Оглавление
1. Введение
2. Общие понятия Библиотечно-информационнойсреды
3. Роль среды в формировании ребёнка-читателя
4. Изучение читателя-ребенка в библиотеке
5. Взгляды педагогов, теоретические основы формированиячитателя
Заключение
Список литературы
1. Введение
Современный человек с детствапогружен в информационную среду, он живет среди телевидения, видео, книг,журналов, компьютерных игр и т.п. Он обращается к информационным каналам нетолько при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызовеврача, воспитании детей (чтение соответствующей литературы).
Большое значение приобретаетинформационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности,отдыха, и после ухода на пенсию человек часто становится еще более активнымпотребителем информации (телесериалы, книги, газеты).
Таким образом, информация играетвсе большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируетсяинформационный образ жизни. Складывается представление об информационнойинфраструктуре, информационной среде.
Впервые в российской наукепроблемы информационной среды стали разрабатываться Ю.А. Шрейдером в 70-х годахXX в. (71).
Информационная среда сегодняменяется быстрее, чем все остальное. Несмотря на это библиотека была, есть ибудет информационным социальным институтом, обеспечивающим право доступапользователей к информации, влияющим на формирование нравственных идеалов, ценностей.
Читая книгу, не только узнаешь,как жить, но и получаешь от этого удовольствие. А библиотека — огромный мирзнаний. Здесь заложено само сердце книги”. Возможно, эта девочка до концаеще не понимает, какой важный смысл она вложила в эти слова. Ибо, по выводамсоциологов и психологов, именно чтение формирует образованную, социально ценнуюличность, именно чтение формирует интеллект.
2. Общие понятия Библиотечно-информационной среды
Понятие библиотечной среды неявляется общепризнанным, официально утвержденным стандартизованным термином.
Однако существует авторскаятрактовка термина: известный библиотековед М.Я. Дворкина предложила подбиблиотечной средой понимать совокупность определенных составляющих внутреннейсреды библиотеки — информационную, материальную, эмоционально-психологическую,культурную, экологическую. «Библиотечная среда есть всё окружениеработника и пользователя в библиотеке».
Цель: формированиепознавательной и информационной культуры учащихся помощью новыхинформационно-коммуникационных технологий.
Учащиеся — это главная целеваягруппа пользователей школьной библиотеки. Учащиеся пользуются библиотекой длясамых разных целей. Они ощущают ее как открытую, свободную среду, где ониработают над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах. Рольбиблиотеки заключается в том, чтобы консультировать и обучать учащихся этимвидам работы и создавать в библиотеке такую обстановку, которая обеспечиваетученику необходимую поддержку. Обычно работа школьников в библиотекезаключается в следующем:
• выполнение традиционныхдомашних заданий;
• работа над проектами,презентациями;
• поиск нужной информации и еёправильное использование;
• просветительская деятельность(организация выставок, проведение интеллектуальных, познавательных игр,библиотечных уроков, консультирование);
• информационная деятельность (подборматериалов, необходимых для работы ученику, учителю, родителям);
• организация конкурсовпроведение библиотечных мероприятий с использованием ИКТ;
• сотрудничество с детскимибиблиотеками города;
Как видим, структура внутреннейбиблиотечной среды представлена достаточно конкретно, чего нельзя сказать овнешней библиотечной среде. М.Я. Дворкина выделила внешнюю среду (макросреду) библиотеки.Возникает вопрос: каковы границы этой внешней макросреды? Можно ли считатьвнешней библиотечной средой конкретного библиотечного учреждения всюкультурно-социальную среду общества? Видимо, нет, но это требует отдельногоизучения и подтверждения.
В этой статье рассматриваетсятолько внутренняя библиотечная среда. Итак, согласно определению М.Я. Дворкиной,содержание этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно — наряду с прочими в нем есть культурная составляющая. Уточняя понятие этойсоставляющей, предлагаю назвать ее культурной средой библиотеки и попытаюсьопределить ее содержание.
Учитывая сущностный смыслтермина культура как сферы творчества, мира созданных человеком материальных идуховных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, на мойвзгляд, под культурной средой библиотеки следует понимать особыйгуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений библиотекарей ипользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные)условия общения.
Для аргументации этогоопределения сошлюсь на мнение М.Я. Дворкиной — «характер общения отражаетстепень культуры, духовности библиотечной среды», а также на предложеннуюА.В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность,креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которойдолжен соответствовать библиотекарь как субъект культуры.
Возможно, подобное представлениео культурной среде выглядит идеалистичным и не каждая библиотека ему полностьюсоответствует. Однако речь идет о формировании именно такой среды библиотеки,которая способна притягивать людей, предлагать им то, что они, безусловно,оценят.
Среда библиотеки, кромеплоскости межличностных контактов, будет проявлять себя и в традиционныхформах, идентифицируемых как культурно-досуговые, — музыкальных вечерах,кинопросмотрах, художественных выставках и т.п., а также через предметноепространство (комфортный, функциональный интерьер).
Таким образом, культурная среда — это сочетание определенных объективных и субъективных элементов, ядробиблиотечной среды, являющееся показателем степени развития материальной,эмоционально-психологической и других ее составляющих.
Исходя из сложившегося вбиблиотековедении представления о библиотечной среде соотношение всехрассмотренных понятий можно представить графически (рис). Подчеркну, чтопредлагаемую схему не следует считать исчерпывающей и бесспорной, она отражаетпопытку дальнейшего развития идеи библиотечной среды.
В настоящее время создана исовершенствуется информационно-образовательная среда детской библиотеки дляразличных категорий наших читателей. С внедрением новых информационныхтехнологий, комплексной информатизации информационное пространство библиотекизначительно расширилось, изменились алгоритмы поиска образовательнойинформации, информационное поведение читателей, их личностные интересы.
Перед учащимися и учителями спомощью современных технических средств и телекоммуникаций открывается вбиблиотеке огромный мир информации. Сегодня педагог имеет возможностьсамостоятельно искать ее через информационные банки данных различных научных,образовательных и информационных центров, обсуждать свои проблемы как сосверстниками, так и учеными из разных стран, обмениваться опытом, наблюдениями,осуществлять различные проекты и т.д., самостоятельно находить интересующую еголитературу и методики, делать выводы и принимать решения.
В связи с этим решение проблемыинформационного обеспечения системы образования, накопление и распространениепедагогической информации самого различного назначения, создание единогоинформационного пространства стало для нашей библиотеки насущной необходимостью.Попробуем смоделировать информационное поведение читателей различных категорийв образовательном пространстве нашей библиотечной системы.
/>
Потребность в образовательныхресурсах начинает возникать уже в дошкольном возрасте. Дошкольник, естественно,вместе с заинтересованным родителем имеет возможность обратиться в отделыобслуживания.
/>
Наибольшую потребность вобразовательной информации испытывает самая многочисленная категория нашихчитателей — школьники средней и старшей школы. Это, прежде всего,дополнительная информация по предметам школьного цикла, реже — информация попроблемам самообразования и досуга. Очень часто в детскую библиотеку обращаютсяпедагоги-практики, работники административно-управленческого аппарата учебныхзаведений. Сфера их образовательных интересов — профессиональная деятельность,инновационные поиски в области образования и воспитания детей, вопросысамообразования и повышения квалификации.
/>
Традиционно в полученииобразовательной информации заинтересованы родители, воспитатели и библиотекари- это категория руководителей детского чтения в терминологии детских библиотек.
/>
Во всех отделах библиотекиприменяются новые информационные технологии, позволяющие обслуживать читателейна современном уровне, предоставлять образовательную информацию и услуги всоответствии с Уставом и планом работы библиотеки.
Не случайно во всех этих схемахна первом месте стоит школьная библиотека. Именно в эти подразделенияцентрализованной системы, находящиеся в микрорайонах города, обращаютсячитатели с самого раннего возраста, именно они в первую очередь обеспечиваютобразовательные потребности школьников и руководителей детского чтения.
В соответствии с проектом“Подключение к Интернет организаций образования, культуры и здравоохранения”во многих школьных библиотеках уже установлены компьютеры, в скором временишкольные филиалы будут подключены к сети Интернет. А пока электронные ресурсыцентральной библиотеки дублируются в школьных филиалах.
В игровой комнате — секторабонемента 1-4 классов — дошкольник может познакомиться с электроннымиэнциклопедиями и обучающими и развивающими программами для младшего возраста. Наабонементе 1-4 классов дошкольник и его родитель, младшие школьники могутпознакомиться с электронными рекомендательными списками и каталогами, а такжедругими библиотеками.
Ребята имеют возможностьподобрать себе книги из электронного каталога и оставить свои отзывы опонравившихся книгах, которые пополнят этот каталог с помощью сотрудниковбиблиотеки.
Читальный зал предоставляетчитателям всех категорий — от дошкольников до взрослых читателей, электронныекаталоги и картотеки, доступ в Интернет, копировальные услуги. Читатели имеютвозможность получить комплексную образовательную информацию: в традиционнойформе и воспользоваться мультимедийными справочниками и образовательнымипрограммами, получить информацию из Интернет-страниц.
Отдел педагогической информации- основной отдел, предоставляющий образовательную информацию для взрослыхчитателей. В отделе педагогической руководитель детского чтения: родитель,педагог, администратор может не только познакомиться со специализированной литературой,но и получить информацию, подобранную специалистом отдела с использованиемэлектронных каталогов и картотек нашей библиотеки, сети Интернет,ксерокопировать необходимый объем информации.
Медиацентр — отдел некнижныхматериалов, основное направление комплектования которого — аудиовизуальные иэлектронные носители образовательного, культурно-просветительского характера. Медиацентримеет три пользовательских компьютера, которые предоставляются читателям дляработы с электронными справочными изданиями и обучающими программами на CD-rom(около 200 единиц). Проводятся занятия и консультации по обучению новыминформационным технологиям для младших школьников вместе с родителями.
Интернет-класс на 9 рабочих мест- сектор отдела автоматизации, прежде всего, предоставляет свободный доступ ксети Интернет, проводит занятия и консультации по программе «Информационныетехнологии», «Информационная культура школьника», просветительскиемероприятия, методическую учебу для библиотекарей. Организует участие в сетевыхпроектах и конкурсах, выставляет информацию об их проведении на сайтебиблиотеки, предоставляет сведения о конкурсах в отдел педагогическойинформации. Интернет-класс предоставляет всем пользователям возможностидистанционного образования.
Информационно-библиографическийотдел — основное подразделение библиотеки, управляющее и координирующеесоздание электронных картотек, их лингвистического обеспечения, ведущееосновную программу библиотеки — “Основы информационной культуры школьника”.
Инновационно-методический отделвыполняет функцию координатора программ дополнительного образования ипросветительских мероприятий библиотеки. Все эти мероприятия проходят сприменением новых информационных технологий.3. Роль среды в формировании ребёнка-читателя
Детские библиотеки России — специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), ихродителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессиональнозанимающихся вопросами детского чтения и детской литературы.
Специализированность детскихбиблиотек состоит в том, что вся деятельность детской библиотеки направлена наприоритетное отношение к определенной категории населения — детям. Именно этимдетские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должныпредоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола,образования и т.д.
Специализированность находитсвое выражение в определении основного контингента пользователей, принципахформирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата,организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.
Миссия детских библиотек состоитв том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальныеусловия для культурного развития, формирования и удовлетворения ихобразовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создатьсреду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающихего половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель детских библиотек — формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовномросте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой инациональной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей всоциокультурную среду общества через чтение.
Основные задачи детскихбиблиотек:
развитие и саморазвитие ребенка;
гармоническое сочетаниесоциализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитиеуникального внутреннего мира каждого ребенка);
воспитание творческихспособностей;
пропаганда ценности детства идетской субкультуры;
достижение «стандартачтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательскогоразвития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального,нравственного и эстетического развития; формирование информационной культурыличности;
обеспечение открытостибиблиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всехсоциальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическимивозможностями;
обеспечение доступапользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступнойи безопасной для него форме;
взаимообогащение традиционнойкнижной культуры и новой «электронной»;
осуществление требованияинформационной безопасности и гуманистической направленности электронныхпродуктов, доступных детям;
развитие содержательного общениямежду пользователями, воспитание культуры общения;
развитие рекреационного иреабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии,терапии творчеством.
Детским библиотекам такженеобходимо решить задачу своей интеграции в библиотечное и информационноеобщество ХХ1 века, найти свое место в культурном, информационном иобразовательном ареале подрастающего поколения и взрослых, имеющих отношение кпроблемам детства (учителя, воспитатели, библиотекари, родители, книгоиздатели,работники искусства и т.д.), принимать активное участие в исследовании влияниячтения на формирование личности ребенка.
Библиотечное обслуживание детейявляется составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опираетсяна сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставленииуслуг.
Функционирование детскихбиблиотек должно обеспечиваться гарантированным финансированием из федеральногобюджета, бюджетов, субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов,привлекаемыми внебюджетными средствами, доходами от собственной разрешеннойпредпринимательской деятельности.
Детские библиотеки активно сотрудничаютс библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными, учреждениями идругими организациями в деле защиты прав детей на свободный доступ к информациии приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры. Деятельностьбиблиотек для детей в условиях информатизации приводит к освоению такихобластей, как теория и практика в сферах информационной экологии, правовойкультуры, защиты авторских прав и интеллектуальной собственности.
Фонды этих библиотек формируютсяи для решения педагогических задач, поэтому работа по раскрытию их содержанияслужит гуманизации электронных ресурсов библиотек и киберпространства в целом.
Формирование духовной культурыличности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источникоминформации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкимилюдьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль вобществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
В наше непростое время детскоечтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтениюглубоко волнует всех и библиотекарей в том числе. Наша библиотека уделяетбольшое внимание в работе с семьей, семейному чтению.
Потому, что именно родителичитают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки,переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные сприключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родителивыбирают и покупают детские издания, советуют ребенку, что лучше почитать.
Таким образом, родители, се6мьяоказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов ипредпочтений детей. Но, к сожалению, поговорить о прочитанной книге, узнатьродительское отношение к ней ребенок может далеко не всегда. Так как, увы, не вкаждой семье реализуется благодатная возможность содействовать с помощьюсовместного чтения целостному развитию личности ребенка.
Естественно, такое отношение кчтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователиотмечают, что за последнее десятилетие в России:
● возросло число детей,читающих только по школьной программе;
● все меньше детей иподростков стало проводить свое свободное время за чтением;
● замедляется вхождениеребенка-дошкольника в книжную культуру;
● по мере взросленияинтерес к чтению у ребенка ослабевает;
● усиливается воздействиемассовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярностьдетективов, страшилок, книг по мотивам телесериалов);
● большинство детей иподростков относятся к чтению только как к средству развлечения.
Чтение играет важную роль вформировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодарячтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление ивоображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов, библиотекарей иродителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своеминтеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности вобщении.4. Изучение читателя-ребенка в библиотеке
Неотъемлемую часть работыбиблиотекаря составляет изучение читателей-детей, которое обеспечивает выборнаиболее действенных методов и форм руководства чтением, гармоничноговоспитания детей и подростков средствами литературы.
Изучение читателя осуществляетсяв повседневной работе на основе единых принципов и преследует конкретныепрактические цели.
Первый принцип: изучатьребенка-читателя нужно в тесной связи с изучением его как личности. Это незначит, что библиотекарь должен заняться разносторонним целенаправленнымизучением личности ребенка. Он общается с читателем в лучшем случае несколькораз в месяц и не имеет такой возможности. Но он наблюдает, изучает читателя какличность не прямо, а косвенно. Все методы изучения — беседа, наблюдение, анализчитательских формуляров, — не теряя своей библиотечной направленности,одновременно более глубоко раскрывают библиотекарю личность ребенка. Егохарактеристику как читателя можно составить, зная его интересы и увлечения,взаимоотношения с товарищами, семьей и школой.
Тогда будут понятныиндивидуальные различия в чтении, в отношении к книге у ребят одного и того жевозраста, и библиотекарь сможет формировать и направлять читательские интересы.
Второй принцип, вытекающий изположений советской педагогики и психологии: изучая читателя-ребенка,одновременно развивать и направлять его интересы. Библиотекарь изучает ребенкав процессе руководства его чтением, одновременно воспитывая его как читателя.
Третий принцип: изучениечитателя в детской библиотеке тесно связано с изучением книги. В самой книге,ее видовой и жанровой специфике необходимо выявлять потенциальные возможности испособы воздействия на читателя. Общего представления о книге и ее содержаниибиблиотекарю недостаточно.
Ему важно понимать, на какиечитательские качества рассчитаны произведения разных видов и жанров, чего онитребуют от читателя, как функционируют в его сознании. Чтобы осуществлятьдифференцированное руководство чтением детьми этих произведений, библиотекарюнужно знать и особенности читателя, и особенности книги; уметь верно, соотнестиих друг с другом.
В изучении читателей-детейважная роль принадлежит анализу читательского формуляра. Это основной документ,раскрывающий общее и особенное в чтении отдельного читателя или конкретнойгруппы. Однако формальное ведение формуляра ничего не дает ни для изучениячитателя, ни для руководства чтением.
Для изучения юного читателяценны такие сведения, как дословно записанный спрос читателя, причина спроса иотношение к прочитанной книге, хотя таких специальных граф в формуляре нет. Библиотекаридолжны вести записи в формуляре регулярно, каждый раз, когда ребенок берет иливозвращает книгу. Анализ данных позволяет проследить эффективность работыбиблиотеки, формирование и углубление интересов читателя к литературе различныхвидов и жанров, изменения в читательском восприятии по мере социально-возрастногоразвития ребенка.
Нужно периодически анализироватьхарактер спроса, его причины. Определенность спроса на книгу, когда дети нетолько знают, о чем, но и что они хотят читать, и называют конкретные книги,конкретных авторов, может свидетельствовать о значительной роли библиотеки в формированиичитателя.
Преобладание неопределенного илитематического спроса детей («что-нибудь интересное, не знаю что») — свидетельствотого, что библиотека недостаточно работает со своими читателями, их чтениепущено на самотек, ребята плохо знают книгу, библиотечные формы пропагандыкниги не оказывают воздействия на читательский спрос и культуру чтения детей.
Записи библиотекаря о причинахспроса позволяют получить данные и проанализировать:
Эффективность различных форм индивидуальнойи массовой воспитательной работы библиотеки (обсуждений, бесед,библиографических обзоров и др.), наглядной библиотечной пропаганды;
рольсправочно-библиографического аппарата библиотеки в читательском выборе;
влияние конкретной социальнойсреды на чтение детей и подростков;
степень развития мотивов выбораи обращениям литературе из различных разделов библиотечного фонда и т.д.
Для сокращения времени на записьо причинах спроса библиотекарь может пользоваться системой условных сокращений:«ТВ», «Р» — телевидение, радио; «б» — рекомендациябиблиотекаря; «о. д.» — открытый доступ; «р. у.» — рекомендательныйбиблиографический указатель; «в.» — выставка; «э.» — энциклопедии,словари, справочники; «д. „-диспут; “к. р.» — рекомендацияклассного руководителя и т.д.
В то же время записибиблиотекаря об отношении читателя к книге, о характере читательского спросадолжны фиксировать дословно читательские высказывания («Коваля мнечто-нибудь новое»). Дословная запись многое раскрывает библиотекарю: ирезультаты его работы («Помните, Вы нам говорили»), и читательскуюатмосферу в семье («У мамы спрашивала»; «Мама очень-очень любилаее раньше»), и особенности восприятия, манеру ребенка говорить о книге и т.д.
Недопустимы сокращения,формализация ответов, когда записывается высказывание ребенка о прочитаннойкниге. Конечно, невозможно в повседневной работе фиксировать в формуляреотношение читателя к каждой библиотечной книге. Но если библиотекарь замечаетчто-то особенное, характеризующее отношение ребенка к конкретной книге, этуреакцию следует отметить на отдельной карточке, которая будет храниться вкармашке, приклеенном на внутренней стороне обложки формуляра.
Более глубокому изучениюличности читателя, его отношения к книге и чтению способствуют и такие сведения:«О чем любит читать», «Какие предметы в школе считает наиболееинтересными», «Любимое занятие», «Какими еще библиотекамипользуется».
Анализ записей в этих графахформуляра дает представление об общей направленности личности читателя, ширераскрывает интересы и увлечения ребят, позволяет проследить возрастныеизменения в их интересах (ведь читательский формуляр рассчитан на 5 лет, а всезаписи в графах должны датироваться), увидеть реальное место детской библиотекисреди других источников получения книг читателем.
Графа «Заметки библиотекаря»- это, по существу, определенный итог руководства чтением отдельного читателяза конкретный отрезок времени и размышления, выводы о направлениях дальнейшейработы. — Записи в эту графу формуляра каждого читателя необходимо производить,предварительно проанализировав общие сведения о читателе, соотнеся их с даннымио мотивах выбора литературы («Спрос», «Причина спроса»), осодержании и разносторонности чтения (выдача за определенный отрезок времени),о критериях оценки различных видов и жанров литературы («Отношение кпрочитанному»). Сюда же нужно записывать сведения о влиянии (или егоотсутствии) семьи, школы, сверстников на чтение данного читателя, об егоучастии (или неучастии) в различных массовых мероприятиях библиотеки, осодержании выбора литературы из других источников (домашняя библиотека,школьная, библиотеки друзей, сверстников и др.).
Такая развернутая характеристикачтения, составленная по итогам анализа читательского формуляра, а также наоснове наблюдений, бесед с читателем, поможет библиотекарю успешно вестииндивидуальную работу, повысит качество руководства чтением.
Наблюдение — важный методизучения читателя-ребенка в библиотеке. Значимость его многократно подчеркивалаН.К. Крупская: «Часто одно замечание ребенка, одна мимика ребенка… вскрываетнаправленность интересов ребенка, его подготовку. Не надо длинных„разведочных»бесед, которые ребенка утомят, нужно учиться наблюдать ребят”1.
Метод наблюдения следуетиспользовать и для проверки действенности библиотечных мероприятий,проявляющейся в практическом поведении юных читателей. Библиотекарь чаще всеговедет наблюдение незаметно для читателя. Но порой это нельзя скрыть от детей — например,когда библиотекарь наблюдает за группой ребят, знакомящихся с книжной выставкойили обратившихся к систематическому каталогу, и ребята видят, что библиотекарьведет записи. В таких случаях он должен корректно разъяснить цели и задачинаблюдения.
Хорошо поставленное наблюдениеза читателями-детьми расширяет знания библиотекаря об их читательском поведениии в комплексе с другими методами изучения читателя служит укреплению научныхоснов руководства чтением детей и подростков.
Библиотекарь в своейповседневной работе с читателями-детьми может изучать их интересы и в условияхспециально создаваемых экспериментальных ситуаций. С их помощью он стремится нетолько определить и зафиксировать, например, содержание чтения, егоразносторонность, круг предпочитаемых изданий, ведущие мотивы обращения клитературе и критерии читательских оценок, но ставит своей целью помочь каждомуребенку продвинуться с данной (зафиксированной) на следующую, более высокую стадию,пробуя разные приемы при рекомендациях книг, в беседах о прочитанном, во времягромких чтений и т.п.
В современных условияхактуальной задачей библиотекарей является развитие у читателей потребности всамообразовательном чтении научно-познавательной литературы по различнымотраслям знания.
Формированию и развитию интересак ней способствуют такие приемы, как «книга для тебя», «книга-сюрприз»(их необходимо испытать во всех возрастных читательских группах).
Для читателя среди новинок илиранее изданной литературы отбирают наиболее подходящую книгу и при встречесообщают ему, что она отложена специально для него. Если библиотекарь знает,чем интересуется читатель, и что читал раньше, то читатель живо откликается нарекомендацию и редко отказывается от предлагаемой ему книги.
Наряду с книгами, связаннымимежду собой по проблематике, ребенку можно посоветовать книгу из незнакомой емуобласти, но, по мнению библиотекаря, заслуживающую его внимания. Для этогоиспользуется прием «книга-сюрприз». Важно, чтобы «книга-сюрприз»была интересна по оформлению, обладала бесспорными идейно-эстетическимидостоинствами.
Анализ данных такойэкспериментальной работы позволит выяснить, можно ли «книгу-сюрприз» предлагатьтем, кто читает научно-познавательную литературу не систематически, или же этотприем действует только по отношению к тем ребятам, у которых сформированинтерес к чтению научно-познавательной литературы, правда, из иной, нежели«книга-сюрприз», области знания.
Во время экспериментальногоизучения важно выяснить, можно ли с помощью приема «книга-сюрприз» вызватьу детей устойчивый интерес к ранее незнакомой им теме, виду литературы.
В своей каждодневной работе считателями библиотекарь не может (да и не должен) применять метод экспериментав чистом виде — как его используют в научных исследованиях. Чаще всего онсоздает для юных читателей ситуации, которые можно охарактеризовать какестественный психолого-педагогический эксперимент, позволяющий сочетатьизучение читателей с их воспитанием и развитием.
Например, чтобы выяснить, чемвоздействует книга на ребенка — какие события и каких героев он выделяет,слушая выразительное чтение взрослого, какие настроения и чувства она вызвала,понравилась или нет и т.д., — можно организовать экспериментальное чтение ипредложить его участникам сделать иллюстрации к книге (темы рисунковбиблиотекарь придумывает заранее в соответствии с целями эксперимента).
При анализе рисунков разныхчитателей на одни и те же темы библиотекарь получит сопоставимые Данные обиндивидуальных и типологических особенностях восприятия литературы конкретногожанра и вида той или другой группой читателей.
Охарактеризованные методыизучения читателя-ребенка применяются библиотекарем в различных сочетаниях,обусловленных необходимостью решения конкретных задач воспитания.5. Взгляды педагогов, теоретические основыформирования читателя
Хорошая книга и воспитатель, иучитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: «Чтобывоспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». (А.П.Чехов). Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору,электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам».Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить изаставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов? Послеобследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкиеученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школеи дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же времяналичие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи вшколе.
Дома компьютеры очень частоотвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят накомпьютерах, ученики показывают худшие результаты. Чтобы книга помогла датьребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживатьсядвух правил в отношении ребенка: — во-первых, воспитывать маленького читателяличным примером;
во-вторых, ничего не делать заребенка, если он все умеет делать сам.
Основное условие успешногоформирования ребенка — читателя в семье — это единство книжного окружения икнижных интересов детей и родителей.
В доме должны быть книги — и увзрослых, и у детей, т.к «дом без книг, подобен телу, лишенному души».Истина, которая была известна древним римлянам.
Книги должны быть разнообразнымии необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники,научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей. Многиеучителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать.
Заставить учиться нельзя, учёбойнадо увлечь. И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы детиполюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизньи влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает этапроблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку вопределённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться. Меняетсяотношение к чтению у детей.
Для чтения детей характерно:
постепенное снижение интереса кпечатному слову, падение престижа чтения;
сокращение чтения в свободноевремя;
изменение характера чтения;
преобладание «делового»чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся,ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Педагоги всерьёз озабоченыпроблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и неинтересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинствене выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитаютпокупать сканворды.
При таком положении школа, а несам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт вбиблиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или вбиблиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса.
Это так называемое “изучающеечтение” по мотивации — вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательносказывается на его качестве. Отсюда спрос на книги с готовыми домашнимизаданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, наскачивание рефератов из компьютера.
Если мотив идёт не от личностишкольника, то результат чтения её не касается. А между тем привитие детяминтереса к чтению на 90% зависит от родителей.
Искусство и литература развиваютпамять, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своёвремя Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестаютчитать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели илипотеряли интерес к чтению». От того, какие книги читает ребёнок, во многомзависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственныекачества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходитпередача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
С.Я. Маршак писал: «Литературетак же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитываетавтор, когда напрягает свои душевные силы. Художник — автор берёт на себятолько часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник — читатель».
Таким образом, чтение — этосвоеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума исердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делаютчеловека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цельискусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работыпо привитию интереса к книге.
Понятие грамотности претерпелоряд изменений и воспринимается иначе, чем 10 лет назад: это не только умениечитать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умениеработать с информацией. Однако и сегодня в основе грамотности лежитчитательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешночитатель сможет жить в информационном обществе. Осознание важности поддержкичтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира.
В настоящее время и российскиешкольники перестали читать, на досуге играют в компьютерные игры, эта темастала предметом обсуждения в средствах массовой информации. В России в 2007году впервые был проведён Всероссийский урок чтения.
Однако создать полную идостоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, это связано с тем, чтогосударство недостаточно озабочено проблемами детского чтения. Не былопроведено ни одного всероссийского исследования детского чтения. В грядущемобществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» всёбольше осознаётся как национальная ценность. Читающие нации создаются изчитающих детей. Сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения детей.
Педагоги, которые работают смладшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещётруднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова иовладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организоватьпроцесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личностьиспытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития. Чтение ирассказывание книг организуется во все моменты жизни в гимназии, его связываютс играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгойразнообразны и определяются творчеством педагога.
В гимназии работа поформированию читательского интереса осуществляется через уроки литературногочтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группыпродлённого дня, которые существуют в каждом классе начальной школы,предоставляют широкие возможности для познавательного развития учащихся, длявоспитания интереса к книгам и стремления к чтению.
Изучив литературу по даннойтеме, обобщив собственный опыт и опыт коллег по теме «Воспитание интересак книге», выстроили систему внеклассных занятий и внеурочной деятельности.
Внеклассные занятия.
Часы общения с книгой.
Библиотечные часы.
Экскурсии в музеи.
Клуб «Наследие».
Конкурсы сочинений и рисунков.
Конкурсы чтецов стихотворений.
Дидактические игры.
Работа с родителями.
Данная система работы позволяетосуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочнойдеятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивациюдетей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерныхтехнологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повыситьэффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Можно проводить интересные,познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателямии их произведениями и т.д. С использованием мультимедийных технологий на основетелевизионных игр «Звёздный час», «Своя игра», «Счастливыйслучай», «Большие буквы», «Что? Где? Когда?», созданыигры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развиваютмышление, воспитывают интерес к книге. Они могут быть использованы на уроках иво внеурочное время. Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности длятворчества детей, их познавательного роста.
Для формирования интереса кчтению в нашем арсенале есть разнообразные формы внеклассных занятий: занятие-диспут,занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие,конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературнаягостиная; литературный ринг и т.д. Они проходят интересно, несут в себе большойэмоциональный заряд.
Велика помощь библиотеки ввоспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтениюспособны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой,способные вести диалог с автором. Когда воспитатель и библиотекарь — единомышленникии работают вместе, это приносит положительные результаты.
Заботясь о качестве обучениямладших школьников-читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать осреде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося,и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет.
Своевременный и тесный контакт сродителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежныхпомощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведьединство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей — основноеусловие успешного формирования ребенка-читателя в семье, поэтому необходимоиспользовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты сродителями, оказывать им необходимую помощь.
Как же воспитывать иподдерживать интерес к книге в семье? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужнопроанализировать читательские умения, запросы учеников, результаты проверкитехники чтения. Для родителей проведены консультации на тему: «Книга внашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства»и др., что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельностиучащихся, читаемость семьи. Все это помогло нам при планировании работы сродителями в данном направлении.
Воспитать любовь к книге ичтению помогают родительские собрания: «Роль чтения в жизни ребенка»,«Правильное чтение — залог успешного обучения учащегося», собрание — практикум «Как помочь ребенку овладеть связной речью», праздник«Папа, мама, я — читающая семья», индивидуальные консультации иинформационные уголки для родителей, где помещена «Памятка для родителейпо воспитанию интереса к книге».
Работа с книгой богата иразнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога — научитьдетей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении,воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит толькотогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этогослова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и еговоспитанность, и умственное развитие.
Нужно помнить, что работа этаочень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мыбудем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослымичитателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана:«Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем емусделать».
Заключение
Если раньше дети читали многохудожественной литературы для собственного удовольствия, то сейчас, когдапрограммы в школах поменялись (их стало много), читатели больше уделяютвнимания литературе познавательной, дающей им какую-то полезную информацию, — объясняетона. Но мы не должны занимать нишу школьной библиотеки, наша задача выраститьчитателя как такового, который будет понимать, что через книгу можно получитьне только информацию, но и новые чувства, эмоции.
Первая проблема, с которой я имои коллеги столкнулись при подготовке проекта состояла в том, что уровеньразвития детского чтения в стране, увы, снижается. Детское чтение как культурадосуга, описано во многих исследованиях и статьях. Результаты свидетельствует отом, что наши дети довольно много читают до 10 лет, а к 15 годам уровень чтенияи понимания текста резко снижается.
Школьная библиотека — уникальнаяпо своему положению структура в системе образования и воспитания, обязаннаячутко реагировать на все перемены в обществе и в то же время призваннаясберегать и приумножать опыт и наследие поколений. Большая часть сообществашкольных библиотекарей не просто осознаёт миссию школьной библиотеки, но мыслитсебя только «в библиотечных координатах».
И очень хочется надеяться, чтосамоотверженная работа наших школьных библиотекарей будет замечена и поощренане только речами и аплодисментами по случаю профессиональных праздников иконференций, но и путём выработки целостной, долгосрочной, непротиворечивойполитики, направленной на поддержку всех аспектов деятельности школьныхбиблиотек резко снижается.
Список литературы
1. Хрестоматия по возрастной психологии. Д.И. Фельдштейна. Под ред. М., 1994.
2. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. Москва,2003.
3. Тихомирова И.И. Методический словарь-справочник для библиотекарей. М. 2004г.
4. «Библиотека и юный читатель», практическое пособие, М.,издательство «книжная палата», 1987 г.
5. Афанасьев В.Д. Библиотека и юный читатель”, практическое пособие, М.,издательство «книжная палата», 1987 г.
6. Коршунова О.П. Библиография / под ред. — М.: Книга, 2004.
7. Чернышев Л.Г. // Библиотечное дело. — 2004.