–PAGE_BREAK–
Пределы ограничения применения смертной казни
2.1. Неприменение смертной казни к несовершеннолетним и пожилым людям
Первый советский кодифицированный акт, предусмотревший систему наказаний — Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, принятые постановлением НКЮ 12 декабря 1919 г., — лишь упомянул расстрел среди других видов наказаний, никак не регламентировав его применение и не предусмотрев каких — либо исключений для осужденных.
УК РСФСР 1922 г. в первоначальной редакции никаких ограничений в применении смертной казни с точки зрения демографических признаков субъектов преступления не устанавливал. Однако менее чем через 2 месяца после его введения в действие, декретом ВЦИК от 27 июля 1922 г. ст. 33, предусматривающая высшую меру наказания — расстрел, была дополнена примечанием, в котором говорилось, что эта мера не может применяться к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18 — летнего возраста. Данная норма без всяких изменений действует и до настоящего времени. Применение смертной казни к несовершеннолетним было запрещено и рядом резолюций ООН, например, ст. 6.5 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.17, ст.3 резолюции 1984/50 Экономического и Социального Совета ООН от 25 мая 1984 г., а также минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Эти правила были приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985г.
Необходимо отметить, что большинство стран — членов ООН придерживаются рекомендаций о неприменении смертной казни к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте. Вместе с тем данная норма принята не во всех странах. Организация Международная амнистия приводит список лишь 72 государств, установивших 18-летний возраст, а некоторые страны повысили возрастной барьер неприменения смертной казни до 20 лет (Болгария, Венгрия, Куба), до 21 года (Греция) и до 22 лет (Парагвай). Международная амнистия называет еще 12 стран, которые не допускают применение смертной казни к лицам, совершившим преступление в возрасте моложе 18 лет, поскольку они подписали некоторые соответствующие международные конвенции. Таким образом, 18 лет — это тот международный стандарт минимального возраста, при достижении которого возможно применение смертной казни.
Однако в ряде стран казни лиц, совершивших преступления в возрасте моложе 18 лет, не только допускается законодательством, но и применяются на практике. Международная амнистия приводит примеры казни таких лиц в Бангладеш, на Барбадосе, в Пакистане, США, Иране, Ираке.
В материалах ООН сообщалось, что признанный в большинстве государств возрастной барьер в законодательстве не установлен в Южной Корее, Бирме, Судане, Индии, Иране, Малайзии, а в Зимбабве, Барбадосе и некоторых других небольших странах он определен в 16 лет. В 15 штатах США минимальный возраст установлен от 12 до 17 лет, а в 11 штатах и федеральном округе — не установлен вообще. Таким образом, законодательство 26 штатов США не соответствуют международному стандарту, установленному ООН. Как можно объяснить отказ целого ряда стран от запрета применять смертную казнь к несовершеннолетним? Сторонники применения смертной казни к несовершеннолетним ссылаются на то, что иногда эти лица совершают столь тяжкие убийства, что не заслуживают права жить среди людей. Во время обсуждения различных вариантов проекта УК РФ раздавались голоса за снижение возрастного барьера при применении смертной казни. Аргументы были связаны также с тяжестью преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Кроме того, указывалось, что, как показывают исследования, большинство наиболее опасных преступников начинали свою преступную деятельность в несовершеннолетнем возрасте, и чем раньше лицо начинает совершать преступления — тем труднее оно поддается исправлению. На основании сказанного делается вывод, что вопрос о мере наказания несовершеннолетних должен решаться индивидуально в отношении каждого из них. Оценивая эти доводы, нельзя не отметить их серьезность. И все же кажется, что запрет применять исключительную меру наказания к тем, кто совершил преступления в несовершеннолетнем возрасте, следует сохранить. Нельзя не учитывать, что молодые люди, еще не достигли полной зрелости, не вполне контролируют свои действия, в ряде случаев руководствуются больше эмоциями, чем разумом. Их психика еще не окрепла, личность еще не сформировалась окончательно. В таких случаях предъявить к ним те же требования, что и к взрослым вряд ли было бы справедливо. Ведь не даром же закон устанавливает порог совершеннолетия именно 18 лет. И, наконец, самое главное — соображения гуманизма. Не смотря на свою тяжесть совершенных некоторыми подростками преступлений общество должно дать им шанс загладить, искупить свою вину, показать, что они еще не окончательно потеряны в этом мире. Поэтому позиция уголовного законодательства РФ по данному вопросу представляется правильной. Международные организации не раз высказывались за отказ от смертной казни пожилых людей. В августе 1988 г. Комитет ООН по предупреждению преступности рекомендовал Экономическому и Социальному Совету ООН обратился к тем государствам — членам ООН, где смертная казнь сохраняется, с просьбой установить максимальный возраст, по достижению которого лицо не может быть приговорено к смерти и казнено. Такие нормы известны в некоторых странах. Так, в Монголии смертная казнь не распространяется на лиц старше 60 лет, в Гватемале и Судане — 70 лет. Напомним, что Уголовное уложение России 1903 г. не допускало применения смертной казни к лицам старше 70 лет.
До недавнего времени в уголовном законодательстве России не было установлено предельного возраста, по достижении которого виновный не может быть подвергнут смертной казни. При разработке проектов уголовного законодательства этот вопрос ставился. Так в проекте Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик предусматривалось, что смертная казнь не может быть применена к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 60 — летнего возраста. Однако в принятых Основах эта норма не сохранилась. Закон от 29 апреля 1993 г. принял соответствующее решение и установил, что к смертной казни не могут быть приговорены мужчины старше 65 лет. Проект УК РФ сохранил эту норму, и она звучит: «смертная казнь не может назначаться к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста».
2.2. Неприменение смертной казни к беременным женщинам
и женщинам вообще
УК РСФСР 1922 г., как указывалось, в первоначальной редакции не предусматривал ни каких исключений для применения смертной казни. Но уже через несколько месяцев после его введения в действие, 7 сентября 1922 г. декрет ВЦИК установил, что высшая мера наказания (расстрел) не может быть применена к женщине, находящейся в состоянии беременности, установленной врачебным исследованием. Быстрота, с которой была введена приведенная норма, свидетельствует о том, что законодатель просто устранил допущенный пробел закона, с самого начала, не имея намерения применять смертную казнь к беременным женщинам. Не следует забывать, что УК 1922 г. был первым УК после революции. Те, кто составлял его, не имели опыта подготовки столь сложных документов и допускали различные просчеты. Поэтому не удивительно, что интересующая нас норма неоднократно изменялась и уточнялась. Согласно ст. 22 УК 1926 г., женщины, находящиеся в состоянии беременности не могут быть приговорены к расстрелу. При утверждении УК 1960 г. в ст. 23 было сказано, что не могут быть приговорены к смертной казни женщины, находящиеся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения приговора. Смертная казнь не может быть применена к женщинам, находящимся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Нельзя сказать, что каждый последующий кодекс предлагал все более точную редакцию. Если исходить из буквального текста примечания к ст.33 УК 1922 г., то женщина может быть приговорена к смертной казни, если она была беременна во время совершения преступления и даже во время вынесения приговора. Состояние беременности исключало лишь исполнение смертного приговора в отношении женщины, да и то было неясно, как надлежит поступить в дальнейшем после родов. УК 1926 г. исключал вынесение смертного приговора беременной женщине. Следовательно, женщина, находившаяся в состоянии беременности в момент совершения преступления, не могла подлежать смертной казни и в дальнейшем. Однако УК 1926 г. не давал ответа на вопрос: может ли быть приговорена к расстрелу женщина, забеременевшая после совершения преступления? Тем более не ясно, как следует поступить с женщиной, беременность которой обнаружилась после суда, вынесшего ей смертный приговор. Не давал ответа на вопрос и УК 1960г.
Законом от 29 апреля 1993 г. было внесено изменение в ст. 23 УК, в соответствии с которым исключалось применение смертной казни ко всем женщинам.
Необходимо указать на своеобразное положение, которое создалось в законодательстве России в 1991 — 1993 гг. 24 июля 1991 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. Несмотря на то, что они должны были быть введены в действие с 1 июля 1992 г., ст. 40 регламентирующая вопросы применения смертной казни, была введена в действие с момента опубликования Основ. В ней, в частности, предусматривалась невозможность применения смертной казни ко всем женщинам. Постановлением Верховного Совета СССР ” О введение в действие Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик ” осужденным к смертной казни женщинам это наказание было заменено лишением свободы на срок в 15 лет.
После распада Союза ССР общесоюзное законодательство продолжало действовать на территории России в той части, в которой оно не противоречило российскому законодательству. Однако в УК РФСР не были внесены соответствующие изменения о неприменение смертной казни ко всем женщинам. В том случае, можно ли признать, что ст. 40 Основ уголовного законодательства не должна была применяться на территории России после распада СССР? Новая редакция ст. 23 УК устранила в этой части противоречие между ст. 40 Основ уголовного законодательства и УК.
Итак, в соответствии с российским законодательством смертная казнь не может применяться ко всем женщинам. К сожалению, далеко не все страны мира разделяют позицию России о применении смертной казни к женщинам, хотя международные акты дают в этом отношении четкие рекомендации. Так, в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., говорится, что «смертный приговор… не приводится в исполнение в отношении беременных женщин». Положения Дополнительных протоколов к женским конвенциям 1949 г. не допускают применение смертной казни женщин, недавно родивших ребенка. Резолюция 1984/50 Экономического и социального Совета ООН от 25 мая 1984 г. «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни» также подчеркивает недопустимость приведения в исполнение смертного приговора в отношении беременных или тех, кто недавно стал матерью. Международный акт не расшифровывают понятие «недавно».
Большинство стран мира не применяют смертную казнь к беременным женщинам. В Кувейте, например, смертный приговор к беременной женщине автоматически заменяется на пожизненное заключение. В некоторых странах женщина может быть казнена после рождения ребенка, в других — через определенный промежуток времени после родов. Противоречиво решен этот вопрос в УК Иордании: ст. 358 говорит, что с приговор приводится в исполнение через 3 месяца после родов, А ст. 17 того же УК предусматривает замену беременной женщине смертной казни на пожизненную каторгу. Уголовное законодательство Румынии запрещает казнь матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а УК Монголии и Гватемалы вообще запрещают применение смертной казни к женщинам. Сообщения о казнях беременных женщин поступали только из Ирана.
Как видим, подавляющее большинство стран мира отрицательно относится к смертной казни беременных женщин, но в принципе допускает смертную казнь осужденных, независимо от их пола.
2.3. Неприменение смертной казни к душевнобольным
Уголовное законодательство России в принципе отрицательно решает вопрос о возможности вынесения приговора к смертной казни (как и любого обвинительного приговора вообще) в отношении лица, признанного невменяемым. В УК РФ сказано, что лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть, назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом (ч.2 ст.21). Это предусматривалось в ст.14 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г., с ст. 17 УК РСФСР 1922 г., в ст.11 УК РСФСР 1926 г., в ст. 11 УК 1960 г. Аналогичные нормы были установлены во всех проектах УК РФ. Каких либо особенностей в применении этих норм в отношении смертной казни нет. Вместе с тем, следует различать ситуации: совершило ли лицо преступление в состоянии невменяемости, или оно заболело душевной болезнью после совершения преступления, не до вынесения приговора, или оно заболело такой болезнью после вынесения приговора.
Освобождение от уголовной ответственности невменяемого предусмотрено ч.1 ст.11 УК. Здесь никаких особенностей применительно к смертной казни быть не может, т.к. приговор еще не вынесен, и мера наказания судом не определена. При установлении, что лицо было невменяемым в момент совершения преступления, оно освобождается от уголовной ответственности. При необходимости к такому лицу могут быть применены меры медицинского характера: помещение в психическую больницу с обычным, усиленным или строгим наблюдением (ст. 58 УК). В действующем УК это ст. 99 (виды принудительных мер медицинского характера). Последующее выздоровление лица (до вынесения определения суда или после этого) не может привести к рассмотрению дела по существу и привлечению лица к ответственности, поскольку общественно-опасное действие было совершено невменяемым. Иначе решается вопрос, если лицо совершило преступление в состоянии вменяемости, но к моменту заболело душевным заболеванием, которое лишило его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. К такому лицу так же могут быть применены меры медицинского характера, но в случае выздоровления оно может подлежать наказанию, если не истекли сроки давности или нет других оснований для освобождения лица от уголовной ответственности и наказания. При решении вопроса об уголовной ответственности такого лица следует иметь в виду институт давности привлечения к уголовной ответственности. Если с момента совершения преступления не прошло 10 лет, лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Суд может назначить любую меру наказания, предусмотренную санкцией соответствующей статьи УК, в том числе и смертную казнь. Вместе с тем при вынесении приговора суд будет учитывать, наряду с другими обстоятельствами и имевший место в прошлом факт заболевания выздоровевшего лица душевной болезнью. При назначении наказания в виде лишения свободы время применения мер принудительного лечения засчитывается в этот срок. Если с момента совершения преступления прошло 10 лет, то лицо, по общему правилу, не может быть привлечено к уголовной ответственности, за исключением случаев, когда за данное преступление предусмотрена смертная казнь. По таким делам вопрос о применении давности решается судом. Если суд сочтет возможным применить давность — лицо освобождается от уголовной ответственности, в противном случае судопроизводство осуществляется на общих основаниях. Однако смертная казнь не может быть применена, и лицу назначается наказание в виде лишения свободы. При этом время принудительного лечения, равно как и время, проведенное под стражей, засчитывается в срок отбывания наказания. Под другими основаниями освобождения от уголовной ответственности имеются в виду амнистия и помилование.
Наконец, возможна ситуация, когда лицо заболеет душевной болезнью, исключающей вменяемость, после вынесения смертного приговора. Вопрос об освобождении от наказания таких лиц регламентируется ст. 362 УПК (бывшего). На наш взгляд, редакция этой статьи явно не удачна, ибо там идет речь о болезни, препятствующей отбыванию наказания. Заболевание может препятствовать отбыванию исправительных работ, т.к. это связано с трудовой деятельностью, которую невозможно осуществлять вследствие утраты трудоспособности. Но никакая болезнь не может препятствовать отбыванию срока лишения свободы или исполнению смертной казни. Речь должна идти о том, что отбывание наказания препятствует нормальному лечению болезни, что не одно и то же. По понятным причинам эта формула не может иметь отношения к смертной казни. Применительно к душевным заболеваниям следует применять терминологию, при которой нужно освобождать от наказания тех, кто не может отдавать себе отчет в своих действиях, либо сознавать значение своих действий или руководить ими. Если лицо выздоравливает, то к нему может быть применено наказание, если не истекли сроки давности или нет других оснований для освобождения от наказания. В данном случае применяется давность исполнения обвинительного приговора (ст. 83 УК). Она также для данной категории дел составляет 10 лет. При этом вопрос о применении давности к лицу, приговоренному к смертной казни, решается судом. Если суд сочтет возможным применить давность — лицо освобождается от наказания, в противном случае смертная казнь заменяется лишением свободы.
Срок лишения свободы по действующему законодательству не может превышать 15 лет. При этом суд обязан зачесть в срок наказания время, проведенное под стражей, и время, в течение которого применялись принудительные меры медицинского характера. Таким образом, даже к лицу, совершившему преступление во вменяемом состоянии и приговоренному к смертной казни, не применяется эта исключительная мера и после его выздоровления, если оно длительное время после этого болело душевным заболеванием, исключавшим вменяемость.
В большинстве стран мира законодательство исключает применение смертной казни к душевнобольным. Однако не все государства исключают применение этого наказания. Неодинаково решается этот вопрос в разных штатах США. Обследования ООН показали, что 6 из 93-х лиц, казненных в США в 1976 — 1987 гг. страдали слабоумием. Вместе с тем Верховный Суд США в 1986 г. высказался за то, что нельзя казнить умственно неполноценного человека, но критерии этой неполноценности достаточно не определены.
Все изложенное показывает, что уголовное законодательство России развивается в направлении ограничения смертной казни.
Глава III
Отношение к смертной казни зарубежных государств, России и Совета Европы
3.1. Информация о государствах, применяющих смертную казнь
К концу 1995года смертная казнь была полностью отменена в 72 странах и в 90 странах сохранена. По данным ООН, с 1989 по 1995 г. смертную казнь отменили 25 стран. В 14 странах смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например в военное время. (Аргентина, Бразилия, Греция и др.) 30 стран и территорий сохранили смертную казнь в законодательстве, но не применяли ее на практике в течение последних 10 лет и более (например, Бельгия, Чили, Конго, Турция). Фактически не применяется смертная казнь на Кипре, в Греции, Ирландии, Великобритании. Каждая страна пришла к отмене смертной казни собственным путем. Обзор законодательства о смертной казни зарубежных государств позволяет сделать вывод о том, что общую тенденцию к отказу от смертной казни трудно назвать последовательной или поступательной. В Италии смертная казнь была отменена, восстановлена и вновь отменена. В Англии в 1965 г. смертная казнь за тяжкое убийство в порядке эксперимента была отменена на 5 лет, а в 1970 г. — окончательно. В 90-х годах от смертной казни отказались Ирландия, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, Швейцария, Грузия. Словения отменила смертную казнь в 1991г. В 1993г. мораторий на смертную казнь ввела Болгария, а затем Польша, в 1994 г. ее отменили Молдавия и Италия, в 1995 г. — ЮАР и Испания. В 1969 г. мораторий на смертную казнь установили Литва и Латвия, в начале 1997 г. о полной отмене смертной казни объявила Эстония. В ближайшее время ожидается отмена смертной казни в Латвии, Польше и Литве. В декабре 1996 г. Грузия объявила мораторий на применение смертной казни с 1995 г., а в ноябре 1997 г. отменила смертную казнь за все виды правонарушений. Польша отменила смертную казнь за все правонарушения в июле 1997 г., когда президентом страны был утвержден новый уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 1998 г. К числу стран, сохранивших смертную казнь, относится бывшие республики СССР, бывшие социалистические страны, ряд среднеазиатских стран, группа африканских государств, все арабские страны, а также 38 штатов США. Впервые в истории смертная казнь была отменена в США в штате Мичиган в 1846 г. Тем не менее большинство штатов США смертную казнь не отменили. Особенно часто смертные приговоры выносятся в южных штатах и, как правило, в отношении негров. Хотя число стран, отказывающихся от применения смертной казни, растет и общая тенденция — сокращение применения этого наказания, в ряде государств наблюдается обратное положение. С 1965 г. более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. 21 страна ввела это наказание за преступления, угрожающие безопасности страны. 13 государств ввели смертную казнь за различные преступления, связанные с терроризмом, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийства заложников (Египет, Индонезия, США, Япония и др.). 21 государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 13 стран ввели за экономические и насильственные преступления, хищение государственных средств, нападений на сотрудников таможни, вооруженные ограбления. В ряде стран Востока установлена смертная казнь за прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм, половую связь между мусульманином и мусульманкой. УК Китая ввел смертную казнь за 15 видов преступлений. В марте 1997 г. Пакистан ввел смертную казнь за групповое изнасилование. С марта 1996 г. законодательство Филиппин предусматривает смертную казнь, производимую путем смертельной инъекции. По данным Международной амнистии, к 199г. 87% всех казней в мире приходилось на долю Китая, Ирана и Нигерии. По числу казненных в 1995 г. 4-е место в мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии занимал Казахстан. В 1996 г. за распространение наркотиков в Туркменистане было казнено 123 человека.
В Великобритании проводится свободное голосование по вопросу о восстановлении смертной казни за убийство. По мнению британского правительства, сформулированному в докладе ООН в 1998 г., вопрос об отмене смертной казни является исключительной компетенции каждого правительства и парламента, которые при его рассмотрении должны учитывать международные обязательства, соответствующие положения международного права и принятые в стране нормы.
продолжение
–PAGE_BREAK–