–PAGE_BREAK– Право собственности относится к числу исключительных прав. Это значит, что собственник наделен правом исключать воздействие всех третьих лиц на закрепленную за ним в отношении принадлежащего ему имущества сферу хозяйственного господства, в том числе и с помощью мер самозащиты.
Сказанное, однако, не означает, что власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи безгранична. В соответствии с дозволительной направленностью гражданско-правового регулирования, собственник действительно может совершать в отношении своего имущества любые действия, но только не противоречащие законам и иным правовым актам. Собственник обязан принимать меры, подтверждающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав. Он должен воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам, и тем более от действий, совершаемых исключительно с намерением причинить кому-то вред. Кроме того, собственник не должен выходить за общие пределы осуществления гражданских прав, установленных ст.10 ГК. На собственника также возлагается обязанность в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законом и иными правовыми актами, допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами. Указанные обстоятельства подлежат учету при формулировании общего определения права собственности. Наконец, давая определение права собственности, следует опираться на общее определение субъективного гражданского права, которое распространяется и на право собственности. Применительно к праву собственности это общее определение должно быть конкретизировано с учетом присущих праву собственности специфических признаков.
Юридическое определение собственности содержит указание на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства, права частного (или государственного) собственника в самом деле неограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может ими пользоваться за пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями. Поэтому понятие права собственности включает в себя все общественные отношения, а не только экономические и социальные.
Исходя из ранее изложенных положений, дадим определение субъективного права собственности.
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
В тех случаях, когда собственник сам владеет и пользуется вещью, ему для осуществления своего права обычно достаточно того, чтобы третьи лица воздерживались от посягательств на эту вещь. Но так бывает далеко не всегда. Чтобы распорядиться вещью (продать ее, сдать в наем, заложить и т.д.), собственник, как правило, должен вступить в отношение с каким-то конкретным лицом (например, с тем, кто хочет купить вещь, получить ее в наем или в залог). Хотя путем установления отношений с конкретным лицом собственник и осуществляет свое право, их регулирование выходит за пределы права собственности, а сам собственник выступает в качестве продавца, наймодателя, залогодателя и т.д. Если же право собственности нарушено, то все зависит от того, сохраняется это право или нет. Если сохраняется, то восстановление нарушенного отношения происходит при помощи норм института права собственности. Если же право собственности не сохраняется (скажем, вещь уничтожена), то для восстановления нарушенных прав придется прибегнуть к нормам других правовых институтов (например, обязательств из причинения вреда или страхового права). Таким образом нормы, образующие институт права собственности, находятся в постоянном контакте и взаимодействии с нормами других правовых институтов, как гражданско-правовых, так и иной отраслевой принадлежности. Указанное обстоятельство подлежит учету при выборе правовых норм, регулирующих тот или иной участок имущественных отношений, в том числе и отношений собственности.
1.3 Формы собственности
Все формы собственности защищаются одинаково1 – так гласит ст.8, п.2 Конституции Российской Федерации.
Ст.212-215 ГК закрепляют подразделения частной собственности на принадлежащую частным лицам и юридическим лицам, а государственную собственность на федеральную, принадлежащую субъектам Российской Федерации, муниципальную — принадлежащую муниципальным образованиям. Укрупнив эти понятия, можно выделить государственную, муниципальную и частную собственность. Отсюда характеристика собственников.
В неравенстве государственно-административного отношения к отдельным формам собственности и заложена основная причина различий в хозяйственной эффективности имущественных прав как таковых. Единственным преимуществом, пожалуй, обладают групповые и коллективные формы собственности. Они дают возможность более масштабной и быстрой мобилизации денежных капиталов и потому лучше приспособлены к решению задач научно-технического прогресса и массового производства. Как арбитр последней инстанции именно государство определяет круг прав и обязанностей современного собственника, а, следовательно, и меру свободы его хозяйственного поведения. Любой хозяйственник (менеджер) подчиняется не только “невидимой руке” рыночной конкуренции, но и постоянно осязаемой властной руке государства в лице правительства, производства и администрации. Развитое рыночное хозяйство неотделимо от развитого правового общества. Правовые нормы регламентируют все сферы общественной жизни. Имущественное право и право собственности как части общего правопорядка играют предназначенную им роль.
2. Общие положения о праве собственности
2.1 Общие положения о праве собственности на природные ресурсы в
России
Согласно ч.2 ст.9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Однако необходимо заметить, что право собственности на землю и другие природные объекты существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия нуждаются в дополнительном комментарии. Их можно условно объединить в две группы:
Отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности.
Отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты
2.2 Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы
Под понятием права собственности на землю и иные природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах, т.е. право собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности – то есть право собственности в субъективном смысле. В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками. На основании всего вышесказанного целесообразно сделать вывод, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого другого правоотношения собственности.
Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента:
– объект правоотношения;
– субъект правоотношения;
– содержание правоотношения.
Не всякий объект собственности может быть природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта.
Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента:
Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя.
Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п.
Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.
Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.
Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются: отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.); только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия); при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).
Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы.
Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах.
Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России[1].
Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство.
Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы Росси, проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.
Однако, следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами осуществляется соответствующими органами государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и физическими лицами.
Общий анализ российского законодательства показывает, что в Российской Федерации введена множественность субъектов права государственной и иной собственности на землю и иные природные ресурсы.
2.3 Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:
1. праве владения;
2. праве пользования;
3. праве распоряжения.
Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании.
Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости – с участием РФ.
Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации.
Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.
Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.
Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.
Здесь важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:
– установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
– взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.
В заключение всего сказанного необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.
2.4 Право государственной и муниципальной собственности на прочие объекты собственности
В настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов1 отражен в Конституции нашей страны (ст. 71, 72) и в гражданском законодательстве.
Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, собственность, принадлежащую субъектам – республикам, краям, округам, городам и т.д. Этот вид собственности характерен своим единством в пределах своего собственника.
Муниципальная собственность как отдельная форма закреплена в Конституции РФ (ст.8, ст.9) и в ГК (ст.212, 215). К числу субъектов могут быть отнесены города, поселки, села, деревни и т.д., причем единство фонда в этом случае также наблюдается. Особое место среди объектов данных форм собственности выделяются объекты недвижимости (п.1, с.130 ГК).
Субъективность права собственности в рассматриваемых конструкциях полностью реализуется в во владении, пользовании и распоряжении, который собственник осуществляет по своему усмотрению. С одной стороны, каждый член общества входит в состав народа как собственника, и в тоже время выступает как обязанное лицо, которое не должно посягать на целостность государственного и муниципального имущества. Но приоритеты таких видов имущества не должны влиять на отношения с участниками гражданского правооборота, что отражено в положении о равенстве всех форм собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ). Субъекты права государственной и муниципальной собственности представляют собой сложные образования, действующие через специально созданные органы – администрации, советы, управления, ведомства и т. д, к осуществлению права собственности могут также привлекаться юридические лица и граждане, наделенные собственником определенными полномочиями, в т.ч. правом хозяйственного ведения (ст.294, 295, 299, 300 ГК) либо оперативного управления (ст.296-300 ). Эти права относятся к вещным правам, как и право собственности. При осуществлении этих прав собственник оставляет за собой возможность определять цели и предмет деятельности предприятия, назначать и контролировать деятельность руководителя, получать часть прибыли от деятельности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются довольно ограниченными видами прав, так как оставляют очень мало возможностей для маневра. Правомочия по распоряжению основными средствами значительно ограничены, недвижимое имущество не подлежит ни сдаче в аренду, ни продаже, ни залогу, и даже прибыль от деятельности может полностью контролироваться собственником, как в случае с казенными предприятиями, основанными на праве оперативного управления.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.5 Собственность граждан как социально- экономическая категория
За последние годы в нашей стране произошли существенные экономические и политические перемены, что безусловно отразилось на жизни общества. Форма собственности граждан именуется теперь частной, а основными источниками образования ее являются не только труд в качестве наемной силы, но и собственная экономическая деятельность – предпринимательская деятельность граждан. Таким образом, имеется несколько форм частной собственности1, которые можно классифицировать по источникам ее получения :
– наемный труд;
– труд в качестве полных товарищей или членов кооператива;
– собственность от деятельности, не направленной на получение прибыли;
– собственность, полученная за счет предпринимательской деятельности, основанной на собственном труде;
– собственность, полученная за счет предпринимательской деятельности, основанной на наемном труде;
– общесоциальные и общегражданские способы образования собственности – выплаты из общественных фондов, гуманитарная помощь, проценты на акции, наследование и т.д.
Отношения собственности выражаются в системе правовых норм и в субъективном праве собственности – мере возможностей, которые закон закрепляет за собственником.
Принцип неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, равенство защиты всех форм собственности закреплены в Конституции и законодательстве России.
2.6 Право собственности юридических лиц Общественные организации, союзы, объединения, все виды кооперативов, все виды обществ и товариществ – вот далеко не полный круг юридических лиц-собственников имущества. Можно разделить юридические лица по принципу своей деятельности на коммерческие и некоммерческие. У коммерческих организаций правомочия по осуществлению права собственности значительно шире. Участники предприятий крайне заинтересованы в получении прибыли и непосредственно участвуют в распоряжении собственностью предприятия.
Что касается объектов права собственности юридических лиц, перечень их не ограничен ничем, кроме закона.
В отношении земли и других природных ресурсов законодательно установлено, что если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц, общественных организаций, муниципальных образований, то являются государственной собственностью. Приоритет государства в случаях, когда речь идет о природных ресурсах, является определяющим.
Важнейшие нормы о праве собственности сосредоточены в Конституции РФ, Гражданском кодексе, множестве законов и подзаконных документов. Именно в этих нормах закреплены признаваемые формы собственности, принципы регулирования их охраны. Отношения собственности во всяком государстве являются основополагающими.
Нередки случаи, когда имущество на праве собственности принадлежит не одному, а двум и более субъектам. В таких случаях возникает общая собственность. Основания для этого могут быть различные: наследование, брак, образование фермерского хозяйства, приватизация и т.д. Объектом права общей собственности может быть и предприятие в целом как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. Субъекты в данном случае являются участниками общей собственности – сособственниками, а сама собственность выступает в двух видах – долевая и совместная (п.2 ст.244 ГК). Долевой собственность является тогда, когда каждому участнику принадлежит определенная доля, а в совместной собственности доли участников заранее не определены и фиксируются уже при ее разделе. Определение долей в праве общей собственности выражается либо в виде дроби (часть от целого), либо в виде процентов. Если на то нет специальных упоминаний в документах, доли собственников считаются равными. Осуществление права общей собственности должно происходить по взаимному согласию собственников, а если этого не происходит, то решающее слово остается судом, кроме случаев, связанных с осуществлением права распоряжения, которое должно действовать без изъятий. Прекращение права общей собственности осуществляется не только по общеправовым основаниям, но и в таких случаях, как раздел общей собственности и выдел из нее как по взаимному согласию, так и по решению суда и в соответствии с принадлежащими собственникам долями.
Существует также общая совместная собственность, по определению ГК это собственность супругов и членов фермерского хозяйства. Субъекты пользуются имуществом совместно, сделки могут совершать все собственники, но с согласия друг друга. Доли определяются только при разделе собственности или выделе из нее.
3.приобретение и прекращение права собственности
3.1 Способы приобретения и прекращения права собственности
Право собственности принадлежит к числу субъективных прав, которые могут возникнуть лишь при наличии определенного юридического факта – основания. В случае возникновения воли у собственника – первоначальные, при возникновении правопреемства – производные1.
Нынешний период характеризуется сложным переплетением самых различных способов приобретения и прекращения права собственности. Бурно протекает процесс приватизации, в результате которого государственные и муниципальные предприятия, объекты социально-культурного назначения становятся собственностью юридических и физических лиц. С другой стороны наблюдается и обратное – в государственную и муниципальную собственность переходит имущество, ранее принадлежащее гражданам, общественным организациям.
Способы приобретения и прекращения права собственности выделены в особые главы в ГК – 14 и 15. Способы приобретения права собственности систематизированы независимо от того, сопровождаются они прекращением права собственности у другого лица или нет, в принудительном порядке или по собственной воле. К первоначальным способам приобретения права собственности относятся: приобретение права собственности а вновь изготовленную вещь (ст.218 ГК), переработка (ст.220 ГК0, обращение в собственность общедоступных вещей (ст.221 ГК), приобретение права собственности на бесхозное имущество (ст.218, ст.225-226, ст.235-236), находку (ст.227-229), клад (ст.233), приобретательная давность (ст.234 ), право собственности на самовольную постройку (ст.222).
К производным способам приобретения права собственности относятся: национализация (ч.3, п.2 ст.235, ст.306), приватизация (ст.217, ч.2 п.2 ст.235), приобретение права собственности на имущество юридического лица при реорганизации и ликвидации (п.7 ст.63, п.2 ст.218), обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (п.2ст.235, ст.238), обращение имущества в собственность государства в интересах общества (реквизиция) или в виде санкции (конфискация) (ст.242-243), выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст.239), выкуп бесхозяйственно содержимого имущества ( ст.240, ст.293). Есть т такие способы приобретения права собственности, которые в одних случаях выступают как первоначальные, а в других – как производные, например, приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы (ст.136, п.1 ст.218).
Производные способы приобретения права собственности характеризуются тем, что приобретение опирается на правопреемство, т.е. зависит от прав предшественника. Нельзя не вспомнить такой вид приобретения собственности как национализацию, которая также является производным способом приобретения собственности. В результате время доказало, что результаты повальной национализации – непосильное бремя для государства, не дающее экономически эффективных результатов. В настоящее время принудительное изъятие частного имущества юридических и физических лиц в государственную собственность производится только на основании закона, прежде всего ст.35 Конституции, с возмещением всяческих убытков (ст.235 и 306). Обратным процессом является приватизация, в результате которой имущество государства и муниципальных образований и возмездно и безвозмездно переходит в собственность юридических и физических лиц, причем приватизации подлежат самые разнообразные виды имущества: предприятия, объекты жилищного фонда, земельные участки, храмы, монастыри и т.д. Во многих случаях входят в силу права правопреемства (п.5 ст.58). Определяющую роль в процессе приватизации играет Федеральный закон »О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Остановимся на важнейших положениях этого закона:
1) продажа имущества, в том числе акций предприятий, созданных в процессе приватизации;
2) продажа имущества на коммерческом конкурсе;
3) продажа акций работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
4) выкуп арендованного имущества;
5) преобразование унитарных предприятий с 100%
6) государственной собственностью в открытые акционерные
общества;
7) внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
8) отчуждение государственных или муниципальных акций открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право их приобретения.
Других способов осуществления приватизации закон не знает.
3.2 Приватизация и субъект хозяйствования Приватизация1 — длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения.
Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления.
Двигатель любой реформы — не только общие соображения о благе народа, нации или страны. Конкретный вариант выбора цели определяется соотношением специфических интересов социальных групп и представляющих их политических образований.
Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей. Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, ликвидировав дотации предприятиям и увеличив поступления в доходную часть бюджета. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра. В-третьих, воспользоваться изменением формы собственности. В-четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального “распыления” акций среди рабочих и мелких служащих. Эта мера рассматривается как составной элемент общей социальной политики, стимулирующей участие трудящихся в управлении предприятием.
Купля-продажа имущества относится к операциям с капиталом и поэтому финансируется из сбережений населения и предприятий. Выход был найден в очень оригинальной схеме приватизации: права на получение дохода продавались в виде акций частным лицам и институтам, а контроль над хозяйственной деятельностью частной корпорации сохранялся в руках государственной администрации. С этой целью ей вручалась “золотая акция” или принимался специальный закон.
Проблема приватизации и ее субъекта, пожалуй, ключевая для всего этого процесса, смысл которого — получить, в конечном счете, компетентного “хозяина”, способного взять на себя ответственность за поддержание и повышение эффективности производства. Одна только смена собственников, замена государства частным лицом или группой частных лиц не гарантирует успеха. Ведь конечная мотивация любого собственника не производство, а прибыльность, рентабельность. Обеспечить последнюю можно разными способами, среди которых совершенствование технологии, организации и управления, что далеко не всегда самый легкий и надежный путь.
3.3 Другие способы перехода права собственности
Возможен переход имущества одного государства в собственность другого. Пример можно наблюдать при разделе имущества Российской Федерации и входящей в ее состав республики, причем имущество остается в государственной собственности.
Следующий способ приобретения права собственности — реорганизация или ликвидация юридического лица, имущество которого приобретается правопреемниками на основании передаточного акта или разделительного баланса (ст.218, 58-59), также распределение оставшегося при ликвидации предприятия имущества между участниками (п.7 ст.63), причем даже в том случае, когда участникам принадлежали обязательственные права (происходит трансформация обязательственных прав в вещные).
К числу производных способов приобретения права собственности относится и принудительное обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам ( ст.237). Такой способ становится возможным лишь по решению суда и по определенным правилам. Также можно рассмотреть такие способы как реквизиция и конфискация (ст.242 –243), причем эти способы возникают в случае особых обстоятельств – стихийных бедствий, эпидемий, в условиях войны, и важнейшим условием осуществление этих прав является их возмездный для собственника характер.
Закон предусматривает безвозмездное изъятие имущества собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или правонарушение (ст.173) и как дополнительное наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, зафиксированные в УК, тоже только по решению суда и с определенными ограничениями. Гражданско-правовая конфискация может применяться в виде санкции за совершение недействительной сделки (ст.169, 179).
Что касается принудительного безвозмездного обращения в собственность государства имущества граждан или организаций – конфискации- то в соответствии со ст.29 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях это возможно лишь в тех случаях, когда данное имущество явилось орудием совершения или объектом правонарушения.
Существует и такой способ приобретения права собственности как выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст.239), причем собственник должен быть уведомлен о предстоящем выкупе не позднее чем за 1 год, а в выкупную цену включаются стоимость участка, непосредственно имущества, расположенного на нем, сумма всех причиненных убытков и даже упущенная выгода.
Выкуп бесхозяйственно содержимого имущества предусмотрен ст.240 и 239 ГК. Если имущество не представляет значительной ценности и обращение с ним не нарушает интересов третьих лиц, право не реагирует на действия собственника. В обратной ситуации государство может совершить принудительный выкуп имущества по иску соответствующей государственной организации, причем собственнику (как физическому, так и юридическому лицу) выплачивается его стоимость.
К числу производных способов относится возникновение права собственности у приобретателя имущества по договору, причем в совершенному в требуемой законом форме. Право собственности всегда индивидуализирует определенную вещь, т.е. выделяет ее из массы подобных. Момент индивидуализации приурочен к моменту заключения договора или к моменту выполнения его условий, таким образом возникает и право собственности у приобретателя (ст.223 п.1). Если переход права собственности подлежит государственной регистрации, то само право и возникает с момента таковой (ст.223 п.2 ГК, ст.7 «Закона РФ о приватизации жилищного фонда»). П.2 ст.224, ст.143 ГК предусматривает такой способ перехода права собственности как передачу, к которой также относится вручение распорядительных документов на товары (коносамент). В этих случаях право собственности начинается с вручения договора или торговых документов противоположной стороне.
продолжение
–PAGE_BREAK–