Понятие, предмет и метод налогового права

Содержание
 
Глава 1. Понятие, предмет и метод налоговогоправа
1.1 Понятие налогового права
1.2 Предмет налогового права
1.3 Метод налогового права
Глава 2. Система, принципы иисточники налогового права
2.1 Система налогового права
2.2 Принципы налогового права
2.3 Источники налогового права
Глава 3. Вопросы международногоналогового права
Глава 4. Налоговое право как системанаучного знания и учебная дисциплина
Глава 5. Понятие, содержание иособенности налоговых правоотношений
5.1 Понятие налоговых правоотношений
5.2 Содержание налоговыхправоотношений
5.3 Особенности налоговыхправоотношений
Заключение
Список литературы

Глава 1. Понятие, предмет и методналогового права
 
1.1 Понятие налогового права
 
Управление налоговой системойосуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, приэтом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права,пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. Врезультате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, вкоторых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирениясталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговыхотношений.
Как и любая другая норма права, норманалогового права представляет собой установленное и охраняемое государствомправило поведения участников общественных отношений, выраженное в ихюридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового праваобусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правовогорегулирования.
Налоговая правовая норма состоит изследующих элементов:
— гипотеза— указывает на условия,при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, какправило, имеет усложненный характер, т. е. содержит указание на несколькоусловий ее действия;
— диспозиция— определяетправа и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;
— санкция— указывает нанеблагоприятные последствия за ее нарушение.
Теория права устанавливает двакритерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

1.2 Предмет налогового права
Предмет правового регулирования,понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений,является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предметаотрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (независящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественнымиотношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью,содержанием и формой.
Очевидно, что предметом налоговогоправаявляются общественные налоговые отношения.
К предмету налогового праваотносятся:
— закрепление структуры налоговойсистемы;
— распределение компетенции в даннойобласти между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лицесоответствующих органов;
— регулирование на основе этихисходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогови сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственныевнебюджетные фонды;
— осуществление налогового контроля;
— применение мер финансово-правовойответственности за нарушение налогового законодательства;
— обжалование актов налоговыхорганов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Отношения, подлежащие урегулированиюнормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием,входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения,возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондовденежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальныхобразований.

1.3 Метод налогового права
Вспомогательным основанием дляраспределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Сего помощью осуществляется взаимосвязь прав и обязанностей между участникамиурегулированных отраслью правоотношений.
Правовые отношения, возникающие междугосударственными организациями, плательщиками налогов и налоговымипредставителями, являются властными. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство оналогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению ивзиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также, отношения,возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения кответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, в основе методаналогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т.е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формированиягосударственных и местных бюджетов. Деятельность каждого из субъектовналогового правоотношения вляется несвободной: публичный орган действует строгов соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (обязанное лицо) обязанаточно исполнить законную волю органа власти либо должностного лица,действующего в пределах своей компетенции. Отличие налогов от других формэкономического регулирования заключается в том, что их утверждение не оставляетза налоговой администрацией никакой дискреционной власти№. № Дискреция (от лат.discrete) — решение должностным лицом или государственным органомкакого-либо вопроса по собственному субъективному усмотрению.
Права и обязанности субъектов налоговогоправа могут возникать из норм права либо из санкций и процедур их применения.Из указанных компонентов формируется метод налогового права.
Различное сочетание способов, приемовправового воздействия на общественные налоговые отношения определяет его собыйюридический режим метода, с помощью которого осуществляется регулированиеуказанной сферы общественных отношений. При этом явственно видно сходствометодов финансового и налогового права.
Анализ предмета и метода налоговогоправа позволяет классифицировать его как подотрасль финансового права,объединяющую совокупность однородных финансово-правовых норм, регулирующихзначимый по объему и содержанию блок общественных финансовых (налоговых)отношений.
Таким образом, налоговое право какподотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовыхнорм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающиев процессе:
— установления и взимания налогов исборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственныевнебюджетные фонды;
— осуществления налогового контроля;
— применения мер финансово-правовойответственности за нарушение налогового законодательства;
— обжалования актов налоговыхорганов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Глава 2. Система, принципы иисточники налогового права
 
2.1 Система налогового права
Поскольку налоговое право какподотрасль финансового права сформировалось недавно, его система разработананедостаточно, а среди авторов по этому вопросу нет единства мнения.
Особое значение для выявления системыналогового права имеет учебник Н.И. Химичевой, в котором рассмотрены теорияналогового права (общая часть) и отдельные виды налогов (особенная часть).
Ряд авторов в качестве предметаисследования избрали актуальную и значимую проблему ответственности занарушение законодательства о налогах и сборах (А.П. Алехин, И.И. Кучеров, С.Г.Пепеляев, Г.В. Петрова, Ю.Н. Старилов). Ими ставится вопрос об институтахответственности за нарушение налогового законодательства и защиты имущественныхправ налогоплательщика как структурных составляющих системы налогового права.
Следует особо выделить коллективныйтруд под редакцией И.И. Кучерова «Налоговый контроль и ответственность занарушения законодательства о налогах и сборах» (М., 2001), в котором помимоуказанных вопросов проанализированы теоретические практические аспектыналогового контроля.
Значительный интерес представляетработа О.В. Староверовой «Налоговое право» (М., 2001), содержащая главу,посвященную проблемам международного налогового права.
Исходя из анализа упомянутых работ,мнений иных специалистов, следует сделать вывод о том, что налоговое право,являясь подотраслью финансового права, имеет специфические признаки,обусловленные характером регулируемых налоговых отношений. Нормы налоговогоправа в зависимости от особенностей регулируемых ими налоговых отношенийгруппируются по родовидовому признаку в различные структурные подразделения,образующие в совокупности общую и особенную части.
Общая часть налогового прававключаетнормы, закрепляющие основные положения налогообложения, имеющие общее значениедля всех видов налогов. В общую часть входят в том числе нормы, устанавливающиесистему налогов, взимаемых в федеральный бюджет; основные начала установленияналогов и сборов субъектов РФ и местных налогов (сборов). Эти нормы:
— определяют основания возникновения,изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок ихисполнения;
— регулируют права и обязанностиналогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
— закрепляют формы и методыналогового контроля;
— устанавливают ответственность засовершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действия(бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Кроме того, в общей части налоговогоправа следует выделять совокупность норм, образующих во взаимодействии правовойинститут «налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства оналогах».
Вособенную часть налоговогоправавключены нормы, регулирующие порядок и условия взиманияотдельных видов налогов и сборов, которые можно объединить по родовому признакув институты налогового права, объединяющие правовые нормы, регулирующиеналогообложение организаций, физических лиц и др.
2.2 Принципы налогового права
Российское налоговое право, какподотрасль финансового права, базируется на двух группах принципов(основополагающих начал):
— общеправовых, присущих всемили большинству отраслей российского права;
— специально-отраслевых, присущихфинансовому праву в целом.
Указанные принципы могутреализовываться при регулировании налоговых отношений как непосредственно, таки, приобретая специфическое содержание, обусловленное особенностями налоговыхправоотношений, в связи с чем выделяется группа достаточно специфичныхпринципов, характеризующих налоговое право как подотрасль финансового права.
Положения ст. 3 НК РФ устанавливаютосновные начала законодательства о налогах и сборах. Обращают на себя вниманиеследующие нормы названной статьи:
— при установлении налоговучитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя изпринципа справедливости;
— налоги и сборы не могут иметьдискриминационного характера и по-разному применяться исходя из политических,идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий междуналогоплательщиками;
— налоги и сборы должны иметьэкономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги исборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
— акты законодательства о налогах исборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какиеналоги, когда и в какой сумме он должен платить;
— все неустранимые сомнения,противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользуналогоплательщика.
 
2.3 Источники налогового права
Источник права — это форма выраженияправовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие виды: правовойобычай, юридический прецедент и нормативный акт, а также международноезаконодательство, судебная и арбитражная практика.
Источники налогового права имеютопределенную специфику. Состав источников налогового права как подотраслифинансового права определяется принципом федерализма и действием местногосамоуправления в Российской Федерации.
Источниками налогового права являютсянормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права.Современное финансовое право допускает существование налоговых договоров. Такиедоговоры заключаются в целях избежания двойного налогообложения, они имеютмежгосударственный характер. Внутригосударственные налоговые договорызаключаются и в случаях, если предприятия принимают на себя обязательства повыполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. Однако и вэтом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего порядокдействия такой системы налогового стимулирования.
Все нормативные акты принятоподразделять на законыи подзаконные нормативные акты.
Закон — это обладающий высшейюридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядкезаконодательным органом государства либо населением на референдуме.
Конституция РФ является основнымзаконом. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны приниматьсяна основе и в развитие Конституции РФ и не должны ей противоречить. В ст. 8,ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции РФсодержатся основные положения (принципы), которые развиты в НК РФ, законах оналогах, а также в иных законах и подзаконных актах. Так, принцип равногоналогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции РФ. В сференалоговых отношений он означает, что не допускается установлениедополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формысобственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности,местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характероснований.
Конституционные принципы составляютоснову разграничения полномочий в налоговой сфере.
Налоговое законодательство — этосистема нормативных актов различного уровня, регулирующих правоотношенияплательщиков с государством, организацию, ход и цели налогового производства,ответственность сторон за налоговые правонарушения.
Центральное место в налоговомзаконодательстве занимает Налоговый кодекс РФ. Помимо него налоговыеправоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного,административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу законаприобретают межгосударственные договоры, принимаемые для избежания двойногоналогообложения.
К другим источникам налогового праваотносятся акты исполнительных органов: указы Президента РФ,постановления правительства, приказы и инструкции министерств и другихцентральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативноезначение, т.е. устанавливающие общие правила поведения. Эти нормативные актыименуются подзаконными, чем подчеркивается их подчиненное положение поотношению к закону. С их помощью осуществляется оперативная управленческаядеятельность, поскольку закон устанавливает более общие правила, а подзаконныеакты — правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты,не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные вустановленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовыхпоследствий.
Акты Президента РФ и Правительства РФвступают в силу с момента подписания, или через семь дней после подписания, илив иной срок, установленный в самом нормативном акте и подлежат официальномуопубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства РоссийскойФедерации» в течение 10 дней после дня подписания.
Основной формой нормотворчествафедеральных органов государственной власти, составляющих финансовый аппарат,является издание приказов и инструкций.
Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ федеральныеорганы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов исборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительныеорганы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах исборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты повопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменятьили дополнять законодательство о налогах и сборах.
Как указано в п. 2 ст. 4 НК РФ,федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функциипо контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела,и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые актыпо вопросам налогов и сборов№.
Нормативные акты Федеральнойналоговой службы, Федеральной таможенной службы и др., в отличие от нормативныхактов, о которых идет речь в п. 1 ст. 4 НК РФ, обязательны для исполнения недля всех участников налоговых отношений, а лишь для подразделений органов, ихиздавших. Поскольку указанные акты определяют деятельность налоговых и другихорганов, осуществляемую в отношении налогоплательщиков и других обязанных лиц,ст. 137—138 НК РФ предусматривают возможность судебного обжалованияналогоплательщиками и налоговыми агентами как ненормативных, так и нормативныхправовых актов налоговых органов.
Органы государственной властисубъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенциитакже принимают нормативные правовые акты в сфере финансов.
Помимо нормативных актов, существуютакты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения,ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том,что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но недополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого родадокументы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актахтолкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумовВерховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются актамиофициального толкования и в этом качестве обязательны для применениясоответствующими судами РФ, а также на постановлениях
Конституционного Суда РФ, которыеявляются источниками права, в том числе финансового, в отличие от постановленийиных судов.
№ Согласно Указу Президента РФ от 9марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзорув области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба РФ. См.: СЗРФ. 2004. №11. Ст. 945.
Однако их особенность состоит в том,что они не устанавливают юридические нормы, а признают их неконституционными втом случае, если они не соответствуют Конституции РФ.
Кроме правовых, в правоприменительнойпрактике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые несодержат правовых норм общего характера, а применяются в индивидуальномпорядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному налоговомуделу.
Особое место в регулированииналоговых отношений отводится нормам, которые устанавливаются намежгосударственном уровне, совокупность которых принято именовать международнымналоговым правом.
В налоговых законах и подзаконныхнормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности иответственность участников правоотношений, но и теоретические положенияналогового законодательства и практика его применения. Отмечается, чтовзаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащихналоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.
Понятие «налоговое законодательство»трактуется неоднозначно. В законодательных актах о налогообложении можновстретить формулировки «законодательство о налогах», «законодательство поналогообложению», «правовые акты, регулирующие отношения в областиналогообложения» и другие. Правоприменительная практика выявила проблему конкуренцииразличных отраслей законодательства в регулировании вопросов, так или иначесвязанных с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в разграничении сферы,регулируемые гражданским и налоговым законодательством. Регулирование налоговымзаконодательством несвойственных ему отношений создает реальную угрозустабильности правовой системы в целом, чревато нарушениями прав и законныхинтересов граждан и предприятий.
В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1)законодательство о налогах и сборах в совокупности образуют:
— законодательство РФ о налогах исборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с нимфедеральных законов о налогах и сборах;
— законодательство субъектов РФ оналогах и сборах, которое в соответствии с п. 4 ст. 1 НК РФ состоит иззаконов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектовРоссийской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;
— нормативные правовые акты органовместного самоуправленияо местных налогах и сборах, которые принимаютсяпредставительными органами местного самоуправления.
Таким образом, в массивзаконодательства о налогах и сборах не входят акты Президента РФ, ПравительстваРФ (Федеральной налоговой службы), иных органов исполнительной власти.
На практике это исключает применениеналоговой санкции — штрафа за нарушение требований подзаконных нормативныхправовых актов.
Следует отметить, что налоговое правоне является самодостаточным, изолированным правовым образованием, оно, вчастности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституциястраны определяет основной налоговый правопорядок. Взаимодействует налоговоеправо и с административным правом, а также комплексными отраслями праваземельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образомоно связано с иными подотраслями и институтами финансового права.

Глава 3. Вопросы международногоналогового права
В статье 7 НК РФ определеносоотношение норм, содержащихся в международных договорах по вопросамналогообложения с нормами национального налогового законодательства.
Если международным договоромРоссийской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения исборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятымис ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяютсяправила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Основную роль в правовом обеспечениипроцессов экономической, научно-технической и культурной интеграции играютнормы международного частного права, которые регулируют участие иностранных лицв гражданских, трудовых и семейных правоотношениях на территории различныхгосударств. При этом в качестве производных возникают налоговые правоотношения.Национальные налоговые законодательства устанавливают правила налогообложениярезультатов деятельности, которую ведут на их территориях субъекты иностранногоправа и которую субъекты их собственного (национального) права ведут натерритории иностранных государств, руководствуясь общими принципамимеждународного публичного права (невмешательства во внутренние делагосударства, территориального верховенства) и специальными принципамимеждународного экономического права (например, взаимной выгоды и экономическойнедискриминации).
Однако в связи с тем, что этипринципы довольно абстрактны и декларативны, между национальными правовымисистемами зачастую возникают конфликтные ситуации в области налогообложения,связанные, в частности, с многократным налогообложением. Поэтому по мереразвития норм национального налогового права государства все теснее сотрудничаютв области налогообложения, заключая соглашения, направленные на устранениеразличных конфликтных ситуаций между их правовыми системами. В связи с этимобъективно необходима группа норм, которые устанавливаются намежгосударственном уровне, совокупность которых принято именовать международнымналоговым правом.
Налоговые отношения с иностраннымэлементом можно объединить в две группы. К первой относятся случаи, когдагосударство взимает налог с налогоплательщика, являющегося субъектоминостранного права, ко второй — когда государство требует исчислять налог собъекта налогообложения, возникшего у субъекта национального права за границей.В первом варианте в качестве иностранного элемента выступает субъектналогообложения, а во втором — объект налогообложения.
По вопросу о месте международногоналогового права в системе права существует несколько точек зрения.Международное налоговое право, в частности, рассматривается как подотрасльмеждународного финансового права, а последнее — как самостоятельная отрасльмеждународного публичного права. Некоторые авторы международное налоговое праворассматривают в качестве подотрасли международного экономического права.
Исходя из характера регулируемыхотношений, а также участвующих в них субъектов международное налоговое правоможно определить как комплексную отрасль права, представляющую собойсовокупность норм внутригосударственного и международного права, регулирующихмеждународные налоговые отношения.
Особое место в регулированиимеждународных налоговых отношений отводится международным договорам(соглашениям, конвенциям). Их основное назначение — полностью или частичноотнести решение определенных вопросов к законодательству одной из сторонсоглашения, тем самым ограничив налоговую юрисдикцию другой стороны. В системеисточников налогового права России выделяются три группы международныхсоглашений по вопросам налогообложения:
— налоговые соглашения об избежаниидвойного налогообложения доходов, заключение которых имеет своей цельюурегулирование таких юридических ситуаций, когда у налогоплательщика возникаетобязанность по уплате налогов одновременно в двух государствах, например поместу его постоянного проживания (регистрации) и по месту получения им дохода.Выделяются двух- и многосторонние соглашения. К числу двусторонних соглашенийследует отнести Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Японии обустранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18 января1986 г. и Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией обизбежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от15 ноября 1995 г., а многосторонних — Соглашение между правительствамигосударств — членов Содружества Независимых Государств «О согласованныхпринципах налоговой политики» от 13 марта 1992 г.;
— специальные (ограниченные)соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения, которыезаключаются для избежания двойного налогообложения в определенных сферах. Кчислу двусторонних соглашений относится Соглашение между Правительством СССР иПравительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложенияна доходы от морских и воздушных перевозок от 27 января 1976 г., амногосторонних — Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложениявыплат авторского вознаграждения от 13 декабря 1979 г.1;
— соглашения о сотрудничестве ивзаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, которыепозволяют обеспечить взаимодействие между налоговыми администрациями различныхстран по вопросам предотвращения уклонения от уплаты налогов. В постановленииПравительства РФ от 2 декабря 1994 г. «О заключении соглашений междуПравительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств осотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налоговогозаконодательства» одобрен проект типового соглашения между Правительством РФ иправительством иностранного государства о сотрудничестве и обмене информацией вобласти борьбы с нарушениями налогового законодательства. Впервые межправительственноесоглашение о сотрудничестве в области борьбы с нарушениями налоговогозаконодательства было заключено 25 апреля 1995 г. с Узбекистаном, в настоящеевремя аналогичные соглашения подписаны (проекты соглашений подготовлены) сРеспубликой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Грузией, Казахстаном,Киргизией, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Украиной, Румынией иШвецией.
С 1 января 2004 г. на территорииРоссийской Федерации применяются шесть новых соглашений (конвенций) обизбежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией сАвстралией, Сирийской Арабской Республикой, Государством Кувейт, РеспубликойТаджикистан, Новой Зеландией, Республикой Исландия.
Налоговые соглашения имеютдвойственную природу: с одной стороны, они являются соглашениями междугосударствами, а с другой — после их инкорпорации в национальное право онистановятся внутригосударственными законами, обязательными для резидентовдоговаривающихся государств, действующих прямо или косвенно в другом договаривающемсягосударстве.

Глава 4. Налоговое право как системанаучного знания и учебная дисциплина
Налоговое право понимается какподотрасль финансового права, как система научного знания и как учебнаядисциплина. Если налоговое право как система юридических норм регулируетобщественные отношения, то как система юридического знания оно исследует нормыправа, классифицирует и систематизирует их.
Налоговое право — важная составляющаяфинансово-правовой науки. Очевидно, что как система научного знания налоговоеправо тесно взаимодействует с наукой о налогообложении и, в случаеконцептуального закрепления налоговедения как комплексной научной системы,может входить в ее состав (но только как комплексной системы более высокогоуровня) на основе принципов самостоятельности, равноправия и взаимодействиянаравне с системами экономического научного знания. Это тем более важно,поскольку налоговое право дает возможность изучать налоговые операции с позицийобусловливающих их факторов, на этой основе способствует выработке наиболееоптимальных направлений налоговой политики.
Базой, на которой развиваетсяналоговое право, т. е. ее методологическим фундаментом, являются общие основыюриспруденции, политическая экономия, теория государства и права, наука офинансах. Исследования в этой области уже вышли за рамки изучения финансовых,бюджетно-налоговых операций и предопределили тем самым условия создания теорииналогового права. Прочные теоретические познания правовой специфики налоговыхотношений дадут основания для отработки и принятия законов об экономическиобоснованных формах налоговых изъятий.
Предметом налогового правакаксистемы научных знаний является это налоговое законодательство в широкомсмысле, а также:
а) общие принципы права, применяемыек налоговым отношениям;
б) принципы налогового права,закрепляемые в конституции и в налоговом законодательстве;
в) прецеденты и разъяснения судебныхорганов по вопросам налогового права;
г) доктрина№.
В предмет научного познанияналогового права входят:
— категории налогового права;
-принципы правового регулированияналоговых отношений;
— совокупность юридических норм, атакже порождаемые ими правоотношения;
— исторический опыт и практикаприменения норм налогового права.
Предмет науки неразрывно связан с ееметодом познания.
Если предмет отражает направленностьисследования, то метод определяет инструментарий научного познания, системуприемов и способов исследования.
Метод правовой науки — это системаметодов познания, которые составляют их методологическую основу.
Наука налогового права используетобщенаучные методы познания, в числе которых особое значение имеет методологиясистемного анализа. Системный подход как один из общенаучных методов чаще всегосвязан с анализом, проектированием и конституированием объектов как систем.
С точки зрения системного подходанаука налогового права выделяет структурные элементы налоговой системы,закономерности и основы их взаимодействия в процессе реальногофункционирования, формулирует принципы правового регулирования, путиоптимизации организационно-правовых основ и т. д.
№доктрина — учение, научная илифилософская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.
Формально-догматический(специально-юридический) метод исследует «догму» права. С его помощьюосуществляется юридическая обработка правового материала, т. е., в первуюочередь, правовых норм, выступающих в совокупности как субстратная составляющаяналогового права. Этот метод включает такие приемы, как описание и анализправовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию. С точки зренияформально-догматического подхода особенно значима роль классификации исистематизации. При классификации посредством группировки правовые явления ипонятия сопоставляются, что помогает составить более полное представление обисследуемом предмете — норме налогового права и конкретном налоговомправоотношении.
Метод обращения к другим наукамзаключаетсяв том, что при анализе правовых явлений следует использовать положения ивыводы, предлагаемые другими науками — теорией государства и права,налоговедением и др., что позволяет обеспечивать комплексный подход в научномисследовании налоговых правоотношений, заимствовать передовые достижениябазовых и смежных отраслей научного знания.
Метод сравнительно-правовогоисследованияхарактеризуется как способ исследования двух или болееправовых институтов (например, российского и американского налогового права),который решает задачу их сравнения, выявления общего и различного. Сравнениекак логический прием предполагает выделение в исследуемых объектах сходства иразличия, что дает возможность обмена опытом, заимствования, унификации исовершенствования отечественной налоговой системы, оптимизации правовогорегулирования налоговых отношений с учетом, естественно, специфики национальнойналоговой системы.
Метод конкретно-социологическогоисследованиявключает такие приемы, как личное наблюдение,контент-анализ различных источников информации, социологические опросы,анкетирование, собеседования, что обеспечивает получение необходимой фактическойинформации о практике правового регулирования налоговых отношений.
Сравнительно-исторический методисследованияпредполагает исторический подход к анализу и оценкеправовых явлений в области налогообложения, что обеспечивает преемственностьправового регулирования, отбор апробированных и положительно зарекомендовавшихсебя налоговых форм, выявление тенденций правового регулирования налоговыхотношений.
Методы научного познания правовыхявлений в области налогообложения взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга,обеспечивая комплексность и всесторонность правового исследования.
Система науки объективно зависит ипредопределяется системой самой отрасли (подотрасли) права.
Основные разделы налогового права,как подотрасли финансового права и одноименной науки, соответствуют друг другу.Вместе с тем система науки налогового права по своему содержанию значительношире, поскольку содержит не только знания о субстратной составляющей (правовыхнормах), нотакже знания о понятийно-категориальном аппарате, а также принципахправа.
Система науки определяет содержаниеучебной дисциплины «налоговое право», но при этом в систему учебного курсаналогового права входит не все, что содержится в науке. Система преподаванияналогового права включает только основной научный материал, необходимыйобучающемуся для формирования знаний, навыков и умений, необходимых дляпредстоящей практической деятельности. Учебный материал располагается вопределенной логической последовательности таким образом, чтобы понятия итермины были изучены до начала освоения нормативного материала, чтобыобеспечить переход в процессе получения знаний от наименее сложного к болеесложному, чтобы разделение учебного материала на части дало возможностьобучающемуся получить объемное и цельное представление о налоговом праве.
Рассматривая вопрос об историческихтрадициях и перспективах науки налогового права, следует отметить, что онавозникла из практических потребностей общества. Еще в XVI—XVII вв.государствоведы первыми начинали разрабатывать проблему государственныхфинансов.
Французский правовед Ж. Воден (XVIв.) в сочинении «Шесть книг о государстве» дает перечень источников финансовыхдоходов государства и ставит вопрос о рациональном налоговом обложениинаселения.
Английский государствовед Т. Гоббс(XVII в.) полагал, что налоговое бремя, налагаемое правительством на народныемассы, должно быть оптимальным: «народ в смысле обложения его податями можносравнить с овцой, которая хочет быть остриженной, но неободранной».
В работе «О духе законов» французскийгосударствовед Ш. Монтескье (XVIII в.), противник абсолютизма, утверждал, чтоосновные вопросы финансовой политики государства должны решаться в парламенте,функции же исполнительной власти — исполнять принятые парламентом финансовыезаконы.
Еще более детализировано былаотражена роль налогов и их регламентация правом в работах первых европейскихспециалистов в области полицейского права: француза Деламара и немецких ученыхЮсти и Зоненнфельса. Особо следует выделить такие труды Юсти, как «Подробноерассуждение о налогах и податях» (1755) и «Система финансов» (1766).
В том же XVIII в. вышли на научнуюсцену мыслители, которые несколько иначе взглянули на роль финансов и права вжизни государства, рассматривая их более широко, как с точки зрения интересовгосударства, так и благосостояния отдельного гражданина.
В XX в. науку налогового права вЗападной Европе представляли преимущественно французские ученые, из которыхследует отметить Г. Жеза и П. Гоше. Если первый нашел признание как специалистпо вопросам бюджета и бюджетного права; то в работах второго центральное местозанимали проблемы налогов, а также проблема уклонения от уплаты налогов.
Возникшие при Петре I связи сзападными странами послужили основой, на которой зародилась русская финансоваямысль.
Наиболее видным ее представителем впетровское время был И.Т. Посошков (1652—1726). Посошков в главном сочинении «Оскудности и богатстве» одной из причин «скудности» страны считалнеудовлетворительное состояние торговли и финансов, непродуманное податноеобложение, худой тот сбор, говорит Посошков, который казну царю собирает илюдей разоряет.
Важную роль в развитии русскогофинансово-правового мышления сыграли сочинения и записки видных государственныхдеятелей первой половины XIX в. Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского. М.М.Сперанский в написанной им в 1810 г. записке «План финансов» предлагал придатьгосударственному бюджету законодательный характер, подушные подати заменитьподоходным налогом.
Важное место в истории экономическойи финансовой мысли в России принадлежит Н.И. Тургеневу (1789—1871),общественному деятелю, писателю, автору работы «Опыт теории налогов», изданнойв 1818 г. Профессор Московского университета Ф.Б. Мильгаузен издал в 1865 г.учебное пособие под названием «Финансовое право», представлявшее собой курслекций, в котором трактовались вопросы правового регулирования бюджетных,налоговых и банковских отношений.
Период после отмены крепостного правадо событий 1917 г. был наиболее плодотворным в истории отечественной наукифинансового права. В 80-е гг. XIX в. образуются кафедры финансового права вМосковском, Казанском и Новороссийском университетах (Одесса). В 1882—1883 гг.профессор Петербургского университета В.А. Лебедев опубликовал труд «Финансовоеправо», представлявший собой наиболее обстоятельный курс финансового права ипереведенный на основные западноевропейские языки. В работе подробноанализируются промысловый налог, таможенное право, финансовое управление,кассовое устройство.
В последней трети XIX — начале XX вв.издаются сочинения по финансовому праву Д.М. Львова, В.Г. Яроцкого, И.И.Янжула, С.И. Иловайского, Э.Н. Бередтса, И.X. Озерова. Большой вклад в науку финансовогоправа внесли труды И.X. Озерова, который в основных работах «Подоходный налог вАнглии» (1898 г.) и «Финансовое право» (1915 г.) исследовал в том числе ипроблемы налогообложения.
В истории развития налогового права вXX в. как науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм инеоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Классовыйхарактер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целяхраспределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформированияпроизводственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз,приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговыхпреобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция,Япония.
Экономическая мысль о налогахсоветского периода сводилась к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывалисьв соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовуюполитику. Большинство ученых советского периода призывали вести «марксистскийанализ налогов». Экономическую природу прибыли и налога с оборота, «источникиих образования можно выяснить лишь на основе марксистско-ленинского учения орасширенном воспроизводстве и национальном доходе при социализме».

Глава 5. Понятие, содержание иособенности налоговых правоотношений
 
5.1 Понятие налоговых правоотношений
 
Правовая урегулированностьзначительной части налоговых отношений является необходимым условием достиженияцелей, поставленных государством в процессе функционирования налоговой системы.Урегулированные нормами налогового права, они становятся правовыми отношениями:возникают на основе норм налогового права, их участники находятся во взаимнойсвязи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи(отношения) охраняются принудительной силой государства.
Следует иметь в виду, что рядналоговых отношений не нуждается в правовой регламентации (при осуществленииорганизационной, подготовительной, информационной, аналитической,массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов). Однакоименно правовые отношения выражают основное содержание деятельности государствав налоговой сфере, придают ей целенаправленность и четкую организованность.
Только при взаимосвязанныхюридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерамигосударственного принуждения, может быть обеспечено получение государствомзапланированных налоговых доходов.
Таким образом, налоговыеправоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественныеотношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организацийи физических лиц.Налоговые отношения отличаются от финансовых иадминистративных, имея особые элементы: субъекты и объекты.

5.2 Содержание налоговыхправоотношений
В общем виде содержанием налоговогоправоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежнуюсумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии сустановленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность налоговыхорганов — обеспечить уплату налога.
Содержание налоговых правоотношенийпредопределяет их особенности.
5.3 Особенности налоговыхправоотношений
Во-первых, налоговые правоотношенияявляются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежныхсредств между государством и обязанными субъектами в связи с уплатой налогов.
Во-вторых, одной из сторон в нихвсегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местногосамоуправления. Государственные органы имеют не только право властныхпредписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовыхправоотношений. Права всех участников налоговых правоотношений находятся подзашитой государства, реализация их, как и выполнение обязанностей,обеспечивается его принудительной силой.
В-третьих, возникновение, изменение ипрекращение налоговых правоотношений происходит при наличии четко определенныхв правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участникиправоотношений о них договариваться не вправе.
К юридическим фактам в налоговомправе традиционно относятся действия (бездействие) или события.
Налоговое правоотношение состоит изтрех элементов: субъектов, объекта, взаимосвязи. Взаимосвязь предполагаетналичие прямых и обратных взаимодействий, в процессе которых реализуютсяюридические права и обязанности участников. Следует отметить, что налоговыеправоотношения по содержанию относятся к числу сложных. Это означает, что обестороны правоотношения имеют юридические права и несут обязанности. При этомодно из правоотношений является основным, а остальные — производными.
Так, при уплате налога основнымвыступает правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан уплатитьсоответствующий налог, а налоговые органы осуществляют деятельность по еговзиманию. При этом налогоплательщик имеет право на получение информации опорядке и сроках уплаты налога, которому соответствует обязанность налоговогооргана таковую информацию предоставить. Производными же в этом случае будутправоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, иналоговой отчетности.
Налоговое право, регулируяотносящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участниковили субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями,которые обеспечивают своевременное и правильное исчисление и уплату налогов ит. д. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами налогового права.Следует различать понятие «субъект налогового права» и «субъект (или участник)налогового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект налогового права— этолицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное бытьучастником налоговых правоотношений; субъект налогового правоотношения— этореальный участник конкретных правоотношений.
При определении объекта налоговыхправоотношенийследует учитывать, что в соответствии с ГК РФ (ст. 128) кобъектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иноеимущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация;результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права наних (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Исходя из этогоможно сказать, что под объектом налогового правоотношения понимается то, на чтонаправлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объектаналогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взиманияналога.

Заключение
Налоги являются основным источникомдоходов государственного бюджета. Общественные отношения, возникающие в связи сустановлением, введением в действие и взиманием налогов, а также поосуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушениязаконодательства о налогах и сборах регулируются нормами финансового права,которые в своей совокупности формируют налоговое право.
По вопросу о месте налогового права всистеме права в юридической науке сегодня не существует единого мнения. Можновыделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:
— налоговое право является частьюбюджетного права как крупного раздела финансового права;
— налоговое право являетсясамостоятельным институтом финансового права;
— налоговое право являетсякомплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового,административного и финансового права;
— налоговое право являетсясамостоятельной отраслью права.
Налоговые органы — обязательныйучастник отношений и по осуществлению налогового контроля, а также привлеченияк ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, крометого, участвуют суд и правоохранительные органы.
Налоговые правоотношения могутсуществовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона,только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налогиустанавливается только законодательно.

Список литературы
 
1.   ГражданскийКодекс РФ.
2.   Конституция РФ.
3.   Налоговый КодексРФ.
4.   Свод Законов РФ.2004.
5. Налоговое право: Учебник / Подред. Грачёвой Е.Ю., Ивлиевой М.Ф., Соколовой Э.Д. М., 2005.
6. Налоговое право: Учебник / Подред. Землина А.И. М., 2005.
7. Основы налогового права:Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004.
8. Финансовое право: Учебник / Подред. Н.И. Химичевой. М., 1995.
9.   Бачурин А.В. Прибыльи налог с оборота в СССР. М., 1955.
10.  Богуславский М.М.Международноеэкономическое право. .,1986.
11.   Винницкий Д.В.Российскоеналоговое право. СПб., 2003.
12.   Воден Ж. «Шесть книг о государстве».XVI в.
13. Кучеров И.И. «Налоговый контрольи ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах». М., 2001.
14. Лисовский В. Н.Международноеторговое и финансовое право. М.,1964.
15. Монтескье Ш. «О духе законов».XVIII в.
16. Ровицкий Е.А. Международныефинансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство иправо. 1965.
17. Солюс Г.Л.Налоги всистеме государственно-монополистического капитализма. М., 1964.