Оглавление.
Портрет времени.2
Возникновение искусства портрета.9
Искусство портрета в Древнем Египте.10
Портрет в культуре Античности.11
Портреты эпохи Средневековья.12
Портрет эпохи Возрождения.13
XVII — XIX века.15
Искусство портрета на территории нашей Родины.16
Иконопись.16
ХV11 век… 17
ХV111 век.18
Х1Х век.19
На рубеже XIX и XX веков.23
ХХ век.25
Послереволюционные годы.26
20-е годы… 27
30-е годы.29
40-е годы… 32
50-е 60-е годы.34
60е-70е годы.38
70-е гг.39
80-е годы.42
90-е годы.46
Заключение.48
Список иллюстраций.50
Список литературы.51
Портрет времени.
Каждое время, каждый народ, осознавая себя стоящим на краю бездны небытия, как и любой человек, думает о продлении себя во времени, подсознательно стремиться остаться в памяти, оставить свой след.
И искусство – это одно из наиболее действенных средств. Не взирая на прошедшие тысячелетия, мы поражаемся силе и красоте мысли древних мастеров, создавшие непревзойденные шедевры. Особенно странно и удивительно осознавать, что человек, навеки запечатленный в мраморе ли, на стене здания или на холсте, давно умер, но образ его, качество его личности, выхваченное талантом художника, и по сей день позволяет нам удивляться потрясающим загадкам времени. С изумлением взираем мы на такие непохожие на нас взгляды ушедших поколений, пытаемся понять, что же было прекрасным, а что безобразным для этих людей, какой мечтой они жили, как объясняли свое существование, и, наконец, как осознавали уже ушедшие в прошлое времена.
Портреты, как мне кажется одно из наиболее действенных средств для попытки понять и осознать жизнь внутреннюю, психологическую уже ушедшего поколения. Именно в них мастера сознательно или нет выражали свое мировоззрение, заодно и вкладывая его в глаза людей, перенесенных в эту таинственную плоскость холста. Портрет как образ эпохи, ее надежд, ее идеалов, вот интересующие меня вопросы.
Но вначале нужно четко осознавать, что же такое портрет?
Портрет (от франц. – изображать) — образ, изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.
Но при всем разнообразии творческих решений и манер главное качество портретной живописи — не только передача внешнего сходства, но и раскрытие духовной сущности портретируемого, его профессии, социального положения.
Этим немногословным определением в какой то мере отражена сложное и противоречивое явление живописи в частности и нашей жизни в целом. (12)
В изобразительном искусстве, где портрет составляет обширную, самостоятельную область, тождество портрета и художественного образа проявляется с наибольшей наглядностью.
Цвет — основной, решающий формотворец живописного портрета. И именно в этом суть специфики последнего, его главное отличие от портрета скульптурного и графического.
Создавая портрет как художественный образ, незаурядный живописец прибегает к своим неповторимым краскам выбор которых обусловлен не только обликом портретируемого, но и творческими особенностями самого мастера, спецификой искусства, не требующего признания художественных произведений за действительность. Этим хороший портретист отличается от бездарных ремесленников, стремящихся, во что бы то ни стало рабски перенести на холст «предметные» краски природы. (8)
По дошедшим до нас портретам новые поколения судили о судьбах целых общественных сословий и классов. Герцен, познакомившись с вырытыми при раскопках в Риме и его окрестностях древними статуями, бюстами и статуэтками, нашел, что вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами. (6)
«Портреты хороши… еще и тем, что увековечивают черты быстро сменяющихся поколений и таким образом облегчают работу историка и социолога», — писал Плеханов. Портрет — чудесный летописец[1].
«Дух времени» раскрывается в хорошем портрете не только умелым выбором типичного (для данной эпохи, национальности, социальной группы) оригинала, типичных обстоятельств, в которых он предстает перед нами,— вплоть до характерных деталей его костюма, но и специфической трактовкой выражения его лица, позы, жеста и т. п. (8)
Вот как много может вложить художник в изображение внешности. И не случайно современники узнавая себя в портретах с негодованием от них отворачивались или же неистово их приветствовали, одних художников обрекая на лишения и нищету, других окружая почетом и славой. Сохранился рассказ о Карле пятом и Тициане. Позируя художнику император почтительно поднял кисть, которую тот уронил. А Рембрандт на склоне лет не мог найти в Амстердаме человека, который захотел бы ему заказать свой портрет. (6)
Практика искусства установила некие особые признаки, по которым глаз опытного художника или искусствоведа обычно отличает портрет от «непортрета», то есть от вымышленного, собирательного образа. Одним из решающих признаков такого рода является сходство с моделью (оригиналом). Ясно, что в разных случаях степень, характер и глубина сходства бывают различными. При всем том истинное (реалистическое) сходство всегда представляет собой не что иное, как отражение в произведении искусства существеннейших черт модели при отсутствии черт, с нею, но совместимых. (9)
Сходство с моделью — многие художники считали едва ли не условием создаваемого портрета. Без него по убеждению Нестерова изображение не являлось портретным.
Очень важно и другое, как бы ни был похож портрет на свою модель, мы не назовем его хорошим портретом, если он не будет еще и художественным образом. Не случайно Дидро сетовал на то, что нет ничего более редкого, чем хороший портрет, как нет ничего обычнее пачкуна, дающего сходство. «Уметь списать верно портрет есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все»[2], — говорил Белинский. Настоящий портрет, по его мнению, это художественное произведение, «в котором схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала». Что же практически означает раскрыть или «схватить» душу оригинала применительно к изобразительному искусству, в частности к живописи? В искусствах временных или даже, пространственно-временных можно убедительно передать сущность оригинала, сказав немного, а то и вовсе ничего не сказав о его внешности. В распоряжении писателя, поэта, драматурга, киносценариста множество других средств конкретной обрисовки героя: его слова, действия, мысли, авторский рассказ о его жизни и т. п. Мастер же искусств пространственных, в том числе и живописец, раскрывает «душу» портретируемого прежде всего и главным образом через его пластически выразительный облик. И тут натура дает бесценный материал. Прав Ренато Гуттузо, который на вопрос, существует ли связь между физическим и психическим обликом человека, ответил, что для тех, кто умеет видеть, речь идет почти об идентичном. Наиболее точно и глубоко выразил эту мысль применительно к искусству Гегель, когда писал, что «… внешнее должно согласовываться с внутренним, которое согласуется в себе самом, и именно благодаря этому может открывать себя как самое себя». Словом, природа и специфика жанра дали портретисту свои особые, в некотором смысле уникальные, возможности для правдивого раскрытия сущности модели.
Иногда говорят: «На портрете он более похож, чем в жизни». И это не лишено основания. Раскрывая «душу» оригинала в пластически выразительном художественном образе, истинный портретист ищет «синтетический» момент, в котором концентрирует не только наиболее характерные черты изображаемого человека, но и всю его жизнь, его биографию — его прошлое, настоящее, а подчас и будущее. Стремясь представить своего героя «более похожим, чем в жизни», портретист часто акцентирует существенные черты оригинала, опуская те, которые хотя и принадлежат ему, но не способствуют яркому и сильному раскрытию его облика и характера. (9).
Однако любовь и ненависть художника, его симпатии и антипатии отражались в созданных ими портретах. В портретах одновременно отражается и натура, существующая, так сказать помимо воли художника, и эмоциональное, художническое видение натуры, над которой художник произносит свой приговор. Отражается, следовательно, и личность художника.
Можно представить портрет, которому художник придал религиозные, мистические черты. У нас нет основания усомниться в отсутствии на полотне сходства с подлинником. Сходство сохранилось. Но в то же время мы подчеркиваем, что портрет идеализирован, окружен ореолом святости. Эпоха французской революции вызвала к жизни портреты Давида, отмеченные чертами высокой гражданственности и совершенно лишенные сентиментальной расслабленности, столь свойственной галантному стилю рококо; «суровые портреты», как говорил сам Давид, определяя этим словом то направление, которое он, художник и член Конвента, стремился придать изящным искусствам Франции в эпоху социальных потрясении. (6)
Часто говорят: всякий портрет — в какой-то мере автопортрет художника, его создавшего. Это значит, что в процессе работы над портретом — от выбора модели до последнего мазка — живописец (если, конечно, за портрет взялся настоящий мастер) непременно вложит в него часть своей души, своего ума, своего темперамента. Иными словами — часть своего характера. А поскольку характер художника всегда национален, то и в портрете, естественно, отражаются особенности духовного, а иногда и физического склада национальной натуры автора. Нам часто приходилось видеть изображения известных русских людей, написанные иностранными мастерами, где портретируемые сильно смахивали то на китайцев, то на мексиканцев, то на индийцев, словом, на представителей той нации, к которой принадлежит художник. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в тех случаях, когда живописец глубоко приобщается к жизни некогда чужого, но со временем ставшего близким ему народа, когда он сердцем, душой и разумом постигает национальный характер этого народа и в какой-то мере сам обретает существенные черты этого характера, он создает портреты, порой ничем не отличающиеся от портретов, созданных соотечественниками модели. Таковы, к примеру, портреты англичанина Ван Дейка, испанцев Эль Греко, итальянок А. Иванова, таитянок Гогена, французов Ван Гога и Пикассо.(9)
Но, кроме природных отличии, которыми обладают все люди, художник ищет и находит не менее важные «говорящие» особенности портретируемого: поза, жест, костюм.
Истинный художник всегда принудит к красноречию глаза, губы, лица. И не только лица. Тело человека тоже не безмолвствует на портрете. Сведенный мучительной болью живот Лаокоона говорит зрителю ничуть не меньше, чем страдальческий взгляд, а доверчиво склоненный торс женщины на скульптурах Родена — не меньше, чем взгляд любящий.
А сколько выразительных возможностей открывает для портретиста поза человека, его жест! Вот еще одна важная деталь портрета — костюм человека! На портрете ему может быть отведена большая или меньшая роль. Но если художник собирается сделать костюм средствами характеристики, тут уж, извините, нельзя допускать ни случайности ни произвола. Трудясь над портретом, художник, конечно, учитывает эту великолепную силу одежды и всегда стремиться к тому, чтобы ни одна подробность костюма не осталась нейтральной. На парадных портретах шелк, атлас и кружева красноречиво представительствуют за человека.(6)
Портрет- это также способ постижения действительности, бытия. Ведь что может быть сложнее и интереснее, чем человеческое лицо. Лицо в котором отражается весь внутренний мир человека, его красота или безобразие.
Именно портретирование открывает радость, то неповторимое наслаждение, которое дает рисование с натуры. Наслаждение зорко вглядываться в человека, сидящего перед тобой и переставшего быть твоим знакомцем Иваном Ивановичем, обратившегося в целый мир, который надо постигнуть в его неповторимости и единственности, таким, каков он есть, пребывающий вне тебя. Наслаждение понимать эту его особенность и другую особенность как некоего предмета, обладающего объемом, формой, массивностью и протяженностью. Наслаждение видеть как шаг за шагом, постепенно возникает из под твоей чудодейственной руки, из полного небытия — новый человек, во всем подобный тому живому, но уже отделившийся от него, да и от тебя самого, вдохнувшего в него жизнь и с чистосердечным недоумением взирающий на сотворенное чудо.(13)
Портрет это не только внешнее сходство, важно «то или иное образное звучание», которое «возникло из глубокого, всестороннего постижения качеств самой модели». Процесс постижения модели был очень активным. Это было не прости наблюдение, это было «вживание» в модель, важно найти черты своей внутренней близости с нею, установить какой то психологический и ритмический резонанс. (1)
Портреты могут быть очень разные. Их классифицируют и по композиции (погрудный, в полный рост, многофигурный и пр.), по степени психологической напряженности (драматический, лирический и др), по смыслу(сюжетная составляющая).
Исторический портрет. Он создается как по воспоминаниям художника, знавшего или видевшего модель при жизни, так и по воображению. В первом случае на помощь портретисту приходят его непосредственные впечатления от встреч с моделью, нередко — сделанные с натуры наброски. Во втором — портретист целиком полагается на документальный (литературный и историко-художсственпый) материал: летописи, письма, прижизненные изображения героя, воспоминания его современников. Суть всякой исторической картины, в том числе и портрета, — «угадывание», как говорил Суриков. И настоящий исторический портретист обязательно должен обладать этим специфическим даром.
Портреты-типы -собирательные образы. Это портреты в которых художник «усиливает типические черты оригинала, используя при этом широкие наблюдения за другими людьми.
Портрет-картина — специфическая композиция, где человек изображен в действенной (сюжетной) взаимосвязи с окружающим его миром…
Относительно самостоятельной ветвью портретного жанра является групповой портрет, получивший в советском искусстве оригинальное сравнительно широкое развитие. Многие групповые портреты несут в себе столь сильно и хорошо развитую сюжетно-повествовательную основу и действенность персонажей, что могут быть названы групповыми портретами-картинами. С другой стороны, мы знаем немало сюжетных картин, где все действующие лица списаны (без каких-либо существенных изменений) именно с тех людей, которых они изображают, и по форме своей приближаются к групповому портрету («Ночной дозор» Рембрандта, «Похороны в Орнане» Курбе, «Бурлаки на Волге» Репина). И здесь, наряду с произведениями современной художнику жанровой тематики, мы нередко встречаем работы на темы исторические («Сдача Бреды» Веласкеса, «Клятва в зале для игры в мяч» Давида, «Петр 1 и царевич Алексей» Ге, «Меншиков в Березове» Сурикова).(9)
Вообще сам факт изображения лица, как чего-то значимого, достойного внимания вовсе не что-то само собой разумеющееся.
В западно-европейской традиции — это феномен иконописи. Где на небольшом формате может быть изображено лишь лицо. О начале иконописи существует несколько церковных преданий. Два схожих предания — «Легенда об убрусе Авгаря» и «Легенда об убрусе Вероники» на Западе. Восточная версия изложена в «Слове о поклонении иконам святым» Иоанна Дамаскина. Правивший в Эдесе благочестивый царь Авгарь прослышал о пришествии Христа в мир и послал в Иудею художника, чтобы тот написал его портрет.
Однако художник «ради светлости, исходившей от лица Христова» вынужден был отказаться от попыток изобразить Его. Видя муки художника «Господь божественному и животворному лицу Своему убрус приложив, изобразил на нем подобие Свое и послал ко Авгорю, желание того исполняя».
Ценность предания об убрусе с ликом Христа заключается не только в чудесности появления, а в том, что тогда, впервые, был изображен только лик.
Для современного европейца в такой избирательности нет ничего удивительного. В русском языке слова «лицо» и «личность» не только однокоренные, но и в некоторых случаях прямо тождественные по смыслу. Общим для европейцев представлением оказывается то, что в лице появляются все психофизические свойства человека. И по наивной привычке приписывать свои ценности и представления иным культурам.
Возьмем для сравнения традиции Древней Греции. В греческом языке слово «личность» передавалось словом «тело». Гомер называл Агамемнона- «флотоводческое царственное тело». Ксенофонт именовал свободных — «свободными телами». Причем в некоторых текстах «тело» и «торс» в буквальном смысле заслоняли «лицо». Правда, телесная избирательность язычества не миновала критики со стороны философов того времени. По мнению Платона «голова являет собой божественнейшую нашу часть; а тело всего лишь колесница для нашей головы». Более того, и у головы есть важнейшая часть- лицо. «Боги именно на этой стороне головной сферы — учил Платон — на ней все орудия промыслительной способности души. Однако взгляд Платона на иерархию в частях человеческого тела оставался тогда его частным философским мнением
Звучит буддийская легенда в записи Н.Рериха так: «Когда пришло время благословенному Будде покинуть эту землю, просили его четыре владыки Дхармапала оставить людям его изображение. Благословенный дал согласие и указал лучшего художника. Но не смог художник снять точные промеры, ибо дрожала рука его, приближаясь к благословенному. Тогда Будда сказал: «Я стану у воды. Ты сними промеры отражения». Смог художник это сделать, и таким путем произошли четыре изображения, отлитые из состава семи металлов».
С кристальной ясностью обнаруживается при сравнении христианской и буддийской легенд различия в понимании проявления духовности: лица — в одном случае, пропорции тела — в другом.(2)
Постепенно портрет приобретал все новые и новые качества и свойства. Лица на портретах также были разными, почти не похожие друг на друга. Но все же оставаясь теми, которых эпоха называла героями времени. И то, как развивалось искусство портрета, с самых древнейших времен попытаемся проследить.
Возникновение искусствапортрета.
Зарождение цивилизации, культуры и искусства принято рассматривать с первобытных времен, с эпохи родового строя. По мере становления человека и общества возникли предпосылки художественной культуры, а на границе нижнего и верхнего палеолита складывается художественная культура в собственном смысле слова, хотя она не выделяется из синтетического единства всего культурного комплекса. Мир отражался в мифе в формах изоморфных бытию, в конкретно чувственных образах.[3]
…Мир внутренний, сам человек, не пользовались таким вниманием, как внешний мир. Поэтому нет изображений людей в пещерной живописи и столь безлики, в полном смысле этого слова палеонтологические скульптуры.[4]
Образ человека в палеонтологическом искусстве многочисленнее, ярче всего представлен широкоизвестными скульптурными статуэтками, преимущественно женскими. Где бы ни были найдены эти статуэтки, им присуща одна общая черта- стремление передать возможно ярче, возможно выразительнее формы обнаженного женского тела. Для понимания специфики палеонтологических статуэток, смысла, который в них вкладывал мастер, важно то, что для него, как правило, не представляло никакого интереса лицо человека, имеющего для скульптора нашего времени важнейшее значение, так как в нем отражается индивидуальный душевный облик, человеческий характер. Статуэтки оставались безликими. Лицо заменялось выпуклостью, гладкой как куриное яйцо. Зато внимание художника целиком поглощали две части тела. Первая из них — огромный выпуклый живот и таз — сосуд, где зарождается и зреет новое существо. И вторая часть — женская грудь.[5] (31)
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что человека как личности, индивидуальности в изобразительном искусстве не существовало. Людьми того времени обожествлялась биологическое предназначение женщины. Так же почиталась ими функция мужчины-охотника. Общественные задачи были первостепенными, поэтому портрета как выражение внимания к человеку-индивиду не существовало.
Искусство портрета в Древнем Египте.
Обратим внимание на следующий период, часто выделяемый искусствоведами после первобытного искусства — искусство Древнего Египта. Зарождение цивилизации относится к концу 4 тыс. лет до н. э. — началу 3 тыс. лет до н. э.
Портрет, изображение человека находило выражение в скульптуре в первую очередь. Свои идеи художники и скульпторы воплощали в строго канонических формах. Канон выражался в устойчивости художественной традиции. Но это не помешало древнеегипетским художникам создать поистине прекрасные произведения искусств. Основными образами скульптуры были царствующие фараоны, боги, вельможи, редко- представители простого люда. Фараоны изображались в позе величавого спокойствия, с бесстрастными лицами, в их статуях подчеркивалась огромная физическая сила. Скульптура передавала определенное сходство, но как правило идеализировала образ.(юн худ)
Одна из лучших статуй — писца эпохи древнего царства (середина 3 тыс. до н. э.)- статуя писца Каи. Лицо писца бесспорно портретно. Тонкие губы плотно сжаты, глаза пронзают острым взглядом, они инкрустированы, сделаны из алебастра, горного хрусталя и серебряного штифтиоля. Поскольку эта скульптура имеет культовое значение и украшает собой гробницу или храм, постольку из нее исключается все случайное, мимолетное, бытовое.
Замечательные произведения искусств оставил короткий период правления Эхнатона, названный Амарнским. В рельефе и фреске фигура становиться естественнее, а линия эластичнее. Во многих скульптурах Эхнатона, не смотря на традиционную статичную позу, выглядит проще, человечнее. Еще тоньше и изысканнее портрет его жены- царицы Нефертити. Нас пленяет особая мягкость обработки формы, грациозность линий, нежность красок.(7)
Египетское искусство интересно конкретным изображением действительности, вниманием к человеку. То есть это был огромный шаг вперед по сравнению с первобытным искусством. В искусстве появляется изображение личности, отдельной индивидуальности. Хотя и выбирается изображаемый исключительно по признаку богопричастности, связанности с миром высшим, божественным. Поэтому героем времени, даже цивилизации был фараон в первую очередь и приближенные его во вторую.
Портрет в культуре Античности.
Следующий этап, привлекающий своими достижениями в области портрета — культура античности. Античная цивилизация (1 тыс. лет до н. э.- 5 в. н. э.) представляла собой значительный шаг вперед по сравнению с древневосточными. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. (34)
В древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека- гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражают последующие поколения глубоким реализмом, гармоничным совершенством, уважения к достоинству человека.
Греческие скульптуры начального периода, архаической эпохи почти сплошь беспортретны, то есть, лишены ярко выраженных индивидуальных черт. Прежде всего, они изображают доблесть и красоту. Поэтому, даже реально существовавшие люди, в ущерб сходству, выходили «богоподобными» и «богоравными». На лицах у куросов и кор (так называются подобные скульптуры) обычно присутствовала полуулыбка. Архаическая улыбка, классическая полуулыбка или была признаком успеха «достигнутого государством над своими личными страстями, и признаком душевной силы, совершенной ясности духа, которым некогда обладали боги