1. Предмет юридической психологии
Возникновениеи развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываютсяобъективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, сдругой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статусанауки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования,понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет наукиявляется производным, связанным с объектом исследования.
Предмет наукинеразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурноеотличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишьглавные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделеннаячасть объективной реальности, которую можно осознать как существующуюматериально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная иисследуемая часть объекта.
Юридическаяпсихология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изученияпсихологической науки являются общие закономерности сознания и поведениячеловека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личностиспецифически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связис чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующиетеоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические,социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).
Выделениеюридической психологии как самостоятельной научной области исследования иучебной дисциплины связано с особыми правовыми аспектами человеческойдеятельности. Человек как личность формируется и существует в системеобщественных отношений, являясь социальным существом, для которого характерныцеленаправленность и саморегуляция. Необходимым условием существования любойобщественной формации, как известно, служат разработанные людьми нормы права,которые регулируют поведение и взаимоотношения между индивидами, междуличностью и обществом.
Предметомюридической психологии является изучение закономерностей поведения людей всистеме правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности.Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основюриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует своюдеятельность в соответствии с определенными правилами-нормами поведения,обязательными для конкретных групп, классов или общества в целом. Как отмечаетВ.Л.Васильев,все нормы поведения можно разделить на экотехнические (регулирующиеиспользование природных ресурсов и орудий труда) и социальные нормы, которыерегулируют отношения между людьми. Социальные нормы включают в себя обычаи,мораль и право. Обычаи (традиции) влияют на организацию поведенияпредставителей определенных этнических и религиозных групп; мораль – принятые вобществе нормы нравственного поведения (например, христианские заповеди,правила рыцарской чести, культуры поведения), которые могут приводить субъектане к юридической ответственности, а только к общественному порицанию. И, наконец,право – это принятые в обществе законы поведения, требующие воздержания отдействий, наносящих отдельным лицам, группам лиц или государству в целомразличные виды ущерба, или совершения необходимых действий в определенныхусловиях как выполнение гражданского долга.
Еслиюрист как специалист в области права рассматривает действия людей всоответствии с определенными статьями конституции, гражданского и уголовногокодексов, то юридический психолог прежде всего изучает человека как личностьобвиняемого, свидетеля, потерпевшего, работника правоохранительной системы сточки зрения влияния психических процессов и свойств на особенностипротивоправного или нормативного поведения.
2. Место юридической психологии в системе психологических июридических знаний
Находясьна границе психологии и юриспруденции, юридическая психология определеннымобразом включается как в систему психологических, так и в систему юридическихнаук и учебных дисциплин. Будучи прикладной отраслью психологической науки,юридическая психология органически связана с другими отраслями психологии. Этасвязь обусловлена, во-первых, тем, что общим объектом для них всех являетсяличность человека как субъекта деятельности; во-вторых, тем, что в различныхусловиях и видах деятельности личность подвергается различным видам деформации.Фактически юрист и юридический психолог изучают не какого-то абстрактногочеловека, а именно личность в конкретных условиях учебной, производственной,военной, правоохранительной, коммуникативной и других видов деятельности сточки зрения их соответствия правовым нормам.
Междисциплинарныесвязи юридической психологии с другими отраслями психологической науки могутбыть представлены в виде схемы.
Связьюридической психологии с общей психологией состоит в том, что при анализеповедения субъектов правовых отношений мы опираемся на установленныеобщепсихологические законы организации целенаправленной деятельности человека.
Возрастнаяпсихология вносит свой существенный вклад в раскрытие онтогенеза личности,понимание деструктивных факторов девиантного и деликвентного поведенияподростков и взрослых. Педагогическая психология позволяет раскрыть рольконкретных условий воспитания в формировании мотивации поведения иправосознания личности. Взаимодействие юридической психологии с психологиейтруда необходимо для раскрытия профессиональной ориентации личности, ееконкретного вклада или нанесения ущерба производственным процессам,профессиональной ориентации личности, профессиографического анализадеятельности юриста.
Особеннотесны связи юридической психологии с социальной психологией, которая раскрываетмеханизмы общения и правового взаимодействия людей в их индивидуальной,групповой и общественной деятельности.
Прирассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая психология опираетсяна данные патопсихологии и медицинской психологии, раскрывающих рольфилогенетических и онтогенетических механизмов патологии психики в развитиипротиправного поведения. Б.Ф. Ломов отмечает, что многие явления, изучаемыеюридической наукой, не могут быть поняты без раскрытия роли в нихпсихологических факторов, без знания механизмов индивидуального и групповогоповедения людей, без анализа психологических свойств и особенностей личности.
Посколькуюридическая психология интегрирована в систему юридических дисциплин, следуетуказать на ее взаимосвязь с основными из них. Так, по мнению В.В. Романова,речь идет прежде всего о ее связи с уголовным правом и уголовным процессом.Основной целью уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органовявляется рассмотрение уголовных дел и установление истины по делу. Сам процесспоиска и доказывания истины протекает в соответствии с установленными впсихологии закономерностями познавательных и эмоционально-волевых процессовчеловека как субъекта деятельности. Практика судопрозводства показывает, чтоучет этих закономерностей существенным образом влияет на успешностьустановления истины по делу и принятие адекватных судебных решений.
Вэтой связи в ряде уголовно-процессуальных норм имеет место отражение указанныхпсихологических закономерностей как необходимого условия достоверностирезультатов расследования и вынесения справедливого заключения (например, учетаэмоциональных состояний обвиняемых, психологических особенностей потерпевших ит.п.). Судебное разбираетельство нельзя рассматривать как процесспсихологического исследования, однако исторический опыт развития права требуетучета психологических факторов для установления истины. Наука уголовного правапри изучении уголовно-правовых проблем опирается на юридическую психологию врассмотрении субъективных факторов преступного поведения, психологическойструктуры личности преступника, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы,уровня интеллектуального развития, психических состояний в момент совершенияпреступления: аффекты, стрессы, беспомощное состояние и т.п.
Теснаясвязь наблюдается между юридической психологией, криминалистикой икриминологией. История развития криминалистики свидетельствует о большой ролипсихологических факторов в организации и совершении преступлений, а также ихрасследовании. Юридическая психология оказывает существенную помощькриминалистике в разработке следственной тактики и выборе методов расследованияпреступлений. Связь с криминологией как наукой о преступном поведениивыражается в том, что она в развитии своего категориального аппарата и методовдолжна опираться на психологическую методологию личности как субъектапротиправного поведения. Юридическая психология привлекает вниманиекриминологов к тем свойствам личности, которые обусловливают преступныедействия. К таким свойствам следует отнести мотивацию и направленность(структуру интересов и потребностей), характерологические свойства (отношения кнормам морали), уровень правосознания, психофизиологические свойства и т.д.
Следуетотметить также тесную связь юридической психологии с гражданским процессом игражданским правом. Гражданский процесс имеет свои специфические особенностипри рассмотрении познавательно-психологической деятельности. Так, если вуголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат созданнуюследователем модель изучаемого правонарушения, то в гражданском процессеконцептуальная модель устанавливаемых фактов строится самим судьей в ходеподготовки дела. Связь юридической психологии с гражданским правом проявляетсяв решении ряда правовых проблем. Например, проблема компенсации моральноговреда, связанная с причинением лицу нравственных страданий, должна бытьвсесторонне исследована и решаться с учетом индивидуальных особенностей человека,которому причинен ущерб.
Традиционнымиявляются связи между юридической психологией и судебной психиатрией. Эта связьосуществляется в изучении пограничных состояний человеческой психики,находящихся между нормой и патологией (изучение психопатических личностей,проведение комплексной психологопсихиатрической экспертизы и т.п.).
3. Основные категории юридической психологии
Юридическаяпсихология, как и другие отрасли науки, имеет свою методологию, обеспечивающуюсоздание концептуальной модели соответствующей системы понятий (категорий) иметодологический аппарат исследования своего предмета.
Методология(от греч. methodos – путь познания, logos – понятие, учение) – это системакатегорий и принципов, лежащих в основе научного знания и определяющих направлениетеоретических и прикладных исследований в определенной отрасли науки.
Категориальныйаппарат юридической психологии охватывает систему основных базовых понятий, вкоторых отражаются специфические стороны тех психических реальностей, которыеизучает юридическая психология. Такими категориями в юридической психологииявляется следующие.
Категориясознания как осуществляемая мозгом человека высшая форма отражения природной исоциальной среды, служащая средством регуляции поведения.
Категорияправосознания. Опираясь на принятое в общей психологии понятие сознания,юридическая психология оперирует также производным от него понятием«правосознание», характеризующим отношение личности к нормам права, в связи счем различают правопослушное (нормативное) и протиправное (преступное)поведение.
Категорияличности – субъекта сознательной целенаправленной деятельности. Основнымобъектом изучения в юридической психологии является именно личность как вобщепсихическом понимании, так и в специфических, регулируемых правом формахповедения. В ней изучается личность профессионала в конкретных видахюридической практики (следователя, прокурора, адвоката, судьи) с присущими имфункциями, отражаемыми в психограммах специалиста. При этом изучается личностьправонарушителя и преступника с присущей ей мотивацией и деформированнымправосознанием, а также личность потерпевшего и свидетеля. Изучение личности вовсех указанных аспектах – необходимое условие обнаружения истины по гражданскими уголовным делам.
Категориядеятельности как целенаправленной активности человка, обеспечивающей созданиематериальных и духовных ценностей. В общей психологии выделяют такие видыпродуктивной деятельности, как учение, игра, труд. Юридическая психологияизучает деятельность в сфере уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений,т.е. в системе «человек-право». При этом исследуются психологическиеособенности профессиональной деятельности в области правоохранения(профессиограммы следователя, адвоката и т.п.).
Категорияпротивоправной деятельности – это специфический вид деструктивной асоциальнойдеятельности, изучаемой юридической психологией (мотивация и структурадевиантного и деликвидного поведения, факторы личностной деформации, путиресоциализации личности правонарушителя).
Категорияобщения как коммуникативного процесса, в условиях которого происходит обменинформацией, процесса выработки единой стратегии взаимодействия ивзаимопонимания между людьми. Юридическая психология изучает формы общения ивзаимодействия в коллективах юристов-профессионалов; факторы формированияпреступных групп и специфики групповой преступной деятельности; общение вгруппах осужденных; общение юридических работников с подследственными иосужденными, влияние структуры общения на ресоциализацию правонарушителей.
4. Принципы юридической психологии
Воснове системы научного знания, как известно, лежат определенные принципы, т.е.основные положения, позиции, которые определяют методические подходы кпроведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке итрактовке результатов. Юридическая психология опирается на принципы,установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей областизнания. В качестве основных принципов юридической психологии следует выделитьследующие.
Принципобъективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений.Данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условияхзаконопослушного или протиправного поведения следователь и судруководствовались объективными показателями проявления психических процессов,состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установленииистины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурногоэкспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертныхоценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты играютвспомогательную роль. При оценке личности индивида в процессе следствия исудебного разбирательства важно избежать субъективизма и необоснованностизаключений.
Принципдетерминизма (причинной обусловленности) в области правовых отношений. Этотпринцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), нои обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Различныеформы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом природныхпсихофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а такжеобъективных условий ее формирования в определенной социальной среде (семья,социальные взаимосвязи, школа, социально-экономические проблемы и т.д.).
Принципдетерминизма позволяет не только искать факторы, обусловившие протиправноеповедение человека, но и прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимостиот методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, егоготовности к ресоциализации и социальной реабилитации.
Принципединства сознания и деятельности. Становление этого принципа в отечественнойпсихологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) связано с пониманиемдеятельности как ведущего фактора формирования личности. Именно включенностьличности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивнойили асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения иформирования законопослушного или противоправного сознания человека.
Принципразвития. Из этого принципа следует, что личность на всем протяжениисвоего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретныхусловий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваиваетопределенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Личность неостается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств можетизменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Юристу важно понимать, подвлиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушногоподростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения.Принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие начеловека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект (Л.С.Выготский) как положительного, так и отрицательного порядка. Так,неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе можетобусловить развитие агрессивности у подростка.
Принципличностного подхода. Юридическая психология имеет своим объектом прежде всеголичность как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, т.е. лицо,выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому важно исследовать,как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют ипреломляются через сознание конкретной личности, обладающей определеннымиинтеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающейопределенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных формповедения.
Принципсистемности. Внедрение в психологию этого принципа (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов)привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельныхпроцессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которойвсе когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют ивзаимообусловливают друг друга. Деятельность человека понимается какцеленаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним изпроявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивостиличность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своейструктуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснитьналичие психической «нормы», нормального, т.е. адаптированного к нормам праваповедения. При изучении каких-либо актов поведения мы должны учитывать всюсистему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действиячеловека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию,целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.
Юридическаяпсихология как наука, интегрирующая в себя психологические и юридическиезнания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать иосновополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующегозаконодательства (В.В. Романов). Эти принципы хорошо известны специалистам вобласти юриспруденции, так как они законодательно введены в область права:соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпцииневиновности, справедливости, гуманности (ст.ст. 3, 8, 21, 24, 55, 62Конституции Украины).
Принципзаконности означает, что в процессе расследования и рассмотрения дела в суденеобходимо соблюдать определенные нормы, установленные государством изакрепленные в соответствующих статьях Конституции, в уголовно-процессуальном игражданско-процессуальном кодексах.
Принциправенства граждан перед законом отражает традиции демократизма гражданскогообщества, необходимость объективного подхода к анализу деятельности субъектанезависимо от его общественного и имущественного положения.
Принциппрезумпции невиновности означает недопустимость предубежденного инеобъективного подхода к расследованию дела, поспешного и субъективного подходак принятию обвинительного заключения. Поэтому каждый обвиняемый имеет право назащиту. Установка следователя на виновность подозреваемых, целенаправленный всторону обвинения подход и предвзятая трактовка фактов является одним изпризнаков профессиональной деформации юриста.
Принципсправедливости требует, чтобы при расследовании и разбирательстве делаучастники судопроизводства опирались только на объективные доказательства ифакты, исходя из правовых норм, а также определяли меру наказания всоответствии с характером совершенного деяния. Нарушение этого принципаприводит к грубым ошибкам следствия и решения суда.
Принципгуманности требует уважения к личности в процессе судебно-психологическихрасследований, соблюдения норм этики, недопустимости попрания человеческогодостоинства субъекта. В этой связи существуют определенные ограничения вприменении отдельных методов и рекомендаций. Так, недопустимо применениеаппаратурных методик, вызывающих болевые ощущения и эмоциональный стресс,методов силовых и физических воздействий, психологического давления, внушения(суггестии), гипноза, запугивания подследственных с целью получения желаемыхпоказаний. Недопустимо проведение экспериментов, унижающих достоинство человекаили наносящих вред его психическому и физическому здоровью. При допросенедопустима постановка наводящих или подсказывающих вопросов, так как онисодержат элементы внушения.
Такимобразом, применение различных методов воздействия на личность в условияхследствия и разбирательства в суде должно, с одной стороны, основываться назнании законов общей психологии и психологии личности, а с другой –осуществляться в рамках определенных правовых норм.
5. Задачи юридической психологии
Задачи,которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием исложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферудеятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридическойпсихологии можно отнести следующие:
–изучение психологических механизмов противоправного поведения; факторов,способствующих формированию преступной мотивации и целенаправленности; способових профилактики;
–разработка психологических методов определения свойств и состояний личности, атакже изучение их влияния на поведение личности в криминогенной ситуации, чтонеобходимо для понимания «человеческого фактора» в системе правовых отношений ипринятия справедливых судебных решений, касающихся прав и интересов людей;
–изучение (совместно с криминологами и патопсихологами) таких факторовправонарушений, как состяние «вменяемости» – «невменяемости», патологическихчерт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкойсоциальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектовправонарушений и т.п.;
–изучение возрастной динамики противоправного поведения и факторов, опосредующихпреступность среди несовершеннолетних;
–изучение психологических механизмов роста преступности в условияхсоциально-экономических и политических преобразований в обществе;
–разработка эффективных методов организации исправительно-трудовой деятельностиосужденных и прогнозирования их готовности к ресоциализации;
– разработкарациональных методов взаимодействия с потерпевшими и свидетелями с цельюполучения объективных показаний по делу;
–изучение психологической структуры профессиональной деятельности работниковправоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров),осуществление профессиографии и психографии их деятельности;
–психологическое обучение сотрудников правоохранительной системы с цельюформирования профессионально важных свойств личности, в частности способностейпсихологического анализа субъектов противоправного поведения, индивидуальных игрупповых преступлений;
–обеспечение участия специалистов в проведении судебно-психологическойэкспертизы в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, а также иныхвидов правонарушений;
– обеспечениепсихологической службы в правоохранительной системе с целью оказанияконсультативной и практической помощи должностным лицам в этой системе приосуществлении их процессуальных действий (проведения следственногоэксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением предусмотренных закономсвобод и прав личности граждан;
–разработка психодиагностических методов профотбора и лонгитюдного контролядеятельности должностных лиц системы правоохранения, формирования адекватноймотивации и профилактики профессиональной деформации;
–организация работы с населением с целью психологического просвещения ипроведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан.
Решаяэти задачи, юридическая психология содействует совершенствованию правоохранительнойи правоприменительной деятельности, оказывает существенную помощь юристамразличных специальностей в решении их профессиональных задач.
6. Структура современной юридической психологии
Юридическаяпсихология – сравнительно новая отрасль научного знания. Она сформировалась в40-60-х гг. XX в. на основе психолого-юридических знаний: криминальнойпсихологии, возникшей параллельно с криминалистикой в связи с необходимостьюприменения психологических методов при изучении личности преступников; судебнойпсихологии, исследующей психологические проблемы судопроизводства; правовойпсихологии, изучающей проблемы правового регулирования деятельности.Юридическая психология как область знания включает в себя указанныесоставляющие отрасли, исследуя как традиционные, так и новые проблемы(например, психологическую структуру юридической деятельности, профессиографию,профессиональный отбор специалистов, профессиональную адаптацию и деформацию идр.).
Несмотряна выход в свет ряда капитальных работ в области юридической психологии (В.Л. Васильев,2000; М.И. Еникеев, 1996; В.В. Романов, 1999 и др.), юридическая психология ещене стала вполне сложившейся отраслью знаний и находится в процессе своегоактивного развития и становления. Поэтому ряд авторов по-разному описывают еесодержание и системы охватываемых ею проблем. Большинство авторов исходят изтого положения, что все психологические закономерности в областиправоприменительной деятельности можно разделить на две большие категории:правопослушную и правонарушительную деятельность. В предложенных системах курсаюридической психологии последовательно анализируется иерархическиорганизованная структура поведения субъектов правовых взаимоотношений. Так, ввводной части, как правило, рассматриваются предмет, задачи, методы, история,система юридической психологии. В разделе, посвященном собственно правовойпсихологии, рассматриваются вопросы законопослушного поведения и правосознанияличности, закономерности ее правовой социализации и формирования иммунитета квоздействию криминогенных влияний.
Вприкладной части, которую специалисты называют судебной психологией, содержатсятакие разделы, как криминальная психология, психология потерпевшего, психологиянесовершеннолетних правонарушителей, психология следственной деятельности,психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза иисправительно-трудовая психология.
Впредложенных схемах при всей их основательности не всегда в необходимом объемеотражены такие вопросы психолого-юридического плана, как психология свидетеля,проблемы профотбора, профессиональной деформации, психологические аспектыгражданского судопрозводства и т.п.
Всеэти вопросы должны быть отражены в целостной системе психолого-юридическихзнаний. Предложенная нами структура учебного курса основывается насоответствующем понимании системы юридической психологии (см. рис. 3).
Впроцессе своего становления и дальнейшего развития юридическая психология будетуточнять свой предмет и расширять круг проблем, которые подлежат решению.