Порядок иусловия выполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. Порядок и условия выполнения исправительных работ без лишения свободы
2. Порядок и условия выполнения наказания в виденаправления военнослужащих срочной службы в дисциплинарный батальон
3. Порядок и условия исполнения уголовных наказаний несвязанных с применением мер исправительно-трудового влияния
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Уголовное наказание несетв себе не только функцию карательную, то есть реакцию государства на негативныеи противоправные действия индивида, но функцию воспитательную. Воспитательный вуголовном наказании скорее всего отражает реакцию общества, определенного кругалиц, той громады или общества в целом в среде которого было совершенопреступление.
Воспитательный элемент всистеме уголовного наказания преследует цель перевоспитания индивида,устранения из его поведения отрицательных элементов, действий, привычек,пробуждения его гражданской позиции.
Как известно в системеуголовного наказания присутствуют различные виды, самое строгое – лишениесвободы. Однако, общество из гуманных соображений и с целью скорейшегоисправления, а также ресоциализации личности преступника разработало изакрепило в системе права такие виды наказания, которые не предусматриваютлишение свободы. Они лишь предусматривают определенные правоограничения, а такжеограничивают круг возможностей реализации личности на определенный термин.
К таким видам наказанияотносятся: исправительные работы без лишения свободы, содержание военнослужащихсрочной службы в дисциплинарном батальоне, лишение права занимать определенныедолжности, заниматься определенной деятельностью, штрафа, конфискацииимущества, лишение воинского или специального звания.
Таким образом, применениеуказанных видов наказания при соблюдении определенных, установленных закономправил их исполнения, способствуют полному и скорейшему исправлениюпреступников.
1. Порядок и условия выполнения исправительных работ безлишения свободы
Исправительные работы безлишения свободы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и являетсяосновной мерой наказания, которая может назначаться судом в таких случаях:
‒ если эта мера наказания предполагается санкцией статьиУК Украины;
‒ назначение более мягкого наказания, чем предусмотренозаконом (ст. 44 УК Украины);
‒ замены наказания более мягким наказанием (ст. 52, 53УК Украины);
‒ замены исправительными работами штрафа,предназначенного как основное наказание, в случае злостного уклоненияосужденного от его уплаты (ст. 32 УК Украины).
Порядок и условиявыполнения уголовного наказания в виде исправительных работ без лишения свободыопределяются уголовно-исполнительным законодательством (ст. 94-107 УИКУкраины).
Согласно ст. 94 УИКУкраины по приговору суда исправительные работы без лишения свободы происходятпо месту работы осужденного или в других местах, которые определяют органы,выполняющие этот вид наказания, но в районе проживания осужденного с учетом еготрудоспособности и по возможности специальности. Относительнонесовершеннолетнего, кроме того, учитывается необходимость обеспечениянадлежащего надзора за его поведением и получение им рабочей квалификации [5].
Таким образом,законодательство предусматривает два вида исправительных работ: по месту работыосужденного; в других местах.
Лицо, осужденное к исправительнымработампо месту работы, остается работать на предприятии, в учреждении илиорганизации, где оно работало до осуждения, на той же должности или работе.Переведение этих лиц на другую должность или работу может осуществляться наобщих основаниях, которая предполагается законодательством о труде.
Если осужденный на моментисполнения приговора не работает, то органы, которые исполняют этот вид наказания,предлагают осужденному в пятнадцятидневный срок устроиться на работу и в случаенеобходимости помогают ему трудоустроиться.
В случае уклонения ототбытия наказания лица, осужденного к исправительным работам без лишениясвободы с отбытием по месту работы, суд по представлению органа, которыйобеспечивает выполнение наказания, или за ходатайством организации илитрудового коллектива может направить это лицо для отбытия наказания в другиеместа, которые определяются органами, которые обеспечивают применение исправительныхработ, но в районе проживания осужденного. Согласно требованиям ст. 97 УИКУкраины срок отбытия исправительных работ без лишения свободы исчисляется вмесяцах и днях, на протяжении которых осужденный работал и из его заработкаосуществлялись отчисление. Количество дней, которое должен отработатьосужденный, не должно быть меньше количества рабочих дней, которые приходятсяна установленный судом календарный срок наказания [7].
К сроку отбытия исправительныхработ зачисляется также время:
‒ на протяжении которого осужденный не работал поуважительным причинам и ему по закону выплачивалась заработная плата;
‒ проведенное в отпуске в связи с беременностью иродами;
‒ предоставленное для ухода за больным, а также поболезни, кроме случаев, когда помощь по поводу временной нетрудоспособности невыплачивается в связи с заболеванием из-за опьянения или вследствие действий,связанных с опьянением.
Если в период отбытия исправительныхработ без лишения свободы осужденный подвергался административному взысканию зановое правонарушение или к нему как предупредительная мера применялось взятиепод стражу, то время отбытия административного взыскания и содержание под стражейк сроку отбытия исправительных работ не зачисляется.
Приговоры к исправительнымработам без лишения свободы приводятся к выполнению не позднее десяти дней содня обретения приговором законной силы или обращения его к выполнению.
Выполнение приговоровсуда по уголовному наказанию в виде исправительных работ возложены на Государственныйдепартамент Украины по вопросам исполнения наказаний. Непосредственно органами,которые занимаются исполнением исправительных работ являются районные(городские) инспекции исправительных работ (ИИР), управление Государственногодепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний в АРК и областях.Контроль за организацией работы ИИР в районах и городах, а также предоставлениеим практической и методической помощи осуществляются отделом (отделением) исполнениянаказаний, не связанных с лишением свободы, управлением Государственногодепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний в АРК и областях, который,в свою очередь, подчинен соответствующему отделу Государственного департаментаУкраины по вопросам исполнения наказаний [5].
В соответствии со ст. 99 УИКУкраины после получения копии приговора инспекции исправительных работ:
‒ направляют на работу лиц, осужденных к исправительнымработам в других местах, лиц, осужденных к исправительным работам по месту работы,которые направлены судом для отбытия наказания в другие местам работы и вслучае необходимости помогают трудоустроиться лицам, осужденным к исправительнымработам по месту работы;
‒ контролируют правильность осуществления отчислений иззаработка осужденных и своевременность перечисления их в доход государства,соблюдение администрацией предприятий, учреждений и организаций условий отбытиянаказания, установленных исправительно-трудовым законодательством Украины;
‒ принимают участие в воспитательной работе осужденных;
‒ применяют к лицам, которые отбывают исправительные работыбез лишения свободы, меры поощрения и взыскания;
‒ ведут персональный учет лиц, осужденных к исправительнымработам без лишения свободы;
‒ организовывают в установленном порядке поиск лиц,осужденных к исправительным работам без лишения свободы, место пребываниякоторых неизвестно.
Определенные обязанностиотносительно организации выполнения исправительных работ возлагаются также наадминистрацию предприятий, учреждений и организаций по месту отбытия осужденнымнаказания. Согласно ст. 100 УИК Украины администрация предприятия, учреждения,организации, где работает осужденный после получения копии приговора суда:
‒ доводит приговор относительно осужденного к сведениючленов трудового коллектива;
‒ в суточный срок высылает органу, который исполняетэтот вид наказания, подтверждение о принятии приговора суда к исполнению;
‒ высчитывает из заработка осужденного и в установленномпорядке пересчитывает удержанные суммы в доход государства;
‒ соблюдает условия отбытия наказания, установленныеисправительно-трудовым законодательством Украины;
‒ обеспечивает контроль за поведением осужденных ипроведение с ними воспитательной работы, а также трудовое воспитание осужденныхв духе честного отношения к работе, соблюдение трудовой и государственнойдисциплины.
Карательные свойства исправительныхработ находят свое отображение в следующем:
‒ назначаются на определенный срок;
‒ на протяжении этого срока из заработка осужденногоосуществляются отчисление в доход государства;
‒ изменяют в неблагоприятную сторону правовое состояниеосужденного;
‒ порождают судимость.
Особенность правовогосостояния лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы,заключается в том, что в этом случае правовой статус гражданина изменяетсязначительно меньше, чем у лица, осужденного к лишению свободы, поскольку этотвид наказания касается лишь свободы передвижения и условий работы осужденного.
Основными средствамиисправления лиц, осужденных к исправимым работам, является режим отбытиянаказания, общественно полезная работа, общеобразовательное ипрофессионально-техническое обучения.
Средства исправлениядолжны применяться с учетом характера и степени общественной опасностисовершенного преступления, лица осужденного, а также его поведения и отношениек работе [9].
Выполнение наказания ввиде исправительных работ без лишения свободы предусматривает наличиеопределенного правового режима или предусмотренных законом обязательных условийотбытия этого вида наказания, под которыми понимается совокупностьустановленных уголовно-исполнительным законодательством правоограничений сцелью исправления и перевоспитания осужденных.
Указанные правоограниченияопределяются нормами УИК Украины, которые регулируют:
‒ обязательные отчисления из заработка осужденного;
‒ порядок исчисления трудового стажа осужденных;
‒ порядок увольнения с работы по собственному желаниюосужденных к исправимым работам;
‒ порядок предоставления отпуска и помощи осужденным кисправимым работам.
По ст. 102 УИК Украины иззаработка осужденных к исправительным работам без лишения свободыосуществляются отчисление в доход государства на протяжении срока отбытиянаказания в размерах, установленных приговором суда. Отчисления осуществляютсяпо месту работы осужденного из всей суммы заработка, без вычета из этих суммналогов и других платежей, а также независимо от наличия претензий косужденному по исполнительным документам.
Законом установленотолько верхнюю границу отчислений, которые осуществляются из заработкаосужденных к исправительным работам 2 %, а минимальный процент отчислений взаконе не указан. Тем не менее на практике размер отчислений из заработкаосужденного к исправительным работам обозначается судом в пределах 5-20 %,поскольку назначать размер отчислений меньше 5 % нецелесообразно в связи сослабым карательным влиянием на осужденного. Общий размер отчислений иззаработка осужденного к исправительным работам при наличии других удержанийможет достигать 70 %.
Отчисления неосуществляются из пенсий и помощи, получаемой в порядке социального обеспеченияи социального страхования; из выплат одноразового характера и непредвиденныхсистемой заработной платы; из сумм, которые выплачиваются в виде компенсации зазатраты, связанные с командировками, и других компенсационных затрат [11].
При условиидобросовестной работы и образцового поведения в период отбытия исправительныхработ без лишения свободы это время может быть включено в общий трудовой стажлица, которое отбыло наказание, на основании решения суда в порядке,установленном уголовно-процессуальным законодательством Украины.
Порядок увольнения сработы по собственному желанию осужденных к исправительным работам без лишениясвободы определяется ст. 104 УИК Украины. На протяжении срока отбытия исправительныхработ без лишения свободы запрещается освобождать осужденных от работы по ихсобственному желанию без разрешения органов, которые исполняют этот виднаказания. Разрешение предоставляется после проверки обоснованности заявленияосужденного. Отказ в разрешении на освобождение должен быть мотивированным. Онможет быть обжалован вышестоящему служебному лицу.
Осужденным к исправительнымработам без лишения свободы во время отбытия наказания очередной отпуск непредоставляется (ст. 105 УИК Украины). Другие виды отпусков предоставляютсяосужденным согласно законодательству о труде. Время отбытия наказания к стажу,который дает право на отпуск, получение льгот и надбавок к заработной плате, неприбавляется.2. Порядок и условия выполнения наказания в виденаправления военнослужащих срочной службы в дисциплинарный батальон
Одним из видов уголовногонаказания, связанного с применением мер исправительно-трудового влияния наосужденных, является направлении военнослужащих срочной службы в дисциплинарныйбатальон.
Общие основы назначенияэтого вида уголовного наказания определяются ст. 34 УК Украины, согласно которойвоеннослужащие срочной службы, которые совершили преступления, могутнаправляться в дисциплинарный батальон в случаях, предусмотренных законом, насрок от трех месяцев до двух лет, а также если суд, учтя обстоятельства дела илицо осужденного, признает целесообразным вместо лишения свободы на срок дотрех лет применить направление в дисциплинарный батальон на тот же срок.Направление в дисциплинарный батальон вместо лишения свободы не применяется клицам, которые раньше отбывали наказание в виде лишения свободы.
Направление вдисциплинарный батальон является основным видом наказания, которое применяют вмирное время военные суды за совершение преступлений военнослужащими срочнойслужбы и приравненных к ним лиц. К курсантам военно-учебных учреждений, школпрапорщиков, мичманов и других подобных учебных заведений этот вид наказанияможет применяться лишь за преступления, содеянные ими после зачисления наобучение и при условии, что они не проходили срочную военную службу. Этот виднаказания не применяется к военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам,мичманам, офицерам, а также военнообязанным в период прохождения учебного илидругого собрания [7].
Сущность этого виданаказания заключается в том, что осужденный принудительно направляется в особуювоенную часть – дисциплинарный батальон, где действует специальный внутреннийраспорядок. Этот вид наказания применяется в случае совершения преступлений,которые не представляют большой общественной опасности, когда осужденных можнооставить на воинской службе и исправить в условиях специальной воинской части.
Порядок и условия отбытияэтого наказания установлены Положениям о дисциплинарном батальоне в ВооруженныхСилах Украины, утвержденным Указом Президента Украины № 139 от 5 апреля 1994 г. (далее — Положение).
Направление вдисциплинарный батальон является наказанием за содеянное преступление и имеетцелью исправления и перевоспитания осужденных в духе честного отношения кработе и воинской службы, сурового соблюдения ими Конституции и законовУкраины, точного выполнения Военной присяги и воинских уставов и предотвращениесовершения новых преступлений.
Дисциплинарный батальон(отдельная дисциплинарная рота) является воинской частью, которую содержат поотдельному штату. Организационную структуру и численность дисциплинарногобатальона определяет Министр обороны Украины.
Контроль за деятельностьюдисциплинарного батальона, соблюдением в нем требований воинских уставов иПоложения осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины [8].
Основанием для содержанияосужденных в дисциплинарном батальоне является приговор военного суда, которыйнабрал законную силу.
Основными средствамиисправления и перевоспитания осужденных являются установленные длядисциплинарного батальона порядок и режим отбытия наказания, общественно полезнаяработа, воспитательная работа, боевая подготовка.
Средства исправления иперевоспитания применяют с учетом характера и степени общественной опасностисодеянного преступления, лица осужденного, а также его отношение к работе и воинскойслужбе.
Лица, которые отбываютнаказание в дисциплинарном батальоне, исполняют обязанности и пользуютсяправами, установленными законодательством для военнослужащих срочной службыВооруженных Сил Украины, и ограничениями, предусмотренными Положением.
Обязанности, права и отношенияличного состава, которые вытекают из условий службы в дисциплинарном батальоне,определяются военными уставами и Положением.
Руководстводисциплинарным батальоном осуществляет командующий войсками военного округа(оперативного командования), который обеспечивает отбор и расстановку кадровофицерского состава, контролирует режим и условия содержания, охват постояннойработой, организацию работы, боевую подготовку и воспитание осужденных.
Согласно Закону Украины«О прокуратуре» надзор за соблюдением законов в дисциплинарномбатальоне осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему военныепрокуроры.
Срок отбытия наказания вдисциплинарном батальоне исчисляется с момента, указанного в приговоре, сучетом согласно ст. 47 УК Украины времени предыдущего заключения.
В дисциплинарный батальоносужденного направляют после обретения приговором законной силы [9].
Дисциплинарный батальонрасполагают отдельно от других воинских частей гарнизона. Служебные и жилыепомещения, предназначенные для расположения подразделов охраны, обслуживания,сержантов дисциплинарных рот, квартиры военнослужащих, составы огнестрельногооружия и боеприпасов размещают вне территории (зоны), где удерживаютосужденных.
Территория (зона), накоторой расположены жиле и другие здания и сооружения, которые назначаются дляразмещения и обслуживание осужденных, должна ограждаться крепким заборомсплошного заполнения высотой не менее чем 2,5 м. Сверху на заборе устраивается козырек из колючей проволоки в два ряда. На заборе или в запрещенной полосеоборудуют технические средства охраны.
Дверьконтрольно-пропускных пунктов и входные ворота в расположении дисциплинарногобатальона должны всегда быть затворены на замок и отворяться по распоряжениюдежурного по батальону.
Посылки, передачи ибандероли, которые поступают к осужденному, подлежат обзору. Порядок обзора ивручения почтовых поступлений осужденным устанавливает командир дисциплинарногобатальона. Деньги (в том числе и премии как меры поощрения), что поступают наимя лиц, которые находятся в дисциплинарном батальоне, зачисляют на их личныесчета и выдаются при освобождении из батальона. Количество посылок, передач,бандеролей и писем, которые получают осужденные, а так же количество писем, которыеони отправляют, не ограничивается.
Осужденным могут бытьпредоставлены свидания: краткосрочные — до четырех часов и продолжительные — дотрех суток. Краткосрочные свидания предоставляются ежемесячно с родственникамиили другими лицами в специально оборудованном помещении в свободное от работы изанятий время в дни, установленные командиром дисциплинарного батальона.
Продолжительные свиданияс правом общего проживания с близкими родственниками (матерью, отцом, женой,детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабой, лицами, на воспитаниикоторых находился осужденный) могут предоставляться один раз в квартал сразрешения командира дисциплинарного батальона [11].
В порядке, установленномкомандиром дисциплинарного батальона, осужденные могут вести телефонные разговорыс близкими родственниками. Они имеют право за счет средств, которые находятсяна их личных счетах, выписывать и получать газеты, журналы, другиепериодические издания, которые выходят в Украине, без ограничения ихколичества.
Отпуска, предусмотренныедля военнослужащих срочной службы, осужденным не предоставляются.
В отдельных случаяхосужденным могут разрешаться краткосрочные выезды за границы дисциплинарногобатальона на срок наибольше семи суток, не включая времени, необходимого дляпроезда в оба конца, по исключительным личным обстоятельствам: смерть или тяжелаяболезнь близкого родственника, которая угрожает жизни больного; стихийноебедствие, которое причинило большой материальный вред осужденному или его семье,и т.п..
Осужденных привлекают кработе на производственных предприятиях, строительстве и других объектахМинистерства обороны Украины, в мастерских дисциплинарного батальона, какправило, с использованием техники. Организация работы должна подчиняться задачеисправления и перевоспитания осужденных и обеспечивать их постоянную и полнуюзанятость. Работа осужденным не оплачивается. Воспитательную работу сосужденными проводят с учетом их психологических особенностей, уровняобразования и отношения к религии. Она должна направляться на формирование уосужденных верности Отчизне и воинской обязанности, укрепление воинской дисциплиныи предотвращение совершения правонарушений. Учебные занятия с осужденнымиорганизовывают по специальной программе. Занятие по боевой подготовке проводятс учебным оружием без штыка и затвора. Для проведения занятий создаетсянеобходимая учебно-материальная база.
Согласно п. 48 Положениеза нарушение требований режима отбытия наказания к осужденным могут применятьсятакие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; назначениев наряд на работу — до пяти дней в свободное от работы и обучение время; арестс содержанием на гауптвахте — до 10 суток; исключение из числа тех, ктоисправляется. Осужденных освобождают из дисциплинарного батальона на таких основаниях:после отбытия срока наказания, назначенного приговором суда; по акту амнистии;в связи с помилованием; в случае вынесения судом постановления об освобожденииот отбытия наказания по болезни, досрочно и на других основаниях, установленныхзаконом. Время пребывания осужденных в дисциплинарном батальоне к сроку воинскойслужбы не зачисляется.3. Порядок и условия исполнения уголовных наказаний несвязанных с применением мер исправительно-трудового влияния
Порядок и условия выполненияуголовных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности,заниматься определенной деятельностью, штрафа, конфискации имущества, лишение воинскогоили специального звания определяются Положенном о порядке и условиях исполненияв Украине уголовных наказаний не связанных с мерами исправительно-трудовоговлияния на осужденных (утверждено Указом Президиума Верховной Рады Украины №7193- Х от 22.06.84).
Основанием для исполненияперечисленных наказаний является приговор суда, который набрал законную силу.Этот приговор обращается к исполнению судом, который вынес приговор, не позднеетрех суток со дня обретения им законной силы или возвращения дела изкассационной инстанции.
Лица, осужденные кперечисленным наказаниям, имеют обязанности и права, установленныезаконодательством для граждан Украины, с ограничениями, предусмотреннымизаконодательством для осужденных, а также вытекают из приговора суда иустановленного законом порядка выполнения этого вида наказания.
Надзор за соблюдением законовпри исполнении указанных наказаний осуществляют Генеральный прокурор Украины иподчиненные ему прокуроры согласно Закону Украины «О прокуратуре».
Уголовное наказание ввиде лишения права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью согласно требованиям ст. 31 УК Украины может назначаться судом насрок от двух до пяти лет как основное или дополнительное наказание. Это наказаниеназначается и тогда, когда по характеру содеянных виновным преступлений подолжности или во время занятия определенной деятельностью суд признаетневозможным сохранение за ним права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью [7].
Лишение права заниматьопределенные должности состоит в освобождении осужденного на указанный вприговоре суда срок от должности, которую он занимал во время совершенияпреступления, и лишении его права занимать аналогичные должности на другихпредприятиях, в учреждениях и организациях.
Лишение права заниматьсяопределенной деятельностью — это запрет осужденному заниматься деятельностью, всвязи с которой им содеяно преступление.
Лишение права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью можетназначаться или как основное, если оно предусмотрено как такое в санкции статьиУК Украины, а также при применении ст. 44 УК Украины, или как дополнительноенаказание, если оно предусмотрено как такое в санкции статьи УК Украины.
Лишение лица права заниматьопределенные должности предусматривает не только освобождение его от занимаемойдолжности, а и запрет занимать ее и аналогичные ей на определенный срок. Вслучае установления приговором запрета заниматься определенной профессиональнойдеятельностью осужденный увольняется с предыдущего места работы и, кроме того,устраняется со сферы своей профессиональной деятельности вообще. Итак, если впервом случае осужденный не лишается возможности работать по специальности, товторой случай применения лишения права характеризуется большим количествомограничений относительно трудовых прав.
Условно-досрочное идосрочное освобождение от назначенного как основное наказание лишения права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностьюзаконодательством не предполагается. Оно может быть осуществлено лишь как актамнистии или помилование. Осужденный может освободиться от рассматриваемогодополнительного наказания в случае условно-досрочного освобождения от основногонаказания или замены его на более мягкое в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 52УК Украины.
Лицо, которое отбыло наказаниев виде запрета права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью, приглашается к ИИР, где ему объявляется о снятии сучета и разъясняются права согласно действующему законодательству.
Лица, которые былиосуждены к рассматриваемому виду наказания как основному, считаются несудимыми,если на протяжении года со дня его отбытия не совершат нового преступления.
Штраф является мерой уголовногонаказания, которая выражается во взыскании с осужденного в доход государства определеннойсуммы денег.
Общие основанияназначения уголовного наказания в виде штрафа определяются уголовнымзаконодательством Украины, в частности ст. 32 УК Украины. Штраф применяется какосновное или дополнительное наказание. Размер штрафа устанавливается взависимости от тяжести содеянного преступления с учетом имущественногосостояния виновного от 10 до 400 минимальных размеров заработной платы, а висключительных случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, заотдельные преступления могут устанавливаться и большие размеры штрафа [7].
Штраф как основноенаказание назначается тогда, когда эта мера наказания предусмотрена санкциейсоответствующей статьи УК Украины. Равно как основное наказание штраф можетназначаться в порядке замены исправительных работ лицам, которые признанынетрудоспособными, и лицам, которые стали нетрудоспособными после вынесенияприговора, а также в случае замены наказания на более мягкое, если в последнемслучае санкция статьи, по которой осужден виновный, среди основных мернаказания предусматривает и штраф. Если санкция статьи УК Украины непредусматривает штрафа, он может назначаться как основное наказание лишь впорядке перехода к более мягкому виду наказания при наличии оснований,предусмотренных ст. 44 УК Украины.
Штраф как дополнительнаямера наказания назначается лишь тогда, когда он предусмотрен санкцией статьизакона, по которому подсудимый признан виновным, а также в случае примененияусловного осуждения и отсрочки выполнения приговора.
Суд, который вынес приговор,предлагает осужденному добровольно уплатить суму штрафа в месячный срок ипредупреждает, что в случае неуплаты штрафа он будет взыскан в принудительномпорядке. Если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в этот срок,согласно ст. 405 КПК Украины его взыскание может быть отсрочено или рассрочено,но не более чем на один год со дня обретения приговором законной силы.
В случае неуплатыосужденным штрафа в установленный срок наказание в виде штрафа осуществляетсяпринудительно в порядке и сроки, предусмотренные ст. 362 Гражданскогопроцессуального кодекса Украины, на основании исполнительного листа, выданногосудом, который вынес приговор.
Взыскание штрафаобращается на личное имущество осужденного, а также на его часть в общейсобственности.
Обращение взыскания назаработную плату или другой заработок, пенсию или стипендию осужденногоосуществляется в случае отсутствия у него имущества или недостаточности этогоимущества для полного взыскания штрафа [11].
Взыскание на имуществоосужденного не обращается, если размер взыскания не превышает 20 % месячнойзаработной платы или другого заработка, пенсии или стипендии, на которые позакону может быть обращено взыскание.
При взыскании штрафа неможет изыматься имущество, которое не подлежит конфискации согласно Перечню,который содержится в приложении к УК Украины.
В случае злостногоуклонения осужденного от уплаты штрафа, назначенного как основной вид наказания,суд по представлению государственной исполнительной службы или по собственнойинициативе может заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительныхработ без лишения свободы из расчета один месяц исправительных работ за четыреминимальных размера заработной платы штрафа, но на срок не больше два года впорядке, предусмотренном законодательством Украины и ст. 410 УПК Украины.Заменять штраф на исправительные работы нетрудоспособному лицу запрещено.
Заменять штраф на лишениесвободы и наоборот не допускается (ст. 32 УК Украины).
По правовой природе и последствиямштраф как мера уголовного наказания отличается от штрафа как мерыадминистративного взыскания и общественного влияния. Предназначенный приговоромсуда за содеянное преступление штраф тянет за собой судимость. Судимостьсчитается погашенной, если осужденное к штрафу лицо на протяжении года со дняотбытия наказания не совершит нового преступления.
Конфискация имущества(ст. 35 УК Украины) является разновидностью дополнительного уголовногонаказания, которое заключается в принудительном бесплатном изъятии имуществаосужденного в собственность государства. Этот вид наказания применяется лишьтогда, когда он предусмотрен санкцией статьи закона, за которой подсудимыйпризнан виновным.
Порядок и условиявыполнения этого наказания указаны в гл. 5 Положения.
Суд, который постановилприговор, который предусматривает как дополнительное наказание конфискациюимущества, после обретения законной силы присылает исполнительный лист, копиюописания имущества и копию приговора для исполнения в государственную исполнительнуюслужбу, о чем извещает соответствующий финансовый орган. При отсутствии в делеописания имущества осужденного присылается справка, относительно имущества котороене подвергалось описанию.
Наказание в видеконфискации имущества осуществляет государственная исполнительная служба районных(городских) управлений юстиции по месту нахождения имущества.
Согласно ст. 21 Положенияконфискации подлежит имущество, которое является личной собственностью осужденного,в том числе его часть в общей собственности, а также вклады осужденного.
Не подлежит конфискацииимущество, которое нужно собственно осужденному и лицам, которые находятся наего содержании. Перечень такого имущества установлен в приложении к УК Украины.
Споры о принадлежностиимущества, которое подлежит конфискации по приговору суда, решаются в порядке,установленном Гражданским процессуальным кодексом Украины [8].
Государственныйисполнитель сразу после получения исполнительного листа проверяет наличиеимущества, указанного в описи, обнаруживает другое имущество, которое подлежит конфискации,и составляет опись этого имущества. При наличии справки, описания имущества неподвергалось, государственный исполнитель принимает меры к выявлению имуществаосужденного, которое подлежит конфискации, и при его выявлении составляет описьэтого имущества.
В описи отмечается полноеи точное наименования каждого предмета, его отличительные признаки (в том числемасса, цвет, метраж, степень изношенности). Описанные предметы пломбируются илиопечатываются, о чем в описи делается соответствующая пометка.
Государственныйисполнитель принимает необходимые меры относительно сохранения имущества,которое подлежит конфискации и подвергнуто описи.
Часть осужденного в общейсобственности определяется по представлению государственного исполнителярайонным (городским) судом в порядке, предусмотренном ст. 379 Гражданскогопроцессуального кодекса Украины.
Конфискованное имуществоосужденного передается финансовым органам после удовлетворения согласно законодательствуУкраины всех выдвинутых к нему требований. Относительно претензий, которыеподлежат удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечаетв пределах актива.
Конфискованное имуществопередается финансовым органам в порядке, установленном Министерством финансовУкраины и Министерством юстиции Украины.
Если после выполненияприговора в части конфискации всего имущества, но к окончанию установленныхзаконом сроков выполнения обвинительного приговора оказывается неконфискованноеимущество осужденного, приобретенное им к вынесению приговора или после этого,но на средства, которые подлежат конфискации, по представлению прокурора судрешает вопрос о конфискации дополнительно выявленного имущества в порядке,установленном ст. 409, 411 УПК Украины.
В ст. 37 УК Украиныпредполагаются основания для лишения воинских, специальных званий, рангов,чинов, квалификационных классов и государственных наград относительно лиц,осужденных за содеянные преступления.
Согласно ч. 1 ст. 37 УКУкраины в случае осуждения за тяжкое преступление лицо, которое имеет воинское,специальное звание, ранг, чин или квалификационный класс, может быть лишено егопо приговору суда.
В случае осуждения за тяжкоепреступление лица, которое имеет почетное звание или отмечено государственнойнаградой Украины, суд при вынесении приговора решает вопрос о внесениипредставления Президенту Украины о лишении осужденного почетного звания или государственнойнаграды Украины. Ордена, медали и почетные звания являются государственныминаградами Украины за особые заслуги перед государством и обществом.Государственные награды согласно п. 5 ч. 2 ст. 92 Конституции Украиныустанавливаются исключительно законами Украины. Согласно п. 6 ч. 2 ст. 92Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются также воинскиезвания, дипломатические ранги и другие специальные звания. Президент Украиныприсваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и другиевысшие специальные звания и классные чины, а также награждает государственныминаградами; устанавливает президентские отличия и награждает ими. Лишение воинскиеили специального звания является дополнительным наказанием, которое суд имеетправо применить к лицу, которое совершило тяжкое преступление и тем самымопозорило присвоенное ему звание. Суд решает вопрос о назначении этогонаказания на общих основаниях назначения наказания. Перечень тяжкихпреступлений содержится в ст. 7-1 УК Украины. В контексте положений ч. 1 ст. 37УК Украины ранги, чины и квалификационные классы являются специальными званиямив широком понимании этого понятия. Порядок и условия выполнения наказания ввиде лишения воинские или специального звания определяются гл. 6 Положений и вчастности ст. 27. Суд, который вынес приговор о лишении осужденного воинские илиспециального звания, присылает копию приговора после обретения им законной силыоргану, который его присвоил.
После получения копииприговора, которым осужденный лишен воинские или специального звания, орган,который присвоил это звание, вносит в установленном порядке к соответствующимдокументам запись о лишении осужденного звания и принимает меры лишения еговсех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает к суду [11].
Лишение лица, котороеосуждают за совершение тяжкого преступления, государственной награды (ордена,медали или отличия Президента Украины), почетного звания не входит вкомпетенцию суда и не является дополнительным уголовным наказанием. Суд,установив, что подсудимому присвоено почетное звание или он награжденгосударственной наградой Украины, решает вопрос о внесении Президенту Украиныпредставления об их лишении. В дальнейшем суду сообщается о решении, принятомотносительно внесенного представления. Порядок и сроки внесения представленияпо этому вопросу определяются ст. 28 Положения. Поскольку УК Украины непредусмотрено лишения лиц государственных наград бывшего СССР, суд не имеетправа принимать такое решение. Такое решение суд не имеет права принимать такжеи относительно отличий иностранных государств.
ВЫВОДЫ
Исправительные работы безлишения свободы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и являетсяосновной мерой наказания, которая может назначаться судом в таких случаях: еслиэта мера наказания предполагается санкцией статьи УК Украины; назначение болеемягкого наказания, чем предусмотрено законом; замены наказания более мягкимнаказанием; замены исправительными работами штрафа, предназначенного какосновное наказание, в случае злостного уклонения осужденного от его уплаты.
Одним из видов уголовногонаказания, связанного с применением мер исправительно-трудового влияния наосужденных, является направление военнослужащих срочной службы в дисциплинарныйбатальон. военнослужащие срочной службы, которые совершили преступления, могутнаправляться в дисциплинарный батальон в случаях, предусмотренных законом, насрок от трех месяцев до двух лет, а также если суд, учтя обстоятельства дела илицо осужденного, признает целесообразным вместо лишения свободы на срок дотрех лет применить направление в дисциплинарный батальон на тот же срок. Сущностьэтого вида наказания заключается в том, что осужденный принудительнонаправляется в особую военную часть – дисциплинарный батальон, где действуетспециальный внутренний распорядок. Этот вид наказания применяется в случаесовершения преступлений, которые не представляют большой общественнойопасности, когда осужденных можно оставить на воинской службе и исправить вусловиях специальной воинской части.
Штраф является меройуголовного наказания, которая выражается во взыскании с осужденного в доходгосударства определенной суммы денег.
Общие основанияназначения уголовного наказания в виде штрафа определяются уголовнымзаконодательством Украины, в частности ст. 32 УК Украины. Штраф применяется какосновное или дополнительное наказание.
Конфискация имущества(ст. 35 УК Украины) является разновидностью дополнительного уголовногонаказания, которое заключается в принудительном бесплатном изъятии имуществаосужденного в собственность государства. Этот вид наказания применяется лишьтогда, когда он предусмотрен санкцией статьи закона, за которой подсудимыйпризнан виновным.
В случае осуждения затяжкое преступление лицо, которое имеет воинское, специальное звание, ранг, чинили квалификационный класс, может быть лишено его по приговору суда. В случаеосуждения за тяжкое преступление лица, которое имеет почетное звание илиотмечено государственной наградой Украины, суд при вынесении приговора решаетвопрос о внесении представления Президенту Украины о лишении осужденногопочетного звания или государственной награды Украины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституціяУкраїни від 28 червня 1996р. / Відомості Верховної Ради (ВВР), 1996, N 30, ст.141.
2. КримінальнийКодекс України.
3. Кримінально-виконавчийкодекс України: Офіц. Видання. – К.: Концерн «Видавничий дім» “ІнЮре”, 2004. – 160 с.
4. Закон України «Провиконавче провадження» від 21 квітня 1999 р. N 606-XIV/Відомості ВерховноїРади (ВВР), 1999, N 24, ст.207
5. Науково-практичнийкоментар до Кримінального Кодексу України
6. Збірник науковихпраць Харківського Центру вивчення організованої злочинності. Випуск перший. — Харків, 2000.
7. Кримінальне правоУкраїни. Бажанов М.І. — К., 2004.
8. Кримінально-виконавчеправо України. – Х., Одисей, 2004.
9. Кримінально-виконавчеправо України: Курс лекцій. — Семаков Г. С, Гель А. П., Київ, 2000
10. Наказ Державногодепартаменту України з питань виконання покарань від 16.12.2003р. № 261 «Прозатвердження Інструкції про порядок розподілу, направлення та переведення длявідбування покарання осіб, засуджених до позбавлення волі, Положення прокомісію з питань розподілу, направлення та переведення для відбування покаранняосіб, засуджених до позбавлення волі, Положення про Апеляційну комісіюДержавного департаменту України з питань виконання покарань з питань розподілу,направлення та переведення для відбування покарання осіб, засуджених допозбавлення волі» / Офіційний Вісник України 2004, 1 від 23.01.2004р.
11. Кримінально-виконавчеправо: Підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальнихзакладів / За ред.проф. А.Х. Степанюка. – Х.: Право, 2005. – 256 с.