Содержание
Введение
1. Рыночная экономика, понятие и ее сущность. Теория свободных рынков
2. Понятие и разновидности рынка
3. Сегментация и емкость рынка
4. Рыночная экономика в России
Заключение
Используемая литература
Введение
В каждойсистеме существуют свои национальные модели организации хозяйства, так какстраны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальнымиусловиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержаниюмоделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействиягосударства на экономику и от приоритетных задач.
Однакосовременная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах свысоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общихзакономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны вцелом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулированиянациональной экономики; экономическим ростом.
Такимобразом, тема курсовой работы имеет большую актуальность в наши дни, так каксегодня Россия имеет место в процессе перехода к рыночным отношениям. Онанаходится в зоне неустойчивости, потому что не определен конкретный вариантдальнейшего развития. Это связано с проблемой выбора модели экономики. Пока ещеотносительно легко направить развитие по тому или иному пути. Но в дальнейшемизменение выбранного направления развития становится весьма трудным.
У нас естьнесколько вариантов формирования экономики. Теоретически возможен выбор междууже показавшими себя на практике национальными моделями организации хозяйства.Но успешное использование мирового опыта в отечественной экономике должнопроисходить с учетом различий в нынешнем уровне производительной базы,национального колорита. Необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционновысокая роль государства, усиление социальных начал в современной экономике,невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию государствав экономике сужают теоретически широкий выбор до модели социального рыночногохозяйства. Поэтому судьбоносное значение переживаемого Россией историческогомомента – не громкие слова, а суть современной ситуации.
1.Рыночная экономика, понятие и ее сущность. Теория свободных рынков
Рыночная экономика — экономическая система, в которой рольосновного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системераспределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественныепотребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливаютдвижение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движениепотребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют вцелом экономический оборот любой рыночной экономики.
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являютсяобщественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частнаясобственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическаяи юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система,законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.
Будучи общей экономической системой, рыночная экономикаразвивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливаетобщую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не толькопредпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с темв зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общиезакономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночнойэкономики.
Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делаютрыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Даннойсистеме присуща способность автоматически увязывать частные и общественныеинтересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.
Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. Косновным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворятьМногие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развитияобщества, циклический характер экономического развития, усилениесоциально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др.Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворятьобщественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугахздравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. Наиндивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционироватьмногие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные ижелезнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешениюили, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственноеэкономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитыхстранах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная идругие формы политики.
Современная рыночная экономика — социально ориентированнаяэкономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но иявляется важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленностьразвития рыночной экономики.
С позиции истории бизнеса: Рыночная экономика — экономическаясистема, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных транзакций вадекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов.
Рыночная экономика основывается на принципах:
1) предпринимательства;
2) многообразия форм собственности на средства производства;
3) рыночного ценообразования * [1]
4) договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми,предприятиями и т.д.);
5) ограниченного вмешательства государства в хозяйственнуюдеятельность.
Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство,равные возможности.
В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной,полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенноГермания, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социальносправедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетатьрыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попыткисоединить все лучшее и образуют смешанную экономику. [2]
Форма государственного вмешательства варьируется от увеличениямасштабов гос. собственности и зависимости субъектов рынка от бюджетных средствдо защиты лишь эк. свободы. Монетаризм адекватно характеризует поведениеэкономики, когда спрос повышает предложение, а темпы роста высоки. Естественно,что государству в этом случае нет надобности вмешиваться до тех пор, покаэкономика этого не потребует. Такая позиция возможна, если абстрагироваться отсоциальной составляющей, что и свойственно монетаристам. Они считают, чтоисточник соц. выплат (высокие налоги) сокращают инвестиции и тормозят развитиеэкономики и под натиском монополии государства зачастую сокращают соц.программы.
Согласно монетаризму эк. свобода – абсолютная ценность ипредлагается в качестве блага всем, кто ищет пути более эффективного развития,в т.ч. эти постулаты были предложены и России. В период 1992-1997 ПравительствоРоссии консультировала группа сотрудников из Гарварда по вопросам внедрениялиберальной модели в соответствии с концепцией МВФ.
Международные исследовательские центры разработали 17 показателейэк. свободы, которые можно объединить в 4 группы:
· -Государственное регулирование рынков (защита частного сектора отчрезмерного регулирования)
· -Государственное финансовое изъятие (защита от тяжести налогов)
· -Инфляция (защита денег, как средство обмена и сбережения)
· – Международные отношения (свобода контактов с зарубежнымистранами)
С развитием рыночных отношений набравший силу класспредпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанныес этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеиэкономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит всвоем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большоечисло поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию,в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Онвыступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идейучения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционироватьэффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что,поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна бытьпредоставлена полная свобода.
При этом последователи А Смита, которых относят к так называемойклассической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государствомтрадиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределовдосягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается такназываемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляютсяколлективно (национальная оборона, образование, транспортная система,здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботуоб их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этойпродукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует наявления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные,эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е.государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественныхперспектив.
Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, такназываемое фиаско рынка [3].Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободногорынка, доказали его эффективность. Но последующее теоретизирование и наблюдениеза реальной экономикой привели экономистов теоретиков к мысли, что предпосылки,требуемые для достижения эффективного равновесия, достаточно легко нарушаемы,поэтому современная экономическая наука в основном изучает ситуации с фиаскорынка. Причины, по которым фиаско рынка является основным объектом современнойнауки, представлены ниже:
· Это наиболее часто встречающаяся ситуация в реальном мире (впротивовес совершенно конкурентной ситуации без внешних эффектов).
· Это более сложная для изучения ситуация, поэтому более интересная(все простые ситуации были изучены раньше)
Само по себе «фиаско» рынка — это ситуация, с которой рыночноерегулирование «невидимой руки[4]» не можетсправиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.).Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либоиное регулирование экономики и экономических отношений, с цельюсглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.
Теориясвободных рынков.
Свободный рынок — это рынок, свободный от любого постороннеговмешательства (включая правительственное регулирование) и мошенничества. Приэтом функция государства на свободном рынке сводится к защите прав собственности.Также свободный рынок определяют как рынок, цены на котором устанавливаютсясвободно без постороннего вмешательства и прочих внешних факторов,исключительно на основании спроса и предложения.
Основой свободного рынка является право любого производителясоздавать любой товар или услугу и предлагать её потребителям и правопотребителя приобретать любой предлагаемый товар или услугу у любогопроизводителя. Цена при этом определяется в результате договоренности междуними.
Идея свободного рынка тесно связана с экономической политикойневмешательства, согласно которой государственное вмешательство в экономикудолжно быть минимальным. Роль правительства сводится к защите прав, а такжесозданию и поддержанию налоговой системы, которая обеспечивает существованиегосударства. Некоторые приверженцы свободного рынка также возражают противналогообложения. В частности, анархо-капиталисты предлагают заменитьналогообложение арбитражными и частными охранными агентствами.
Одни экономисты рассматривают свободный рынок как средство длядостижения социальных целей, другие полагают свободный рынок принципиальнойнормой и заявляют, что вмешательство в функционирование свободного рынка,является вредным для общества, даже если это вмешательство, как верится, несётнекие кратковременные социальные выгоды. Рональд Коуз писал, что этиальтернативы являются гораздо более худшими вариантами по сравнению с системойсвободного рынка.
В терминах политэкономии крайней противоположностью экономикесвободного рынка является плановая или командная экономика, где решенияотносительно производства, распределения и назначения цен являются прерогативойгосударства. Смешанная экономика есть промежуточный вариант между плановойэкономикой и свободным рынком.
В социальной философии экономика свободного рынка являетсясистемой для распределения товаров внутри общества: именно покупательнаяспособность, служащая связующим звеном между спросом и предложением, а негосударство или чьё-то субъективное мнение определяет, что именно будетпроизводиться и кто что будет потреблять. Первые сторонники экономикисвободного рынка в XVIII веке в Европе противопоставляли её средневековойэкономике и меркантилизму.
В 1970-х гг. экономисты Чикагского университета, включаянобелевского лауреата М. Фридмана сформулировали тезис о том, что свободныерынки — самый эффективный механизм распределения ресурсов и рисков. Большинстворазвитых стран в 1970-1980-х гг. либерализовало рынки, что привело к ихвзрывному росту. Считалось, что вмешательство государства в экономику должнобыть минимальным.
Критикатеории свободных рынков.
Согласно мнению ряда ученых, глобальный финансовый кризис второйполовины 2000-х гг. показал несостоятельность как количественных, так иконцептуальных моделей, лежащих в основе теории свободных рынков.
«Фундаменталисты считают, что рынок тяготеет к равновесию и чтопреследование участниками рынка личных интересов в наибольшей степени отвечаетинтересам общественным. Это неверно, потому что от кризиса финансовые рынкивсегда спасало вмешательство властей» Дж. Сорос
Практически никто из крупных экономистов не смог предсказать крахамировой финансовой системы, они полагали, что финансовая система сработает какстабилизатор и поглотит все отклоненния. Именно способность рынка эффективнораспределять риски считалось основным достоинством свободного рынка, котороетеперь поставлено под вопрос.
«Идея, что рынки всегда правы — безумная идея. Идеяневмешательства государства умерла. Идея всемогущих рынков умерла».Н. Саркози
На практике: Пока свободный рынокявляется идеализированной абстракцией, но она, тем не менее, является полезнойв понимании реальных рынков — созданы ли они искусственно и регулируютсяправительствами или неправительственными агентствами. Также она полезна впонимании феноменов чёрного рынка и теневой экономики. Многие поборникисвободного рынка указывают на отрасли, такие как торговля наркотиками, чтобыдоказать, что этот феномен является спонтанным и может функционировать безвмешательства правительства, хотя некоторые предпочли бы чтобы контрактыобеспечивались судебной защитой. В США вынужденное вмешательство государства вэкономику во время экономического кризиса в 2009 году объяснялось следующимобразом:
«Если все семьи и все фирмы в Америке одновременно урежут своирасходы, то денег тратить никто не будет, упадёт число потребителей, что в своюочередь приведёт к новым увольнениям и ситуация в экономике ухудшится ещёсильнее. Вот поэтому правительству пришлось вмешаться и временно увеличитьрасходы, чтобы стимулировать спрос. Именно это мы сейчас и делаем» — заявиламериканский президент Б.Обама
2.Понятие и разновидности рынка
Ры́нок в экономической теории — это совокупность экономическихотношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которыеосновываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Говоряпростым языком рынок – это место встречи покупателя и продавца. Рынок, можноохарактеризовать следующими преимуществами:
· эффективное распределение ресурсов;
· возможность функционирования при ограниченной информации о цене ииздержках;
· гибкая приспособляемость к изменениям (70-е гг. – рост цен наэнергоносители разработка альтернативных источников, ресурсосбережение);
· оптимальное использование результатов НТР; свобода выбора идействий; способность к удовлетворению разнообразных потребностей.
Отрицательной же стороной рынка является отсутствие стабильности ибольшая привязанность к мировым ресурсам.
К функциям рынка относятся:
1) информационная — рынок дает его участникам информацию онеобходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2) посредническая — рынок выступает посредником междупроизводителем и потребителем;
3) ценообразующая — цена складывается на рынке на основевзаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
4) регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос ипредложение;
5) стимулирующая — рынок побуждает производителей создаватьнужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получатьдостаточную прибыль.
Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник.
К объектам рынка можно отнести:
1) рабочую силу;
2) потребительские товары и услуги;
3) средства производства
4) финансовый капитал; интеллектуальную собственность.
Разновидности рынка.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическаямодель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцыне могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Признаки совершенной конкуренции:
· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
· однородность и делимость продаваемой продукции
· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
· высокая мобильность факторов производства
· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренцияназывается несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются сцелью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестнаяконкуренция. В России одним из широко используемых видов недобросовестнойконкуренции является использование административного ресурса. Этим эвфемизмом[5]именуют получение администрацией, различными представителями государства взятокв явном и неявном виде в обмен на различного рода преференции[6].
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренциитенденцию нормы прибыли к понижению.
/>
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рыноксовершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисовбыл сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти изкоторого может лишь благодаря внешнему вмешательству.
Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на которомимеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию иосуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.
Монополистическая конкуренция — распространённый тип рынка,наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмыконтролировать цену здесь незначительная.
Монополистическая конкуренция является не только наиболеераспространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур.Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можносделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависитот конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также отприроды стратегического выбора имеющегося у фирм.
Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующиеотличительные характеристики: большое количество производителей и потребителейна представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются на не-ценовыеразличия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа ивыхода из рынка; малая возможность у производителей влиять на цены.
Характеристики рынка монополистической конкуренции практическисовпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных(не идентичных) продуктов на рынке и большого влияние не ценовой конкуренции(основанной на тонких различиях между продуктами)
Монопо́лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действуеттакая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов(выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близкихзаменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциямигосударства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли темили иным товаром.
Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или взначительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считаетмонопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка ипредусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен,принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Виды монополий:
· Естественная монополия — вид монополии, занимающийпривилегированное положение на рынке в силу технологических особенностейпроизводства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производстваресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностьюматериально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы,управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другимифирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системыводоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
· Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. вРоссии ЗАО «Газметалл»).
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положениемна рынке:
· Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенноготовара покупатель.
· Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единойсбытовой политике.
· Синдикат — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией(напр. в России «Единая торговая компания» на рынке каустической соды)
· Олигополия — это рыночная форма, в которой на рынке доминируетнебольшое количество продавцов. Так как на рынке находится небольшое количествоучастников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия другихучастников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременнозависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегдаучитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, наолигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. Доля каждогоучастника олигополистического рынка более 10 %. Обратным явлением олигополииявляется Олигопсония[7].
Польза и вред монополии: В целом трудно говорить о какой-либообщественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись безмонополий нельзя — естественные монополии практически незаменимы, т.к.особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия болееодного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению ихвладельцев. Но даже в этом случае отсутствие конкуренции душит развитие надлинном промежутке времени. Хотя и конкурентный, и монополистический рынокобладают недостатками, как правило, конкурентный рынок добивается более высокихрезультатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе.
Монополия приводит к неэффективности, когда вместо производства наминимально возможном уровне предельных издержек, из-за отсутствия стимуловмонополия начинает действовать хуже, чем могла бы действовать конкурентнаяфирма.
/>
Жёлтым треугольником показаны потери общества от монополии:«мёртвый груз».
Свободная
конкуренция
Монополистическая
конкуренция Олигополия
Чистая
монополия Число и размеры фирм
Очень большое число
мелких фирм Много мелких фирм
Несколько фирм,
есть крупные фирмы Одна фирма Характер продукции
Однородная
продукция
Разнородная
продукция
Однородная или
разнородная продукция
Уникальная
продукция
Условия входа в отрасль
и выхода из нее Никаких затруднений
Сравнительно
свободно
Возможны отдельные
препятствия при входе
Практически
непреодолимые
барьеры на
входе Контроль над ценой Отсутствует Очень ограниченный
Значительный
(особенно при сговоре) Очень значительный Конкуренция Ценовая В основном, ценовая
В основном,
неценовая Неценовая Концентрация на рынках Низкая Средняя Высокая Очень высокая Доступ информации
Равный доступ ко
всем видам информации
Некоторые
затруднения
Некоторые
ограничения
Некоторые
ограничения Примеры Сельское хозяйство, услуги по обмену валюты Производство одежды, обуви, книг, розничная торговля Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, оптовая торговля Электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь
3. Cегментация и емкость рынков
Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающихсхожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар илиуслугу.
Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями,желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и ихпоследующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание нанаиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых).
Сегментация может быть произведена как на потребительском, так ина промышленном рынке (рынке организаций).
Сегментация потребительского рынка может быть произведена понескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому,поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные.Иногда компании для получения всеобъемлющей информации о покупателях выделяютсегменты на основе совокупности признаков.
Сегментирование по географическому признаку включает разделениерынка на различные географические единицы (переменные): регион, область, район,размер города, плотность. После подобной сегментации компания должна решить,где ее маркетинговые усилия будут наиболее эффективны.[8]
Сегментирование по демографическому признаку заключается вразделении рынка в соответствии с такими переменными как: возраст, пол, размерсемьи, жизненный цикл семьи род занятий, уровень дохода, образование, национальность,вероисповедание. Сегментация по демографическому признаку наиболее частоиспользуема компаниями в маркетинговых исследованиях, это объясняется тем, чтореакции покупателей на тот или иной товар в наибольшей степени зависят именноот демографических переменных.[9]
Сегментирование по поведенческому признаку заключается в выделениигрупп покупателей на основе их знаний, квалификаций как пользователей и ихреакций на товар. Переменные подобного сегментирования: интенсивностьпотребления (малая, средняя, высокая), степень готовности к покупке (ничего незнает, знает кое-что, информирован, заинтересован), статус пользователя(непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь) степеньлояльности (отсутствует, средняя, сильная, абсолютная), полезность покупки(экономия, удобство, престиж).
Сегментирование по психографическому признаку проводится на основенауки, именуемой «психографика», она изучает и классифицирует стили жизнипотребителей. Психографическое сегментирование позволяет разделить покупателейна группы в соответствии с особенностями их личностей и образа жизни.
Надо признать, что маркетинговая теория не имеет точных ответов навопрос связи конкретного товарного рынка и признаков сегментации. Выбор нужногопризнака происходит за счет интуиции и профессионального опыта маркетолога.
В соответствии с рекомендациями Т. Бонома и Б. Шапиросегментирование рынка организаций чаще всего проводится по следующим признакам:демографическому, операционному, закупочному, ситуационному, личностному(особенности заказчика).
При сегментировании по демографическому признаку выделяютсяследующие переменные: отрасль, размер компании, местонахождение, которыепозволяют производителям определить: отрасли промышленности, которые следуетобслуживать; размеры компаний, которые организация может обслужить;географические регионы, которые следует обслуживать.
Сегментирование в соответствии с операционным признаком выделяеттакие переменные как: технология (какие технологии заказчиков должны приняты ковниманию); статус пользователя (какие потребители будут выбраны компанией — снизкой, средней или высокой степенью потребления); объем требуемыхтоваров/услуг (каких заказчиков стоит выбрать — предпочитающих большие илималые партии товаров).
Сегментированию по закупочному признаку присущи следующиепеременные: организация снабжения (как компания будет осуществлять закупки —централизованно или децентрализовано); структура власти (какой отдел —производственный, финансовый и т. д. является главным в принятии решенийкомпании — заказчика); структура существующих взаимоотношений (с кем компаниистоит строить взаимоотношения — с компаниями, с которыми установлены прочныесвязи или с наиболее перспективными компаниями без установившихся отношений);политика в области закупок (какие условия заказа — на основе лизинга, сзаключением контракта и т. д. будут предпочтительнее для компании-поставщика);критерий закупки (фирмы, с какими требованиями — качество, цена, уровеньобслуживания являются предпочтительными для компании-поставщика).
Сегментирование по ситуационному признаку выделяет переменные:срочность (следует ли компании-поставщику обслуживать заказчиков, которым можетпонадобиться срочная и непредвиденная поставка); область применения (наиспользовании товаров по прямому назначению или на всех вариантах использованиястоит сосредоточить внимание); размер заказа (большие или малые партии будутпоставляться заказчикам).
/>
Сегментирование по личностному признаку (особенности заказчика)выделяет переменные: сходство покупателя и продавца (следует ли компанииобслужить только заказчиков, ценности которых приближены к ней самой);отношение к риску (какие потребители предпочтительнее — любящие рисковать илиизбегающие опасности); лояльность (следует ли обслуживать фирмы, которыепроявляют высокую степень лояльности своим поставщикам).
Межрыночная сегментация — выявление группы потребителей, которыесхожи по множеству характеристик, которые выходят за пределы географическихграниц.
Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей;возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемсясреднем уровне цен. Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка,эластичности спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен,качества товара и затрат на рекламу. Емкость рынка характеризуется размерамиспроса населения и величиной товарного предложения. В каждый данный моментвремени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. егообъем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, аследовательно, и покупаемых товаров.
Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный иреальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень.
Потенциальный уровень определяется личными и общественнымипотребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетингеиспользуется также термин потенциал рынка. Реально складывающаяся емкость рынкаможет и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынкадолжен носить пространственно-временную определенность.
Факторы, влияющие на емкость рынка: Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов,каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так исдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторовможно разделить на две группы: общего и специфического характера. Общимиявляются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любоготовара:
· -объем и структуру товарного предложения, в том числе попредприятиям-представителям;
· – ассортимент и качество выпускаемых изделий;
· – размеры импорта по данному товару или группе;
· – достигнутый уровень жизни и потребностей населения;
· – покупательская способность населения;
· – уровень соотношения цен на товары;
· – численность населения;
· – его социальный и половозрастной состав;
· – степень насыщенности рынка;
· – состояние сбытовой, торговой и сервисной сети;
· – географическое расположения рынка.
В настоящее время состояние рынка подвержено значительному влияниютаких процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц,образование коммерческих структур, инфляция, введения новых таможенныхограничений и т.д.
Специфические факторы определяют развитие рынков отдельныхтоваров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. Вэтом случае специфический фактор по степени влияния может оказатьсяопределяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретномутовару.
Совокупность факторов, определяющих развитие спроса и предложения,находятся в сложной диалектической взаимосвязи. Изменение действий однихфакторов вызывает изменение действия других. Особенностью одних факторовявляется то, что они вызывают изменения, как общей емкости, так и структурырынка, а других – то, что они, не изменяя общей емкости рынка, вызывают егоструктурные изменения. В процессе исследования рынка необходимо объяснитьмеханизм действия системы факторов и измерить совокупные результаты их влияниена объем и структуру спроса и предложения.
4. Рыночная экономика вРоссии
Позади десятилетний период перехода России на рыночный механизмэкономического развития. Для экономических процессов десять лет – это времянормального воспроизводственного цикла, когда происходит адаптация народногохозяйства и отдельных производителей и потребителей к изменяющимся условиям, кобновлению основных средств, технологий, новым требованиям к персоналу, когдаутверждается новая структура экономики, отвечающая вызовам наступившеговремени. Переходный период по своей природе кардинально отличается отнормального воспроизводственного цикла. Его «аномалия» состоит в том, что это –изменение не внутри устоявшейся системы, а переход от одной к другой системеорганизации народного хозяйства. Поэтому здесь не может бытьвоспроизводственного цикла в чистом виде, но вполне могут быть вариантытрансформации, среди которых, во-первых, есть такие, которые максимальноучитывают особенности национальной экономики и страны в целом, и во-вторых, чтосвязано и с первым обстоятельством, предполагается выбор пути с наименьшимииздержками для общества и минимизаций потерь для страны. Подобные рассужденияимеют смысл, когда они находятся в экономическом контексте. Если же впереходный период «правит бал» политическая целесообразность, то главнымстановится принцип — «любой ценой» сделать события необратимыми. Понятно, чтопри выдвижении на передний план политических мотивов и целей, оценка самихтрансформационных процессов и их результатов в рамках экономических исоциальных координат приобретает условный, подчинённый характер. Поэтому ссамого начала нельзя не отметить, что движущими факторами российскогопереходного периода оказались неэкономические факторы. Не случайно при такихобстоятельствах экономическая эффективность принималась во вниманиепреимущественно только через призму частного интереса лиц, оказавшихся в разнойстепени организаторами приватизационных и других переходных процессов.
Если сосредоточиться на экономических результатах переходногодесятилетнего процесса, то можно констатировать, что все внешние черты рыночнойэкономики в России сегодня имеются. Страна рассталась с монополизмомгосударственной собственности, и теперь абсолютное большинство экономическихединиц и хозяйствующих субъектов образуют негосударственный сектор экономики,который имеет господствующие позиции во всех отраслях и сферах хозяйства.Значительную роль играют акционерные общества, крупнейшие из которых составляютнаиболее активное звено экономики. Причём государство сохранило свою долю вакционерном капитале практически всех ведущих акционерных компаний.
Получила развитие рыночная инфраструктура экономики. Ктрадиционному рынку товаров стали присоединяться рынок капитала, рынок труда,рынок услуг, рынок информации. Система частных банков образовала каркасфинансовой составляющей рыночных преобразований. Государство формируетхозяйственное законодательство, чтобы установить адекватные «правила игры» иподдержать конкурентный механизм экономики. Появились государственныеинституты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий,обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные идругие функции. Многообразие форм собственности и форм предпринимательства, ссамого начала придало российской экономике смешанный характер в период рыночнойтрансформации. Сильное воздействие на внутреннюю конкуренцию оказывают внешняяторговля и внутренняя конвертируемость рубля, когда у населения появился выборне только на потребительском рынке, но и в сфере сбережений – производитьличные накопления в долларах или евро или предпочесть рубли. В конечном счётеграждане привыкли к тому, что свои проблемы им перекладывать не на кого инеобходимо во всём искать выход самостоятельно. Рыночная атмосфера пронизала нетолько экономику, но и все сферы жизни общества. И с этой точки зрения можносказать, что Россия разорвала финишную ленточку переходной дистанции иприобрела формально все рыночные атрибуты.
Вместе с тем нельзя закрывать глаза на то, что народ России платитвысокую цену за поворот к рынку. До сих пор страна по объёму ВВП не вышла науровень 1990г., по-прежнему жизненный уровень населения ниже допереходныхзначений. Упал индекс человеческого развития и застыл показатель качестважизни, что не может не вызывать социальную напряжённость в обществе. Даже в г.Москве, где можно наблюдать максимальное для страны продвижение рыночныхреформ, 26% жителей имеют доходы ниже прожиточного минимума, а доходы 10%наиболее богатых граждан в 50 раз выше доходов 10% беднейших слоёв столицы.Подобная социальная дифференциация порождает немало негативных явлений и вэкономике, и в обществе в целом.
Накопились диспропорции в развитии различных рынков. Финансовыйрынок резко рванул вперёд, в результате финансовый сектор в целом вышел насобственную орбиту развития, оторвавшись от других сегментов экономики. Значительноеотставание рынка труда не только не обеспечивает достаточный платёжеспособныйспрос, но и тормозит развитие внутреннего рынка вообще. В результате многихпричин до сих пор не сформировалось полноценное единое рыночное пространствостраны, что приводит к экономической обособленности регионов и роступротиворечий между ними. Получается, что страна держится в основном за счёттого потенциала, который был создан до 1991 г. Однако десятилетняя эксплуатацияэтого потенциала не формирует пока новых заделов, не создаёт структурунациональной экономики, адекватную рыночной модели. В результате даже в общихчертах пока не виден новый воспроизводственный процесс, наличие которого какраз бы свидетельствовало о создании собственной базы для экономического ростана рыночных принципах.
Включение России в полнокровные мирохозяйственные процессыпроходит для страны с отрицательной результативностью: при положительномбалансе внешней торговли утечка отечественного капитала за рубеж значительнобольше, чем иностранные инвестиции в российскую экономику. Такая динамикавыгодна мировому хозяйству и конкретным зарубежным партнёрам российскихкомпаний, поскольку они получают энерго- и трудоёмкие сырьевые, энергетическиеи другие ресурсы, оставляя за собой лидерство в отраслях высокой переработки итехнологий. Фактически по-прежнему лишь природные и энергетические ископаемыепозволяют России сохранять свою нишу на мировых рынках.
Несмотря на то, что государство представлено в различных отрасляхчерез государственную собственность или через участие в акционерных обществах,финансово-экономическая основа функционирования государственных институтовостаётся довольно суженной, что уменьшает поле для манёвра при проведениисоциальной политики и решении других общенациональных вопросов. Хотя в XXI векебольшинство стран мира стремятся вкладывать растущие средства в человеческийкапитал, поскольку именно от состояния образования, науки, различных формпрофессиональной подготовки во многом будет зависить конкурентоспособностьгосударств на мировой арене, российские власти способны пока выделять на этисферы мизерные финансовые ресурсы.
Одной из ключевых проблем, от которой зависит настройкаэкономического и социального организма общества, остается перекос вовзаимосвязи интересов индивида, бизнеса и общества в сторону наиболее богатыхграждан. Оптимальное рыночное развитие не может происходить без гармонизациисоотношения существующих интересов и доходов. Именно благодаря этомуобстоятельству в передовых странах большинство населения поддерживало иподдерживает рыночные принципы. Но при этом имеет место открытыйдемократический контроль за использованием государственных и общенациональныхресурсов. Российским гражданам о таком контроле остается только мечтать.
Безусловно, многовековой опыт рыночных отношений свидетельствует отом, что в конце концов объективные экономические законы проложат себе дорогу ина российской земле сформируется понимание и поддержка рыночного пути. Однакоособенность XXI века заключается и в том, что временной режим изменений оченьжёсток и затягивание решения проблем, давно закрытых в передовых странах,создаёт новые трудности в российском обществе.
P.S. «…Министерство торговли США объявило отом, что Россия официально признается страной с рыночной экономикой …» ВВС2002г
Заключение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактическиво всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И дажетам, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Ростконкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств икартелей.
Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мычасто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающихведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономическихблоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известнымэкономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболееконкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника имашиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то жевремя развитие большой части экономики этой страны, в частности химическойпромышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживаетсяограничениями конкуренции.
Даже в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самыйвысокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени былиподчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт,энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощиконкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрыетемпы их развития.
Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня всостоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни однакомпания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимостьконкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентнойборьбы.
Конкуренция является необходимым и определяющим условиемнормального функционирования рыночной экономики.
Используемая литература
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник длявузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебноепособие. — М.: Проспект, 2008.
3. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории — М.:Гелиос АРВ, 2005.
4. news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_2030000/2030066.stm
5. ru.wikipedia.org/wiki/
6. Журнал «Итоги»
7. Журнал «Русский Репортер»