Министерство образования Республики Башкортостан
Восточно — экономически государственный университет
Курсовая работа
По дисциплине: «Трудовое право»
На тему: “Понятие рынка труда, занятости, трудоустройстваи права граждан в области занятости.
Правовой статус безработного.
Права и обязанности безработного”
Работу выполнил:
студент 3 курса
очного отделения
группы СПО-09
факультета юридически
Диргамов Ришат Рафитович
Преподаватель
И.В. Иванова
Дюртюли 2010 г.
Содержание
Введение
Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройстванаселения
§1. Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и праваграждан в области занятости
§2. Правовой статус безработного
§3. Права и обязанности безработного
§4. Пособие по безработице
§5. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
§6. Право граждан на содействие обеспечениюзанятости и трудоустройству
§7. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
§8. Организация общественных работ
§9. Правовая организация трудоустройства граждан
§10. Социальные гарантии при потере работы и безработице
§11. Особенности трудоустройстваотдельных категорий граждан
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рынок труда представляет собойособую совокупность экономических и правовых отношений, связанных собеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса ипредложения на рабочую силу.
Субъектами отношений являютсябезработные граждане, работодатели и государство.
Эти правоотношения действуют вправовом пространстве РФ и ее субъектов, но может быть и конкретная территорияпредприятия, где осуществляется прием граждан на работу.
Из-за миграции населенияправовое пространство может изменяться. Главная функция государства на рынкетруда — обеспечение его законной и цивилизованной формы.
Закон РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 г. в первойглаве «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятийв сфере занятости.
Под занятостью понимаетсядеятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, какправило, заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное правораспоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждениек труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) недопускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст.43) предусматриваетв качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительныеработы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемаяпо приговору суда.
Правовое регулирование вопросов занятости итрудоустройства населения§1. Понятие рынка труда, занятости, трудоустройстваи права граждан в области занятости
Рынок труда представляет собойособую совокупность экономических и правовых отношений, связанных собеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса ипредложения на рабочую силу.
Субъектами отношений являютсябезработные граждане, работодатели и государство.
Эти правоотношения действуют вправовом пространстве РФ и ее субъектов, но может быть и конкретная территорияпредприятия, где осуществляется прием граждан на работу.
Из-за миграции населения правовоепространство может изменяться. Главная функция государства на рынке труда — обеспечениеего законной и цивилизованной формы.
Закон РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 г. в первойглаве «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятийв сфере занятости.
Под занятостью понимаетсядеятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, какправило, заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное правораспоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждениек труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) недопускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст.43) предусматриваетв качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительныеработы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемаяпо приговору суда.
Незанятость граждан не можетслужить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.К числу занятых относятся следующие граждане:
работающие по трудовомудоговору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полноголибо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу,включая сезонную, временную работу;
занимающиеся предпринимательскойдеятельностью;
самостоятельно обеспечивающиесебя работой;
занятые в подсобных промыслах иреализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы погражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также членыпроизводственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные илиутвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, атакже службу в органах внутренних дел;
проходящие очный курс обучения вобщеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального,среднего профессионального и высшего профессионального образования и другихобразовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральнойгосударственной службы занятости;
временно отсутствующие нарабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой,повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой илииными причинами.
Какие же права имеют граждане всфере занятости? Прежде всего это право на выбор места работы. Это правограждане реализуют путем прямого обращения к работодателю — организации,обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемусяпредпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительскогохозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду сэтим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатногопосредничества органов службы занятости или с помощью других организаций посодействию в трудоустройстве населения. Во-вторых, это право свободы договора. Содержаниепринципа свободы трудового договора характеризуется сотрудничеством сторон впроцессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изысканииэффективных средств повышения производительности труда, улучшения качествапродукции, экономного использования сырья, энергии и т.п.
Далее граждане имеют право набесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службызанятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможностипрофессионального обучения.
Граждане имеют также право набесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку,переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
И, наконец, граждане имеют правона профессиональную деятельность за пределами РФ (ст.10 закона о занятости).
Правовое положение граждан нарынке труда и в сфере занятости гарантируется установленным ст.11 закона РФ«О занятости населения в Российской Федерации» правом граждан наобжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и ихдолжностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящийорган службы занятости, а также в суд в порядке, установленномзаконодательством РФ.
§2. Правовой статус безработного
Безработными признаютсяграждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода),зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней содня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработныхграждан определяется Правительством РФ.
Решение о признании гражданина,зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимаетсяорганами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней содня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки илидокументов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднемзаработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервыеищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), — паспортаи документа об образовании.
В случае представления справки осреднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы виностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностраннойвалюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнениягражданина.
При невозможности предоставленияорганами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дняих регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаютсябезработными с первого дня предъявления указанных документов.
Граждане не могут быть признаныбезработными, если они:
не достигли 16-летнего возраста;
в соответствии с пенсионнымзаконодательством РФ им назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугулет;
отказались в течение 10 дней содня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работыот двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, авпервые ищущие работу (ранее наработавшие), не имеющие профессии (специальности)- в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или отпредложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданинуне может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка поодной и той же профессии, специальности) дважды;
не явились без уважительныхпричин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работыв органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также неявились в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их вкачестве безработных;
осуждены по решению суда кисправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишениясвободы;
представили документы,содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а такжепредоставили другие недостоверные данные для признания их безработными.
При этом встает вопрос: чтотакое подходящая и неподходящая работа?
Подходящей считается такаяработа, в том числе работа временного характера, которая соответствуетпрофессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональнойподготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемыхобщественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочегоместа. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительствабезработного определяется соответствующим органом местного самоуправления сучетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Оплачиваемая работа, включаяработу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (сучетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки,отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей дляграждан:
впервые ищущих работу, неимеющих профессии (специальности);
уволенных более одного раза втечение года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины идругие виновные действия, указанные в законодательстве;
ранее занимавшихся трудовойдеятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного(более года) перерыва;
направленных органами занятостина обучение и отчисленных за виновные действия, отказавшихся повысить (иливосстановить) квалификацию по имеющейся специальности, получить смежнуюпрофессию или пройти переподготовку после первоначального (12-месячного) периодабезработицы;
состоящих на учете в органахзанятости более полутора лет, более трех лет не работавших;
обратившихся в органы занятостипосле окончания сезонных работ.
Не считается подходящей работа:
если она связана с переменойместа жительства без согласия гражданина;
если условия труда попредлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
если предлагаемый заработок нижесреднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этоммаксимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточногоминимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
§3. Права и обязанности безработного
Безработный имеет право на:
выбор места работы путем прямогообращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо,с которым гражданин вступает в трудовые отношения);
бесплатную консультацию ибесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферыдеятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетниев возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию ибесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессиии возможности получения профессионального обучения;
бесплатные профессиональнуюориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышениеквалификации по направлению органов службы занятости;
самостоятельный поиск работы итрудоустройство за пределами территории РФ;
обжалование решения, действийили бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящийорган службы занятости, а также в суд в порядке, установленномзаконодательством РФ;
социальную поддержку в виде: а) выплатыпособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; б) выплатыстипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации,переподготовки по направлению службы занятости; в) предоставления возможностиучастия в общественных работах; г) возмещения затрат в связи с добровольнымпереездом в другую местность для трудоустройства по предложению органовзанятости.
Безработные обязаны:
являться в органы службызанятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;
участвовать по истечениитрехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение понаправлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);
являться на переговоры отрудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органамислужбы занятости;
являться в органы службызанятости для получения направления на учебу (работу);
сообщить в орган занятости осамостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме,призыве на военную службу (сборы);
выбрать один из двухпредложенных органом занятости вариантов подходящей работы.§4. Пособие по безработице
Пособие безработным гражданам,уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении ксреднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему местуработы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имелиоплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочегодня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
Если это условие не соблюдено,то пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
Размер пособия по безработицегражданам устанавливается:
в первые три месяца безработицы- в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяцапо последнему месту работы;
в следующие четыре месяца — вразмере 60%;
в дальнейшем — в размере 45%, ново всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплатытруда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе (субъектеРФ). Аналогичный порядок определения размера пособия по безработице установлендля лиц, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел.
Пособие увеличивается приналичии лиц, находящихся на иждивении, также увеличивается пособие жителямКрайнего Севера, гражданам, подвергшимся радиации и т.п.§5. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
Гражданам, признанным вустановленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется спервого дня признания их безработными. В соответствии с законом гражданам,уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности илиштата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроеннымив период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняязаработная плата с учетом выходного пособия, пособие по безработицевыплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Продолжительность выплатыпособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарномисчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев,предусмотренных законом.
В случае непредставленияоплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицыбезработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размереминимальной оплаты труда.
Пособие по безработицевыплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработнымперерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз вмесяц.
По предложению органов службызанятости при отсутствии возможности трудоустройства безработным гражданам,уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штатаи имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающийправо выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию нальготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чемза два года до установленного законодательством РФ срока выхода на пенсию.§6. Право граждан на содействие обеспечениюзанятости и трудоустройству
Обеспечение занятости являетсяодновременно и обеспечением реализации права граждан на труд. Содействие этомуявляется обязанностью государства и его исполнительных органов власти,государственной службы занятости. Они и работодатели реализуют государственнуюполитику в области занятости по содействию реализации прав граждан на полную,продуктивную и свободно избранную деятельность. Для конкретного гражданинаправо на содействие в обеспечении занятости означает помощь ему соответствующихгосударственных органов в подыскании подходящей работы, то есть реализацииправа на труд. Система правовых норм по обеспечению занятости включает меры поподысканию подходящей работы и трудоустройству на нее, по обеспечению стабильностии неизменности трудовых договоров, по предотвращению незаконных, необоснованныхотказов в приеме на работу и охране от незаконных переводов и увольнений.
Закон РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации» в ст.5 закрепил основные принципы государственнойполитики в области занятости:
обеспечение всем гражданамРоссии равных возможностей в реализации их права на труд и свободный выборработы;
поддержка трудовой ипредпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей кпроизводительному творческому труду;
создание условий, обеспечивающихдостойную человека жизнь и свободное его развитие;
обеспечение социальной защитыграждан в области занятости, помощь особо нуждающимся в ней и в трудоустройстве;
сочетание местных мер с централизованнымив области занятости;
поощрение работодателей,сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
развитие трудовых ресурсов;
предупреждение массовой исокращение длительной (более одного года) безработицы; а также принципы покоординации действий органов занятости с другими органами и по международномусотрудничеству в области занятости.
Эти принципы являются принципамиинститута содействия обеспечению занятости и трудоустройству и отражают сутьзаконодательства данного института и направления его развития.
Право граждан на содействиеобеспечению занятости и трудоустройству закреплено в разделе II закона РФ«О занятости населения в Российской Федерации». Это сложное право,включающее ряд более простых прав (возможностей получить определенное благо),является важнейшей гарантией реализации права на труд.
Содержание права на содействиеобеспечению занятости состоит из следующих прав граждан:
на проведение государственнойполитики в области занятости;
на трудоустройство;
на бесплатную профессиональнуюподготовку, переобучение, в том числе через службу занятости с получениемстипендии;
на профессиональную деятельностьза границей на основе контракта (на два-пять лет);
на обжалование неправомерныхдействий органов службы занятости, их должностных лиц, в том числе и в суд.
Организационно-правовые формыобеспечения занятости:
бесплатная профессиональнаяподготовка, переподготовка, повышение квалификации как непосредственно напроизводстве, так и с помощью органов службы занятости;
направление на работуподготовленных молодых специалистов и квалифицированных рабочих;
квотирование рабочих мест длятрудоустройства слабо социально защищенных (инвалидов, молодежи,женщин-матерей, одиноких родителей и др.);
подыскание службой занятостибезработному подходящей работы и направление на нее;
создание новых рабочих мест надействующих или вновь организуемых производствах, поощрение этогоисполнительными органами власти и службой занятости различными мерами;
внутреннее трудоустройствоработника администрацией на том же предприятии, организации, намечаемого квысвобождению или увольнению не по его вине;
организация общественных работ инаправление на них безработных в качестве временных работников с сохранениемстатуса безработного и получением пособия по безработице;
различные специальные формытрудоустройства граждан, нуждающихся в особой помощи по устройству на работу (освобожденныхиз мест заключения, демобилизованных из армии и др.).
Трудоустройство — это подысканиеподходящей работы, включая необходимую переквалификацию, повышение квалификациии устройство на работу. Оно может осуществляться самостоятельно гражданином илис помощью специального органа, занимающегося трудоустройством.
В широком смысле трудоустройство- это любой процесс устройства на работу: самостоятельное и с помощью службызанятости и администрации организации, обязанной предложить намешенному квысвобождению или увольнению не по его вине работнику другую имеющуюся работу ис его согласия перевести на эту работу. Трудоустройство в узком смысле — этодеятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданинупомощи в устройстве на работу. Трудоустройству в узком смысле могут помогатьтакие органы, как военкоматы (для демобилизованных), милиция (для вернувшихсяиз мест заключения), комиссии по делам несовершеннолетних (для подростков) и др.
Есть общие и специальные формытрудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службызанятости трудоустройство, а также трудоустройство работодателем в порядкеперевода с согласия работника, подлежащего высвобождению (увольнению) без еговины, на другую имеющуюся работу. К специальным формам трудоустройстваотносятся:
организованный набор рабочейсилы в отъезд;
направление на работувыпускников вузов, техникумов, ПТУ и других специальных образовательныхучреждений, заключивших с работодателями соответствующие договоры о подготовкедля их производства квалифицированных кадров;
направление безработного поустановленной квоте приема, обязательной для работодателя;
трудоустройство для работы заграницей по контракту. Трудоустройство гражданина является итогом обеспеченияего
занятости. Далее действуют нормыТрудового кодекса по обеспечению стабильности его возникших трудовыхправоотношений.
Закон РФ «О социальнойзащите инвалидов» предусмотрел, что органами власти инвалидампредоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальныхмер (ст. 20) — резервирование рабочих мест по наиболее подходящим для нихпрофессиям, создание для них условий труда в соответствии с индивидуальнымипрограммами реабилитации инвалидов и др. (перечень приоритетных для инвалидовпрофессий утвержден постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1993 г. № 150).
Одной из гарантий обеспеченияправа граждан на занятость является предупреждение массового высвобожденияработников. Критерием массового высвобождения работников являются показателичисленности высвобожденных работников за определенный срок. Их определилоПоложение об организации работы по содействию занятости в условиях массовоговысвобождения, в котором тоже предусмотрена программа мероприятий по содействиюзанятости в условиях массового высвобождения. Массовое высвобождение происходитв следующих случаях:
при ликвидации любогопредприятия численностью 15 и более работников;
при сокращении 50 и болеечеловек в течение месяца (30 дней), 200 и более человек в течение двух месяцев(60 дней), 500 и более человек за три месяца (90 дней);
при увольнении более 1% общегочисла работающих в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численностиштатов в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численностьзанятых — менее 5 тыс. человек, то есть в малых городах.
§7. Участие работодателей в обеспечении занятостинаселения
Содействие работодателей занятостинаселения обеспечивается:
а) реализацией положенийколлективных договоров и соглашений по защите трудящихся в случае приостановкипроизводства или увольнения работников;
б) оказанием помощи втрудоустройстве, профессиональной под- готовке и предоставлением дополнительнойматериальной по-мощи увольняемым работникам за счет средств организаций идругих работодателей;
в) созданием условий дляпрофессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих;
г) разработкой и реализациейсоциального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональноеиспользование профессионального потенциала работников, их социальную защиту,улучшение условий труда и иные льготы;
д) соблюдением установленийквоты для трудоустройства социально не защищенных граждан;
е) трудоустройствомопределенного органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местногосамоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, илирезервированием отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства такихграждан. Работодатель обязан ежемесячно предоставлять:
1) сведения о применении вотношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), атакже информацию, необходимую для осуществления деятельности попрофессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
2) информацию о наличиивакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работуинвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов ивнесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квотыдля приема на работу инвалидов. Трудовое законодательство в целях поощрения работодателей,активно сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает дл них рядльгот и преимуществ.
Если работодатели трудоустраиваютна работу сверх установленной минимальной численности выпускниковпрофессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из местлишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите ииспытывающих трудности в поиске работы, то они имеют право на налоговые льготы,установленные налоговым законодательством РФ.
Работодатели имеют правополучать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынкатруда (п.3 ст.26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Органы службы занятости принеобходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затратына опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций, в целяхобеспечения их занятости, а также на организацию принятых на работу граждан,высвобожденных из других организаций.
Работодатель имеет правообжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службызанятости, а также в суд в установленном законом порядке (п.5 ст.26 закона озанятости).§8. Организация общественных работ
Органы исполнительной властисубъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участииорганов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятостинаселения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях,находящихся в их собственности, и по договорам — с другими организациями. Всоответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., лица, желающие участвоватьв общественных работах, заключают срочные трудовые договоры на срок до шестимесяцев. Преимущественным правом на заключение таких договоров пользуются:
а) безработные граждане,состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев;
б) безработные граждане,отнесенные к категории недостаточно защищенных в социальном отношении, если посостоянию здоровья они могут выполнять общественные работы.
Финансирование общественныхработ производится за счет средств организаций, в которых проводятся этиработы, и привлечения при необходимости средств субъектов РФ и фонда занятости.§9. Правовая организация трудоустройства граждан
Под трудоустройством следуетпонимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемыхгосударством в целях обеспечения трудовой занятости населения.
Основная обязанность поорганизации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственнуюслужбу занятости населения.
Органы трудоустройства,находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призванывыполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладаютадминистративно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однакозакон предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливатьдля работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема наработу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельныхкатегорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденныхиз мест лишения свободы, и т.п.).
Деятельность органа занятостифинансируется из фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фондзанятости образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей истраховых взносов из заработка работающих, а также ассигнований из бюджета,добровольных взносов и других поступлений.
Права службы занятости, еецентров на местах согласно Положению о ней следующие:
запрашивать у работодателейсоответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемомвысвобождении работников и о количестве принятых и уволенных, следить задинамикой рынка труда;
направлять работодателям приналичии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства;
заключать по договоренности отимени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности,выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя;
направлять безработных по ихжеланию на оплачиваемые общественные работы;
разрабатывать и вносить наутверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся вособой социальной защите;
оказывать материальную помощьсемьям безработных;
взыскивать в бесспорном порядкестраховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним;
распоряжаться в соответствии сутвержденной сметой фондом занятости.
Обязанности органов занятости:
анализировать, прогнозироватьспрос и предложение рабочей силы и информировать о состоянии рынка труда;
вести учет свободных мест итрудоустраиваемых граждан;
информировать граждан иработодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;
помогать гражданам в выбореподходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых им работников;
организовывать профподготовку,переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах ГСЗ и другихучебных заведениях, устанавливать им стипендии на этот период;
оказывать гражданам услуги впрофессиональной ориентации и трудоустройстве;
регистрировать безработных иоказывать им помощь, выдавать пособия по безработице и приостанавливать ихвыплату;
подготавливать предложения изаключения об использовании рабочей силы в России.
Все услуги органы занятостиоказывают бесплатно.§10. Социальные гарантии при потере работы ибезработице
Социальные гарантии — этоматериальные условия, которые в данный период государство, общество можетобеспечить гражданину при потере им работы и безработице.
Международные нормы праваустанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненныйуровень. Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социальных икультурных правах» 1966 г. предусматривает, что каждый человек имеет правона труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизньтрудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этогоправа (ст.2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить вКонституции России, поскольку в ст.37 уже предусматривается реализация права натруд в безопасных условиях, то есть охрана труда. В статье 11 указанного Пактазакреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненныйуровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, ина непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработицегосударство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицамв виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностейстраны на данном этапе ее развития.
Закон РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации» предусматривает следующие видысоциальных гарантий таким гражданам:
пособие по безработице;
выплату стипендии припрохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки,переподготовки или повышения квалификации;
возможность участия воплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице;
компенсацию затрат по переездуна предлагаемую работу в другую местность;
компенсацию и гарантии выплатывысвобождаемым работникам до трех месячных средних заработков в соответствии сост.178 и 180 (ч.3) ТК РФ;
оплату в период безработицыпособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия по беременности иродам;
оказание материальной помощичленам семьи безработного (путевки в санатории, детские лагери и т.д.), а такжебезработным, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечениемсрока его выплаты;
досрочный (за два года) переходна пенсию по возрасту. Различные дополнительные социальные гарантии и помощьпри потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами исоциально-партнерскими отношениями.
§11. Особенности трудоустройства отдельныхкатегорий граждан
А. Особенности трудоустройстваинвалидов
Для инвалидов установленыдополнительные гарантии трудовой занятости на основании ФЗ в редакции от 29.12.2004г. № 199-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этимзаконом устанавливаются квоты для инвалидов при приеме на работу, а государствоосуществляет следующую сумму мероприятий:
предусматривает осуществлениельготной финансово-кредитной политики в отношении специализированныхпредприятий, применяющих труд инвалидов;
предусматривается установлениеквот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальныхрабочих мест для инвалидов;
резервируются рабочие места попрофессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
стимулируется созданиеорганизациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) длятрудоустройства инвалидов;
создаются условия труда всоответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
создаются условия дляпредпринимательской деятельности инвалидов;
организуется обучение инвалидовновым профессиям.
Б. Особенности трудоустройствамолодежи
В соответствии с ТК РФ вРоссийской Федерации установлен пятнадцатилетний возраст для приема на работу. Длявыполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающегопроцесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей,усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане подостижении ими 14 лет.
Запрещается применение труда лицмоложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиямитруда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых можетпричинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре иклубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными
напитками, табачными изделиями,наркотическими и токсическими препаратами).
Список работ, на которыхзапрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.
В соответствии со ст.266 ТК РФлица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительногообязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя.
Заключение
В соответствии с ТК РФ вРоссийской Федерации установлен пятнадцатилетний возраст для приема на работу. Длявыполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающегопроцесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей,усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане подостижении ими 14 лет.
Запрещается применение труда лицмоложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиямитруда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых можетпричинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре иклубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными
напитками, табачными изделиями,наркотическими и токсическими препаратами).
Список работ, на которыхзапрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.
В соответствии со ст.266 ТК РФлица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительногообязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя.
Список использованной литературы
1. Смоленский М.Б., Мажинская Н.Г. Трудовое пра-С51 в Российской Федерации:Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*»; Ростовн/Д: Наука-Пресс, 2007. — 384 с.