Понятие Я-концепции
Развитие
самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса
наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с
культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и
благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических
деятельностей.
Феномены
самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и
того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его
личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как
научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно
недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной,
нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание.
Но Я-концепция – понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект
самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в
которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и
других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на
данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в
области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так
определяет это понятие: “ Я-концепция – это совокупность всех представлений
человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую
Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с
отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или
принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой
представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое
деятельное начало и возможности развития в будущем”.
Я-концепция
возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и
всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое
и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое
приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные
проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Первоначальная
зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она
играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего
зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех
функционально-ролевых аспектах :
1.
Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд
исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой
человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности.
Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими
представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации
личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в
достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия,
которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным
фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек
думает о самом себе.
2
. Я-концепция как интерпретация опыта. Э та функция Я-концепции в поведении
заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации
опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе
собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию
своего опыта.
3
. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и
ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.
Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и
характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и
другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не
нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо
интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи
считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность
ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
Во
многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных
понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального
определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы
употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для
обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего
исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая,
по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру
Я-концепции, а с другой – упорядочивает терминологию, встречающуюся на
страницах психологической литературы.
На
схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине
располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани
индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны
обладает сознанием, а с другой – осознает себя как один из элементов
действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать
проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я ( Self ) рассматривал как
двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I ) и
Я-как-объект ( Me ) .
Как
мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и
оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как
совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений
установки подчеркиваются три главных элемента:
1.
Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным
(когнитивная составляющая установки).
2.
Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная
составляющая).
Соответствующая
реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая
составляющая).
Применительно
к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :
1.
Образ Я – представления индивида о самом себе.
2.
Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать
более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3.
Потенциальная поведенческая реакция , то есть те конкретные действия, которые
могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Понятие личности
Личность
чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных
качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности
человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не
зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается,
что к числу личностных не относятся психологические качества человека,
характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль
деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в
обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются
более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека,
определяя его значимые для людей поступки.
Личность
—это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и
отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека,
имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Темперамент:
Темперамент называют совокупность свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу,
скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу
собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее
составляют индивидуальные его особенности, так как в основном биологически
обусловлены и являются врожденными.
Выделяют
четыре типа темперамента : сангвинический, меланхолический, холерический,
флегматический. Из этих четырех типов к темпераменту чувства относятся
сангвинический и его противоположность —меланхолический. Первый характеризуется
тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознание человека
довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно
глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние
проявления ощущений (чувств) бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно
глубокими и длительными.
Сангвинический
темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он
представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он
быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что
недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но
не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в
контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему
друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная
умственная и физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический
темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в
основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней
жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной
тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и
особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что
не в состоянии выполнить, весьма страдает от того, что не может выполнить
данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него
мало зависит.
Холерический
темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке
говорят, что он слишком горяч, не сдержан. Вместе с тем такой индивид быстро
остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения
порывисты, но непродолжительны.
Флегматический
темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой
скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной и активной работе. Такой
человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это
заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Характер:
Характер —это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение
человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и
общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению
человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название
“характер”).
Характер
может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает
заниматься.
В
общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в
способности реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может
быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или
грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами
нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Способности:
Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии,
наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его
дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет
выглядеть следующим образом:
1.
Способности —свойства души человека, понимаемых как совокупность всевозможных
психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из
имеющихся определений способностей. В настоящие время им практически уже не
пользуются в психологии.
2.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком
различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в
психологии в 18—вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3.
Способности —это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет
(обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование
на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно
вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/