Понятие, роль и правовая форма государственного
и местного (муниципального) бюджетов
Государственныеи местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовойсистемы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет —необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетовобразуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципальногообразования, которые обеспечивают выполнение задач общего для нихзначения, создают финансовую основу для осуществления функций органовгосударственной власти и местного самоуправления.
В материальном аспектегосударственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованныйв масштабах определенного государственного или муниципального образования денежныйфонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственнойвласти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно,постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, видыпоступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджетапроявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией ииспользованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономическойкатегории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупностьэкономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием,распределением и использованием централизованных денежных фондов,предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач ивыполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
В бюджетах концентрируется наиболеекрупная часть финансовых ресурсов государства.
Понятиебюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается какправовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования,распределения и использования централизованного денежного фонда государства илимуниципального образования, утверждаемый соответствующим представительныморганом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовыйплан закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Взаконодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позицийправа собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (п. 4 ст. 214)средства государственного бюджета и иное государственное имущество, незакрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляютсоответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом,средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средстваместного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности исоответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215). Такаяхарактеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: имявляется не тот или иной орган государственной власти или местногосамоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования(Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующиеорганы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенциираспоряжение этой собственностью. Конституция РФ (п. «г» ч. 1 ст. 72) относитвопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетныесредства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Понятиебюджета дается и в законодательстве. Так, в Законе РФ «Об основах бюджетногоустройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. бюджет определяется какформа образования и расходования денежных средств для функционирования органовгосударственной власти. Однако это характеризует лишь одну его сторону — связьс функционированием органов государственной власти. К тому же за пределамиприведенного определения остались не только другие особенности даннойкатегории, но и местные бюджеты.
Впоследствиив законодательстве была уточнена формулировка понятия бюджета. СогласноБюджетному кодексу 1998 г. (ст. б) и в его целях бюджет — это форма образованияи расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Присохранении сходства с вышеприведенным данное определение приобрело некоторыеуточнения. В нем вместо довольно неопределенного выражения «денежные средствадля функционирования органов государственной власти» говорится о «фондах денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления»; учитывается обособление органовместного самоуправления от системы органов государственной власти на основанииКонституции РФ 1993 г., в связи с чем местные бюджеты перестали относиться кгосударственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.
Вместес тем более полному представлению о сущности бюджета и его роли способствуетрассмотрение этой категории в разных аспектах.
Рольбюджета выражается в том, что он создает финансовую базуфункционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своихзадач. В то же время и государственный аппарат, и органы местногосамоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюдаотносятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительныеорганы.
Сконцентрированныев бюджете средства предназначаются для осуществления государственнойсоциально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. Спомощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местныепрограммы по развитию и нормальному функционированию отраслей народногохозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охранеокружающей природной среды, по укреплению научно-технического потенциала иразвитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения иотдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектовФедерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все этизадачи имеют общее значение для соответствующей территории.
Аккумуляцияв бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспеченияравномерного развития экономики и культуры на всей территории страны,целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет являетсямощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводникомего финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развитияместного самоуправления.
Значениегосударственного бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в немсредств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействиемфункционируют все другие звенья финансовой системы.
Наличиебюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств напотребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке временидля страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализациизадач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.Так, в связи с финансовым кризисом, происшедшим в 1998 г., бюджет призвансодействовать преодолению последствий этого кризиса, поддержанию уровня жизнинаселения и обеспечению функционирования реального сектора экономики,прекращению спада экономики и другим целям экономической политики в 1999 г.
Рольбюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с такимгосударственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной инациональной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональнойполитики определены следующие: создание единого экономического пространства,выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цельнациональной политики состоит в создании всем народам России условий для ихполноправного социального и национально-культурного развития, укреплениеобщероссийской общности на основе соблюдения прав человека.
Бюджетспособствует также развитию международных связей России, в частности укреплениюее взаимоотношений с государствами СНГ. Например, Федеральным законом «Офедеральном бюджете на 1999 год» намечено выделить средства для взноса в бюджетСоюза Белоруссии и России в сумме 520 млн руб.,предоставление кредитов государствам — участникам СНГ.
Таким образом, в бюджетной системе концентрируетсячасть национального дохода, которая направляется на потребности общегозначения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны ибезопасности страны.
Говоря о важной роли бюджета, нельзя неучитывать, что кризисные явления в экономике и расстроенностьфинансовой системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить вполной мере свое предназначение. В области бюджета такими негативными факторамиявляются бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострениепротиворечий при распределении средств между бюджетами разных уровней,несвоевременность утверждения бюджета, несобираемостьдоходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.
Государственные бюджеты (на уровнях РФи субъектов Федерации) и местные бюджеты утверждаются соответствующимипредставительными органами власти. В результате бюджет приобретает определеннуюправовую форму. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФразрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местныебюджеты — в форме правовых актов представительных органов местногосамоуправления, как правило — решений (ст. 11 БК РФ). Таким образом, получивправовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутыхправовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанностиРоссийской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение,распределение и использование средств.
Помимобюджета, утверждаемого в обычном порядке. Закон РСФСР «Об основах бюджетногоустройства и бюджетного процесса» (ст. 25) предусматривает возможность введениячрезвычайного бюджета. Чрезвычайный бюджет — это бюджет с особым, болеежестким правовым режимом использования средств, основанием для установлениякоторого является введение чрезвычайного положения. БК РФ норм о таком бюджетене содержит.
Всоответствии с законодательством составляется также консолидированныйбюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории,используемый для расчетов и анализа.
Егонеобходимость обусловлена тем, что по действующему законодательству все бюджетысуществуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, в отличие отположения, существовавшего до 90-х гг., когда высшим органом власти утверждалсяединый государственный бюджет, который объединял все существовавшие натерритории страны бюджеты и отражал в целом их средства.
Однакодля управления делами России в целом, а также ее территориальных подразделений,для прогнозирования их развития важно знать, какие средства аккумулируются врамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значениетакже для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти.Поэтому составляются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации(совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) иконсолидированный бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджети свод бюджетов субъектов РФ. В результате в консолидированном бюджете РФучитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на территориистраны.
Всвязи с понятием консолидированного бюджета законодательство ввело и другое — минимальныйбюджет. Это расчетный объем доходов консолидированного бюджета нижестоящеготерриториального уровня, а также низовых звеньев бюджетной системы (сельских,поселковых и т.п.), покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемыесоответствующими вышестоящими органами власти. Это определение относится кбюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
ЗаконРФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25сентября 1997 г. (ст. 1) дал понятие минимального бюджета применительно кместным бюджетам, увязывая его с государственными социальными стандартами:минимальный местный бюджет — это расчетный объем доходов и расходов местногозначения, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты.
Бюджетныйкодекс РФ 1998 г. взамен термина «минимальный бюджет» применяет более точный —«минимальная бюджетная обеспеченность», увязывая его с минимальными государственнымистандартами (ст. 6). При этом данные категории касаются бюджетов всех уровней,в том числе и федерального.
Минимальныегосударственные стандарты определены как государственные услуги,предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной ибезвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней игосударственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимомуровне на всей территории Российской Федерации.
Всвою очередь минимально допустимая стоимость государственных илимуниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органамигосударственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душунаселения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальнойбюджетной обеспеченностью.
Реализациянорм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетнойобеспеченности — важное условие выполнения государством своих социальныхобязанностей перед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства,инвалидов, по осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатногообразования и т.п.
Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Всвязи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкийкруг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) финансового права — бюджетным правом.
Бюджетноеправо — центральный раздел особенной части финансового права, связанный сдругими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджетав финансовой системе РФ, его координирующей ролью.
Бюджетноеправо отличается от других подразделений и институтов финансового права своим предметом,т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том,что:
а)бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов,муниципальных образований и соответствующих органов представительной иисполнительной власти;
б)эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованиемденежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальныхобразований, имеющих общее значение для соответствующей территории.
Такая общая характеристика бюджетногоправа и его предмета нуждается в конкретизации, поскольку бюджетное право тесносвязано с другими подразделениями и институтами финансового права. С этой цельюв бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют ирегулируют:
а)бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ,принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;
б)структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в неебюджетов, порядок распределения их между бюджетами;
в)компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальныхобразований в области бюджета;
г) бюджетный процесс, т.е. порядокформирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.
Соответственно сказанному и понятиебюджетного права можно определить, исходя либо из общей, либо конкретнойхарактеристики предмета бюджетного права.
Итак, бюджетноеправо — это раздел (подотрасль) финансового права,состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которыевозникают в связи с образованием, распределением и использованием денежныхфондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.
Однако такое понятие недостаточно четкоопределяет пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трактовать егоочень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но идругие, связанные с бюджетом отношения (например, касающиеся налоговых платежейв бюджет, расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями идр.). Избежать этого можно путем введения в определение понятия бюджетногоправа уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета. При такомподходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово -правовых норм,регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределениядоходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальныхобразований в области бюджета, а также бюджетный процесс.
Центральное место бюджетной системы всоставе финансов РФ обусловливает и место бюджетного права в системефинансового права: именно с него начинается особенная часть этой отрасли права.
Важнейшими принципами бюджетногоправа являются принципы федерализма и развития местного самоуправления,свойственные финансовому праву в целом. В бюджетном праве они находятспецифическое проявление. Хотя они впрямую не названы и не сформулированы вбюджетном законодательстве, его содержание пронизано этими принципами ирегулирование бюджетных отношений осуществляется с учетом этих основополагающихначал, вытекающих из норм Конституции РФ.
Принцип федерализмав бюджетном праве означает гарантированность самостоятельности бюджетнойдеятельности и бюджетов субъектов Федерации как необходимой финансовой основыих компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами ицелями Федерации, реализовать которые призван федеральный бюджет.
Принцип развития местногосамоуправления выражается в закреплении полномочийорганов местного самоуправления по самостоятельному формированию и исполнениюместного бюджета в целях решения задач местного значения в соответствии сзаконодательством Федерации и субъектов РФ.
Вбюджетном праве более четко, чем в других разделах финансового права,выделяются материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляютматериальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходовбюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К предмету вторыхотносится регулирование порядка (процедуры) прохождения каждой из стадийбюджетного процесса, форм взаимоотношений органов государственной власти,местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этомпроцессе. Значение бюджетно-процессуальных норм состоит в том, что ониустанавливают организационно-правовые формы реализации материальных бюджетныхправ субъектов бюджетного права, механизм их осуществления.
Различиематериальных и процессуальных норм бюджетного права отражено, например, вЗаконе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10октября 1991 г., в котором выделен раздел «Основы бюджетного процесса». Этаконцепция получила дальнейшее развитие в БК РФ 1998 г., который наряду сматериальными нормами, сосредоточенными в части второй, содержит часть третью — «Бюджетный процесс в РоссийскойФедерации», в которой закреплены процессуальные нормы бюджетного права.
Носителиюридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению ииспользованию бюджетов всех Уровней именуются субъектами бюджетного права.
Вкруг субъектов бюджетного права РФ входят:
1)государство и его территориальные подразделения — Российская Федерация в целом;субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область,автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования;закрытые административно-территориальные образования);
2)органы государственной власти и местного самоуправления — представительные(законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления;исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Правона соответствующий бюджет — это основное из материальных бюджетных прав. Онопринадлежит соответственно государству, государственному или муниципальномуобразованию, определяет именно их правосубъектность,а не правосубъектность тех или иных государственных(местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение отом, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ (см.преамбулу Конституции РФ). Из права на бюджет вытекает комплекс различныхматериальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам. Это права наполучение и включение в бюджет определенных доходов, на использование их наэкономические, социальные и другие потребности территории. С ними связанысоответствующие обязанности данных субъектов.
Процессуальнымиправами и обязанностями наделены представительные (законодательные) иисполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Это,например, полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные срокипри соблюдении установленных форм и т.д.
Вступаяв общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей,субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетныхправоотношений.
Этимправоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания исубъектного состава:
а)они возникают в связи с образованием, распределением и использованиемцентрализованного государственного или муниципального денежного фондасоответствующей территории;
б)права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием иисполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственногоили муниципального образования;
в)в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственныеили муниципальные образования или соответствующие органы государственной властии местного самоуправления, представляющие их интересы.
Бюджетныеправоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными ипроцессуальными.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. дляхарактеристики обязанностей органов власти в области расходов бюджетных средстввводит новое в российском законодательстве понятие — бюджетноеобязательство. Согласно Кодексу (ст.222) это признанная органом,исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующегобюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом обюджете и сводной бюджетной росписью. Термин «обязательство», свойственныйгражданскому праву, в данном случае усиливает ориентированность на соблюдениевзаимных прав и обязанностей в бюджетных отношениях.
В нормах бюджетного права предусмотренымеры ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Онипредусмотрены в разных правовых актах — в законах о бюджете на конкретный год,в указах Президента РФ. Бюджетный кодекс РФ 1998 г. привел вопросыответственности за нарушения бюджетного законодательства в систему, посвятив имособую (четвертую) часть.
Значениебюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетовв решении экономических и социальных задач страны. Для федеративногогосударства, каковым является Россия, оно особенно велико. С помощью бюджетногоправа регулируются внутрифедеративные отношения пораспределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочийфедерального уровня и субъектов Федерации. В силу своей важности частьотношений в области бюджета регулируется конституционными нормами.
В90-х гг. бюджетное право РФ, как и все финансовое право, существенноизменилось, что обусловлено происшедшими экономическими и политическимипеременами. Формирующееся бюджетное законодательство отразило новые черты Россиикак федеративного государства, повышение уровня самостоятельности субъектов РФв области бюджета; оно исходит из принципа разделения властей при определениибюджетной компетенции представительных и исполнительных органов власти. В немпроявляются и новые черты, связанные с нацеленностью на переход к рыночнымотношениям (изменение структуры бюджетных доходов и расходов, принциповвзаимодействия между выше- и нижестоящими бюджетами, широкое использованиезаемных средств для формирования бюджетных ресурсов и др.). Законодательствоотразило и негативные явления в бюджете, свойственные современному периоду.Например, постоянный бюджетный дефицит потребовал урегулировать порядок егопреодоления.
Перспективыразвития бюджетного права определяет Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001годах, одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862,Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговойполитики» от 29 декабря 1998 г., Послание Президента РФ Правительству РФ «Обюджетной политике на 2000 год».
Основнымицелями реформы бюджетной политики определены: повышение эффективностииспользования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы;выравнивание возможностей реализации на территории страны минимального уровнясоциальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов;создание условий для повышения эффективности социально-экономического развитиярегионов.
Источникибюджетного права. Среди источников бюджетного права РФпрежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственноустанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст.71 и 72, определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в даннойобласти РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающиеосновы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением,ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого иконституционные нормы более общего значения определяют основные принципы иформы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетнойдеятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в нейсубъектов.
Средизаконодательных актов специального содержания выделяется Закон РФ об основахбюджетного устройства и бюджетного процесса как имеющий общее значение длярегулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепляет основныеобщие положения, относящиеся к организации функционирования бюджетов всех уровнейи, помимо этого, — детальную регламентацию относительно федерального бюджета (с1995 г. действие его ст. 16, ч. 3, 20, 21 и 22 приостановлено). Положенияназванного Закона получили развитие в Законе РФ «Об основах бюджетных.прав иправ по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных иисполнительных органов государственной власти республик в составе РоссийскойФедерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городовМосквы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993г. (далее: Закон РФ «Об основах бюджетных прав… » ). Ежегодно принимаемыезаконы о федеральном бюджете также, помимо конкретных показателей доходов ирасходов, содержат правила общего значения, т.е. нормы бюджетного права.
Федеральныезаконы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» от 28 августа 1995 г. и «О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. определяютосновные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муниципальныхобразований и органов местного самоуправления, их взаимоотношениях с органамигосударственной власти.
Установленныеназванными законодательными актами основы правового регулирования подлежатконкретизации в законодательстве субъектов Федерации и нормативных актахорганов местного самоуправления, также относящихся к источникам бюджетногоправа в соответствующих территориальных пределах.
Всфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы Президента РФ,постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которымпринадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельностигосударства.
Приведенныепримеры федеральных законов и других нормативных актов далеко не исчерпываютвсего их перечня, действующего в настоящее время. Принятый 31 июля 1998 г.,вводимый в действие с 1 января 2000 г., Бюджетный кодекс РФ призван сыгратьважную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой. Онокажет воздействие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФ исистемы нормативных бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления.Вместе с тем ряд федеральных законов и иных нормативных актов потребуетсяизменить и признать утратившими силу.
Бюджетное устройство в РоссийскойФедерации
Вседействующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют всовокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Взаконодательстве было дано ее определение как основанной на экономическихотношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупностифедерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетовмуниципальных образований.
Следуетзаметить, что Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 6 и 10) расширил рамки бюджетнойсистемы, включив в нее помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетныегосударственные социальные фонды (ст. 13). При этом какие-либо муниципальные(местные) внебюджетные фонды не упоминаются. Такое объединение являетсяусловным и требует уточнения. С бюджетом названные фонды сближает утверждениеих представительными (законодательными) органами власти, которые утверждают иотчеты об исполнении бюджетов этих фондов. Однако внебюджетные фондысущественно отличаются от государственных и местных бюджетов своимпредназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом. Поэтому внастоящем учебнике они рассматриваются особо.
Каждоегосударство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения,т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетноеустройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны,место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Этинормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают правогосударства и муниципальных образований на свой бюджет, уровеньсамостоятельности в его использовании.
Бюджетноеустройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарномгосударстве бюджетная система состоит из двух уровней — государственногобюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местногосамоуправления.
Длябюджетной системы федеративного государства характерны три уровня —государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местныебюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты штатови более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц(округов, муниципалитетов и др.).
Вбюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трехуровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственныебюджеты двух уровней:
а)федеральный бюджет;
б)бюджеты субъектов Федерации — республиканские бюджеты республик в составеРФ; кра