Земельное право
Тема: Понятия особенности правсобственности на землю
Содержание
Введение
Глава1. Общая характеристика права собственности на землю по законодательству РФ
1.1 Понятиеи признаки права частной собственности по законодательству РФ
1.2 Земельныйучасток как объект права собственности
Глава2. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю
2.1 Основаниявозникновения права собственности на землю по законодательству РФ
2.2Основания прекращения права собственности на землю
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальность настоящей работы вызвана тем,что земля является одним из наиболее распространенных и одновременно одним изнаиболее ценных элементов окружающей среды. На протяжении всей историичеловечества идет непрерывная борьба, чуть ли не за каждый метр земли.
Повышенный интерес кземле объясняется тем, что без нее невозможно осуществлять любую человеческуюдеятельность в полном объеме. Земля является важнейшим природным ресурсом, источникомсуществования.
С развитиемцивилизации земля приобрела и экономическую ценность. Чем больше были земельныевладения, тем больше власти становилось у их хозяина. Постепенно от завоеванияземельных площадей человек перешел к мирным способам их получения.
Право собственности наземлю, таким образом, считается одним из древнейших и главных прав человека.Для полной реализации этого права должна существовать возможность не толькопользоваться земельным участком, но и передавать его своим детям либо другимлицам с целью получения взамен иного необходимого имущества, то естьосуществлять все элементы права собственности (владение, пользование ираспоряжение).
Земельные отношения позаконодательству РФ могут регулироваться как гражданским, так и земельным правомбез приоритета одного перед другим. Те отношения, в которых земля выступает каквещь, а также объект вещного права, регулируются нормами гражданского права.Компетенцию земельного права составляют отношения, в которых земля, оставаясьвещью, играет роль природного объекта. Там, где кончается вещно-правовой аспектв земельных отношениях, прекращает действие гражданское право и начинаетсясфера действия земельного. Каждая отрасль права имеет свой предмет ведения,определяемый характером земельных отношений.
Объектом настоящей работы выступают нормыроссийского законодательства, регламентирующие правовое регулирование правособственности на землю, судебная практика по данному вопросы и трудыученых-правоведов.
Целью настоящей работы являетсякомплексное исследование законодательства по вопросу правового регулированияправо собственности на землю.
Для достижения цели были поставленыследующие задачи:
— раскрыть понятие, признаки и объектыправа частной собственности;
— показать основания возникновения и прекращенияправа частной собственности на землю.
Вопросы правового регулирования правасобственности на землю рассмотрены в трудах таких авторов, как: М.В.Попов, Н.А.Сыродоев, И.А. Иконицкой, С.А.Степановым и других специалистов.
правособственность земля участок
Глава 1. Общая характеристика права собственностина землю по законодательству РФ
1.1 Понятие и признаки права частнойсобственности по законодательству
Обращаясь к теории,отметим, что в цивилистике различаются понятия «собственность» и«право собственности».
В экономическом смыслепод собственностью понимается та или иная форма присвоения предметов, средств иорудий труда, предметов потребления — то есть того, что дает сама природа либопроизводится человеком.
Право собственностипонимается в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле подправом собственности понимается совокупность правовых норм, регулирующихотношения собственности и составляющих самостоятельный институт права.
Под правомсобственности в субъективном смысле понимают совокупность принадлежащихсубъекту права правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом,позволяющих ему по своему усмотрению совершать действия в отношении своегоимущества, то есть определять судьбу вещи. Итак, содержание права собственностираскрывается через права владения, пользования и распоряжения.
Как замечает Ю.К.Толстой, правомочие владения — это юридически обеспеченная возможностьхозяйственного господства собственника над вещью.
Правомочие пользования- это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи пользы в процессеее личного или производственного потребления.
Правомочиераспоряжения — это юридически обеспеченная возможность определять судьбу вещипутем совершения юридических актов в отношении этой вещи.
Таким образом, правособственности — это система правовых норм, регулирующих отношения по владению,пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещи по усмотрениюсобственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всехтретьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
Право собственностиявляется наиболее абсолютным, то есть дает возможность совершать самый широкийкруг действий в отношении принадлежащего собственнику имущества. Так, помимовладения и пользования собственник имеет право свободно отчуждать своеимущество в собственность другим лицам, оставаясь собственником, передаватьправа владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество взалог и другим образом распоряжаться им.
Для реализации любогоиз указанных прав необходимо наличие документа, удостоверяющего правособственности. Таковым в соответствии с Законом «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являетсясвидетельство о государственной регистрации прав. Без указанного документасовершение действий, направленных на отчуждение имущества, невозможно.
Законодательство РФпризнает и закрепляет многообразие форм собственности на землю, выделяячастную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, ведущееместо среди которых занимает, бесспорно, право частной собственности, долгоевремя не признаваемое нашим государством.
Исследователи в связис этим обращают внимание на следующее обстоятельство: «Восстановлениеинститута частной собственности вызывает к жизни многие правовые последствия,еще не совсем, быть может, осознанные обществом. Особенно это касается земли,которая становится объектом гражданских прав и вводится в оборот».
В литературесправедливо отмечается, что «российское законодательство не формулируетпонятия частной собственности». Однако анализ гражданскогозаконодательства, его общего смысла позволил авторам определить частнуюсобственность следующим образом: «Под частной собственностью понимаетсяимущество, которое находится в собственности граждан и юридических лиц, неявляющихся государственными или муниципальными предприятиями,организациями».
Следует иметь в виду,что частной собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки(п. 1 ст. 15 ЗК РФ). То есть из всего перечня объектов земельных отношений,перечисленных в п. 1 ст. 6 ЗК РФ, в качестве объекта права собственностиназваны только земельные участки. Следовательно, согласно буквальному смыслуданной статьи право собственности на часть земельного участка не может бытьприобретено, из чего вытекает, что часть участка не может быть предметомсделок, направленных на отчуждение имущества.
На сегодняшний деньправо собственности в юридической литературе традиционно рассматривается собъективной и субъективной точек зрения, что не дает понимания сущности правасобственности как такового, не раскрывает его понятие.
Законодатель и вовсеограничивается перечислением правомочий, составляющих содержание правасобственности, придерживаясь в этой части завидной стабильности, начиная соСвода законов гражданских. Собственнику принадлежат права владения, пользованияи распоряжения своим имуществом (ст. 420 Свода законов гражданских (т. 10, ч.1), ст. 58 ГК РСФСР 1922 г., ст. 92 ГК РСФСР 1964 г., ст. 209 ГК РФ). Очевидно,что перечисление правомочий также не дает нам понимания права собственности,тем более что их перечень не является универсальным для различныхправопорядков. Согласно ст. 544 Французского гражданского кодекса собственностьесть право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, лишьбы пользование не было запрещено законами и регламентами. Согласно § 903Германского гражданского уложения собственник вещи может в той мере, в какойтому не препятствуют закон или права третьих лиц, распоряжаться вещью по своемуусмотрению и устранять любое воздействие со стороны других лиц. Вангло-американском праве на законодательном уровне не закреплены ни понятиеправа собственности, ни правомочия, составляющие его содержание. Применяемая вданной правовой системе конструкция расщепленной собственности позволяетвыделять разновидности права собственности, содержащие в себе различныесочетания правомочий, которых в англо-американском праве насчитывают от двух(пользование и распоряжение) до нескольких десятков.
Как видно, понятие собственности,несмотря на свою многовековую историю, юридической наукой в должной мере неизучено. Данное обстоятельство нашло свое отражение и в нормах действующегозаконодательства РФ, где в значительной степени сделан акцент на регулированиеотношений собственности как отношений экономического, товарно-денежногохарактера. Так, именно экономическому пониманию собственности мы обязаныналичием в законодательстве различных форм собственности. Согласно ст. 8Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ в зависимости от того, кто являетсяправообладателем, различают частную, государственную, муниципальную и иныеформы собственности. Различные формы собственности не означают какого-либоразнообразия права собственности, но обусловливают особенности осуществлениясобственниками правомочий и специфику приобретения и прекращения права.Государственное и муниципальное имущество по общему правилу может отчуждаться вчастную собственность только в процессе приватизации. Только государство имуниципальные образования могут приобретать имущество в собственность в связи сизъятием его, для государственных или муниципальных нужд, а также в связи среквизицией и национализацией. И только указанные субъекты могут распоряжатьсяимуществом путем передачи его определенным законом субъектам гражданскихправоотношений в постоянное (бессрочное) пользование (земельные участки) ихозяйственное ведение (недвижимость, расположенная на земельных участках, идвижимое имущество) и др.
Для частнойсобственности физических лиц характерен переход права в порядке наследования,что в том числе предполагает возможность распоряжения имуществом на случайсмерти путем составления завещания, приобретение права путем выплаты пая членомжилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительскогокооператива и др.
Основаниемвозникновения права собственности у юридических лиц является внесение имуществав уставные, складочные капиталы, паевые фонды, отдельные юридические лица(религиозные организации, фонды и др.) вправе владеть, пользоваться и распоряжатьсясвоей собственностью только в соответствии с целями и задачами осуществляемойими уставной деятельности, предусмотренной учредительными документами, и др.
Вместе с тем все этиособенности, созданные искусственным путем, говорят лишь о разнообразиисубъектов права собственности и об особенностях его осуществления каждым изних. В то же время признаки права собственности как юридической категории будутприсущи праву собственности независимо от его формы. К таким признакам Г.Ф.Шершеневич относил:
1) власть в ееюридическом значении;
2) объект в видематериального предмета, т.е. вещи;
3) исключительность инезависимость от посторонних лиц при осуществлении права собственности;
4) соединение с правомсобственности отдельных прав владения, пользования и распоряжения (данныйпризнак Г.Ф. Шершеневич относил к числу неудачных);
5) наличиеустановленных законом ограничений осуществления права и бессрочность правасобственности как вечная и потомственная связь определенного субъекта сопределенным объектом, существующая до тех пор, пока не наступит юридическийфакт, разрывающий ее.
В современном правевыделяют следующие признаки права собственности:
1) совокупность праввладения, пользования и распоряжения вещью, представляющую собой системуотношений собственника к вещи и по поводу ее использования совместно с другимилицами;
2) обязанностьсобственника осуществлять действия в отношении своего имущества, не нарушаяправа и интересы иных лиц;
3) объект правасобственности в виде предмета материального мира, т.е. вещь;
4) несениесобственником бремени содержания и риска случайной гибели или поврежденияпринадлежащих ему вещей.
1.2 Земельный участок как объект правасобственности
Реформированиеаграрного сектора, начавшееся в последнее десятилетие XX в., внесло значительныекоррективы в правовое регулирование земельных отношений. Граждане получиливозможность создавать крестьянские (фермерские) хозяйства, брать земельныеучастки в аренду, было разрешено предоставлять земельные участки гражданам впожизненное наследуемое владение, а позднее и в собственность.
Определяющее значениедля дальнейшего развития земельного законодательства имело отнесение в ст. 130Гражданского кодекса РФ земельных участков к недвижимым вещам. Таким образом,земельные участки после долгого периода изъятия из гражданского оборота(вследствие национализации земли советскими декретами) вновь стали объектамигражданских прав и, соответственно, вовлечены в гражданский оборот.
В ст. 6 Земельногокодекса РФ к объектам земельных отношений отнесены:
1) земля как природныйобъект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельныхучастков.
Земельный участок какобъект земельных отношений определен в п. 2 ст. 6 ЗК РФ как часть поверхностиземли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены вустановленном порядке.
В юридическойлитературе высказывалось мнение, что для обеспечения единства терминологии вЗемельном кодексе следовало бы полностью воспроизвести определение,закрепленное ранее в Федеральном законе «О государственном земельномкадастре». Имеется и иное мнение по поводу дефиниции земельного участка,сформулированной в вышеназванном Законе. Как считает С.А. Степанов, Федеральныйзакон «О государственном земельном кадастре» предпринял «нескольконесвоевременную попытку ввести в законодательную практику распространенное вевропейском правотворчестве определение земельного участка, включающее и недра,под ним расположенные, и атмосферный столб». Законодательство о недрах ивоздушном пространстве исключает возможность рассматривать земельный участок впредлагаемом упомянутым Законом контексте.
Земельный участок,рассматриваемый в рамках гражданского права как вид недвижимого имущества,имеет свои отличительные свойства и специфические характеристики, которыеоказывают непосредственное влияние на особенности его участия в гражданскомобороте. При определении объема полномочий земельных собственников и пределовучастия земельных участков в гражданском обороте необходимо учитыватьсоциально-экономическое значение земли. Этот аспект отражен в ст. 9 КонституцииРФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняютсяв РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующейтерритории.
Земля имеет огромныйсоциальный, общественный интерес вне зависимости от того, кому она принадлежит.Земля обслуживает общество в целом, так как по ней прокладываются дороги, линиисвязи, электропередачи, другие общеполезные коммуникации. Землю характеризуюттакие черты, как невоссоздаваемость, невосполнимость, пространственнаяограниченность, неперемещаемость. С землей связано и своеобразное экономическоеявление — экономическая рента. Земельный участок в силу своего местоположения,природных свойств способен генерировать доход, который может взиматься в видеопределенных платежей и служить источником удовлетворения общественныхпотребностей.
Земля являетсяпространственным базисом для размещения иных объектов недвижимости, и в этомкачестве ее роль как объекта гражданского оборота в условиях рыночной экономикиогромна. Как справедливо отмечал С.А. Степанов, «правовая конструкцияземельного участка как особого рода вещи достаточно сложна, отлична отконструкции вещи вообще и подчинена необходимости присутствия в нейзначительной доли публичного интереса». Она также характеризуется участиемв отношениях, регулируемых иными отраслями права (земельного, лесного,градостроительного и т.д.), а также местом и ролью недвижимости в вещных иобязательственных правоотношениях, ярко выраженным целевым назначением, особенностямивключения и участия в обороте.
Все это требуетособого специфического подхода к регулированию земельных отношений, включающегопублично-правовые элементы, к определению порядка владения, пользования ираспоряжения землей, что вовсе не оправдывает введение необоснованныхограничений для участия земли в гражданском обороте.
Одной из важныххарактеристик объектов гражданских прав, в том числе и земельных участков,является их оборотоспособность. Согласно ст. 129 ГК РФ объекты гражданских правмогут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядкеуниверсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица)либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.Что касается оборота земельных участков, то общие положения гражданскогозаконодательства об оборотоспособности вещей конкретизируются в п. 3 даннойстатьи: “… земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться илипереходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ихоборот допускается законами о земле и других природных ресурсах”.
ЗК РФ допускает, посути, только три разновидности сделок: куплю-продажу, обмен, аренду земельныхучастков. В ст. 37 ЗК РФ определены особенности купли-продажи земельныхучастков. Согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть толькоземельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Кадастровый учетземельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Огосударственном земельном кадастре». Данное требование законодательустанавливает лишь в отношении купли-продажи земельных участков и нераспространяет на другие виды сделок.
Действие норм ЗК РФ нераспространяется на оборот земель сельскохозяйственного назначения, которыйрегулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Данный Закон, как и ЗК РФ, регулирует восновном куплю-продажу и аренду земельных участков, и лишь в отношенииземельных долей говорится о других сделках. Залог земельных участков, в томчисле и сельскохозяйственного назначения, осуществляется в соответствии сФедеральным законом от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Иные сделки (дарение, рента, доверительное управление и т.д.)земельным законодательством не регулируются. Наследование земельных участковрегулируется в ГК РФ как общими нормами о наследовании, так и специальныминормами об особенностях регулирования земельных участков (ст. 1179 — 1182 ГКРФ).
Если допущениеземельных участков в оборот рассматривать лишь как возможность совершения вотношении земельных участков только тех сделок, которые предусмотрены земельнымзаконодательством, то такой подход приводит к невозможности совершения сделок,не урегулированных земельным законодательством.
Кроме того, при такомподходе возникает противоречие с п. 2 ст. 421 ГК РФ, согласно которому сторонымогут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом ииными правовыми актами, а также смешанный договор, в котором содержатсяэлементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовымиактами. Таким образом, нарушается один из наиболее важных принциповгражданского права — принцип свободы договора.
Еще одна проблеманеизбежно возникает вследствие того, что гражданское законодательство согласноКонституции РФ находится в компетенции РФ. Земельное же законодательство — всовместном ведении РФ и субъектов РФ, вследствие чего согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФземельное законодательство состоит из ЗК, федеральных законов и принимаемых всоответствии с ними законов субъектов РФ. Если определение круга возможныхсделок с земельными участками будет осуществляться земельным законодательством(следовательно, и законами субъектов РФ в том числе), то это приведет кпротиворечиям с п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому гражданскоезаконодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним федеральныхзаконов.
Земельные участкинередко участвуют в обороте совместно с иными расположенными на них объектаминедвижимости (зданиями, сооружениями). Подчинение оборота земельного участканормам земельного законодательства, а оборота расположенных на нем объектовнедвижимости — нормам гражданского законодательства будет неизбежно создаватьпротиворечия и тем самым затруднять имущественный оборот. Напротив, задачасостоит в том, чтобы с помощью средств правового регулирования обеспечитьединство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектовнедвижимости.
Таким образом,многофункциональность земельного участка, вне всякого сомнения, обусловливаетспецифику его правового регулирования. Особенности совершения сделок сземельными участками могут быть прописаны в земельном законодательстве, однакоони не должны противоречить общим принципам и нормам гражданскогозаконодательства. Поскольку земельный участок является не только природнымобъектом и природным ресурсом, но и объектом недвижимости, общие положениягражданского законодательства о правовом регулировании объектов недвижимостираспространяются и на него. Игнорирование особенностей правового регулирования,присущих всей системе объектов недвижимости, частью которой является земельныйучасток, впрочем, как и в целом вещей как объектов гражданских прав, вряд либудет способствовать устранению пробелов, противоречий, неоднозначныхтолкований земельного законодательства и, следовательно, обеспечению четкого,предсказуемого правового режима одного из важнейших объектов гражданскогооборота.
Глава 2. Основаниявозникновения и прекращения права собственности на землю
2.1 Основания возникновения правасобственности на землю по законодательству РФ
Частной собственностьюграждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные ими пооснованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации — какгражданским, так и земельным. Собственность граждан и юридических лиц на землюдолжна быть получена в результате юридических фактов, так как закономустановлено, что если земля не находится в собственности граждан, юридическихлиц либо муниципальных образований, то является государственной собственностью(п. 2 ст. 214 ГК РФ; п. 1 ст. 16 ЗК РФ).
Право собственностиграждан и юридических лиц на земельные участки возникает по основаниям,установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежитгосударственной регистрации в соответствии с Законом о госрегистрациинедвижимости (п. 1 ст. 25 ЗК РФ). Анализ норм глав 14, 17 ГК РФ позволяетсделать вывод, что право собственности на землю гражданином или юридическим лицомможет быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения илииной сделки об отчуждении земельного участка, который имеет частногособственника. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащийему земельный участок переходит по наследству к другим лицам в соответствии сзавещанием или законом, в случае реорганизации юридического лица — кправопреемникам реорганизованного юридического лица.
Граждане илиюридические лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продаватьего, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им инымобразом (ст. 260 ГК РФ). В ст. 261 ГК РФ дано понятие земельного участка какобъекта права собственности. В соответствии с п. 2 данной статьи, если иное неустановлено законом, право собственности на земельный участок распространяетсяна находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водныеобъекты, находящиеся на нем растения. Земельные участки, отнесенные к землям,изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность.
В ст. 27 ЗК РФперечислены изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися вфедеральной собственности объектами, и ограниченные в обороте земельныеучастки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ и инымифедеральными законами. Из содержания ст. 27 и 28 ЗК РФ можно сделать вывод, чтоземельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам всобственность для индивидуального жилищного, гаражного строительства, веденияличного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства иогородничества.
Объектом купли-продажимогут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровыйучет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставитьимеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограниченияхего использования. В противном случае покупатель вправе требовать уменьшенияпокупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка ивозмещения ему причиненных убытков. Статья 37 ЗК РФ предусматривает применениеуказанных выше правовых последствий к продавцу в случае предоставленияпокупателю и иной информации, которая может оказать влияние на решениепокупателя о покупке данного земельного участка. Это правило ЗК РФ являетсяспециальным, и оно применяется вместо нормы ст. 557 ГК РФ, предусматривающейпоследствия передачи недвижимости ненадлежащего качества. Вообще § 7 главы 30ГК РФ «Продажа недвижимости» к купле-продаже земельных участковприменять довольно затруднительно, так как он регулирует куплю-продажунедвижимости как совокупность здания, сооружения и земельного участка. В то жевремя в ЗК РФ имеется специальная ст. 35 о переходе права на земельный участокпри переходе права собственности на здание, строение, сооружение. Спрашивается,что в данном случае применять — нормы ст. 552 ГК РФ «Права на земельныйучасток при продаже здания, сооружения или другой находящейся на немнедвижимости» или вышеупомянутую ст. 35 ЗК РФ, поскольку содержание их взначительной части отличается друг от друга. Исходя из п. 3 ст. 3 ЗК РФ, вданном случае следует применять ст. 35 ЗК РФ, поскольку в ней предусматриваетсяиное, чем в норме гражданского законодательства. Целесообразно было бы в § 7главы 30 ГК РФ исключить из понятия недвижимости земельный участок и связанныес этим нормы. Попутно отметим, что в связи с принятием ЖК РФ не место в § 7 ист. 558 — об особенностях продажи жилых помещений. Сама же купля-продажаземельных участков в ЗК РФ должна регулироваться более полно и каксамостоятельный вид договора, а не как разновидность договора купли-продажи. Вчастности, непонятно, почему в п. 2 ст. 37 ЗК РФ ряд условий договоракупли-продажи земельных участков рассматриваются как недействительныеприменительно именно к этому договору: устанавливающие право продавца выкупитьземельный участок обратно по собственному желанию, — ограничивающие дальнейшеераспоряжение земельным участком, ограничивающие ответственность продавца вслучае предъявления прав на земельные участки третьими лицами? Признаниеподобных условий договора купли-продажи земельных участков недействительными вЗК РФ противоречит самой природе договора купли-продажи (п. 1 ст. 454, ст. 460- 462 ГК РФ). Таким образом, для устранения противоречий между земельным игражданским законодательством следует сократить сферу действия § 7 главы 30 ГКРФ, исключив из перечня объектов недвижимости земельные участки и жилыепомещения. В свою очередь, в ЗК РФ нужно дать развернутую характеристикудоговора купли-продажи земельных участков и применения его условий к договорумены, передаче земельного участка в аренду. Тем самым в законе действительно будетреализован принцип земельного законодательства о единстве судьбы земельныхучастков и прочно связанных с ними объектов.
Для строительства илииных целей гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся вгосударственной или муниципальной собственности, предоставляются в следующемпорядке.
Прежде всего,необходимо отметить, что не допускается отказ в предоставлении в собственностьграждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной илимуниципальной собственности для строительства. Исключением могут быть случаиизъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным закономзапрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участковдля государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Предоставлениегражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, осуществляется на основаниирешения исполнительных органов государственной власти или органов местногосамоуправления в пределах их компетенции. Однако принятию такого решенияпредшествует совершение ряда юридических действий, которые в совокупностиобразуют сложный юридический состав, приводящий к возникновению права частнойсобственности на земельные участки.
Гражданин или юридическоелицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства,обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местногосамоуправления (в дальнейшем — орган управления землей) с заявлением о выбореземельного участка, его примерном размере и предварительном согласовании местаразмещения объекта. Орган управления землей обеспечивает выбор земельногоучастка на основе документов государственного земельного кадастра и документовземлеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условийиспользования соответствующей территории и ее недр. Необходимая информация оразмещении использования земельных участков и об обеспечении их объектамиинженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технические условияподключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а такжедежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположенииземельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими органамиуправления землей. Органы местного самоуправления информируют население овозможном или предстоящем предоставлении земельных участков. Граждане, органытерриториального общественного самоуправления имеют право участвовать в решениивопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числепутем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд ипредоставлением этих земельных участков для строительства (абз. 2 п. 3 ст. 31ЗК РФ). Результаты выбора земельного участка оформляются актом, к которомуприлагаются утвержденные соответствующим органом местного самоуправленияпроекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможнымивариантами их выбора. Орган управления землей принимает решение опредварительном согласовании места размещения объекта или об отказе вразмещении объекта. Решение о предварительном согласовании размещения объектаявляется основанием установления в соответствии с заявками граждан илиюридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства,и за их счет границ такого земельного участка на местности и егогосударственного кадастрового учета. Орган управления землей на основаниизаявления гражданина или юридического лица и приложенной к нему кадастровойкарты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение опредоставлении земельного участка для строительства.
В п. 4 ст. 30 ЗК РФпредусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства безпредварительного согласования места размещения объекта. Он устанавливаетположение, когда гражданин или юридическое лицо может ознакомиться с заранееподготовленным проектом границ земельного участка и его установленнымиграницами на местности, техническими условиями подключения объектов к сетяминженерно-технического обеспечения, условиями проведения торгов (аукционов,конкурсов) и т.п. В этом случае гражданин или юридическое лицо освобождается отконтактов с многочисленными работниками органов управления землей.
В ЗК РФ предусмотренупрощенный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных состроительством (ст. 34 ЗК РФ). Земельные участки гражданам могутпредоставляться в собственность или в аренду на основании заявления, подаваемогов орган управления землей. В заявлении должны быть определены цельиспользования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение.Орган управления землей или по его поручению землеустроительная организация сучетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проектаграниц земельного участка и утверждает его. Орган управления землей вдвухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельногоучастка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду сприложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельногоучастка заключается в недельный срок после предоставления заявителемкадастровой карты (плана) земельного участка в орган управления землей. Реализациявозможности получения гражданином в собственность земельного участка из земель,находящихся в государственной или муниципальной собственности, наступит толькотогда, когда органы управления землей примут соответствующий нормативный акт,устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких участков, в том числепорядок рассмотрения заявок и принятия решений. Органы государственной власти иорганы местного самоуправления обязываются земельным законом обеспечитьуправление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственностии (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности,открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков гражданам.
Таким образом,предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельныхучастков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,является самостоятельным способом приватизации. Он основан исключительно нанормах земельного законодательства. К приватизации земельных участков,основанной на ст. 30 — 34 ЗК РФ, нормы Закона о приватизации государственного имуниципального имущества не применяются. Приватизация гражданами и юридическимилицами земельных участков из земель, находившихся в государственной илимуниципальной собственности, а также приобретение гражданами и юридическимилицами земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, являютсяосновными способами приобретения права частной собственности на землю.
2.2 Основания прекращения правасобственности на землю
Под прекращением правачастной собственности на земельный участок понимается совокупность юридическихи фактических действий, совершаемых собственником или органом публичной власти,а также событий, с которыми законодательство связывает утрату правасобственности лица на земельный участок, в результате чего данное право либоперестает существовать вообще, либо возникает у другого субъекта земельныхправоотношений.
Существует несколькоклассификаций прекращения права частной собственности. Можно выделить тригруппы таких оснований: во-первых, прекращение добровольное — осуществляемое поволе собственника, во-вторых, утрата права собственности по объективнымпричинам независимо от воли собственника и, в-третьих, принудительноепрекращение, т.е. осуществляемое помимо и против его воли.
Общие основанияпрекращения прав на земельный участок установлены ст. 44 — 48 ЗК РФ. Отпрекращения прав следует отличать их ограничения, когда субъект не лишаетсяданной правовой возможности, но она временно не может быть реализована, право втаком случае как бы «консервируется», но полностью восстанавливаетсяс отпадением оснований для ограничения.
В числе основанийпрекращения права собственности на земельный участок ЗК РФ называет и отказсобственника от права собственности (ст. 44 ЗК РФ), а в ст. 53 ЗК РФ содержитсяболее подробное регулирование возникающих при этом отношений. В частности, п. 1ст. 53 ЗК РФ предусмотрено, что отказ от принадлежащего собственнику права наземельный участок не влечет за собой прекращения соответствующего права. Этанорма требует пояснений.
Рассматриваемоеправило является аналогичным норме гражданского права, изложенной в п. 2 ст. 9ГК РФ: «Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих имправ не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренныхзаконом». Смысл такого рода оговорок состоит в том, что следует различатьправо как предусматриваемую и защищаемую законом возможность определенногоповедения, с одной стороны, и как фактические действия, реализующие эту возможность,- с другой. Понятие «отказ» целесообразно рассматривать как заявлениеоб этом, намерение в данном конкретном случае не использовать имеющиесявозможности; именно поэтому в п. 1 ст. 53 ЗК РФ для характеристики отказа вскобках дополнительно указано — «подача заявления об отказе».Допустимы и другие формы отказа, в том числе безвозмездное отчуждение вчью-либо пользу. В целом же к отказу от права собственности на земельныйучасток следует применять также нормы ст. 236 ГК РФ, требующие определенности, безусловности,завершенности действий, свидетельствующих об отказе.
В силу п. 2 ст. 53 ЗКРФ такие участки приобретают правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, и ихсудьба подчиняется правилам ст. 225 ГК РФ. Такие участки принимаются на учеторганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимоеимущество по заявлению органа местного самоуправления. По истечении года со дняпостановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом,может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальнойсобственности на это имущество (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Но отказ от прав неосвобождает соответствующее лицо от обязанностей, которые возложены на негогосударством в связи с обладанием земельным участком. Соответствующая нормапредусмотрена и абз. вторым ст. 236 ГК РФ: «Отказ от права собственностине влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношениисоответствующего имущества до приобретения права собственности на него другимлицом». Данное положение предопределено тем, что обладание правомсобственности порождает, не только права, но и обязанности, обременяетсобственника (ст. 210, 211 ГК РФ). Указанная норма полностью применима и вотношении отказа от земельного участка, поскольку земля, ее местоположение,полезные качества не только имеют общенациональное значение; отсутствие уходаза участком, непроведение соответствующих агротехнических мероприятий способныпринести конкретный вред сопряженным участкам, хозяйственной деятельности наних.
Самостоятельнымоснованием прекращения прав на земельный участок является изъятие земельногоучастка для государственных или муниципальных нужд (подп. 5 п. 2 ст. 46 ЗК РФ).Данное основание применяется с учетом норм ст. 49, 55, 62, 63 ЗК РФ, а такженорм ряда других статей ГК РФ, ЗК РФ, ряда федеральных законов и иныхнормативных правовых актов.
Очевидно, при изъятииземельного участка для государственных или муниципальных нужд может возникнутьнесколько различных ситуаций. Самая простая — когда участок изымается усобственника, являющегося гражданином или юридическим лицом; в таком случаеправо собственности просто прекращается. Значительно сложнее оценить ситуацию,если решение об изъятии принимает, например, субъект РФ в отношении участка,находящегося в муниципальной собственности, или, скажем, Российская Федерацияпринимает решение об изъятии в отношении земельного участка, находящегося всобственности субъекта РФ. Более того, хотя бы теоретически в отношении одногои того же земельного участка может быть вынесено решение об изъятии различнымипубличными образованиями. Правового механизма по разрешению такого родаколлизий пока не создано; возможность его создания следует связывать также сзавершением процесса разграничения принадлежности земель различным публичнымобразованиям.
Не просто решать ивопросы о природе прав публичных образований в ходе их осуществления. По общемуправилу отношения этих субъектов в гражданском обороте, где они выступают каксобственники соответствующих земель, должны строиться с учетом ст. 124 — 125 ГКРФ — к ним применяются «нормы, регулирующие участие юридическихлиц…» в гражданских правоотношениях. Однако не всегда можно сделатьвывод о гражданско-правовой природе отношений публичных образований, тем более,если это взаимоотношения публичных образований друг с другом при осуществленииими своих именно публичных функций. Например, до сих пор нет ясных ответов навопрос об экономической стороне взаимоотношений между публичными образованиями;например, муниципалитет предоставляет участок учреждению субъекта РФ впостоянное (бессрочное) пользование, но он, конечно же, мог бы с большейвыгодой для своего бюджета передать этот же участок в аренду. В данном случаесуществен вопрос и об обязательности такого предоставления, и о его условиях.Заслуживает специального анализа и вопрос о приоритете тех или иных конкретныхпубличных интересов.
Закон также несодержит норм, которые бы увязывали вопросы изъятия земельных участков длягосударственных или муниципальных нужд и приватизации земельных участков.Права, возникающие в результате приватизации земельных участков, в принципеодинаковы с правами, возникающими в результате простой покупки земельныхучастков. Однако сами отношения по приватизации, а также основания приватизацииземли строятся по особым правилам (ст. 217 ГК РФ). Имеющиеся здесь проблемызаслуживают самостоятельного исследования и в данном учебном пособии нерассматриваются. Отметим лишь, что в настоящее время выкуп земельных участков,находящихся в государственной или муниципальной собственности, производитсясобственниками недвижимости на этих участках фактически в упрощенном порядке(п. 1 ст. 36 ЗК РФ). При этом они имеют исключительное право на приобретениеучастка, что должно толковаться, как наличие обязанности публичных образованийпродать этим лицам соответствующий земельный участок.
Что же касается общихгарантий и компенсаций при изъятии земельных участков, то они предусмотрены какземельным (ст. 55 ЗК РФ), так и гражданским законодательством (ст. 280 — 283 ГКРФ) и сводятся к следующим:
а) решение об изъятиивыносится только в исключительных случаях;
б) такое решениеподчиняется строгой процедуре его принятия — проводится государственнаярегистрация такого решения, мотивировка принятия должна быть основана именно нагосударственных или муниципальных реальных интересах, орган, принимающийрешение, должен обладать надлежащей компетенцией, заинтересованные лицапредварительно извещаются;
в) принудительноеизъятие части земельного участка возможно только в судебном порядке;
г) собственник вправеполучить вместо изымаемого другой равноценный участок (если таковой имеется);
д) должна бытьобеспечена полная компенсация всех потерь и убытков, вызванных изъятием,включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ).
При изъятии земельногоучастка у собственника одновременно прекращаются некоторые другие права у иныхлиц. Это касается, прежде всего, постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20ЗК РФ), пожизненно наследуемого владения, (ст. 21 ЗК РФ), аренды (ст. 22 ЗКРФ). Прекращаются и отдельные сервитуты, а также те права, которыепредусматривались ранее действовавшим законодательством и пока сохраняются (ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РоссийскойФедерации»).
Заключение
В соответствии со ст.129 ГК РФ и ст. 130 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских правотносятся земельные участки. Особенность их заключается в отнесении их кнедвижимым вещам, и отсюда особый правовой режим сделок с землей — необходимость государственной регистрации сделок. Кроме этого, ст. 129 ГК РФсодержит особую оговорку о том, что земля и другие природные ресурсы могутотчуждаться или переходить от одного лица к другому помимо обычного порядка,установленного для других объектов гражданских прав, и иными способами в тоймере, в какой их оборот допускается законами о земле.
Среди остро стоящихперед обществом проблем на сегодняшний день является проблема обеспечениястабилизации земельных отношений. Эту проблему можно успешно решить, имеясовершенное законодательство. Однако состояние российского законодательства оземле оставляет желать лучшего.
Центральнымнормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере собственности наземлю, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Глава третья ЗК РФполностью посвящена праву собственности на землю. Согласно ст. 15 ЗК РФграждане и юридические лица могут иметь в частной собственности земельныеучастки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательствомРоссийской Федерации. Земля и другие природные объекты являются особымиобъектами гражданского оборота, поэтому на эти объекты распространяетсягражданское законодательство, правда, в той мере, в какой вопросы их оборота неурегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.
Несмотря на появлениеположительных течений в нашем законодательстве, есть и некоторые отрицательныемоменты. Так, основные направления «бурного» развития земельногозаконодательства в России в нем проявилась негативная тенденция, так какпринимается и рассматривается «лавина» законов и законопроектов, чтоделает невозможным разобраться в них даже специалистам. Неупорядоченность инестабильность земельных отношений ослабляет и разрушает суверенитет России какгосударства.
Как и в отношениидругих объектов гражданских прав, в отношении земли собственнику принадлежиттри правомочия: правомочие владения, правомочие пользования и правомочиераспоряжения.
На сегодняшний деньосновными проблемами в сфере регулирования земельных отношений являютсяосуществление земельной реформы, определение ее направлений и механизмов,правовая проблема земельного контроля, ответственность за нарушение земельногозаконодательства, а также проблемы, связанные с использованием земельных долей.На этом сложном пути придется многое сделать и ученым, и юристам-практикам,которые проделывают действительно сложную работу, в том числе и по разработкедейственного законодательства. Без сотрудничества в этой сфере обойтись нельзя.Большую роль играют в этом плане научные и научно-практические конференции,посвященные различным земельным вопросам. Реформирование земельного праванеобходимо в той связи, что земельные споры являются наиболее распространеннойкатегорией споров. Появляются их новые разновидности. В связи с развернувшимсястроительством жилых и нежилых помещений, активизацией деятельности многочисленныхстроительных компаний резко возросло количество споров по поводу прав наземельные участки под отчуждаемыми строениями, зданиями, сооружениями. Такимобразом, земельное законодательство России о собственности на землю пробельно ипротиворечиво, во многом не может отвечать вопросам современной практическойдеятельности, в связи, с чем в данной области предстоит сделать еще оченьмногое.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенныхЗаконами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N7-ФКЗ) // СЗ РФ.2009.№ 4.Ст.445.
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // СЗРФ.1994.№ 32.Ст.3301.
3. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // СЗРФ.1996.№ 5.Ст.410.
4. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗРФ.2001.№ 49.Ст.4552.
5. Земельный кодекс РоссийскойФедерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.08.2009) // СЗ РФ.2001.№ 44.Ст.4147.
6. Федеральный закон от 25.10.2001 N137-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О введении в действие Земельного кодексаРоссийской Федерации» // СЗ РФ.2001.№ 44.Ст.4148.
7. Федеральный закон от 30.11.1995 N187-ФЗ (ред. от 03.12.2008)«О континентальном шельфе РоссийскойФедерации» // СЗ РФ.1995.№ 49.Ст.4694.
8. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ.2002.№4. Ст. 251.
9. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009)«Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения» // СЗ РФ. 2002.№ 30.Ст.3018.
10. Федеральный закон от 25.07.2002 N115-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О правовом положении иностранных граждан вРоссийской Федерации» // СЗ РФ.2002.№ 30.Ст.3032.
11. Федеральный закон от 21.07.1997 N122-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997.№ 30.Ст.3594.
12. Федеральный закон от 10.01.2002 N7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды» // СЗРФ.2002.№ 2.Ст.133.
13. Федеральный закон от 18.06.2001 N78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О землеустройстве» // СЗ РФ.2001.№ 26.Ст.2582.
14. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 17.07.2009) «О недрах» // СЗ РФ.1995.№ 10.Ст.823.
15. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков,землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков,причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничениемправ собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев иарендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результатедеятельности других лиц» // СЗ РФ.2003.№ 19.Ст.1843.
16. Андреев В.К. О праве частнойсобственности в России / В.К.Андреев.- М.: Волтерс Клувер, 2007.- 374 с.
17. Анисимов А.П. Правовые проблемыизъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд /А.П.Анисимов// Новая правовая мысль. 2003. N 2. С. 28 — 31.
18. Волков Г.А. Принципы земельногоправа России / Г.А.Волков.- М.: ОАО «Издательский дом „Городец“,2005. – 295 с.
19. Васильев Е.А., Комаров А.С.Гражданское и торговое право зарубежных государств. Том 1 / Е.А.Васильев,А.С.Комаров.- М.: Международные отношения, 2004.- 647 с.
20. Гражданское право. Часть I:Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева.- М.: Издательство ТЕИС, 1996. –641 с.
21. Гурова Т.В. Понятие земельногоучастка в гражданском и земельном законодательстве / Т.В.Гурова // Актуальныевопросы правоведения. 2004. N 8. С. 153.
22. Гришаев С.П. Комментарий кФедеральному закону „О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним“ (постатейный) / С.П. Гришаев. — М., 2005.- 483с.
23. Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельныйправопорядок и ответственность / Н.А.Духно, Г.В. Чубуков-М., 1998.- 274 с.
24. Жариков Ю.Г. Земельное правоРоссии: Учебник для вузов / Ю.Г.Жариков.- М.: Кнорус, 2006.- С. 497 с.
25. Земельное право: Учебник / Отв.ред. Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. — М.: Проспект, 2006. -542 с.
26. Иконицкая И.А. Земельное правоРоссийской Федерации / И.А. Иконицкая.- М, 2002.- 472 с.
27. Краснова И.О. Земельное правоРоссии / И.О. Краснова.- М., 2004.- 375 с.
28. Комментарий к Федеральному закону»О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним” (постатейный) / Под ред. А.Н. Ткача.- М.: ЗАО«Юстицинформ», 2006. – 751 с.
29. Киндеева Е.А., Пискунова М.Г.Недвижимость: права и сделки. Новые правила оформления. Государственнаярегистрация. Образцы документов / Е.А. Киндеева, М.Г.Пискунова.-М., 2005.- 371с.
30. Казанцев В. Виды прав граждан наземлю по российскому законодательству / В.Казанцев // Гражданин и право. 1999.N 8. С. 11.
31. Михольская В.В. Порядокгосударственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней / В.В.Михольская// Юридический мир. 2002. N 7. С. 57.
32. Павлов В.П. Проблемы теориисобственности в российском гражданском праве / В.П.Павлов.- М., 2000.- 397 с.
33. Приходько И.М. Ограничения вроссийском праве (проблемы теории и практики): Автореф. дис.… канд. юрид.наук / А.В.Малько.- Саратов. 2002. -116 с.
34. Постатейные комментарии кЗемельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об оборотеземель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред. Г.Е. Быстров, Б.Д.Клюкин.-М.2006.- 361с.
35. Попов М. Споры о разграничениигосударственной собственности на землю / М.Попов // Хозяйство и право. 2002. N7. С. 56 — 64.
36. Попов М.В. Продажа земельныхучастков при приватизации государственных и муниципальных предприятий /М.В.Попов // Журнал российского права. 2000. N 1. С. 94 — 102.
37. Прохорова Н.А. Содержание правагосударственной собственности на землю по Земельному кодексу РФ / Н.А.Прохорова// Журнал российского права.2003.№ 8.
38. Сыродоев Н.А. Земля как объектгражданского оборота / Н.А.Сыродоев // Государство и право. 2003. N 8. С. 77.
39. Сыродоев Н.А. О соотношенииземельного и гражданского законодательства / Н.А.Сыродоев // Государство иправо. 2001. N 4. С. 31 — 32.
40. Сыродоев Н.А. Земля как объектгражданского оборота / Н.А.Сыродоев // Государство и право. 2003. N 8. С. 77.
41. Сыродоев Н.А. Возникновение правна землю / Н.А. Сыродоев // Государство и право. 2004. N 10. С. 65.
42. Суханов Е.А. Гражданское право: В2 т./ Е.А.Суханов.- М.: Волтерс Клувер, 2007. – 611 с.
43. Степанов С.А. Недвижимое имуществов гражданском праве / С.А.Степанов.- М.: Статут, 2004. -С. 61 — 62.
44. Чесовской Е. Судебная защита правучастников земельных отношений / Е. Чесовской // Российская юстиция. 2002. N 6.
45. Шершеневич Г.Ф. Учебник русскогогражданского права. Т. 1 / Г.Ф.Шершеневич.- М.: Статут, 2005.- 713 с.
46. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельногозаконодательства» // Вестник ВАС РФ.2005.№ 5.
47. Информационное письмо ПрезидиумаВАС РФ от 27.02.2001 N 61«Обзор практики применения арбитражными судамиземельного законодательства» // Вестник ВАС РФ.2001.№5.
48. Информационное письмо ПрезидиумаВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных сприменением Федерального закона „О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним“ // Вестник ВАС РФ.2001.№4.