Понятие виды и общая характеристика государственных муниципальных предприятий

Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Кафедра права
Контрольная работа
по правоведению на тему:
Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий
Краснодар, 2009
Содержание
Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий
Задача №1
Задача №2
Список используемой литературы
Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий
В рамках каждой экономической системы видное место занимают государственные предприятия. Их отличают характер и объем производимой продукции, имеющей национальное значение, структура производства и управления, правовые связи. Данная проблема весьма актуальна, поскольку в ходе экономических преобразований еще не в полной мере удалось создать условия для их устойчивого развития. В работе предпринята попытка рассмотреть развитие статуса государственных предприятий и особенности их организации и деятельности. Развитие правового регулирования организации деятельности государственных предприятий в нашей стране многократно менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое положение. С первых дней возникновения Советского государства был взят курс на национализацию заводов и фабрик, создание государственных предприятий в промышленности, строительстве, а позже — в сельском хозяйстве и торговле. Постепенно удельный вес государственного сектора в экономике превысил 90 процентов. Государственное предприятие во всех отраслях экономики заняло доминирующее положение. В условиях централизованного планирования и управления действовали предприятия различной подчиненности — союзные, союзно-республиканские, республиканские, областные, городские, районные.
В дальнейшем предпринимались меры по перестройке управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством. Но лишь в конце 60-х годов более четко наметились подходы к повышению роли предприятий как ключевого звена экономики. Выражением этого курса, правда, очень непоследовательного и противоречивого, явилось принятие ряда правовых актов — Положения о производственном предприятии (1968 г.), Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положения о производственном объединении (комбинате) (1974 г.). В 1979 г. было принято решение «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», а несколько раньше, в 1976 г., — «О совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве». В юридической науке подробно освещались эти вопросы.
Крупным шагом вперед стал принятый в 1987 г. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», которым была расширена самостоятельность предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений. Эти и другие решения, и практические меры по их реализации повлияли на хозяйственную ситуацию, но лишь в какой-то мере. Сохранялись жесткие административно — бюрократические методы руководства. С изменением системы экономических отношений и признанием равенства форм собственности меняется и подход к государственным предприятиям. В развитии правового положения этих предприятий за последнее десятилетие можно выделить три этапа. Первый — условно охватывает 1990 — 1995 гг., когда коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали Законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О приватизации предприятий» (1991 г.), открывшие простор главным образом для формирования и развития субъектов предпринимательства. Государственные предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации и акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента Российской Федерации. Кульминацией стал Указ от 23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий». Впервые встал вопрос о прекращении создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Предполагалось на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий и хозяйствующих учреждений создавать казенные заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества бывших государственных предприятий. Устанавливалось, что казенный завод самостоятельно реализует свою продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством и его уставом. Продолжением этой линии явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года «Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия». Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден «Порядок планирования и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Сужение правовой базы государственных предприятий стало одним из факторов падения их роли и уменьшения удельного веса в экономике. Государственное имущество теряет свою ценность. Однако вскоре стала очевидной пагубность такого курса, поскольку государственные предприятия должны были сохранять свое место в экономической структуре с учетом характера, значения и масштабов производимой ими продукции. Наступление второго этапа в развитии правового положения государственных предприятий связано с вступлением в действие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 113 было введено их новое нормативное понятие – «унитарное предприятие». Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Оно является неделимым, находится в государственной собственности и принадлежит этому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГК определили признаки унитарного предприятия, основанного соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращает на себя внимание своего рода отождествление статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий в намеченном к принятию общем законе (ст. 113 п. 6 ГК РФ). Такая нормативная характеристика сохраняется и в дальнейшем, хотя едва ли это оправдано. Курс на приватизацию был закреплен и продолжен Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (июль 1997 года). Почти во всех его статьях государственное и муниципальное унитарное предприятие рассматривается в одинаковых режимах — при преобразовании их в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе (ст. 21, 22), внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23). Говоря об актуальности этой проблемы, нельзя не отметить явное невнимание к государственным предприятиям в юридической литературе. Ученые — цивилисты рассматривают правовые вопросы их организации и деятельности весьма сдержанно и односторонне. Чаще всего об этом упоминают разве что при характеристике видов юридических лиц.
Другие ученые выделяют в данной проблеме преимущественно публично — правовые аспекты. Между тем в течение 1996 — 1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно — правовое регулирование отдельных сторон организации и деятельности государственных предприятий. Принят ряд решений Правительства Российской Федерации о передаче федеральных государственных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, об организации учета федерального имущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его использования, об утверждении уставов крупных государственных унитарных предприятий. Итак, в чем же заключается общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий?
Государственное и муниципальное предприятия (далее – унитарные предприятия) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права и соответствуют нормам Гражданского Кодекса РФ. Вместе с тем ст.ст. 113 — 115 ГК РФ определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Российской Федерации) или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта Российской Федерации) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования, права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления. В данном случае невозможно возникновение юридического лица на основе смешанной формы собственности. Собственник имущества, создавая унитарное предприятие и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает (в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов) прав на указанное имущество. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту. Перечисленные особенности, а именно: полная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность унитарного предприятия, сохранение права собственности на имущество, закрепленное за таким предприятием, у его учредителя формируют унитарную (unitaire — франц., от латинского unitas — единство) природу этого юридического лица.
Предусматривая деятельность унитарных предприятий с использованием чужой собственности, ГК РФ в рамках данной организационно-правовой формы наделяет субъект определенными полномочиями, которые носят вещный характер. Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, но в любом случае оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Различный по содержанию объем имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности выделяет в составе унитарного предприятия следующие разновидности:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации, муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие.
Имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, отражается в учредительном документе, каковым для подобных предприятий, согласно ст. 113 ГК РФ, является устав. В нем необходимо фиксировать предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер, а также фирменное наименование унитарного предприятия, которое должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.
Деятельность унитарных предприятий регулируется ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях. Такой Федеральный закон принят 14.11.2002, и этот законодательный акт существенно дополнил правовое положение УП.
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. — один из самых ожидаемых с момента принятия части первой ГК РФ. Ряд вопросов до появления этого Закона либо решался на подзаконном уровне, где не было единообразия, либо вообще оставался открытым. Уже глава I кроме определения унитарного предприятия и ряда норм, отражающих признаки юридического лица, содержит ряд новелл, которые не только во многом меняют правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий, но и способны оказать существенное влияние, как на количество таких предприятий, так и на сферу их деятельности. Итак, изменения и дополнения Закона применительно к нормам ГК РФ касаются следующего:
1) создание унитарного предприятия на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, не допускается;
2) государственное или муниципальное предприятие может быть образовано в случае необходимости: использования имущества, приватизация которого запрещена, в т.ч. имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в т.ч. реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации; разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;–PAGE_BREAK–
3) учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Решение учредить федеральное государственное предприятие принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение учредить государственное предприятие субъекта Российской Федерации или муниципальное предприятие — уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
4) унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и особенностями, предусмотренными Законом об унитарных предприятиях;
5) устав унитарного предприятия должен содержать: полное и сокращенное фирменное наименование предприятия; указание на место его нахождения; цели, предмет, виды деятельности; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества; наименование органа его управления (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; иные предусмотренные данным Законом сведения. Устав государственного или муниципального предприятия, кроме того, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли;
6) имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников. Право на имущество, закрепляемое за государственным или муниципальным предприятием, возникает с момента передачи такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества. Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах устанавливаются Правительством РФ. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием, а также порядок утверждения устава предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливаются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Государственное или муниципальное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
7) собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: принимает решение о создании государственного или муниципального предприятия; определяет цели, предмет и виды деятельности государственного или муниципального предприятия, а также дает согласие на участие государственного или муниципального предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; утверждает его устав и пр.
10) правомочия Российской Федерации как собственника имущества государственного или муниципального предприятия не могут быть переданы ее субъекту или муниципальному образованию, а правомочия субъекта Федерации как собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы иному субъекту Федерации или муниципальному образованию. Аналогичные ограничения прав предусмотрены для унитарных предприятий, созданных муниципальным образованием;
11) унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение;
12) государственное или муниципальное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК и иными федеральными законами. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется ГК и иными нормативными правовыми актами.
Имущественная ответственность государственного или муниципального предприятия принципиально соответствует общим правилам гражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица. Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя, а последний – по его долгам и обязательствам. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Вместе с тем ответственность этого юридического лица в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
Существующий сегодня сектор экономики в значительной мере основан на государственной и муниципальной формах собственности, что предопределило достаточно большое число таких предприятий. В частности, в качестве государственных унитарных предприятий действуют большинство основных предприятий и организаций связи, атомной энергетики, водопользования и водоохраны и некоторых других отраслей народного хозяйства. В настоящих условиях юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК и Закона об унитарных предприятиях, на основе указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов.
Задача № 1
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
ГК РФ сохраняет вину в качестве общего условия гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств. При этом понятие вины дается через определение невиновности. Лицо признается невиновным, если оно при необходимой степени заботливости и осмотрительности приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Из условий задачи видно, что в данном конкретном случае имела место неосторожность работника (скотника) животноводческого комплекса. Гражданско-правовая ответственность наступает по общим правилам при наличии вины и в форме умысла, и в форме неосторожности, причем неосторожности как грубой, так и легкой. Поэтому указанное обстоятельство, а именно недосмотр скотника, должно быть учтено судом при вынесении решения.
Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, — потребовать возврата уплаченной денежной суммы (ст. 466 ГК РФ). В 466 статье предусматриваются отдельные права покупателя при передаче ему продавцом товара в количестве, не совпадающем с количеством, определенным (определимым) в договоре. Подобного рода передача считается нарушением условия договора о количестве товара. Последствия такого нарушения могут быть весьма многообразными. В данном случае мясокомбинат посредством обращения в суд потребовал выполнения условий договора, т.е. передачи недостающих свиней.
Исходя из обстоятельств данного дела, изложенных в задаче, арбитражный суд должен вынести решение об обязании животноводческого комплекса передать недостающий товар, т.е. 50 свиней, мясокомбинату согласно договору, заключенному между сторонами.
Задача № 2
Прекращение трудового договора, заключенного на срок до 2 месяцев, допускается только по общим основаниям, предусмотренным Трудовым Кодексом РФ. Никаких изъятий гл. 45 ТК РФ не установлено. Вместе с тем ст. 292 ТК устанавливает особый порядок прекращения трудового договора, заключенного на срок до 2 месяцев. Так, по общему правилу, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели (ст. 80 ТК). В то же время работник, заключивший трудовой договор на срок до 2 месяцев, обязан в письменной форме предупредить работодателя за 3 календарных дня о досрочном расторжении трудового договора. В данном случае Иванов заявление об увольнении подал 17 сентября и только 21 сентября (т.е. через 3 дня) потребовал произвести расчет и выдать ему трудовую книжку.
Таким образом, увольнение Иванова по пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ (за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, а именно прогул) незаконно и действия работодателя неправомерны.
Список используемой литературы:
Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий/ «Законность», № 5, 2003.
Гражданский кодекс Российской Федерации – М., 2008.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, (постатейный)/ Под ред. О.Н. Садикова. – М., 2002.
Косякова Н.И. Правовое положение государственных предприятий/ «Законность», № 7, 2006.
Трудовой кодекс Российской Федерации (с комментарием) – М., 2008.