Содержание
1. Понятие, виды и система источников трудового права
2. Дисциплинарная ответственность сотрудников ОВД
Задача:
21 сентября лейтенант милиции Марков вышел на службу внетрезвом состоянии и был отстранен от работы. Поскольку факт появления внетрезвом виде был подтвержден актом освидетельствования, руководитель ОВДобъяснения от Маркова не истребовал и 28 октября издал приказ, в котором емубыл объявлен строгий выговор.
Законен ли приказ руководителя ОВД?
Какие были допущены нарушения трудового законодательства?
Мог ли Марков быть уволен за данный проступок?
1. Понятие, виды и система источниковтрудового права
Как известно, под источниками права понимаютсяакты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием. Их неследует путать с актами тех же органов, изданными в процессеправоприменительной деятельности.
Нормы, регулирующие трудовые и иныенепосредственно с ними связанные отношения в сфере применения наемного трудаработников, находят свое выражение в статьях различных правовых нормативныхактов, которые принято именовать источниками трудового права. Правотворческаядеятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленныхзаконом случаях в этом процессе участвуют работники и работодатели. Поэтомуцелесообразно классифицировать источники трудового права по их юридической силеи органам, принимающим те или иные акты.
Главное место среди источников трудового правазанимает Конституция РФ. Будучи основным законом, она обладает высшейюридической силой. Все другие законы и иные акты государственных органовиздаются на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Она является юридическойбазой текущего трудового законодательства. В ней закреплены основные трудовыеправа граждан, отражены принципы трудового права. Конституционные нормыявляются непосредственно действующими.
Первая большая группа источников трудового праваобъединена в ч. 1 ст. 5 ТК РФ родовым понятием «трудовое законодательство». Вотличие от Конституции РФ, являющейся Основным Законом, все остальные законыпринято относить к актам текущего законодательства. В указанную группу входят:
1. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30декабря 2001 г. № 197-ФЗ), который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. (кроме ч.1 ст. 133). Он является кодифицированным источником современного российскоготрудового права и регулирует практически весь комплекс общественных отношений,входящий в предмет указанной отрасли. Кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов,62 глав и 424 статей. Разделы по содержанию, как правило, соответствуютотдельным институтам трудового права, а главы — пединститутам. ТК РФ в целом отражаетэкономические реалии, сложившиеся в нашей стране в результате десятилетнегопереходного периода к рыночной экономике.
2. Иные федеральные законы, регулирующиеотношения в сфере общественной организации труда, можно разделить на двеподгруппы.
Во-первых, акты, которые регулируют отношения,практически не попавшие в сферу действия ТК РФ. К ним относятся, например,Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон «Обобязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний». Во-вторых, акты, принятые до вступления в силуТК РФ и которые в настоящее время текстуально в той или иной мере включены вуказанный Кодекс. Это Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «Огосударственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; Федеральные законы «Опорядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах,их правах и гарантиях деятельности», «Об основах охраны труда в РоссийскойФедерации». В соответствии с ч. 1 ст. 423 ТК РФ они продолжают действоватьпостольку, поскольку не противоречат ТК РФ.
3. В соответствии с подпунктом «к» п. 1 ст. 72Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведениюРоссийской Федерации и ее субъектов. Статья 6 ТК РФ разграничивает полномочиямежду федеральными органами государственной власти и органами государственнойвласти субъектов Федерации в сфере трудовых и иных непосредственно связанных сними отношений. Поэтому среди источников трудового права следует различатьконституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации.
Нормы трудового права, содержащиеся в федеральныхзаконах и законах субъектов Федерации, должны соответствовать ТК РФ. Вновьпринятый федеральный закон, противоречащий ТК РФ, применяется при условиивнесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ. Но и законы субъектовРоссийской Федерации, как, впрочем, и их иные нормативные правовые акты, недолжны противоречить иным федеральным законам, указам Президента РФ,постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральныхорганов исполнительной власти. В случае противоречия между федеральным закономи иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Вторую группу источников трудового правасоставляют подзаконные акты, объединенные в ТК РФ родовым понятием «иныенормативные правовые акты». К ним относятся:
1. Указы Президента РФ. В настоящее время онидействительно касаются весьма широкого крута вопросов трудового права. ЭтоУказы «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочейсилы», «Об утверждении Положения о проведении аттестации федеральногогосударственного служащего» и др. Указы Президента РФ не должны противоречитьТК РФ и иным федеральным законам.
2. Постановления Правительства РФ. В сфереобщественной организации труда Правительство РФ приняло такие акты, как,например, постановления «О Федеральной инспекции труда», «О службе поурегулированию коллективных трудовых споров», «Об утверждении порядкарегистрации безработных граждан» и др. Постановления Правительства РФ не должныпротиворечить настоящему ТК РФ, иным федеральным законам и указам ПрезидентаРФ.
3. Нормативные акты Министерства труда исоциального развития РФ. Оно является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляет единую государственную политику в области труда, занятостии социальной защиты населения.
Указанное министерство принимает постановления,дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в области труда,занятости и социальной защиты населения. Так, им были приняты постановления «Обутверждении разъяснения «Об отпусках без сохранения заработной платы поинициативе работодателя» и «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузокдля лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»,Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.
В отдельных случаях постановления и разъясненияпринимаются Минтрудом РФ совместно или по согласованию с другими органами. Вкачестве примера можно привести постановление Министерства труда РФ иМинистерства юстиции РФ от 23 октября 1992 г. «Об утверждении Основныхположений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций ипредприятий, находящихся на бюджетном финансировании».
4. Нормативные правовые акты иных федеральныхорганов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права. Эти акты, какправило, распространяются только на работников соответствующих отраслей. Актынекоторых министерств и ведомств, например Министерства финансов РФ,Министерства здравоохранения РФ и др., по отдельным специальным вопросам могутносить межотраслевой характер. Например, приказом Минздрава России от 10декабря 1996 г. утверждено Положение о проведении обязательных предварительныхпри поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников.
Нормативные правовые акты федеральных органовисполнительной власти не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам,указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. »
5. Иные (т.е. не законодательные) нормативныеправовые акты субъектов Российской Федерации. Главы администраций, руководителиорганов по труду, иные органы и их должностные лица в субъектах Федерации принимаютрешения в соответствии со своей компетенцией, определенной Конституцией РФ,федеральными законами и нормативными актами субъектов Федерации. Такие актыобычно касаются установления разного рода доплат гражданам соответствующихрегионов, времени начала и окончания работы организаций торговли, сферыобслуживания и транспорта.
6. Акты органов местного самоуправления,содержащие нормы трудового права.
7. Локальные нормативные акты. В условияхперехода к рыночной экономике их роль возрастает. Работодатель принимает такиеакты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции всоответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективнымдоговором, соглашениями.В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иныминормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель припринятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органаработников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотренопринятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органомработников. Локальные нормативные акты,ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством,коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюденияпредусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органаработников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы илииные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
К локальным источникам можно отнести: нормативныечасти коллективных договоров, Правила внутреннего трудового распорядка,Положения о премировании, соглашения по вопросам охраны труда и др.
Акты органов местного самоуправления и локальныенормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТКРФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениямПравительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительнойвласти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РоссийскойФедерации.
Следует особо отметить положение, содержащееся вп. 4 ст. 15 Конституции РФ и воспроизведенное в ст. 10 ТК РФ. Общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры России являютсясоставной частью ее правовой системы. Если международным договором РоссийскойФедерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора. Следовательно, они стали самостоятельнымисточником российского права и будут играть важную роль в регулированииотношений в сфере труда.
Большое значение сегодня приобретаетиспользование в правотворческой деятельности норм конвенций и рекомендацийМеждународной организации труда (МОТ). Национальное законодательство должностроиться в соответствии с ними, обеспечивать их соблюдение и придавать ихисполнению обязательный характер.
Трудовое законодательство в течение многих летфункционировало главным образом как союзное. В ст. 423 ТК сформулированоправило о применении норм бывшего Союза ССР. До приведения законов и иныхнормативных правовых актов в соответствие с ТК РФ законодательные акты бывшегоСоюза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке,которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСРот 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании СодружестваНезависимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречатТК РФ. Применяемые на территории Российской Федерации постановленияПравительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могутрегулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения вдействие соответствующих федеральных законов. Это правило обеспечиваетопределенную преемственность в правовом регулировании трудовых отношений.
Федеральные законы и акты палат ФедеральногоСобрания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете»,«Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ официально публикуются в«Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Акты федеральных органов исполнительной власти,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственныйхарактер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерствеюстиции РФ и должны быть официально опубликованы в газете «Российские вести», атакже в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти». Акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, атакже зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, невлекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзяссылаться и при разрешении трудовых споров.
В правоирименительной практике большое значениеимеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудовогоправа, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Здесь находит отражениеединство и дифференциация трудового права.
1. Действие нормативных актов во времени.
Определение момента начала и окончания срокадействия нормативных актов чрезвычайно важно для правильного их применения.Момент, которым определяется начало действия нормативного акта, принятоназывать временем вступления его в силу. В соответствии со ст. 12 ТК РФнормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу содня, указанного в этом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте,определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Нормативный правовой акт, содержащий нормытрудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока егодействия;
вступлением в силу другого акта равной иливысшей юридической силы;
отменой (признанием утратившим силу) данногоакта актом равной или высшей юридической силы. Нормативный правовой акт,содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется котношениям, возникшим после введения его в действие. Иное правило можетприменяться лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях,возникших до введения в действие нормативного правового акта, он применяется кправам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие нормативных актов в пространстве.
Согласно ст. 13 ТК РФ федеральные нормативныеакты о труде распространяются на трудовые и иные непосредственно связанные сними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если вэтих актах не предусмотрено иное. Кроме того, они применяются на территориироссийских посольств, представительств, торговых судов и иных территориальныхобразований за рубежом.
Аналогичные акты субъектов Федерации действуют впределах территории соответствующих республик, краев, областей.
Некоторые акты распространяются на определенныеместности, не всегда совпадающие с территорией субъектов Российской Федерации,например Крайний Север и приравненные к нему местности.
Акты органов местного самоуправления, содержащиенормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующегомуниципального образования.
Локальные нормативные акты действуют в пределахконкретной организации.
3. Действие нормативных актов по кругу лиц. Всоответствии со ст. 11 ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормытрудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовойдоговор с работодателем. Указанные акты обязательны для применения на всейтерритории Российской Федерации для всех работодателей независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности. В тех случаях, когда всудебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характерафактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, ктаким отношениям применяются положения трудового законодательства. Натерритории Российской Федерации правила, установленные нормативными правовымиактами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовыеотношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных илиучрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций ииностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации.
ТК РФ (например, разделом XII) и иными федеральнымизаконами устанавливаются особенности правового регулирования труда отдельныхкатегорий работников. В них прямо определен крут лиц, на которых распространяетсядействие тех или иных норм права.
ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты,содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если вустановленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качествеработодателей или их представителей):
• военнослужащих при исполнении ими обязанностейвоенной службы;
• членов советов директоров (наблюдательныхсоветов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организациейтрудовой договор);
• работающих по гражданско-правовым договорам;
• других лиц, если это установлено федеральнымзаконом.2. Дисциплинарная ответственностьсотрудников ОВД
Одним из наиболее широкоприменяемых видов юридической ответственности является дисциплинарнаяответственность. Она связана с наличием трудовых отношений работника с органомуправления и служит цели обеспечения дисциплины труда.
Основанием дисциплинарнойответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушениеправил, обязанностей службы. Под нарушением дисциплины понимаетсяпротивоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работникавозложенных на него обязанностей. Противоправными признаются такие действия(бездействие), которые не соответствуют требованиям законодательства, либопрямо противоречат ему.
Цели дисциплинарнойответственности достигаются с помощью применения различных мер дисциплинарноговоздействия к нарушителям дисциплины, носящих название дисциплинарныхвзысканий. Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебногоподчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах ихкомпетенции и установленного перечня таких взысканий.
Нормативными актами,которые регулирует этот вид юридической ответственности, являются: Федеральныйзакон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарныйустав Вооруженных Сил, Положение о службе в органах внутренних дел и некоторыедругие.
Они устанавливаютоснования ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органовисполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а такжепорядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственнойслужбы, службы во Внутренних Войсках и органах внутренних дел.
Служебная дисциплина ворганах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних делустановленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом ослужбе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямыхначальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей иосуществлении имеющихся у них правомочий.
Наиболее серьезнымидолжностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению илинеисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всегоони выражаются в том, что должностными лицами нарушаются порядок реализациинорм и сроки исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральнымизаконами и указами Президента процедур реализации прав граждан, выполнении норми поручений не в полном объеме либо искажении их содержания.
Вместе с темзаконодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категориисотрудников ОВД подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшиеместо и не при исполнении служебных обязанностей, если эти поступки несовместимы с достоинством и назначением сотрудников ОВД ввиду особого характеравыполняемых ими обязанностей.
Дисциплинарные взысканияне могут быть наложены за деяние, за совершение которого законом предусмотренаиная ответственность. Например, превышение должностных полномочий, связанное спричинением существенного вреда государственным или общественным интересам либоохраняемым законом правам и интересам граждан, образует состав не должностногопроступка, а уголовного преступления. Положением о службе в органах внутреннихдел установлено, что на сотрудников органов внутренних дел за нарушениеслужебной дисциплины могут налагаться следующие взыскания: замечание; выговор;строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение вдолжности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудногознака; увольнение из органов внутренних дел.
В учебных заведенияхМинистерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видоввзысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе(за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а такжеотчисление из учебного заведения.
В целом же в системе МВДправа начальников по наложению взысканий установлены с учетом особенностейслужбы в органах внутренних дел. Дисциплинарные взыскания применяются прямыминачальниками в пределах предоставленных им прав.
Дисциплинарные взысканияобъявляются приказами. Замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могутбыть объявлены и устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снятоустно.
О дисциплинарныхвзысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строемили на совещании (собрании). До наложения взыскания от сотрудника органоввнутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребованописьменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в немсведений с вынесением заключения по результатам проверки.
Дисциплинарное взысканиедолжно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальникустало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебнойпроверки, возбуждения уголовного дела или дела об административномправонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончанияпроверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовногодела или дела об административном правонарушении и вынесения по нимокончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения егов отпуске.
За каждый случайнарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарноевзыскание.
Приказ о применениидисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляетсясотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднееодного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание висполнение не приводится, но подлежит учету.
Дисциплинарное взыскание,наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым,если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнутновому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым поистечении одного месяца. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядкепоощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему иливышестоящим прямым начальником. Представление к присвоению очередныхспециальных званий сотрудников, имеющих дисциплинарные взыскания (кромеобъявленных устно), не производится до снятия дисциплинарного взыскания.Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудникаоргана внутренних дел либо в период его нахождения в отпуске или командировке,а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев,а по результатам ревизии или проверки финансово — хозяйственной деятельности — более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются периоднахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске, время болезни, а такжевремя производства по уголовному делу или делу об административномправонарушении. Права начальников по наложению дисциплинарных взысканийустанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации.
Если к сотруднику органоввнутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры наказания,выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящимначальником. Вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчитьдисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить болеестрогое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенногопроступка.
Дисциплинарные взысканияна сотрудников следственного аппарата органов внутренних дел налагаютсяначальниками, которым предоставлено право назначения их на должность, а вслучаях, связанных с процессуальной деятельностью сотрудников, — посогласованию с руководителями соответствующих следственных подразделений.
Снижение в специальномзвании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания младшегоначальствующего состава, производится как мера дисциплинарного взысканиярешением прямых начальников, которым предоставлено право присвоения указанныхзваний.
Сотрудник органов внутреннихдел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взысканиепоследовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних делРоссийской Федерации, а в установленных законом и Положением случаях — и в суд.Начальник, превысивший предоставленные ему права по наложению дисциплинарныхвзысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.
Кроме того, должностноелицо органов внутренних дел, принявшее решение о понижении в должности,снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел с явнымнарушением закона или задержавшее исполнение решения о восстановлении вдолжности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел, несетдисциплинарную ответственность и возмещает ущерб, причиненный органу внутреннихдел в связи с выплатами сотруднику, произведенными по причине незаконного или необоснованногоперемещения по службе, понижения в должности либо снижения в специальномзвании, увольнения из органов внутренних дел, в размерах, установленныхзаконодательством Российской Федерации о труде.
В приказах овосстановлении сотрудников в должности, специальном звании на службеуказываются их должности, должностные оклады и установленные надбавки ипериоды, за которые им выплачивается денежное довольствие.
Задача
21 сентября лейтенантмилиции Марков вышел на службу в нетрезвом состоянии и был отстранен от работы.Поскольку факт появления в нетрезвом виде был подтвержден актомосвидетельствования, руководитель ОВД объяснения от Маркова не истребовал и 28октября издал приказ, в котором ему был объявлен строгий выговор.
Законен ли приказруководителя ОВД?
Какие были допущенынарушения трудового законодательства?
Мог ли Марков быть уволенза данный проступок?
Решение:
В соответствии соПоложением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ст. 34служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудникамиорганов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации,Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних делРоссийской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнениивозложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. Занарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могутналагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор;предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности;снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака;увольнение из органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 39рассматриваемого Положения дисциплинарные взыскания применяются прямыминачальниками в пределах предоставленных им прав.
До наложения взыскания отсотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно бытьистребовано письменное объяснение. Однако по условию задачи с Марковаобъяснение не было истеребованно, что является нарушением наложения взыскания.
Дисциплинарное взысканиедолжно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальникустало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебнойпроверки, возбуждения уголовного дела или дела об административномправонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончанияпроверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовногодела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательногорешения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.Однако взыскание было наложено позднее установленного срока.
В соответствии с п. б ч.4 ст. 81 Трудового кодекса РФ, работник может быть уволен за появление наработе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателяили объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовуюфункцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсическогоопьянения.
Таким образом, начальникМаркова при наложении взыскания допустил ряд нарушений. Что касается ответа навопрос «Мог ли Марков быть уволен за данный проступок?», то да Макаров мог бытьуволен за совершенный им дисциплинарный проступок.
источник трудовое право дисциплина сотрудник овд
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
2. Трудовой кодекс РФ от 31 декабря 2001 г. №-197 ФЗ;
3. Закон о милиции от 18 апреля 1991 г. № 1026-1;
4. Положение о службе в ОВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038
5. Карпов А.В. Трудовое право России Норма М.: 2010 г. 268 с.
6. А.К. Исаев Трудовое право, Омега-Л М.: 2007 Г. 277 С.