Порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации

Оглавление
Введение
1. Стабильность конституции гарантии еёобеспечения, зарубежный опыт
2. Порядок принятие поправок кКонституции Российской Федерации, порядок изменения Конституции РоссийскойФедерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов илитературы

Введение
 
Актуальность темыработы заключается в том, что юридическая наука при исследовании различныхсторон общественного бытия призвана раскрывать не только внешние,формально-юридические характеристики статусного положения различных субъектовправа, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования иреализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектовобщественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследованиепроблемы правосознания как сложного социального явления, имеющего различныеформы своего проявления. Одной из таких форм является конституционноеправосознание.
Объект исследования — общественные отношения в сфере конституционного права, складывающиеся поповоду принятия поправок в Конституцию Российской Федерации, а также еепересмотра.
Предмет исследования — Конституция и иное законодательство Российской Федерации, регулирующеепорядок и особенности принятия поправок в Конституцию и ее изменение.
Цель работы– рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию РоссийскойФедерации, а также порядок ее пересмотра. Чтобы достигнуть цели, предлагаюрешить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализироватьисторию развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции напримере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции РФ 1993 года
2. Раскрытьконституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправокк ней в Российской Федерации.
3. Датьпонятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, рассмотретьособенности присущие данному процессу
4. Датьпонятие и выяснить порядок пересмотра Конституции, рассмотреть особенностиприсущие данному процессу
Степень разработанноститемы. Однако после принятия Основного закона сновапоявились разногласия по поводу реформирования Конституции. В частности, поэтому вопросу в своих статьях высказывали мнение такие юристы как А.А. Белкин,Е.А. Лукьянова, Т.Я. Хабриева, Осейчук В.И. и другие. Мнения данных правоведовможно найти в различных правовых журналах.
Структура работы. Работав структурном плане состоит одной главы заключающей в себе 3 параграфа, введенияи заключения. Приведен список используемых нормативно-правовых актов илитературы.

1. Стабильностьконституции и гарантии ее обеспечения, зарубежный опыт
Конституция РоссийскойФедерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическуюсилу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерацииполитико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципыустройства общества и государства, определил субъекты государственной власти,механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы иобязанности человека и гражданина.
Прежние советскиеконституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливаядля этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительногооргана.
Предшествовавшаяроссийская Конституция устанавливала, что для принятия ее изменений идополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народныхдепутатов Российской Федерации.
Только при изменении идополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалосьсогласование с субъектами федерации в лице их Советов народных депутатов.Порядок принятия новой конституции не устанавливался, и Конституцияограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенцииСъезда народных депутатов Российской Федерации.
Такой упрощенныйпорядок изменения, в совокупности с другими политическими факторами, нарушалстабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию РоссийскойФедерации было внесено за короткий период около 350 поправок.
Учтя предшествующийопыт, нормативные установления конституций зарубежных демократическихгосударств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся еенеотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесссущественные изменения.
Прежде всего,Конституция применяет иную терминологию — вводятся понятия «пересмотр»Конституции и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название«Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Конституция, в отличиеот предшествующих, право принятия Конституции не относит к компетенциикакого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятиеКонституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенцииРоссийской Федерации (ст. 71).
Тем самым, Конституциясвидетельствует о том, что она восприняла концепцию установления конституцииособой учредительной властью, а не учрежденной, не обычной законодательнойвластью. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям КонституционногоСобрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа егочленов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституциясчитается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей,принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие болееполовины избирателей.
Порядок образованияКонституционного Собрания будет определен, в соответствии с Конституцией,федеральным конституционным законом.
Конституция в ст. 134ввела новую норму, определяющую перечень субъектов, которые могут инициироватьпроцесс пересмотра Конституции или внесения в нее поправок. По прежнейКонституции этот вопрос не регламентировался, и на практике это приводило ктому, что голосом одного депутата без какой-либо предшествующейподготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении тогоили иного положения Конституции. Теперь предложение о поправках и пересмотреположений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, СоветФедерации, Государственная Дума, Правительство, представительные(законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группычисленностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов ГосударственнойДумы.
На повышениестабильности Конституции направлено и то, что ее главы, выражающиеконцептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены ФедеральнымСобранием. Это относится к главам 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя»,«Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотрКонституции».
Предложение опересмотре статей этих глав требует очень значительной поддержи членов идепутатов обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа вкаждой из палат. Но и при такой ситуации, как отмечалось выше, поправки в этиглавы не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либоподтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новойКонституции.
Поправки в соответствиис Конституцией допускаются только к главам 3-8. Они принимаются в порядке,предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е.требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и неменее 2/3 депутатов Государственной Думы. Кроме этого, Конституция закрепляет вкачестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органамизаконодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.
Положение Конституции оее изменениях относятся только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей составсубъектов Российской Федерации, их наименования. На основании федеральногоконституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в еесоставе нового субъекта, об изменении конституционного статуса субъектоввносятся изменения в ст. 65. При изменении наименования субъектов федерацииновое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур.
Внесение изменений вконституцию совсем не редкое явление в конституционном развитии. Большинствоконституций мира претерпели изменения со времени их принятия. Так, вКонституцию США со времени ее принятия было внесено 27 поправок (предложений опересмотре конституции в Конгрессе США рассматривалось более десяти тысяч). ВКонституцию Финляндии существенные поправки вносились в 1926, 1930, 1943, 1950годах. В 1974 г. Конституционный комитет разработал важные поправки кконституции, затрагивающие такие серьезные вопросы, как разграничениеполномочий президента, других государственных органов, основные экономические исоциальные права человека, охрана прав собственности. В 1986 г. в Греции былапринята серия поправок к Конституции 1975 г., лишивших президента ряда важныхполномочий, в том числе права смещения премьер-министра, права провозглашатьчрезвычайное положение, а также ограничивающих его права распускать парламент,объявлять референдум. В Конституцию Российской Федерации 1978 г. в конце 80-х — начале 90-х годов было внесено более 300 поправок.
В то же времяконституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправокостались неизменными со времени их принятия (Конституция Японии 1947 г.,Конституция Дании 1953 г. и др.).
Не существует проблемизменения конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. Этоосуществляется путем принятия обычного закона (Израиль, Индия, Монако, НоваяЗеландия, Саудовская Аравия).
Значительно сложнеепересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требованиеквалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде странпредусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектовфедерации, если речь идет о федеративных государствах. Известны и другиеспособы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование впарламенте через определенный промежуток времени (например, в Греции поправкидолжны быть приняты Палатой депутатов двух последовательных созывов (ст. 110Конституции).
В некоторых странахразличные части конституции изменяются по-разному. Так, положения КонституцииИндии об исполнительной и судебной власти, о выборах президента и другиеизменяются решением, принятым двумя третями голосовавших членов обеих палатпарламента страны с последующим одобрением не менее половины законодательныхсобраний штатов. А поправки, связанные с перечнем штатов и союзных территорий,принимаются простым большинством голосов членов парламента.
В некоторыхконституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще отдельныхположений конституции. Так, в ст. 89 Конституции Франции 1958 г. записано:«Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В ст. 139Конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения ореспубликанской форме правления. Не допускается изменение Основного законаГермании, «затрагивающее разделение федерации на земли, принципы участия земельв законодательстве или принципы, записанные в статьях 1 и 20» (ч. 3 ст. 79);ст. 1 закрепляет неприкосновенность человеческого достоинства и нерушимость инеотчуждаемость прав человека, а ст. 20 — основы конституционного строя.Конституцией Греции запрещено вообще изменять положения, определяющие основы иформу правления государства как парламентарной республики.
Иногда конституциямиустанавливается определенный период, в течение которого запрещается вноситьизменения в конституцию. Так, Конституция Греции разрешает ее очереднойпересмотр только спустя пять лет после окончания процедуры пересмотра.
В ряде конституцийсодержатся положения, запрещающие ее пересмотр в условиях посягательства нацелостность территории государства (например, ст. 89 Конституции Франции).
Процедуры принятия иизменения конституций разнообразны. Субъектами права инициативы пересмотраконституции являются обычно те же, что и в законодательном процессе. Такоеправо в некоторых странах предоставлено главам государства (Бельгия, Россия,Франция). Некоторые конституции предусматривают возможность оформленной в видезаконопроекта народной инициативы по пересмотру конституции. Так, в Италиизаконопроект может быть внесен не менее чем 50 тысячами избирателей (ст. 71 Конституции),в Австрии — 100 тысячами избирателей (ст. 120 Конституции).
Для подготовки проектовконституций или поправок нередко создаются специальные органы, комиссии. ВАвстралии для предварительного рассмотрения проекта конституции в 1958 г. былобразован специальный консультативный орган, в Швеции, Финляндии и России дляподготовки текста конституции парламентами были образованы конституционныекомиссии. Для окончательной доработки проекта конституции в России в 1993 г.Президентом РФ было созвано Конституционное совещание.
2. Порядок пересмотраКонституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок
конституцияпоправка пересмотр законодательный
Конституция — актдолговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность.Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый(жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок,предусмотренный гл. 9 Конституции РФ. Анализируя порядок изменения КонституцииРоссийской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционногопересмотра. «Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошлипо пути намеренно усложненного варианта ее реформирования. Процедура изменениядействующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 — »Конституционныепоправки и пересмотр Конституции”.
Субъектызаконодательной инициативы:
ü ПрезидентРоссийской Федерации;
ü СоветФедерации;
ü ГосударственнаяДума;
ü ПравительствоРоссийской Федерации;
ü законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации;
ü группачисленностью не менее 1/5 членов Совета Феде рации или депутатовГосударственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).
Конституционнаяинициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующихактов (например, постановлений Государственной Думы, постановленийПравительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленныхпроцедур и правил.
В частности, актыконституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектовРоссийской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которыеустановлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации ирегламентах их законодательных (представительных) органов.
Конституционнаяинициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в видезаконопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которыеподписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатовГосударственной Думы.
Предложения опересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с теми требованиями,которые установлены регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так,в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта являетсяпредставление:
· текстазаконопроекта;
· обоснованиянеобходимости его принятия, включающего развернутую характеристикузаконопроекта, с указанием его целей, основных положений, места в системедействующего законодательства, а также прогноза социально экономических и иныхпоследствий его принятия;
· справкио состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
· перечнязаконов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятиякоторых потребует принятие данного законопроекта;
· предложенийо разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо дляреализации данного закона;
· финансово- экономического обоснования, если реализация законопроекта потребуетдополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента ГосударственнойДумы).
В том случае, если невыполнены указанные требования, либо форма представленного проекта несоответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен СоветомГосударственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).
В главе 9 конституцииРоссийской Федерации ее положения с точки зрения порядка изменения Конституцииподелены на четыре части.
Первая часть — этоположения глав:
Глава 1 «Основыконституционного строя»
Глава 2 «Права исвободы человека и гражданина» и самой главы 9.
Эти положения не могутбыть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентом РФ. Необходимостьих изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное Собраниевправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений.
РегламентомГосударственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса опересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должнысодержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей,пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательнойинициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в КомитетГосударственной Думы по законодательству и судебно — правовой реформе дляподготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы вкалендарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения ГосударственнаяДума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.
Часть 2 ст. 135Конституции определяет, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членовСовета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии сфедеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. №2-П (п.2резолютивной части) объясняет, что в тех случаях, когда Конституция требует дляпринятия решения определенного большинства от общего числа членов СоветаФедерации и депутатов Государственной Думы, требуемое большинство голосовдолжно быть набрано в каждой из палат Федерального Собрания, причем оноопределяется от численности каждой палаты, установленной в ч.2 и ч.З ст.95Конституции. Часть 3 ст. 135 Конституции определила компетенцию и основыдеятельности Конституционного Собрания, наделив его учредительнымиполномочиями. В случае своего созыва «Конституционное Собрание либоподтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатываетпроект новой Конституции Российской Федерации, который принимаетсяКонституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов иливыносится на всенародное голосование». При проведении всенародного голосованияКонституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половиныизбирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем принялоучастие более половины избирателей. Вместе с тем, действующей Конституцией неопределено, каким образом должно формироваться Конституционное Собрание, скольдолго может продолжаться его работа над проектом Конституции, как должныстроиться взаимоотношения Конституционного Собрания с органами государственнойвласти, каким должен быть статус члена Конституционного Собрания, как должнапроходить разработка проекта новой Конституции. Ответы на эти и другие вопросыможет дать только федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании,разрабатываемый в настоящее время Государственной Думой.
Необходимо отметить,что Конституция ставит Конституционное Собрание перед жестким выбором, требуялибо подтверждения неизменности действующей Конституции, либо, принятия новойКонституции, либо вынесения проекта Конституции на всенародное голосование. Приэтом не упоминается о возможности принятия Конституционным Собранием каких-либопромежуточных решений, например, о внесении изменений в отдельные положенияКонституции.
Рассмотренный вышепорядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркиваетособую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данныхнорм Конституции.
Вторая часть — этопоправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствиисо ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральногоконституционного закона (ст. 108). В данной статье речь идет не о федеральныхконституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самомтексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке,предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.
В постановленииКонституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта- закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализацииданного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г.«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РоссийскойФедерации».
Основные стадии:
1. Инициатива субъектао внесении такого предложения, подготовка проекта закона о поправке кКонституции и направление его в Государственную Думу.
2. Проект, поступившийв палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передаетсяСоветом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству исудебно — правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрениепроекта с участием инициатора законопроекта, представителя ПрезидентаРоссийской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а такжепредставителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный крассмотрению проект федерального закона направляются в Совет ГосударственнойДумы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.
3. РассмотрениеГосударственной Думой проекта закона в трех чтениях.
В ходе рассмотрениязаконопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитетапо законодательству и судебно — правовой реформе, выступления представителяПрезидента Российской Федерации, представителя Правительства РоссийскойФедерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иныхлиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.
Каждая поправка кпроекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятияпоправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числадепутатов Государственной Думы.
После постатейногообсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устраненияимеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон овнесении поправки в соответствующую статью гл. 3 — 8 Конституции в целом, еслиза него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГосударственнойДумы (ст. 130 — 133 Регламента Государственной Думы).
Принятый проект законав течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.
4. Рассмотрение проектазакона в соответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения крассмотрению либо его возвращение в Государственную Думу.
5. Рассмотрение СоветомФедерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым,если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов СоветаФедерации.
Если Совет Федерацииотклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то дляпреодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядокдеятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.
6. ОпубликованиеПредседателем Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия законауведомления для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке кКонституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и СоветомФедерации.
7. НаправлениеПредседателем Совета Федерации закона о поправке к Конституции не позднее пятидней со дня его принятия в законодательные (представительные) органы субъектовРоссийской Федерации для рассмотрения.
8. Рассмотрение законав срок не позднее одного года со дня его принятия законодательным(представительным) органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации втечение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке кКонституции.
9. Установление СоветомФедерации результатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными(представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии срегламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дняустановления результатов Президенту Российской Федерации для подписания иофициального опубликования.
10. ПодписаниеПрезидентом Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получениязакона и осуществление официального опубликования.
11. Вступление законаРоссийской Федерации о поправке к Конституции в силу со дня его официальногоопубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.
12. ВнесениеПрезидентом Российской Федерации принятой поправки к Конституции РоссийскойФедерации и осуществление официального опубликования Конституции в месячныйсрок со дня вступления в силу закона.
Обобщая вышесказанноеможно сделать вывод о том, что в сложившейся ситуации маловероятно, чтокакая-либо конституционная поправка будет одобрена палатами ФедеральногоСобрания, рассмотрена и одобрена необходимым количеством органовзаконодательной власти субъектов РФ и вступит в силу. Сегодня очевидно, чтоПрезидент РФ, будучи противником внесения изменений в действующую Конституцию,в принципе способен заблокировать принятие федерального закона о порядке принятияконституционных поправок, ибо преодолеть вето Президента РФ по данному вопросудостаточно сложно. В этой связи нельзя не учитывать, что данный пробел вконституционном законодательстве может быть устранен, а процедура и особенносрок прохождения конституционных поправок установлены непосредственноПрезидентом РФ в том виде, который будет отвечать его интересам в максимальнойстепени. Тем более, что Конституционный Суд уже признал за Президентом право издаватьуказы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующимзаконодательного решения, при условии, что такие указы не противоречатКонституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничиваетсяпериодом до принятия соответствующих законодательных актов.
Третья часть — это измененияст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137,они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФи образовании в ее составе нового субъекта РФ, об измененииконституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституцииуказано: в случае изменения наименования республики, края, области, городафедерального значения, автономной области, автономного округа новое наименованиесубъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФв постановлении от 28 ноября 1995 г. определил, что изменения наименованиясубъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решениясубъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.
Свое решениеКонституционный Суд мотивировал тем, что:
— ст.71 и ст.72Конституции не относят вопрос об изменении наименования республики, края,области, города федерального значения, автономной области, автономного округани к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Федерации и еесубъектов, следовательно, в силу ст.73 Конституции решение вопроса об изменениинаименования относится к исключительному ведению субъектов РФ, а такое решение,принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, являетсяправовым основанием для внесения нового наименования в ст.65 Конституции;
— для включения вКонституцию лишь нового наименования субъекта РФ принятие федеральногоконституционного закона не требуется;
— не являетсянеобходимой в данном случае и процедура, предусмотренная ст. 136 Конституции,которая в соответствии с толкованием, данным в Постановлении КонституционногоСуда от 31 октября 1995 г., завершается принятием специального правового акта оконституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как отфедерального закона, так и от федерального конституционного закона.
В рассматриваемомПостановлении Конституционный Суд также установил, что не является изменениемнаименования субъекта Российской Федерации в смысле ч.2 ст. 137 Конституции и,следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такоепереименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права исвободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РоссийскойФедерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающееизменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса еесубъекта. Таким образом. Конституционный Суд предостерег от возможных попытокпроизвести какое-либо изменение статуса субъекта РФ или повлиять на различныевиды правоотношений посредством внесения нового наименования субъекта РФ вст.65 Конституции.
Названное ПостановлениеКонституционного Суда содержит ряд положений, несомненно влияющих наустановление процедуры принятия и вступления в силу конституционных поправок.Так, абз.1 п.5 мотивировочной части данного акта устанавливает, что посколькуПрезидент РФ является главой государства и гарантом Конституции, то из этоговытекает и его обязанность обеспечивать включение в конституционный текстпоправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых впорядке ст.ст. 136 и 137 Конституции.
В этом же ПостановленииКонституционный Суд подтвердил (абз.2 п.5 мотивировочной части), что Президентне обладает правом отклонения принятых поправок и изменений, а обязанобнародовать (промульгировать) их, как и в случаях, предусмотренных статьями107 (ч.З) и 108 (ч.2) Конституции, возлагающими на него полномочие совершатьопределенные действия по подготовке принятых актов к опубликованию.
В соответствии с ч.1ст. 137 Конституции изменения в ст.65 Конституции могут быть внесены также и наосновании федерального конституционного закона о принятии в РоссийскуюФедерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об измененииконституционно-правового статуса субъекта РФ.
Данное конституционноеположение до настоящего времени не применялось. Но поскольку порядок принятияфедеральных конституционных законов отработан, процедурных проблем на путипринятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта илиизменения конституционно-правового статуса субъекта Федерации не должновозникнуть. Представляется логичным внесение названных в ч.1 ст. 137Конституции изменений в ст.65 Конституции указом Президента РФ, изданным наосновании соответствующего федерального конституционного закона. Вместе с тем,непосредственно в федеральный конституционный закон могут быть включеныположения, предусматривающие внесение таких изменений без издания указаПрезидента.
Подводя итог необходимосказать, что конституция России вовсе не нуждается ни в каких изменениях.Разработка Конституции происходила в условиях жесточайшего политическогопротивостояния. Это не могло не сказаться на юридическом качестве отдельныхстатей. В новой политической ситуации и на базе принятой Конституции еедальнейшее совершенствование оправданный и правомерный процесс. Но при этомважно действовать без спешки, не поддаваться сиюминутной политическойконъюнктуре, учитывать тот практический опыт, который будет накапливаться приреализации положений Конституции по мере развития общества.

Заключение
Проанализировав иизучив нормы Конституции Российской Федерации и российского законодательства,устанавливающие порядок принятия поправок и пересмотра Конституции РоссийскойФедерации изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотревучебную и научную литературу по данной теме, мы можем сказать, что цели изадачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал взаключении позволяет сделать следующие выводы:
1. Внесениепоправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотр регулируются в главе9 Конституции «Заключительные и переходные положения». На федеральном уровне регулированиеосуществляется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядкепринятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» иФедеральным конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ „О порядкепринятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъектаРоссийской Федерации». К данным нормативно-правовым актам отсылают положенияКонституции Российской Федерации. Также значения имеют постановленияКонституционного Суда Российской Федерации, которые разъясняют положенияКонституции РФ, регулирующие порядок внесения поправок или пересмотраКонституции, вносят унификацию и единое понимание данных положений.
2. Подпоправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение,новая редакция какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции РоссийскойФедерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъектыправа на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются вформе закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данногозакона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятияфедерального конституционного закона.
3. Подпересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесениеизменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности. Субъектыправа на внесение таких предложений те же самые что и при внесении поправок.Федеральное Собрание принимает решение по внесенному предложениюквалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числачленов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должносозывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбевнесенного предложения. Если Конституционное Собрание одобряет внесенноепредложение (новый проект), то окончательное решение принимается всенароднымголосованием (референдумом) на которое и выносится данные предложения (новыйпроект). Однако, федеральный конституционный закон, устанавливающие правовыеосновы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.

Списокнормативно-правовых актов и литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г.// “Российская газета» от 25декабря 1993 г. N 237.
2. КонституционногоСуда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136Конституции РФ // «Вестник Конституционного Суда РоссийскойФедерации», 1995 г., N 6.
3. Федеральныйзакон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силупоправок к Конституции Российской Федерации»//«Российскаягазета» от 10 марта 1998 г.
4. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// «Российская газета»от 14 декабря 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137.
5. ПостановлениеКонституционного суда РФ от 31 октября 1995 г. №12-П “По делу о толкованиистатьи 136 Конституции РФ” СЗ РФ. 1995. №45. Ст. 4408.
6. КонституцияРоссийской Федерации: Проблемный комментарий. / Отв. ред. В.А. Четвернин. М.1997.
7. Комментарийк Конституции Российской Федерации” (постатейный). / Под ред. Л.А.Окунькова. — М.: Издательство БЕК, 1996.
8. КонституцияРФ: научно-практический комментарий./ Под. Ред. академика Б.Н. Топоркина. М.Юристъ, 1997.
9. Пункт4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996г. №11-П.
10.  Баглай,М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. — М.: НОРМА,2005.
11.  Белкин,А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) / А.А. Белкин //Правоведение. — 1995. — №1.
12.  ЕнгибарянР.В. Тадевосян Э.В. «Конституционное право», М: ЮРИСТЪ 2000.
13.  КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006.