Порядок ценообразования и ценовая политика

Введение
 
Цена — важнейшая экономическая категория, получившая новое содержание вусловиях рыночной экономики. Она призвана обеспечивать интересы государства, решениесоциальных проблем и укреплять финансовую систему страны.
В системе стоимостныхкатегорий цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости,она отражает всю совокупность экономических отношений. Следует обратить внимание,на то, что стоимость имеет две характеристики: качественную и количественную. Качественнаяхарактеристика заключается в том, что она выражает всю совокупность экономическихотношений. Количественная характеристика заключается в том, что стоимость формируетсяобщественно необоримыми затратами, а измеряется общественно необходимым временем.
Цена важнейшийэкономический параметр рыночной среды деятельности предприятия. Она определяет финансовуюстабильность предприятия, его конкурентоспособность и возможность идти на финансовыйриск. Эффективность работы торгового предприятия в рыночных условиях зависит отвыбора метода формирования цен, разумной ценовой политики, последствий реализацииценовой стратегии.
На каждом этаперазвития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, социальных,политических, экономических задач. Она также значительно влияет на экономическуюсистему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товара, так и экономическиепроцессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ.С помощью цен предприятие измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства,стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводстваи распределения ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикойи орудие конкурентной борьбы, важнейший экономический инструмент для самофинансирования.
Цена выступаетво множестве видов разных отраслей. Например: цена кг. сахара, булки хлеба, телевизора,автомобиля, квартплата за жильё, плата за обучение… Авиалинии, железные дороги,такси и автобусы взимают плату за проезд. “Ценой” руководящего работника являетсяего жалованье. Ценой продавца может быть получаемая им комиссия. Цена рабочего –его заработная плата и т.д.
Как устанавливаютсяцены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходепереговоров друг с другом.
Продавцы обычнозапрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, чторассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемойцене.
Цена всегдабыла основным фактором, определяющим выбор покупателя.
Это положениедо сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктамтипа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательскомвыборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулированиесбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
Фирмы подходятк проблемам ценообразования по-разному. В мелких – цены часто устанавливаются высшимруководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющиеотделений. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающуюроль, например: автомобильная промышленность, железные дороги, нефтяные компаниии подобные им фирмы, часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатываютцены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чьё влияние такжесказывается на политике цен: управляющие службой сбыта, заведующие производством,управляющие службой финансов, бухгалтеры, экономисты, занятые решением проблем организациии оплаты труда.
Цельюданной курсовой работы является:
-раскрыть сутьценовой политики предприятия;
-определитьсущность и функции цен в условиях развития рынка;
-дать характеристикуосновным видам цен;
-охарактеризоватьпорядок ценообразования;
-предложитьпути совершенствования механизма ценообразования.
Для примерабудем использовать ПО «Хопер»

1.Ценовая политикапредприятия
 
Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении предприятияна основных типах рынков, для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Суть ценовойполитики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такиецены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечитьнамеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.
Цена на продуктдля предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, нои условием успешной реализации товаров. Дело в том, что цена в данном случае, кактактическое средство дает предприятию целый ряд преимуществ:
во-первых, в отличие от большинства методов, применяемых по стимулированию спроса,использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как это имеет местопри проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д.;
во-вторых, потребители находят для себя привлекательность товаров, выраженнуюв цене, легче, чем на основе рекламы, индивидуализации продукта и т.п.;
в-третьих, даже когда такие методы стимулирования, как организация персональныхпродаж и рекламы, являются основными, цена может использоваться как мощное средствоих поддержания.
В чем же проявляетсявоздействие цены на потребителя? Оно находит свое выражение в установлении соответствующегоее уровня. Речь идет о том, что устанавливаемый уровень цены должен отражать предпочтениепокупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки того или иного продукта.Каким образом это достигается?
Один из путейподобного решения состоит в том, что необходимо рассматривать цену как одно из неотъемлемыхсвойств продукта наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством и т.д.И в самом деле, если цена на товар устанавливается слишком высокая, то такой товарможет быть не куплен, а если и куплен, то в меньшем объеме. На практике используетсясерия ценовых стратегий:
-стратегиявысоких цен предусматривает продажу первоначальнозначительно выше издержек производства, а затем их понижения. Это относится к товарам-новинкам,защищенным патентами. Подобная стратегия возможна в условиях высокого уровня текущегоспроса, восприятия высокой цены со стороны потребителя как свидетельство высокогокачества товара;
-стратегиянизких цен, или стратегия «проникновения»на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса (персональные компьютеры),что эффективно на рынках с большим объемом производства и высокой эластичностьюспроса, когда покупатели резко реагируют на снижение цен и увеличивают спрос. Фирмаза счет массового производства выдерживает низкий уровень цен;
-стратегиядифференцированных цен проявляется в установлениицен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен дляразличных рынков, их сегментов и покупателей;
-стратегияльготных цен направлена на работу с покупателями,в которых заинтересована фирма, предлагая им товар по льготной цене;
-стратегиягибких, эластичных цен. Цены устанавливаются взависимости от возможностей покупателя, его покупательной силы;
-стратегиястабильных, стандартных, неизменных цен;
-стратегиянеокругленных цен, при которой покупатель покупаеттовар не за $100, а за S99.99. В этом случае покупатель рассматривает эти цены какнизкие или как доказательство тщательного подсчета и установления цены фирмой;
-стратегияцен массовых закупок;
-стратегиятесного увязывания уровня цен с качествомтовара и др.
Прежде чем применятьна практике ту или иную ценовую политику, надо повседневно следить за складывающимсяуровнем цен. Представление о динамике цен обычно формируется из рассмотрения ценфактических сделок; биржевых, цен аукционов и торгов; цен, приводимых в статистическихсправочниках, цен предложений крупных фирм, справочных цен.
Наиболее полноепредставление о складывающемся уровне цен дают фактические сделки и договоры. Этицены могут рассматриваться как конкурентные цены при ведении переговоров.
Биржевые котировкислужат хорошим ориентиром при торговле биржевыми товарами, они отражают фактическиесделки на определенный период. При их анализе следует иметь в виду, что они подверженывлиянию экономической конъюнктуры.
Предприятиесамостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задачразвития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традицийна предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а такжесостояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.
При разработкеценовой политики обычно решаются следующие вопросы: — в каких случаях необходимо использовать при разработке ценовую политику;
— когда необходимоотреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов;
-какими мерамиценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта;
-по каким товарамиз продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;
-на каких рынкахнадо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;
-как распределитьво времени определенные ценовые изменения;
-какими ценовымимерами можно усилить эффективность сбыта;
-как учестьв ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательскойдеятельности и ряд других.
Обеспечениесбыта (выживаемости) — главная цель предприятий,осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынкепредставлено много производителей аналогичного товара. Выбор этой цели возможенв тех случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также в тех случаях,когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличениясовокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара. Предприятиеможет исходить из предположения, что увеличение объема реализации сократит относительныеиздержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. Сэтой целью предприятие занижает цены — использует так называемые цены проникновения- специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большойдоли рынка.
Постановка целимаксимизации прибыли означает, что предприятие стремится максимизировать текущуюприбыль. Оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровнямцен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.
Цель, преследующаяудержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения нарынке или благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различныхмер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.Предприятиеможет ставить цели ценовой политики. Обычно к ним относятся следующие:
-стабилизациярыночной ситуации;
-снижение влиянияизменения цен на спрос;
-сохранениесуществующего лидерства в ценах;
-ограничениепотенциальной конкуренции;
-повышение имиджапредприятия или продукта;
-стимулированиесбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке, и т.д.
2.Сущность ифункции цены в условиях развития рынка
Чтобы правильнопонять сущность цены, ее функции, прежде всего, необходимо рассмотреть процесс созданиястоимости.
«Закон стоимости»- это основной экономический закон товарного производства, согласно которому обментоваров совершается в соответствии с количеством затраченного на их производствообщественно необходимого труда.
Таким образом,согласно закону стоимости товары обмениваются друг на друга по стоимости, т.е. обмениваемыетовары содержат одинаковое количество застрахованного общественно необходимого труда.Следовательно, цена, установленная на товар, должна соответствовать его стоимости.Однако в действительности цены на те или иные товары под действием другого важногозакона — закона спроса и предложения — оказываются выше или ниже своей стоимости.
Величина стоимостиизмеряется количеством труда, заключенного в продаваемом товаре, при этом разныетоваропроизводители на один и тот же товар расходуют разное количество труда. Однаковеличина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя,поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости товараопределяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя,а теми затратами труда, которые общественно необходимы для производства данноготовара.
Таким образом,стоимость — это овеществленный в товарах общественный труд, вложенный в ихпроизводство. Стоимость составляет сущностную основу цены.
Стоимость товараизмеряется общественно необходимым рабочим временем, расходуемым на его изготовление,на предприятиях при таких условиях производства, при которых выпускается основная(максимальная) масса данного товара для удовлетворения в нем общественной потребности.При этом решающее значение для определения стоимости товара имеет рынок, с помощьюкоторого выявляется действительная общественная рыночная стоимость товара. Именнона рынке происходит как бы преобразование затрат на производство отдельных товаровв общественную рыночную стоимость».
«Стоимость товара»находится в прямой зависимости от количества затраченного на него общественноготруда и в обратной от производительности последнего, т.е. чем выше производительностьтруда, тем ниже стоимость данного товара. В связи с этим снижение стоимости любыхтоваров возможно только при повышении производительности труда, затрачиваемого наих производство.
Поскольку стоимостьлюбого товара составляет основу цены, то цена — это денежное выражение стоимоститовара (работ, услуг). Следовательно, цена находится в прямой зависимости от стоимоститовара, т.е. с уменьшением стоимости цена товара снижается и, наоборот, с ее увеличениемцена повышается.
Одновременноцена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяетвеличину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции (товаров, работ,услуг) и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производстваи реализации товара.
В общем видецена:
 
Ц = С + П + Н,
где С — себестоимость (издержки производства) продукции;
П — прибыль производителя (предприятия);
Н — налоги, сборы, платежи, отчисления.
В условиях рынкана цену, помимо стоимости, влияет и соотношение спроса и предложения, под воздействиемкоторого она может отклоняться от стоимости в любую сторону. Если спрос значительнопревышает предложение, то цена становится больше стоимости, а если предложение намноговыше спроса, то цена может быть и ниже стоимости. Таким образом, проявляется теснаявзаимосвязь между действием двух законов рыночной экономики — закона стоимости изакона спроса и предложения.
С помощью ценрешаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значениев управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена,распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущностьцены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективныхэкономических законов.
Функция являетсявнешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функцияесть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущностиэкономической категории.
Функция ценыявляется внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может бытьотнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можновыделить пять функций цены:
1.Учетная функцияцены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяетсясамой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают,во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделийи т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используетсятруд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производстваи обращения товаров, но и размер прибыли.
В этойфункции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства,служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночныхотношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
2.Стимулирующаяфункция цены. Сущность ее выражается в поощрительноми сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров.Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно)через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствоватьили препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иныхтоваров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственнопродают свою продукцию.
С помощьюцены можно стимулировать:
-научно-техническийпрогресс;
-экономиюзатрат ресурсов;
-изменениекачества продукции;
-изменениеструктуры производства и потребления.
3.Распределительнаяфункция цены связана с возможностью отклонения ценыот стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том,что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального(чистого) дохода между:
-отраслямиэкономики;
-различнымиформами собственности;
-регионамистраны;
-фондомнакопления и фондом потребления;
— различнымисоциальными группами населения.
4.Функция сбалансированияспроса и предложения выражается в том, что черезцены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
Цена сигнализируето появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимыхмер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствиямежду спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствиимежду предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращениемпроизводства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методамиодновременно.
Уравновешивающуюфункцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложенияпри нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.
5.Функция ценыкак критерия рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получатьвсе более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен дляполучения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектораэкономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законовконкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какуюотрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокиемаркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе ицен.
Все названныефункции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступаютв противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансированияспроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихсяспросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), чтоприводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимостисогласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
Распределительнаяфункция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещенияпроизводства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, гдепредъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительновысокая норма прибыли.
Учетная функцияцены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями,особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансированияспроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторовцена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.
В хозяйственнойжизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительноболее сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования маркетинговыхслужб предприятий.
3.Порядокценообразования
Ценообразованиена фирме – сложный и многоэтапный процесс. Рассмотримэтапы процесса ценообразования.
/>

Выбор цели. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует,выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке,то проще и легче установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики:обес печение выживаемости фирмы, максимизация прибыли и удержание рынка(рис. 2).
/>
 
Обеспечениевыживаемости – главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителейс аналогичными товарами. Эту цель фирма выбирает в следующих случаях:
· ценовойспрос потребителей эластичен (Еd> 1);
· фирмажелает добиться максимального роста сбыта и увеличения совокупной прибыли путемнекоторого снижения доходов с каждой единицы товара;
· фирмапредполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производстваи сбыта;
· низкиецены отпугивают конкурентов;
· существуетбольшой рынок потребления.
Для захватабольшей доли рынка и увеличения объема сбыта ис пользуются заниженные цены –цены проникновения.
Прежде чем говоритьо максимизации прибыли, следует обратить внимание на противоречивость этой цели.Предположение о том, что производители всегда пытаются максимизировать свою прибыль,верно только отчасти. Рассматривая небольшие промежутки времени, можно легко убедитьсяв том, что многие фирмы не пытаются получить максимальную прибыль, вполне довольствуясьдоходом, достаточным для возмещения затрат и начисления «нормальных» дивидендовна акции. Это объясняется во многом тем, что максимизация прибыли в краткосрочномаспекте вступает в противоречие с максимизацией прибыли на перспективу. Средняяили крупная фирма проявляет готовность снизить уровень текущей прибыли для того,чтобы получить большие прибыли в будущем. Для этого ей необходимо закрепиться вопределенной нише рынка, расширить по возможности его, постоянно обновлять основныесредства и т.п. Все это не совместимо с политикой, направленной на увеличение краткосрочнойприбыли.
Руководителинебольших фирм, не слишком уверенные в их будущем, пытаются максимально использоватьвыгодную для себя конъюнктуру рынка; в этом случае прибыль доминируетвовсех отношениях.
Цель, основаннаяна максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей:
· установлениефирмой на ряд лет стабильного дохода, соответствующего размеру средней прибыли;
· расчетроста цены, а следовательно, и прибыли в связи с ростом стоимости капиталовложений;
· стремлениек быстрому получению первоначальной прибыли, так как компания не уверена в благоприятномразвитии бизнеса или ей не хватает денежных средств.
Прибыль, к получениюкоторой стремится фирма, может исчисляться в относительном или абсолютном выражении.
Абсолютная прибыль — это доход, который получает продавец от реализации всех товаровза вычетом расходов.
Относительнаяприбыль — это доход, который получает продавец отреализации одного изделия.
Таким образом,абсолютную прибыль можно получить и как про изведение относительной прибыли на количествоединиц реализованного товара. Разный товар имеет разную относительную прибыль. Так,товары первой необходимости (хлеб, молоко, жилье) имеют низкую относительную прибыль,а престижные предметы, обладающие высоким качеством, обеспечивают высокие относительныеприбыли. Такие прибыли, как правило, опираются на престижные цели. Однако следуетзаметить, что общий высокий доход получают компании, использующие цены проникновения.
Выбирая цель,основанную на максимизации прибыли, фирма оценивает спрос и издержки применительнок разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечат ей в будущеммаксимальную прибыль.
Цель, основаннаяна удержании рынка, состоит в сохранении фирмойсуществующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.Фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обостренияконкурентной борьбы.
Работая в такихусловиях, компании тщательно следят за ситуацией на рынке: динамикой цен, появлениемновых товаров, действия ми конкурентов. Они не допускают чрезмерного завышения илизанижения цен на свою продукцию и стремятся снижать издержки производства и сбыта.
Определениеспроса – следующий важный этап установления цены.Его нельзя устранить или отложить, так как совершенно невозможно рассчитать цену,не изучив спрос на данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкаяцена, назначенная фирмой сразу, не отразится на спросе на товар.
Определяя величинуспроса на свою продукцию, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытатьсявыяснить причины его изменения.
Как уже былосказано, на величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребностьв товаре, отсутствие за мены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей,покупательские привычки и предпочтения и т.п. Приспосабливая цену товара к спросу,следует помнить, что спрос по-разному реагирует на цену. Как отмечалось ранее, степеньчувствительности спроса к ценам показывает коэффициент эластичности спроса. Предпринимателюпри определении спроса необходимо обязательно учитывать значение этого коэффициента.
Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, устанавливаемый фирмой.Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяютминимальную величину цены. Это важно учитывать при снижении цены, когда появляетсяреальная угроза понесения убытков из-за установления уровня цен ниже издержек. Такуюполитику фирма может проводить только в короткий период при проникновении на рынок.
Не свидетельствуюто хорошо продуманной политике цен частые их пересмотры, вызванные колебаниями издержеки спроса. Целесообразно учитывать издержки по нормативам.
Анализ цен конкурентов. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и ценына их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительныечерты их товаров. С этой целью делаются покупки товаров фирм-конкурентов. Затемпроводится сравнительный анализ цен, товаров и их качества у конкурентов и даннойфирмы. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для ценообразованияи определения своего места среди конкурентов.
Выбор методаценообразования и установление окончательной цены. Пройдя все указанные этапы, фирма может приступить к определению ценына товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство,распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.Возможны три варианта установления уровня цены:
-минимальныйуровень, определяемый затратами;
-максимальныйуровень, сформированный спросом;
-оптимальновозможный уровень цены.
Методоснован на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процентна вложенный капитал.
При примененииэтого метода рентабельность продукции рассчитывается по следующей формуле:
/>
 
Метод установленияцены на уровне текущих цен сосредоточивает в себе,как принято считать, коллективную мудрость отрасли. Он применим на рынках чистойи олигополической конкуренции. Предприятия – изготовители продукции исходят в этихслучаях из условий конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть нижеуровня цены конкурентов. Если же товар обладает какими-то новыми качествами, отличнымиот товаров конкурентов, или так воспринимается покупателями, то производитель свободенв определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие цены.
На рынке однородныхтоваров предприятие вынуждено следить за ценами конкурентов (в то время как рынкинеоднородных товаров представляют большую гибкость в реакции на ценовую политикуконкурентов). В любом случае предприниматель при выборе ценовой стратегии долженответить на определенные вопросы.

4.Виды цен
В зависимостиот ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются повидам и разновидностям.
Первым и важнейшимпризнаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемойсферой товарного обращения.
В зависимости от этого признакацены подразделяются на следующие основные виды:
· оптовыецены на продукцию промышленности;
· ценына строительную продукцию;
· закупочныецены на сельскохозяйственнуюпродукцию;
· тарифыгрузового и пассажирского транспорта;
· розничныецены;
· тарифына коммунальные и бытовые услуги, оказываемые на селению;
· цены,обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые ценына продукцию промышленности – цены, по которым реализуетсяи закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимоот форм собственности в по рядке оптового оборота. Продукция продается и покупаетсяоптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административномценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода крыночным отношениям.
Оптовые ценына продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:
· оптоваяцена предприятия (отпускная цена);
Оптовая цена:
( ) посреднические
отп
j
опт
 
j Ц = Ц + S + П
 
Естественно, начисляется НДС.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведеннуюпродукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях переходак рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельностипредприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовымценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализациии получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка.Прибыль является важнейшим элементом цены. Разновидностью оптовой цены промышленностиявляется цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базебиржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров,расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Таким образом,цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются.Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
· предприятие– оптовая торговля;
· оптоваяторговля – розничная торговля;
· розничнаяторговля – потребители.
Этим стадиямтовародвижения соответствуют три вида цен:
· оптоваяцена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
· оптоваяцена промышленности;
Отпускная цена:
( )( ) НДС акцизы
произв
j
отп
 
j Ц = Ц × 1+ C 1+ С
 
Отпускная цена = цена производителя + НДС (его
считают только от цены производителя) + акцизный
налог (он считается уже от отпускной цены).
Цены на строительнуюпродукцию. Продукция строительства оценивается по тремвидам цен:
1) сметная стоимость– предельный размер затратна строитель ство каждого объекта;
2) прейскурантнаяцена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительногообъекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работи др.);
3) договорнаяцена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сферадействия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственносужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.
Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственнаяпродукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практикезакупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактическойреализации, в которых учтены цены и количество продукции, про данной по различнымканалам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей,на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаютсяв зависимости от соотношения спроса и предложения.
Тарифы грузовогои пассажирского транспорта – плата за перемещениегрузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузови населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организацийи НДС.
Особенностьюформирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспортасостоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка)и ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению,предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбываютиз сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничнойцены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовойценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогомс продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибылидля продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиямирозничной торговли в про центах к ценам приобретения товаров(с НДС).
Розничная цена – цена для конечного потребителя:
( )торговца
опт
j
розн
 
j Ц = Ц + S + П Конечно, + НДС

Цены на бытовыеи коммунальные услуги – это плата за различного родауслуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся:цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви,а также плата за квартиру, телефон и пр.
Цены на этиуслуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС. При переходе общества к рынкупоявляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействиягосударства при их определении. В зависимости от этого классификационногопризнака различают следующие виды цен:
1. Свободныецены – свободно складываются на рынке под воз действием спроса и предложениянезависимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов.
2. Регулируемыецены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают присвоем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляетсяметодами либо прямого ограничения роста или снижения цен
3. Фиксированныецены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов властии управления (например, Министерства экономического развития и торговли РоссийскойФедерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления).
В зависимостиот территории действия различают:
1.Единые илипоясные цены(газ, топливо и т.д.);
2.Региональныецены.
По времени действияцены подразделяют на:
1.Твердые(постоянные), которые не меняются в течении всего срока действия контракта;
2.Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта;
3.Сезонные, действующие в пределах определенного периода;
4.Скользящие, установленные на изделия с длительным сроком изготовления;
В зависимости от метода включениятранспортных расходов в цену товара выделяют:
• цену «франко-склад поставщика»;
• цену «франко-станция отправления»;
• цену «франко-складпотребителя» и др.
Отдельно выделяютцены, используемые в статистике:
1.Текущие;
2.Средние;
3.Сопостовляемые;
4.Неизменные. и д.р.
Статистические цены являютсяобобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции вдинамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производстваи реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.
Таблица цен

Наименование продукта
Ед. измерения
Цена за ед.продукции(руб.)
1
картофель
кг
12-50
2
морковь
кг
23-00
3
сыр
кг
190-00
4
молоко сгущеное
банка
30-50
5
колбаса «докторская»
кг
158-50
6
конфеты «ласточка»
кг
85-00
7
печенье «курабье»
кг
60-00
8
водка «пшеничная»
0,5
80-00
9
пиво «ячменный колос»
2,5 л
95-00
10
сухарики «три корочки»
пачка
13-00
11
вода минеральная «меркурий»
1,5 л
17-00
12
лимонад «макс»
2,0
22-00

5.Пути совершенствования механизмаценообразования на предприятии
Ценовая стратегияпредприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находиться товар. Ценана фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста — несколькониже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.
Важным для предприятияявляется учет фактора государственного регулирования цен. Государство посредствомактивной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, неявляющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долгосрочные научно-техническиеразработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство). Это осуществляется какчерез различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.
Максимальнаяцена товара определяется спросом, минимальная — издержками производства. Но значительноевлияние на цену товара оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой цельюмогут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключениео качестве и цене продукции конкурентов.
В условиях конкуренциипредприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптимальнуюцену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставленияспроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием,стремилась к уровню реальной цены.
Совершенствованиеценообразования направлено на создание системыцен и условий, обеспечивающих реализацию, стимулирующих эффективное использованиетрудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции(работ, услуг).
Важнейшими направлениямисовершенствования ценообразования является преодоление затратного метода ценообразования,усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимостипродукции, создание условий, стимулирующих снижение затрат на производство и реализациюпродукции. Это в сочетании с другими мерами должнообеспечить выполнение целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программнымидокументами предприятия.
К числу основныхнаправлений совершенствования ценообразования относится:
-повышение экономическойобоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей, предопределяющихвозможности развития других отраслей.
Одной из самыхактуальных и наиболее сложных для решения проблем является преодоление затратногометода ценообразования.
О необходимостиотказа от затратного метода ценообразования говорилось и раньше, но реальных результатовне было достигнуто. Решение данной проблемы связано с пониманием природы затратногометода ценообразования и учетом характерных особенностей развития предприятия.
Сложилось устойчивоемнение, что затратный метод ценообразования — это формирование цен на основе затратна производство и реализацию продукции (работ, услуг).
В подавляющембольшинстве случаев предприятия самостоятельно устанавливают цены на производимуюими продукцию (работы, услуги), рассчитывая затраты на ее производство и реализацию.Означает ли это, что цена, устанавливаемая предприятием, определяется только егозатратами? Есть, к сожалению, немало предприятий с устаревшей техникой и технологией,недостатками в организации производства и труда, неполной загрузкой производственныхмощностей. Будут ли цены на продукцию этих предприятий определяться их затратами?
Если бы этобыло так, то не существовало бы убыточных изделий и предприятий. На самом делетолько затратами (за исключением естественных монополий) цены никогда неопределялись и определяться не могут. Есть множество факторов, которые оказываютзначительное влияние на уровень и динамику цен. Прежде всего, это конъюнктура рынка,социальная значимость продукции (работ, услуг), маркетинговая политика предприятийи др. При формировании цен, безусловно, необходимосоставлять плановые калькуляции. Но делать это предприятия должны не только дляформального соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих расчетцен, а прежде всего для выяснения жизненно важного для каждого из них вопроса: «Впишутсяли они при таких затратах в уровень цен, сложившийся на рынке, смогут ли работатьв условиях конкуренции?».
Таким образом,использование калькуляций при обосновании цен не является признаком применения затратногометода ценообразования. При любом методе ценообразования определяются затраты напроизводство и реализацию продукции. Однако, если сложившиеся условия хозяйствования,определяемые нормативными документами, не ориентируют предприятия на снижение себестоимости,а побуждают их к росту затрат на производство и реализацию продукции, к включениюв плановую себестоимость при формировании цен максимально возможных затрат — этои есть проявление затратного метода.

Заключение
В условиях рыночной экономикицена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющихна финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависятвеличина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и егопродукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования ислужит ориентиром принятия хозяйственных решений.
В условиях рынка сохраняетсянеобходимость государственного регулирования ценообразования. Это объясняется необходимостьюконтроля за ценами отраслей и предприятий-монополистов, стремлением государстваобеспечить социальную защиту населения.
Цена на продукцию зависитот многих факторов: спроса на продукцию, государственного регулирования цен, издержек,конкуренции и др.
Учет влияния всех факторовв комплексе позволит предприятиям выработать гибкую и эффективную политику ценообразования.
Впервые годыперехода на рыночные отношения наиболее сильнодействующим фактором ценообразованияв российской экономике был, и во многом остается сейчас, фактор затрат. Предпринимателистремились любое увеличение затрат переложить на покупателя. Но сейчас, по меренасыщения рынка и в условиях конкуренции, предприятиям все чаще, чтобы реализоватьпродукцию и обеспечить устойчивое финансовое положение, приходится изыскивать резервыпо снижению издержек.
Цена оказаласьтаким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия,размеры его доходов и расходов. Этот параметр главным образом задается рыночнойситуацией, а именно поэтому предприятие обязано осуществлять продуманную политикуценообразования с учетом конъюнктуры конкретных товарных рынков сейчас, завтра ив более отдаленной перспективе.
С одной стороны,цена формирует доход предприятия; с другой, цена — это жертва, на которую долженпойти потребитель, чтобы стать обладателем вожделенного блага в товарной форме.Возможно, цена в фазах потребления в наибольшей степени, чем любой другой элемент,определяет привлекательность всего маркетингового комплекса.
Решать различныепроблемы в комплексе помогает разработка ценовой политики в системе маркетинга,которая предусматривает не только установление уровня цен, но и формирование стратегическойлинии ценового поведения на рынке и в комплексе по всей товарной номенклатуре иотдельно по каждому виду товара на всем протяжении жизненного цикла.
Ценовая стратегияна относительно длинный период служит основой принятия решений в отношении ценыпродажи в каждой конкретной сделке. Стратегические ценовые установки и рассчитаннаяна длительный срок линия ценового поведения позволяют определить объемы прибылии рыночную долю в прогнозируемом периоде, обеспечивают известный резерв финансовыхресурсов и времени для эффективного использования маркетингового инструментариядля прицельного воздействия на рыночную ситуацию.
Обоснованныеи квалифицировано реализуемые политики ценообразования не только значительно улучшаютобщий менеджмент на предприятии и системное качество принимаемых управленческихрешений, но также сокращают сферу сопряженной с такими решениями коммерческой исоциальной угрозы. Доброкачественно функционирующая система маркетинга, включающаяподсистему цен и ценообразования, противостоит неоправданному рыночному риску хозяйственнойбесшабашности любых предпринимательских структур, которые хотели бы жить на этомрынке долго.
ценаценовой политика сметный

Списоклитературы
 
1.Баскакова О.В. «Экономика организаций(предприятий)»: Учебное пособие — Москва, 2007г;
2.Васильев Н.Э., Козлов Л.И.Формирование цены в рыночных условиях. М., 1995 ;
3. Раицкий К.А. «Экономика предприятия»:Учебник – Москва 2002;
4. Сергеев И.В. «Экономика предприятия»:Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002;
5.Фридман А.М. «Экономика предприятийторговли и питания потребительского общества»: Учебник, Москва, 2008;
6. Чечевицина Л.Н. «Микроэкономика»: Издание3-е, дополненное и переработанное, Ростов-на-Дону 2003.