»: изучить основные определения «личности» всоциологической науке; понять особенности применения и интерпретации понятия«личность» в современной социологии.
Исходя из поставленныхцелей и задач, нами формируется структура настоящей курсовой работы, котораясостоит из введения, двух глав, с двумя параграфами в каждой, заключения ибиблиографии.
Для решения поставленныхзадач и общей цели работы мы пользовались работами таких психологов, как А.Г.Асмолов, Ю.Б. Гиппенрейтер. А.Г. Ковалев, И.Б. Котова и О. Гордона, а такжеработами таких социологов как Г. Осипов, А. Кравченко, С. Лебедева и В.Ольшанского. Ряд важных для настоящей работы моментов помогли осветить «Большойтолковый социологический словарь», а также некоторые хрестоматии.

Глава I. Личность впсихологии
1.1     Сущностьпонятия «личность» в современной психологии
 
В настоящей части нашейработы мы изучим особенности психологической науки к понятию «личность»,которое, как мы уже указывали, относится к числу основополагающих для этойнауки. Для этого, вначале, ознакомимся с основными понятиями личности,применяемыми в отечественной и зарубежной психологии. Для более глубокогоизучения темы обратимся к наследию ряда отечественных и зарубежных психологов.
Понятие личности началоскладываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску,которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль впредставлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную рольчеловека в общественной жизни. С развитием психологии в отдельную науку,личность стала являться одним из центральных объектов изучения, как втеоретической, так и прикладной психологии[1].
Проработкой особенностейличности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных иотечественных ученых. В дальнейшем изложении мы приведем мнения лишь, некоторыхнаиболее крупных специалистов.
Так, «личность» по мнениюА.Н. Леонтьева (1903-1979) – советского ученого, основателя факультетапсихологии МГУ[2], это психологическоеобразование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различныхдеятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит напротяжении всего цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленныеособенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы,темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, атакже прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональныек характеристике личности не относятся, а формируют индивидуальность человека,которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности.Таким образом, личность – есть продукт интеграции процессов, осуществляющихжизненные отношения субъекта. Научные разработки А.Н. Леонтьева стали основойдля выработки общего подхода к личности в отечественной психологии.
Один из последователейА.Н. Леонтьева – советский ученый А.В. Петровский занимался развитием егоподхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью впсихологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидомв предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качествопредставленности общественных отношений в индивиде»[3].Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается индивидомв обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую онавключена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своейприроде, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество.
Российский психолог (1889-1960гг.) С.Л. Рубинштейн считал[4], что все психическиепроцессы, с изучения которых начинается анализ психического содержаниядеятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальномпротекании зависит от неё.
Зависимость психическихпроцессов от личности как индивидуальности выражается, в первую очередь, виндивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего складаих индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти,внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются всамом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает визбирательном характере запоминания и забывания.
Зависимость психическихпроцессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показаланализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тотфакт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, втретьих, в том, что у человека они не остаются только процессами,совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действияили операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет наразрешение встающих перед ней в жизни задач.
Другой ученый – А.Г.Ковалев[5], определил личность каксложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественныхотношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, содной стороны, и деятелем общественного развития – с другой. Личность –созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, оно можетвыбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или боротьсяпротив несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личнымиинтересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но иот уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественногоразвития.
А.Г. Асмолов[6]рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического исоциального в человеке.
Таким образом, исходя извсех приведенных мнений, можно выделить синтезированное понятие[7],согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемоеиндивидом в совокупности общественных по своей природе отношений(А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует индивида со стороны его связейс другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми.
В зарубежной психологииопределению понятия личность, также уделялось довольно большое влияние:
— «личность» поопределения американского ученого У.Джеймса (1842-1910), возникает каквзаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личныхволевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденциисамоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных «строительных»блоков, предоставленных природой[8];
— Г.У. Олпорт(1897-1967), американец, который впервые дал теоретическую характеристикучертам личности сформулировал известное определение личности: «личность естьдинамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которыеопределяют его поведение и мышление»[9];
— в работах ученыхВ.Мак-Дугалла, и А.Адлера, личность трактовалась как ансамбль иррациональныхбессознательных влечений[10];
— в рамках концепции«бихевиоризма», личность не рассматривалась вообще, заменяемая механическойсхемой «стимул – реакция»[11];
— американский психологВ.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле – есть общий итог того,что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственныепсихические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, своюдобрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей,яхту и текущий счёт». Отсюда – потеря личности ведет к потере определенныхсоставляющих личности[12];
— согласно З. Фрейду,личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая вобществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, чтоисточником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные ивлечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизнисостоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественноеразвитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду,оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности, являютсяисточниками её неврозов[13];
— Личность, по Юнгу,включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективноебессознательное. При этом, Эго – это центр сознания, представляющий собой частьдуши (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то,что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать своюидентичность. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя,вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективноебессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальнымиобщечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональныйэлемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентацииличности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки,но одна из них является доминирующей. Экстраверсия – направленность вовне, квнешнему миру, к другим людям. Интроверсия – направленность внутрь себя, в свойвнутренний мир[14].
Таким образом, взарубежной науке, понятие «личность» также получило широкое развитие, причем взападной школе психологии, по поводу сущности личности, было и есть гораздобольше мнений.
В целом, и вотечественной и зарубежной науке (по крайней мере, в большей части из имеющихсямнений), понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю. Итак,личность в психологии – это совокупность выработанных привычек и предпочтений,психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, наборпсихофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющиеповседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личностьпонимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разныхситуаций и социальных групп взаимодействия.
В дальнейшем изложении,мы на основании полученных теоретических данных, выделим особенностипсихологического подхода при изучении личности.
1.2Особенности психологического подхода к изучению личности
Итак, разберем основныепсихологические подходы к изучению личности. Сразу оговоримся, что как видно изпредыдущего изложения, для изучения личности в психологии широко используютсятакие понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения имежличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.
Итак, для психологическойтрактовки личности, учеными используется понятие индивид. Значение этогопонятия состоит и в том, что анализ отношения «индивид-общество», в рядеслучаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого,представляется необходимым кратко остановиться на понятии индивид. Для этогообратимся к определению уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическимизысканиям понятие индивид, выражает[15]:
— во-первых, целостностьи неделимость отдельной особи биологического вида (в нашем случае человека);
— во-вторых, особенностиконкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этоговида.
Индивидуальные свойства,в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходежизни человека, однако от этого личностными не становятся.
Перейдем к общественнымотношениям. Отношения «личность-общество» во многом являются основополагающимидля психологической науки, в вопросе изучения личности[16].То есть, чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойстваличности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системеобщественных отношений. Общественные отношения это социальные качестваиндивида, формирующие его личность. Включённость индивида в те или иныеобщности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг испособы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни,социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностейлюдей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системойобщественных отношений. Для личности общество – не просто внешняя среда. Какчлен общества она объективно, необходимым образом включена в системуобщественных отношений.
Перейдем киндивидуальности[17]. Личность – совокупностьопределенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, дляхарактеристики конкретного индивида, значимыми является его индивидуальность.Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных особенностейи свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики иличности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальностьпроявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще разподчеркнем, что понятия индивид, личность и индивидуальность в психологии, нетождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический аспектиндивидуального бытия человека.
Исходя из этого, перейдемк изучению особенностей межличностных связей. Личность в психологии (и отчастит в других общественных науках) может быть понятна только в системе устойчивыхмежличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смысломсовместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи проявляютсяв конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив ивнешне выражаются в различных свойствах общения[18].
Всё сказанное позволяетпонять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системымежиндивидных отношений, складывающихся в деятельности и общении. Личностькаждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей,образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностейчеловека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Этитеоретические выкладки являются основополагающими для изучения личности впсихологии.
В психологии обычновыделяют такие составляющие процесса изучения личности как[19]:
— структура личности;
— направленностьличности;
— соотношениябиологического и социального в личности.
Разберем их.
Структура личности, этоконцепция, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которыхявляется способности и характер. При этом характер – это означает совокупностьустойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихсяв деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.Характер является качеством личности, который обобщает наиболее выраженные, тесновзаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видахдеятельности свойства личности. Способности – это индивидуальные особенностиличности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществленияопределённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивидазнаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочностиовладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутреннимипсихическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Направленность личности,также относится к подструктурам личности и определяется как системообразующеесвойство личности, определяющее её психологический склад. Совокупностьустойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимыхот наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путёмвоспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленностьвключает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление,интерес, склонность, идеал, мировоззрение и убеждение. Все формы направленностиличности вместе с тем являются мотивами её деятельности.
Перейдем к соотношениюбиологического и социального в личности, которое также является значимыммоментом при изучении личности в рамках психологии. Исследуя развитие индивида,психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психическихфункций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитиеличности человека. В этой связи проблема соотношений биологического исоциального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Вкаждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятииорганизм – структура человеческого индивида как биологической системы, впонятии личность – его включённость в жизнь общества.
Объективным основаниемличностных свойств индивида является система общественных отношений, в которомон живёт и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личностиможно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данномобществе на данной исторической ступени. Таким образом, развитие личности носитсистемный характер и отличается высокой динамичностью и включает в себясоциальные, так и биологические детерминанты.
Таковы основныеособенности психологического подхода к изучению личности.
Таким образом, подведемпервые выводы нашей работы:
— проработкойособенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежныхи отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г.Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследииразличные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом,сформировали сущность психологического подхода к личности;
— в целом, и вотечественной и зарубежной психологической науке, понятие «личность» можносвести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек ипредпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённыезнания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип,определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В рядеслучаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок»,выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия;
— особенностипсихологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязипонятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальныесвойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являютсяосновополагающими для изучения личности в психологии;
— в психологии обычновыделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности;направленность личности; соотношения биологического и социального в личности.При этом структура личности — это концепция подразумевающая, деление личностина ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности ихарактер. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов,ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличныхситуаций. Соотношения биологического и социального в личности подразумевает,то, что в каждом из этих совокупностей фиксируются разные свойства человека: вбиологической – структура человеческого индивида как биологической системы, всоциальной – его включённость в жизнь общества.
Таким образом, личность впсихологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупностиобщественных по своей природе отношений, при этом личность характеризуетиндивида со стороны его связей с другими индивидами.

Глава II. Личность всоциологии
 
2.1 Основныеопределения личности в социологии
Теперь, ознакомившись стем, как в психологической науке изучается и определяется личность, перейдем ктем определениям и характеристикам этого понятия, которые значимы длясоциологии.
На социологическоепонятие личности влияют как философские концепции, так и психологическиетеории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различиялюдей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то длясоциолога “личность” — это, напротив, то, что делает людей похожими друг надруга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которыеформируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая всеостальное. Личность – это социальный субъект, который по уровню сложности своейструктуры, сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личностипредполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.
Перейдем к основнымопределениям личности, которые характерны для социологии.
Дл определения личности всоциологии важны такие понятия как индивид и человек.
Человек в социологииупотребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств испособностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой историческиразвивающейся общности, как человеческий род[20].
Индивид, это значимоепонятие как уже было показано выше и для психологии, и для социологии. Однакоиндивид в социологии —это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всехсоциальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей,интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которымпонимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств иобычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит изиндивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствамисобственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент идругие качества[21].
В то же время, существуютогромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества исовременным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенностиразвития человека на различных уровнях его индивидуального и историческогоразвития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид вданном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности,личность — это итог развития индивида. Личность— совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке[22].Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность— термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду[23].Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человекаявляется процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и саминдивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, окружает,приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е.передает социокультурный опыт. Как мы видим, понятийные аппараты, как всоциологии, так и в психологии во многом похожи.
При определении сущностиличности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающихдруг друга трактовок[24]. Первая из нихпредполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества(К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости,индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С. Выготского, ищет источникнеповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, вего деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже)отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимыхв генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данногочеловека.
Некоторыми ученымивыделяются основные особенности личности в социологии: к ним относятся[25]:
— степень осознанностичеловеком своего места в обществе;
— содержание и характерпотребностей и интересов человека, устойчивость и лёгкость их переключения, ихузость или многогранность;
— степенью целостностимировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий,отражающих противоположные интересы разных слоёв общества.
Для определения личностив социологии, также используются изыскания таких ученых как З. Фрейд и Г. Юнг,с которыми мы познакомились в первой части работы, причем их использование,также не способствует единообразному пониманию личности в социологии.
В целом если свести,насколько это возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личностьв социологии определяется как[26]:
— системное качествоиндивида, определяемое его включенностью в общественные отношения ипроявляющееся в совместной деятельности и общении;
— субъект социальныхотношений и сознательной деятельности.
Личность является теммеханизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственнуюжизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находитьсвое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом,вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользудругого
Основополагающий постулатсоциологии личности – это мнение о том, что в момент рождения ребенок еще неявляется личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человекдолжен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развитияявляются[27]:
— биологические,генетические заданные предпосылки;
— наличие социальнойсреды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок,не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смыслеслова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств,которые составляют ее структуру.
В дальнейшем изложении мыизучим особенности применения и интерпретации понятия «личность» в социологии.
2.2     Особенностиприменения и интерпретации понятия «личность»
Итак,основные понятия социологической теории личности связаны с процессамиформирования личности, ее социализации, статуса личности, ее ролей и т.д.
Личность как субъектсоциальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определеннойстепенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в своюочередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания,мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позицияпредставляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческихустановках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности кдействиям[28].
Формирование личности всоциологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализациии идентификации[29]. Социализация — этопроцесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей,необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То естьсоциализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующиесоциальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре,обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природуи способность участвовать в социальной жизни.
Социализация личностипредполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физическихнавыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны —передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и нормповедения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Впроцессе социализации огромную роль играют не только природные задаткичеловека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общениячеловека, субъекты социализации с их механизмами воздействия на мышление иповедение человека.
Идентификация –копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, наскольковозможно, на этого человека.
Перейдем к структуре личности в социологии. Здесь можновыделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты[30].
Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случаеувечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевыхустремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны нетолько разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельностииндивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
— Объективные социальные потребности личности(физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви,престиже);
— Способности к творчеству, знания, навыки;
— Степень овладения культурными ценностями общества;
— Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
— Способ реализации в деятельности всех социальных качеств,что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурнойдеятельности, досуге — словом, в образе жизни.
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потомучто в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняетсвое поведение, мотивацию поступков. Поэтому, именно социогенный компонентличности вызывает наибольший интерес у социологов.
Основныеподходы к изучению личности можно свести к следующим[31]:
— социально-психологическийподход. В основе него лежит постулат о том,чтобиологические побуждения противоречат нормам культуры и социализацияесть процесс обуздания этих побуждений;
— функциональный подход подразумевает статусно-ролевую теориюличности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, онаопределяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей,характерных для данного общества.
Социологияимеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личностьспецифическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. Воснове одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личностивозможна лишь через государство. Сторонники теории ролей исходят из того, чтоличность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняетиндивид в обществе, и, следовательно, социальная роль выступает важнейшимэлементом механизма взаимодействия индивида и общества. Дадим определениесоциальному статусу и социальной роли[32];
— -социальный статус — это соотносительное положение индивидав обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус имеет смыслтолько в соотношении с другими позициями;
— социальная роль — поведение, ожидаемое от личностиопределенного статуса.
Таким образом, подведем основные выводы данной части нашегоизложения:
— на социологическоепонятие личности влияют как философские концепции, так и психологическиетеории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различиялюдей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то длясоциолога “личность” — это, напротив, то, что делает людей похожими друг надруга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которыеформируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая всеостальное;
— при определениисущности личности в социологии существуют несколько значимых, но поройвзаимоисключающих друг друга трактовок. Если свести, все многочисленные мненияк общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системноекачество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения ипроявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношенийи сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, которыйпозволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлятьнравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельнойсоциальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своегосуществования, отказываться от одного в пользу другого;
— формирование личности всоциологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индивидомобразцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешногофункционирования в данном обществе. Идентификация – копирование поведениядругого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этогочеловека;
— основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическомуподходу и подходу функциональному. В основе первого лежит постулат о том, чтобиологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация естьпроцесс обуздания этих побуждений; второй подход подразумевает статусно-ролевуютеорию личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью,она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей,характерных для данного общества.
В целом всесоциологические теории признают человеческую личность специфическимобразованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. То есть личностьв социологии – это механизм, который позволяет который позволяет интегрироватьсвое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценкусвоих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе,но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь в соответствии споставленными нами целями и задачами подведем общие выводы нашей работы.
Личность– это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии ипсихологии.
Проработкойособенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежныхи отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г.Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследииразличные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом,сформировали сущность психологического подхода к личности. В целом, впсихологической науке, понятие «личность» можно свести к одному общемузнаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психическийнастрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, наборпсихофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющиеповседневное поведение и связь с обществом и природой.
Особенностипсихологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязипонятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальныесвойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являютсяосновополагающими для изучения личности в психологии. Обычно выделяют такиесоставляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленностьличности; соотношения биологического и социального в личности.
Таким образом, личность впсихологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупностиобщественных по своей природе отношений, при этом личность характеризуетиндивида со стороны его связей с другими индивидами.
Перейдем к понятиюличности в социологии. При определении сущности личности в этой наукесуществуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок.Если свести, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность всоциологии определяется как: системное качество индивида, определяемое еговключенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместнойдеятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательнойдеятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрироватьсвое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценкусвоих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе,но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться отодного в пользу другого.
Формирование личности всоциологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализациии идентификации. Основные подходы к изучению личности можно свести ксоциально-психологическому и функциональному подходу. В целом всесоциологические теории признают человеческую личность специфическимобразованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.
Таким образом, сделаемобщий вывод работы. Если психология обращает внимание на индивидуальныеразличия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, тодля социолога “личность” — это, напротив, то, что делает людей похожими друг надруга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которыеформируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая всеостальное.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I.         Научныемонографии
1.        Асмолов А.Г.Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — 367с.
2.        Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. — М: Черо, 2006. — 336с.
3.        Джери Д., ДжериДж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М.: Энциклопедия,1999.– 450 с.
4.        Ковалёв А.Г.Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. — 391с.
5.        Котова И.Б.Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д: ИздательствоРостовского педагогического университета, 2006. — 294с.
6.        Кравченко А. И.Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2007. – 349 с.
7.        Лебедева С.О.Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. — 248 с.
8.        Олпорт Гордон В.Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», 2005. — 345с.
9.        Социология / Подред. акад. Г. В. Осипова. — М.: Общество, 2005. – 318 с.
10.     Теории личности вамериканской и западноевропейской психологии. — М.: АСТ, 2006. – 240 с.
II.       Статьи из журналов и сборников научных трудов
1.        Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте // Вопросы психологии. – 204. — №2. – С. 19-37.
2.        Ольшанский В.Б.Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.-С. 51-69