Оглавление
Введение
Глава1. Рефлексивная деятельность учителя
1.1 Понятиерефлексии, рефлексивная деятельность
1.2Характеристика рефлексивной деятельности учителя
Выводыпо I главе
Глава2. Портфолио учителя
2.1Понятие, роль портфолио учителя
2.2Структура портфолио
Выводыпо II главе
Заключение
Списоклитературы
Введение
В настоящее времястремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферысоциальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенноепревращение информации в основной капитал принципиально изменяют рольобразования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы взначительной степени опираются на использование и развитие образовательныхсистем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения домеждународных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран,но и даже целые континенты.
Специфика современнойсистемы образования состоит в том, что она должна быть способна не тольковооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность внепрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями,создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.Современные тенденции социально-экономического развития России заставляютпереосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новомусформулировать и планируемые результаты образования.
Одним из направлениймодернизации является необходимость введения дополнительных новаций в школьнуюпрактику. К числу дополнительных инновационных изменений относится портфельиндивидуальных достижений – «портфолио», который нужен не только учащимся, но иучителю для оценки своей работы. Портфолио, в отличие от традиционныхконтрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающиевсестороннюю деятельность учителя: занятия на курсах, участие в социальной практике,в различных мероприятиях и т.д. Учителя сами заполняют свои портфели достиженийи воспринимают его как самооценку возможностей и достижений. В работе спортфолио учитель сравнивает свои достижения; развивается способность крефлексии, более объективным становится представление о своих возможностях.
Проблема заключается втом, что несмотря на признание роли портфолио в оказании помощи учителямактивизировать свою работу, недостаточно методических разработок по созданиюпортфолио.
Актуальность проблемыисследования обусловлена задачами улучшения качества подготовки ипереподготовки учительских кадров. Новизна и практическая значимостьзаключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутыеучителем в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной,коммуникативной. На современном этапе российского образования возникланеобходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решитьпроблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя.
На основе выделеннойпроблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Портфолиоучителя».
Объектом нашегоисследования является рефлексивная деятельность учителя.
Предмет исследования –портфолио учителя в структуре рефлексивной деятельности учителя.
Цель курсовой работы –раскрыть возможности построения портфолио учителя в структуре рефлексивнойдеятельности учителя.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятиерефлексии и рефлексивной деятельности.
2. Дать характеристикурефлексивной деятельности учителя.
3. Изучить общиевопросы понимания сущности и видов портфолио.
4.Определить структурупортфолио.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Рефлексивнаядеятельность учителя
1.1 Понятие рефлексии,рефлексивная деятельность
Прежде всего, следуетразличить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивнаядеятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предметнашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие отпервых двух — не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчусферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставимакцент на качественной определенности именно педагогического в его отличии отчего бы то ни было другого. В этом же ряду можно говорить о социологическойрефлексии, философской, психологической. Когда мы говорим о рефлексивнойдеятельности педагога — мы имеем ввиду прежде всего некоторую позиционность,выделенную в целостном и сложном процессе, именно процессе педагогическоговзаимодействия. Ясно, что рефлексивная деятельность педагога будет отличатьсяот рефлексивной деятельности ученика (ученической позиции) или администратора(организационно-управляющей) позиции. Когда мы говорим о рефлексии впедагогике, нас будет интересовать — закон всеобщей человеческой деятельности всфере специфической. Предметом нашего пристального внимания окажетсясоотношение всеобщего (рефлексия) и особенного (педагогическая сфера), а этосоотношение всегда представляет собой некоторую сумму полновесных единичных«вещей» или образов действия, относительно каждого из которых навечный внутренний вопрос «рефлексия ли это? и педагогика ли это ?»мыможем со всей уверенностью знать, что ” это — оно самое и есть”.
Итак, когда мы говоримо рефлексии в педагогике, нас интересует:
а) рефлексия каквсеобщая человеческая деятельность,
б) особенный характерпредмета этой деятельности как выражение специфического педагогического срезачеловеческого бытия,
в) ряд образов этойпредметной деятельности,
Словарь практическогопсихолога предлагает два значения понятия «рефлексия» (от лат. reflexio– отражение) – 1. размышление, полное сомнений, противоречий; анализсобственного психического состояния; 2. механизм взаимопонимания – осмыслениесубъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатлениена партнера по общению [50, с. 494-495].
Понятие рефлексии,возникшее в философии, означало процесс размышления индивида о происходящем вего собственном сознании.
В сложном процессерефлексии присутствуют, как механизм, шесть позиций, характеризующих взаимноеотображение субъектов: сама личность, какова она есть в действительности; какэта личность воспринимается партнером; как она видит самою себя. И отношение кэтим трем позициям другого партнера.
Рефлексия в педагогике- это источник теоретического педагогического знания. Предлагая этуформулировку, мы приглашаем читателя посмотреть на вопрос с позицийклассической европейской философии: именно в таком качестве — в качествеисточника теоретического знания рассматривали рефлексию Декарт, Локк, Кант. Именнов этом качестве говорит о рефлексии Фихте, немецкий философ и ректор БерлинскогоУниверситета начала ХIХ века, автор фундаментального труда «Наукоучение», в котором он анализирует сами понятия науки, знания вообще итеоретического знания в особенности. Вопрос о мере присутствия рефлексии впедагогической деятельности — это одна из сторон вопроса о месте теоретическогознания в ней. Заметим: теоретического знания, а не суммы сведений из теоретико-педагогических работ исследователей. В современном профессиональномпедагогическом сообществе существует где-то скрытая, где-то открытая дискуссия попроблеме меры, форм и способов включения теоретического знания в педагогическуюпрактику. Отмечают разные стороны проблемы — низкую востребованностьпедагогической теории в практике, недостаточную развитость самой педагогическойтеории, ее абстрактность, инерционность педагогическойпрактики, преимущественная склонность педагогов — практиков к восприятиюнормативно — методического знания, их нежелание или неспособность восприниматьконцептуальные формы. Указанный разрыв теоретического и практического слоя педагогическойдеятельности болезненно сказывается в тех звеньях образовательной системы, гдевключаются и начинают набирать силу инновационные процессы, поскольку они болеевсего требуют целостности и полноты осознания сущности, смысла происходящего иполноты владения механизмами управления процессами преобразования — преобразования не только институтов, и даже не только сознания, но и самих формзнания. На мой взгляд, проблема разрешима только на пути анализа того, чтопредставляет собою рефлексия в педагогике.
Рефлексивность какспособность и форма мышления, обращенная на осознание самого себя ипереосмысление содержания своей деятельности, является одним изосновополагающих психологических качеств личности,
1.2 Характеристикарефлексивной деятельности учителя
В педагогическойдеятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любойчеловеческой деятельности. Б.З.Вульфов и В.Н.Харькин формулируют следующимобразом определения наиболее значимых для нас феноменов: «Если рефлексия –цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизнивопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происходящееили ожидаемое, то профессиональная рефлексия – та же внутренняя работа:соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избраннаяпрофессия, в том числе с существующими о ней представлениями… В свою очередь,педагогическая профессиональная рефлексия – то же, что и всякаяпрофессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностямипедагогической работы, прежде всего с собственным педагогическим опытом» [9, с.8-9].
В оригинальнойтрактовке И. А. Тришкиной, педагогическая рефлексия описывается как способностьучителя мысленно представить себе сложившуюся у школьника картину ситуации, ана этой основе – уточнить его представление о себе, стало быть, рефлексию можнопонимать как осознание учителем самого себя с позиции учащегося в меняющихсяситуациях [16, с. 6].
Профессиональнаяпедагогическая рефлексия связана с особенностями педагогической работы, ссобственным педагогическим опытом, пересмотром его оснований,перепроектированием способов педагогических действий (в том числе в связи соскладывающимися тенденциями в современном образовании, социокультурнойполитике).
Исследователи отводятрефлексии ведущее место в профессиональном самосовершенствовании специалиста пообучению и воспитанию подрастающих поколений.
Педагогическаяценность профессиональной рефлексии учителя-воспитателя в значительной мереопосредуется целенаправленным включением в контекст его самосовершенствованиямыслительной активности, сопряженной с волевой саморегуляцией собственногообщеличностного роста.
Необходимость овладенияучителем рефлексией убедительно показывает Ю. Н. Кулюткин. Он считает, чтодеятельность учителя есть всегда деятельность по управлению другойдеятельностью, а именно учебной деятельностью учащихся. Объектом деятельностиучителя, субъектом его управления, руководства, организации являетсядеятельность учащихся, а сам учитель смотрит на себя и на свои действия (иоценивает их) как бы глазами учащихся. Учитель не просто ставит цели, ностремится к тому, чтобы эти цели были осознаны и приняты учащимися. Поэтомуучитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать егорассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, какученик воспринимает определенную ситуацию, объяснять почему ученик действуеттак, а не иначе. «Более того, — пишет Ю. Н. Кулюткин, — учитель долженрефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой овладевает ученик, нои целенаправленно ее преобразовывать, углублять, развивать» [28, с 15-16].
А. К. Маркова выделяетгруппу необходимых учителю психолого-педагогических знаний и умений. К нимавтор относит умение регистрировать процесс и результат труда, умениесоотносить трудности ученика со своими недочетами, умение оценить свой стиль ианализировать свой опыт. Легко увидеть, что формирование у учителя уменийнепосредственно связано с развитием у него рефлексивных качеств, поэтому вгруппу психологических качеств учителя А. К. Маркова включает педагогическуюрефлексию, которую понимает как обращенность сознания на самого себя, учетпредставлений учителя о его деятельности и представлений ученика о том, какучитель понимает деятельность ученика. Педагогическая рефлексия, пишет автор,это способность учителя мысленно представить себе сложившуюся у ученика картинуситуаций, на этой основе уточнить представления о себе. Рефлексия означаетосознание учителем себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях. Учителюважно развивать у себя здоровую, конструктивную рефлексию, приводящую кулучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными сомнениями иколебаниями. Педагогическая рефлексия – это самостоятельное обращение к самоанализубез того, чтобы от него это потребовала администрация [29, с.24].
А. К. Маркова выделяетспециальную группу перцептивно-рефлексивных педагогических способностей,которые являются ведущими. Она включает: способность к изучению другогочеловека, понимание, сопереживание, способность встать на его точку зрения ипосмотреть на себя со стороны. Эта группа способностей является, по мнениюавтора, «ядерной», малокомпенсируемой. Она характерна именно для труда учителя,так как свидетельствует о его ориентации на психологическое развитие ученика[29, c.42].
Проведенноетеоретическое исследование нам позволило констатировать, что педагогическаярефлексия как компонент деятельности учителя стала рассматриваться сравнительнонедавно. Были сделаны попытки проектирования образования с использованиемрефлексии: развития проектировочного мышления; профессиональной и учебнойдеятельности. Одним из конструктивных подходов решения проблем непрерывногоразвивающего и личностно-ориентированного профессионального образования служитконцепция рефлексивной методологии (Н. Г. Алексеев, В. Т. Ополев, И. Н.Семенов), рефлексивной психологии (И. Н. Семенов) и рефлексивной педагогикитворчества (Г. Ф. Похмелкина, И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов).
Мы основываемся наположении, что рефлексивность учителя возникает там, где начинается отклонениеот прежнего образца, блокируя неэффективные приемы и способы педагогическойдеятельности, и открывая новые возможности формам активности учителя, как наиндивидуально-личностном, так и на социальном (коллективном) уровнях. Этопозволяет педагогу гибко реагировать на изменение условий и учитыватьсоциальные потребности. Такая рефлексия является механизмом организациитворческого процесса, приводящего к порождению инноваций в профессиональной деятельности.Педагогическая рефлексия содействует подключению внутренней активностипедагога, задает направление его непрерывного самообразования «как цепочкидобровольных актов».
Впсихолого-педагогической литературе подчеркивается связь профессионального ростаучителя и уровня развития его рефлексии. Выделяя уровни профессиональнойдеятельности учителя, О.С. Анисимов подчеркивает, что для возможности переходапедагога на следующий, более высокий уровень профессионально-педагогическойдеятельности, необходимо развитие педагогической рефлексии. Так, авторомвыделены следующие уровни профессионально-педагогической деятельности: 1)становление деятельности; 2) успешное выполнение фиксированной нормы; 3)выполнение нормы с адекватной рефлексией; 4) рефлексивное сопровождениедействия с фиксацией проблемы и коррекцией нормы (перепроектирование способовпедагогических действий); 5) соучастие в рефлексивной постановке илирефлексивном снятии проблем; 6) полная рефлексивная самоорганизация [43, с.66].
Рефлексия учителя –одна из важнейших составляющих педагогической компетентности ипрофессионализма. Рефлексия помогает выявлению смыслов поведения, в соединениис личностно-значимыми компонентами мышления, предстает как ведущая деятельностьпри решении продуктивных задач.
Таким образом,рефлексия является основой педагогической деятельности учителя на всех ееэтапах: от замысливания цели до получения и анализа результатов. Это может бытьпредставлено в виде следующей цепочки: цель педагогической деятельности –рефлексивный анализ ситуации – выбор; проектирование и конструирование учителемсредств педагогической деятельности на основе рефлексии на адекватность этихсредств поставленной цели – реализация проекта – рефлексия на различениепроекта и его реализации (цели и результата). Рефлексия учителя может бытьнаправлена на предмет педагогической деятельности, на саму педагогическуюдеятельность, взаимодействие с другими людьми (учителями, учениками,родителями), на выявление собственных средств и способов мышления, понимания,коммуникации, а также действия и деятельность учеников, понимание их способовдеятельности, мышления, понимания, коммуникации [44, c.71].
В отечественнойпедагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К.Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и других ученых проблема свойств личностипедагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, сталапредметом специального теоретического и экспериментального изучения. Одно изведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих ее целостность иготовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации.Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя кпедагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, какформирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всехвидах деятельности, профессионально значимых для нее.
В составпрофессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят:
o общаянаправленность его личности (социальная зрелость и гражданскаяответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, преждевсего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избраннойпрофессии);
/>o некоторыеспецифические качества — организаторские (организованность,деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность), коммуникативные(справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность,скромность, чуткость, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность,креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость,оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям,чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное ивнимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянномобновлении и обогащении знаний), экспрессивные (высокий эмоционально-волевойтонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание,толерантность, выдержка, чувство юмора);
o профессиональнаяработоспособность;
o физическоеи психическое здоровье.
По А.К. Марковой,структура субъектных свойств может быть представлена следующими блокамихарактеристик:
o объективныехарактеристики: профессиональные знания,профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
o субъективныехарактеристики: психологические позиции, мотивация,«Я»-концепция, установки, личностные особенности.
А.К. Маркова выделяеттри основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность,педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам,по А.К. Марковой, относятся:
o педагогическаяэрудиция;
o педагогическоецелеполагание;
o педагогическое(практическое и диагностическое) мышление;
o педагогическаяинтуиция;
o педагогическаяимпровизация;
o педагогическаянаблюдательность;
o педагогическийоптимизм, педагогическая находчивость;
o педагогическоепредвидение и педагогическая рефлексия.
/>Вразрабатываемой в настоящее время модели личности учителя в контексте той жесхемы «деятельность — общение — личность» выделяются пятьпрофессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогическихспособностей (по Н.В. Кузьминой)
1)Проектировочно-гностические способности:
педагогическоецелеполагание;
педагогическоемышление.
2)Рефлексивно-перцептивные способности:
педагогическаярефлексия;
педагогическийтакт;
педагогическаянаправленность./>
Проблема познанияпедагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинскийподчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, преждевсего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого.Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью иполнотой познания в существенной мере связана результативность педагогическойдеятельности. Как явствует из исследований С.В. Кондратьевой, для педагоговнизкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисункапоступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагоговвысокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративныхсвойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся,объективность оценочных суждений./> Рефлексивно-перцептивныеумения педагога образуют органичный комплекс познания собственныхиндивидуально-психологических особенностей, оценивание своего психического состояния,а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познанияличности учащегося. Как и любые умения, они основаны на системе соответствующихзнаний (закономерностей и механизмов межличностного познания и рефлексии,возрастной психологии детей, подростков, юношей) и определенных навыков.
· Вструктуру навыков входят три типа:
o социально-перцептивныенавыки;
o рефлексивные;
o интеллектуальные.
Рефлексивно-перцептивныеумения,которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственнойличности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективностьпознания педагогом самого себя и личности другого человека./>Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия.Она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделатьопределенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем,опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаяхвзаимодействия, но часто и обобщающие, и частные выводы делаются на маломограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть некорректируются с учетом конкретных ситуаций). Процесс понимания друг друга«осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимаетсяосознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером пообщению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, какдругой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений другдруга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которогоявляется воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннеммире, в свою очередь, отражается твой внутренний мир./>
Выводыпо главе первой
рефлексивныйучитель портфолио
1.Словарьпрактического психолога предлагает два значения понятия «рефлексия» (от лат. reflexio– отражение) – 1. размышление, полное сомнений, противоречий; анализсобственного психического состояния; 2. механизм взаимопонимания – осмыслениесубъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатлениена партнера по общению.
4.Вставить в главу!!! Субъект может рефлексировать: а) знания о ролевойструктуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; б)представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных егопоступков; в) свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности; г)знания об объекте и способы действия с ним.
5.В педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимымкомпонентом, как и в любой человеческой деятельности.
8.А. К. Маркова включает педагогическую рефлексию в группу психологическихкачеств учителя и понимает ее как обращенность сознания на самого себя, учетпредставлений учителя о его деятельности и представлений ученика о том, какучитель понимает деятельность ученика.
9.А. К. Маркова выделяет специальную группу перцептивно-рефлексивныхпедагогических способностей, которые являются ведущими: способность к изучениюдругого человека, понимание, сопереживание, способность встать на его точкузрения и посмотреть на себя со стороны.
11. 12. В современныхисследованиях достаточно много внимания уделяется рефлексии в педагогическомпроцессе, как в деятельности педагога, так и в деятельности учащихся.
13. Рефлексияхарактеризует самосознание учащегося, осмысление им собственной коммуникативнойдеятельности, она выступает и как самоотражение, и как умение смотреть на себяглазами партнеров по коммуникации, становиться на их позиции, объективнооценивая себя, намечать пути самосовершенствования, самокоррекции, создавать«образ Я».
Таким образом,рефлексия является основой педагогической деятельности учителя на всех ееэтапах: от замысливания цели до получения и анализа результатов.
Глава 2. Портфолиоучителя
2.1 Понятие, рольпортфолио учителя
Идея портфеля или папкииндивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране впоследнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своейпрактике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном изосновных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того,утверждается, что школа XXIвека — это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один изсущественных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.Под модернизацией понимается системы образования в соответствии с процессамитрансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и, преждевсего, — мир труда, экономические и социальные условия. Внешнее портфолио можетбыть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полнаясвобода и присутствует инициатива, при единственном требовании — удобствохранения. Основной смысл портфолио — «показать всё, на что ты способен» [12, с.15].
Существуют различныеподходы к определению понятия «потрфолио».
Портфолиоявляется действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенцийучителя.
Портфолиодаёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, ореальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качествапрофессиональной деятельности.
Портфолиопозволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видахдеятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио — это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрируетего усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолиоучителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизудеятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителявозможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающимпрофессиональный рост.
Портфолио – этоколлекция работ, которая демонстрирует усилия учителя, прогресс или достиженияв определенной области; документирует приобретенный учителем опыт. (16, С.77)
Портфолио (в широкомсмысле слова) – это способ фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальныедостижения за определенный период времени. (15, С.93)
Рассматриваявозможности расширения использования портфолио, можно отметить, что портфолио –инструмент, объединяющий различные направления экспериментальной работы:
· портфолио– наиболее удобная форма для отражения перечня и результатов прохождения курсовпо выбору;
· портфолиоотражает самооценку, самоанализ учителя, перспективы его дальнейшейдеятельности, социальную практику,
· портфолиообъединяет учащихся, педагогов и родителей, так как каждый из них заинтересованв том, чтобы показать рост ученика, его активность, его возможности иособенности;
· особаяроль портфолио в его воспитательной функции в целом и в воспитании культурыпредъявления себя, своих достижений в частности.
Отметим большойинтерес к портфолио и признание его значимости, начиная с небольшой сельскойшколы и заканчивая лицеем в крупном городе. Также отмечается, что портфолиопозволяет более эффективно строить работу с родителями, привлекая их в школу.
Цель Портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечитьмониторинг профессионального роста учителя [4, с. 5].
Как само слово«портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение XXвека. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом сфотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио»,когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или настроительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можнобыло не только составить себе впечатление о качестве работы, но и опрофессиональном пути претендента. В этом смысле, как идея, так и терминпортфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов.
Традиционный портфолиопредставляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой являетсядемонстрация достижений учителя. Являясь, по сути, альтернативным способомоценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолиопозволяет решить две основные задачи:
ü проследитьиндивидуальный прогресс учителя
ü оценитьего достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных формконтроля [10, с. 201].
Портфолио учителя. Обобщениеи систематизация педагогических достижений
Портфолиов переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и«лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе ситальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарьиностранных слов)
Общее среднееобразование является основным приоритетным направлением в образовательнойполитике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждаетсяв «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методамии технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики,способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условияхконкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечныйрезультат.
Проблема становления иразвития профессионализма является общественно-государственной проблемой,решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной цельюобразования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, аоснованная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умениесамостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию,умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель являетсяглавным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют отнего переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, всвою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышениюпрофмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учительпоставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыкамивыступает обязательным условием его формирования как педагогического субъектасогласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогомможно говорить о качественном образовании, так как качество образования — этопоказатель развития общества, национальной культуры, национальногосамосознания.
Сегодня существуетмного подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителяне загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которымможно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты еготворчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в трудеучителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, аподготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами ссамим собой.
С другой стороны, уучителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное,интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досьеуспехов» может стать «портфолио педагога».
Педагоги гимназии ведутпостоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованиюучебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методическойтемы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этойработы обобщаются на заседаниях гимназических и городских методическихобъединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. Укаждого учителя гимназии имеется научно-методическая папка (портфолио), вкоторой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, егодостижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Конкурентноспособностьчеловека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способностиовладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда,поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогическогоколлектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
Когда мы говорим опедагогических технологиях, часто возникает образ технократического феномена.Само слово «технология» действительно пришло из технического (а скорее,производственного) мира, хотя и произошло от греческого techne — искусство,мастерство, умение. Роль новых технологий скорее следует рассматривать какнеобходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.
Согласно современнымсловарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразноедосье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем вразнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой,методической, исследовательской.
Портфолио учителя- это его визитная карточка, включающая в себя некоторые анкетные данные,информацию о повышении квалификации, достижениях, используемых педагогическихтехнологий и методов, творческие работы и методические материалы, отзывы оработе и публикации.
Портфолио лучше всегоделать электронным, на компьютере, чтобы его можно было редактировать идополнять.
Понятие учительскогопортфолио популярно в различных мировых системах образования. Предлагаюпознакомиться с электронным портфолио.
Стоит отметить, чтокаких-то строгих, единых, принятых во всем мире правил по созданию портфолиоучителя нет. Есть основные положения того, что в портфолио должно быть.
Портфолио в переводе сфранцузского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница»или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка сдокументами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)
Общее среднееобразование является основным приоритетным направлением в образовательнойполитике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.
Современная школа вусловиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типеучителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиямиобразования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельногоконструирования педагогического процесса в условиях конкретной практическойдеятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления иразвития профессионализма является общественно-государственной проблемой,решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной цельюобразования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, аоснованная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умениесамостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию,умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель являетсяглавным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют отнего переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, всвою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышениюпрофмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учительпоставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыкамивыступает обязательным условием его формирования как педагогического субъектасогласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогомможно говорить о качественном образовании, так как качество образования — этопоказатель развития общества, национальной культуры, национальногосамосознания.
Сегодня существуетмного подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителяне загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которымможно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты еготворчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в трудеучителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, аподготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами ссамим собой.
С другой стороны, уучителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное,интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досьеуспехов» может стать «портфолио педагога».
Педагоги гимназии ведутпостоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованиюучебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методическойтемы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этойработы обобщаются на заседаниях гимназических и городских методическихобъединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. Укаждого учителя гимназии имеется научно-методическая папка (портфолио), вкоторой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, егодостижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Конкурентноспособностьчеловека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способностиовладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда,поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогическогоколлектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
Когда мы говорим опедагогических технологиях, часто возникает образ технократического феномена.Само слово «технология» действительно пришло из технического (а скорее,производственного) мира, хотя и произошло от греческого techne — искусство,мастерство, умение. Роль новых технологий скорее следует рассматривать какнеобходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.
Согласно современнымсловарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразноедосье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем вразнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической,исследовательской.
Комментарий к портфолиодолжен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении егодеятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может бытьпредставлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфас выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.
В документах собираютсяматериалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическомрежиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.).
В творческом досьепредставлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работучителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведенияоб основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях,конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации;карта творческого роста и др.
В диагностикеуспешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личностиучителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качестваобразовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итогиуспеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк, использованиесовременных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета).
Отзывы включают в себяхарактеристики отношения педагога к различным видам деятельности,представленные администрацией гимназии, коллегами, родителями, а такжесамоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении наНПК, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методическийбюллетень о проведенных открытых уроках, заключение о качестве выполненнойработы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, соценкой собственных профессиональных достижений.
Подходы к построениюпортфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальныхособенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу,собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения,объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей идостижения более высоких результатов.
2.2 Структура портфолио
Портфолио отвечаетинтересам учителя школы, вуза и системы дополнительного образования и можетстать для них средством связи и взаимодействия, по существу, одним изцентральных документов, отражающих формы получения образования исамообразования учителей.
Опыт использованияразличных моделей портфолио позволяет сделать следующие рекомендации.
При разработкепортфолио целесообразно ориентироваться на основные его типы:
Раздел 1. «Общиесведения об учителе» (этот раздел позволяет судить оличностном и профессиональном развитии педагога).
В этом разделефиксируются:
· фамилия,имя, отчество, год рождения;
· образование(наименование образовательного учреждения, год окончания, полученнаяспециальность и квалификация по диплому);
· трудовойи педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
· повышениеквалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц,проблематика курсов);
· индивидуальныйплан профессионального развития, в котором определяет цели и задачи своегопрофессионального роста, умения, которые ему необходимо приобрести, тренинги икурсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2 — 3 года (цели и задачипрофессионального развития учителя должны соотноситься с профессиональнымистандартами преподавания предмета, успеваемостью учеников, стратегическимпланом школы);
· копиидокументов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
· правительственныенаграды, грамоты, благодарственные письма;
· дипломыразличных конкурсов;
· другиедокументы по усмотрению аттестуемого.
Раздел 2. «Результатыпедагогической деятельности» (динамика учебных достижений за 3года, в т.ч. ЕГЭ, в виде схем, графиков и таблиц)
В этот раздел помещаютсяматериалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательныхпрограмм и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемымучителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года наосновании:
— контрольныхсрезов знаний;
— результатовпромежуточной и итоговой аттестации учащихся;
— наличиямедалистов;
— поступлениявыпускников в вузы на бюджетной основе;
— данныео поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
— участиявоспитанников в школьных, районных, городских, региональных и всероссийскихолимпиадах, конкурсах;
Раздел 3. «Научно- методическая деятельность» (использованиесовременных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе)
В этот раздел входят:
v материалы,в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплексаучебно — методической литературы;
v материалы,в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательныхтехнологий;
v материалы,содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иныхсредств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
v материалыпо использованию информационно — коммуникационных технологий в образовательномпроцессе,
v методическиетехнологии обучения детей с проблемами развития;
v материалыо работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальнымметодическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
v отчетныематериалы по:
ü участиюв профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
ü участиюв методических и предметных неделях;
ü организациии проведению семинаров, «круглых столов», мастер — классов и т.п.;
ü проведениюнаучных исследований;
ü разработке авторских программ;
ü написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
ü подготовкетворческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. «Внеурочнаядеятельность по предмету»
В этот раздел входят:
· списоктворческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов,выполненных учащимися по предмету;
· списокпобедителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов идр.;
· сценариивнеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенныхмероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
· программыкружков и факультативов;
· другиедокументы.
Раздел 5.«Учебно-материальная база» (вклад учителя вметодическое оснащение своего кабинета)
В этот разделпомещается паспорт учебного кабинета:
Ø наличиесловарей и другой справочной литературы по предмету;
Ø наличиенаглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
Ø наличиедидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов исочинений и т.п.;
Ø измерителикачества обученности учащихся;
Ø наличиетехнических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр,диапроектор, компьютер и компьютерные средств обучения, аудио и видеопособия);
Ø информацияо регулярно используемых технических средствах обучения;
Ø использованиедидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов исочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ;
Ø другиедокументы по желанию учителя.
Раздел 6. «Работаучителя как классного руководителя»
В этот раздел входят:
· анализуспеваемости и качества знаний учащихся класса;
· сведенияо сохранении контингента обучающихся в классе;
· информацияо правонарушениях;
· сведенияо работе с родителями;
· разработкиклассных часов и родительских собраний [6, С. 20-22].
Раздел 7. «Самооценкарезультатов педагогической деятельности»
Раздел 8. «Отзывы» — отзывыучеников, коллег, администрации, родителей [5, С. 23-27].
2. Оформление Портфолио
Портфолио учителяоформляется самим учителем в папке — накопителе с файлами на бумажныхносителях, а также в электронном виде.
Каждый отдельныйматериал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кромеграмот, благодарностей).
3. Оценка портфолио
Портфолио оцениваетсяадминистрацией образовательного учреждения или общественным органом взависимости от цели представления.
При оценкерассматриваются все материалы портфолио с точки зрения того, как они повлиялина результаты учеников, на повышение квалификации учителя [15, с. 27].
Выводы по IIглаве
Таким образом, идеяпортфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всёбольше школ применяют его в своей практике. Портфолио может быть оформлен ввиде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода иприсутствует инициатива, при единственном требовании — удобство хранения. Основнойсмысл портфолио — «показать всё, на что ты способен». В структуру портфолиовходит 8 разделов, а так же оформление и оценка.
Воспитать человека ссовременным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могуттолько педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие“профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические,психолого — педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога,в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения,установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектомпроцесса совершенствования.
Портфолио учителя- это его визитная карточка, включающая в себя некоторые анкетные данные,информацию о повышении квалификации, достижениях, используемых педагогическихтехнологий и методов, творческие работы и методические материалы, отзывы оработе и публикации.
Согласно современнымсловарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразноедосье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем вразнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой,методической, исследовательской.
Заключение
Поставленные в началеработы задачи были успешно решены.
Было изучено понятиерефлексия в педагогике — это источник теоретического педагогического знания. Ипонятие рефлексивной деятельности педагога — мы имеем ввиду прежде всегонекоторую позиционность, выделенную в целостном и сложном процессе, именнопроцессе педагогического взаимодействия.
Одно из ведущих,стержневых образований личности учителя, определяющих ее целостность иготовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации.Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя кпедагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, какформирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всехвидах деятельности, профессионально значимых для нее.
Процесс понимания другдруга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесьпонимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимаетсяпартнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знаниетого, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальныхотражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержаниемкоторого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этомвнутреннем мире, в свою очередь, отражается твой внутренний мир.
o объективныехарактеристики: профессиональные знания,профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
o субъективныехарактеристики: психологические позиции, мотивация,«Я»-концепция, установки, личностные особенности.
Изучено понятие портфолиоучителя. Оно служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизудеятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителявозможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающимпрофессиональный рост.
Идея портфолиостановится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё большешкол применяют его в своей практике. Портфолио может быть оформлен в видепапок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствуетинициатива, при единственном требовании — удобство хранения. Основной смыслпортфолио — «показать всё, на что ты способен».
Список литературы
1. Адольф, В.А. Формированиепрофессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / В.А. Адольф //Педагогика. – 1998. № 1. – С. 72-75.
2. Белкина, В.Н. Педагогическое регулированиевзаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В.Н. Белкина – Ярославль: Изд-воЯГПУ, 2000. – 160с.
3. Бизяева,А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия [Текст] / А.А.Бизяева. — Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с.
4. Болотов, В.А. Проектированиепрофессионального педагогического образования [Текст] / В.А. Болотов,Е.И.Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко // Педагогика. – 1998. № 4. – 24 с.
5. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии[Текст] / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995. –111 с.
6. Загвоздкин,В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогическиеаспекты [Текст] / В.К. Загваздкин // Психологическая наука и образование. –2004. — № 4. – С. 5.
7. Калмыкова,И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности [Текст] /И.Р. Калмыкова // Образование в современной школе. – 2002. — № 5. – С. 23-27.
8. Коновалова,Е.А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса привнедрении в практику портфолио как метода оценивания. [Текст] / Е.А.Коновалова. // Практика административной работы в школе. – 2005. — № 5. – С.20-22.
9. Маркова,А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М.:Просвещение, 1993. – 192 с.
10. Новикова,Т.Г. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихсястаршей профильной школы. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.] – 2006. — № 6. – С.29.
11. Новикова,Т.Г О технологии портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.]// Пед. Диагностика. – 2006. — № 3. – С. 93.
12. Новикова,Т.Г Портфолио в зарубежной образовательной практике. [Текст] / Т.Г. Новикова [идр.] // Вопросы образования. – 2004. — № 3 – С. 201.
13. Новикова,Т.Г. Портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г. Новикова, А.К. Прутченков,М.С. Пинская // Народное образование. – 2005. — № 1. – С. 15.
14. Новикова,Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся [Текст]/ Т.Г. Новикова [и др.] // Профильная школа. – 2004. — № 2. – С 48-56.
15. Новикова,Т.Г. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. [Текст] / Т.Г. Новикова[и др.] // Профильная школа. – 2006. — № 3. – С. 27.
16. Перминова,Л.М. Содержание образования с позиции самоидентификации личности [Текст] / Л.М.Перминова // Педагогика. – 1997. № 3. – С. 36-39.
17. Разина, Т.В.Рефлексия в решении педагогических проблемных ситуаций [Текст] / Т.В. Разина //Ярославский психологический вестник. – 2001. № 5.
18. Решетников, П. Е.Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера[Текст] / П.Е. Решетников. – М.: Владос, 2000. – 301 с.
19. Слободчиков, В.И.Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальнойдеятельности [Текст] / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 2000. № 2.С.3-18.
20. Черемных,М.П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений». [Текст] / М.П.Черемных. // Практика административной работы в школе. – 2005. — № 5. – С.25-27.