Понятие предмет и система хозяйственного процессуального права Республики Беларусь

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Понятие, предмет, метод и система хозяйственного процессуального права
Хозяйственный процесс — предусмотренная нормами хозяйственного процессуального права форма осуществ­ления правосудия, т.е. форма деятельности хозяйственно­го суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. А совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность хозяйственного суда, называют хозяйственным процессуальным правом. Поэтому хозяйственный процесс (хозяйственное судопро­изводство) является предметом хозяйственного процессу­ального права.
Защита прав и законных интересов в хозяйственном судопроизводстве осуществляется путем:
— присуждения обязанного лица к совершению определенных действий или воздержания от них. Например, ответчик может быть обязан хозяйственным судом поставить истцу товар, предусмотренный договором, в натуре;
— преобразования существующего правоотношения, т.е. его изменения, прекращения. Так, хозяйственный суд рассматривает дела о понуждении заключения хозяйственных договоров, об изменении и расторжении этих договоров;
/>/>/>/>/>/>признания существования определенных прав и обя­занностей или их отсутствия;
установления фактов, имеющих юридическое значе­ние для юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей в сфере экономики.
Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, воз­никающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Эти споры и другие дела, отнесенные к компетенции хозяйственных судов, являются предметом хозяйственного процесса.
Процессуальная форма деятельности хозяйственного суда — установленный нормами хозяйственного процессу­ального права порядок: рассмотрения хозяйственным су­дом поступивших исков (заявлений), возбуждения произ­водства по делу, подготовки дела к судебному разбира­тельству, рассмотрения и разрешения дел с вынесением судебных актов, обжалования и пересмотра судебных ак­тов, а также их исполнения.
Закон придает особое значение процессуальной фор­ме, поскольку она позволяет установить реальное нали­чие или отсутствие прав субъектов предпринимательской деятельности и эффективно защитить их путем вынесе­ния законных и обоснованных судебных актов. Процессу­альная форма выступает в качестве инструмента достиже­ния законности в правоприменительной деятельности су­дов1. ХПК устанавливает, кто вправе обратиться в хозяй­ственный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст. 4); кто из судей не вправе рассматривать конкретное дело при наличии личной или иной заинтересованности в его исходе (ст. 21, 22); какие дела подведомственны хозяйственному суду (ст. 27); опре­деляет правила подсудности (ст. 29-36); состав лиц, участ­вующих в деле (гл. 5); виды доказательств (ст. 60) и т.д.
Конституция Республики Беларусь, ХПК и другие за­конодательные акты предоставляют хозяйственному суду, лицам, участвующим в деле, другим участникам процесса соответствующие их процессуальному положению права и возлагают определенные обязанности. Так, лица, участ­вующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании. Одновременно каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоя­тельства, на которые оно ссылается как на основание сво­их требований и возражений.
При этом праву одного участника процесса должна со­ответствовать обязанность другого. Например, истец вправе заявить ходатайство о приостановлении производ­ства по делу в связи с реорганизацией ответчика (юриди­ческого лица). В этом случае хозяйственный суд обязан рассмотреть такое ходатайство и приостановить произ­водство по делу.
Для хозяйственного процессуального права характе­рен диспозитивно-императивный метод правового ре­гулирования. Диспозитивность (волеизъявление по рас­поряжению своими материальными и процессуальными правами) выражается в том, что без инициативы заинте­ресованного лица (истца, заявителя) не может быть воз­буждена практически ни одна стадия хозяйственного про­цесса. Хозяйственный суд не вправе возбуждать производ­ство по делу без искового заявления, кассационное произ­водство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В то же время, участники процесса вправе совершать только предусмотренные законодательными актами действия и в установленной форме. А хозяйственный суд как орган го­сударственной власти наделен строго определенными пол­номочиями по защите прав и законных интересов участни­ков процесса, его решения носят обязательный характер. В этом заключается императивный характер правового регулирования хозяйственного процессуального права.
Систему хозяйственного процессуального права со­ставляют нормы, регламентирующие хозяйственное судо­производство. Они подразделяются на общую часть (при­менительно к ХПК — это нормы, входящие в раздел I «Об­щие положения») и особенную часть (все последующие разделы ХПК).
Процессуальные права и обязанности реализуются при рассмотрении и разрешении конкретных дел посред­ством совершения процессуальных действий (предъявле­ние иска, заявление ходатайств, представление доказа­тельств, судебное разбирательство, вынесение судебных актов, исполнение судебного решения и т.п.).
Хозяйственное судопроизводство — совокупность про­цессуальных действий по реализации процессуальных прав и обязанностей хозяйственного суда, лиц, участвую­щих в деле, и других участников процесса.
Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению и разрешению конкретных споров осуществляется в опреде­ленной законом последовательности, по стадиям процесса. Каждая стадия хозяйственного процесса характеризуется специфическими процессуальными отношениями, процес­суальными действиями, имеет свои объект, субъектный состав участников, задачи, форму, цели и содержание.
Под стадией хозяйственного процесса подразумевает­ся совокупность процессуальных действий, осуществляе­мых с целью решения определенных задач.
Начальной стадией хозяйственного процесса является принятие искового заявления (заявления или жалобы).
Некоторые авторы называют эту стадию хозяйственного процесса воз­буждением производства по делу или возбуждением дела.
Для данной стадии хозяйственного процесса присущи:
— объект — поданное в хозяйственный суд исковое заяв­ление (заявление, жалоба) с приобщенными к нему доку­ментами;
— задачи — определить подведомственность, соблюдение требований ХПК и других законодательных актов к форме и содержанию искового заявления (заявления, жало­бы), подсудность и другие критерии, необходимые для ре­шения вопроса принимать ли дело к производству хозяй­ственного суда;
— субъект — судья или состав судей хозяйственного суда, а также лицо, подавшее исковое заявление (заявление, жалобу);
— процессуальные действия — отказ в принятии искового заявления (заявления, жалобы) или его возвращение либо возбуждение производства по делу;
— процессуальная форма — соответствующее определе­ние.
После принятия искового заявления и возбуждения производства по делу следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству.
К задачам этой стадии хозяйственного процесса отно­сятся: 1) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса; 2) определение зако­нодательства, которым следует руководствоваться, и ус­тановление правоотношений сторон; 3) определение об­стоятельств, имеющих значение для правильного разре­шения дела; 4) представление и истребование необходи­мых доказательств; 5) установление времени и места су­дебного заседания.
Основной стадией хозяйственного процесса является судебное разбирательство.
На этой стадии разрешаются споры и рассматривают­ся дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возраже­ния. Разбирательство дела осуществляется в судебном за­седании, которое завершается вынесением решения или определения о прекращении производства по делу либо определения об оставлении иска без рассмотрения.
Следующей возможной стадией хозяйственного про­цесса является пересмотр судебных актов в кассацион­ной инстанции.
/>/>/>/>/>По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хо­зяйственного процесса проверяется законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу.
Очередной (также проверочной) стадией хозяйствен­ного процесса может быть пересмотр судебных актов в порядке надзора.
Эта стадия хозяйственного процесса предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц хозяйственных судов и органов прокуратуры.
Возможен также пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На этой стадии по заявлениям лиц, участвующих в де­ле, либо по представлениям должностных лиц, правомоч­ных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть отменены, а де­ло может быть рассмотрено по правилам одной из преды­дущих стадий хозяйственного процесса при наличии опре­деленных обстоятельств. –PAGE_BREAK–
Завершающей стадией хозяйственного процесса явля­ется исполнение судебных и иных актов.
Добровольное и принудительное исполнение судебных актов, а также актов некоторых других органов, права и обязанности должника, взыскателя, судебных исполните­лей хозяйственных судов реализуются на этой стадии хо­зяйственного процесса.
Помимо стадий хозяйственного процесса ХПК предусматривает также различные виды хозяйственного судо­производства.
В зависимости от критериев можно различить не­сколько классификаций видов хозяйственного судопроиз­водства.
Выделяют следующие виды судопроизводства: исковое; приказное; производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение; производство по жалобам на нотариальные действия или отказ в их со­вершении. Если принимать данную классификацию, то к названным видам следует отнести также производство по делам о банкротстве. В основу такой классификации положены процессуальные особенности рассмо­трения отдельных категорий споров и дел хозяйственным судом первой инстанции.
При применении смешанного способа классификации видов хозяйственного судопроизводства выделяются: при­казное; исковое; производство по делам о. банкротстве; производство по рассмотрению дел об установлении фак­тов, имеющих юридическое значение; производство по рассмотрению жалоб на нотариальные действия или от­каз в их совершении; кассационное; надзорное; о возоб­новлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам; ис­полнительное.
Теория права исходит из того, что источник права -способ официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы1.
Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законодательные акты, регулиру­ющие порядок судопроизводства в хозяйственных судах. К ним относятся:
— Конституция Республики Беларусь. Первым по зна­чимости источником хозяйственного процессуального права, как и других отраслей права, является Основной Закон Республики Беларусь. В нем хозяйственные суды отнесены к органам судебной власти, закреплены основ­ные принципы судопроизводства, порядок назначения су­дей хозяйственных судов и другие основные начала их де­ятельности;
/>/>/>/>-международные договоры Республики Беларусь. Ус­тановлен приоритет международного договора Республи­ки Беларусь перед другими законодательными актами: ес­ли международным договором Республики Беларусь предусматриваются иные правила, чем те, которые содержат­ся, например, в ХПК, то применяются правила междуна­родного договора;
ХПК. В нем подробно освещены принципы судопро­изводства в хозяйственных судах, положения о подведом­ственности и подсудности споров, состав лиц, участвую­щих в деле, приказное производство, порядок предъявле­ния иска, разрешения споров, обжалования и пересмотра судебных актов и другие вопросы процессуальной дея­тельности хозяйственных судов;
Закон о хозяйственных судах. В этом Законе опре­делены задачи хозяйственных судов, основные принципы их деятельности, права и обязанности судьи хозяйственно–го суда, в том числе председателей судов и их заместите­лей, полномочия коллегиальных органов (Пленума и Пре­зидиума ВХС, коллегий и судебных составов) и иные во­просы;
другие законы Республики Беларусь. Перечень та­ких законов весьма обширен, и их условно можно подраз­делить на несколько групп:
законы, которые помогают определить подведомст­венность споров хозяйственному суду. К ним, в частности, относятся: законы «Об объектах, находящихся только в собственности государства», «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях», «Об акционер­ных обществах, обществах с ограниченной ответственнос­тью и обществах с дополнительной ответственностью» и многие другие. Необходимо отметить специфику этих ис­точников. Они регулируют отношения сугубо в сфере эко­номики, хозяйствования, предпринимательства. Одновре­менно в них содержатся нормы, определяющие компетен­цию, в том числе исключительную, определенных органов управления коммерческих организаций (общего собрания, правления, советов и комитетов). В совокупности с норма­ми процессуальными нормы перечисленных законов поз­воляют разграничить компетенцию хозяйственных и об­щих судов, других государственных и иных органов;
законы, предусматривающие особенности рассмот­рения отдельных категорий дел, а также исполнения судебных и иных актов. Это прежде всего Закон «Об эконо­мической несостоятельности (банкротстве)», а также за­коны Республики Беларусь «О международном арбитраж­ном (третейском) суде», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др.
В законах регулируются и другие процессуальные во­просы, например, связанные с судебными расходами, — в Законе «О государственной пошлине»;
— декреты и указы Президента Республики Беларусь. В их число, в частности, входят: декреты от 29 сентября 1997 г. № 17 «Об образовании Президиума Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь», от 12 марта 2003 г. № 9 «О совершенствовании хозяйственного судо­производства», указы от 8 октября 1997 г. № 507 «О созда­нии Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь», от 12 ноября 2003 г. № 508 «О не­которых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и др.
Нормы, регулирующие некоторые хозяйственные процессуальные правоотношения, содержатся также в по­становлениях Правительства и постановлениях Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
Так, постановлением Правительства от 30 января 1998 г. № 147 утверждено Положение о Службе судебных испол­нителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. В нем отражены права и обязанности судебных исполните­лей, в том числе процессуальные. Постановлением Прави­тельства от 26 марта 2003 г. № 402 (в ред. постановлений Правительства от 2 июля 2003 г. № 899 и от 8 октября 2003 г. № 1275) утверждены ставки государственной пошлины.
/>/>/>/>/>Среди постановлений Пленума Высшего Хозяйствен­ного Суда можно назвать следующие: от 25 июля 2000 г. № 5 «О Регламенте Президиума Высшего Хозяйственно­го Суда», от 7 июня 2001 г. № 2 «О применении Хозяйст­венного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в суде первой инстанции», от 22 ию­ля 2000 г. № 7 «О применении Хозяйственного процессу­ального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в кассационной инстанции», от 22 июля 2000 г. № 8 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в порядке надзо­ра», от 23 декабря 2003 г. № 11 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротст­ва)» и др.
Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда не относятся к числу источников хозяйственного процессуального права. Однако они имеют большое зна­чение для совершенствования судебной практики, обеспе­чения ее единообразия в Республике Беларусь.
Таким образом, источники хозяйственного процессу­ального права:
представляют собой систему (включают в себя нормы организационные, нормы процессуальные и специальные нормы);
отличаются спецификой, присущей только данной от­расли права (экономическая составляющая в спорах, осо­бенности регулирования отношений, связанных с бан­кротством юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей);
имеют высокую степень развития и перспективность.
Хозяйственное процессуальное право — отрасль права, наука,
учебная дисциплина
Понятие хозяйственного процесса нельзя смешивать с понятием хозяйственного процессуального права как са­мостоятельной отрасли права.
Под отраслью права понимается совокупность взаимо­связанных, обособленных юридических норм, регулирую­щих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием1.
Вопрос об отраслевой принадлежности норм, регули­рующих порядок рассмотрения дел хозяйственными суда­ми Республики Беларусь, у нас в стране практически не дискутировался.
В бытность СССР, а также в Российской Федерации после распада СССР аналогичный вопрос о нормах, регу­лирующих деятельность арбитражных судов, некоторое время был дискуссионным. Одни авторы относили такие нормы к гражданскому процессу1, другие (и таких боль­шинство) говорят о самостоятельном месте арбитражного процесса в структуре права2.
Многие из предлагаемых решений этого спорного во­проса утратили значение и оказались несостоятельными после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Согласно Конституции РФ арбитражные суды и суды об­щей юрисдикции составляют две самостоятельные ветви судебной власти, поэтому арбитражный процесс предла­гается рассматривать как самостоятельную процессуаль­ную систему.
Указанное характерно и для хозяйственных судов и хо­зяйственного процессуального права в Республике Бела­русь после принятия Конституции 1994 года, а также но­вых Закона о хозяйственных судах и ХПК (1998 г.).
Несмотря на определенную схожесть функций и задач, ‘ стоящих перед общими и хозяйственными судами, отожде­ствлять их нельзя. Хозяйственные суды существенно отли­чаются от общих судов по порядку и формам деятельнос­ти, организационному построению и компетенции, право­вому положению отдельных участников процесса и т.п.
/>/>/>Хозяйственные суды имеют свою обособленную сис­тему нормативных актов (источников), регулирующих их организацию и структуру, компетенцию и порядок дея­тельности, которая рассмотрена выше. В соответствии с названными законодательными актами хозяйственные су­ды, как и общие суды и Конституционный Суд, занимают особое положение в системе государственных органов государственной власти Республики Беларусь. Хозяйствен­ный суд полностью независим и не подотчетен в своей де­ятельности другим ветвям власти. В связи с этим можно говорить о трех ветвях судебной власти и в Республике Беларусь.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Хозяйственные суды, как и общие суды, выполняют важную государственную функцию по осуществлению правосудия, но в специфической сфере — предпринима­тельской и иной хозяйственной (экономической) деятель­ности. Следовательно, нормы, регулирующие деятель­ность хозяйственных судов, имеют свой субъект, объект регулирования и содержание.
Существует определенная специфика и предмета хо­зяйственного судопроизводства — хозяйственных (эконо­мических) споров. При рассмотрении конкретных дел хо­зяйственный суд вникает не только в правовые вопросы, но и в экономические, финансовые, налоговые и др. Та­ким образом, хозяйственный суд оказывает влияние на производственно-хозяйственную деятельность не только спорящих сторон, но и других субъектов хозяйствования.
О самостоятельности хозяйственного судопроизводст­ва свидетельствуют и иные обстоятельства.
Так, Гражданский кодекс (ГК) (ст. 3) отнес акты Выс­шего Хозяйственного Суда (постановления Пленума) на­равне с актами Верховного Суда и Конституционного Су­да к источникам гражданского законодательства. А Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 2) называет среди других нормативных актов, регули­рующих общественные отношения, постановления Пле­нума Высшего Хозяйственного Суда.
Все перечисленное выше свидетельствует о том, что хозяйственное процессуальное право является самостоя­тельной отраслью права, которая имеет свои специфичес­кие субъект, объект регулирования и содержание. Специ­фичность метода хозяйственного процессуального права заключается в том, что для хозяйственного судопроизвод­ства, больше чем для любого другого способа регулирова­ния спорных правоотношений, присущ принцип арбитрирования и даже медиаторства (посредничества). Их смысл заключается в том, что хозяйственный суд не только при­нимает меры к примирению сторон, но способствует со­хранению и развитию между спорящими сторонами по гражданским и другим экономическим спорам нормаль­ных деловых, партнерских отношений.
Самостоятельность отрасли хозяйственного процессу­ального права базируется не только на том, что она при­звана обслуживать самостоятельную систему органов правосудия — хозяйственные суды, имеющие принципи­ально важное значение для развития экономики, но и на степени развития источников этой отрасли, о чем указы­валось выше.
Хозяйственное процессуальное право — право кодифи­цированное. Процессуальные нормы, закрепляющие пра­во на обращение в хозяйственный суд, принципы хозяйст­венного процесса, состав суда, подведомственность и под­судность, доказательства в хозяйственном процессе, право­вое положение лиц, участвующих в деле, и некоторые дру­гие нормы составляют общую часть данной отрасли права.
Нормы, регулирующие процессуальные отношения, возникающие и развивающиеся на соответствующих ста­диях процесса, относятся к особенной части хозяйственно­го процессуального права.
Хозяйственное процессуальное право включает и спе­циальные процессуальные нормы, предусматривающие специфику возбуждения и рассмотрения отдельных кате­горий дел: о банкротстве, о признании актов государст­венных и иных органов недействительными и др.
Хозяйственное процессуальное право как наука есть совокупность правовых знаний, взглядов, идей и представ­лений о хозяйственном судопроизводстве в Республике Беларусь и его аналогах за рубежом, экономической его направленности, истории, закономерностях, принципах и тенденциях развития.
/>/>/>/>Наука хозяйственного процессуального права имеет небольшую историю. Наиболее существенные научные исследования по хозяйственному (арбитражному) процес­суальному праву выполнены во второй половине XX ст.: в период, когда активно полемизировалась правовая природа арбитража в рамках бывшего СССР и после, когда во всех суверенных государствах СНГ (бывших союзных ре­спубликах) шел процесс преобразования органов арбитра­жа в полноценные органы судебной власти.
Хозяйственный процесс как учебная дисциплина изу­чает совокупность правовых норм, регулирующих органи­зацию, компетенцию и порядок деятельности хозяйствен­ных судов Республики Беларусь. Соответствующие нормы хозяйственного процессуального права изучаются с уче­том применения их на практике хозяйственными судами. В рамках этой учебной дисциплины изучается также роль и значение третейского разбирательства споров, возникаю­щих в сфере экономических (хозяйственных) отношений.
Соотношение хозяйственного процессуального права с другими
отраслями права
Нормы хозяйственного процессуального права нахо­дятся во взаимодействии и взаимосвязи с нормами других отраслей права, в первую очередь с нормами:
конституционного права, которые определяют пра­вовую природу хозяйственных судов как органов одной из ветвей государственной власти — судебной, устанавливают ее роль в обществе, основные принципы хозяйственного судопроизводства. Исходя из принципов верховенства пра­ва, приоритета Конституции Республики Беларусь над дру­гими законодательными актами, а также международного договора Республики Беларусь над национальным законо­дательством, судьи хозяйственных судов при осуществле­нии правосудия вправе поставить вопрос о признании соот­ветствующего нормативного акта неконституционным ли­бо о признании ненормативного акта недействительным;
гражданского, административного, налогового, фи­нансового, земельного и других отраслей материального права, которые предопределяют субъектный состав по рассматриваемым хозяйственными судами спорам и ха­рактер спорных правоотношений;
гражданского процессуального права, которые регу­лируют отношения, связанные с рассмотрением граждан­ских дел в системе общих судов, имеют большое сходство с нормами хозяйственного процессуального права и могут применяться в хозяйственном судопроизводстве в порядке аналогии закона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.
Борико С.В. Судоустройство: Учебник. — Мн.: Амалфея, 2000.
Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.
Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.
Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. — Мн.: Амалфея, 2007 — 221с.
Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. — Мн.: Амалфея, 2000. — 208 с.