Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Орловский юридический институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Кафедра административного права и административной деятельности ОВД
Курсовая работа
по дисциплине «Административная деятельность в ОВД»
Тема: №10 «Понятие, виды и правовая характеристика форм административнойдеятельности ОВД».
Выполнил: слушатель 3 у с/о
курса ФЗО Карташов О.О.
ОРЁЛ – 2010 г.
План
Введение
1. Понятие и виды административнойдеятельности ОВД
2. Правовая характеристика формадминистративной деятельности ОВД
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Формирование правового государства,укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работывсех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел.
В выполнение задач и функций,возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административнойдеятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами
Административная деятельность органоввнутренних дел – это дисциплина, изучающая административно-правовые отношения всфере управления внутренними делами, личной безопасности граждан, общественногопорядка и общественной безопасности, правового положения органов внутреннихдел, системы структуры и основных задач служб и подразделений органоввнутренних дел, деятельности по предупреждению и пресечению наиболеераспространенных правонарушений. В качестве учебной дисциплины административнаядеятельность имеет огромное значение в подготовке сотрудников МВД. Она даетпонятие о сущности общественных отношений, которые состоят в том, что органывнутренних дел вступают с гражданами, должностными лицами государственных иобщественных организаций в социальные связи особого типа, определяемыеспецификой назначения и правового положения органов внутренних дел.
Цель и задачи курса состоят вовсестороннем раскрытии вопросов исполнительно-распорядительной деятельностиорганов внутренних дел по организации и практическому осуществлению охраныобщественного порядка и борьбы с преступностью в административно-правовыхформах, методах и способах.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Вопрос №.1 Понятие и виды административной деятельности ОВД
Содержаниеадминистративной деятельности милиции составляет реализация ее функций,осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.
Функции милицииобусловлены объективными факторами. Количество и характер этих функций зависятот целей и задач, которые государство ставит перед милицией. Содержание многихфункций при любых условиях остается неизменным. В данной связи вадминистративной деятельности по целенаправленности можно выделить две большихгруппы функций, взаимосвязанных и взаимообусловленных: внутриорганизационных ивнешних.
Внутриорганизационныеадминистративные функции более постоянны и предназначены для обеспечениячеткого функционирования всех служб и подразделений, их личного состава(сотрудников милиции), а также для эффективного использования других сил исредств, привлекаемых к решению задач милиции. К ним относятся: анализ,прогнозирование и планирование, формирование управляющей и управляемой систем,подбор и расстановка кадров, организация взаимодействия, контроль и проверкаисполнения, учет и т. п. Важной частью внутриорганизационной деятельностиявляется функция регулирования, которая призвана обеспечить необходимую дляосуществления субъектами этой деятельности их упорядоченность. Черезрегулирование осуществляется непосредственное руководство деятельностью служб(подразделений) и сотрудников.
Внутриорганизационнаядеятельность направлена на формирование подразделений и служб, определениефункциональных обязанностей сотрудников, на руководство подчиненными службами,аппаратами, подразделениями и т.п. Эта деятельность способствует эффективномуосуществлению внешне организационной деятельности, то есть деятельности поборьбе с преступностью, обеспечению общественного порядка и безопасности.
Административно-правовыеотношения в этом случае возникают между органом внутренних дел в лицеруководителя и его сотрудниками (например, при назначении на должность,перемещении сотрудников по службе, присвоении им специальных званий, поощрении,привлечении к дисциплинарной ответственности и в других случаях).
Внутриорганизационныефункции выполняются всеми службами и подразделениями милиции, включая и те,которые занимаются оперативно-розыскной работой или проводят дознание. Однако,несмотря на всю важность и необходимость этих функций, они являютсявспомогательными, направленными на обеспечение слаженной работы коллектива конкретногооргана или подразделения, по эффективной реализации внешних административныхфункций милиции.
Внешниеадминистративные функции милиции связаны с практическим решением ею своих задачвовне. Их осуществление выходит за пределы внутриорганизационных отношений ираспространяется на неподчиненные им государственные и негосударственныеорганизации, а также на их должностных лиц и на граждан Российской Федерации,иностранных граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовойхарактер имеет реализация таких функций, как охрана общественного порядка,обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транспортных средств,выдача лицензий, разрешений и т. д. Это та деятельность, для осуществлениякоторой и создается в конечном счете конкретный орган внутренних дел или егоподразделение.
В данном случаеадминистративно-правовые отношения возникают между органом внутренних дел влице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны и гражданами,государственными органами, предприятиями, организациями и должностными лицамине подчиненными органам внутренних дел в служебном отношении.
По характерууправленческих задач, решаемых при осуществлении административной деятельностимилиции, ее функции можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие.
К общим функциямадминистративной деятельности милиции относятся: прогнозирование ипланирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функцииявляются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуютсякак в рамках внутриорганизационной, так и внешнеорганизационнойадминистративной деятельности милиции.
К обеспечивающимфункциям относятся: правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое,психологическое, медицинское и иное обеспечение административной деятельностимилиции. Эта деятельность направлена на то, чтобы обеспечить согласованную иритмичную деятельность конкретных органов и подразделений при решении стоящихперед ними внешних задач.
В процессе исполнениявнешних административных функций в наибольшей мере проявляется социальноеназначение милиции как исполнительного органа государственной власти. В учебнойлитературе[1]их выделяют в качестве специальных (основных). Исходя из Закона РФ «О милиции»и Положения о милиции общественной безопасности в Российской Федерации, ее специальными(основными) административными функциями являются:
—обеспечение безопасности личности; охрана общественного порядка и обеспечение общественнойбезопасности;
—обеспечение общественного порядка на улицах, площадях, в парках, натранспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах(несение патрульно-постовой службы);
—предотвращение, выявление и пресечение преступлений и административныхправонарушений;
—осуществление лицензионно-разрешительной работы и контроля за частнойдетективной и охранной деятельностью в соответствии с действующим законодательством;
—обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление контроля и надзораза соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативныхдокументов, действующих в этой области;
—охрана, конвоирование и содержание задержанных и лиц, заключенных под стражу;
—охрана на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащегоим имущества;
—оказание населению согласно закону различной социальной помощи;
—осуществление по подведомственности производства по делам об административныхправонарушениях;
—обеспечение исполнения в пределах своей компетенции отдельных административныхнаказаний (например, исполнение постановления судьи об административном арестеи др.).
Перечисленные и другиеадминистративные функции выполняют участковые уполномоченные милиции,подразделения патрульно-постовой службы милиции, государственной инспекциибезопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, а такжеинспекторский состав подразделений лицензионно-разрешительной работы,подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка иисполнения административного законодательства, по делам несовершеннолетних. Вреализации определенных административных функций милиции участвуют сотрудникиспециальных приемников для содержания лиц, арестованных в административномпорядке, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых,подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, нарядыдежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних делна транспорте.
Общие, обеспечивающие испециальные (основные) функции находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Всовокупности они составляют содержание (сферу, объем) административнойдеятельности милиции.
Для административнойдеятельности милиции характерно то, что она преимущественно связана с внешнейпо отношению к милиции сферой. Эта деятельность — наиболее обширное, емкоенаправление в работе милиции. В связи с этим большая часть сотрудников милицииосуществляет внешние административные функции. В процессе осуществления этой деятельностиее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами РоссийскойФедерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, государственнымиорганами, организациями, общественными объединениями, государственнымислужащими, служащими (представителями) общественных объединений.
В зависимости отюридических свойств перечисленных специальных (основных) направленийадминистративной деятельности в научной литературе выделяют следующие ее виды:
а)учетно-регистрационная (например, учет и регистрация автомототранспортныхсредств и прицепов к ним, регистрационный учет граждан по месту пребывания иместу жительства, регистрация заявлений, сообщений и иной поступающейинформации о преступлениях, регистрация и учет административных правонарушенийи др.);
б)лицензионно-разрешительная (лицензирование частной детективной и охраннойдеятельности, выдача лицензий на продажу и приобретение гражданского ислужебного оружия, выдача разрешений на хранение или хранение и ношениегражданского и служебного оружия, разрешений на хранение и перевозкуавтомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения,выдача лицензий на изготовление бланков водительских удостоверений,государственных регистрационных знаков);
в)административно-юрисдикционная (осуществление производства по делам обадминистративных правонарушениях, назначение административных наказаний,исполнение административных наказаний);
г) контрольно-надзорная(осуществление административного надзора за соблюдением установленных правил всфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, соблюдениягражданами и должностными лицами паспортных правил и правил регистрационногоучета, соблюдения установленных федеральным законом правил частной детективнойи охранной деятельности и других).
Исходя из того, чтозадачи милиции решают в единстве все службы и подразделения в присущих имформах и методах, административные функции в определенной мере выполняют исотрудники криминальной милиции. Предупреждая и пресекая преступления иадминистративные правонарушения, оперативные уполномоченные, руководствуясьадминистративно-правовыми нормами, задерживают и доставляют в милициюправонарушителей, проводят профилактические беседы, применяют специальныесредства принуждения и огнестрельное оружие и т.п.
Административнаядеятельность ОВД (милиции) по своему воздействию охватывает каквнутриорганизационную, так и внешневластную сферу деятельности органов внутреннихдел.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Вопрос №2. Правовая характеристика форм административнойдеятельности ОВД
Под формойадминистративной деятельности милиции понимаются однородные по своему характеруи правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат,посредством которых осуществляются функции. Как отмечалось выше, функциимилиции представляют собой составные части (направления) ее внешнейдеятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются.Форма — это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление,или внешневыраженный результат управленческой деятельности (например, принятоеуправленческое решение).
Разнообразие функций изадач, решаемых в процессе административной деятельности милиции, обстановки иусловий, в которых она протекает, обусловливает применение различных форм.
Административнаядеятельность органов внутренних дел (милиции) может быть:
регулятивной иправоохранительной — по характеру разрешаемых дел;
внутренней(внутриорганизационной) и внешней (внешневластной) — по целенаправленности;
словесной (письменнойили устной) и конклюдентной — по способу выражения[2].
Первые двеклассификационные группы отражают содержательную сторону административнойдеятельности и принимаемых в ходе ее осуществления управленческих решений.Способ выражения характеризует ее формальную сторону, то есть внешнеепроявление управленческой деятельности.
Поддерживая мнениеавторов учебного пособия, подготовленного в свое время Московским юридическиминститутом МВД России[3],за основу возьмем классификацию форм исполнительной деятельности по ихюридическим свойствам, предложенную В.Д. Сорокиным, а именно:
1) изданиенормативных актов управления;
2) применениеправа;
3) оперативно-организационнуюработу;
4) материально-техническиедействия[4].
Первые две формыявляются правовыми, поскольку в рамках данных форм принимаются решения, которыенепосредственно влекут установление правовых норм, возникновение, изменение илипрекращение административно-правовых отношений. Они находят свое выражение вправовых актах управления.
Третья и четвертаяформы являются необходимыми элементами управленческой деятельности, однако,правовых последствий сами по себе не влекут.
В свою очередь,правовая форма административной деятельности органов внутренних дел посодержанию подразделяется на правоустановительную, в рамках которой принимаютсянормативные акты управления, и правоприменительную, в рамках которойпринимаются индивидуальные акты управления.
Приведеннаяклассификация может быть использована для анализа форм административнойдеятельности милиции. Однако следует иметь в виду, что установление норм права,как специфическая правовая форма деятельности органов управления, характернадля органов внутренних дел в целом, а не для милиции. Причем,правоустановительная деятельность органов внутренних дел имеет в большейстепени внутриведомственную направленность. Принимаемые ими нормативные актыадресуются преимущественно подчиненным органам, подразделениям, сотрудникам иявляются важным средством реализации содержащихся в законе правил с учетомособенностей решаемых задач.
Кроме того,правоприменительная деятельность милиции включает в себя как непосредственнопринятие индивидуальных актов управления, так и осуществление иных юридическизначимых действий, без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущихюридические последствия, например, составление различных процессуальныхдокументов (протокола об административном правонарушении, рапорта по фактуприменения огнестрельного оружия, заключения по материалам служебной проверки,аттестации и т. п.). Как правило, перечисленные документы фиксируют юридическизначимые действия или акты правоприменения и могут повлечь за собой уже принятиеуправленческих решений в форме издания индивидуальных актов управления (например,постановления о назначении административного наказания, приказа о поощрении илиназначении дисциплинарного взыскания).
Наиболеераспространенная форма выражения результата административной деятельностимилиции — индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решениивопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, точности, определенности ит. п.
Вместе с тем весьмашироко в административной деятельности милиции используется устная словеснаяформа: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания.Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневногооперативного характера.
Несоблюдениеобязательной формы может повлечь признание действий субъектов недействительнымиили оспоримыми. В ряде случаев, законодатель с использованием той или инойформы принятия управленческого решения связывает наступление определенныхюридических последствий. Например, Положением о службе в органах внутренних делустановлено, что «поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами.Благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут бытьобъявлены устно». При этом «взыскание, наложенное приказом не может быть снятоустно», в свою очередь, «дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудникаорганов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дняего наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарномувзысканию», а «устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца».
Административнаядеятельность выражается также в конклюдентной форме при помощи определенныхжестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясновыражающих решение субъекта административной деятельности. Таковыми являются,например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта ипешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые милиционеромпатрульно-постовой службы и т. п.
С учетом сказанного, взависимости от юридических последствий формы административной деятельностимилиции можно разделить на правовые, иные юридически значимые действия и неправовые.
Правовые формы.Правовой формой правоустановительной административной деятельности органоввнутренних дел (милиции) является издание нормативных актов управления,правоприменительной — издание индивидуальных актов управления. Соответственнопо юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел (милиции)подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативный правовойакт — это письменный документ, изданный в соответствии с установленнымитребованиями правомочным на то должностным лицом Министерства внутренних делРоссийской Федерации, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовыенормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенныйкруг лиц.
Нормативный правовойакт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральнымиорганами исполнительной власти.
Министерствомвнутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в видеприказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иныхнормативных правовых актов[5].Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила ииные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.
Приказ издается понаиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел РоссийскойФедерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций,правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной ислужебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел ивоенной службы во внутренних войсках.
Директива содержитнормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутреннихдел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный периодвремени.
Статусные документыорганов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений иорганизаций издаются в виде положений и уставов.
Положение определяетзадачи и функции, права, органа внутренних дел или его структурногоподразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.
Устав определяетстатус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения иорганизации.
Положение издаетсятакже в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности,осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.
Инструкции и правиларегулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ееосуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).
Инструкция содержитнормы, устанавливающие кем, в каком порядке, какими способами и методами долженосуществляться тот или иной вид деятельности.
Правила устанавливаютпорядок осуществления отдельного вида деятельности.
В наставленииизлагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той илииной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнениясоответствующих прав и обязанностей.
Исходя из особенностей целей ипредмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные видынормативных правовых актов. Например, приказы, утверждающие Концепциисовершенствования деятельности различных служб и подразделений органоввнутренних дел, повышения эффективности отдельных направлений органоввнутренних дел, Решения коллегий, в которых на основе анализа и прогнозированиясостояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессовформулируются основные направления государственной политики и меры по ее реализации в установленной сфередеятельности.
По сфере применениянормативные акты в большей степени присущи внутриорганизационной деятельностиорганов внутренних дел. Вместе с тем, МВД России во внешне организационнойсфере на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимаетнормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфередеятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых всоответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционнымизаконами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами,федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации[6].Примером такого нормативного акта служит Приказ МВД России от 15 марта 1999 г. № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортныхсредств».
В рамкахреализации административной реформы федеральными органами исполнительной властиначинается разработка административных регламентов. Административные регламентыисполнения государственных функций и административные регламенты предоставлениягосударственных услуг определяют сроки и последовательность действий(административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядоквзаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, атакже его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной властии организациями при исполнении государственных функций или предоставлениигосударственных услуг федеральными органами исполнительной власти.
Административныерегламенты исполнения государственных функций и административные регламентыпредоставления государственных услуг разрабатываются федеральными органамиисполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнениесоответствующей государственной функции или предоставление соответствующейгосударственной услуги сучетом положений Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительнойвласти[7],Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительнойвласти[8] иПостановления правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки иутверждения административных регламентов исполнения государственных функций иадминистративных регламентов предоставления государственных услуг»[9].
Следует заметить, чтонормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающиеправа, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовойстатус организаций или имеющие межведомственный характер должны пройти государственнуюрегистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, после чего подлежат обязательномуофициальному опубликованию.
Несоблюдение этих двухтребований означает, что правовые акты не влекут правовых последствий, как невступившие в силу, и не могут служить основанием для регулированиясоответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностнымлицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний[10].
Среди актов управленияорганов внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу)и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальнымобразованиям нормативные акты составляют сравнительно немногочисленную группу.Основными же являются нормативные акты, принимаемые МВД России и МВД республик,входящих в состав Российской Федерации, а также в некоторой мере акты ГУВД, УВДпо субъектам Российской Федерации. Поэтому в актах горрайорганов внутренних делустанавливаются лишь производные нормы, то есть такие правила служебнойдеятельности, которые базируются на предписаниях вышестоящих органов внутреннихдел и конкретизируют их применение к местным условиям работы соответствующегооргана. Конкретизация может выражаться в распределении (уточнении)функциональных обязанностей сотрудников аппаратов или служб, определении форм иметодов их работы, установлении правил внутреннего распорядка и т. п.
Специфика полномочиймилиции состоит в том, что при осуществлении внешневластной деятельности она неиздает нормативные акты. Такие акты принимаются только по внутриорганизационнымвопросам и всегда адресуются сотрудникам милиции. В них устанавливаются правиласлужебной деятельности, которые опираются на предписания законов или актоввышестоящих органов и конкретизируют их применение с учетом местных условий(например, обязанности по участию в усилении охраны общественного порядка илипо организации взаимодействия с общественностью).
Особыми формаминормативных актов управления милиции являются:
— план единойдислокации нарядов;
— типовые планы охраныобщественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведенииобщественно-политических, спортивных и иных массовых мероприятий;
— планы проведениярейдов (операций);
— планы действийличного состава при чрезвычайных обстоятельствах;
— план работыгоррайоргана на полугодие и др. [11].
В них на определенныйпериод могут ставиться задачи всему или части личного состава горрайоргана внутреннихдел по месту и времени, излагаться формы взаимодействия между нарядами ислужбами, предписываться тактические приемы (общие) несения службы и т. п.
Применение норм правана основе и во исполнение закона есть основное содержание исполнительно-распорядительнойдеятельности милиции, главное и определяющее ее выражение вовне. Практическионо состоит в осуществлении милицией административных функций и находитвыражение в издании индивидуальных актов управления.
Индивидуальные актыуправления — основной вид актов управления милиции. К ним относятся такие, вкоторых содержатся указания, адресованные конкретному субъекту, и рассчитанныена однократное применение. Их назначение состоит в применении норм права кконкретному случаю, лицу.
К примеру, к такимактам относится выдача разрешений (лицензий) гражданам и организациям, котораявлечет возникновение новых прав и обязанностей. Так, милиция в соответствии сзаконодательством выдает лицензии на приобретение, разрешения на хранение,ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатыхматериалов, а также на открытие и функционирование объектов, где ониобращаются.
С этими актамиуправления милиции связывается также осуществление надзора (контроля) засоблюдением установленных правил обращения и функционирования указанныхпредметов и объектов.
Важное значение средииндивидуальных актов управления милиции имеет регистрация юридически значимыхфактов. Регистрация — это официальное констатирование в соответствующих записях(отметках) милиции определенных фактов, имеющих непосредственное отношение кобеспечению установленного порядка управления, общественного порядка иобщественной безопасности, в целях их учета, документального оформления ипоследующего контроля. Службы милиции общественной безопасности в соответствиис действующим законодательством регистрируют авто-, мототранспортиндивидуальных владельцев, а также предприятий, учреждений и организаций,огнестрельное оружие. С фактом регистрации нормы права связывают определенныеюридические последствия (право на управление конкретным транспортным средством(его эксплуатацию), право на хранение, ношение и использование огнестрельногооружия, реализацию других субъективных прав).
В качествесамостоятельной правовой формы административной деятельности рассматриваюттакже заключение административных договоров. К числу таких административныхдоговоров можно отнести: контракт о службе в органах внутренних дел, договор наохрану объекта силами подразделений вневедомственной охраны при органах внутреннихдел.
По сфереправоприменения индивидуальные акты управления подразделяются на: а) внутриорганизационныеи б) внешневластные.
Путем изданиявнутриорганизационных актов управления вышестоящие органы и должностные лицамилиции руководят подчиненными аппаратами и сотрудниками, осуществляютрасстановку кадров, конкретизируют функциональные обязанности сотрудников,применяют меры поощрения, налагают дисциплинарные взыскания и т. п.
Во внешневластнойадминистративной деятельности акты милиции являются средством реализацииюридически-властных государственных предписаний, формой закрепления действийработников милиции, решения поставленных перед ними задач. Посредством актовуправления милиция осуществляет свои функции, в них находит выражение процессисполнительной и распорядительной деятельности.
Иные юридическизначимые действия. Содержанием иных юридически значимых административныхдействий милиции является применение правовых норм к конкретным обстоятельствамили лицам, но без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущихюридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силууказания в законе выступают в качестве необходимого условия для наступленияуказанных правовых последствий независимо от того, были они направлены на этипоследствия или нет. Примерами таких действий, ежедневно совершаемых службамимилиции и их сотрудниками, являются: документирование (выдача служебных удостоверенийличности сотрудникам милиции, составление протокола об административномправонарушении, об административном задержании, протокола личного досмотра),служебное аттестование, принятие присяги и др.
Документирование —официальное удостоверение надлежащим образом оформленных в документах милицииопределенных фактов, событий и состояний, имеющих юридическое значение, в целяхих доказательства (подтверждения). В административной деятельности этовыражается в выдаче гражданам удостоверений на право управленияавтомототранспортом, различных официальных справок, фиксации противоправныхдействий, фиксации применения мер обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях и др. В отличие от актов управления юридическизначимые документы имеют лишь формально доказательственное значение.Юридическими фактами, вызывающими возникновение, изменение или прекращениеправоотношений, являются фиксируемые в документах события или действия, а несами документы.
Служебное аттестование— это персональная характеристика практической деятельности лиц начальствующегосостава органов внутренних дел (милиции) за определенный период ссоответствующими выводами. Аттестование само по себе не изменяетслужебно-правового положения аттестуемого, но в соответствии с действующимиведомственными инструкциями вывод по аттестации (к примеру, рекомендации дляперемещения на вышестоящие или равнозначные должности, направления на учебу, опонижении в должности и увольнении) может служить основанием для издания актово перемещении по службе, изменении размера должностного оклада.
Поскольку в иныхюридически значимых административных действиях милиции правовое значение имеетсам факт их совершения, то их могут совершать лица начальствующего состава ислужащие милиции, тогда как акты управления принимают только полномочныедолжностные лица и представители власти.
Неправовые формы. Кнеправовым формам административной деятельности органов внутренних дел(милиции) относятся:
1) организационныедействия;
2)материально-технические действия.
В отличие от правовыхформ административной деятельности милиции, неправовые формы сами по себе невлекут за собой возникновение, изменение или прекращение административно-правовыхотношений для лиц, к которым они обращены. Юридическим результатом этих формявляется сам факт их осуществления. Они являются необходимыми элементами любойуправленческой деятельности.
Организационныедействия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний,инструктажей, в организации взаимодействия между сотрудниками, подразделениямив целом между собой и гражданами (объединениями граждан), проведении совместныхмероприятий, в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, вобучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах,разработке научно обоснованных рекомендаций. Данные действия направлены наработу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этихорганизационных действий до адресата доводится необходимая управленческаяинформация, осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта и объектауправления. В частности, сущность внешне организационных действий состоит впривлечении граждан и общественных объединений к охране общественного порядка иобеспечению общественной безопасности путем разъяснения сущности и значенияправовых актов, проведения отчетов сотрудников перед населением, участия в собранияхтрудовых коллективов.
Кматериально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которыхявляется обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческогорешения при осуществлении правоприменительной и правоустановительнойдеятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составлениесправок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, адресно-справочная работаи т. п.).
Эти действия играютважную роль в получении, обработке, передаче и хранении информации, ведениистатистического и оперативного учета. Посредством их производится подготовкавсевозможных справок, обзоров, ориентировок, размножение различных материалов,хранение и оформление документов, ведутся картотеки на определенные категориилиц, осуществляется хозяйственное и техническое обслуживание подразделений ислужб, выдача, прием табельного оружия, специальных средств принуждения испециальных технических средств.
В большинстве случаевпорядок осуществления перечисленных действий и операций урегулирован нормамиправа[12], а самиони входят в число служебных обязанностей сотрудников милиции. Поэтому зауклонение от совершения этих действий и операций, нарушение установленногопорядка и правил их осуществления, виновные могут быть привлечены кустановленной законом ответственности (например, дисциплинарной).
Заключение
Милиция призвана обеспечить личнуюбезопасность граждан; предупреждать и пресекать преступления и административныеправонарушения; раскрывать преступления; охранять общественный порядок иобеспечивать общественную безопасность; оказывать гражданам, должностным лицам,юридическим лицам и общественным объединениям помощь в осуществлении ихзаконных прав и интересов.
Милиция подразделяется накриминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Криминальная милиции предупреждает,пресекает и раскрывает преступления, осуществляет розыск лиц, скрывающихся отследствия и суда, то есть осуществляет оперативно-розыскную работу.
Осуществление административнойдеятельности в основном лежит на милиции общественной безопасности. Еедеятельность более многообразна, чем деятельность криминальной милиции.
Первое место в деятельности милицииобщественной безопасности занимает административная деятельность по охранеобщественного порядка, организации безопасности дорожного движения.
Важная роль отводится и уголовно-процессуальнойдеятельности: милиция общественной безопасности ведет прием и проверкузаявлений и сообщений о преступлениях, отнесенных законом к компетенции органовдознания, осуществляет расследование уголовных дел о таких преступлениях иподготовку материалов в протокольной форме, исполняет поручения следователя опроизводстве следственных действий, содержит в изоляторах временного содержаниязадержанных и заключенных под стражу лиц.
Большое значение имеет также деятельностьмилиции общественной безопасности по выдаче лицензий на занятие частнойдетективной и охранной деятельностью, на ношение и хранение огнестрельного игазового оружия.
Практически все подразделения милицииобщественной безопасности своей деятельностью осуществляют профилактикуправонарушений.
Взаключении следует отметить, что деятельность милиции строится в соответствии спринципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма,гласности. Для осуществления своей деятельности милиция наделена весомымиюридически властными полномочиями, которые она обязана использовать безунижения достоинства человека.
Литература
1.Закон Российской федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в ред. 09.05.2005 г.) П.9-11 ст. 10.
2.Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования ивступления в силу актов Президента Российской Федерации, ПравительстваРоссийской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительнойвласти» (в ред. 28.06.2005 г.)
3.Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних делРоссийской Федерации» (в ред. от 29.12.2005 г.)
3.Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 30.09.2002г.)
5.Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственныхфункций и административных регламентов предоставления государственныхуслуг».
6.Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30.
7.Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительнойвласти. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452.
8.Приказ МВД России от 20 ноября 2004 г. № 755 «Вопросы Правового департаментаМВД России и Центра правовой информации МВД России» (в ред. от 07.02.2005 г.)
9. ПриказМВД РФ от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении правил подготовки нормативныхправовых актов в центральном аппарате МВД РФ» (в ред. от 28.12.2003 г.)
10. ПриказМВД РФ от 28 февраля 2005 г. № 132 «Об утверждении Регламентавзаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 25,20.06.2005.
11. Инструкциюпо документационному обеспечению управления в системе органов внутренних делРоссийской Федерации, утвержденную Приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. № 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел РоссийскойФедерации».
12. ПриказМВД России от 9 января 2003 г. № 15 «Об организации планирования в системе МВДРоссии».
13. Административная деятельностьорганов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. В 2 ч. Ч. 1. – М.:ЦОКР МВД России. 2005. Глава 10.
14. Административнаядеятельность органов внутренних дел (милиции). Ч. 2: Учебное пособие. — М.: ЮИМВД России, 1995.
15. Послание президента РФД.А.Медведева федеральному собранию от 01.12.2010 года ( Российская газета №271от 01.12.2010 года)
16. Федеральный закон №398 от28.12.2010 года «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ повопросу усиления контроля в сфере гражданского оружия».
17. Директива МВД РФ №2 ДСП от01.12.2010 года «о приоритетных направлениях деятельности ОВД и внутреннихвойск МВД России, ФМС России в 2010 году и задачах на 2011 год.
18. Приказ МВД РФ №77 от 15.02.2010года «о дополнительных мерах по реализации указаний президента РФ от 24.12.2009года №1468.